Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 ноября 2009 г. N 564 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального профессионального образования по профессии 151031.02 Наладчик деревообрабатывающего оборудования" (утратил силу)

Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 ноября 2009 г. N 564
"Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального профессионального образования по профессии 151031.02 Наладчик деревообрабатывающего оборудования"

ГАРАНТ:

Приказом Минобрнауки России от 2 августа 2013 г. N 828 настоящий приказ признан утратившим силу с 1 сентября 2013 г.

В соответствии с пунктом 5.2.8 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004 г. N 280 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 25, ст. 2562; 2005, N 15, ст. 1350; 2006, N 18, ст. 2007; 2008, N 25, ст. 2990; N 34, ст. 3938; N 42, ст. 4825; N 46, ст. 5337; N 48, ст. 5619; 2009, N 3, ст. 378; N 6, ст. 738; N 14, ст. 1662), пунктом 7 Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. N 142 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 9, ст. 1110), приказываю:

1. Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования по профессии 151031.02 Наладчик деревообрабатывающего оборудования.

2. Ввести в действие с 1 января 2010 г. федеральный государственный образовательный стандарт, утвержденный настоящим приказом.


Министр

А. Фурсенко


Зарегистрировано в Минюсте РФ 10 декабря 2009 г.

Регистрационный N 15515


ГАРАНТ:

Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт вводится в действие с 1 января 2010 г.


Приложение


Федеральный государственный образовательный стандарт
начального профессионального образования по профессии 151031.02 Наладчик деревообрабатывающего оборудования
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 9 ноября 2009 г. N 564)

ГАРАНТ:

См. справку о федеральных государственных образовательных стандартах


I. Область применения


1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования (далее - ФГОС НПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных профессиональных образовательных программ по профессии 151031.02 Наладчик деревообрабатывающего оборудования всеми образовательными учреждениями профессионального образования на территории Российской Федерации, имеющими право на реализацию основной профессиональной образовательной программы по данной профессии, имеющими государственную аккредитацию.

1.2. Право на реализацию основной профессиональной образовательной программы по профессии начального профессионального образования имеют образовательные учреждения начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования при наличии соответствующей лицензии.


II. Используемые сокращения


В настоящем стандарте используются следующие сокращения:

НПО - начальное профессиональное образование;

ФГОС НПО - федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования;

ОУ - образовательное учреждение;

ОПОП - основная профессиональная образовательная программа по профессии;

ОК - общая компетенция;

ПК - профессиональная компетенция;

ПМ - профессиональный модуль;

МДК - междисциплинарный курс.


III. Характеристика подготовки по профессии


3.1. Нормативные сроки освоения основной профессиональной образовательной программы начального профессионального образования при очной форме получения образования и соответствующие квалификации приводятся в таблице 1.


Таблица 1


Образовательная
база приема
Наименование квалификации
(профессий по Общероссийскому
классификатору профессий
рабочих, должностей служащих и
тарифных разрядов) (ОК 016 -
94)*
Нормативный срок
освоения ОПОП при
очной форме
получения
образования
на базе среднего
(полного) общего
образования
Наладчик деревообрабатывающего
оборудования
1 год 10 мес.
на базе основного
общего образования
3 года 5 мес.**

______________________________

* ФГОС НПО в части требований к результатам освоения ОПОП ориентирован на присвоение выпускнику квалификации выше средней квалификации для данной профессии

** Образовательные учреждения, осуществляющие подготовку рабочих на базе основного общего образования, реализуют федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования в пределах основных профессиональных образовательных программ начального профессионального образования, в том числе с учетом профиля получаемого профессионального образования

3.2. Рекомендуемый перечень возможных сочетаний профессий рабочих, должностей служащих по Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОК 016-94) при формировании основной профессиональной образовательной программы подготовки по профессиям НПО:

не предусмотрен.

Срок освоения ОПОП НПО по очно-заочной (вечерней) форме получения образования увеличивается:

на базе среднего (полного) общего образования - не более чем на 1 год;

на базе основного общего образования - не более чем на 1,5 года.


IV. Характеристика профессиональной деятельности выпускников


4.1. Область профессиональной деятельности выпускников: наладка станков и оборудования; обработка деталей, заготовок и изделий на деревообрабатывающих станках с использованием основных технологических процессов в деревообработке.

4.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:

станки: круглопильные, сверлильные, фрезерные, кромкофуговальные, односторонние шипорезные, рейсмусовые, фуговальные, круглопалочные, сверлильно-пазовальные, ленточнопильные станки для изготовления гнутой мебели, лущильные;

автоматические и полуавтоматические линии и установки, промышленные манипуляторы с программным управлением и штабелеры;

контрольно-измерительные инструменты, режущие инструменты, приспособления и оснастка.

4.3. Обучающийся по профессии Наладчик деревообрабатывающего оборудования готовится к следующим видам деятельности:

4.3.1. Наладка и регулирование круглопильных, сверлильных, фрезерных, шлифовальных, шипорезных, ленточнопильных и других станков.

4.3.2. Наладка и регулирование автоматических и полуавтоматических линий и установок.

4.3.3. Выполнение работ по ремонту деревообрабатывающих станков.

4.3.4. Выполнение работ по ремонту автоматических и полуавтоматических линий и установок.


V. Требования к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы


5.1. Выпускник, освоивший ОПОП НПО, должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

5.2. Выпускник, освоивший ОПОП НПО, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности:

5.2.1. Наладка и регулирование круглопильных, сверлильных, фрезерных, шлифовальных, шипорезных, ленточнопильных и других станков.

ПК 1.1. Производить выбор, установку и замену режущего инструмента на деревообрабатывающих станках.

ПК 1.2. Осуществлять техническое обслуживание деревообрабатывающих станков.

ПК 1.3. Выполнять наладку и регулирование станков и транспортных устройств на полный цикл обработки деталей.

5.2.2. Наладка и регулирование автоматических и полуавтоматических линий и установок.

ПК 2.1. Осуществлять техническое обслуживание автоматических и полуавтоматических линий и установок.

ПК 2.2. Выполнять наладку автоматических и полуавтоматических линий и установок.

5.2.3. Выполнение работ по ремонту деревообрабатывающих станков.

ПК 3.1. Определять неисправности деревообрабатывающих станков и выявлять причины их появления.

ПК 3.2. Устранять неисправности деревообрабатывающих станков.

ПК 3.3. Выполнять контроль качества ремонта деревообрабатывающих станков.

5.2.4. Выполнение работ по ремонту автоматических и полуавтоматических линий и установок.

ПК 4.1. Определять неисправности автоматических и полуавтоматических линий и установок.

ПК 4.2. Устранять неисправности автоматических и полуавтоматических линий и установок.

ПК 4.3. Выполнять контроль качества ремонта автоматических и полуавтоматических линий и установок.


VI. Требования к структуре основной профессиональной образовательной программы


6.1. Основная профессиональная образовательная программа по профессии НПО предусматривает изучение следующих учебных циклов:

общепрофессионального;

профессионального

и разделов:

физическая культура;

учебная практика (производственное обучение);

производственная практика;

промежуточная аттестация;

государственная (итоговая) аттестация.

6.2. Обязательная часть основной профессиональной образовательной программы должна составлять около 80 процентов от общего объема времени, отведенного на ее освоение. Вариативная часть (около 20 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательным учреждением.

Профессиональный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей в соответствии с основными видами деятельности. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная практика (производственное обучение) и (или) производственная практика.

6.3. Обязательная часть профессионального цикла ОПОП НПО должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности". Объем часов на дисциплину "Безопасность жизнедеятельности" составляет 2 часа в неделю в период теоретического обучения (обязательной части циклов), но не более 68 часов, из них на освоение основ военной службы - 70 процентов от общего объема времени, отведенного на указанную дисциплину.


Структура основной профессиональной образовательной программы начального профессионального образования


Таблица 2


Индекс Наименование циклов, разделов,
модулей, требования к знаниям,
умениям, практическому опыту
Всего
максимальной
учебной
нагрузки
обучающегося
В т.ч. часов
обязательных
учебных
занятий
Индекс и
наименование
дисциплин,
междисциплинар-
ных курсов
(МДК)
Коды
формируемых
компетенций
  Обязательная часть циклов ОПОП и
раздел "Физическая культура"
1782 1188    
ОП.00 Общепрофессиональный цикл 855 570    
  В результате изучения обязательной
части цикла обучающийся по
общепрофессиональным дисциплинам
должен:
уметь:
анализировать техническую
документацию;
определять предельные отклонения
размеров по стандартам, технической
документации;
выполнять расчеты величин предельных
размеров и допуска по данным чертежа и
определять годность заданных размеров;
определять характер сопряжения (группы
посадки) по данным чертежей, по
выполненным расчетам;
выполнять графики полей допусков по
выполненным расчетам;
применять контрольно-измерительные
приборы и инструменты;
знать:
систему допусков и посадок;
квалитеты и параметры шероховатости;
основные принципы калибровки сложных
профилей;
основы взаимозаменяемости;
методы определения погрешностей
измерений;
основные сведения о сопряжениях в
машиностроении;
размеры допусков для основных видов
механической обработки и для деталей,
поступающих на сборку;
основные принципы калибрования простых
и средней сложности профилей;
стандарты на материалы, крепежные и
нормализованные детали и узлы;
наименование и свойства комплектуемых
материалов;
устройство, назначение, правила
настройки и регулирования
контрольно-измерительных инструментов
и приборов;
методы и средства контроля
обработанных поверхностей
    ОП.01.
Технические
измерения
ОК 1 - 7
ПК 1.1 - 4.3
уметь:
читать и оформлять чертежи, схемы и
графики;
составлять эскизы на обрабатываемые
детали с указанием допусков и посадок;
пользоваться справочной литературой;
пользоваться спецификацией в процессе
чтения сборочных чертежей, схем;
выполнять расчеты величин предельных
размеров и допуска по данным чертежа и
определять годность заданных
действительных размеров;
знать:
основы черчения и геометрии;
требования единой системы
конструкторской документации (ЕСКД);
правила чтения схем и чертежей
обрабатываемых деталей;
способы выполнения рабочих чертежей и
эскизов
    ОП.02.
Техническая
графика
ОК 1 - 7
ПК 1.1 - 4.3
уметь:
читать структурные, монтажные и
простые принципиальные электрические
схемы;
рассчитывать и измерять основные
параметры простых электрических,
магнитных и электронных цепей;
использовать в работе
электроизмерительные приборы;
пускать и останавливать
электродвигатели, установленные на
эксплуатируемом оборудовании;
знать:
единицы измерения силы тока,
напряжения, мощности электрического
тока, сопротивления проводников;
методы расчета и измерения основных
параметров простых электрических,
магнитных и электронных цепей;
свойства постоянного и переменного
электрического тока;
принципы последовательного и
параллельного соединения проводников и
источников тока;
электроизмерительные приборы
(амперметр, вольтметр), их устройство,
принцип действия и правила включения в
электрическую цепь;
свойства магнитного поля;
двигатели постоянного и переменного
тока, их устройство и принцип
действия;
правила пуска, остановки
электродвигателей, установленных на
эксплуатируемом оборудовании;
аппаратуру защиты электродвигателей;
методы защиты от короткого замыкания;
заземление, зануление
    ОП.03. Основы
электротехники
ОК 1 - 7
ПК 1.1 - 4.3
уметь:
выполнять механические испытания
образцов материалов;
использовать физико-химические методы
исследования металлов;
пользоваться справочными таблицами для
определения свойств материалов;
выбирать материалы для осуществления
профессиональной деятельности;
знать:
основные свойства и классификацию
материалов, использующихся в
профессиональной деятельности;
наименование, маркировку, свойства
обрабатываемого материала;
правила применения охлаждающих и
смазывающих материалов;
основные сведения о металлах и
сплавах;
основные сведения о неметаллических,
прокладочных, уплотнительных и
электротехнических материалах, стали,
их классификацию
    ОП.04. Основы
материаловеде-
ния
ОК 1 - 7
ПК 1.1 - 4.3
уметь:
оформлять техническую документацию;
рассчитывать режимы резания по
формулам, находить по справочникам при
разных видах обработки;
составлять технологический процесс
обработки деталей, изделий на
деревообрабатывающих станках;
знать:
основные понятия и определения
технологических процессов изготовления
деталей и режимов обработки;
основы теории резания древесины в
пределах выполняемой работы;
принцип базирования;
общие сведения о проектировании
технологических процессов;
порядок оформления технической
документации
    ОП.05.
Технология
деревообрабаты-
вающего
производства
ОК 1 - 7
ПК 1.1 - 4.3
уметь:
анализировать показания
контрольно-измерительных приборов;
делать обоснованный выбор
оборудования, средств механизации и
автоматизации в профессиональной
деятельности;
знать:
назначение, классификацию, устройство
и принцип действия средств автоматики
на производстве;
элементы организации автоматического
построения производства и управления
им;
общий состав и структуру ЭВМ,
технические и программные средства
реализации информационных процессов,
технологию автоматизированной
обработки информации, локальные и
глобальные сети
    ОП.06. Основы
автоматизации
производства
ОК 1 - 7
ПК 1.1 - 4.3
уметь:
производить разборку, ремонт, сборку и
испытание узлов и механизмов
оборудования, агрегатов и машин
средней сложности;
производить ремонт, регулирование и
испытание оборудования, агрегатов и
машин средней сложности, а также
сложных под руководством слесаря более
высокой квалификации;
производить слесарную обработку
деталей по 11 - 12 квалитетам (4 - 5
классам точности);
изготовлять приспособления средней
сложности для ремонта и сборки;
выполнять такелажные работы при
перемещении грузов с помощью простых
грузоподъемных средств и механизмов,
управляемых с пола;
производить ремонт, монтаж, демонтаж,
испытание, регулирование и наладку
сложного оборудования, агрегатов и
машин и сдачу их после ремонта;
знать:
устройство ремонтируемого
оборудования;
назначение и взаимодействие основных
узлов и механизмов;
техническую последовательность
разборки, ремонта и сборки
оборудования агрегатов и машин;
технические условия на испытание,
регулировку и приемку узлов и
механизмов;
устройство универсальных
приспособлений и
контрольно-измерительного инструмента
средней сложности;
допуски и посадки;
квалитеты и параметры шероховатости;
правила строповки, подъема и
перемещения грузов, правила
эксплуатации грузоподъемных средств и
механизмов, управляемых с пола
    ОП.07. Детали
машин, ремонт и
основы монтажа
оборудования
ОК 1 - 7
ПК 1.1 - 4.3
уметь:
организовывать и проводить мероприятия
по защите работающих и населения от
негативных воздействий чрезвычайных
ситуаций;
предпринимать профилактические меры
для снижения уровня опасностей
различного вида и их последствий в
профессиональной деятельности и быту;
использовать средства индивидуальной и
коллективной защиты от оружия
массового поражения;
применять первичные средства
пожаротушения;
ориентироваться в перечне
военно-учетных специальностей и
самостоятельно определять среди них
родственные полученной профессии;
применять профессиональные знания в
ходе исполнения обязанностей военной
службы на воинских должностях в
соответствии с полученной профессией;
владеть способами бесконфликтного
общения и саморегуляции в повседневной
деятельности и экстремальных условиях
военной службы;
оказывать первую помощь пострадавшим;
знать:
принципы обеспечения устойчивости
объектов экономики, прогнозирования
развития событий и оценки последствий
при техногенных чрезвычайных ситуациях
и стихийных явлениях, в том числе в
условиях противодействия терроризму
как серьезной угрозе национальной
безопасности России;
основные виды потенциальных опасностей
и их последствия в профессиональной
деятельности и быту, принципы снижения
вероятности их реализации;
основы военной службы и обороны
государства;
задачи и основные мероприятия
гражданской обороны;
способы защиты населения от оружия
массового поражения;
меры пожарной безопасности и правила
безопасного поведения при пожарах;
организацию и порядок призыва граждан
на военную службу и поступления на нее
в добровольном порядке;
основные виды вооружения, военной
техники и специального снаряжения,
состоящих на вооружении (оснащении)
воинских подразделений, в которых
имеются военно-учетные специальности,
родственные профессиям НПО;
область применения получаемых
профессиональных знаний при исполнении
обязанностей военной службы;
порядок и правила оказания первой
помощи пострадавшим
  66 ОП.08.
Безопасность
жизнедеятельно-
сти
ОК 1 - 7
ПК 1.1 - 4.3
П.00 Профессиональный цикл 927 618    
ПМ.00 Профессиональные модули 927 618    
ПМ.01 Наладка и регулирование круглопильных,
сверлильных, фрезерных, шлифовальных,
шипорезных, ленточнопильных и других
станков
В результате изучения
профессионального модуля обучающийся
должен:
иметь практический опыт:
выполнения наладки
деревообрабатывающих станков;
работы по ремонту деревообрабатывающих
станков;
технического обслуживания
деревообрабатывающих станков;
уметь:
выполнять наладку, установку и смену
режущего инструмента на станках
средней сложности:
круглопильных, сверлильных
многошпиндельных, фрезерных,
кромкофуговальных, шипорезных,
рейсмусовых, фуговальных,
круглопалочных,
сверлильно-пазовальных,
ленточнопильных, лущильных;
выполнять наладку деревообрабатывающих
станков и транспортных устройств на
полный цикл обработки простых деталей
с одним видом обработки;
выполнять подналадку
деревообрабатывающих станков в
процессе работы;
выполнять расчеты, связанные с
наладкой обслуживаемых станков;
устанавливать технологическую
последовательность и режимы обработки;
выполнять установку специальных
приспособлений с выверкой в нескольких
плоскостях;
выполнять обработку пробных деталей и
сдачу их в ОТК;
принимать участие в ремонте станков;
знать:
устройство деревообрабатывающих
станков, правила проверки на точность
агрегатных и специальных станков;
кинематические схемы и правила
проверки на точность
деревообрабатывающих станков;
конструктивные особенности
универсальных и специальных
приспособлений, оснастки;
геометрию, правила термообработки,
заточки, доводки и установки
нормального режущего инструмента,
изготовленного из инструментальных
сталей, и инструмента с пластинами из
твердых сплавов или керамическими;
способы установки, крепления и выверки
сложных деталей;
основы технологии обработки древесины
в пределах выполняемой работы;
правила выбора режимов резания;
правила настройки и регулирования
контрольно-измерительных инструментов
и приборов
    МДК.01.01.
Режущие
инструменты и
составные части
станков

МДК.01.02.
Устройство
деревообрабаты-
вающих станков

МДК.01.03
Технология
работ по
наладке
деревообрабаты-
вающих станков
ОК 1
ОК 2
ОК 3
ОК 4
ОК 5
ОК 6
ОК 7
ПК 1.1
ПК 1.2
ПК 1.3
ПМ.02 Наладка автоматических и
полуавтоматических линий и установок
В результате изучения
профессионального модуля обучающийся
должен:
иметь практический опыт:
работы по выполнению наладки
автоматических и полуавтоматических
линий и установок;
технического обслуживания
автоматических и полуавтоматических
линий и установок;
уметь:
выполнять наладку автоматических и
полуавтоматических линий и установок в
фанерном, мебельном и спичечном
производстве;
выполнять технические расчеты,
необходимые при наладке линий;
устанавливать технологическую
последовательность обработки и режимов
резания, выполнять подбор режущего и
измерительных инструментов и
приспособлений по технологической
карте;
устанавливать приспособления и
инструменты;
выполнять установку специальных
приспособлений с выверкой их в
нескольких плоскостях;
выполнять подналадку и регулирование
обслуживаемых линий в процессе работы;
выполнять обработку пробных деталей
после наладки и их сдачу в отдел
технического контроля;
участвовать в ремонте станков;
знать:
устройство обслуживаемых
автоматических и полуавтоматических
линий и установок и правила проверки
их на точность;
кинематические схемы автоматических и
полуавтоматических линий и установок и
правила проверки их на точность;
конструктивные особенности и правила
применения универсальных и специальных
приспособлений, оснастки;
правила настройки и регулирования
контрольно-измерительных инструментов
и приборов
    МДК.02.01.
Устройство
автоматических
и
полуавтоматиче-
ских линий и
установок

МДК.02.02.
Технология
работ по
наладке
автоматических
и
полуавтоматиче-
ских линий и
установок
ОК 1
ОК 2
ОК 3
ОК 4
ОК 5
ОК 6
ОК 7
ПК 2.1
ПК 2.2
ПМ.03 Участие в текущем и капитальном
ремонте обслуживаемого оборудования
В результате изучения
профессионального модуля обучающийся
должен:
иметь практический опыт:
выполнения работ по определению,
выявлению и устранению причин
неисправности деревообрабатывающих
станков;
оценке качества ремонта
деревообрабатывающих станков;
уметь:
определять неисправности
деревообрабатывающих станков;
пользоваться измерительным
инструментом;
составлять дефектную ведомость;
определять причины появления
неисправностей;
производить разборку и сборку узлов и
механизмов;
производить слесарные операции;
выбирать наиболее рациональные приемы
и способы ремонта деревообрабатывающих
станков;
производить монтаж деталей и узлов
деревообрабатывающих станков;
пользоваться приспособлениями и
грузоподъемными механизмами;
производить регулировку деталей и
узлов в соответствии с техническими
условиями;
производить испытания механизмов
станка на холостом ходу;
оформлять сдаточную документацию;
знать:
устройство деревообрабатывающих
станков;
последовательность разборки и
демонтажа оборудования;
особенности применения
контрольно-измерительного инструмента;
требования к качеству выпускаемой
продукции на станке;
технические условия на изготовление
деталей на деревообрабатывающих
станках;
допуски и посадки сопрягаемых деталей;
квалитеты и параметры шероховатости
поверхности;
правила строповки, подъема и
перемещения грузов;
рациональную организацию рабочих мест
и безопасность труда при техническом
обслуживании и ремонтных работах;
правила проведения приемо-сдаточных
испытаний;
основные технические характеристики
деревообрабатывающих станков;
критерии устойчивой работы станков
    МДК.03.01.
Диагностика
деревообрабаты-
вающих станков

МДК.03.02.
Ремонт
деревообрабаты-
вающих
станков

МДК.03.03.
Сертификация
ремонтных работ
ОК 1
ОК 2
ОК 3
ОК 4
ОК 5
ОК 6
ОК 7
ПК 3.1
ПК 3.2
ПК 3.3
ПМ.04 Выполнение работ по ремонту
автоматических и полуавтоматических
линий и установок
В результате изучения
профессионального модуля обучающийся
должен:
иметь практический опыт:
выполнения работ по определению и
устранению неисправности
автоматических и полуавтоматических
линий и установок;
оценке качества ремонта автоматических
и полуавтоматических линий и
установок;
уметь:
определять неисправности
автоматических и полуавтоматических
линий и установок в деревообработке;
пользоваться измерительным
инструментом;
составлять дефектную ведомость;
определять причины появления
неисправностей;
производить разборку и сборку узлов и
механизмов автоматических и
полуавтоматических линий и установок в
деревообработке;
производить слесарные операции;
выбирать наиболее рациональные приемы
и способы ремонта автоматических и
полуавтоматических линий и установок в
деревообработке;
производить монтаж деталей и узлов
автоматических и полуавтоматических
линий и установок в деревообработке;
пользоваться приспособлениями и
грузоподъемными механизмами;
производить регулировку деталей и
узлов в соответствии с техническими
условиями;
производить испытания механизмов линий
на холостом ходу;
оформлять сдаточную документацию;
знать:
устройство автоматических и
полуавтоматических линий и установок в
деревообработке;
последовательность разборки и
демонтажа оборудования автоматических
и полуавтоматических линий и установок
в деревообработке;
особенности применения
контрольно-измерительных инструментов;
технические условия на изготовление
деталей на автоматических и
полуавтоматических линий и установок в
деревообработке;
допуски и посадки сопрягаемых деталей;
квалитеты и параметры шероховатости
поверхности;
рациональную организацию рабочих мест
и безопасность труда при техническом
обслуживании и ремонтных работах;
правила проведения приемо-сдаточных
испытаний;
основные технические характеристики
автоматических и полуавтоматических
линий и установок в деревообработке;
критерии устойчивой работы
автоматических и полуавтоматических
линий и установок в деревообработке
    МДК.04.01.
Диагностика
автоматических
и
полуавтоматиче-
ских линий и
установок

МДК.04.02.
Ремонт
автоматических
и
полуавтоматиче-
ских линий и
установок

МДК.04.03.
Сертификация
ремонтных работ
ОК 1
ОК 2
ОК 3
ОК 4
ОК 5
ОК 6
ОК 7
ПК 4.1
ПК 4.2
ПК 4.3
ПК 4.4
ФК.00 Физическая культура
В результате освоения раздела
обучающийся
должен:
уметь:
использовать
физкультурно-оздоровительную
деятельность для укрепления здоровья,
достижения жизненных и
профессиональных целей;
знать:
о роли физической культуры в
общекультурном, профессиональном и
социальном развитии человека;
основы здорового образа жизни
123 82   ОК 2
ОК 3
ОК 6
ОК 7
  Вариативная часть циклов ОПОП
(определяется образовательным
учреждением)
432 288    
  Итого по обязательной части ОПОП,
включая раздел "Физическая культура",
и вариативной части ОПОП
2214 1476    
УП.00 Учебная практика (производственное
обучение)
36 нед. 1296   ОК 1 - 7
ПК 1.1 - 4.3
ПП.00 Производственная практика
ПА.00 Промежуточная аттестация 3 нед.      
ГИА.00 Государственная (итоговая) аттестация 2 нед.      

Таблица 3


Нормативный срок освоения ОПОП НПО при очной форме получения образования составляет 95 недель, в том числе:


Обучение по учебным циклам и разделу "Физическая культура" 41 нед.
Учебная практика (производственное обучение) 36 нед
Производственная практика
Промежуточная аттестация 3 нед.
Государственная (итоговая) аттестация 2 нед.
Каникулярное время 13 нед.
Итого 95 нед.

VII. Требования к условиям реализации основной профессиональной образовательной программы


7.1. Образовательное учреждение в рамках действующего законодательства самостоятельно разрабатывает и утверждает ОПОП НПО, определяя профессию или группу профессий рабочих (должностей служащих) по ОК 016-94 (исходя из рекомендуемого перечня их возможных сочетаний согласно п. 3.2. ФГОС) с учетом потребностей регионального рынка труда и примерной ОПОП.

Перед началом разработки ОПОП образовательное учреждение должно определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта.

Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым готовится обучающийся, должны определять содержание его образовательной программы, разрабатываемой образовательным учреждением совместно с заинтересованными работодателями.

При формировании ОПОП образовательное учреждение:

имеет право использовать объем времени, отведенный на вариативную часть циклов ОПОП, увеличивая при этом объем времени, отведенный на дисциплины и модули обязательной части, либо вводя новые дисциплины и модули в соответствии с потребностями работодателей и спецификой деятельности образовательного учреждения;

обязано ежегодно обновлять основную профессиональную образовательную программу с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках, установленных настоящим федеральным государственным образовательным стандартом;

обязано в рабочих учебных программах всех дисциплин и профессиональных модулей четко формулировать требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям;

обязано обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения;

обязано обеспечивать обучающимся возможность участвовать в формировании индивидуальной образовательной программы;

обязано формировать социокультурную среду, создавать условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности, сохранения здоровья обучающихся, способствовать развитию воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов;

должно предусматривать при реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе активных форм проведения занятий с применением электронных образовательных ресурсов, деловых и ролевых игр, индивидуальных и групповых проектов, анализа производственных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.

7.2. Обучающиеся имеют следующие права и обязанности:

при формировании своей индивидуальной образовательной траектории обучающийся имеет право на перезачет соответствующих дисциплин и профессиональных модулей, освоенных в процессе предшествующего обучения (в том числе и в других образовательных учреждениях), который освобождает обучающегося от необходимости их повторного освоения;

в целях воспитания и развития личности, достижения результатов при освоении основной профессиональной образовательной программы в части развития общих компетенций обучающиеся могут участвовать в развитии самоуправления, работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов;

обучающиеся обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные основной профессиональной образовательной программой;

обучающимся должна быть предоставлена возможность оценивания содержания, организации и качества образовательного процесса.

7.3. Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной профессиональной образовательной программы.

7.4. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки при очной форме получения образования составляет 36 академических часов в неделю.

7.5. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки при очно-заочной (вечерней) форме получения образования составляет 16 академических часов в неделю.

7.6. Общая продолжительность каникул составляет не менее 10 недель в учебном году при сроке обучения более 1 года и не менее 2 недель в зимний период при сроке обучения 1 год.

7.7. По дисциплине "Физическая культура" могут быть предусмотрены еженедельно 2 часа самостоятельной учебной нагрузки, включая игровые виды подготовки (за счет различных форм внеаудиторных занятий в спортивных клубах, секциях).

7.8. Образовательное учреждение имеет право для подгрупп девушек использовать 70 процентов учебного времени дисциплины "Безопасность жизнедеятельности", отведенного на изучение основ военной службы, на освоение основ медицинских знаний.

7.9. Нормативный срок освоения основной профессиональной образовательной программы по профессии начального профессионального образования при очной форме получения образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования, увеличивается на 73 недели из расчета:


      теоретическое обучение (при обязательной учебной       57 нед.
      нагрузке 36 часов в неделю)

      промежуточная аттестация                               3 нед.

      каникулярное время                                     13 нед.

7.10. Консультации для обучающихся очной формы получения образования предусматриваются образовательным учреждением в объеме 100 часов на учебную группу на каждый учебный год, в том числе в период реализации среднего (полного) общего образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования. Формы проведения консультаций (групповые, индивидуальные, письменные, устные) определяются образовательным учреждением.

7.11. В период обучения с юношами проводятся учебные сборы (для сроков обучения 1 год 10 мес.)*.

7.12. Практика является обязательным разделом ОПОП. Она представляет собой вид учебных занятий, обеспечивающих практико-ориентированную подготовку обучающихся. При реализации ОПОП НПО предусматриваются следующие виды практик: учебная практика (производственное обучение) и производственная практика.

Учебная практика (производственное обучение) и производственная практика проводятся образовательным учреждением при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и могут реализовываться как концентрированно в несколько периодов, так и рассредоточенно, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей.

Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются образовательным учреждением по каждому виду практики.

Производственная практика должна проводиться в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся.

Аттестация по итогам производственной практики проводится с учетом (или на основании) результатов, подтвержденных документами соответствующих организаций.

7.13. Реализация основной профессиональной образовательной программы по профессии начального профессионального образования должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими среднее профессиональное или высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Мастера производственного обучения должны иметь на 1 - 2 разряда по профессии рабочего выше, чем предусмотрено образовательным стандартом для выпускников. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального цикла, эти преподаватели и мастера производственного обучения должны проходить стажировку в профильных организациях не реже одного раза в 3 года.

7.14. Основная профессиональная образовательная программа должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям ОПОП.

Внеаудиторная работа должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение.

Реализация основных профессиональных образовательных программ должна обеспечиваться доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин (модулей) основной профессиональной образовательной программы. Во время самостоятельной подготовки обучающиеся должны быть обеспечены доступом к сети Интернет.

Каждый обучающийся должен быть обеспечен не менее чем одним учебным печатным и/или электронным изданием по каждой дисциплине общепрофессионального цикла и одним учебно-методическим печатным и/или электронным изданием по каждому междисциплинарному курсу (включая электронные базы периодических изданий).

Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы по дисциплинам всех циклов, изданной за последние 5 лет.

Библиотечный фонд, помимо учебной литературы, должен включать официальные, справочно-библиографические и периодические издания в расчете 1 - 2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.

Каждому обучающемуся должен быть обеспечен доступ к комплектам библиотечного фонда, состоящим не менее чем из 2 наименований отечественных журналов.

Образовательное учреждение должно предоставить обучающимся возможность оперативного обмена информацией с отечественными образовательными учреждениями, организациями и доступ к современным профессиональным базам данных и информационным ресурсам сети Интернет.

7.15. Совет образовательного учреждения при введении ОПОП утверждает бюджет реализации соответствующих образовательных программ.

Финансирование реализации ОПОП должно осуществляться в объеме не ниже установленных нормативов финансирования государственного образовательного учреждения**.

7.16. Образовательное учреждение, реализующее основную профессиональную образовательную программу по профессии начального профессионального образования, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторных работ и практических занятий, дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки, учебной практики (производственного обучения), предусмотренных учебным планом образовательного учреждения. Материально-техническая база должна соответствовать действующим санитарным и противопожарным нормам.

Реализация ОПОП должна обеспечивать:

выполнение обучающимся лабораторных работ и практических занятий, включая как обязательный компонент практические задания с использованием персональных компьютеров;

освоение обучающимся профессиональных модулей в условиях созданной соответствующей образовательной среды в образовательном учреждении или в организациях в зависимости от специфики вида профессиональной деятельности.

Образовательное учреждение должно быть обеспечено необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.


Перечень кабинетов, лабораторий, мастерских и других помещений


Кабинеты:

технических измерений;

материаловедения;

электротехники;

технической графики;

безопасности жизнедеятельности;

технологического оборудования деревообрабатывающего производства.


Лаборатории:

технических средств измерения и диагностики.

Мастерские:

слесарная;

станочная.


Тренажеры, тренажерные комплексы:

комплект тренажеров для отработки приемов слесарного дела.


Спортивный комплекс:

спортивный зал;

открытый стадион широкого профиля с элементами полосы препятствий;

стрелковый тир (в любой модификации, включая электронный) или место для стрельбы.


Залы:

библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет;

актовый зал.


VIII. Требования к оцениванию качества освоения основной профессиональной образовательной программы


8.1. Оценка качества освоения основной профессиональной образовательной программы должна включать текущий контроль знаний, промежуточную и государственную (итоговую) аттестацию обучающихся.

8.2. Конкретные формы и процедуры текущего контроля знаний, промежуточной аттестации по каждой дисциплине и профессиональному модулю разрабатываются образовательным учреждением самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первых двух месяцев от начала обучения.

8.3. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ОПОП (текущая и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, позволяющие оценить знания, умения и освоенные компетенции. Фонды оценочных средств для промежуточной аттестации разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением самостоятельно, а для государственной (итоговой) аттестации - разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением после предварительного положительного заключения работодателей.

Образовательным учреждением должны быть созданы условия для максимального приближения программ текущей и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплинам и междисциплинарным курсам профессионального цикла к условиям их будущей профессиональной деятельности - для чего, кроме преподавателей конкретной дисциплины (междисциплинарного курса), в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться работодатели, преподаватели, читающие смежные дисциплины.

8.4. Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников осуществляется в двух основных направлениях:

оценка уровня освоения дисциплин;

оценка компетенций обучающихся.

Для юношей предусматривается оценка результатов освоения основ военной службы.

8.5. Необходимым условием допуска к государственной (итоговой) аттестации является представление документов, подтверждающих освоение обучающимся компетенций при изучении им теоретического материала и прохождении учебной практики (производственного обучения) и производственной практики по каждому из основных видов профессиональной деятельности. В том числе выпускником могут быть предоставлены отчеты о ранее достигнутых результатах, дополнительные сертификаты, свидетельства (дипломы) олимпиад, конкурсов, творческие работы по профессии, характеристики с мест прохождения производственной практики.

8.6. Государственная (итоговая) аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы (выпускная практическая квалификационная работа и письменная экзаменационная работа). Обязательные требования - соответствие тематики выпускной квалификационной работы содержанию одного или нескольких профессиональных модулей; выпускная практическая квалификационная работа должна предусматривать сложность работы не ниже разряда по профессии рабочего, предусмотренного ФГОС.

Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы определяются образовательным учреждением на основании порядка проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников по программам НПО, утвержденного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, определенного в соответствии со статьей 15 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. N 3266-1.

Государственный экзамен вводится по усмотрению образовательного учреждения.

______________________________

* Пункт 1 статьи 13 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 13, ст. 1475; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 30, ст. 3111; 2007, N 49, ст. 6070; 2008, N 30, ст. 3616)

** Пункт 2 статьи 41 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. N 3266-1 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 2002, N 26, ст. 2517; 2004, N 30, ст. 3086; N 35, ст. 3607; 2005, N 1, ст. 25; 2007, N 17, ст. 1932; N 44, ст. 5280)


С 2010 г. вводится в действие федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования по профессии "Наладчик деревообрабатывающего оборудования". Стандарт обязателен к применению российскими учреждениями, имеющими государственную аккредитацию и право реализовывать основную образовательную программу по данной профессии (лицензию).

Приведена характеристика подготовки по специальности и профессиональной деятельности выпускников. Определены требования к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы и к структуре основной профессиональной образовательной программы.


Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 ноября 2009 г. N 564 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального профессионального образования по профессии 151031.02 Наладчик деревообрабатывающего оборудования"


Зарегистрировано в Минюсте РФ 10 декабря 2009 г.

Регистрационный N 15515


Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования


Федеральный государственный образовательныйстандарт, утвержденный настоящим приказом, вводится в действие с 1 января 2010 г.


Текст приказа опубликован в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 1 марта 2010 г. N 9 (без приложения)


Приказом Минобрнауки России от 2 августа 2013 г. N 828 настоящий приказ признан утратившим силу с 1 сентября 2013 г.



Актуальный текст документа