• ДОКУМЕНТ

Поисково-спасательные и аварийно-спасательные средства

Глава XI. Поисково-спасательные и аварийно-спасательные средства


11.1. Поисково-спасательные средства


11.1.1. Аэродром должен быть обеспечен поисково-спасательным вертолетом (вертолетами), осуществляющим радиотехнический и визуальный поиск потерпевших бедствие, доставку и десантирование СПДГ (в том числе, с помощью парашютов, спусковых устройств, лебедки) аварийно-спасательного имущества и снаряжения, подъем с помощью лебедки, вывод НПСГ к месту бедствия, а также имеющим возможность посадки на необозначенную площадку.

Поисково-спасательное обеспечение аэродрома допускается осуществлять с использованием вертолета (вертолетов), базирующегося на другом аэродроме (аэродромах), в том числе, находящемся в ведении другого федерального органа исполнительной власти.

11.1.2. На аэродроме должно быть наземное транспортное средство (средства) высокой проходимости, выбираемое с учетом географических и климатических условий местности района аэродрома, для проведения поисково-спасательных работ, обеспечивающее доставку НПСГ, аварийно-спасательного имущества и снаряжения и оборудованное средствами воздушной электросвязи с КДП и поисково-спасательными ВС.

11.1.3. Аэродром обеспечивается комплектом аварийно-спасательного имущества и снаряжения, в составе, определенном в соответствии с Федеральными авиационными правилами поиска и спасания в Российской Федерации*(13). Данное имущество и снаряжение при вылете (выходе) на поисково-спасательные работы должно находиться на поисково-спасательном ВС и наземном транспортном средстве (средствах).

Должно быть предусмотрено транспортное средство (средства) для доставки аварийно-спасательного имущества и снаряжения, хранящегося отдельно, к поисково-спасательному ВС.

11.1.4. На аэродроме должен быть ультракоротковолновый радиопеленгатор для приема радиосигналов на аварийных частотах, в том числе 121,5 МГц и 243,0 МГц.

11.1.5. Аэродром, где взлет и посадка ВС производится над морем или крупным водоемом, должен быть обеспечен плавучим транспортным средством, обеспечивающим проведение поисково-спасательных работ на воде в дневное и ночное время суток, оснащенным набором индивидуальных и/или групповых плавсредств и средствами для воздушной электросвязи с КДП и передвижным командным пунктом.

Поисково-спасательное обеспечение допускается осуществлять с использованием плавсредств, находящихся в хозяйственном ведении других юридических лиц на основе договорных отношений.

11.1.6. На аэродроме должно быть помещение для дежурного экипажа поисково-спасательного ВС, оборудованное в соответствии с требованиями, определенными в соответствии с Федеральными авиационными правилами поиска и спасания в Российской Федерации*(13). При необходимости должно быть предусмотрено транспортное средство (автомобиль) для своевременной доставки дежурного экипажа к поисково-спасательному ВС.

11.1.7. На аэродроме должна быть предусмотрена стоянка для поисково-спасательного ВС, обеспечивающая, по своему расположению и оснащению, возможность вылета на поисково-спасательные работы в нормативное время (не более 30 мин. летом и не более 45 мин. зимой).

Стоянка должна быть оборудована радиотелефонной связью с КДП и электропитанием для запуска двигателей ВС.


11.2. Аварийно-спасательные средства


11.2.1. На аэродроме определяется и указывается в плане тушения пожара на ВС категория каждой ВПП по уровню требуемой пожарной защиты (далее - УТПЗ) воздушных судов, выполняющих полеты на аэродроме в зависимости от габаритных размеров фюзеляжа ВС в соответствии с таблицей 10.1.

ГАРАНТ:

Нумерация таблиц приводится в соответствии с источником

Таблица 10.1.


Длина фюзеляжа наибольшего ВС, м

Категория ВПП по УТПЗ

Максимальная ширина фюзеляжа наибольшего ВС, м

1

2

3

От 0 до 9, но не включая 9

1

2

От 9 до 12, но не включая 12

2

2

От 12 до 18, но не включая 18

3

3

От 18 до 24, но не включая 24

4

4

От 24 до 28, но не включая 28

5

4

От 28 до 39, но не включая 39

6

5

От 39 до 49, но не включая 49

7

5

От 49 до 61, но не включая 61

8

7

От 61 до 76, но не включая 76

9

7

От 76 до 90, но не включая 90

10

8


Категория ВПП определяется по длине фюзеляжа наибольшего ВС, при этом, если максимальная ширина фюзеляжа наибольшего ВС превышает значение, указанное в столбце 3 таблицы 10.1, категория, определенная по длине фюзеляжа, должна быть повышена на единицу (за исключением десятой).

11.2.2. Для обеспечения установленного ВС, на аэродроме должны быть аэродромные пожарные автомобили (далее - ПА), допущенные для тушения пожаров на ВС, укомплектованные съемным пожарно-техническим и аварийно-спасательным оборудованием согласно ведомости комплектации, установленной предприятием-изготовителем ПА, оснащенные средствами радиосвязи с КДП и пожарным депо.

Количество аэродромных ПА, находящихся на дежурстве, огнетушащих веществ (далее - ОТВ) и суммарная производительность лафетных стволов, имеющихся на этих ПА, должно быть не менее, приведенных в таблице 10.2. пунктам.#


Таблица 10.2


Категория ВПП по УТПЗ

Количество ПА

Количество водопенных ОТВ (вода и пенообразователь), кг (л)

Количество газовых ОТВ, кг

Суммарная производительность подачи водопенных ОТВ, кг/с (л/с)

1

2

3

4

5

1

1

1100

30

6

2

1

2100

30

14

3

1

2800

30

20

4

2

8000

50

60

5

2

10400

70

80

6

3

13100

90

100

7

3

15800

120

130

8

3

23200

150

180

9

4

28000

200

220

10

4

34000

250

270


11.2.3. Поисково-спасательное обеспечение допускается осуществлять с использованием пожарных автомобилей, находящихся в хозяйственном ведении других юридических лиц на основе договорных отношений.

11.2.4. Время развертывания пожарных автомобилей, обеспечивающих установленный УТПЗ, в любой точке ВПП не должен превышать 3-х мин. (первого ПА) и 4-х мин. (других ПА), от момента начала подачи пены из лафетного ствола.

11.2.5. На аэродроме должен быть не менее чем двукратный запас пенообразователя по отношению к количеству, находящемуся на аэродромных ПА, обеспечивающих установленный уровень требуемой пожарной защиты ПС и не менее 2-х пунктов для заправки ПА водой.

11.2.6. На аэродроме должно быть пожарное депо, обеспечивающее размещение и требуемые условия дежурства аэродромных ПА и пожарно-спасательных расчетов.

Пожарное депо должно быть оборудовано средствами сигнализации тревоги (звуковыми и световыми), оповещения и связи с КДП и подразделением ГО и ЧС организации-эксплуатанта аэродрома.

11.2.7. На аэродроме, при необходимости, в целях обеспечения требуемого времени развертывания ПА должны быть предусмотрены временный или постоянный пожарный пост (посты) для дежурства ПА и пожарно-спасательных расчетов при полетах ВС.

11.2.8. На аэродроме должен быть санитарный автомобиль, оснащенный требуемым медицинским оборудованием, инструментом, медикаментами и материалами, а также средствами радиосвязи с КДП.

11.2.9. Аэродром должен быть обеспечен транспортными средствами для оперативной доставки пострадавших с места происшествия в лечебные учреждения.

Поисково-спасательное обеспечение допускается осуществлять с использованием вышеуказанных транспортных средств, находящихся в собственности или хозяйственном ведении других юридических лиц на основе договорных отношений.

11.2.10. Для эвакуации аварийных ВС, потерявших возможность двигаться, на аэродроме должны быть:

средства подъема и страховки: домкраты и подъемники гидравлические (штатные), подставки (ложементы), аварийные пневматические подъемники, компрессор низкого давления;

средства буксировки (транспортировки): тягачи аэродромные, трактор, бульдозеры прицепы (трайлеры) тросы буксировочные транспортные водила (штатные);

вспомогательное оборудование и материалы, комплект колес по типу эксплуатируемой на аэродроме техники, инструмент для демонтажа и монтажа колес, заглушки входных и выходных устройств двигателя, упорные колодки, шланги для слива топлива, лопаты, ломы, кувалды, топоры, метлы, шпалы, щиты из досок и фанеры, плиты металлические, огнетушители, кирпич стандартный, щебенка и т.п.


11.3. Средства управления при проведении поисково-спасательных и аварийно-спасательных работ


11.3.1. На аэродроме должен быть стационарный командный пункт (СКП) для обеспечения руководства и координации аварийно-спасательных работ, оснащенный средствами для объявления тревоги и оповещения:

экипажа поисково-спасательного ВС;

наземной поисково-спасательной группы;

спасательной парашютно-десантной группы;

пожарно-спасательных расчетов, и для связи с:

передвижным командным пунктом;

командно-диспетчерским пунктом аэродрома;

подразделением ГО и ЧС авиационной организации-эксплуатанта аэродрома;

службами и подразделениями авиационной организации-эксплуатанта аэродрома;

пунктом оперативной связи управления по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций (ГО и ЧС);

взаимодействующими организациями и предприятиями;

административными и правоохранительными органами.

Допускается совмещение СКП с командно-диспетчерским пунктом аэродрома.

11.3.2. На аэродроме должен быть передвижной командный пункт (ПКП) для руководства аварийно-спасательными работами на месте происшествия, выполненный на транспортном средстве повышенной проходимости и оснащенный громкоговорящей установкой или мегафоном, биноклем и средствами воздушной связи с:

стационарным командным пунктом (или/и КДП);

подразделением ГО и ЧС авиационной организации - эксплуатанта аэродрома;

аэродромными пожарными автомобилями (руководителем тушения пожара);

транспортным средством для поисково-спасательных работ;

плавучими транспортными средствами (при их наличии).


______________________________

*(1) Федеральный закон от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 12, ст. 1383; 2004, N 35, ст. 3607; N 45, ст. 4377; 2005, N 13, ст. 1078; 2006, N 30, ст. 3290; 2007, N 1 (ч. 1), ст. 29, N 50, ст. 6245; 2008, N 29 (ч. 1), ст. 3418, N 30 (ч. 2), ст. 3616; 2009, N 1, ст. 17, N 29, ст. 3616).

*(2) Аэродром - участок земли или акватория с расположенными на нем зданиями, сооружениями и оборудованием, предназначенный для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов (статья 40 Воздушного кодекса Российской Федерации).

*(3) Международная организация гражданской авиации - специализированное учреждение Организации Объединенных Наций, созданное и выполняющее задачи в соответствии с Конвенцией о международной гражданской авиации (Чикаго, 7 декабря 1944, Doc 7300; 2000, Doc 7300/3).

*(4) Экспериментальная авиация - авиация, используемая для проведения опытно-конструкторских, экспериментальных, научно-испытательных работ, а также испытаний авиационной и другой техники (статья 23 Воздушного кодекса Российской Федерации).

*(5) Часть 2 статьи 49 Воздушного кодекса Российской Федерации.

*(6) В настоящих Нормах основные понятия применяются в соответствии с приложением 14 (4-е издание, июль 2004, включающее поправки 1-6 (2004), поправку 7 (2005), поправки 8-9 (2006)), статьи 37 Конвенции о международной гражданской авиации (ИКАО; Чикаго, 7 декабря 1944, Doc 7300; 2000, Doc 7300/3).

*(7) Система ILS - система посадки по приборам в соответствии с положениями пункта 2.1, главы 2, тома 1, приложения 10 (5-е издание, июль 1996, включающее поправки 1-71 (1996), поправки 73-74 (2000), поправку 76 (2001), поправку 77 (2002), поправку 79 (2004), поправку 80 (2005), поправку 81 (2006)), статьи 37 Конвенции о международной гражданской авиации (ИКАО; Чикаго, 7 декабря 1944, Doc 7300; 2000, Doc 7300/3).

*(8) Система MLS - микроволновая система посадки в соответствии с положениями пункта 2.1, главы 2, тома 1, приложения 10 (5-е издание, июль 1996, включающее поправки 1-71 (1996), поправки 73-74 (2000), поправку 76 (2001), поправку 77 (2002), поправку 79 (2004), поправку 80 (2005), поправку 81 (2006)), статьи 37 Конвенции о международной гражданской авиации (ИКАО; Чикаго, 7 декабря 1944, Doc 7300; 2000, Doc 7300/3).

*(9) Требования по авиационной безопасности содержатся в Главе XII Воздушного кодекса Российской Федерации и Федеральных авиационных правилах "Требования авиационной безопасности к аэропортам", утвержденных приказом Минтранса России от 28 декабря 2005 г. N 142, зарегистрирован в Минюсте России 28 декабря 2005 г., регистрационный номер 7321 (в редакции приказа Минтранса России от 31 января 2008 г. N 20 - зарегистрирован в Минюсте России 21 февраля 2008 г., регистрационный N 11207).

ГАРАНТ:

По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату приказа Минтранса России N 142 следует читать как "от 28 ноября 2005 г."


*(10) Определение классификационного числа воздушного судна осуществляется в соответствии с частью 3 (DOC 9157-AN/901, 1983) Конвенции о международной гражданской авиации (ИКАО; Чикаго, 7 декабря 1944, Doc 7300; 2000, Doc 7300/3).

*(11) Нанесение маркировки осуществляется в соответствии с положениями главы 6, приложения 14 (4-е издание, июль 2004, включающее поправки 1-6 (2004), поправку 7 (2005), поправки 8-9 (2006)), статьи 37 Конвенции о международной гражданской авиации (ИКАО; Чикаго, 7 декабря 1944, Doc 7300; 2000, Doc 7300/3).

*(12) Если взлет и посадка с одной ВПП осуществляются с противоположными курсами, то в этих случаях СКП располагается в районе зоны приземления, а ВСКП - в районе исполнительного старта.

*(13) Постановление Правительства Российской Федерации от 15 июля 2008 г. N 530 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 29 (ч. 2), ст. 3525).


Приложение
к Нормам годности к эксплуатации
аэродромов экспериментальной авиации


Методики оценки соответствия
Нормам годности к эксплуатации аэродромов экспериментальной авиации


I. Общие положения


Настоящие Методики оценки соответствия (далее - Методики) являются приложением к Нормам годности к эксплуатации аэродромов экспериментальной авиации и предназначены для оценки соответствия характеристик и параметров аэродромов требованиям Норм.

Методики содержат перечень технологических операций, необходимых для оценки соответствия характеристик и параметров комплекса аэродрома требованиям настоящих Норм. Оценка соответствия производится по результатам наземных и летных проверок комплекса аэродрома и их сопоставление с требованиями Норм.

В целях удобства практического использования настоящей Методики нумерация ее глав, разделов и пунктов приведена в соответствие с нумерацией глав, разделов и пунктов Норм.

По результатам оценки соответствия характеристик и параметров комплекса аэродрома требованиям настоящих Норм составляются таблицы соответствия, которые должны быть подписаны руководителем авиационной организации и заверены печатью. Порядок и примеры заполнения таблиц соответствия приведены в каждой главе Методик.


II. Методика определения класса аэродрома


2.1. Для определения класса ИВПП необходимо определить длину ИВПП в стандартных условиях. Длина ИВПП в стандартных условиях () определяется по формуле


,


где - фактическая длина ИВПП, м; определяется по исполнительной документации (на строительство или реконструкцию ВПП), а при ее отсутствии - по материалам обследования аэродрома;

- поправочный коэффициент, учитывающий высоту ИВПП над уровнем моря, м:



( - наивысшая точка поверхности ИВПП относительно уровня моря; определяется по исполнительному продольному профилю ИВПП, м);

- поправочный коэффициент, учитывающий температуру воздуха на аэродроме:



( - расчетная температура воздуха на аэродроме, °С;

- среднемесячная температура воздуха на аэродроме в 13 ч самого жаркого месяца в году, °С; принимается по климатологическим справочникам;

- температура стандартной атмосферы от высоты расположения аэродрома над уровнем моря, °С; принимается по графику, представленному на рисунке 2.1);

- поправочный коэффициент, учитывающий средний продольный уклон ИВПП; определяется по следующим формулам:

при

при

( - средний продольный уклон ИВПП, определяется отношением разности отметок высот концов ИВПП к фактической длине ИВПП; отметки высот концов определяются по исполнительному профилю ИВПП).


Класс ИВПП определяется в результате сопоставления фактической длины ИВПП, приведенной к стандартным условиям, с классификационными длинами ИВПП в стандартных условиях, указанными в таблице 2.1 Норм.

Класс ИВПП указывается при заполнении таблицы соответствия физических характеристик и маркировки элементов аэродрома (таблица 3.2 главы III Методик).

Класс аэродрома определяется:

а) на однополосных аэродромах - классом ИВПП;

б) на многополосных аэродромах - классом ИВПП, имеющей наибольшую длину в стандартных условиях.

Расчет длин в стандартных условиях и определение класса аэродрома (ИВПП) производятся при вводе нового аэродрома (ИВПП) в эксплуатацию и после реконструкции (удлинения) ИВПП.

Результаты заносятся в Акт обследования аэродрома.


РИС. 2.1. ЗАВИСИМОСТЬ ТЕМПЕРАТУРЫ АТМОСФЕРЫ ОТ ВЫСОТЫ АЭРОДРОМА

Рис. 2.1. Зависимость температуры стандартной атмосферы от высоты аэродрома над уровнем моря


III. Методики оценки соответствия физических характеристик аэродромов


3.1. Методика определения располагаемых дистанций для взлета и посадки


3.1.1. На аэродроме устанавливаются:

а) для каждого направления взлета:

располагаемая длина разбега (далее - РДР);

располагаемая взлетная дистанция (далее - РВД);

располагаемая дистанция прерванного взлета (далее - РДПВ);

б) для каждого направления посадки:

располагаемая посадочная дистанция (далее - РПД).

Если на данной ИВПП допускается взлет от промежуточных (не примыкающих к концам ВПП) РД, то РДР, РДВ и РДПВ определяются от каждой из таких РД. При этом за начало дистанции принимается место пересечения осевой линии РД с осевой линией ИВПП.

Значения располагаемых дистанций вносятся в таблицу 3.1.

Таблица 3.1 заполняется в следующем порядке:

графа 1 - указывается пункт 3.1.1 Норм;

графа 2 - указываются значения дистанций, причем указываются взлетные дистанции от всех РД, от которых разрешен взлет;

графа 3 - указываются номера подтверждающих документов: инструкция по производству полетов в районе аэродрома (далее - ИПП) и используемые для определения дистанций документы (например, технический паспорт аэродрома, исполнительная документация, акт обследования аэродрома и его элементов);

графа 4 - указывается соответствие располагаемых дистанций требованиям пункта 3.1.1 Норм;

графа 5 - при необходимости указываются сведения об особенностях использования ВПП для полетов (в случае одностороннего использования ВПП - взлет только с МК =_____, посадка только с МК =_____, а также дополнительные сведения, такие как наличие и длина КПБ).

При наличии на аэродроме двух и более ИВПП таблица 3.1. заполняется для каждой ИВПП отдельно.


Таблица 3.1
(образец заполнения)


                          Таблица соответствия
    располагаемых дистанций ВПП аэродрома___________________________
                                             (наименование)
  требованиям Норм годности к эксплуатации аэродромов экспериментальной
                                авиации

Пункт НГЭА ЭА

Результаты проверки

Подтверждающий документ

Соответствие НГЭА ЭА

Примечание

1

2

3

4

5

3.1.1.

МКпос = 31°

РДР = 3100 м

РВД = 3300 м

РДПВ= 3100 м

РПД = 3100 м



1,2

Соответствует

Длина КПБ - 200 м

МКпос = 211°

РДР = 3100 м

РВД = 3400 м

РДПВ= 3100 м

РПД= 3100 м

1,2

Соответствует

Длина КПБ - 300 м


Подтверждающие документы:
1. Инструкция по производству полетов в районе аэродрома________________,
                                                         (наименование)
утвержденная "___"_________20   г.;
2. Акт обследования аэродрома_______________и его элементов, утвержденный
                              (наименование)
"___"__________20   г.

Руководитель авиационной организации ЭА ________    _________   _________
                                       (подпись)    (Ф.И.О.)    (дата)
                                                М.П.

3.2. Методика оценки соответствия геометрических размеров элементов аэродрома


3.2.1. Ширина ИВПП определяется по исполнительной документации (на строительство или реконструкцию ИВПП). При отсутствии указанной документации ширина ИВПП определяется по материалам обследования аэродрома (ИВПП). Если ИВПП имеет участки различной ширины, то в качестве ее ширины принимается наименьшее значение.

3.2.2. Наличие уширения ИВПП при отсутствии РД на концевом участке определяется визуальным осмотром. Ширина ИВПП с уширением (отрезок АБ на рисунке 3.1) определяется по исполнительной документации (на строительство или реконструкцию ИВПП). При отсутствии указанной документации ширина ИВПП с уширением определяется по материалам обследования аэродрома (ИВПП).


РИС. 3.1. СХЕМА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ШИРИНЫ ИВПП

Рис. 3.1. Схема определения ширины ИВПП с уширением и размеров укрепленного участка перед порогом ИВПП


3.2.3. Длина участка КПБ определяется по данным исполнительной документации и/или материалам обследования аэродрома.

Если длина участка КПБ за концом ИВПП менее нормативной из-за сложного рельефа местности или препятствий, необходимо проверить, учтено ли это при назначении располагаемых дистанций. Располагаемые дистанции должны быть определены с учетом недостаточной длины участка КПБ за концом ИВПП.

3.2.4. Размеры укрепленных участков КПБ перед порогом ИВПП определяются по исполнительной документации (на строительство, реконструкцию или усиление ИВПП). При отсутствии указанной документации их размеры определяются при обследовании путем измерений внутренней и внешней ширины укрепленного участка (для участка, имеющего форму трапеции, соответственно отрезки ВГ и ДЕ на рисунке 3.1) и длины участка (отрезок ЛМ на рисунке 3.1).

3.2.5. Размеры боковых полос безопасности (БПБ) определяются по исполнительной документации и/или материалам обследования.

3.2.6-3.2.8. Предназначенный для включения в ИПП продольный профиль ИВПП представляет собой в общем случае ломаную линию, отражающую основные изменения профиля ИВПП по ее оси (пример продольного профиля приведен на рисунке 3.2).

Этот профиль может быть получен по данным геодезической съемки продольного профиля ИВПП и ЛП, выполненной с шагом не более 100 м, или по данным исполнительной геодезической съемки ИВПП.

На продольном профиле должны быть указаны уклоны участков, расположенных между точками излома, и абсолютные высоты концов (порогов) ИВПП, концов КПБ, а также точек излома (рисунок 3.2).

Линию продольного профиля за пределами ИВПП по продолжению ее оси рекомендуется наносить пунктирной линией.

Горизонтальный масштаб может быть принят 1:25000 или 1:50000. Соотношение горизонтального и вертикального масштабов обычно принимается равным 10:1 или близким к этому значению.

Продольный уклон участка ИВПП определяется по формуле:


,


где , - отметки по оси начала и конца участка ИВПП, м;

- фактическая длина участка ИВПП.


Средний продольный уклон ИВПП определяется как отношение разности отметок начала и конца ИВПП к ее длине.


РИС. 3.2. ПРИМЕР ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ПРОДОЛЬНОГО ПРОФИЛЯ ИВПП

Рис. 3.2. Пример представления продольного профиля ИВПП (пунктиром изображен продольный профиль ЛП по продолжению оси ИВПП)


3.2.9. Определение индекса самолета для каждой РД производится в следующем порядке:

1) согласно ИПП для каждой РД определяются индексы всех ВС, эксплуатируемых на данной РД, включая ВС, использующих аэродром в качестве запасного;

2) из определенных индексов ВС для каждой РД выбирается наибольший, по которому производится оценка соответствия размеров и характеристик РД по пунктам 3.2.11-3.2.16 Норм;

3) ВС в зависимости от размаха крыла и колеи шасси по внешним шинам имеют следующие индексы:


Тип ВС

Индекс ВС

Ан-2, Ан-28, Л-410

1

Як-40, Ан-72, Ан-74

2

Ан-24, Ан-26, Ан-30, Ан-32, Ил-14, Ил-114

3

Ту-134, Як-42, Ил-18, Ан-12, Ту-204

4

Ту-154

5

Ил-62, Ил-76, Ил-86, Ил-96

6

Ан-124

7


Для иных ВС порядок определения индекса следующий:

а) по размаху крыла - в соответствии с колонкой 2 таблицы 3.2 Норм определяется индекс по размаху крыла;

б) по колее шасси по внешним шинам (сумма значений ширины колеи шасси, колеи тележки и шины) - в соответствии с колонкой 3 таблицы 3.2 Норм определяется индекс по колее шасси;

в) из двух индексов, определенных по подпунктам "а" и "б", выбирается наибольший, по которому и определяется индекс данного ВС.

3.2.10. Ширина РД определяется по исполнительной документации (на строительство, реконструкцию или усиление РД). При отсутствии указанной документации ширина РД определяется по материалам обследования аэродрома (РД).

3.2.11. Общая ширина РД и двух укрепленных обочин определяется по исполнительной документации (на строительство, реконструкцию или усиление РД). При отсутствии указанной документации общая ширина РД и двух укрепленных обочин определяется путем измерений. На криволинейных участках ширина РД определяется по перпендикуляру к осевой линии РД в месте измерения.

3.2.12. Расстояние между осевой линией РД и неподвижными препятствиями определяется по материалам обследования аэродрома.

При обследовании это расстояние устанавливается путем измерений, производимых перпендикулярно осевой линии РД.

3.2.13. Расстояние между осевыми линиями параллельных РД определяется с использованием измерений, производимых перпендикулярно осевой линии РД. Расстояние между осями параллельных РД следует определять в случае, если последнее не превышает 100 м.

3.2.14. Радиусы закругления РД с искусственными покрытиями по внутренней кромке покрытий при примыкании к ИВПП определяются по исполнительной документации (на строительство, реконструкцию или усиление РД). При отсутствии указанной документации радиусы закругления РД определяются по материалам обследования аэродрома (РД).

Если закругление кромки покрытия РД выполнено по ломаной линии, и в исполнительной документации не указан фактический радиус закругления, он определяется в следующем порядке (рисунок 3.3):

на плане закругления покрытия РД (в исполнительной документации или на копии чертежа) проводится биссектриса угла, образуемого внутренними кромками покрытий ИВПП и РД;

из точек начала закругления А и В проводятся перпендикуляры до пересечения с биссектрисой (точки и );

измеряются расстояния и , определяется наименьшее из них;

наименьшее расстояние ( на рисунке 3.3) принимается за фактический радиус закругления РД.


РИС. 3.3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ РАДИУСА ЗАКРУГЛЕНИЯ РД В МЕСТЕ ПРИМЫКАНИЯ К ИВПП

Рис. 3.3. Схема определения радиуса закругления РД в месте примыкания к ИВПП


3.2.15. Наличие на аэродроме ограждения его периметра определяется при обследовании аэродрома визуально.

Результаты работ по оценке соответствия для каждой ВПП с относящимися к ней РД заносятся в таблицу соответствия физических характеристик и дневной маркировки элементов аэродрома (таблица 3.2).

Порядок заполнения таблицы 3.2 следующий:

графа 1 - указываются номера рассматриваемых пунктов Норм (пункты главы 2, главы 5, а также раздела 3.2);

графа 2 - указываются фактические параметры элементов аэродрома (за исключением длины ИВПП, указываемой для стандартных условий), определенные по результатам проверок, при этом: ширина ИВПП с уширением указывается в случае отсутствия РД, примыкающей к концу ИВПП; ширина РД и двух укрепленных обочин указывается для всех РД при эксплуатации на них ВС индексов 4, 5, 6 и 7;

графа 3 - указывается порядковый номер подтверждающего документа. В качестве подтверждающих документов могут использоваться:

по пунктам 2.1, 3.2.5, 3.2.12-3.2.14, 3.2.16 и по разделам 5.1-5.6 - акт обследования аэродрома и его элементов;

по пунктам 3.2.1, 3.2.2, 3.2.4, 3.2.10, 3.2.11, 3.2.15 - исполнительная проектная документация;

по пунктам 3.2.3, 3.2.6-3.2.8 - исполнительный профиль летной полосы и ИПП;

по пункту 3.2.9 - Инструкция по производству полетов в районе аэродрома;

графа 4 - указываются результаты сопоставления итогов проверок и испытаний с требованиями Норм и делается запись:

"Соответствует" - в случае соответствия оцениваемого параметра требованиям Норм;

"Эквивалентно соответствует" - в случае наличия заключения об обеспечении эквивалентного уровня безопасности полетов при имеющемся отступлении от требований Норм;

"Не соответствует" - в случае несоответствия оцениваемого параметра требованиям Норм и отсутствия вышеуказанного заключения;

графа 5 - в случае наличия отступлений от требований Норм указываются номера, даты и названия документов, в соответствии с которыми авиационной организацией выполнены мероприятия по обеспечению эквивалентного уровня безопасности полетов, а также отражается дополнительная информация, поясняющая, при необходимости, содержание других граф таблицы.

Оценка соответствия элементов аэродрома по методикам, изложенным в настоящем разделе Методик, производится при вводе в эксплуатацию вновь построенного аэродрома или отдельных его элементов и после реконструкции как аэродрома, так и его элементов.


Таблица 3.2
(образец заполнения)


                                       Таблица соответствия
     физических характеристик и дневной маркировки элементов аэродрома________________________
                                                                          (наименование)
           требованиям Норм годности к эксплуатации аэродромов экспериментальной авиации
                                   ИВПП N 1, МКпос = 31°/211°

Пункт

НГЭА ЭА

Результаты проверок и испытаний

Подтверждающий документ

Соответствие НГЭА ЭА

Примечание

1

2

3

4

5

2.1.

Длина ИВПП в стандартных условиях - 2740 м

(класс ИВПП - I).

Класс аэродрома - 1

1, 3

Соответствует

Заключение аккредитованного НИИ

3.2.1.

Ширина ИВПП - 60 м

2

Соответствует


3.2.2.

Ширина ИВПП с уширением:





с МКпос = 31° - 75 м

2

Соответствует



с МКпос = 211° - уширение отсутствует, примыкает РД N 2




3.2.3.

Длина концевых полос безопасности (КПБ):

4

Соответствует



с МКпос = 31°- 200 м





с МКпос = 211°- 300 м




3.2.4.

Длина укрепленных участков КПБ перед порогом ИВПП:

2

Соответствует



с МКпос = 31°- 50 м





с МКпос = 311°- 50 м




3.2.5.

Ширина боковых полос безопасности (БПБ) - 80 м

1

Соответствует


3.2.6.

Продольный профиль ИВПП обеспечивает взаимную видимость двух точек, находящихся на высоте 3 м от поверхности ИВПП и на расстоянии менее половины ее длины

4

Соответствует


3.2.7.

Продольные и поперечные уклоны ИВПП:

4

Соответствует



максимальный продольный уклон - 0,015





средний продольный уклон - 0,010





максимальный поперечный - 0,015




3.2.8.

Продольный профиль внесен в ИПП

4

Соответствует


3.2.9.

МРД N 1 - ВС индекса 7

5

Соответствует



РД N 2 - ВС индекса 7





РД N 3 - ВС индекса 6





РД N 4 - ВС индекса 5




3.2.10.

Ширина РД:





МРД N 1 - 25,0 м

2

Соответствует



Заключение об обеспечении эквивалентного уровня безопасности полетов, утв. 15.11.2002 г.*


РД N 2 - 22,5 м

2

Соответствует


РД N 3 - 21,0 м

2

Соответствует


РД N 4 - 18,0 м

2

Эквивалентно соответствует

3.2.11.

Общая ширина РД и двух укрепленных обочин:

2

Соответствует



МРД N 1 - 44,0 м





РД N 2 - 40,5 м





РД N 3 - 39,0 м





РД N 4 - 29,0 м




3.2.12.

Расстояние между осевой линией РД и неподвижными препятствиями:

2

Соответствует



МРД N 1 и мачта - 57,5 м





РД N 2 и здание - 55,0 м





РД N 3 и ограждение аэродрома - 47,0 м





РД N 4 и будка - 38,0 м




3.2.13.

Расстояние между осевой линией пути руления на местах стоянок и неподвижными препятствиями:

2

Соответствует



осевая линия пути руления на перроне и мачта освещения - 47,5 м




3.2.14.

Расстояние между осевыми линиями параллельных РД:

2

Соответствует



РД N 2 и РД N 3 - 150,0 м




3.2.15.

Радиус закругления покрытия РД с искусственным покрытием при примыкании к ИВПП:





РД N 2 - 50,0 м

2

Соответствует



РД N 3 - 50,0 м

2

Соответствует



РД N 4 - 45,0 м

2

Соответствует




2

Эквивалентно соответствует

Заключение об обеспечении эквивалентного уровня безопасности полетов, утв. 15.11.2002 г.*

3.2.16.

Аэродром имеет ограждение по всему периметру

1

Соответствует


5.1-5.3

На ИВПП, МРД N 1, РД N 2, РД N 3, РД N 4 и местах стоянок (площадках) нанесены необходимые маркировочные знаки соответствующего размера и цвета

1

Соответствует


5.4.

На аэродроме установлены дневные ориентиры по оси ИВПП между ДПРМ и БПРМ, а также призмы для обозначения боковых границ полосы подхода, боковых границ ИВПП, начала и конца ИВПП, зоны приземления

1

Соответствует


5.5.

Все объекты и препятствия, подлежащие маркировке, промаркированы.

1

Соответствует



Цвет - красный и белый.




5.6.

Светоограждение препятствий и объектов имеется

1

Соответствует



Подтверждающие документы:
1. Акт обследования аэродрома_____________________________и его элементов, утвержденный ____________;
                                   (наименование)                                         (дата)
2. Исполнительная документация_______________________________________________;
                                    (наименование исполнителя проекта)
3. Заключение__________________________________о классе аэродрома и прочности искусственных покрытий;
             (наименование исполнителя проекта)
элементов аэродрома__________________________________, утвержденное_____________;
                          (наименование)                             (дата)
4. Отчет по геодезической съемке высотных объектов в районе аэродрома________________________________
                                                                       (наименование аэродрома и
_________________________________________;
 наименование исполнителя проекта)
5. Инструкция по производству полетов в районе аэродрома____________________, утвержденной__________.
                                                          (наименование)                   (дата)

     Руководитель авиационной организации ЭА _________________ ____________________ ____________
                                                  (подпись)         (Ф.И.О.)          (дата)
                                                             М.П.
     Председатель комиссии     __________________ ____________________ ___________
                                    (подпись)           (Ф.И.О.)         (дата)
     Члены комиссии     _________________ ________________ __________
                            (подпись)         (Ф.И.О.)       (дата)
                        _________________ ________________ __________
                            (подпись)         (Ф.И.О.)       (дата)

3.3. Методика оценки несущей способности искусственных покрытий аэродрома


3.3.1. Определение прочности искусственных покрытий элементов аэродрома производится при вводе в эксплуатацию вновь построенного аэродрома (или отдельных элементов аэродрома), в процессе эксплуатации аэродрома (не реже одного раза в пять лет), в том числе после реконструкции (усиления).

По результатам обследования состояния аэродромных покрытий и оценки их прочности заполняется таблица соответствия прочности и состояния искусственных покрытий аэродрома (таблица 3.3).

Порядок заполнения таблицы следующий:

графа 1 - указываются пункты Норм по порядку;

графа 2 - указываются элементы аэродрома, на которых имеются искусственные покрытия, и приводится описание состояния поверхности покрытий;

графа 3 - приводятся результаты расчета прочности искусственных покрытий по каждому элементу аэродрома (при наличии на каком-либо элементе аэродрома участков покрытия, имеющих различные числа PCN, в таблицу заносится число PCN, соответствующее минимальному значению );

графа 4 - приводятся классификационные числа ВС (ACN), эксплуатируемых на данном элементе аэродрома согласно ИПП, в соответствии с типом покрытия и категорией прочности основания, указанными в графе 3;

графа 5 - указывается порядковый номер подтверждающего документа. В качестве подтверждающего документа могут быть использованы:

инструкция по производству полетов в районе аэродрома;

акт обследования аэродрома и его элементов;

заключение научно-исследовательской или проектной организации и др.

графа 6 - указываются результаты сопоставления результатов проверок и испытаний (графы 3 и 4) с требованиями Норм и делается запись:

"Соответствует" - в случае соответствия оцениваемого параметра требованиям Норм;

"Эквивалентно соответствует" - в случае наличия заключения об обеспечении эквивалентного уровня безопасности полетов при имеющемся отступлении от требований Норм;

"Не соответствует" - в случае несоответствия оцениваемого параметра требованиям Норм и отсутствия вышеуказанного заключения;

графа 7 - в случае отступлений от требований Норм указываются номера, даты и названия документов, в соответствии с которыми авиационной организацией выполнены мероприятия по обеспечению эквивалентного уровня безопасности полетов, а также ограничения интенсивности движения ВС по элементам аэродрома при PCN < ACN и дополнительная информация, поясняющая порядок заполнения других граф таблицы.

Пример заполнения таблицы 3.3 приводится далее.


Актуальный текст документа