Радиотехническое оборудование

Глава VI. Радиотехническое оборудование


6.1. Общие требования к радиотехническому оборудованию аэродрома


6.1.1. Радиотехническое оборудование (далее - РТО) должно функционировать в условиях одновременной работы с другими радиоэлектронными средствами в реальных условиях эксплуатации с требуемым качеством при воздействии на них непреднамеренных радиопомех.

6.1.2. РТО должно эксплуатироваться в пределах установленного или продленного ресурса (срока службы). Выработавшее установленный ресурс РТО и не прошедшее процедуру продления, не используется для обеспечения полетов.

6.1.3. Состояние подъездных путей должно обеспечивать беспрепятственное прибытие обслуживающего персонала на все объекты радиотехнического оборудования в любое время года.

6.1.4. Для категорированных аэродромов требуется соответствие радиомаячной системы посадки категории не ниже устанавливаемой категории.

6.1.5. Для обеспечения необходимого минимума посадки аэродрома соответствующее направление ВПП оборудуется комплексом радиотехнических средств в подвижном или стационарном варианте в соответствии с таблицей 6.1.

При этом на аэродроме устанавливается светосигнальное оборудование в соответствии с требованиями главы VII настоящих Норм.


Таблица 6.1


Состав оборудования

Некатегорированные аэродромы, оборудованные по схеме

Категорированные аэродромы

ОСП

ОСП с РСП

ОСП с РСП РСБН и РМС

I

II

III

Приводные радиомаркерные пункты

+*

+

+

+

+

+

Автоматический радиопеленгатор (АРП)

+

+

+

+

+

+

Радиолокационная система посадки (РСП)**

-

+

+

+

+

+

Радиотехническая система ближней навигации (РСБН)

-

-

+

+

+

+

Азимутальный радиомаяк системы VOR

-

-

-

-

+

+

Дальномерный радиомаяк (приемоответчик системы DME/H)

-

-

-

-

+

+

Радиомаячные системы посадки (РМС)

-

-

+

+

+

+

Средства радио и проводной связи

+

+

+

+

+

+

Средства объективного контроля

+

+

+

+

+

+

Централизованная система дистанционного управления и контроля технического состояния средств связи и РТО

-

-

-

+***

+

+

______________________________

* Знак "+" обозначает, что наличие оборудования обязательно.

** Радиолокационные системы посадки типа РСП-6МН, РСП-10 для обеспечения полетов при метеоминимуме I-III категорий использовать запрещается.

*** Допускается применение штатных выносных устройств, входящих в комплект средств РТО.


6.2. Требования к размещению РТО


6.2.1. Радиотехнические средства на аэродроме размещаются в пределах допусков, установленных типовой схемой размещения (рисунок 6) в зависимости от особенностей аэродрома и требований электромагнитной совместимости. Местность установки средств должна соответствовать требованиям эксплуатационной документации.

6.2.2. Ориентирование антенных систем средств РТО при развертывании проводится:

УКВ радиопеленгаторов, диспетчерских радиолокаторов по магнитному меридиану;

РСБН - по истинному меридиану;

РМА - по магнитному меридиану;

посадочных радиолокаторов, курсовых и глиссадных радиомаяков, ретрансляторов-дальномеров инструментальных систем захода самолетов на посадку, а также маркерных радиомаяков на аэродроме - относительно оси ВПП (направлений захода на посадку).


РИС. 6. СХЕМА РАЗМЕЩЕНИЯ РАДИОТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ АЭРОДРОМОВ

Рис. 6. Типовая схема размещения радиотехнических средств аэродромов экспериментальной авиации.


Радиомаячные системы


6.2.3. Антенная система КРМ устанавливается на продолжении оси ВПП со стороны, противоположной направлению захода на посадку, а расстояние до конца ВПП должно обеспечивать безопасную высоту пролета над препятствиями. Боковое смещение антенны от продолжения осевой линии ВПП не допускается.

6.2.4. При совместной установке на аэродроме РМС метрового и дециметрового диапазонов, допускается установка антенны курса дециметрового радиомаяка со смещением ее центра вправо или влево от продолжения оси ВПП на расстояние до 22,5 м. При этом зазор между крайними точками антенн метрового и дециметрового диапазонов должен быть не менее 10 м при антенне метрового диапазона директорного типа и не менее 5 м при антенне метрового диапазона с параболическим отражателем.

При смещении относительно оси ВПП антенна должна быть ориентирована таким образом, чтобы плоскость курса пересекала плоскость, содержащую ось данной ВПП, над точкой установки ближнего маркерного радиомаяка.

6.2.5. ГРМ должен устанавливаться во всех случаях, когда это возможно, со стороны, противоположной участку застройки аэродрома и рулежных дорожек.

Дальность установки антенной системы ГРМ от начала ВПП выбирается с таким расчетом, чтобы спрямленная часть линии глиссады проходила через опорную точку (над началом ВПП) на высоте, обеспечивающей безопасный пролет ВС над препятствиями и безопасную посадку на ВПП.

6.2.6. Высота опорной точки должна быть как можно ближе к оптимальной величине (15+3/-0) м. В отдельных случаях допускается высота опорной точки (15+3/-3) м для ИЛС I категории.

6.2.7. Номинальный угол наклона глиссады должен устанавливаться в пределах от 2 до 4 градусов. Рекомендуется устанавливать номинальный угол наклона глиссады, равным 3 градусам. Угол наклона более 3 градусов может устанавливаться только тогда, когда окружающие условия исключают возможность установки угла 3 градуса.

6.2.8. В случае, если условия местности не удовлетворяют требованиям, приведенным в эксплуатационной документации, окончательное заключение о пригодности к эксплуатации РМС на данном аэродроме принимается лицом, утверждающим Акт летной проверки.


Приводные радиостанции и маркерные радиомаяки


6.2.9. Антенные системы ближней, дальней приводных радиостанций и маркерных радиомаяков рекомендуется размещать на продолжении осевой линии ВПП, на удалениях от порога ВПП в соответствии с типовой схемой. В зависимости от условий местности допускается боковое смещение от продолжения осевой линии ВПП для БПРМ не более м, а для ДПРМ не более м.

Высота антенных мачт БПРМ выбирается с учетом требований к ограничению высоты препятствий. На равнинной местности она может составлять от 6,5 до 10 м при размещении антенны на удалениях от начала ВПП 850 и 1200 м соответственно.


Автоматический радиопеленгатор


6.2.10. Автоматический радиопеленгатор устанавливается в районе РСП, а на аэродромах, не оборудованных РМС - в районе ДПРМ с основным курсом посадки на удалении до м от него.


Радиотехническая система ближней навигации


6.2.11. Геодезическая привязка производится согласно эксплуатационной документации РСБН в прямоугольных координатах (X, Y) с предельной ошибкой _10 м, в географических координатах (широта В, долгота L) с точностью мин. Результаты геодезических работ оформляются актом геодезической привязки РСБН.

6.2.12. Размещая наземный радиомаяк РСБН, необходимо учитывать:

при использовании для обеспечения полетов в зоне аэродрома устанавливать на расстоянии не более 600 м от осевой линии ВПП и не далее 1200 м от центра ВПП;

при наличии двух и более ВПП установку РСБН рекомендуется производить относительно основной ВПП (ВПП высшего класса);

при установке на одной позиции двух РСБН они должны располагаться относительно друг друга на расстоянии 50 м, при этом должно исключаться экранирование направлений основных маршрутов полета и направлений посадки;

запрещается оборудовать позицию ближе 500 м от РСП и стоянок самолетов.

6.2.13. В случае невозможности удовлетворения всех требований к условиям местности РСБН должен устанавливаться так, чтобы обеспечить устойчивую работу в зонах наибольшей интенсивности полетов (в том числе в направлении посадочного курса).


Радиолокационная система посадки


6.2.14. Радиолокационная система посадки в зависимости от условий местности устанавливается слева или справа от ВПП.

Допускается развертывание на позиции двух и более РСП, без затенения зоны обзора ДРЛ в секторах прохождения основных контролируемых маршрутов полета в районе аэродрома элементами неработающей системы.

ПРЛ должен быть расположен на аэродроме и настроен таким образом, чтобы он обеспечивал обзор в секторе, который начинается в точке, расположенной на расстоянии 150 м от точки приземления в направлении посадки. Угол по азимуту этого сектора должен составлять градусов относительно осевой линии ВПП, а угол места - от -1 градус до +6 градусов (рисунок 6.1).


РИС. 6.1. СХЕМА РАЗМЕЩЕНИЯ ПОСАДОЧНОГО РАДИОЛОКАТОРА

6.1. Схема размещения посадочного радиолокатора.


6.3. Требования к РТО


Радиомаячные системы посадки


6.3.1. В состав РМС посадки должны входить:

курсовой радиомаяк с контрольным устройством;

глиссадный радиомаяк с контрольным устройством;

маркерные радиомаяки - ближний (БМРМ) и дальний (ДМРМ);

ретранслятор дальномера для РМС дециметрового диапазона волн;

устройство дистанционного управления и контроля работы радиомаяков.

6.3.2. Включение и выключение радиомаяков, ретранслятора дальномера, а также выбор рабочего комплекта должны осуществляться дистанционно (с командно-диспетчерского пункта).

6.3.3. Аппаратура радиомаяков должна иметь 100%-ный резерв (кроме антенно-фидерных устройств и элементов дистанционного управления).

6.3.4. Переключение с неисправного комплекта аппаратуры радиомаяка на резервный должно осуществляться автоматически.

6.3.5. На аэродроме определяются и маркируются критические зоны КРМ и ГРМ, которые образуют критическую зону РМС. Размеры зоны указаны на рисунках 6.2-6.5. Размеры критической зоны в задней полусфере антенной системы определяются в соответствии с эксплуатационной документацией на конкретный тип оборудования. Зоны ожидания ВС перед выруливанием на ВПП должны находиться вне критической зоны РМС. В местах пересечения внутриаэродромными дорогами критической зоны РМС должны быть установлены дорожные знаки "Проезд без остановки запрещен" и щиты с надписью "Зона РМС. Проезд без разрешения диспетчера запрещен".

6.3.6. Документы, определяющие действия группы руководства полетами, содержат указания о недопущении нахождения в критических зонах КРМ и ГРМ ВС или других транспортных средств с момента выполнения ВС начала снижения по глиссаде.


РИС. 6.2. КРИТИЧЕСКАЯ ЗОНА КРМ

Рис. 6.2. Критическая зона КРМ


РИС. 6.3. КРИТИЧЕСКАЯ ЗОНА ГРМ (ВАРИАНТ I)

Рис. 6.3. Критическая зона ГРМ (вариант I)


Размеры на рисунках 6.2-6.5 даны в метрах

Д - расстояние от антенны ГРМ до порога ВПП


РИС. 6.4. КРИТИЧЕСКАЯ ЗОНА ГРМ (ВАРИАНТ II)

Рис. 6.4. Критическая зона ГРМ (вариант II)


РИС. 6.5. КРИТИЧЕСКАЯ ЗОНА СИСТЕМЫ ПОСАДКИ

Рис. 6.5. Критическая зона системы посадки


Курсовой радиомаяк I и II категорий дециметрового диапазона волн


6.3.7. Зависимость коэффициента разнослышимости от углового отклонения.

Коэффициент разнослышимости должен линейно возрастать при угловом отклонении в горизонтальной плоскости от линии курса, где он равен нулю, до углов, где он равен 38%.

От углов, где коэффициент разнослышимости равен 38%, до углов коэффициент разнослышимости должен быть не менее 38%.

При отклонении от углов до углов в горизонтальной плоскости не должно быть уменьшения коэффициента разнослышимости до нуля и не должно быть изменения знака коэффициента разнослышимости.

6.3.8. Основные эксплуатационные параметры КРМ I и II категорий соответствуют показателям, приведенным в таблице 6.2.

6.3.9. Для КРМ I категории допуски на искривление линии курса не должны превышать величин, приведенных в таблице 6.3.

6.3.10. Для КРМ II категории допуски на искривление линии курса не должны превышать величин, приведенных в таблице 6.4.


Таблица 6.2


N п/п

Наименование параметра

Величина параметра

I категории

II категории

1

Зона действия в горизонтальной плоскости (рисунок 6.6) ограничивается секторами вправо и влево относительно линий заданного курса, град, не менее

15

15

2

Дальность действия в секторе +-10° относительно заданной линии курса в направлении захода на посадку от порога ВПП, км, не менее

45

45

3

Номинальная ширина сектора курса у начала ВПП, м

210

210

4

Крутизна характеристики по линейному отклонению на краях полусектора курса должна устанавливаться у опорной точки (в соответствии с номинальной шириной сектора курса) пределах

           33
(1+- 0,075)  /СК/2

%/град

0,314 (1+-0,075)

%/м

5

Отклонение крутизны характеристики от установленного значения, %, не более

17

17

6

Асимметрия крутизны характеристики, %, не более

7,5

7,5

7

Отклонение линии курса от оси ВПП у начала ВПП, не более

10,5

7,5


Таблица 6.3


Удаление от начала ВПП

Амплитуда искривлений коэффициента разнослышимости, %, не более

От 45 до 7 км

6,6

От 7 до 1 км

От 6,6 до 3,2

От 1 км до удаления, соответствующего высоте 30 м на глиссаде

3,2


Таблица 6.4


Удаление от начала ВПП

Амплитуда искривлений коэффициента разнослышимости, %, не более

От границы зоны действия до 7 км

6,6

От 7 до 1 км

От 6,6 до 1,1 (уменьшение линейное)

От 1 км до опорной точки

1,1


РИС 6.6. ЗОНА ДЕЙСТВИЯ КРМ (ДМВ) I И II КАТЕГОРИЙ В ГОРИЗ. ПЛОСКОСТИ

Рис 6.6 Зона действия КРМ (ДМВ) I и II категорий в горизонтальной плоскости


6.3.11. Контрольная аппаратура КРМ I категории в комплексе с аппаратурой резервирования должна автоматически обеспечивать контроль параметров и переключение на горячий резерв при их аварийном изменении согласно эксплуатационной документации.

6.3.12. Контрольная аппаратура КРМ II категории в комплексе с аппаратурой резервирования должна не более, чем за 5 с автоматически обеспечивать сигнализацию, допусковый контроль и переключение на горячий резерв при аварийных изменениях параметров радиомаяка согласно эксплуатационной документации.


Глиссадный радиомаяк I и II категорий дециметрового диапазона волн


6.3.13. Зависимость коэффициента разнослышимости от углового отклонения.

При отклонении от линии глиссады вверх коэффициент разнослышимости должен возрастать до угла относительно горизонта или, если он достигает величины 41,5% при углах менее , быть не менее 41,5% до угла относительно горизонта.

При отклонении от линии глиссады вниз коэффициент разнослышимости должен возрастать до величины 41,5% до угла не менее относительно горизонта. Если КРС достигает 41,5% при отклонении до углов более чем относительно горизонта, то коэффициент разнослышимости должен быть не менее 41,5% до угла .

6.3.14. Основные эксплуатационные параметры ГРМ I и II категорий должны соответствовать показателям, приведенным в таблице 6.5.


Таблица 6.5


N п/п

Наименование параметра

Величина параметра

I категории

II категории

1

Зона действия в вертикальной плоскости (рисунок 6.7.) ограничивается углами относительно линии горизонта:




выше глиссады - по возрастанию величины коэффициента разнослышимости до значения, град, не менее...............

1,75 Тэта

1,75 Тэта


ниже глиссады - по уменьшению величины коэффициента разнослышимости до значения 41,5% град, не более..........................

0,45 Тэта

0,45 Тэта


ниже глиссады - по возрастанию величины коэффициента разнослышимости до значения 41,5% град, не менее............................

0,3 Тэта

0,3 Тэта

2

Дальность действия в направлении захода на посадку, км, не менее.............................

18

18

3

Границы полусектора выше и ниже глиссады должны устанавливаться относительно глиссады, град:




ниже глиссады......................

(0,07 - 0,14)Тэта

(0,12 +- 0,02)Тэта


выше глиссады.......................

(0,07 - 0,14)Тэта

(0,12 + 0,02)Тэта

(0,12 - 0,05)Тэта

4

Асимметрия крутизны характеристики, %, не более................

19

19

5

Отклонение средней линии глиссады, измерение контрольной аппаратурой ГРМ от установленного положения, град, не более........................

0,075Тэта

0,075Тэта


6.3.15. Для ГРМ I категории допуск на искривление линии глиссады не должен превышать величины, соответствующей значению КРС=6,6%, в пределах дальности от 18 км до дальности, соответствующей высоте 30 м на глиссаде.

6.3.16. Для ГРМ II категории допуск на искривление линии глиссады не должен превышать величин, приведенных в таблице 6.6.

6.3.17. Контрольная аппаратура ГРМ I категории в комплексе с аппаратурой резервирования обеспечивается автоматический допусковый контроль параметров и переключение на горячий резерв при их аварийном изменении согласно эксплуатационной документации (при II категории не более чем за 2 секунды).


Ретранслятор радиодальномера I и II категорий


6.3.18. Основные эксплуатационные параметры ретранслятора радиодальномера должны соответствовать показателям, приведенным в таблице 6.7.


РИС. 6.7. ЗОНА ДЕЙСТВИЯ ГРМ (ДМВ) I И II КАТЕГОРИЙ В ВЕРТИК. ПЛОСКОСТИ

Рис. 6.7. Зона действия ГРМ (ДМВ) I и II категорий в вертикальной плоскости.


Таблица 6.6


Удаление от начала ВПП

Амплитуда искривлений коэффициента разнослышимости, %, не более

От границы зоны действия до 7 км

6,6

От 7 до 1 км

От 6,6 до 4,4 (уменьшение линейное)

От 1 км до опорной точки

4,4


Таблица 6.7


N п/п

Наименование параметра

Величина параметра

1

Зона действия:



в горизонтальной плоскости (рисунок 6.8.) ограничивается секторами вправо и влево относительно линии заданного курса, град, не менее.................................................

15


в вертикальной плоскости (рисунок 6.9.) ограничивается сектором относительно линии горизонта, град............

От 0,85 до 7


по дальности в направлении захода на посадку, км, не менее.........................................

50

2

Погрешность определения дальности с учетом погрешностей наземной и бортовой аппаратуры, м, не более.........

+-250


РИС. 6.8. ЗОНА ДЕЙСТВИЯ РД В ГОРИЗОНТАЛЬНОЙ ПЛОСКОСТИ

Рис. 6.8. Зона действия РД в горизонтальной плоскости.


РИС. 6.9. ЗОНА ДЕЙСТВИЯ РД В ВЕРТИКАЛЬНОЙ ПЛОСКОСТИ

Рис. 6.9. Зона действия РД в вертикальной плоскости.


Системы посадки метрового диапазона волн


6.3.19. В состав системы посадки должны входить:

курсовой радиомаяк;

глиссадный радиомаяк;

маркерные радиомаяки - ближний (БМРМ) и дальний (ДМРМ);

оборудование дистанционного управления и индикации технического состояния в пункте управления.

Вместо ближнего или (и) дальнего маркерных радиомаяков допускается использование дальномерного оборудования ДМЕ/Н.

6.3.20. Параметры по резервированию и требования по маркировке критических зон аналогичны требованиям, содержащимся в пунктах 6.3.1.2-6.3.1.5 настоящих Норм.


Курсовой радиомаяк, работающий по принципу ИЛС


6.3.21. Отклонение несущей частоты КРМ от присвоенной не должно превышать:

для одночастотного маяка;

для двухчастотного маяка.

6.3.22. Глубина модуляции несущих частот сигналами 90 и 150 Гц вдоль линии курса должна быть .

6.3.23. Зона действия в горизонтальной плоскости должна быть ограничена секторами не менее 35 градусов вправо и влево от линии курса (рисунок 6.10).

При использовании других средств, обеспечивающих вход ВС в зону действия КРМ, для КРМ I и II категорий допускается сужение зоны действия до _10 градусов в горизонтальной плоскости относительно линии курса.


РИС. 6.10. ЗОНА ДЕЙСТВИЯ КРМ В ГОРИЗОНТАЛЬНОЙ ПЛОСКОСТИ

Рис. 6.10. Зона действия КРМ в горизонтальной плоскости.


6.3.24. Зона действия в вертикальной плоскости (рисунок 6.11) должна быть ограничена сверху прямой, проходящей через электрический центр антенной системы под углом не менее 7 градусов к горизонту.

За пределами зоны действия КРМ в вертикальной плоскости его излучение должно быть по возможности минимальным.


РИС. 6.11. ЗОНА ДЕЙСТВИЯ КРМ В ВЕРТИКАЛЬНОЙ ПЛОСКОСТИ

Рис. 6.11. Зона действия КРМ в вертикальной плоскости.


6.3.25. Зона действия КРМ по дальности (рисунок 6.11) со стороны захода на посадку на высоте 600 м и выше над порогом ВПП или 300 м над самой высокой точкой на промежуточном и конечном этапах захода на посадку (берется большее превышение над порогом ВПП) должна быть:

а) не менее 46 км в пределах горизонтального сектора +10 градусов относительно линии курса;

б) не менее 32 км в пределах горизонтального сектора от градусов до градусов относительно линии курса.

Допускается уменьшение зоны действия КРМ по дальности вследствие ограничений по использованию воздушного пространства.

Для КРМ с сектором действия градусов требования по дальности в секторах от градусов до градусов относительно линии курса не предъявляются.

6.3.26. Напряженность поля КРМ в любой точке зоны действия должна быть не менее 40 мкВ/м , кроме того:

а) в пределах сектора курса на глиссаде ИЛС на удалении 18 км от КРМ напряженность поля должна быть не менее 90 мкВ/м для КРМ категории I и 100 мкВ/м для КРМ категорий II и III;

б) в точке, расположенной на высоте 15 м над порогом ВПП для КРМ II категории и 6 м для КРМ III категории напряженность поля возрастает до величины не менее 200 мкВ/м ;

в) от точки, расположенной на высоте 6 м над порогом ВПП, до точки, расположенной на высоте 4 м над осевой линией ВПП на расстоянии 300 м от порога ВПП и далее на высоте 4 м вдоль ВПП в направлении КРМ напряженность поля КРМ III категории должна быть не менее 100 мкВ/м .

6.3.27. Характер изменения РГМ в секторе:

а) от линии курса до углов с РГМ = 0,180 должно быть монотонное (в основном линейное) увеличение РГМ;

б) от углов с РГМ = 0,180 до углов градусов РГМ должна быть не менее 0,180;

в) от углов градусов до углов градусов РГМ должна быть не менее 0,155.


Примечание. Для КРМ с зоной действия градусов требования к характеру изменения РГМ за пределами зоны действия не предъявляются.


6.3.28. Искривления линии курса КРМ I категории (95% вероятности) должна быть не более, на участках:

а) от границы зоны действия до точки А - 0,031 РГМ;

б) от точки А до точки В (рисунок 6.12) уменьшается по линейному закону от величины 0,031 РГМ в точке А до величины 0,015 РГМ в точке В;

в) от точки В до точки С - 0,015 РГМ.

6.3.29. Искривления линии курса КРМ II и III категории (95% вероятности) должна быть не более (рисунок 6.13) на участках:

а) от границы зоны действия до точки А - 0,031 РГМ;

б) от точки А до точки В уменьшается по линейному закону от величины 0,031 РГМ в точке А до величины 0,005 РГМ в точке В;

в) от точки В до точки С - 0,005 РГМ;

г) от точки С до опорной точки - 0,005 РГМ;

для КРМ III категории:

д) от опорной точки до точки Д - 0,005 РГМ;

е) от точки Д до точки Е должна увеличиваться по линейному закону от 0,005 РГМ в точке Д до 0,01 РГМ в точке Е.


РИС. 6.12. ДОПУСТИМЫЕ АМПЛИТУДЫ ИСКРИВЛЕНИЙ ЛИНИЙ КУРСА И ГЛИССАДЫ

Рис. 6.12. Максимально допустимые амплитуды искривлений линий курса и глиссады для КРМ и ГРМ категории I.


6.3.30. Пределы, в которых должна поддерживаться средняя линия курса относительно осевой линии ВПП у опорной точки должна быть не более:

а) м для КРМ I категории;

б) м для КРМ II категории;

в) м для КРМ III категории.

6.3.31. Номинальная чувствительность к смещению от линии курса должна быть 0,00145 РГМ/м. Максимальный угол сектора курса не должен превышать 6 градусов.

Пределы, в которых должна поддерживаться чувствительность к смещению КРМ (отклонение от номинального значения), не более:

а) для КРМ I категории;

б) для КРМ II категории (поддержание чувствительности осуществляется в пределах от номинального значения);

в) для КРМ III категории.

6.3.32. Сигнал опознавания передается на несущей частоте КРМ и не должен влиять на основные функции курсового радиомаяка.

6.3.33. Сигнал опознавания передается международным кодом Морзе и состоять из трех букв. Первая буква "И", вторая и третья - код аэродрома или ВПП.

6.3.34. Автоматическая система контроля передает предупреждение в пункты управления и приводит или к прекращению излучения, или к снятию сигналов модуляции 90 и 150 Гц и составляющей опознавания с несущей частоты, или к переходу на более низкую категорию (для II и III категории) в течение времени, не более:

10 с для КРМ I категории;

5 с для КРМ II категории;

2 с для КРМ III категории;

при возникновении любого из следующих условий:

а) смещении средней линии курса относительно осевой линии ВПП, приведенное к порогу ВПП, более:

м для КРМ I категории;

м для КРМ II категории;

м для КРМ III категории.

б) уменьшении мощности излучения для КРМ с одной несущей до 50%;

в) уменьшении мощности излучения для каждой несущей для КРМ II и III категорий с двумя несущими до 80%;

г) изменение чувствительности к смещению более чем на 17% от номинальной величины.

Под пунктами управления понимаются пункты управления работой оборудования и пункты управления воздушным движением.


РИС. 6.13. ДОПУСТИМЫЕ АМПЛИТУДЫ ИСКРИВЛЕНИЙ ЛИНИЙ КУРСА И ГЛИССАДЫ

Рис. 6.13. Максимально допустимые амплитуды искривлений линий курса и глиссады для КРМ и ГРМ категорий II и III.


Глиссадный радиомаяк, работающий по принципу ИЛС


6.3.35. Отклонения несущей частоты ГРМ от присвоенной:

- для одночастотного маяка;

- для двухчастотного маяка.

6.3.36. Глубина модуляции несущих частот сигналами 90 и 150 Гц вдоль линии глиссады находится в пределах .

6.3.37. Зона действия в горизонтальной плоскости (рисунок 6.14.) ограничивается сектором вправо и влево относительно линии курса, не менее 8 градусов.

6.3.38. Зона действия в вертикальной плоскости (рисунок 6.15.) ограничивается углами относительно горизонта:

а) выше усредненного значения глиссады, не менее ;

б) ниже усредненного значения глиссады ГРМ, не менее , или до угла для обеспечения гарантированного входа в глиссаду.


РИС. 6.14. ЗОНА ДЕЙСТВИЯ ГРМ В ГОРИЗОНТАЛЬНОЙ ПЛОСКОСТИ

Рис. 6.14. Зона действия ГРМ в горизонтальной плоскости.


6.3.39. Зона действия по дальности в направлении захода на посадку (рисунок 6.14.) составляет не менее 18 км.

6.3.40. Напряженность поля в зоне действия составляет, не менее 400 мкВ/м (-95 дБВт/м) и обеспечивается до высоты 30 м для ГРМ I категории и 15 м для ГРМ II и III категорий над горизонтальной плоскостью, проходящей через порог ВПП.

6.3.41. Изменение РГМ от усредненного значения глиссады до угла должно иметь плавный характер и увеличиваться до величины РГМ=0,22. Если РГМ достигает значения 0,22 при углах, больших , то значение РГМ должно быть не менее 0,22 вплоть до угла или до угла .

6.3.42. Искривления линии глиссады (вероятность 0,95) должна быть не более, на участках:

а) от границы зоны действия до точки С 0,035 РГМ для ГРМ I категории;

б) от границы зоны действия до точки А 0,035 РГМ для ГРМ II и III категории;

в) от точки А до точки В должна уменьшаться по линейному закону от величины 0,035 РГМ в точке А до величины 0,023 РГМ в точке В для ГРМ II и III категории;

г) от точки В до опорной точки 0,023 РГМ для ГРМ II и III категории.

6.3.43. Угол наклона усредненной глиссады относительно номинальной должен поддерживаться в пределах для ГРМ I и II категорий и для ГРМ III категории.

6.3.44. Номинальная чувствительность к угловому смещению ГРМ должна соответствовать РГМ=0,0875 при угловом смещении:


РИС. 6.15. ЗОНА ДЕЙСТВИЯ ГРМ В ВЕРТИКАЛЬНОЙ ПЛОСКОСТИ

Рис. 6.15. Зона действия ГРМ в вертикальной плоскости.


а) ниже усредненной глиссады:

для ГРМ I категории;

для ГРМ II и III категорий.

б) выше усредненной глиссады:

для ГРМ I категории;

для ГРМ II категории;

для ГРМ III категории.

6.3.45. Чувствительность к угловому смещению ГРМ относительно номинального значения поддерживается в пределах, не более:

для ГРМ I категории;

для ГРМ II категории;

для ГРМ III категории.

6.3.46. Автоматическая система контроля передает предупреждение в пункты управления и обеспечивать прекращение излучения в течение времени, не более 6 сек для ГРМ I категории и 2 сек для ГРМ II и III категории при возникновении любого из следующих условий:

а) отклонение угла наклона глиссады от его номинального значения на величину более (вниз) и более (вверх);

б) уменьшении мощности излучения до 50%;

в) уменьшении мощности излучения до 80% для каждой несущей частоты при использовании ГРМ с двумя несущими частотами, если при этом обеспечивается необходимое качество захода на посадку;

г) уменьшении мощности излучения от 80% до 50% для каждой несущей частоты для ГРМ II и III категории с двумя несущими частотами;

д) изменении чувствительности к угловому смещению от установленного номинального значения на величину более .


Курсовой радиомаяк I категории, работающий по принципу системы посадки (СП)


6.3.47. Зона действия КРМ в горизонтальной плоскости в секторах градусов составляет не менее 45 км.

Допускается уменьшение зоны действия КРМ по дальности вследствие ограничения использования воздушного пространства.

6.3.48. Зона действия в вертикальной плоскости ограничивается снизу прямой, проходящей через центр антенной системы и точку над порогом ВПП на высоте 5 м, и далее от этой точки прямой, образующей угол к горизонту не более 0,85 градусов.

6.3.49. Зона действия в вертикальной плоскости ограничивается прямой, проходящей через центр антенной системы под углом к горизонту не менее 7 градусов.

6.3.50. Линия курса в опорной точке относительно осевой линии ВПП поддерживается в пределах м.

6.3.51. Значения искривления линии курса для вероятности 0,95:

а) не более 3,5% на участке от границы зоны действия до точки А;

б) линейно уменьшаются до 1,7% на участке от точки А до точки В;

в) не более 1,7% на участке от точки В до точки С.

6.3.52. Номинальная чувствительность к поперечному смещению от линии курса в опорной точке - 0,167%/м. Превышение максимального угла сектора курса не более 6 градусов. Если угол сектора курса менее 4 градусов, то ширина сектора курса устанавливается по возможности ближе к величине 210 м.

6.3.53. Отклонение чувствительности к смещению от номинального значения в пределах не более .

6.3.54. Превышение влияния вертикально поляризованной составляющей электромагнитного поля на сигнал управления, при полете ВС на линии курса с креном градусов относительно горизонта, не более 1,8%.

6.3.55. Изменение глубины модуляции КРМ в секторе:

а) от линии курса до углов с М=20,5% - в основном линейное, причем глубина модуляции возрастает;

б) от углов, где М=20,5% до углов _10 градусов - не менее 20,5%.

Глубина модуляции КРМ в пределах от угла градусов до угла + /-15 градусов не должна уменьшаться до нуля и менять знак.

6.3.56. Система автоматического контроля срабатывает в следующих случаях:

а) при смещении линии курса относительно осевой линии ВПП в опорной точке более м;

б) при отклонении чувствительности к смещению от номинального значения более ;

в) при уменьшении мощности излучения от номинального значения более 50%.


Глиссадный радиомаяк I категории, работающий по принципу СП


6.3.57. Размеры зоны действия в горизонтальной плоскости в секторе градусов относительно осевой линии ВПП составляют не менее 18 км.

6.3.58. Зона действия в вертикальной плоскости:

а) выше глиссады ;

б) ниже глиссады или под меньшим углом, вплоть до .

6.3.59. Угол глиссады поддерживается относительно номинального значения в пределах .

6.3.60. Соответствие номинальной чувствительности к смещению РГМ=0,0875 при угловом отклонении:

а) выше глиссады + ;

б) ниже глиссады - .

6.3.61. Пределы отклонения чувствительности к угловому смещению от номинального значения - не более .

6.3.62. Изменение РГМ от усредненного значения глиссады до угла имеет характер плавного увеличения до 0,22 РГМ. Значение РГМ для безопасного захода на посадку составляет не менее 0,22 при условии, что РГМ=0,22 достигается при углах больших, чем , вплоть до угла или до угла .

6.3.63. Значение искривления глиссады при вероятности 0,95 на участке от границы зоны действия до точки на высоте 30 м на глиссаде составляет не более 0,035 РГМ.

6.3.64. Асимметрия чувствительности к угловому смещению - не более 19%.

6.3.65. Система автоматического контроля срабатывает:

а) при смещении угла наклона глиссады относительно номинального значения более ;

б) при отклонении чувствительности к смещению от номинального значения более ;

в) при уменьшении мощности излучения от номинального значения более чем на 50%.


Радиотехническая система ближней навигации


6.3.66. Радиотехническая система ближней навигации (РСБН) обеспечивает излучение сигналов для измерения на борту ВС текущих значений азимута и наклонной дальности относительно точки установки наземного радиомаяка.

6.3.67. Значение погрешности измерения координат на борту ВС составляет:

при измерении дальности - не более 0,5 км;

при измерении азимута - не более 0,5°;

при вероятности 95%.

6.3.68. Дальность действия радиомаяка РСБН при углах закрытия не более 0,25° составляет:

при Н=500 м - не менее 70 км;

при Н=1000 м - не менее 90 км;

при Н=3000 м - не менее 150 км.

6.3.69. Управление работой РСБН, а также индикация его состояния, осуществляется в дистанционном и местном режимах.


Система посадки


6.3.70. В состав системы посадки ОСП должны входить ближний приводной радиомаркерный пункт (БПРМ), дальний приводной радиомаркерный пункт (ДПРМ).

БПРМ и ДПРМ должны включать в себя приводную радиостанцию (далее - ПРС) и маркерный радиомаяк (МРМ). МРМ могут использоваться из состава РМС.


Приводные радиостанции


6.3.71. ПРС должна иметь возможность настройки на выделенную частоту в диапазоне от 150 до 1750 кГц.

6.3.72. Характеристики радиоизлучения приводной радиостанции должны соответствовать классам А2А (режим работы "привод") и А3Е (режим работы "связь") без разрыва несущей. При этом должен быть обеспечен автоматический режим передачи сигнала опознавания.

6.3.73. ПРС должна иметь опознавательный сигнал, передаваемый кодом Морзе (ДПРМ - двухбуквенный, БПРМ - однобуквенный).

6.3.74. Дальность действия ПРС в режиме работы "привод" по радиокомпасу составляет:

ближней приводной радиостанции - не менее 50 км;

дальней приводной радиостанции - не менее 150 км. При этом погрешность значений курсовых углов, получаемых на борту ВС не должна превышать _5 градусов.

6.3.75. Управление работой ПРС, а также индикация ее состояния, осуществляется в дистанционном и местном режимах.

6.3.76. Условия, при которых система автоматического контроля ПРС за время не более 2 секунд отключает работающий комплект аппаратуры, включает резервный, а также обеспечивает аварийную сигнализацию в пунктах управления:

снижение тока в антенном контуре более чем на 40%;

уменьшение глубины амплитудной модуляции несущей более чем на 50%;

прекращение подачи сигнала опознавания.


Маркерные радиомаяки


6.3.77. Отклонение несущей частоты МРМ от присвоенной не должно превышать 0,01% ( для вновь вводимых МРМ).

6.3.78. Отклонение частот модулирующих сигналов от их номинальных значений не должно превышать .

6.3.79. Зона действия МРМ на линии курса и глиссады должна быть:

ближнего МРМ () м;

дальнего МРМ () м.

6.3.80. Напряженность поля на границе зоны действия должна быть не менее 1,5 мВ/м.

6.3.81. Возрастание напряженности поля от границы зоны действия МРМ к ее середине должно составлять, по крайней мере, 3 мВ/м.

6.3.82. Сигналы опознавания МРМ должны быть:

ближнего МРМ - непрерывная передача 6 точек в секунду;

дальнего МРМ - непрерывная передача 2 тире в секунду.

6.3.83. Система автоматического контроля должна срабатывать и передавать предупреждения в пункт управления:

а) при уменьшении выходной мощности от номинальной более 50%;

б) при уменьшении глубины амплитудной модуляции несущей более 50%;

в) при прекращении модуляции или манипуляции.


Автоматический радиопеленгатор


6.3.84. Радиопеленгатор должен обеспечивать устойчивое пеленгование сигналов бортовых радиостанций при длительности передачи не менее 0,5 секунды.

6.3.85. Погрешность пеленгования по индикатору АРП на рабочем месте диспетчера должна быть не более 2,5 градусов (1,5° для доплеровских пеленгаторов с большой антенной базой).

6.3.86. Дальность действия АРП при допустимых углах закрытия должна быть не менее 70 км на высоте 1000 м и не менее 130 км на высоте 3000 м.

Допускается уменьшение дальности действия в зависимости от условий местности.

6.3.87. Управление работой АРП, а также индикация его состояния должны осуществляться в дистанционном и местном режимах.


Радиолокационные средства обеспечения полетов


ОРЛ-А (первичный радиолокатор)


6.3.88. Обзорный радиолокатор должен обеспечивать получение и трансляцию для группы руководства полетами радиолокационной информации о воздушной обстановке в пределах зоны диспетчерского радиолокатора.

Допускается отсутствие радиолокационной информации в трех-пяти обзорах подряд от ВС, совершающего маневр разворота или пролетающего по маршруту на участке с тангенциальным направлением скорости при выполнении полета по стандартному маршруту захода на посадку.

6.3.89. При нулевых углах закрытия дальность действия ОРЛ-А должна быть не менее 50 или 100 км (для УВД в районе аэродрома) и 160 км (для УВД в районе аэроузла).

6.3.90. Точностные характеристики должны быть не хуже:

по дальности: 15% от расстояния до цели или 150 м (в зависимости от того, что больше) (по экрану выносного индикатора кругового обзора ОРЛ-А без аппаратуры передачи информации (далее - АПОИ);

по азимуту: (по экрану выносного ОРЛ-А без АПОИ);

среднеквадратическая ошибка (далее - СКО) на выходе АПОИ должна быть:

150 и 200 м соответственно дальности действия 50-100 км и 160 км,

0,4° по азимуту.

6.3.91. Разрешающая способность должна быть не хуже 1% от расстояния до цели или 230 м (в зависимости от того, что больше) по дальности и 4° по азимуту.

6.3.92. Период обновления радиолокационной информации должен быть не более 6 секунд.


Вторичный радиолокатор


6.3.93. На экранах индикаторов руководителей полетов должны отсутствовать ложные отметки ВС, вызванные:

ответными сигналами аппаратуры ВС на запросы, излучаемые боковыми лепестками диаграммы направленности антенны;

отраженными от местных предметов ответными сигналами аппаратуры ВС на запросы, излучаемые главным лепестком диаграммы направленности антенны.

Допускается появление точечных ложных отметок ВС в течение 1-2 обзоров (влияние боковых лепестков) и/или в течение 2-3 обзоров (влияние отраженных сигналов).

6.3.94. При нулевых углах закрытия дальности действия ВРЛ должны быть не менее 160 км.

6.3.95. Ошибка определения координат ВС (СКО на выходе АПОИ) должна быть не более 200 м по дальности и 0,2° по азимуту.

6.3.96. Разрешающая способность (на выходе АПОИ) должна быть не хуже 1000 м по дальности и 4° по азимуту.

6.3.97. Точность совмещения на индикаторе координатных отметок первичного и вторичного радиолокаторов должна быть не хуже:

по дальности 500 м;

по азимуту 8 минут при встроенном и 30 минут при автономном размещении.

6.3.98. Период обновления радиолокационной информации должен быть не более 6 секунд.


Посадочный радиолокатор


6.3.99. Погрешность в определении отклонения ВС от номинальной линии курса должна составлять не более 0,6% расстояния от антенны радиолокатора плюс 10% фактического отклонения от нее, либо 9 м (в зависимости от того, что больше).

6.3.100. Погрешность в определении отклонения ВС от номинальной глиссады должна составлять не более 0,4% расстояния от антенны ПРЛ плюс 10% фактического линейного отклонения от номинальной глиссады, либо 6 м (в зависимости от того, что больше).

6.3.101. Погрешность в определении расстояния от ВС до точки приземления не должна превышать 30 м плюс 3% расстояния от нее.

6.3.102. Разрешающая способность должна быть не хуже:

120 м по дальности;

1,2° по азимуту (курсу);

0,6° по углу места.

6.3.103. Период обновления радиолокационной информации должен быть не более 1 секунды.

6.3.104. На направлениях посадки, обслуживаемых посадочным радиолокатором и системой точного захода на посадку, должны выбираться одинаковые номинальные углы наклона глиссады.

Кроме того, должно быть обеспечено совпадение электронных линий курса и глиссады, формируемых на экране ПРЛ, с линиями курса и глиссады РМС.


Азимутальный радиомаяк ВОР


6.3.105. Радиомаяк должен обеспечивать в требуемой рабочей зоне:

излучение навигационных сигналов для измерения на борту ВС его магнитного азимута;

излучение сигнала опознавания;

возможность передачи радиотелефонных сигналов на борт ВС.

6.3.106. Погрешность информации об азимуте, измеренная на расстоянии приблизительно четырех длин волн, для углов места от 0 до 40 градусов, должна составлять не более градусов при вероятности 95%.

6.3.107. Общая погрешность наземного радиомаяка, вносимая в эксплуатационную погрешность системы ВОР, не должна превышать градусов при вероятности 95%.

6.3.108. Радиомаяк должен работать на частоте несущей, присвоенной из частотного диапазона 108-117,975 МГц. Отклонение рабочей частоты от присвоенной не должно превышать .

6.3.109. Частоты модулирующих сигналов должны быть равны:

Гц - поднесущей;

Гц - "переменной фазы" и "опорной фазы";

Гц - опознавания маяка.

6.3.110. Должно быть обеспечено четкое, правильное и разборчивое опознавание маяка на борту ВС, а также отсутствие влияния сигнала опознавания на обеспечение основной навигационной функции маяка (передача информации об азимуте).

Сигнал опознавания должен передаваться кодом Морзе с использованием двух или трех букв и со скоростью, соответствующей примерно 7-ми словам в минуту с периодичностью не менее 30 секунд.

6.3.111. Автоматическая система контроля должна выдавать соответствующую сигнализацию об отказах в пункт управления и исключать сигналы опорной и переменной фазы, либо полностью прекращать излучение маяка при появлении одного из следующих условий:

а) изменение более чем на градус информации об азимуте в точке установки выносного контрольного устройства;

б) уменьшение на 15% в месте расположения контрольного устройства составляющих модуляции уровня напряжения радиочастотных сигналов, либо поднесущей, либо сигналов модуляции по амплитуде с частотой 30 Гц, либо тех и других;

в) пропадание сигнала опознавания;

г) отказ аппаратуры контроля.

6.3.112. В тех случаях, когда ВОР установлен на аэродроме, должен(ы) быть определен(ы) пункт(ы) проверки бортового оборудования ВОР.

Погрешность определения азимута в пункте проверки бортового оборудования ВОР должна быть не более .


Приемоответчик ДМЕ/Н


6.3.113. Наземный приемоответчик системы ДМЕ должен обеспечивать прием и излучение сигналов для определения на борту ВС наклонной дальности от контрольной точки установки радиомаяка ДМЕ/Н до ВС.

6.3.114. Зона действия приемоответчика должна быть:

при взаимодействии с ВОР не менее зоны действия ВОР;

при взаимодействии с ИЛС не менее зоны действия КРМ и ГРМ.

6.3.115. Приемоответчик ДМЕ/Н должен работать на частоте несущей, присвоенной из частотного диапазона 960-1215 МГц. Отклонение рабочей частоты от присвоенной не должно превышать .

6.3.116. Радиоимпульсы ответа дальности должны иметь следующим параметры:

длительность импульса на уровне 0,5 должна быть равна мкс;

передний фронт должен быть не более 3 мкс;

задний фронт должен быть не более 3,5 мкс.

6.3.117. Ошибка измерения дальности, вносимая ДМЕ/Н в эксплуатационную ошибку измерения дальности на борту ВС, не должна превышать 150 м, а при взаимодействии ДМЕ/Н с оборудованием ИЛС должна быть не более 75 м (при вероятности Р=0,95).

6.3.118. Система автоматического контроля приемоответчика должна отключать работающий комплект аппаратуры, включать резервный комплект (при его наличии) и прекращать радиоизлучение при отказе комплектов, а также обеспечивать аварийную сигнализацию в пунктах при:

изменении задержки запросных импульсов в приемоответчике на мкс (навигация) или на мкс (посадка) и более;

отказе контрольного устройства.

6.3.119. При взаимодействии ДМЕ с ВОР антенна приемоответчика должна располагаться или на одной и той же вертикальной оси с антенной ВОР, или на расстоянии, не превышающем 600 м от антенны ВОР.

При использовании оборудования ДМЕ и ВОР для целей посадки, разнесенность их антенн не должна превышать 30 м.


Актуальный текст документа