Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 декабря 2009 г. N 815 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 031900 Международные отношения (квалификация (степень) "бакалавр")" (с изменениями и дополнениями) (утратил силу)

Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 декабря 2009 г. N 815
"Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 031900 Международные отношения (квалификация (степень) "бакалавр")"

С изменениями и дополнениями от:

31 мая 2011 г.

ГАРАНТ:

Приказом Минобрнауки России от 21 апреля 2016 г. N 465 настоящий приказ признан утратившим силу с 1 сентября 2016 г.

В соответствии с пунктом 5.2.8 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004 г. N 280 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 25, ст. 2562; 2005, N 15, ст. 1350; 2006, N 18, ст. 2007; 2008, N 25, ст. 2990; N 34, ст. 3938; N 42, ст. 4825; N 46, ст. 5337; N 48, ст. 5619; 2009, N 3, ст. 378; N 6, ст. 738; N 14, ст. 1662), пунктом 7 Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. N 142 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 9, ст. 1110), приказываю:

Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 031900 Международные отношения (квалификация (степень) "бакалавр") и ввести его в действие со дня вступления в силу настоящего приказа.


Министр

А. Фурсенко


Зарегистрировано в Минюсте РФ 1 марта 2010 г.

Регистрационный N 16538


Приложение


Федеральный государственный образовательный стандарт
высшего профессионального образования по направлению подготовки 031900 Международные отношения (квалификация (степень) "бакалавр")
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 22 декабря 2009 г. N 815)

С изменениями и дополнениями от:

31 мая 2011 г.

ГАРАНТ:

См. справку о федеральных государственных образовательных стандартах


I. Область применения


1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ бакалавриата по направлению подготовки 031900 Международные отношения образовательными учреждениями высшего профессионального образования (высшими учебными заведениями, вузами) на территории Российской Федерации, имеющими государственную аккредитацию.

1.2. Право на реализацию основных образовательных программ высшее учебное заведение имеет только при наличии соответствующей лицензии, выданной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.


II. Используемые сокращения


В настоящем стандарте используются следующие сокращения:

ВПО - высшее профессиональное образование;

ООП - основная образовательная программа;

ОК - общекультурные компетенции;

ПК - профессиональные компетенции;

УЦ ООП - учебный цикл основной образовательной программы;

ФГОС ВПО - федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования.


III. Характеристика направления подготовки


Нормативный срок, общая трудоемкость освоения основных образовательных программ (в зачетных единицах)* для очной формы обучения и соответствующая квалификация (степень) приведены в таблице 1.


Таблица 1


Сроки, трудоемкость освоения ООП и квалификация (степень) выпускников


Наименование ООП

Квалификация (степень)

Нормативный срок освоения ООП, включая последипломный отпуск

Трудоемкость (в зачетных единицах)

Код в соответствии с принятой классификацией ООП

Наименование

ООП бакалавриата

62

Бакалавр международных отношений со знанием иностранного языка

4 года

240*


______________________________

* Трудоемкость основной образовательной программы по очной форме обучения за учебный год равна 60 зачетным единицам.


Сроки освоения основной образовательной программы бакалавриата по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения могут увеличиваться на один год относительно нормативного срока, указанного в таблице 1, на основании решения ученого совета высшего учебного заведения.


IV. Характеристика профессиональной деятельности бакалавров


4.1. Область профессиональной деятельности бакалавров включает:

международные политические, экономические, научно-технические, военно-политические, гуманитарные, идеологические отношения, мировую политику;

регулирование глобальных политических, экономических, военных, экологических, культурно-идеологических и иных процессов;

международные связи в области культуры, науки, образования;

иные сферы освоения общемирового пространства;

дипломатия, международные отношения и внешнюю политику Российской Федерации;

трансграничные связи российских регионов;

основы анализа современных глобальных проблем;

высшее образование в сфере международных отношений и комплексного обеспечения международной безопасности.

4.2. Объектами профессиональной деятельности бакалавров являются:

государственные ведомства, федеральные и региональные органы государственной власти и управления - в качестве младшего и вспомогательного персонала международных отделов, департаментов и зарубежных представительств (переводчики и сопровождающие, эксперты, референты, секретари, технические исполнители информационных и вспомогательных подразделений);

международные организации - в качестве экспертов, референтов, вспомогательного персонала и переводчиков младшего звена;

российские и зарубежные предпринимательские структуры, некоммерческие и общественные организации, поддерживающие международные связи или занимающиеся международной проблематикой - в качестве младшего и вспомогательного персонала (эксперты, референты по сбору информации, переводчики младшего звена, секретари, лаборанты, ассистенты координаторов, исполнительные секретари проектов);

редакции средств массовой информации - в качестве репортеров по международной проблематике, вспомогательного персонала и переводчиков младшего звена;

учреждения высшего образования с международной проблематикой, академические и научно-исследовательские организации международного профиля - в качестве учебно-методического и вспомогательного персонала (эксперты, секретари, лаборанты, переводчики младшего звена).

4.3. Бакалавр по направлению подготовки 031900 Международные отношения готовится к следующим видам профессиональной деятельности:

организационно-административная;

проектная;

исследовательско-аналитическая;

учебно-организационная.

Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится бакалавр, определяются высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателей.

4.4. Бакалавр по направлению подготовки 031900 Международные отношения должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности и профилем подготовки:

организационно-административные:

выполнение обязанностей младшего и среднего звена исполнителей с использованием иностранных языков в учреждениях системы МИД России, ведение исполнительской, организационной и административной работы в иных государственных учреждениях, федеральных и региональных органах государственной власти и управления;

ведение деловой переписки по вопросам организации международных мероприятий, проведение предварительных обсуждений и участие в рабочих переговорах на иностранных языках в рамках своей компетенции;

выполнение устной и письменной переводческой работы в рамках своей компетенции;

участие в работе по организации международных переговоров, встреч, конференций, семинаров;

рациональная организация и планирование своей деятельности в соответствии с требованиями работодателя и умение грамотно применять полученные знания;

взаимодействие и конструктивное сотрудничество с другими участниками профессионального коллектива по месту работы;

проектные:

участие в работе групповых проектов международного профиля в качестве исполнителя;

оказание профессионального содействия в установлении международных контактов, налаживании и развитии международных связей;

ведение работы персонала, сопровождающего делегации;

выполнение обязанностей референта и переводчика материалов с иностранного языка на русский и с русского на иностранный язык;

нахождение необходимой профессионально ориентированной информации при помощи электронных средств;

исследовательско-аналитические:

ведение референтской, вспомогательной научной, научно-организационной работы в исследовательских и аналитических учреждениях и организациях с использованием материалов на иностранных языках;

ведение первичной аналитической работы под руководством опытного специалиста с использованием материалов на иностранных языках;

применение полученных навыков владения основами международно-политического анализа;

поддержание профессиональных контактов на иностранных языках.

учебно-организационные:

ведение учебно-вспомогательной работы в высших учебных заведениях международного профиля;

выполнение функций исполнителей со знанием иностранного языка в профессиональной работе отделов, секторов и групп развития международных образовательных связей в государственных учреждениях, корпорациях и неправительственных организациях.


V. Требования к результатам освоения основных образовательных программ бакалавриата


5.1. Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

умение системно мыслить, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения, умение выявлять международно-политические и дипломатические смыслы проблем (ОК-1);

умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);

готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3);

способность находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готовность нести за них ответственность (ОК-4);

умение использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-5);

стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-6);

умение критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-7);

осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-8);

навыки использования основных положений и методов социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, стремление найти практическое применение своим научно-обоснованным выводам, наблюдениям и опыту, полученным в результате познавательной профессиональной деятельности в сфере мировой политики и международных отношений (ОК-9);

способность анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-10);

умение использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК-11);

способность понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-12);

владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-13);

способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-14);

владение основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-15);

способность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, роль насилия и ненасилия, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ОК-16);

умение понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-17);

владение средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья и готовность к достижению должного уровня физической подготовленности, необходимого для освоения профессиональных умений в процессе обучения в вузе и для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-18);

осознание роли гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации (ОК-19);

готовность принять нравственные обязанности по отношению к окружающей природе, обществу, другим людям и самому себе (ОК-20);

знание и понимание гражданских основ будущей профессиональной деятельности (ОК-21);

мотивированность на решение практических задач, нахождение нестандартных интерпретаций международной информации (ОК-22);

владение политически корректной корпоративной культурой международного общения (формального и неформального), навыками нахождения компромиссов посредством переговоров (ОК-23);

умение на практике защитить свои законные права, в том числе права личности, при уважении к соответствующим правам других в многоэтничном и интернациональном окружении, умение использовать Гражданский кодекс Российской Федерации и другие правовые документы (ОК-24);

готовность и стремление к совершенствованию общества на принципах гуманизма, свободы и демократии (ОК - 25);

способность адаптироваться к условиям работы в составе многоэтничных и интернациональных групп (ОК-26);

владение методами делового общения в интернациональной среде, способность использовать особенности местной деловой культуры зарубежных стран (ОК- 27);

стремление к непрерывному самообучению и саморазвитию (ОК-28);

забота о качестве результатов труда (ОК-29);

настрой на развитие креативности мышления, профессиональной инициативы, инициацию позитивных перемен (ОК- 30);

владение этикой межличностных отношений и эмоциональной саморегуляции (ОК-31);

готовность принять на себя ответственность и проявить лидерские качества (ОК-32).

5.2. Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

общепрофессиональные:

готовность на практике использовать знание правовых аспектов обеспечения работы международника в сфере деятельности государственных структур, бизнеса, третьего сектора (ПК-1);

умение применять компьютерные технологии на уровне пользователя для решения профессиональных задач (ПК-2);

знание и активное владение, как минимум, двумя иностранными языками, умение применять иностранные языки для решения профессиональных вопросов (ПК-3);

организационно-административная деятельность:

готовность включиться в работу сотрудников младшего звена учреждений системы МИД России, международных организаций, системы органов государственной власти и управления Российской Федерации (ПК-4);

готовность и умение вести диалог, переписку, переговоры на иностранном языке в рамках уровня поставленных задач (ПК-5);

способность выполнять письменные и устные переводы материалов профессиональной направленности с иностранного языка на русский и с русского на иностранный язык (ПК-6);

владение техниками установления профессиональных контактов и развития профессионального общения, в том числе на иностранных языках (ПК-7);

умение составлять дипломатические документы, проекты соглашений, контрактов, программ мероприятий (ПК-8);

умение исполнять поручения руководителей в рамках профессиональных обязанностей на базе полученных знаний и навыков (ПК-9);

навыки рационализации своей исполнительской работы под руководством опытного специалиста с учетом накапливаемого опыта (ПК-10);

проектная деятельность:

умение по месту работы распознать перспективное начинание или область деятельности и включиться в реализацию проекта под руководством опытного специалиста (ПК-11);

готовность работать рядовым исполнителем проекта (ПК-12);

исследовательско-аналитическая деятельность:

готовность исполнять организационно-технические функции и решать вспомогательные задачи в интересах обеспечения работы коллектива в целом под руководством опытного специалиста (ПК-13);

умение работать с материалами средств массовой информации, составлять обзоры прессы по заданным темам, находить, собирать и первично обобщать фактический материал, делая обоснованные выводы (ПК-14);

обладание навыками работы с аудиторией, в том числе зарубежной (ПК-15);

учебно-организационная деятельность:

умение выполнять функции ассистента в организации преподавательской деятельности по профилю образования (ПК -16);

готовность и навыки вести учебно-вспомогательную и учебно-аналитическую работу (ПК-17);

профессионально-дисциплинарные компетенции (ПДК):

знание и понимание логики глобальных процессов и развития всемирной политической системы международных отношений в их исторической, экономической и правовой обусловленности (ПДК-2);

умение и навыки слежения за динамикой основных характеристик среды международной безопасности и понимание их влияния на национальную безопасность России (ПДК-3);

понимание структуры глобальных процессов научно-технологических инноваций и перспектив изменения в них места и роли России (ПДК-4);

ориентация в мировых экономических, экологических, демографических, миграционных процессах, понимание механизмов взаимовлияния планетарной среды, мировой экономики и мировой политики (ПДК-5);

знание правовых основ международного взаимодействия, понимание и умение анализировать их влияние на внешнюю политику России и других государств мира (ПДК-6);

понимание теоретических и политических основ правозащитной проблематики в международных отношениях и мировой практики защиты прав человека (ПДК-7);

понимание основ регулирования международных конфликтов с использованием дипломатических политико-психологических, социально-экономических и силовых методов (ПДК-8);

знание и понимание основных теорий международных отношений, отечественных и зарубежных теоретических школ (ПДК-9);

владение основами и базовыми навыками прикладного анализа международных ситуаций (ПДК-10);

знание и понимание содержания программных документов по проблемам внешней политики РФ (ПДК-11);

умение профессионально грамотно анализировать и пояснять позиции Российской Федерации по основным международным проблемам (ПДК-12);

знание и понимание основных направлений внешней политики ведущих зарубежных государств, особенностей их дипломатии и взаимоотношений с Россией (ПДК-13);

знание этапов становления и понимание тенденций развития Содружества Независимых Государств (ПДК-14);

владение политической и правовой спецификой положения регионов России и зарубежных стран в отношениях между государствами и понимание возможностей и ограничений трансграничных и иных международных связей регионов (ПДК-15);

умение ориентироваться в механизмах многосторонней и интеграционной дипломатии (ПДК-16);

знание основ дипломатического и делового протокола и этикета и устойчивые навыки применять их на практике (ПДК-17).


VI. Требования к структуре основных образовательных программ бакалавриата


6.1. Основная образовательная программа подготовки бакалавра предусматривает изучение следующих учебных циклов (таблица 2):

гуманитарный, социальный и экономический цикл;

математический и естественнонаучный цикл;

профессиональный цикл; и разделов:

физическая культура;

учебная и производственная практики и/или научно-исследовательская работа;

итоговая государственная аттестация.

6.2. Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом. Вариативная (профильная) часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений и навыков, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей), позволяет студенту получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности и (или) для продолжения профессионального образования в магистратуре.

6.3. Базовая (обязательная) часть цикла "Гуманитарный, социальный и экономический цикл" должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: "История", "Философия", "Иностранный язык".

Базовая (обязательная) часть профессионального цикла должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности".


Таблица 2


Структура ООП бакалавриата


Код УЦ ООП

Учебные циклы и проектируемые результаты их освоения

Трудоемкость (Зачетные единицы)*

Перечень дисциплин для разработки примерных программ, а также учебников и учебных пособий

Коды формируемых компетенций

Б.1

Гуманитарный, социальный и экономический цикл

Базовая часть

В результате изучения базовой части цикла обучающийся должен знать:

два иностранных языка в объеме активного владения, историю и основы теории международных отношений, основы современной мировой политики и глобальных проблем, основы внешней политики и дипломатии России и ведущих стран мира, основы прикладного анализа международных ситуаций;

уметь:

говорить и писать на двух иностранных языках, использовать методы прикладного анализа для правильной ориентации в международной среде, находить применение своим профессиональным знаниям и уровню своей квалификации в сфере государственной службы, бизнеса, неправительственных организаций международного профиля, переводить письменно и устно тексты профессиональной направленности с иностранного языка на русский и с русского на иностранный;

владеть:

навыками профессиональной коммуникации на иностранных языках, умением осуществлять исполнительские и организационные функции в организациях и учреждениях международного профиля, способностью работать в группах и проектных коллективах международного профиля в качестве исполнителя или руководителя младшего звена.

58-62

35-39

История России

(Отечественная история) Философия


Иностранный язык


Всемирная (синхронная) история


Политология и политическая теория


Мировая экономика


Государственное право России и зарубежных стран

ОК-1,

ОК-2,

ОК-3,

ОК-4,

ОК-5,

ОК-6,

ОК-7,

ОК-8,

ОК-9,

ОК-10,

ОК-16,

ОК-17,

ОК-19

ОК-20,

ОК-21,

ОК-22,

ОК-23,

ОК-24,

ОК-25,

ОК-26,

ОК-27,

ОК-28,

ОК-29,

ОК-30,

ОК-31,

ОК-32

ПК-3,

ПК-5,

ПК-6,

ПК-7,

ПК-8


Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза)




Б.2

Математический и естественнонаучный цикл

Базовая часть

В результате изучения базового цикла обучающийся должен знать:

фундаментальные основы математики, информатики, экологии, концепций современного естествознания;

уметь:

создавать базы данных и использовать ресурсы сети Интернет, применять знания и навыки в этой области для решения профессиональных задач;

владеть:

навыками использования программных средств и навыками работы в компьютерных сетях.

5-9

2-6

Информатика и база данных


Основы математического анализа (для международников)

ОК-11,

ОК-12,

ОК-13,

ОК-14,

ПК-2


Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза)




Б.3

Профессиональный цикл

Базовая общепрофессиональная) часть

В результате изучения базовой части цикла обучающийся должен:

знать:

два иностранных языка в объеме активного владения, историю и основы теории международных отношений, основы современной мировой политики и глобальных проблем, основы внешней политики и дипломатии России и ведущих стран мира, основы прикладного анализа международных ситуаций;

уметь:

говорить и писать на двух иностранных языках, использовать методы прикладного анализа для правильной ориентации в международной среде, находить применение своим профессиональным знаниями уровню своей квалификации в сфере государственной службы, бизнеса, неправительственных организаций международного профиля, переводить письменно и устно тексты профессиональной направленности с иностранного языка на русский и с русского на иностранный;

владеть:

навыками профессиональной коммуникации на иностранных языках, умением осуществлять исполнительские и организационные функции в организациях и учреждениях международного профиля, способностью работать в группах и проектных коллективах международного профиля качестве исполнителя или руководителя младшего звена.

145-149

64-68

Безопасность жизнедеятельности


Иностранный язык


История международных отношений 1900-1991


Современные международные отношения 1991-2010


Мировая политика


Теория международных отношений


Теория и история дипломатии


Основы международной безопасности


Экономические и политические процессы в СНГ


Международные конфликты в ХХI в.


Россия в глобальной политике

ОК-15

ПК-3,

ПК-4,

ПК-5,

ПК-6,

ПК-7,

ПК-8,

ПК-9,

ПК-10,

ПК-11,

ПК-12,

ПК-13,

ПК-14,

ПК-16,

ПК-17

ПДК-1,

ПДК-2,

ПДК-3,

ПДК-4, ПДК-5, ПДК-6, ПДК-7, ПДК-8, ПДК-9, ПДК-10, ПДК-11, ПДК-12, ПДК-13, ПДК-14, ПДК-15,


Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза в соответствии с профилями подготовки)




Б.4

Физическая культура

2


ОК-18

Б.5

Учебная и производственная практики

практические умения и навыки определяются ООП вуза

9


ПК-4 - 15

Б.6

Итоговая государственная аттестация

15


ПК-4 - 15


Общая трудоемкость основной образовательной программы

240




______________________________

* Трудоемкость циклов Б.1, Б.2, Б.3 и разделов Б.4, Б.5 включает все виды текущей и промежуточной аттестаций.

VII. Требования к условиям реализации основных образовательных программ бакалавриата


Информация об изменениях:

Приказом Минобрнауки России от 31 мая 2011 г. N 1975 в пункт 7.1 настоящего приложения внесены изменения

См. текст пункта в предыдущей редакции

7.1. Образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП бакалавриата, которая включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.

Высшие учебные заведения обязаны ежегодно обновлять основные образовательные программы с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.

7.2. При разработке ООП бакалавриата должны быть определены возможности вуза в формировании общекультурных компетенций выпускников (например, компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельностного характера). Вуз обязан сформировать социокультурную среду, создать условия, необходимые для всестороннего развития личности.

Вуз обязан способствовать развитию социально-воспитательного компонента учебного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ.

7.3. Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.

Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью ООП, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 30 процентов аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп студентов не могут составлять более 60 процентов аудиторных занятий.

7.4. В учебной программе каждой дисциплины (модуля) должны быть четко сформулированы конечные результаты обучения в органичной увязке с осваиваемыми знаниями, умениями и приобретаемыми компетенциями в целом по ООП. Общая трудоемкость дисциплины не может быть менее двух зачетных единиц (за исключением дисциплин по выбору обучающихся). По дисциплинам, трудоемкость которых составляет более трех зачетных единиц, должна выставляться оценка ("отлично", "хорошо", "удовлетворительно").

7.5. Основная образовательная программа должна содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее одной трети вариативной части суммарно по циклам Б.1, Б.2 и Б.3. Порядок формирования дисциплин по выбору обучающихся устанавливает ученый совет вуза.

7.6. Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной образовательной программы и факультативных дисциплин, устанавливаемых вузом дополнительно к ООП и являющихся необязательными для изучения обучающимися.

Объем факультативных дисциплин не должен превышать 10 зачетных единиц за весь период обучения.

7.7. Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении основной образовательной программы в очной форме обучения составляет 36 академических часов. В указанный объем не входят обязательные аудиторные занятия по физической культуре.

7.8. В случае реализации ООП бакалавриата в иных формах обучения максимальный объем аудиторных занятий устанавливается в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. N 71 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 8, ст. 731).

7.9. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7-10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.

В высших учебных заведениях, в которых предусмотрена военная и/или правоохранительная служба, продолжительность каникулярного времени обучающихся определяется в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы**.

7.10. Раздел "Физическая культура" трудоемкостью две зачетные единицы реализуется при очной форме обучения, как правило, в объеме 400 часов, при этом объем практической, в том числе игровых видов, подготовки должен составлять не менее 360 часов.

7.11. Вуз обязан обеспечить обучающимся реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения, включая возможную разработку индивидуальных образовательных программ.

7.12. Вуз обязан ознакомить обучающихся с их правами и обязанностями при формировании ООП, разъяснить, что избранные обучающимися дисциплины (модули) становятся для них обязательными.

7.13. Программа бакалавриата вуза должна включать ситуативные аналитические практикумы в области изучения современных международных отношений, международной безопасности, экономических и политических процессов в СНГ, международных конфликтов в XXI века.

7.14. Обучающиеся имеют следующие права и обязанности:

право в пределах объема учебного времени, отведенного на освоение дисциплин (модулей) по выбору, предусмотренных ООП, выбирать конкретные дисциплины (модули);

право при формировании своей индивидуальной образовательной программы обучающиеся получить консультацию в вузе по выбору дисциплин (модулей) и их влиянию на будущий профиль подготовки;

право при переводе из другого высшего учебного заведения при наличии соответствующих документов имеют право на перезачет освоенных ранее дисциплин (модулей) на основании аттестации;

обучающиеся обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные ООП вуза.

7.15. Раздел основной образовательной программы бакалавриата "Учебная и производственная практики" является обязательным и представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся.

Конкретные виды практик определяются ООП вуза. Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются вузом по каждому виду практики.

Практики рекомендуется проводить поэтапно: по завершении второго и третьего курсов после завершения сессии и на четвертом году обучения бакалавров в период подготовки к защите итоговой квалификационной работы.

Практики проводятся в сторонних организациях или на кафедрах и в лабораториях вуза, обладающих необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом.

Каждая практика завершается подготовкой отчета и аттестацией учащегося по итогам практики перед комиссией. Трудоемкость практик оценивается в зачетных единицах.

Разделом учебной практики может являться научно-исследовательская работа обучающегося.

При разработке программы научно-исследовательской работы высшее учебное заведение должно предоставить возможность обучающимся:

изучать специальную литературу и другую информацию, достижения отечественной и зарубежной науки в соответствующей области знаний;

участвовать в проведении научных исследований или выполнении технических разработок;

осуществлять сбор, обработку, анализ и систематизацию информации по заданию;

принимать участие в организации международных мероприятий;

составлять отчеты (разделы отчета) по теме или ее разделу (этапу, заданию).

7.16. Реализация основных образовательных программ бакалавриата должна обеспечиваться научно-педагогическими кадрами, имеющими, как правило, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и систематически занимающимися научной и (или) научно-методической деятельностью.

Доля преподавателей, имеющих ученую степень и/или ученое звание, в общем числе преподавателей специальных дисциплин, обеспечивающих образовательный процесс по данной основной образовательной программе, должна быть не менее 60 процентов, ученую степень доктора наук (в том числе степень присваиваемую за рубежом, документы о присвоении которой прошли установленную процедуру признания и установления эквивалентности) и/или профессора должны иметь не менее восьми процентов преподавателей.

Доля преподавателей, имеющих ученую степень и/или ученое звание, в общем числе преподавателей иностранных языков, обеспечивающих образовательный процесс по данной основной образовательной программе, должна быть не менее 15 процентов.

Преподаватели профессионального цикла должны иметь базовое образование и/или ученую степень, соответствующие профилю преподаваемой дисциплины. Не менее 60 процентов преподавателей (в приведенных к целочисленным значениям ставок), обеспечивающих учебный процесс по профессиональному циклу, должны иметь ученые степени. К образовательному процессу должно быть привлечено не менее пяти процентов преподавателей из числа действующих руководителей и работников профильных организаций, предприятий и учреждений.

До 10 процентов от общего числа преподавателей, имеющих ученую степень и/или ученое звание, может быть заменено преподавателями, имеющими стаж практической работы по данному направлению на должностях руководителей или ведущих специалистов более 10 последних лет.

Информация об изменениях:

Приказом Минобрнауки России от 31 мая 2011 г. N 1975 в пункт 7.1 настоящего приложения внесены изменения

См. текст пункта в предыдущей редакции

7.17. Основная образовательная программа должна обеспечиваться учебно-методической документацией и материалами по всем учебным курсам, дисциплинам (модулям) основной образовательной программы. Содержание каждой из таких учебных дисциплин (модулей) должно быть представлено в сети Интернет или локальной сети образовательного учреждения.

Внеаудиторная работа обучающихся должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение.

Каждый обучающийся должен быть обеспечен индивидуальным неограниченным доступом к электронно-библиотечной системе, содержащей издания учебной, учебно-методической и иной литературы по основным изучаемым дисциплинам и сформированной на основании прямых договоров с правообладателями.

Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной учебной литературы по дисциплинам базовой части всех циклов, изданными за последние 10 лет (для дисциплин базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла - за последние пять лет), из расчета не менее 25 экземпляров таких изданий на каждые 100 обучающихся.

Фонд дополнительной литературы помимо учебной должен включать официальные, справочно-библиографические и специализированные периодические издания в расчете один-два экземпляра на каждые 100 обучающихся.

Электронно-библиотечная система должна обеспечивать возможность индивидуального доступа для каждого обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.

Оперативный обмен информацией с отечественными и зарубежными вузами и организациями должен осуществляться с соблюдением требований законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности и международных договоров Российской Федерации в области интеллектуальной собственности. Для обучающихся должен быть обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам.

7.18. Ученый совет высшего учебного заведения при введении ООП бакалавриата утверждает размер средств на реализацию соответствующих основных образовательных программ.

Финансирование реализации основных образовательных программ должно осуществляться в объеме не ниже установленных нормативов финансирования высшего учебного заведения***.

7.19. Высшее учебное заведение, реализующее основные образовательные программы бакалавриата, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов, дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, лабораторной, практической и научно-исследовательской работы обучающихся, предусмотренных учебным планом вуза и соответствующей действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам.

Минимально необходимый для реализации ООП бакалавриата перечень материально-технического обеспечения включает:

лингафонные кабинеты, центры Интернет-ресурсов, аудитории с видеопроекционной аппаратурой, студии.

При использовании электронных изданий вуз должен обеспечить каждого обучающегося во время самостоятельной подготовки рабочим местом в компьютерном классе с выходом в Интернет (из расчета один компьютер с выходом в Интернет на каждого студента) в соответствии с объемом изучаемых дисциплин.

Вуз должен располагать необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения


VIII. Оценка качества освоения основных образовательных программ бакалавриата


8.1. Высшее учебное заведение обязано обеспечивать гарантию качества подготовки, в том числе путем:

разработки стратегии по обеспечению качества подготовки выпускников с привлечением представителей работодателей;

мониторинга, периодического рецензирования образовательных программ;

разработки объективных процедур оценки уровня знаний и умений обучающихся, компетенций выпускников;

обеспечения компетентности преподавательского состава;

регулярного проведения самообследования по согласованным критериям для оценки деятельности (стратегии) и сопоставления с другими образовательными учреждениями с привлечением представителей работодателей;

информирования общественности о результатах своей деятельности, планах, инновациях.

8.2. Оценка качества освоения основных образовательных программ должна включать текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся и итоговую государственную аттестацию выпускников.

8.3. Конкретные формы и процедуры текущего и промежуточного контроля знаний по каждой дисциплине разрабатываются вузом самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первого месяца обучения.

8.4. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ООП (текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций. Фонды оценочных средств разрабатываются и утверждаются вузом.

Вузом должны быть созданы условия для максимального приближения программ текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся к условиям их будущей профессиональной деятельности - для чего, кроме преподавателей конкретной дисциплины, в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться работодатели, преподаватели, читающие смежные дисциплины, и другие.

8.5. Обучающимся должна быть предоставлена возможность оценивания содержания, организации и качества учебного процесса в целом, а также работы отдельных преподавателей.

8.6. Итоговая государственная аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы (бакалаврской работы). Государственный экзамен вводится по усмотрению вуза.

Требования к содержанию, объему и структуре бакалаврской работы, а также требования к государственному экзамену (при наличии) определяются высшим учебным заведением.


______________________________

* Одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.

** Статья 30 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237 "Вопросы прохождения военной службы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 38, ст. 4534).

*** Пункт 2 статьи 41 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. N 3266-1 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 2002, N 26, ст. 2517; 2004, N 30, ст. 3086; N 35, ст. 3607; 2005, N 1, ст. 25; 2007, N 17, ст. 1932; N 44, ст. 5280).


Утвержден федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки "Международные отношения (квалификация (степень) "бакалавр")". Стандарт обязателен к применению российскими учреждениями, имеющими государственную аккредитацию и право реализовывать основную образовательную программу.

Приведена характеристика подготовки. Определены требования к результатам освоения основной образовательной программы и к ее структуре.

Федеральный стандарт вводится в действие со дня вступления в силу приказа.


Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 декабря 2009 г. N 815 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 031900 Международные отношения (квалификация (степень) "бакалавр")"


Зарегистрировано в Минюсте РФ 1 марта 2010 г.

Регистрационный N 16538


Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования


Федеральный государственный образовательный стандарт, утвержденный настоящим приказом, вводится в действие со дня вступления в силу настоящего приказа


Текст приказа опубликован в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 5 апреля 2010 г. N 14 (без приложения)


Приказом Минобрнауки России от 21 апреля 2016 г. N 465 настоящий приказ признан утратившим силу с 1 сентября 2016 г.


В настоящий документ внесены изменения следующими документами:


Приказ Минобрнауки России от 31 мая 2011 г. N 1975

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного приказа



Актуальный текст документа