Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ДОКУМЕНТ

Приложение N 2. Расчет безопасных высот полета воздушного судна

Информация об изменениях:

Федеральные правила дополнены приложением 2 с 17 декабря 2020 г. - Постановление Правительства России от 2 декабря 2020 г. N 1991

ПРИЛОЖЕНИЕ N 2
к Федеральным правилам
использования воздушного
пространства Российской Федерации

 

Расчет
безопасных высот полета воздушного судна

 

1. Расчет относительной минимальной безопасной высоты круга полетов над аэродромом (H МБВкQFE) осуществляется по формуле:

 

H МБВкQFE=Н преп+МЗВ+H t ,

 

где:

Н преп - относительная высота наивысшего препятствия от низшего порога взлетно-посадочной полосы в полосе шириной 10 км (по 5 км в обе стороны от оси маршрута полета по кругу), округляемая до 30 футов (10 м) в сторону увеличения;

МЗВ - минимальный запас высоты над наивысшим препятствием в зоне учета препятствий:

при полете по правилам визуальных полетов - 330 футов (100 м);

при полете по правилам полетов по приборам - 660 футов (200 м);

H t - температурная поправка высотомера, определяемая по формуле:

 

,

 

где:

H=Н преп+МЗВ;

t 0 = t аэр + L 0 x Н аэр - температура на аэродроме, приведенная к среднему уровню моря;

t аэр - минимальная по многолетним наблюдениям температура воздуха у земли на аэродроме за период не менее 5 лет. Значение t аэр указывается на картах захода на посадку;

L 0 - температурный градиент 0,0065°С/м;

H аэр - абсолютная высота низшего порога взлетно-посадочной полосы.

Полученное значение относительной минимальной безопасной высоты круга полетов округляется в большую сторону с кратностью 100 футов (50 м) и публикуется на карте захода на посадку.

2. Расчет абсолютной минимальной безопасной высоты круга полетов на аэродромах гражданской авиации, используемых для первоначального обучения пилотов гражданских воздушных судов (H МБВкQNH), осуществляется по формуле:

 

H МБВкQNH преп+МЗВ+H t,

 

где:

Н преп - абсолютная высота наивысшего препятствия в зоне учета препятствий в полосе шириной 10 км (по 5 км в обе стороны от оси маршрута полета по кругу), округляемая до 30 футов (10 м) в сторону увеличения;

МЗВ - минимальный запас высоты над наивысшим препятствием в зоне учета препятствий:

при полете по правилам визуальных полетов - 330 футов (100 м);

при полетах по правилам полетов по приборам - 660 футов (200 м);

H t - температурная поправка высотомера, определяемая по формуле, приведенной в пункте 1 настоящего приложения. Значение t аэр указывается на картах захода на посадку.

Полученное значение абсолютной минимальной безопасной высоты круга полетов округляется в большую сторону с кратностью 100 футов (50 м) и публикуется на карте захода на посадку.

3. Расчет минимальной относительной безопасной высоты полета в районе аэродрома (аэроузла) (H МБВраQFE) осуществляется по формуле:

 

H МБВраQFE=Н преп+МЗВ+H t,

 

где:

Н преп - относительная высота наивысшего препятствия от низшего порога взлетно-посадочной полосы в районе аэродрома в радиусе не более 46 км от контрольной точки аэродрома (КТА) с учетом буферной зоны шириной 9 км, устанавливаемой вокруг любого заданного сектора. Если высота наивысшего препятствия относительно низшего порога взлетно-посадочной полосы в буферной зоне превышает препятствия в основной зоне, то оно используется для расчета;

МЗВ - минимальный запас высоты над наивысшим препятствием в районе аэродрома в радиусе не более 46 км от контрольной точки аэродрома (КТА) с учетом буферной зоны:

в горной местности (местности с абсолютным превышением над средним уровнем моря 1000 м и более, а также с пересеченным рельефом и относительными превышениями 500 м и более в радиусе 25 км) составляет 2000 футов (600 м);

в равнинной местности (местности с относительными превышениями рельефа менее 200 м в радиусе 25 км) и холмистой местности (местности с пересеченным рельефом и относительными превышениями от 200 м до 500 м в радиусе 25 км) составляет 1000 футов (300 м);

H t - температурная поправка высотомера, определяемая по формуле, приведенной в пункте 1 настоящего приложения. Значение t аэр указывается на схемах стандартного маршрута вылета по приборам, схемах стандартного маршрута прибытия по приборам и на карте захода на посадку.

В зависимости от расположения препятствий минимальная относительная безопасная высота полета определяется по секторам.

При разнице между относительными высотами менее 330 футов (100 м) может устанавливаться минимальная относительная высота, применимая ко всем секторам.

Полученное значение минимальной относительной безопасной высоты полета в районе аэродрома округляется в большую сторону с кратностью 100 футов (50 м) и публикуется на схемах стандартного маршрута вылета по приборам, схемах стандартного маршрута прибытия по приборам и на карте захода на посадку.

Минимальная относительная безопасная высота полета в районе аэроузла устанавливается по наибольшему значению минимальной относительной безопасной высоты полета в районах аэродромов, входящих в аэроузел.

4. Расчет минимальной абсолютной безопасной высоты полета в районе аэродрома (районе аэроузла) (H МБВраQNH) осуществляется по формуле:

 

H МБВраQNH преп+МЗВ+H t,

 

где:

Н преп - абсолютная высота наивысшего препятствия в районе аэродрома в радиусе не более 46 км от контрольной точки аэродрома (КТА) с учетом буферной зоны шириной 9 км. Если высота наивысшего препятствия в буферной зоне превышает высоту препятствия в основной зоне, то оно используется для расчета;

МЗВ - минимальный запас высоты над наивысшим препятствием в районе аэродрома в радиусе не более 46 км от контрольной точки аэродрома (КТА) с учетом буферной зоны:

в горной местности составляет 2000 футов (600 м);

в равнинной и холмистой местности составляет 1000 футов (300 м);

H t - температурная поправка высотомера, определяемая по формуле, приведенной в пункте 1 настоящего приложения, для которой:

Н преп - относительная высота наивысшего препятствия от низшего порога взлетно-посадочной полосы в радиусе не более 46 км от контрольной точки аэродрома (КТА) с учетом буферной зоны шириной 9 км. Значение t аэр публикуется на схемах стандартного маршрута вылета по приборам, схемах стандартного маршрута прибытия по приборам и на карте захода на посадку.

В зависимости от расположения препятствий минимальная абсолютная безопасная высота полета определяется по секторам.

При разнице между относительными высотами менее 330 футов (100 м) может устанавливаться минимальная относительная высота, применимая ко всем секторам.

Полученное значение минимальной абсолютной безопасной высоты полета в районе аэродрома округляется в большую сторону с кратностью 100 футов (50 м) и публикуется на схемах стандартного маршрута вылета по приборам, схемах стандартного маршрута прибытия по приборам и на карте захода на посадку.

Минимальная абсолютная безопасная высота полета в районе аэроузла устанавливается по наибольшему значению минимальной абсолютной безопасной высоты полета в районах аэродромов, входящих в аэроузел.

5. Определение высоты перехода.

Относительная высота перехода (Н перехQFE) устанавливается не ниже наивысшей минимальной относительной безопасной высоты полета в районе аэродрома (районе аэроузла), определяемой в соответствии с пунктом 3 настоящего приложения.

Абсолютная высота перехода (Н перехQNH) устанавливается не ниже наивысшей минимальной абсолютной безопасной высоты полета в районе аэродрома (районе аэроузла), определяемой в соответствии с пунктом 4 настоящего приложения.

6. Расчет абсолютной безопасной высоты полета ниже нижнего (безопасного) эшелона при полете по правилам полетов по приборам при установке на высотомере давления QNH района (H БНQNH) осуществляется по формуле:

 

,

 

где:

Н преп - абсолютная высота наивысшего препятствия на участке маршрута в пределах ширины не менее 16 км (по 8 км в обе стороны от оси маршрута);

МЗВ - минимальный запас высоты над наивысшим препятствием:

в горной местности составляет 2000 футов (600 м);

в равнинной и холмистой местностях составляет 1000 футов (300 м);

t з - наименьшая температура воздуха у земли по маршруту полета (местной воздушной линии) в районе наивысшего препятствия.

Абсолютная безопасная высота полета ниже нижнего (безопасного) эшелона при установке на высотомере давления QNH района может быть рассчитана с применением навигационной линейки.

7. Расчет нижнего (безопасного) эшелона полета (H НЭQNE) осуществляется по формуле:

 

,

 

где:

Н преп - абсолютная высота наивысшего препятствия в пределах:

маршрута обслуживания воздушного движения (полета) при полете по правилам визуальных полетов;

не менее 16 км (по 8 км в обе стороны от оси маршрута обслуживания воздушного движения) при полете по правилам полетов по приборам;

МЗВ - минимальный запас высоты над наивысшим препятствием 2000 футов (600 м);

 

Н бар=(QNE-QNH района)h,

 

где:

QNH района - минимальное давление, приведенное к уровню моря по стандартной атмосфере по району полета или по маршруту обслуживания воздушного движения;

h - барометрическая ступень. При установке на шкале высотомера давления:

 

1013,2 гПа h = 8.3 м/гПа;

 

760 мм ртутного столба h = 11 м/мм ртутного столба;

t з - наименьшая температура воздуха у земли по маршруту обслуживания воздушного движения (полета) в районе наивысшего препятствия.

Полученное значение увеличивается до ближайшего эшелона.

8. Расчет высоты эшелона перехода района аэродрома в радиусе не более 46 км от контрольной точки аэродрома (КТА) осуществляется:

а) по давлению QFE (H ЭперехQFE):

 

H ЭперехQFEH перехQFE+ЗПС+Н аэр,

 

где:

Н перехQFE - значение относительной высоты перехода в районе аэродрома в соответствии с пунктом 5 настоящего приложения;

ЗПС - установленное значение переходного слоя 1000 футов (300 м);

б) по давлению QNH аэродрома (H ЭперехQNH):

 

H ЭперехQNHH перехQNH+ЗПС,

 

где:

Н перехQNH - значение относительной высоты перехода в районе аэродрома в соответствии с пунктом 5 настоящего приложения;

ЗПС - установленное значение переходного слоя 1000 футов (300 м).

Расчет применяется при условии, что атмосферное давление аэродрома, приведенное к уровню моря, равняется давлению QNE.

При значении давления QNH аэродрома (давления QFE) меньше давления QNE на величину не более 36 гПа/27 мм ртутного столба в качестве нижнего (безопасного) эшелона устанавливается следующий верхний эшелон, а более 36 гПа/27 мм ртутного столба - очередной верхний эшелон.

Нижний (безопасный) эшелон (эшелон перехода) района аэроузла устанавливается не ниже наибольшего значения нижнего (безопасного) эшелона (эшелона перехода) районов аэродромов, входящих в аэроузел.

9. Расчет абсолютной высоты перехода района Единой системы (установленной части района Единой системы) (H перехECOрВДQNH) осуществляется по формуле:

 

,

 

где:

Н преп - абсолютная высота наивысшего препятствия в пределах района Единой системы (установленной части района Единой системы);

МЗВ - минимальный запас высоты над наивысшим препятствием в пределах района Единой системы (установленной части района Единой системы) 2000 футов (600 м);

t з - минимальная температура воздуха у земли в районе наивысшего препятствия в пределах района Единой системы (установленной части района Единой системы).

Абсолютная высота перехода района Единой системы (установленной части района Единой системы) с учетом температурной поправки высотомера может быть определена с применением навигационной линейки.

10. Расчет высоты эшелона перехода в районе Единой системы (H ЭперехECOрВД) осуществляется по формуле:

 

H ЭперехECOрВД перехECOрВДQNH+1000,

 

где:

Н перехECOрВ ДQNH - значение абсолютной высоты перехода в пределах района Единой системы (установленной части района Единой системы), определяемой в соответствии с пунктом 9 настоящего приложения;

1000 футов (300 м) - значение установленной величины переходного слоя.

Расчет для условия, что атмосферное давление в районе Единой системы (установленной части района Единой системы), приведенное к уровню моря по стандартной атмосфере, соответствует давлению QNE.

При значении давления в районе Единой системы (установленной части района Единой системы), приведенного к уровню моря по стандартной атмосфере, меньше давления QNE на величину более 13 гПа/10 мм ртутного столба, но не более 36 гПа/27 мм ртутного столба, в качестве нижнего (безопасного) эшелона устанавливается следующий верхний эшелон, а более 36 гПа/27 мм ртутного столба - очередной верхний эшелон.

11. Расчет минимальной абсолютной высоты полета в зоне, образованной линиями параллелей и меридианов картографической сетки (H Змин), осуществляется по формуле:

 

H Змин = Н рел + МЗВ,

 

где:

Н рел - абсолютная высота наивысшего препятствия в пределах зоны, образованной линиями параллелей и меридианов картографической сетки. До северной широты 70° шаг сетки 1° по широте и долготе, свыше 75° - 5° по долготе и 1° по широте, свыше широты 85° не применяется;

МЗВ - установленное значение запаса высоты над препятствием при полетах по правилам полетов по приборам вне маршрутов обслуживания воздушного движения в пределах зоны, образованной линиями параллелей и меридианов картографической сетки, в горной местности - 2000 футов (600 м), в равнинной и холмистой местностях - 1000 футов (300 м).