Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 ноября 2009 г. N 643 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 280401 Гидрология" (утратил силу)

Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 ноября 2009 г. N 643
"Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 280401 Гидрология"

ГАРАНТ:

Приказом Минобрнауки России от 28 июля 2014 г. N 797 настоящий приказ признан утратившим силу с 1 сентября 2014 г.

В соответствии с пунктом 5.2.8 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004 г. N 280 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 25, ст. 2562; 2005, N 15, ст. 1350; 2006, N 18, ст. 2007; 2008, N 25, ст. 2990; N 34, ст. 3938; N 42, ст. 4825; N 46, ст. 5337; N 48, ст. 5619; 2009, N 3, ст. 378; N 6, ст. 738; N 14, ст. 1662), пунктом 7 Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. N 142 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 9, ст. 1110), приказываю:

1. Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 280401 Гидрология.

2. Ввести в действие с 1 января 2010 г. федеральный государственный образовательный стандарт, утвержденный настоящим приказом.


Министр

А. Фурсенко


Зарегистрировано в Минюсте РФ 16 декабря 2009 г.

Регистрационный N 15648


ГАРАНТ:

Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт вводится в действие с 1 января 2010 г.


Приложение


Федеральный государственный образовательный стандарт
среднего профессионального образования по специальности 280401 Гидрология
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 ноября 2009 г. N 643)

ГАРАНТ:

См. справку о федеральных государственных образовательных стандартах


I. Область применения


1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования (далее - ФГОС СПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных профессиональных образовательных программ по специальности 280401 Гидрология всеми образовательными учреждениями профессионального образования на территории Российской Федерации, имеющими право на реализацию основной профессиональной образовательной программы по данной специальности, имеющими государственную аккредитацию.

1.2. Право на реализацию основной профессиональной образовательной программы по специальности среднего профессионального образования имеют образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования при наличии соответствующей лицензии.


II. Используемые сокращения


В настоящем стандарте используются следующие сокращения:

СПО - среднее профессиональное образование;

ФГОС СПО - федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования;

ОУ - образовательное учреждение;

ОПОП - основная профессиональная образовательная программа по специальности;

ОК - общая компетенция;

ПК - профессиональная компетенция;

ПМ - профессиональный модуль;

МДК - междисциплинарный курс.


III. Характеристика подготовки по специальности


3.1. Нормативные сроки освоения основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования базовой подготовки при очной форме получения образования и присваиваемая квалификация приводятся в таблице 1.


Таблица 1


Образовательная база приема

Наименование квалификации базовой подготовки

Нормативный срок освоения ОПОП СПО базовой подготовки при очной форме получения образования

на базе среднего (полного) общего образования

Техник-гидролог

2 года 8 месяцев

на базе основного общего образования

3 года 8 месяцев*


______________________________

* Образовательные учреждения, осуществляющие подготовку специалистов на базе основного общего образования, реализуют федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования с учетом профиля получаемого профессионального образования


Срок освоения ОПОП СПО базовой подготовки по очно-заочной (вечерней) форме получения образования увеличивается:

на базе среднего (полного) общего образования - не более чем на 1 год;

на базе основного общего образования - не более чем на 1,5 года.


IV. Характеристика профессиональной деятельности выпускников


4.1. Область профессиональной деятельности выпускников: гидрометеорологические работы и наблюдения в рамках заданных регламентов на сети станций и постов Федеральной службы гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды и смежных ведомств.

4.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:

гидрологическая и метеорологическая информация о состоянии гидросферы, атмосферы, литосферы;

гидрометрические и геодезические приборы и оборудование;

постовые сооружения, гидрометрические сооружения;

документация;

первичные трудовые коллективы.

4.3. Техник-гидролог готовится к следующим видам деятельности:

4.3.1. Организация и проведение гидрометеорологических работ и наблюдений на сети станций и постов.

4.3.2. Ремонт и поверка приборов и оборудования, используемых в гидрологии.

4.3.3. Проведение изыскательских работ.

4.3.4. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих (приложение к ФГОС).


V. Требования к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы


5.1. Техник-гидролог должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями, формировать благоприятный климат в коллективе.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10. Выполнять правила техники безопасности и требования охраны труда.

ОК 11. Ориентироваться в правовом пространстве, необходимом для организации профессиональной деятельности.

ОК 12. Выбирать безопасные способы осуществления профессиональной деятельности.

ОК 13. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

5.2. Техник-гидролог должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности:

5.2.1. Организация и проведение гидрометеорологических работ и наблюдений на сети станций и постов.

ПК 1.1. Планировать производственные работы и руководить небольшим трудовым коллективом исполнителей.

ПК 1.2. Выполнять гидрологические работы и наблюдения, первичную обработку и проверку полевых материалов наблюдений и измерений.

ПК 1.3. Обрабатывать гидрологическую информацию с использованием компьютерных технологий.

ПК 1.4. Эксплуатировать технические средства и устройства, применяемые для гидрологических работ и наблюдений.

ПК 1.5. Подготавливать и передавать гидрологическую информацию потребителям.

ПК 1.6. Выполнять гидрологические расчеты основных характеристик режима водных объектов.

ПК 1.7. Подготавливать материалы гидрологических наблюдений для разработки методик прогнозирования.

ПК 1.8. Проводить инспекцию гидрологических постов.

5.2.2. Ремонт и поверка приборов и оборудования, используемых в гидрологии.

ПК 2.1. Диагностировать неисправности приборов и оборудования.

ПК 2.2. Производить профилактический осмотр и мелкий ремонт приборов и оборудования.

ПК 2.3. Выполнять поверку и юстировку приборов.

5.2.3. Проведение изыскательских работ.

ПК 3.1. Работать с топографическими картами.

ПК 3.2. Проводить рекогносцировочное обследование участка.

ПК 3.3. Проводить гидрологические исследования водных объектов.

ПК 3.4. Оформлять проектно-техническую документацию в соответствии с действующей нормативной базой.

5.2.4. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих.


VI. Требования к структуре основной профессиональной образовательной программы


6.1. Основная профессиональная образовательная программа по специальности СПО предусматривает изучение следующих учебных циклов:

общего гуманитарного и социально-экономического;

математического и общего естественнонаучного;

профессионального;

и разделов:

учебная практика;

производственная практика (по профилю специальности);

производственная практика (преддипломная);

промежуточная аттестация;

государственная (итоговая) аттестация (подготовка и защита выпускной квалификационной работы).

6.2. Обязательная часть основной профессиональной образовательной программы по циклам должна составлять около 70 процентов от общего объема времени, отведенного на их освоение. Вариативная часть (около 30 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательным учреждением.

Общий гуманитарный и социально-экономический, математический и общий естественнонаучный циклы состоят из дисциплин.

Профессиональный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей в соответствии с основными видами деятельности. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная практика и (или) производственная практика (по профилю специальности).

6.3. Обязательная часть общего гуманитарного и социально-экономического цикла ОПОП СПО базовой подготовки должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: "Основы философии", "История", "Иностранный язык", "Физическая культура".

Обязательная часть профессионального цикла ОПОП СПО базовой подготовки должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности". Объем часов на дисциплину "Безопасность жизнедеятельности" составляет 68 часов, из них на освоение основ военной службы - 48 часов.


Структура основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования базовой подготовки


Таблица 3#


Индекс

Наименование циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту

Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося

В т.ч. часов обязательных учебных занятий

Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК)

Коды формируемых компетенций


Обязательная часть циклов ОПОП

2970

1980



ОГСЭ.00

Общий гуманитарный и социально-экономический цикл

612

408



В результате изучения обязательной части цикла обучающийся должен:

уметь:

ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста;

знать:

основные категории и понятия философии;

роль философии в жизни человека и общества;

основы философского учения о бытии;

сущность процесса познания;

основы научной, философской и религиозной картин мира;

об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;

о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий


48

ОГСЭ.01.

Основы философии

ОК 1

ОК 4

ОК 5

ОК 6

ОК 8

ПК 1.1


уметь:

ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире;

выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем;

знать:

основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX и XXI вв.);

сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX - начале XXI в.;

основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира;

назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности;

о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций;

содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения


48

ОГСЭ.02. История

ОК 1

ОК 4

ОК 5

ОК 6

ОК 8

ПК 1.1


уметь:

общаться (устно и письменно) на иностранном языке на профессиональные и повседневные темы;

переводить (со словарем) иностранные тексты профессиональной направленности;

самостоятельно совершенствовать устную и письменную речь, пополнять словарный запас;

знать:

лексический (1200-1400 лексических единиц) и грамматический минимум, необходимый для чтения и перевода (со словарем) иностранных текстов профессиональной направленности


156

ОГСЭ.03. Иностранный язык

ОК 1

ОК 2

ОК 3

ОК 4

ОК 6

ОК 8


уметь:

использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;

знать:

о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;

основы здорового образа жизни

312

156

ОГСЭ.04. Физическая культура

ОК 1

ОК 2

ОК 3

ОК 4

ОК 6

ОК 8

ОК 13

EH.00


Математический и общий естественнонаучный цикл

188

126



В результате изучения обязательной части цикла обучающийся должен:

уметь:

решать прикладные задачи в области профессиональной деятельности;

знать:

значение математики в профессиональной деятельности и при освоении профессиональной образовательной программы;

основные математические методы решения прикладных задач в области профессиональной деятельности;

основные понятия и методы математического анализа, линейной алгебры, теории комплексных чисел, теории вероятностей и математической статистики;

основы интегрального и дифференциального исчисления



ЕН.01. Математика

ОК 1

ОК 5

ОК 8

ОК 9

ОК 10


уметь:

выполнять расчеты с использованием прикладных компьютерных программ;

использовать сеть Интернет и ее возможности для организации оперативного обмена информацией;

использовать технологии сбора, размещения, хранения, накопления, преобразования и передачи данных в профессионально ориентированных информационных системах;

обрабатывать и анализировать информацию с применением программных средств и вычислительной техники;

получать информацию в локальных и глобальных компьютерных сетях;

применять графические редакторы для создания и редактирования изображений;

применять компьютерные программы для поиска информации, составления и оформления документов и презентаций;

знать:

базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ;

методы и средства сбора, обработки, хранения, передачи и накопления информации;

общий состав и структуру персональных электронно-вычислительных машин и вычислительных систем;

основные методы и приемы обеспечения информационной безопасности;

основные положения и принципы автоматизированной обработки и передачи информации;

основные принципы, методы и свойства информационных и телекоммуникационных технологий в профессиональной деятельности



ЕН.02. Информационные технологии в профессиональной деятельности

ОК 7

ПК 1.2

ПК 1.3

ПК 1.6

ПК 3.4

П.00

Профессиональный цикл

2170

1446



ОП.00


Общепрофессиональные дисциплины

824

550



В результате изучения обязательной части цикла обучающийся должен:

уметь:

подбирать устройства электронной техники, электрические приборы и оборудование с определенными параметрами и характеристиками;

правильно эксплуатировать электрооборудование и механизмы передачи движения технологических машин и аппаратов;

снимать показания и пользоваться электроизмерительными приборами и приспособлениями;

читать принципиальные, электрические и монтажные схемы;

знать:

классификацию электронных приборов, их устройство и область применения;

основные законы электротехники;

основные правила эксплуатации электрооборудования и методы измерения электрических величин;

основы теории электрических машин, принцип работы типовых электрических устройств;

параметры электрических схем и единицы их измерения;

принципы выбора электрических и электронных устройств и приборов;

принципы действия, устройство, основные характеристики электротехнических и электронных устройств и приборов;

способы получения, передачи и использования электрической энергии



ОП.01. Электротехника и электроника

ОК 1-10

ОК 12

ОК 13

ПК 1.4

ПК 2.1


уметь:

выполнять графические изображения технологического оборудования и технологических схем в ручной и машинной графике;

выполнять комплексные чертежи геометрических тел и проекции точек, лежащих на их поверхности, в ручной и машинной графике;

выполнять эскизы, технические рисунки и чертежи деталей, их элементов, узлов в ручной и машинной графике;

оформлять технологическую и конструкторскую документацию в соответствии с действующей нормативно-технической документацией;

читать чертежи, технологические схемы, спецификации и технологическую документацию по профилю специальности;

знать:

законы, методы и приемы проекционного черчения;

классы точности и их обозначение на чертежах;

правила оформления и чтения конструкторской и технологической документации;

правила выполнения чертежей, технических рисунков, эскизов и схем, геометрические построения и правила вычерчивания технических деталей;

способы графического представления технологического оборудования и выполнения технологических схем в ручной и машинной графике;

технику и принципы нанесения размеров;

типы и назначение спецификаций, правила их чтения и составления;

требования государственных стандартов Единой системы конструкторской документации (ЕСКД) и Единой системы технологической документации (ЕСТД)



ОП.02. Инженерная графика

ПК 1.1

ПК 1.2

ПК 1.4

ПК 2.1

ПК 2.2

ПК 2.3

ПК 3.4


уметь:

измерять метеорологические величины и обрабатывать результаты измерений, оценивать влияние метеоусловий на гидрологический режим водных объектов;

знать:

физическую сущность атмосферных явлений и процессов, устройство и порядок работы с метеорологическими приборами, обработку результатов наблюдений



ОП.03. Метеорология

ПК 1.1

ПК 1.2

ПК 1.4

ПК 2.1

ПК 2.2

ПК 2.3

ПК 3.4


уметь:

находить и использовать необходимую экономическую информацию;

определять организационно-правовые формы организаций;

определять состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации;

оформлять первичные документы по учету рабочего времени, выработки, заработной платы, простоев;

рассчитывать основные технико-экономические показатели деятельности подразделения (организации);

знать:

действующие законодательные и нормативные акты, регулирующие производственно-хозяйственную деятельность;

основные технико-экономические показатели деятельности организации;

методики расчета основных технико-экономических показателей деятельности организации;

методы управления основными и оборотными средствами и оценки эффективности их использования;

механизмы ценообразования на продукцию (услуги), формы оплаты труда в современных условиях;

основные принципы построения экономической системы организации;

основы маркетинговой деятельности, менеджмента и принципы делового общения;

основы организации работы коллектива исполнителей;

основы планирования, финансирования и кредитования организации;

особенности менеджмента в области профессиональной деятельности;

общую производственную и организационную структуру организации;

современное состояние и перспективы развития отрасли, организацию хозяйствующих субъектов в рыночной экономике;

состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации, показатели их эффективного использования;

способы экономии ресурсов, основные энерго-материалосберегающие технологии;

формы организации и оплаты труда



ОП.04.

Основы экономики

ОК 1-13

ПК 1.1

ПК 1.2

ПК 1.4

ПК 2.1

ПК 2.2

ПК 2.3

ПК 3.4


уметь:

вести документацию установленного образца по охране труда, соблюдать сроки ее заполнения и условия хранения;

использовать экобиозащитную и противопожарную технику, средства коллективной и индивидуальной защиты;

определять и проводить анализ опасных и вредных факторов в сфере профессиональной деятельности;

оценивать состояние техники безопасности на производственном объекте;

проводить аттестацию рабочих мест по условиям труда, в том числе оценку условий труда и травмобезопасности;

инструктировать подчиненных работников (персонал) по вопросам техники безопасности;

соблюдать правила безопасности труда, производственной санитарии и пожарной безопасности;

знать:

законодательство в области охраны труда;

нормативные документы по охране труда и здоровья, основы профгигиены, профсанитарии и пожаробезопасности;

правила и нормы охраны труда, техники безопасности, личной и производственной санитарии и противопожарной защиты;

правовые и организационные основы охраны труда в организации, систему мер по безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и снижению вредного воздействия на окружающую среду, профилактические мероприятия по технике безопасности и производственной санитарии;

возможные опасные и вредные факторы и средства защиты;

действие токсичных веществ на организм человека;

категорирование производств по взрыво- и пожароопасности;

меры предупреждения пожаров и взрывов;

общие требования безопасности на территории организации и в производственных помещениях;

основные причины возникновения пожаров и взрывов;

особенности обеспечения безопасных условий труда на производстве;

порядок хранения и использования средств коллективной и индивидуальной защиты;

предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ и индивидуальные средства защиты;

права и обязанности работников в области охраны труда;

виды и правила проведения инструктажей по охране труда;

правила безопасной эксплуатации установок и аппаратов;

возможные последствия несоблюдения технологических процессов и производственных инструкций подчиненными работниками (персоналом), фактические или потенциальные последствия собственной деятельности (или бездействия) и их влияние на уровень безопасности труда;

принципы прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях;

средства и методы повышения безопасности технических средств и технологических процессов



ОП.05.

Охрана труда и техника безопасности

ОК 1-13

ПК 1.1

ПК 1.2

ПК 1.4

ПК 2.1

ПК 2.2

ПК 2.3

ПК 3.4


уметь:

организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;

предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;

использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;

применять первичные средства пожаротушения;

ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности;

применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью;

владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;

оказывать первую помощь пострадавшим;

знать:

принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;

основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;

основы военной службы и обороны государства;

задачи и основные мероприятия гражданской обороны; способы защиты населения от оружия массового поражения;

меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;

организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;

основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО;

область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;

порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим


68

ОП.06. Безопасность жизнедеятельности

ОК 1-13

ПК 1.1

ПК 1.2

ПК 1.4

ПК 2.1

ПК 2.2

ПК 2.3

ПК 3.4

ПМ.00

Профессиональные модули

1346

896



ПМ.01

Организация и проведение гидрометеорологических работ и наблюдений на сети станций и постов

В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:

иметь практический опыт:

планирования и руководства производственными работами небольшого трудового коллектива исполнителей;

выполнения гидрологических, океанографических, топогеодезических, картографических метеорологических и гидрохимических работ и наблюдений, снегомерных съемок в соответствии с нормативно-технической документацией, обработки и проверки полученных результатов;

обработки гидрологической информации с использованием общего и профессионального программного обеспечения и получения отчетных материалов;

эксплуатации технических средств и устройств, применяемых для гидрологических работ и наблюдений, подготовки к работе и эксплуатации маломерных судов, производства текущего ремонта плавсредств;

осуществления информационной работы, включая обеспечение организаций и населения гидрологическими данными, а также предупреждениями об опасных и стихийных гидрологических явлениях и информацией об уровнях загрязнения водных объектов;

выполнения гидрологических расчетов основных характеристик режима водных объектов, оценки и обобщения полученных материалов;

подготовки материалов гидрологических наблюдений для разработки методик прогнозирования и оценки их точности;

инспектирования гидрологических постов и составления отчетной документации;

уметь:

составлять план работ, отчетную документацию, организовывать производственные работы и наблюдения;

применять нормативно-техническую документацию при организации и проведении гидрологических работ и наблюдений;

выполнять гидрологические, океанографические, топогеодезические, картографические метеорологические, гидрохимические работы и наблюдения;

снегомерные съемки, предусмотренные программами гидрологических, озерных, воднобалансовых, морских и устьевых станций и постов, а также научно-исследовательских и экспедиционных судов гидрометеорологических обсерваторий, научно-исследовательских и проектных учреждений, отделов республиканских и территориальных управлений, центров по гидрометеорологии;

обрабатывать и проверять материалы измерений и наблюдений, подготавливать их к автоматизированной обработке;

эксплуатировать приборы, установки и оборудование, применяемые при выполнении гидрологических работ и наблюдений;

выполнять обработку оперативной и режимной гидрологической информации с использованием общего и профессионального программного обеспечения и получать отчетный материал;

эксплуатировать технические средства и устройства, применяемые для гидрологических работ и наблюдений; подготавливать к работе и эксплуатировать маломерные суда, производить текущий ремонт плавсредств;

анализировать гидрологическую информацию, осуществлять информационную работу, включая обеспечение организаций и населения гидрологическими данными, а также предупреждениями об опасных и стихийных гидрологических явлениях и информацией об уровне загрязнения водных объектов;

пользоваться справочными гидрологическими материалами, оценивать длительность ряда наблюдений;

выполнять гидрологические расчеты, оценивать результаты расчетов гидрологических характеристик водных объектов;

пользоваться фондовыми материалами и текущей информацией о состоянии водных объектов, подготавливать материалы гидрологических наблюдений для разработки методик прогнозирования;

разрабатывать методики прогнозирования гидрологических характеристик и оценивать их точность;

проверять и оценивать качество работы наблюдателя, выявлять изменения в условиях работы поста, оценивать состояние постовых устройств, приборов и оборудования, составлять отчетную документацию по результатам инспектирования;

знать:

принцип организации и планирования производственных работ, состав и порядок проведения отдельных видов гидрологических работ и наблюдений;

физическую сущность и взаимосвязь процессов и явлений, происходящих в гидросфере, атмосфере и литосфере;

руководящие документы, наставления, методические указания и другие нормативные документы, регламентирующие работы и наблюдения, выполняемые в соответствии с должностными обязанностями;

методы и порядок проведения гидрологических, океанографических, топогеодезических, картографических, метеорологических, гидрохимических работ и наблюдений, снегомерных съемок;

методы и порядок обработки, проверки и анализа данных наблюдений и исследований;

порядок подготовки гидрологической информации к автоматизированной обработке; порядок ведения государственного водного реестра;

назначение и состав систем автоматизированной обработки данных, официально принятых для использования в гидрологии;

технологические этапы обработки данных гидрологических наблюдений, назначение и состав офисного пакета программ;

устройство, принцип действия, правила установки, эксплуатации, поверки приборов, оборудования и установок;

знаки навигационной обстановки;

устройство, оснащение маломерных судов и правила их эксплуатации;

современные средства связи, состав гидрологической информации и систему обеспечения отраслей экономики и населения гидрологической информацией, в том числе об опасных и стихийных гидрологических явлениях, и информацией об уровнях загрязнения водных объектов;

условия формирования речного стока и его взаимосвязь с физико-географическими факторами; формы выражения речного стока и взаимосвязь между ними; основные методы расчетов гидрологических характеристик водных объектов;

закономерности развития гидрометеорологических процессов и явлений;

состав и содержание научно-оперативных фондов;

основные методы прогнозирования гидрологических явлений и принципы их оценки;

форму обслуживания гидрологическими прогнозами отраслей экономики;

сроки и порядок инспектирования гидрологических постов;

сроки, состав и порядок наблюдений на посту;

условия работы поста и особенности гидрологического режима водного объекта;

порядок составления отчетной документации



МДК.01.01. Технология гидрологических работ и наблюдений

ОК 1

ОК 2

ОК 3

ОК 4

ОК 5

ОК 6

ОК 7

ОК 8

ОК 9

ОК 10

ОК 12

ПК 1.1

ПК 1.2

ПК 1.3

ПК 1.4

ПК 1.5

ПК 1.6

ПК 1.7

ПК 1.8

ПМ.02

Ремонт и проверка приборов и оборудования, используемых в гидрологии

В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:

иметь практический опыт:

диагностирования приборов и оборудования;

выполнения профилактического осмотра и устранения мелких неисправностей приборов и оборудования;

обязательной поверки и юстировки приборов и оборудования, их поверки в полевых условиях после устранения мелких неисправностей;

уметь:

выявлять причины неисправностей приборов и оборудования, принимать решения о характере проведения ремонта;

проводить профилактический осмотр приборов и оборудования, устранять мелкие неисправности;

выполнять поверку и юстировку приборов и оборудования в полевых условиях;

знать:

устройство приборов и оборудования;

методику диагностики неисправностей, возможные причины неисправностей приборов;

порядок проведения профилактического осмотра приборов и оборудования, способы устранения неисправностей;

основы метрологии, стандартизации и сертификации;

сроки, виды и методики выполнения проверок приборов и оборудования



МДК.02.01. Ремонтно-эксплуатационная деятельность по обслуживанию приборов и оборудования

ОК 1

ОК 2

ОК 3

ОК 8

ОК 9

ОК 10

ОК 12

ПК 2.1

ПК 2.2

ПК 2.3

ПМ.03

Проведение изыскательских работ

В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:

иметь практический опыт:

работы с топографическими картами, приборами для определения площадей и длин линий по карте, обработки результатов измерений по карте;

рекогносцировочного обследования участка и составления отчетного материала;

организации и проведения гидрологических исследований водных объектов, обработки результатов исследований и оформления отчетной документации;

оформления проектно-технической документации в соответствии с действующей нормативной базой;

уметь:

читать карту, определять границы обследуемого участка и его площадь, пользоваться приборами для определения площадей и длин линий по карте, обрабатывать результаты измерений по карте;

пользоваться источниками информации, анализировать их, ориентироваться на местности, планировать виды работ согласно заданию, составлять отчетный материал по результатам рекогносцировочного обследования;

эксплуатировать геодезические и гидрометрические приборы при выполнении работ на водных объектах, выполнять геодезические съемки и гидрометрические работы, обрабатывать полученные результаты, определять морфологические и морфометрические характеристики водных объектов;

пользоваться нормативной базой составления проектно-технической документации, выполнять камеральную обработку полевых материалов;

знать:

номенклатуру, масштабы, условные знаки карт, приборы для определения площадей и длин линий по карте;

источники для сбора предварительной информации, методику проведения рекогносцировочных работ;

требования по оформлению отчетной документации;

методику проведения гидрологических исследований;

виды, устройство и назначение геодезических и гидрометрических приборов и порядок работы с ними;

виды геодезических съемок и гидрометрических работ и методики их проведения;

особенности работ в экспедиционных условиях, технику безопасности при выполнении полевых работ;

нормативную базу составления проектно-технической документации;

технологию создания и обработки технической документации



МДК.03.01. Технология изыскательских работ

ОК 1

ОК 2

ОК 3

ОК 4

ОК 5

ОК 6

ОК 7

ОК 8

ОК 9

ОК 10

ОК 12

ОК 13

ПК 3.1

ПК 3.2

ПК 3.3

ПК 3.4

ПМ.04

Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих






Вариативная часть циклов ОПОП

(определяется образовательным учреждением)

1242

828




Всего часов обучения по циклам ОПОП

4212

2808



УП.00

Учебная практика

23 нед.


828



ОК 1-10

ОК 13

ПК 1.1-1.8

ПК 2.1-2.3

ПК 3.1-3.4


ПП.00

Производственная практика (по профилю специальности)

ПДП.00

Производственная практика (преддипломная)

4 нед.




ПА.00

Промежуточная аттестация

5 нед.




ГИА.00

Государственная (итоговая) аттестация

6 нед.




ГИА.01

Подготовка выпускной квалификационной работы

4 нед.




ГИА.02

Защита выпускной квалификационной работы

2 нед.





Таблица 3


Нормативный срок освоения ОПОП СПО базовой подготовки при очной форме получения образования составляет 139 недель, в том числе:


Обучение по учебным циклам

78 нед.

Учебная практика

23 нед.

Производственная практика (по профилю специальности)

Производственная практика (преддипломная)

4 нед.

Промежуточная аттестация

5 нед.

Государственная (итоговая) аттестация

6 нед.

Каникулярное время

23 нед.

Итого

139 нед.


VII. Требования к условиям реализации основной профессиональной образовательной программы


7.1. Образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает и утверждает ОПОП СПО на основе примерной основной профессиональной образовательной программы, включающей в себя базисный учебный план и (или) примерные программы учебных дисциплин (модулей) по соответствующей специальности, с учетом потребностей регионального рынка труда.

Перед началом разработки ОПОП образовательное учреждение должно определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта.

Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится выпускник, должны определять содержание его образовательной программы, разрабатываемой образовательным учреждением совместно с заинтересованными работодателями.

При формировании ОПОП образовательное учреждение:

имеет право использовать объем времени, отведенный на вариативную часть циклов ОПОП, увеличивая при этом объем времени, отведенный на дисциплины и модули обязательной части, либо вводя новые дисциплины и модули в соответствии с потребностями работодателей и спецификой деятельности образовательного учреждения;

имеет право определять для освоения обучающимися в рамках профессионального модуля профессию рабочего, должность служащего (одну или несколько) согласно приложению к ФГОС;

обязано ежегодно обновлять основную профессиональную образовательную программу (в части состава дисциплин и профессиональных модулей, установленных учебным заведением в учебном плане, и (или) содержания рабочих программ учебных дисциплин и профессиональных модулей, программ учебной и производственной практик, методических материалов, обеспечивающих реализацию соответствующей образовательной технологии) с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках, установленных настоящим федеральным государственным образовательным стандартом;

обязано в рабочих учебных программах всех дисциплин и профессиональных модулей четко формулировать требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям;

обязано обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения;

обязано обеспечить обучающимся возможность участвовать в формировании индивидуальной образовательной программы;

обязано сформировать социокультурную среду, создавать условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности, сохранения здоровья обучающихся, способствовать развитию воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов;

должно предусматривать в целях реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий) в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.

7.2. Обучающиеся имеют следующие права и обязанности:

при формировании своей индивидуальной образовательной траектории обучающийся имеет право на перезачет соответствующих дисциплин и профессиональных модулей, освоенных в процессе предшествующего обучения (в том числе и в других образовательных учреждениях), который освобождает обучающегося от необходимости их повторного освоения;

в целях воспитания и развития личности, достижения результатов при освоении основной профессиональной образовательной программы в части развития общих компетенций обучающиеся могут участвовать в развитии студенческого самоуправления, работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов;

обучающиеся обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные основной профессиональной образовательной программой;

обучающимся должна быть предоставлена возможность оценивания содержания, организации и качества образовательного процесса.

7.3. Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной профессиональной образовательной программы.

7.4. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки при очной форме получения образования составляет 36 академических часов в неделю.

7.5. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки при очно-заочной (вечерней) форме получения образования составляет 16 академических часов в неделю.

7.6. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в год при заочной форме получения образования составляет 160 академических часов.

7.7. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 8-11 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.

7.8. Выполнение курсового проекта (работы) рассматривается как вид учебной работы по дисциплине (дисциплинам) профессионального цикла и (или) профессиональному модулю (модулям) профессионального цикла и реализуется в пределах времени, отведенного на ее (их) изучение.

7.9. Дисциплина "Физическая культура" предусматривает еженедельно 2 часа обязательных аудиторных занятий и 2 часа самостоятельной учебной нагрузки (за счет различных форм внеаудиторных занятий в спортивных клубах, секциях).

7.10. Образовательное учреждение имеет право для подгрупп девушек использовать часть учебного времени дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" (48 часов), отведенного на изучение основ военной службы, на освоение основ медицинских знаний.

7.11. Нормативный срок освоения основной профессиональной образовательной программы по специальности среднего профессионального образования при очной форме получения образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования, увеличивается на 52 недели (1 год) из расчета:


теоретическое обучение (при обязательной учебной нагрузке 36 часов в неделю)

39 нед.

промежуточная аттестация

2 нед.

каникулярное время

11 нед.


7.12. Консультации для обучающихся очной формы получения образования предусматриваются образовательным учреждением в объеме 100 часов на учебную группу на каждый учебный год, в том числе в период реализации среднего (полного) общего образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования. Формы проведения консультаций (групповые, индивидуальные, письменные, устные) определяются образовательным учреждением.

7.13. В период обучения с юношами проводятся учебные сборы*.

7.14. Практика является обязательным разделом ОПОП. Она представляет собой вид учебных занятий, обеспечивающих практико-ориентированную подготовку обучающихся. При реализации ОПОП СПО предусматриваются следующие виды практик: учебная и производственная.

Производственная практика состоит из двух этапов: практики по профилю специальности и преддипломной практики.

Учебная практика и производственная практика (по профилю специальности) проводятся образовательным учреждением при освоении студентами профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и могут реализовываться как концентрированно в несколько периодов, так и рассредоточенно, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей.

Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются образовательным учреждением по каждому виду практики.

Производственная практика должна проводиться в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся.

Аттестация по итогам производственной практики проводится с учетом (или на основании) результатов, подтвержденных документами соответствующих организаций.

7.15. Реализация основной профессиональной образовательной программы по специальности среднего профессионального образования должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального цикла, эти преподаватели должны проходить стажировку в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.

7.16. Основная профессиональная образовательная программа должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям ОПОП.

Внеаудиторная работа должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение.

Реализация основных профессиональных образовательных программ должна обеспечиваться доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин (модулей) основной профессиональной образовательной программы. Во время самостоятельной подготовки обучающиеся должны быть обеспечены доступом к сети Интернет.

Каждый обучающийся должен быть обеспечен не менее чем одним учебным печатным и/или электронным изданием по каждой дисциплине профессионального цикла и одним учебно-методическим печатным и/или электронным изданием по каждому междисциплинарному курсу (включая электронные базы периодических изданий).

Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы по дисциплинам всех циклов, изданной за последние 5 лет.

Библиотечный фонд, помимо учебной литературы, должен включать официальные, справочно-библиографические и периодические издания в расчете 1-2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.

Каждому обучающемуся должен быть обеспечен доступ к комплектам библиотечного фонда, состоящего не менее чем из 5 наименований отечественных журналов.

Образовательное учреждение должно предоставить обучающимся возможность оперативного обмена информацией с отечественными образовательными учреждениями, организациями и доступ к современным профессиональным базам данных и информационным ресурсам сети Интернет.

7.17. Совет образовательного учреждения при введении ОПОП утверждает общий бюджет реализации соответствующих образовательных программ.

Финансирование реализации ОПОП должно осуществляться в объеме не ниже установленных нормативов финансирования государственного образовательного учреждения**.

7.18. Образовательное учреждение, реализующее основную профессиональную образовательную программу по специальности среднего профессионального образования, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторных работ и практических занятий, дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки, учебной практики, предусмотренных учебным планом образовательного учреждения. Материально-техническая база должна соответствовать действующим санитарным и противопожарным нормам.

Реализация ОПОП должна обеспечивать:

выполнение обучающимся лабораторных работ и практических занятий, включая как обязательный компонент практические задания с использованием персональных компьютеров;

освоение обучающимся профессиональных модулей в условиях созданной соответствующей образовательной среды в образовательном учреждении или в организациях в зависимости от специфики вида профессиональной деятельности.

При использовании электронных изданий образовательное учреждение должно обеспечить каждого обучающегося рабочим местом в компьютерном классе в соответствии с объемом изучаемых дисциплин.

Образовательное учреждение должно быть обеспечено необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.


Перечень кабинетов, лабораторий, мастерских и других помещений


Кабинеты:

социально-экономических дисциплин;

иностранного языка;

математики;

метеорологии;

инженерной графики;

гидрологии и гидрологических расчетов;

экономики;

охраны труда и техники безопасности;

безопасности жизнедеятельности;

экспедиционных гидрологических исследований;

гидрологических прогнозов;

гидрографии;

гидрометрических сооружений;

гидрогеологии;

радиотелеграфии.


Лаборатории:

электротехники и электроники;

эксплуатации плавсредств;

гидрометрии;

геодезии;

гидрохимии.


Полигоны:

геодезический;

экспедиционных гидрологических исследований.


Учебные станции:

гидрологическая;

метеорологическая.


Спортивный комплекс:

спортивный зал;

открытый стадион широкого профиля с элементами полосы препятствий;

стрелковый тир (в любой модификации, включая электронный) или место для стрельбы.


Залы:

библиотека, читальный зал с выходом в сеть "Интернет";

актовый зал.


VIII. Требования к оцениванию качества освоения основной профессиональной образовательной программы


8.1. Оценка качества освоения основной профессиональной образовательной программы должна включать текущий контроль знаний, промежуточную и государственную (итоговую) аттестацию обучающихся.

8.2. Конкретные формы и процедуры текущего контроля знаний, промежуточной аттестации по каждой дисциплине и профессиональному модулю разрабатываются образовательным учреждением самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первых двух месяцев от начала обучения.

8.3. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ОПОП (текущая и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, позволяющие оценить знания, умения и освоенные компетенции. Фонды оценочных средств для промежуточной аттестации разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением самостоятельно, а для государственной (итоговой) аттестации - разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением после предварительного положительного заключения работодателей.

Образовательным учреждением должны быть созданы условия для максимального приближения программ текущей и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплинам и междисциплинарным курсам профессионального цикла к условиям их будущей профессиональной деятельности - для чего, кроме преподавателей конкретной дисциплины (междисциплинарного курса), в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться работодатели, преподаватели, читающие смежные дисциплины.

8.4. Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников осуществляется в двух основных направлениях:

оценка уровня освоения дисциплин;

оценка компетенций обучающихся.

Для юношей предусматривается оценка результатов освоения основ военной службы.

8.5. Необходимым условием допуска к государственной (итоговой) аттестации является представление документов, подтверждающих освоение обучающимся компетенций при изучении теоретического материала и прохождении практики по каждому из основных видов профессиональной деятельности. В том числе выпускником могут быть предоставлены отчеты о ранее достигнутых результатах, дополнительные сертификаты, свидетельства (дипломы) олимпиад, конкурсов, творческие работы по специальности, характеристики с мест прохождения преддипломной практики.

8.6. Государственная (итоговая) аттестация включает подготовку и защиту выпускной квалификационной работы (дипломная работа, дипломный проект). Обязательное требование - соответствие тематики выпускной квалификационной работы содержанию одного или нескольких профессиональных модулей.

Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы определяются образовательным учреждением на основании порядка проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников по программам СПО, утвержденного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, определенного в соответствии со статьей 15 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. N 3266-I.

Государственный экзамен вводится по усмотрению образовательного учреждения.


______________________________

* Пункт 1 статьи 13 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 13, ст. 1475; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 30, ст. 3111; 2007, N 49, ст. 6070; 2008, N 30, ст. 3616)

** Пункт 2 статьи 41 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. N 3266-I (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 2002, N 26, ст. 2517; 2004, N 30, ст. 3086; N 35, ст. 3607; 2005, N 1, ст. 25; 2007, N 17, ст. 1932; N 44, ст. 5280).


Приложение

к ФГОС СПО по специальности 280401

Гидрология


Перечень
профессий рабочих, должностей служащих, рекомендуемых к освоению в рамках основной профессиональной образовательной программы СПО


Код по Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОК 016-94)

Наименование профессий рабочих, должностей служащих

1

2

20615

Гидрометнаблюдатель

17314

Пробоотборщик

13306

Лаборант пробирного анализа

13321

Лаборант химического анализа

16199

Оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин



С 2010 г. вводится в действие федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности "Гидрология". Стандарт обязателен к применению российскими учреждениями, имеющими государственную аккредитацию и право реализовывать основную образовательную программу.

Приведена характеристика подготовки. Определены требования к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы и к ее структуре.


Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 ноября 2009 г. N 643 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 280401 Гидрология"


Зарегистрировано в Минюсте РФ 16 декабря 2009 г.

Регистрационный N 15648


Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования


Федеральный государственный образовательный стандарт, утвержденный настоящим приказом, вводится в действие с 1 января 2010 г.


Текст приказа опубликован в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 8 марта 2010 г. N 10 (без приложения)


Приказом Минобрнауки России от 28 июля 2014 г. N 797 настоящий приказ признан утратившим силу с 1 сентября 2014 г.


Актуальный текст документа