Приказ Министерства образования и науки РФ от 13 января 2010 г. N 16 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 071800 Социально-культурная деятельность (квалификация (степень) "бакалавр")" (с изменениями и дополнениями) (утратил силу)

Приказ Министерства образования и науки РФ от 13 января 2010 г. N 16
"Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 071800 Социально-культурная деятельность (квалификация (степень) "бакалавр")"

С изменениями и дополнениями от:

31 мая 2011 г.

ГАРАНТ:

Приказом Минобрнауки России от 11 августа 2016 г. N 995 настоящий приказ признан утратившим силу

В соответствии с пунктом 5.2.8 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004 г. N 280 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 25, ст. 2562; 2005, N 15, ст. 1350; 2006, N 18, ст. 2007; 2008, N 25, ст. 2990; N 34, ст. 3938; N 42, ст. 4825; N 46, ст. 5337; N 48, ст. 5619; 2009, N 3, ст. 378; N 6, ст. 738; N 14, ст. 1662), пунктом 7 Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. N 142 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 9, ст. 1110), приказываю:

Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 071800 Социально-культурная деятельность (квалификация (степень) "бакалавр") и ввести его в действие со дня вступления в силу настоящего приказа.


Министр

А. Фурсенко


Зарегистрировано в Минюсте РФ 11 февраля 2010 г.

Регистрационный N 16375


Приложение


Федеральный государственный образовательный стандарт
высшего профессионального образования по направлению подготовки 071800 Социально-культурная деятельность (квалификация (степень) "бакалавр")
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 13 января 2010 г. N 16)

С изменениями и дополнениями от:

31 мая 2011 г.

ГАРАНТ:

См. справку о федеральных государственных образовательных стандартах


I. Область применения


1.1. Настоящий Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ бакалавриата по направлению подготовки 071800 Социально-культурная деятельность образовательными учреждениями высшего профессионального образования (высшими учебными заведениями, вузами) на территории Российской Федерации, имеющими государственную аккредитацию.

1.2. Право на реализацию основных образовательных программ высшее учебное заведение имеет только при наличии соответствующей лицензии, выданной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.


II. Используемые сокращения


В настоящем стандарте используются следующие сокращения:


ВПО

-

высшее профессиональное образование;

ООП

-

основная образовательная программа;

ОК

-

общекультурные компетенции;

ПК

-

профессиональные компетенции;

УЦ ООП

-

учебный цикл основной образовательной программы;

ФГОС ВПО

-

федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования.


III. Характеристика направления подготовки


Нормативный срок, общая трудоемкость освоения основных образовательных программ (в зачетных единицах)* и соответствующая квалификация (степень) приведены в таблице 1.


Таблица 1


Сроки, трудоемкость освоения ООП и квалификация (степень) выпускников


Наименование ООП

Квалификация (степень)

Нормативный срок освоения ООП (для очной формы обучения), включая последипломный отпуск

Трудоемкость (в зачетных единицах)

Код в соответствии с принятой классификацией ООП

Наименование

ООП бакалавриата

62

бакалавр

4 года

240*


______________________________

* трудоемкость основной образовательной программы по очной форме обучения за учебный год равна 60 зачетным единицам.


Сроки освоения ООП бакалавриата по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения могут увеличиваться на один год относительно нормативного срока, указанного в таблице 1, на основании решения Ученого совета высшего учебного заведения.


IV. Характеристика профессиональной деятельности бакалавров


4.1. Область профессиональной деятельности. Профессиональная деятельность бакалавров по направлению подготовки 071800 Социально-культурная деятельность осуществляется в области социально-гуманитарного знания, теории социально-культурной деятельности; культурной политики и управления; социокультурного менеджмента и маркетинга; социально-культурного творчества, досуга, рекреации и туризма; культурно-воспитательной деятельности и образования.

4.2. Объектами профессиональной деятельности в соответствии с профилем подготовки бакалавров являются:

системы управления государственными учреждениями и негосударственными организациями, общественными объединениями социально-культурной сферы;

процессы менеджмента и маркетинга социально-культурной деятельности, рекреационных объектов и индустрии досуга;

процессы творческо-производственной деятельности учреждений и организаций культуры;

процессы художественного руководства деятельностью учреждений культуры;

процессы продюсирования и постановки культурно-досуговых программ и социально-культурных проектов с применением художественно-образных, выразительных средств;

технологии социально-культурного творчества и культурно-просветительной деятельности;

технологии социально-культурной анимации и рекреации;

технологии социальной реабилитации с применением средств культуры и искусства;

процессы педагогического обеспечения организации детско-юношеского досуга, массовой культурно-воспитательной работы с детьми, подростками и юношеством;

процессы организации социально-культурной деятельности молодежи;

процессы организации досуга взрослого населения, массовой культурно-просветительной работы;

учебно-воспитательный процесс в учреждениях среднего профессионального образования, учреждениях дополнительного образования, в том числе дополнительного образования детей, общеобразовательных учреждениях.

4.3. Бакалавр по направлению 071800 Социально-культурная деятельность готовится к следующим видам профессиональной деятельности:

творческо-производственная;

организационно-управленческая;

художественное руководство деятельностью учреждения культуры;

научно-методическая;

проектная;

педагогическая.

Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится бакалавр, определяются высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателей.

4.4. Бакалавр по направлению подготовки 071800 Социально-культурная деятельность должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:

в области творческо-производственной деятельности:

создание культурных программ и социально-культурных мероприятий, направленных на творческое развитие детей, подростков и взрослых, организацию свободного времени населения;

участие в разработке и реализации социально-культурных технологий в учреждениях культуры, индустрии досуга и рекреации;

использование культурного наследия для удовлетворения духовных потребностей различных групп населения в процессе культурно-просветительной деятельности;

создание благоприятной культурной среды, стимулирование инновационных движений в социокультурной сфере;

обеспечение технологического процесса подготовки и проведения социально-культурных мероприятий (информационных, выставочных, праздничных) в учреждениях культуры;

постановка культурно-досуговых программ (информационно-просветительных, художественно-публицистических, культурно-развлекательных) на основе оригинального сценарно-режиссерского решения;

проведение массовой просветительной и воспитательной работы; популяризация здорового образа жизни; организация социально-культурного творчества и развивающего рекреативно-развлекательного досуга;

социально-культурная поддержка людей с особенностями физического развития, участие в деятельности по социокультурной адаптации лиц с нарушениями социализации и отклоняющимся поведением, помощь в семейном воспитании детей;

в области организационно-управленческой деятельности:

руководство учреждениями, организациями и объединениями социально-культурной сферы, индустрии досуга и рекреации;

осуществление менеджмента и маркетинга в сфере социально-культурной деятельности, руководство деятельностью учреждений культуры;

продюсирование культурно-досуговых программ, организация и проведение различных форм социально-культурной деятельности населения (фестивали, конкурсы, смотры, праздники, программы социально-культурной анимации и рекреации, выставки);

в области художественного руководства деятельностью учреждения культуры:

художественное руководство клубным учреждением, парком культуры и отдыха, научно-методическим центром, центром досуга и аналогичными организациями;

разработка целей и приоритетов творческо-производственной деятельности учреждений культуры, реализующих социально-культурные технологии (культурно-просветительные, культуроохранные, культурно-досуговые, рекреативные);

организация деятельности учреждений культуры, способствующей культурному развитию населения; содействие культурно-воспитательной работе учреждений дополнительного образования детей, общеобразовательных учреждений;

в области научно-методической деятельности:

информатизация и научно-методическое обеспечение социально-культурной деятельности, оказание информационных и методических услуг;

распространение передового опыта учреждений социально-культурной сферы по реализации задач федеральной региональной культурной политики, социально-культурному воспитанию населения;

разработка новых методик по организации и руководству учреждениями социально-культурной сферы, стимулированию социально-культурной активности населения в России;

участие в проведении научных исследований социально-культурной деятельности, основных тенденций социального, культурного и духовного развития общества;

разработка методических пособий, учебных планов и социально-культурных программ информационно-просветительной, культурно-досуговой, рекреативно-оздоровительной, анимационной деятельности и видов рекреации и досуга;

создание и поддержка компьютерных баз данных о формах социально-культурного творчества, его участниках и ресурсах;

участие в различных формах переподготовки и повышения квалификации организаторов, руководителей коллективов, методистов и преподавателей дисциплин социально-культурной деятельности;

в области проектной деятельности:

участие в разработке и обосновании социально-культурных проектов и программ;

участие в педагогическом проектировании инновационных систем социально-культурного творчества, рекреации, организации туристического досуга;

участие в экспертизе проектов социально-культурной направленности;

оказание консультационной помощи по разработке инновационных проектов и программ в социально-культурной сфере;

в области педагогической деятельности:

преподавание теоретических и практических дисциплин в области социально-культурной деятельности в образовательных учреждениях среднего профессионального и дополнительного образования и переподготовки кадров в сфере культуры и искусства, а также историко-культурных и культурологических дисциплин в образовательных учреждениях дополнительного образования детей, общеобразовательных учреждениях;

обеспечение полного учебно-методического комплекса по преподаваемым дисциплинам.


V. Требования к результатам освоения основных образовательных программ бакалавриата


5.1. Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

владеть культурой мышления, быть способным к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);

уметь логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);

быть готовым к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3);

быть способным находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готов нести за них ответственность (ОК-4);

уметь использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-5);

стремиться к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-6);

уметь критически оценивать свои достоинства и недостатки, намечать пути и выбирать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-7);

осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-8);

использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, быть способным анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9);

использовать основные законы гуманитарных научных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы научного анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК-10);

быть способным понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-11);

владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, иметь навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-12);

быть способным работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-13);

владеть одним из иностранных языков на уровне не ниже разговорного (ОК-14);

владеть основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-15);

владеть средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, быть готовым к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-16).

5.2. Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

творческо-производственная деятельность:

быть способным эффективно реализовывать актуальные задачи государственной культурной политики в процессе организации социально-культурной деятельности (ПК-1);

быть готовым использовать технологии социально-культурной деятельности (средства, формы, методы) для проведения информационно-просветительной работы, организации досуга населения, обеспечения условий для реализации социально-культурных инициатив населения, патриотического воспитания (ПК-2);

быть готовым осуществлять педагогическое управление и программирование развивающих форм социально-культурной деятельности всех возрастных групп населения, организовывать массовые, групповые и индивидуальные формы социально-культурной деятельности в соответствии с культурными потребностями различных групп населения (ПК-3);

знать нормативно-правовые документы по охране интеллектуальной собственности и авторского права в сфере культуры, организации социально-культурной деятельности населения, обеспечения прав граждан в сфере культуры и образования (ПК-4);

быть способным использовать современные информационные технологии, управлять информацией с использованием прикладных программ деловой сферы деятельности, прикладные пакеты программ для моделирования, статистического анализа и информационного обеспечения социально-культурных процессов (ПК-5);

быть способным к разработке сценарно-драматургической основы социально-культурных программ, постановке социально-культурных программ с использованием технических средств (световое, звуковое, кино-, видео- и компьютерное оборудование) и сценического оборудования учреждений культуры (ПК-6);

быть готовым к организации информационно-методического обеспечения творческо-производственного процесса в учреждениях социально-культурной сферы (ПК-7);

быть способным осуществлять педагогическую деятельность в учреждениях культуры, общеобразовательных учреждениях, учреждениях дополнительного образования, участвовать в различных формах переподготовки и повышения квалификации специалистов социально-культурной деятельности (ПК-8);

организационно-управленческая деятельность:

быть готовым к реализации технологий менеджмента и маркетинга в сфере социально-культурной деятельности (ПК-9);

быть способным осуществлять финансово-экономическую и хозяйственную деятельность учреждений культуры, учреждений и организаций индустрии досуга и рекреации (ПК-10);

быть готовым использовать правовые и нормативные документы в работе учреждений культуры, общественных организаций и объединений граждан, реализующих их права на доступ к культурным ценностям и участие в культурной жизни страны (ПК-11);

быть готовым к организации творческо-производственной деятельности работников учреждений культуры (ПК-12);

быть готовым к осуществлению технологий менеджмента и продюсирования концертов, фестивалей, конкурсов, смотров, праздников и форм массовой социально-культурной деятельности (ПК-13);

художественное руководство деятельностью учреждения культуры:

быть способным к художественному руководству клубным учреждением, парком культуры и отдыха, научно-методическим центром, центром досуга и другими аналогичными организациями (ПК-14);

быть готовым к разработке целей и приоритетов творческо-производственной деятельности учреждений культуры, реализующих социально-культурные технологии (культурно-просветительные, культуроохранные, культурно-досуговые, рекреативные) (ПК-15);

научно-методическая деятельность:

быть способным к обобщению и пропаганде передового опыта учреждений социально-культурной сферы по реализации задач федеральной и региональной культурной политики (ПК-16);

быть готовым к созданию новых методик по организации и руководству учреждениями социально-культурной сферы, стимулированию социально-культурной активности населения (ПК-17);

быть готовым к разработке методических пособий, учебных планов и программ, обеспечивающих условия социокультурного развития личности в учреждениях культуры, рекреации и индустрии досуга (ПК-18);

быть готовым к созданию и поддержке компьютерных баз данных о формах социально-культурного творчества, его участниках и ресурсах (ПК-19);

быть готовым осуществлять прикладные научные исследования социально-культурной деятельности, основных тенденций социального, культурного и духовного развития общества, делать на этой основе продуктивные прогнозы и принимать правильные управленческие решения (ПК-20);

быть готовым к участию в научных исследованиях социально-культурной деятельности по отдельным разделам (этапам, заданиям) в соответствии с утвержденными методиками (ПК-21);

быть способным участвовать в опытно-экспериментальной работе по сбору эмпирической информации, проведению экспериментальных мероприятий и диагностике их педагогической эффективности (ПК-22);

быть готовым к участию в апробации и внедрении новых технологий социально-культурной деятельности (ПК-23);

проектная деятельность:

быть готовым к участию в разработке и обосновании проектов и программ развития социально-культурной сферы (ПК-24);

быть способным проектировать социально-культурную деятельность на основе изучения запросов, интересов с учетом возраста, образования, социальных, национальных, тендерных различий групп населения (ПК-25);

быть способным к комплексной оценке социально-культурных проектов и программ, базовых социально-культурных технологических систем (рекреационных, зрелищных, игровых, информационных, просветительских, коммуникативных, реабилитационных) (ПК-26);

педагогическая деятельность:

быть готовым к преподаванию теоретических и практических дисциплин в области социально-культурной деятельности в образовательных учреждениях среднего профессионального и дополнительного профессионального образования и переподготовки кадров в сфере культуры и искусства, а также историко-культурных и культурологических дисциплин в образовательных учреждениях дополнительного образования детей, общеобразовательных учреждениях (ПК-27);

быть способным к научно-методическому обеспечению учебно-воспитательного процесса и проведению воспитательных мероприятий с различными категориями участников социально-культурной деятельности (ПК-28);

быть готовым к оказанию консультативной помощи специалистам социально-культурной сферы (ПК-29).


VI. Требования к структуре основных образовательных программ бакалавриата


6.1. ООП бакалавриата предусматривает изучение следующих учебных циклов (таблица 2):

гуманитарный, социальный и экономический цикл;

естественнонаучный цикл;

профессиональный цикл;

и разделов:

физическая культура;

учебная и производственная практики и/или научно-исследовательская работа;

итоговая государственная аттестация.

6.2. Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом. Вариативная (профильная) часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений и навыков, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей), позволяет студенту получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности и (или) для продолжения профессионального образования в магистратуре.

6.3. Базовая (обязательная) часть цикла "Гуманитарный, социальный и экономический цикл" должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: "Отечественная история", "Философия", "Иностранный язык".

Базовая (обязательная) часть профессионального цикла должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности".


Таблица 2


Структура ООП бакалавриата


Код УЦ ОПП

Учебные циклы и проектируемые результаты их освоения

Трудоемкость (Зачетные единицы)*

Перечень дисциплин для разработки примерных программ, а также учебников и учебных пособий

Коды формируемых компетенций

Б.1

Гуманитарный, социальный и экономический цикл

40

1. Философия

2. Отечественная история

3. Педагогика

4. Психология

5. Экономика

6. Культурология

7. Иностранный язык

8. Социология

ОК-1

ОК-2

ОК-3

ОК-6

ОК-7

ОК-9

ОК-10

ОК-14


Базовая часть

В результате изучения дисциплин базовой части цикла студент должен

знать: научные, философские, религиозные картины мира, взаимодействие духовного и телесного, биологического и социального в человеке, его отношение к природе и обществу; основные закономерности исторического процесса, этапы исторического развития России и роль России в истории человечества и в современном мире; основные функции педагогики и психологии и особенности применения психолого-педагогических знаний в сфере культуры; историю становления и развития педагогической и психологической наук; закономерности филогенеза и онтогенеза человеческой психики; закономерности онтогенеза психических процессов человека в условиях обучения и воспитания на каждой возрастной стадии; критерии нормы и патологии психической деятельности, педагогические пути и средства компенсации и восстановления нормы социокультурной жизни;

функции психики и сознания в жизнедеятельности личности и человеческих общностей; природу деятельности и ее внутреннее строение; закономерности формирования мотивационной сферы человека; механизмы волевой регуляции, виды и функции эмоций; сущность личности и индивидуальности, структуру личности и движущие силы её развития; психолого-педагогические закономерности общения и взаимодействия людей в больших и малых социальных группах, межгрупповых отношений, формирования социокультурных общностей; основные методы коррекции и восстановления психического и физического здоровья; объективные связи обучения и развития, структуру и функции учебной деятельности, стратегические принципы организации обучения, методы оптимизации когнитивного, нравственного, духовно-творческого развития личности в обучении; основные принципы организации обучения и воспитания, самообучения и самовоспитания в сфере культуры; теоретические основы функционирования рыночной экономики, базовые категории экономической теории (блага, потребности, ресурсы, экономический выбор, экономические отношения, экономические системы); основные этапы развития экономической теории; методы экономической теории; закономерности микро- и макроэкономики; структурные сдвиги в экономике, особенности формирования открытой экономики; многообразие культур и цивилизаций в их взаимодействии;

многовариантность культурного процесса, типы и формы культурной жизни, специфику развития отечественной культуры в мировом историко-культурном процессе;

иностранный язык в объеме, необходимом для возможности получения информации профессионального содержания из зарубежных источников;

теоретические основы и закономерности функционирования социологической науки, принципы соотношения методологии и методов социологического познания; иметь представление об основных тенденциях и направлениях развития мировой и отечественной социологии;

уметь:

самостоятельно анализировать социально-философскую и научную литературу, в том числе на иностранном языке; применять философскую, историческую, культурологическую, социологическую, психолого-педагогическую терминологию; применять экономическую терминологию и основные экономические категории; проводить укрупненные расчеты затрат на производство и реализацию культурных продуктов (социально-культурных программ);

квалифицированно анализировать современные социально-культурные проблемы общества; разрабатывать и использовать социологический и психолого-педагогический инструментарий для диагностики различных видов социально-культурной деятельности; применять теоретические знания о закономерностях социально-культурной деятельности в процессе разработки и реализации культурных программ;

владеть:

методами анализа мировоззренческих, социально и личностно значимых философских проблем, навыками применения полученных теоретических знаний о человеке, обществе, истории, культуре в учебной и профессиональной деятельности, навыками использования различных форм, видов устной и письменной коммуникации на родном и иностранных языках в учебной и профессиональной деятельности;

основными методами научного познания; методологией, методикой и техникой проведения социологического исследования; методикой и технологией создания, проектирования и прогнозирования социально-культурных явлений; оптимизации когнитивного и нравственного развития личности при формировании содержания социокультурного воспитания; инструментарием, методами организации и проведения психолого-педагогических исследований социокультурного развития личности и общностей.

27


Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ОПП вуза)

13



Б.2

Общекультурологический и социально-культурный цикл

Базовая часть

В результате изучения дисциплин базовой части цикла студент должен:

знать:

основные исторические этапы становления социально-культурной деятельности в России и за рубежом; принципы, функции социально-культурной деятельности; основные сферы социально-культурной деятельности (сфера рекреации и досуга; сфера народной художественной культуры и любительского творчества; сфера образования; сфера социальной защиты и реабилитации); участников (субъектов) социально-культурной деятельности (личность; семья; социальные организации и объединения; социально-культурные институты; отраслевые учреждения и организации); ресурсную базу социально-культурной деятельности (нормативный ресурс; кадровый ресурс; финансовый ресурс; материально-техническая база; социально-демографический и морально-психологический ресурс);

педагогические основы организации досуга населения, возрастные дифференциальные) технологии педагогики досуга; особенности организации досуга и социально-культурной работы в зарубежных странах;

историю становления, развития и современное состояние основных жанров изобразительного, театрального, музыкального, хореографического, кино- искусства;

базовые ценности отечественной и мировой истории и культуры; формы культуры (элитарная, массовая, народная) и культурные универсалии; закономерности социальной и культурной динамики;

социально-исторические типы культуры (античная, эпоха Возрождения, буржуазная, социалистическая, демократическая); особенности социально-культурных процессов в современной России;

основы культурной политики в Российской Федерации; основы научного исследования социально-культурной деятельности с применением социологических, педагогических и психологических методов;

основы информационной культуры и информатики, законы и методы накопления, передачи и обработки информации с помощью компьютера; информационные ресурсы социально-культурной деятельности;

уметь:

применять терминологию и лексику культурологии, истории искусств, теории социально-культурной деятельности; разрабатывать программы культурного развития в контексте федеральной и региональной культурной политики; ориентироваться в историко-культурном пространстве, определять цели, задачи, принципы организации различных форм социально-культурной деятельности населения; разрабатывать содержание социально-культурных (культурно-просветительных, культуро-охранных, культурно-досуговых, рекреативных, реабилитационных) программ; осуществлять педагогическое управление и программирование развивающих форм социально-культурной деятельности различных возрастных групп населения; определять результативность социально-культурной деятельности; использовать компьютерные технологии для - обработки социологической и психолого-педагогической информации о социально-культурных процессах, применять компьютерную технику для решения прикладных задач социально-культурной деятельности; применять инновационный опыт зарубежных специалистов в области организации досуга, анимации и рекреации;

владеть:

методами изучения и использования историко-культурного наследия в процессе удовлетворения духовных потребностей и интересов разных групп населения; методами организации социально-культурной деятельности, художественного руководства деятельностью учреждений культуры; методами создания и обогащения культурных ценностей, творческого развития детей, подростков и взрослых; методами организации свободного времени населения; методами разработки и реализации социально-культурных программ и технологий; современными технологиями поиска, хранения, обработки и систематизации информации; методами обеспечения информационных и методических услуг; технологиями информатизации и методического обеспечения творческо-производственного процесса.

62



42

1. Теория и история социально-культурной деятельности

2. Педагогика досуга

3. Социально-культурная работа за рубежом

4. История искусств

5. Теория и история культуры

6. Основы культурной политики

7. Методология и методика научного исследования социально-культурной деятельности

8. Основы информационной культуры и информатика

ОК-1

ОК-2

ОК-3

ОК-4

ОК-5

ОК-6

ОК-7

ОК-8

ОК-9

ОК-10

ОК-11

ОК-12

ОК-13

ПК-1

ПК-2

ПК-3

ПК-5

ПК-16

ПК-19

ПК-20

ПК-21

ПК-22

ПК-23

ПК-27

ПК-29


Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ОПП вуза)

20



Б.3

Профессиональный цикл

Базовая часть

Общая базовая часть

В результате изучения дисциплин базовой части цикла студент должен:

знать:

принципы, методы, технологии организации социально-культурной деятельности, сущность и специфику технологического процесса, его структуру, ресурсы, условия реализации в учреждениях культуры;

сущность и специфику менеджмента социально-культурной деятельности; функции социокультурного менеджмента, принципы построения организационных структур и распределения функций управления, формы участия персонала в управлении учреждениями культуры; основные принципы этики деловых отношений; инновационные методы управления в социально-культурной сфере;

основы проектирования социально-культурных технологий с учетом возрастных и социально-демографических особенностей участников социокультурного творчества;

особенности драматургии досуговых программ, основные этапы работы над сценарием, композиционное построение сценария культурно-досуговой программы; особенности идейно-тематического обоснования сценарно-режиссерского замысла и сценарно-режиссерского хода как основы будущего сценария; функции документального, художественного, игрового материалов в сценарии культурно-досуговой программы; законы режиссерского решения культурно-досуговых программ;

художественно-выразительные средства в работе режиссера, законы мизансценирования, художественного, музыкального оформления; основные этапы работы режиссера социально-культурных программ и мероприятий;

общие формы организации учебной деятельности, методы, приемы, средства организации и управления педагогическим процессом, специфику педагогической работы в группах разного возраста, методическую литературу, основы планирования учебного процесса; основы методики выживания в экстремальных ситуациях, основы гражданской обороны, требования безопасности деятельности учреждений культуры;

уметь:

планировать и организовывать комплексное использование материально-технических, методических и социальных ресурсов в деятельности учреждений культуры;

анализировать конкретные педагогические и управленческие ситуации в деятельности учреждений культуры и находить пути их эффективного решения;

проектировать и организовывать массовые, групповые и индивидуальные формы социально-культурной деятельности в соответствие с культурными потребностями различных групп населения; организовывать выездные информационно-просветительные, выставочные, праздничные мероприятия; обеспечивать связи с общественностью и рекламу социально-культурных программ; создавать художественно-образное решение социально-культурных программ;

рассчитывать финансово-экономическое и ресурсное обеспечение творческо-производственного процесса в учреждениях культуры;

разрабатывать сценарно-драматургическую основу социально-культурных программ; осуществлять постановку социально-культурных программ; организовывать репетиционную работу; составлять сценарно-режиссерскую документацию (монтажный лист, постановочный план);

использовать методы психологической и педагогической диагностики для решения различных профессиональных задач;

создавать педагогически целесообразную и психологически безопасную образовательную среду;

планировать учебный процесс, составлять учебные программы;

владеть:

методами образования и воспитания населения в условиях развивающей социально-культурной деятельности;

методами внестационарного обеспечения досуга населения; технологиями организации корпоративных рекреативных, досуговых программ;

творческими методами театрализации, иллюстрации, игры;

навыками организации взаимодействия с учреждениями социально-культурной сферы, общественными организациями и объединениями;

методами обеспечения условий для социально-культурных инициатив населения, патриотического воспитания; технологиями организации массового отдыха и досуга населения;

- сценарно-режиссерскими технологиями организации и проведения праздничных форм досуга, фестивалей социокультурного творчества населения; основами актерского мастерства и сценической речи, сценического движения; методами пластико-хореографического решения художественно-образного ряда социально-культурных программ; навыками сценарной работы по отбору и организации материала, методами монтажа; навыками режиссерского идейно-тематического анализа; методами событийно-действенного анализа, творческой организации работы постановочной группы; навыками постановочной работы режиссера с художником, композитором, балетмейстером навыками преподавания теоретических и практических дисциплин в области социально-культурной деятельности, а также историко-культурных и культурологических дисциплин.

112


48

32

Дисциплины общего модуля базовой части

1. Технологические основы социально-культурной деятельности

2. Основы менеджмента социально-культурной деятельности

3. Основы социально-культурного проектирования

4. Сценарно-режиссерские основы

5. Методика преподавания специальных дисциплин

6. Безопасность жизнедеятельности

ОК-3

ОК-4

ОК-5

ОК-6

ОК-8

ОК-9

ОК-10

ОК-15

ПК-2

ПК-3

ПК-4

ПК-6

ПК-7

ПК-8

ПК-9

ПК-10

ПК-11

ПК-12

ПК-13

ПК-14

ПК-15

ПК-16

ПК-17

ПК-18

ПК-19

ПК-20

ПК-21

ПК-22

ПК-23

ПК-24

ПК-25

ПК-26

ПК-27

ПК-28

ПК-29


Профильные модули**




Б.3.1

Модуль. "Менеджмент социально-культурной деятельности"

В результате изучения дисциплин базовой части студент должен:

знать:

основные технологии менеджмента в учреждениях культуры; планирование деятельности учреждений социокультурной сферы, механизмы финансирования и ценообразования в культуре; технологии предпринимательства и экономического обеспечения в социально-культурной сфере: спонсорство (фандрайзинг), благотворительность, меценатство;

принципы и методы организации, нормирования труда; ресурсную базу социально-культурной деятельности (нормативный ресурс, кадровый ресурс, финансовый ресурс, материально-техническая база, социально-демографический и морально-психологический ресурсы);

основные маркетинговые коммуникации в социально-культурной сфере, принципы, задачи и функции маркетинговых исследований социально- культурной деятельности;

уметь:

разрабатывать цели и приоритеты творческо-производственной деятельности учреждений культуры, реализующих социально-культурные технологии (культурно-просветительные, культуро-охранные, культурно-досуговые, рекреативные), осуществлять художественное руководство деятельностью учреждений культуры, осуществлять управление этой деятельностью;

проводить маркетинг культурных услуг;

владеть:

навыками управления деятельностью учреждений клубного типа (дома культуры; культурные центры;

информационно-методические центры); технологией подготовки и разработки управленческих решений в деятельности учреждений культуры; технологиями управления ресурсным обеспечением социально-культурной деятельности.

16

Дисциплины профильных модулей базовой части

7. Технологии менеджмента социально-культурной деятельности

8. Ресурсная база социально-культурной деятельности

9. Информационные технологии управления социально-культурной деятельности

10. Маркетинговые коммуникации в социально-культурной сфере

ОК-4

ОК-5

ПК-1

ПК-3

ПК-4

ПК-5

ПК-7

ПК-9

ПК-10

ПК-11

ПК-12

ПК-13

ПК-14

ПК-15

ПК-16

ПК-17

ПК-19

ПК-23

ПК-24

ПК-25

ПК-26

Б.3.2

Модуль "Социально-культурные технологии в индустрии досуга"

В результате изучения дисциплин базовой части студент должен:

знать:

основные социально-культурные технологии, реализуемые в индустрии досуга; инфраструктуру современной индустрии досуга; сущность и специфику менеджмента рекреационных объектов; инновационные методы управления рекреационными объектами; ресурсную базу индустрии досуга и особенности экономического обеспечения её деятельности; правовые основы охраны интеллектуальной собственности и авторского права в сфере культуры; организационно-правовые формы управления рекреационными объектами;

уметь:

планировать и организовывать комплексное использование материально-технических, информационно-методических и социальных ресурсов в деятельности учреждений индустрии досуга;

осуществлять художественное руководство деятельностью учреждений индустрии досуга;

регулировать организационные отношения в учреждениях индустрии досуга на основе их отечественных законодательных актов, конвенций и рекомендаций органов управления культурой;

анализировать конкретные педагогические и управленческие ситуации в деятельности учреждений рекреации и находить пути их эффективного решения; рассчитывать финансово-экономическое и ресурсное обеспечение деятельности учреждений индустрии досуга; использовать технические средства (световое, звуковое, кино-, видео- и компьютерное оборудование) и сценическое оборудование учреждений рекреационного типа;

владеть:

технологиями менеджмента рекреационных объектов, создания и продвижения рекреационных программ; методами управления деятельностью учреждений рекреации (парк культуры и отдыха, парки развлечений и аттракционов, развлекательные и досуговые центры, коммерческие клубы); технологиями организации корпоративных рекреативных, досуговых программ; творческими методами театрализации, иллюстрации, игры; технологиями взаимодействия с учреждениями социально-культурной сферы, технологиями организации массового отдыха и досуга населения.

16

8. Социально-культурные технологии в индустрии досуга

9. Менеджмент рекреационных объектов

10. Экономика индустрии досуга

11. Правовые основы индустрии досуга

ОК-4

ОК-5

ПК-1

ПК-2

ПК-3

ПК-4

ПК-5

ПК-7

ПК-9

ПК-10

ПК-11

ПК-12

ПК-13

ПК-14

ПК-15

ПК-16

ПК-23

ПК-24

ПК-25

ПК-26

ПК-29

Б.3.3

Модуль "Постановка и продюсирование культурно-досуговых программ"

В результате изучения дисциплин базовой части студент должен:

знать:

принципы, формы, средства, методы, технологии организации культурно-досуговой деятельности;

типовые методики в деятельности учреждений культуры; частные методики в культурно-досуговой деятельности (массовые, групповые, индивидуальные); родовые методы культурно-досуговой деятельности; методика массовых форм культурно-досуговых программ; сценарно-режиссерскую специфику постановки культурно-досуговых программ, особенности композиционного построения, идейно-тематического и художественно-образного решения культурно-досуговых программ; функции продюсерской деятельности в социально-культурной сфере, специфику маркетинга и менеджмента в деятельности продюсера культурно-досуговых программ (смета и бизнес-план); технологии коммерческой деятельности продюсера, ее правовые основы; сущность промоутерской деятельности в социально-культурной сфере;

основные методики промоутерской деятельности и художественно-технического решения культурно-досугового проекта;

уметь:

осуществлять постановку и продюсирование массовых, групповых и индивидуальных форм культурно-досуговой деятельности в соответствии с культурными потребностями различных групп населения; создавать художественно-образное решение культурно-досуговых программ на основе творческих методов театрализации, иллюстрации, игры; разрабатывать сценарно-драматургическую основу культурно-досуговых программ; осуществлять их постановку; организовывать репетиционную работу по подготовке культурно-досуговых программ в соответствии с постановочными задачами; осуществлять промоутерскую деятельность, обеспечивать технические средства (световое, звуковое, кино-, видео- и компьютерное оборудование) и сценическое оборудование учреждений культуры клубного типа;

владеть:

технологиями постановки и продюсирования культурно-досуговых программ с применением художественно-образных, выразительных средств; навыками разработки и внедрения инновационных культурно-досуговых форм работы с различными категориями населения; технологиями организации корпоративных досуговых программ; творческими методами театрализации, иллюстрации, игры; технологиями взаимодействия с учреждениями социально-культурной сферы, общественными организациями и объединениями; технологиями организации массового отдыха и досуга населения; сценарно-режиссерскими технологиями организации и проведения праздничных форм досуга; навыками актерского мастерства и сценической речи, сценического движения; методами пластико-хореографического решения художественно-образного ряда социально-культурных программ.

16

7. Теория и технология культурно-досуговой деятельности

8. Сценарно-режиссерские основы постановки культурно-досуговых программ

9. Технологии деятельности учреждений культурно-досугового типа

10. Основы продюсерского мастерства

ОК-4

ОК-6

ПК-1

ПК-2

ПК-3

ПК-4

ПК-5

ПК-6

ПК-7

ПК-9

ПК-12

ПК-13

ПК-14

ПК-15

ПК-16

ПК-23

ПК-24

ПК-25

ПК-26

ПК-29

Б.3.4

Модуль "Социально-культурная анимация и рекреация"

В результате изучения дисциплин базовой части студент должен:

знать:

сущность, принципы, методы, технологии социально-культурной анимации; психолого-педагогические основы рекреации, возрастные и социально-демографические особенности организации анимационных программ в социально-культурной сфере; основы проектирования и реализации анимационных и рекреационных программ; разрабатывать сценарно-драматургическую основу и осуществлять постановку анимационных программ; основные направления и формы организации социально-культурной анимации в зарубежных странах;

уметь:

организовывать массовые, групповые и индивидуальные формы социально-культурной анимации в соответствии с культурными потребностями различных групп населения; обеспечивать связи с общественностью и рекламу рекреационно-анимационных программ; создавать художественно-образное решение анимационных программ на основе творческих методов театрализации, иллюстрации, игры; применять инновационный опыт зарубежных аниматоров;

владеть:

навыками организации активного отдыха, рекреации всех возрастных групп населения; технологиями творческой реабилитации, интенсивного отдыха, социально-психологической консолидации общественных групп и преодоления проблем социальной дезадаптации в процессе социокультурного творчества; методами организации массовой, групповой, индивидуальной игровой деятельности; методами проектирования анимационных программ и проектов, диагностики их результатов.

16

7. Технологии социально-культурной анимации и рекреации

8. Психолого-педагогические основы рекреации

9. Проектирование рекреативно-анимационных программ

10. Теория и практика рекреации и анимации за рубежом

ОК-4

ОК-6

ПК-1

ПК-2

ПК-3

ПК-4

ПК-5

ПК-6

ПК-7

ПК-9

ПК-12

ПК-13

ПК-14

ПК-15

ПК-16

ПК-23

ПК-24

ПК-25

ПК-26

ПК-29

Б.3.5

Модуль "Менеджмент детско-юношеского досуга"

В результате изучения дисциплин базовой части цикла студент должен:

знать:

принципы, методы, технологии менеджмента социально-культурной деятельности с детьми, подростками и юношеством; основы создания и реализации социально-культурных технологий работы с детьми, подростками и юношеством;

возрастные и социально-демографические особенности организации воспитательной работы в социально-культурной сфере и социокультурного творчества детей, подростков и юношества; правовые основы охраны и защиты детства; организационно-правовые формы социально-культурной деятельности с семьей; основные формы культурно-воспитательной работы с детьми в зарубежных странах;

уметь:

планировать и организовывать комплексное использование материально-технических, методических и социальных ресурсов в деятельности культурно-воспитательных учреждений; анализировать конкретные психолого-педагогические ситуации в деятельности учреждений культуры и находить пути их эффективного решения; организовывать массовые, групповые и индивидуальные формы социально-культурной деятельности с детьми, подростками и юношеством; проектировать информационно-просветительные, конкурсно-игровые и праздничные мероприятия для детей и юношества; обеспечивать связи с общественностью и рекламу детско-юношеских социально-культурных программ; создавать художественно-образное решение детско-юношеских социально-культурных программ на основе методов театрализации, иллюстрации, игры; разрабатывать сценарно-драматургическую основу детско-юношеских социально-культурных программ; осуществлять их постановку; применять зарубежный инновационный опыт в организации детско-юношеского досуга;

владеть:

технологиями детско-юношеского досуга, создания и продвижения детско-юношеских социокультурных программ; методами управления деятельностью учреждений клубного типа (дом (дворец) творчества юных; дворец молодежи; подростковые, молодежные, семейные досуговые центры;

методами образования и воспитания подрастающего поколения в условиях развивающейся социально-культурной среды; творческими методами театрализации, иллюстрации, игры; технологиями взаимодействия с учреждениями социально-культурной сферы, молодежными общественными организациями и объединениями; методами обеспечения условий для социально-культурных инициатив подростков и молодежи; технологиями организации отдыха и досуга (семейного, детского, подросткового и юношеского); методами обеспечения информационных и методических услуг дополнительного образования и самообразования детей и юношества в социально-культурной сфере.

16

7. Менеджмент и технологии детско-юношеского досуга

8. Правовые основы социально-культурной деятельности детей и юношества

9. Социально-культурное проектирование форм детско-юношеского досуга

10. Социально-культурная деятельность с детьми за рубежом

ОК-4

ОК-6

ПК-1

ПК-2

ПК-3

ПК-4

ПК-5

ПК-6

ПК-7

ПК-8

ПК-9

ПК-11

ПК-12

ПК-13

ПК-14

ПК-15

ПК-16

ПК-18

ПК-23

ПК-24

ПК-25

ПК-26

ПК-27

ПК-28

ПК-29

Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза в соответствии с профилями подготовки)

64



Б.4

Физическая культура

2


ОК-16

Б.5

Учебная и производственная практики

В результате прохождения учебной (ознакомительной) практики студент должен знать основные типы учреждений культуры, организационно-правовые формы социально-культурной деятельности населения. Практические умения и навыки определяются ООП вуза.

В результате прохождения учебной (производственно-технологической) практики студент должен владеть основными технологиями социально-культурной деятельности, в том числе по профилю подготовки. Практические умения и навыки определяются ООП вуза.

В результате прохождения производственной (преддипломной) практики студент должен иметь необходимый материал для выполнения выпускной квалификационной работы. Практические умения и навыки определяются ООП вуза.

20


ОК-1

ОК-2

ОК-3

ОК-4

ОК-7

ОК-8

ПК-2

ПК-3

ПК-6

ПК-7

ПК-8

ПК-9

ПК-10

ПК-12

ПК-13

ПК-14

ПК-15

ПК-16

ПК-18

ПК-21

ПК-22

ПК-25

ПК-27

ПК-28


Итоговая государственная аттестация

4




Общая трудоемкость основной образовательной программы

240




______________________________

* Трудоемкость циклов Б.1, Б.2, Б.3 и разделов Б.4, Б.5, Б.6 включает все виды текущей и промежуточной аттестации.

** Образовательное учреждение самостоятельно выбирает для реализации не менее одного профильного модуля, определяемого высшим учебным заведением в соответствии с примерной основной образовательной программой высшего профессионального образования.


VII. Требования к условиям реализации основных образовательных программ бакалавриата


Информация об изменениях:

Приказом Минобрнауки России от 31 мая 2011 г. N 1975 в пункт 7.1 настоящего приложения внесены изменения

См. текст пункта в предыдущей редакции

7.1. Образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП бакалавриата, которая включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и различные материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.

Высшие учебные заведения обязаны ежегодно обновлять основные образовательные программы с учетом развития искусства, науки, культуры, экономики и социальной сферы.

7.2. При разработке ООП бакалавриата должны быть определены возможности вуза в формировании общекультурных компетенций выпускников (компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельностного характера). Вуз обязан сформировать социокультурную среду, создать условия, необходимые для всестороннего развития личности.

Вуз обязан способствовать развитию социально-воспитательного компонента учебного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ.

7.3. Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологические и тренинги) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.

Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью ООП бакалавриата, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 20 процентов аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп студентов не могут составлять более 40 процентов аудиторных занятий.

7.4. В учебной программе каждой дисциплины (модуля) должны быть четко сформулированы конечные результаты обучения в органичной увязке с осваиваемыми знаниями, умениями и приобретаемыми компетенциями в целом по ООП.

Общая трудоемкость дисциплины не может быть менее двух зачетных единиц (за исключением дисциплин по выбору обучающихся). По дисциплинам, трудоемкость которых составляет более трех зачетных единиц, должна выставляться оценка ("отлично", "хорошо", "удовлетворительно").

7.5. Основная образовательная программа должна содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее одной трети вариативной части суммарно по циклам Б.1, Б.2 и Б.3. Порядок формирования дисциплин по выбору обучающихся устанавливает Ученый совет вуза.

7.6. Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной образовательной программы и факультативных дисциплин, устанавливаемых вузом дополнительно к ООП и являющихся не обязательными для изучения.

Объем факультативных дисциплин не должен превышать 10 зачетных единиц за весь период обучения.

7.7. Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении основной образовательной программы в очной форме обучения составляет до 36 академических часов. В указанный объем не входят обязательные аудиторные занятия по физической культуре.

7.8. В случае реализации ООП бакалавриата в иных формах обучения максимальный объем аудиторных занятий устанавливается в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. N 71 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 8, ст. 731).

7.9. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7-10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.

В высших учебных заведениях, в которых предусмотрена военная и/или правоохранительная служба, продолжительность каникулярного времени обучающихся определяется в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы**.

7.10. Раздел "Физическая культура" трудоемкостью две зачетные единицы реализуется: при очной форме обучения, как правило, в объеме 400 часов, при этом объем практической, в том числе игровых видов, подготовки должен составлять не менее 360 часов.

7.11. Вуз обязан обеспечить обучающимся реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения, включая возможную разработку индивидуальных образовательных программ.

7.12. Вуз обязан ознакомить обучающихся с их правами и обязанностями при формировании ООП, разъяснить, что избранные обучающимися дисциплины (модули) становятся для них обязательными.

7.13. Программа ООП бакалавриата вуза должна включать:

практические и индивидуальные занятия по следующим дисциплинам (модулям) базовой части, формирующим у обучающихся умения и навыки в области социально-культурной деятельности:

Теория и практика социокультурного менеджмента;

Технологические основы социально-культурной деятельности;

Сценарно-режиссерские основы;

лабораторные практикумы и практические занятия по следующим дисциплинам (модулям) базовой части, формирующим у обучающихся умения и навыки в области социально-культурной деятельности:

Основы социально-культурного проектирования;

Методология и методика научных исследований социально-культурной деятельности;

Основы информационной культуры и информатика;

технологические практикумы, практические и индивидуальные занятия по дисциплинам (модулям) вариативной части ОПП, рекомендованным профильным Учебно-методическим объединением.

7.14. Обучающиеся имеют следующие права и обязанности:

право в пределах объема учебного времени, отведенного на освоение дисциплин (модулей) по выбору, предусмотренных ООП, выбирать конкретные дисциплины (модули);

право при формировании своей индивидуальной образовательной программы получить консультацию в вузе по выбору дисциплин (модулей) и их влиянию на будущий профиль подготовки;

право при переводе из другого высшего учебного заведения при наличии соответствующих документов на перезачет освоенных ранее дисциплин (модулей) на основании аттестации;

обучающиеся обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные ООП вуза.

7.15. Раздел основной образовательной программы бакалавриата "Учебная и производственная практики" является обязательным и представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся.

Конкретные виды практик определяются ООП вуза. Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются вузом по каждому виду практики.

Практики проводятся в сторонних организациях или на кафедрах и в лабораториях вуза, обладающих необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом.

Аттестация по итогам практики осуществляется на основе предоставления письменного отчета практиканта, утвержденного руководителем практики.

По результатам аттестации выставляется дифференцированная оценка.

Разделом учебной практики может являться научно-исследовательская работа обучающегося.

При разработке программы научно-исследовательской работы высшее учебное заведение должно предоставить обучающимся возможность:

изучать специальную литературу и другую научно-методическую информацию, достижения отечественной и зарубежной науки в области социально-культурных исследований;

участвовать в проведении полевых научных исследований или проектных разработках, выполняемых по заказам органов управления культурой, социальной защиты, образования, молодежной политики;

осуществлять сбор, обработку, анализ и систематизацию научной информации по теме (заданию);

изучать культурные потребности населения как основу для проектирования форм социально-культурной работы;

принимать участие в подготовке и проведении культурно-досуговых, информационно-просветительных, развлекательных, анимационных, коррекционных и различных форм социально-культурной деятельности;

разрабатывать организационную, проектную, сценарно-режиссерскую документацию, необходимую для организации социально-культурной деятельности;

составлять отчеты (разделы отчета) по теме или ее разделу (этапу, заданию);

подготовить мультимедийную презентацию итогов практики, выступить с докладом на конференции, опубликовать результаты научного исследования в сборниках студенческих научных работ.

7.16. Реализация основных образовательных программ бакалавриата должна обеспечиваться научно-педагогическими кадрами, имеющими, как правило, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и систематически занимающимися научной, научно-методической и (или) художественно-творческой деятельностью.

Доля преподавателей, имеющих ученую степень и/или ученое звание, в общем числе преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс по данной основной образовательной программе, должна быть не менее 50 процентов, ученые степени доктора наук и/или профессора должны иметь не менее восьми процентов преподавателей.

К преподавателям с учеными степенями и/или учеными званиями приравниваются лица без ученых степеней и званий, имеющие государственные почетные звания, лауреаты государственных премий в сфере культуры и искусства.

Преподаватели профессионального цикла должны иметь базовое образование и/или ученую степень, соответствующие профилю преподаваемой дисциплины. Не менее 60 процентов преподавателей (в приведенных к целочисленным значениям ставок), обеспечивающих учебный процесс по профессиональному циклу, должны иметь ученые степени или ученые звания. К образовательному процессу должно быть привлечено не менее пяти процентов преподавателей из числа действующих руководителей и работников профильных организаций, предприятий и учреждений.

До 10 процентов от общего числа преподавателей, имеющих ученую степень и/или ученое звание, может быть заменено преподавателями, имеющими стаж практической работы по данному направлению на должностях руководителей или ведущих специалистов более 10 последних лет.

Информация об изменениях:

Приказом Минобрнауки России от 31 мая 2011 г. N 1975 в пункт 7.17 настоящего приложения внесены изменения

См. текст пункта в предыдущей редакции

7.17. ООП бакалавриата должна обеспечиваться учебно-методической документацией и материалами по всем учебным курсам, дисциплинам (модулям) основной образовательной программы. Содержание каждой из таких учебных дисциплин (модулей) должно быть представлено в Интернете или локальной сети образовательного учреждения.

Внеаудиторная работа обучающихся должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение.

Каждый обучающийся должен быть обеспечен индивидуальным неограниченным доступом к электронно-библиотечной системе, содержащей издания учебной, учебно-методической и иной литературы по основным изучаемым дисциплинам и сформированной на основании прямых договоров с правообладателями.

Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной учебной литературы по дисциплинам базовой части всех циклов, изданными за последние 10 лет (для дисциплин базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла - за последние пять лет), из расчета не менее 25 экземпляров таких изданий на каждые 100 обучающихся.

Фонд дополнительной литературы, помимо учебной, должен включать официальные, справочно-библиографические и специализированные периодические издания в расчете 1-2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.

Электронно-библиотечная система должна обеспечивать возможность индивидуального доступа для каждого обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к Интернету.

Оперативный обмен информацией с отечественными и зарубежными вузами и организациями должен осуществляться с соблюдением требований законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности и международных договоров Российской Федерации в области интеллектуальной собственности. Для обучающихся должен быть обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам.

7.18. Ученый совет высшего учебного заведения при введении ООП бакалавриата утверждает размер средств на реализацию соответствующих основных образовательных программ.

Финансирование реализации основных образовательных программ должно осуществляться в объеме не ниже установленных нормативов финансирования высшего учебного заведения***.

7.19. Высшее учебное заведение, реализующее ООП бакалавриата, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, лабораторной, практической и научно-исследовательской работы обучающихся, предусмотренных учебным планом вуза, и соответствующей действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам.

Минимально необходимый для реализации ООП бакалавриата перечень материально-технического обеспечения включает в себя:

аудитории для лекционных и практических занятий;

зал со сценической площадкой, оборудованный декорационным, световым, звукоусилительным и проекционным оборудованием;

зал-студию для групповых занятий технологическими практикумами социально-культурной деятельности, оборудованный звукоусилительным и мультимедийным проекционным оборудованием;

специализированный балетный класс для занятий пластикой и хореографией;

специализированный научно-методический кабинет социально-культурной деятельности с фондом научных, методических, сценарных материалов.

При использовании электронных изданий вуз должен обеспечить каждого обучающегося во время самостоятельной подготовки рабочим местом в компьютерном классе с выходом в Интернет в соответствии с объемом изучаемых дисциплин (один компьютер с выходом в Интернет на трех студентов приведенного контингента).

Вуз должен быть обеспечен необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.


VIII. Оценка качества освоения основных образовательных программ бакалавриата


8.1. Высшее учебное заведение обязано обеспечивать гарантию качества подготовки, в том числе путем:

разработки стратегии по обеспечению качества подготовки выпускников с привлечением представителей работодателей;

мониторинга, периодического рецензирования образовательных программ;

разработки объективных процедур оценки уровня знаний и умений обучающихся, компетенций выпускников;

обеспечения компетентности преподавательского состава;

регулярного проведения самообследования по согласованным критериям для оценки деятельности (стратегии) и сопоставления с другими образовательными учреждениями с привлечением представителей работодателей;

информирования общественности о результатах своей деятельности, планах, инновациях.

8.2. Оценка качества освоения основных образовательных программ должна включать текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся и итоговую государственную аттестацию выпускников.

8.3. Конкретные формы и процедуры текущего и промежуточного контроля знаний по каждой дисциплине разрабатываются вузом самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первого месяца обучения.

8.4. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ООП (текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций. Фонды оценочных средств разрабатываются и утверждаются вузом.

Вузом должны быть созданы условия для максимального приближения программ текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся к условиям их будущей профессиональной деятельности - для чего кроме преподавателей конкретной дисциплины в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться работодатели, преподаватели, читающие смежные дисциплины.

8.5. Обучающимся должна быть предоставлена возможность оценивать содержание, организацию и качество учебного процесса в целом, а также работу отдельных преподавателей.

8.6. Итоговая государственная аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы (бакалаврской работы). Государственный экзамен вводится по усмотрению вуза.

Требования к содержанию, объему и структуре бакалаврской работы, а также требования к государственному экзамену (при наличии) определяются высшим учебным заведением.


______________________________

* Одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.

** Статья 30 "Положение о порядке прохождения военной службы", утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237 "Вопросы прохождения военной службы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 38, ст. 4534).

*** Пункт 2 статьи 41 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. N 3266-1 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 2002, N 26, ст. 2517; 2004, N 30, ст. 3086; N 35, ст. 3607; 2005, N 1, ст. 25; 2007, N 17, ст. 1932; N 44, ст. 5280).


Утвержден федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки "Социально-культурная деятельность (квалификация (степень) "бакалавр")". Стандарт обязателен к применению российскими учреждениями, имеющими государственную аккредитацию и право реализовывать основную образовательную программу.

Приведена характеристика подготовки. Определены требования к результатам освоения основной образовательной программы и к ее структуре.

Федеральный стандарт вводится в действие со дня вступления в силу приказа.


Приказ Министерства образования и науки РФ от 13 января 2010 г. N 16 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 071800 Социально-культурная деятельность (квалификация (степень) "бакалавр")"


Зарегистрировано в Минюсте РФ 11 февраля 2010 г.

Регистрационный N 16375


Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования


Федеральный государственный образовательный стандарт, утвержденный настоящим приказом, вводится в действие со дня вступления в силу настоящего приказа


Текст приказа опубликован в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 5 апреля 2010 г. N 14 (без приложения)


Приказом Минобрнауки России от 11 августа 2016 г. N 995 настоящий приказ признан утратившим силу


В настоящий документ внесены изменения следующими документами:


Приказ Минобрнауки России от 31 мая 2011 г. N 1975

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного приказа


Актуальный текст документа