Светотехническое оборудование

Глава VII. Светотехническое оборудование


Для обеспечения полетов ВС днем в сложных метеоусловиях и ночью на аэродроме устанавливается светотехническое оборудование.

Светотехническое оборудование предназначено для светового обозначения ВПП и ее участков, подходов к ней, обозначения РД и их расположения, а также управления движением ВС по аэродрому с целью обеспечения экипажей ВС визуальной информацией при выполнении взлета, посадки и руления воздушных судов.

Светотехническое оборудование включает:

светосигнальное оборудование;

кодовые (импульсные) маяки;

аэродромные прожекторные станции.

Выбор типа светосигнального оборудования, устанавливаемого на ВПП, определяется задачами, решаемыми на конкретном аэродроме с учетом специфических особенностей воздушных судов, эксплуатируемых на нем.


7.1. Общие требования


7.1.1. Система светосигнального оборудования должна состоять из подсистем огней, приведенных в таблицах 7.1, 7.2 и 7.3.

До выработки ресурса (срока службы) разрешается использование светосигнального оборудования "Луч-2", "Луч-4", "АС-59У", и их модификаций "Луч-6(7)", "Маркер-У", "Свеча-1,(2),(3)", ОПИ с желтым цветом излучения огней.


Таблица 7.1


Состав светосигнального оборудования направления ВПП


Наименование подсистемы огней

Системы светосигнального оборудования развернутого по схеме

ССП-1

ССП-0

СП-1, СП-2

СП-2-0

Огни импульсной линии

+*

-

+

-

Огни подхода

-

-

+

+

Подсистема огней приближения:





- огни приближения центрального ряда;

+

+

-

-

- огни посадочного светового горизонта;

+

+

+

+

- огни приближения бокового ряда;

-

-

+

+

Огни ВПП

+

+

+

+

Огни разрешения и запрещения посадки (входные огни ВПП)

+

+

+

+

Ограничительные огни ВПП

+

+

+

+

Огни направления взлета

-

-

+

+

Огни взлетного светового горизонта

-

-

+

+


* Знак "+" обозначает обязательное наличие оборудования, знак "-" обозначает, что применение не требуется.


Таблица 7.2


Состав светосигнального оборудования направления ВПП


Наименование подсистемы огней

Системы светосигнального оборудования развернутого по схеме

ОМИ

ОВИ-1*(1)

ОВИ-2*(1)

ОВИ-3*(1)

Подсистема огней приближения:





- огни приближения центрального ряда и световых горизонтов;*(3)

-*(2)

+

+

+

- огни приближения бокового ряда;

-

-

+

+

Боковые огни ВПП

+

+

+

+

Входные огни ВПП

+

+

+

+

Фланговые огни

+*(4)

-*(5)

-*(5)

-*(5)

Ограничительные огни ВПП

+

+

+

+

Осевые огни ВПП

-

-*(6)

+

+

Огни зоны приземления

-

-

+

+

Огни знака приземления

+

+

-

-

Огни уширений ВПП*(7)

+

+

+

+


*(1) Подсистема огней приближения, боковые, входные и ограничительные огни ВПП, огни знака приземления, в системах ОВИ-1, ОВИ-2 и ОВИ-3 могут содержать дополнительные огни малой интенсивности, установленные по схемам, приведенным на рисунках 7.2 (А) и 7.3.

*(2) При установке подсистемы огней приближения к ней предъявляются требования пунктов 7.2.1-7.2.11.

*(3) Допускается установка импульсных огней приближения, если огни приближения центрального ряда представляют собой линейные огни.

*(4) Предусматриваются на ВПП, на которых смещен порог.

*(5) Могут устанавливаться для улучшения заметности порога ВПП.

*(6) Осевые огни ВПП следует предусматривать на ВПП шириной более 60 м во вновь устанавливаемых системах ССО.

*(7) Устанавливаются при наличии уширений ВПП.


Таблица 7.3


Состав рулежного светосигнального оборудования


Наименование подсистемы огней

Системы светосигнального оборудования развернутого по схеме

ОМИ СП-1 СП-2

ОВИ-1 ССП-1

ОВИ-2

ОВИ-3

Боковые огни РД

+

+

+

+*(1)

Осевые огни РД

-

-

-

+

Стоп-огни

-

-

-

+

Огни мест ожидания у ВПП

+*(2),*(3)

+*(2),*(3)

-

-

Аэродромные знаки*(4)

+*(3)

+*(3)

+

+

Светофоры

+*(5)

+*(5) 

-

-


*(1) Необязательны при наличии осевых огней РД.

*(2) Устанавливаются, если место ожидания не обозначено знаками обозначения ВПП.

*(3) Обязательны только в составе ССО типа ОМИ и ОВИ.

*(4) В отношении конкретных знаков см. раздел 7.12.

*(5) Обязательны только в составе ССО типа ССП-1, СП-1, СП-2.


7.1.2. ВПП (направление) точного захода на посадку I категории должна быть оснащена системой светосигнального оборудования развернутого по схеме ССП-1 или ОВИ-1, II категории - системой ОВИ-2, III категории - системой ОВИ-3.


7.2. Система ОМИ


Подсистема огней приближения


7.2.1. Подсистемы огней приближения устанавливаются по схемам, приведенным на рисунках 7.1, 7.2 и 7.4.

7.2.2. Подсистема огней приближения состоит из ряда огней, установленных на продолжении осевой линии ВПП на протяжении до 900 м от порога ВПП, и ряда огней, образующих световой горизонт на расстоянии м от порога ВПП шириной м (при протяженности огней центрального ряда 420 м и менее) или м (при протяженности огней центрального ряда более 420 м).

Протяженность огней 900 м не означает ее предельной величины.

7.2.3. Если линия огней приближения короче 300 м, то огни центрального ряда должны представлять собой линейные огни шириной м.

7.2.4. Огни светового горизонта располагаются по горизонтальной прямой, перпендикулярной к линии огней центрального ряда, и таким образом, чтобы эта линия делила их пополам. Световой горизонт шириной 18 м должен состоять из 8 огней, шириной 30 м - из 10 огней. Интервалы между огнями светового горизонта должны быть равными. При ширине светового горизонта 30 м допускаются разрывы по обе стороны от продолжения осевой линии ВПП, не более 6 м каждый.


РИС. 7.1. СХЕМЫ РАСПОЛОЖЕНИЯ ОГНЕЙ ПРИБЛИЖЕНИЯ СИСТЕМЫ ОМИ (ВАРИАНТ 1)

Рис. 7.1. Схемы расположения огней приближения системы ОМИ (вариант 1).


РИС. 7.2. СХЕМЫ РАСПОЛОЖЕНИЯ ОГНЕЙ ПРИБЛИЖЕНИЯ СИСТЕМЫ ОМИ (ВАРИАНТ 2)

Рис. 7.2. Схемы расположения огней приближения системы ОМИ (вариант 2).

7.2.5. Огни, образующие центральный ряд, располагаются с продольным интервалом м. Для улучшения ориентации можно использовать интервалы м. Ближайший огонь располагается на расстоянии либо м, либо м от порога ВПП, в зависимости от интервала, установленного для огней центрального ряда.

7.2.6. Одиночные огни или середины линейных огней центрального ряда устанавливаются на продолжении осевой линии ВПП.

7.2.7. Световые горизонты и линейные огни размещаются перпендикулярно центральному ряду огней приближения.

7.2.8. В подсистеме огней приближения не допускается отсутствие более одного огня (одиночного или линейного) центрального ряда, а также огня, ближайшего к порогу ВПП.

7.2.9. Если ВПП имеет смещенный порог, огни приближения центрального ряда на участке между торцом ВПП и смещенным порогом могут не устанавливаться. При смещении порога более чем на 312 м световые горизонты устанавливаются на флангах ВПП и располагаются на расстоянии м от порога ВПП. Внутренние огни таких горизонтов устанавливаются на продолжении линии боковых огней ВПП. Каждый горизонт имеет длину м и состоит из пяти огней.

7.2.10. Огни в подсистеме огней приближения являются огнями белого цвета.

7.2.11. Каждый огонь центрального ряда состоит из:

а) одиночного источника света; или

б) линейного огня шириной . Интервал между одиночными огнями в линейном огне не должен превышать 1,5 м.


Боковые огни ВПП


7.2.12. Боковые огни ВПП устанавливаются по схемам, приведенным на рисунках 7.3 и 7.4.

7.2.13. Боковые огни располагаются вдоль всей длины ВПП двумя параллельными рядами на одинаковом удалении от осевой линии ВПП на расстоянии не более 3 м от края ВПП.

7.2.14. Боковые огни располагаются с одинаковыми интервалами не более 60 м. Огни, располагаемые по обе стороны от оси ВПП, находятся на линиях, проходящих под прямым углом к этой оси. На пересечениях ВПП, ВПП и РД и уширениях ВПП огни могут располагаться неравномерно или не устанавливаться вообще при условии, что расстояние между соседними боковыми огнями не будет превышать 180 м.

7.2.15. Боковые огни являются огнями белого цвета за исключением того, что:

а) огни у конца ВПП на участке протяженностью 600 м или в одну треть длины ВПП, в зависимости от того, что меньше, являются огнями желтого цвета с излучением в направлении ВС, заходящего на посадку или взлетающего с ВПП;

б) при наличии смещенного порога ВПП огни между началом ВПП и смещенным порогом являются огнями красного цвета с излучением в направлении ВС, заходящего на посадку.


Огни уширений ВПП


7.2.16. Огни уширений ВПП устанавливаются с одинаковым продольным интервалом, не превышающим 15 м, на расстоянии не более 3 м от края уширения ВПП.


РИС. 7.3. СХЕМА РАСПОЛОЖЕНИЯ ОГНЕЙ ВПП СИСТЕМЫ ОМИ

Рис. 7.3. Схема расположения огней ВПП системы ОМИ.


РИС. 7.4. СХЕМА РАСПОЛОЖЕНИЯ ОГНЕЙ СИСТЕМЫ ОМИ ПРИ СМЕЩёННОМ ПОРОГЕ

Рис. 7.4. Схема расположения огней системы ОМИ при смещённом пороге.


7.2.17. Огни уширений ВПП являются огнями желтого цвета и экранируются со стороны захода на посадку.


Входные огни ВПП и фланговые входные огни


7.2.18. Входные огни располагаются в ряд под прямым углом к оси ВПП не далее 3 м от порога ВПП. При этом крайние входные огни устанавливаются на продолжении линии боковых огней ВПП (рисунок 7.3).

7.2.19. Входные огни должны состоять не менее, чем из десяти огней, и располагаться:

а) с одинаковыми интервалами между рядами боковых огней;

б) двумя группами симметрично осевой линии ВПП, при этом в каждой группе огни устанавливаются с одинаковыми интервалами и разрыв между этими группами должен равняться поперечному расстоянию между маркировочными знаками зоны приземления или этот разрыв должен составлять не более половины расстояния между рядами боковых огней ВПП. В эксплуатируемых системах светосигнального оборудования допускается использование входных огней, расположенных двумя группами в количестве не менее трех огней в группе с интервалом м.

7.2.20. Фланговые входные огни располагаются двумя группами, симметрично осевой линии, у порога ВПП. Каждая группа образуется, по крайней мере, пятью огнями, устанавливаемыми с равными интервалами на линии длиной не менее 10 мс внешней стороны от линии боковых огней ВПП и под прямым углом к последней, при этом ближайший к ВПП огонь каждого светового горизонта находится на одной линии с боковыми огнями (рисунок 7.4).

7.2.21. Входные огни ВПП и фланговые входные огни являются однонаправленными огнями зеленого цвета с излучением в направлении ВС, заходящего на посадку.


Ограничительные огни ВПП


7.2.22. Ограничительные огни ВПП располагаются на линии, перпендикулярной к оси ВПП не далее 3 м от торца ВПП с внешней стороны (рисунки 7.3 и 7.4).

7.2.23. Ограничительные огни должны состоять не менее, чем из шести огней, и располагаться:

а) с одинаковыми интервалами между рядами боковых огней; или

б) двумя группами симметрично осевой линии ВПП, при этом в каждой группе огни устанавливаются с одинаковыми интервалами и разрыв между этими группами должен составлять не более половины расстояния между рядами боковых огней ВПП. В эксплуатируемых системах светосигнального оборудования допускается расположение ограничительных огней, аналогичное расположению входных огней, указанных в подпункте "б" пункта 7.2.19.

7.2.24. Ограничительные огни ВПП являются однонаправленными огнями красного цвета с излучением в направлении ВПП.


Огни знака приземления


7.2.25. Огни знака приземления устанавливаются с двух сторон ВПП перпендикулярно линии боковых огней ВПП:

а) на расстоянии м от порога ВПП в количестве не менее пяти огней с каждой стороны - на ВПП класса I, II. В эксплуатируемых системах светосигнального оборудования допускается использование не менее трех огней с каждой стороны ВПП;

б) на расстоянии от порога ВПП порядка 0,1 длины ВПП, но не менее 150 м, в количестве не менее трех огней с каждой стороны - на ВПП класса III, IV.

7.2.26. Интервалы между огнями знака приземления, а также между ближайшим к ВПП огнем знака приземления и линией боковых огней, должны быть равными и составлять м.

7.2.27. Огни знака приземления являются направленными огнями белого цвета с излучением в направлении ВС, заходящего на посадку.


7.3. Система ОВИ-1


Подсистема огней приближения


7.3.1. Подсистемы огней приближения устанавливаются по схемам, приведенным на рисунках 7.5 и 7.6.

7.3.2. Подсистема огней приближения состоит из огней центрального ряда, установленных на продолжении осевой линии ВПП на протяжении 900 м от порога ВПП (но не менее 870 м), и ряда огней, образующих световой горизонт шириной 30_3 м на расстоянии м от порога ВПП.

Установка системы огней приближения протяженностью менее 870 м приводит к эксплуатационным ограничениям.

7.3.3. Огни светового горизонта располагаются по горизонтальной прямой, перпендикулярной к линии огней центрального ряда, таким образом, чтобы эта линия делила их пополам. Световой горизонт должен состоять из 10 огней. Интервалы между огнями светового горизонта должны быть равными. Допускаются разрывы по обе стороны от продолжения осевой линии ВПП, не более 6 м каждый.


РИС. 7.5. СХЕМА РАСПОЛОЖЕНИЯ ОГНЕЙ ПРИБЛИЖЕНИЯ СИСТЕМЫ ОВИ-1

Рис. 7.5. Схема расположения огней приближения системы ОВИ-1 (по центральному ряду).


РИС. 7.6. СХЕМА РАСПОЛОЖЕНИЯ ОГНЕЙ ПРИБЛИЖЕНИЯ СИСТЕМЫ ОВИ-1

Рис. 7.6. Схема расположения огней приближения системы ОВИ-1 (с пятью световыми горизонтами).


7.3.4. Огни, образующие центральный ряд, располагаются с продольным интервалом в м, при этом ближайший огонь располагается на расстоянии м от порога ВПП. Продольный интервал между огнями центрального ряда устанавливается следующим образом: один огонь (или группа огней) располагался в центре каждого светового горизонта, а промежуточные огни центрального ряда располагаются, по возможности, равномерно между соседними световыми горизонтами или порогом ВПП.

7.3.5. Если осевая линия состоит из огней, указанных в подпункте "а" пункта 7.3.11, то дополнительно к световому горизонту, предусмотренному на расстоянии 300 м от порога ВПП, устанавливаются огни светового горизонта на расстоянии 150 м, 450 м, 600 м и 750 м от порога ВПП. Огни светового горизонта располагаются по горизонтальной прямой, перпендикулярной к линии огней центрального ряда, таким образом, чтобы эта линия делила их пополам. Интервалы между огнями светового горизонта должны быть равными. Допускаются разрывы по обе стороны от продолжения осевой линии ВПП, не более 6 м каждый.

7.3.6. Там, где в подсистему включены дополнительные световые горизонты, указанные в пункте 7.3.5, их внешние огни находятся на двух прямых линиях, сходящихся на осевой линии ВПП в точке, расположенной на расстоянии 300 м за порогом ВПП.

7.3.7. Одиночные огни, середины сдвоенных или линейных огней центрального ряда устанавливаются на продолжении осевой линии ВПП.

7.3.8. Световые горизонты и линейные огни располагаются перпендикулярно центральному ряду системы огней приближения.

7.3.9. В подсистеме огней приближения не допускается отсутствие более одного огня (одиночного или линейного) центрального ряда, при этом отсутствие огня, ближайшего к порогу ВПП, и огня в начале линии огней приближения не допускается.

7.3.10. На ВПП со смещенным порогом подсистема огней приближения устанавливается по таким же схемам, что и на ВПП, где порог совпадает с ее торцом.

7.3.11. Огни в подсистеме огней приближения являются огнями белого цвета. Каждый блок огня состоит из:

а) одиночного источника света на ближнем к ВПП участке осевой линии длиной 300 м, сдвоенных источников света - на среднем участке осевой линии длиной 300 м и строенных источников света - на дальнем участке осевой линии длиной 300 м; или

б) линейного огня.

7.3.12. Длина линейного огня составляет не менее 4 м. Одиночные источники света (огни) в линейном огне располагаются с одинаковыми интервалами, не превышающими 1,5 м.

7.3.13. Если устанавливаются импульсные огни приближения, то они должны располагаться у каждого линейного огня приближения за пределами 300 м от порога ВПП и производить вспышки белого цвета в установленной последовательности в направлении от самого дальнего огня до самого ближнего к порогу ВПП огня.


Боковые огни ВПП


7.3.14. Боковые огни ВПП устанавливаются по схемам, приведенным на рисунках 7.7 и 7.8.

7.3.15. Боковые огни располагаются вдоль всей длины ВПП двумя параллельными рядами на одинаковом удалении от осевой линии ВПП на расстоянии не более 3 м от края ВПП.


РИС. 7.7. СХЕМА РАСПОЛОЖЕНИЯ ОГНЕЙ ВПП СИСТЕМЫ ОВИ-1

Рис. 7.7. Схема расположения огней ВПП системы ОВИ-1.


РИС. 7.8. СХЕМА РАСПОЛОЖЕНИЯ СИСТЕМЫ ОВИ-1 ПРИ СМЕЩёННОМ ПОРОГЕ ВПП

Рис. 7.8. Схема расположения системы ОВИ-1 при смещённом пороге ВПП.


7.3.16. Боковые огни располагаются с одинаковыми интервалами не более 60 м. Огни, располагаемые по обе стороны от оси ВПП, находятся на линиях, проходящих под прямым углом к ее оси. На пересечениях ВПП, ВПП и РД и уширениях ВПП боковые огни могут располагаться неравномерно или не устанавливаться вообще при условии, что:

а) на ВПП установлены осевые огни ВПП; или

б) расстояние между соседними боковыми огнями ВПП не будет превышать 120 м.

7.3.17. Боковые огни являются огнями белого цвета за исключением того, что:

а) огни ВПП на участке протяженностью 600 м у конца являются огнями желтого цвета с излучением в направлении ВС, заходящего на посадку или взлетающего с ВПП;

б) при наличии смещенного порога ВПП огни между началом ВПП и смещенным порогом являются огнями красного цвета с излучением в направлении ВС, заходящего на посадку.

7.3.18. Если в качестве боковых огней используются прожекторы, то они должны быть дополнены огнями кругового обзора.


Огни уширений ВПП


7.3.19. Расположение и характеристики огней уширений ВПП должны соответствовать пунктам 7.2.16, 7.2.17.


Входные огни ВПП и фланговые входные огни


7.3.20. Если порог совпадает с торцом ВПП, входные огни располагаются в ряд под прямым углом к оси ВПП, как можно ближе к торцу ВПП, и в любом случае не далее 3 м за его пределами. При этом крайние входные огни устанавливаются на продолжении линии посадочных огней (рисунок 7.7).

7.3.21. При наличии смещенного порога ВПП входные огни размещаются в ряд под прямым углом к оси ВПП у смещенного порога (рисунок 7.8).

7.3.22. Входные огни состоят, по крайней мере, из такого количества огней, которое окажется необходимым для того, чтобы они равномерно располагались между рядами боковых огней с интервалом в 3 м.

7.3.23. Входные огни должны быть:

а) расположены с одинаковыми интервалами между рядами боковых огней; или

б) расположены двумя группами симметрично осевой линии ВПП, при этом в каждой группе огни устанавливаются с одинаковыми интервалами и разрыв между этими группами должен равняться поперечному расстоянию между маркировочными знаками зоны приземления. Допускается разрыв между группами равный не более половины расстояния между рядами боковых огней ВПП.

7.3.24. Фланговые входные огни располагаются двумя группами, симметрично осевой линии, у порога ВПП. Каждая группа образуется, по крайней мере, пятью огнями, устанавливаемыми на линии длиной не менее 10 мс внешней стороны от линии боковых огней ВПП и под прямым углом к последней, при этом ближайший к ВПП огонь каждого светового горизонта находится на одной линии с боковыми огнями (рисунок 7.8).

7.3.25. Входные огни ВПП и фланговые входные огни являются однонаправленными огнями зеленого цвета с излучением в направлении ВС, заходящего на посадку.


Ограничительные огни ВПП


7.3.26. Ограничительные огни ВПП располагаются на линии, перпендикулярной к оси ВПП, как можно ближе к торцу ВПП, и в любом случае не далее 3 м с внешней стороны от торца ВПП (рисунки 7.7 и 7.8).

7.3.27. Ограничительные огни должны состоять не менее, чем из шести огней, расположенных с одинаковыми интервалами между рядами боковых огней или двумя группами симметрично осевой линии ВПП, при этом в каждой группе огни устанавливаются с одинаковыми интервалами и разрыв между этими группами должен составлять не более половины расстояния между рядами боковых огней ВПП.

7.3.28. Ограничительные огни ВПП являются однонаправленными огнями красного цвета с излучением в направлении ВПП.


Осевые огни ВПП


7.3.29. Осевые огни ВПП располагаются по осевой линии ВПП, за исключением случаев, когда огни могут быть смещены на одинаковое расстояние в одну сторону от осевой линии ВПП, как правило до 60 см (но не более 75 см), если практически невозможно разместить их по осевой линии.

7.3.30. Осевые огни ВПП располагаются в пределах от порога до конца ВПП с продольными интервалами, равными половине расстояния между боковыми огнями ВПП.

7.3.31. Осевые огни являются огнями белого цвета на участке от порога ВПП до точки, расположенной на расстоянии 900 м от конца ВПП, чередующимися (попарно) красными и белыми - в пределах от 900 м до 300 м от конца ВПП, красными - от точки, расположенной на расстоянии 300 м от конца ВПП, до ее конца.


Огни знака приземления


7.3.32. Огни знака приземления устанавливаются с двух сторон ВПП перпендикулярно линии боковых огней ВПП на расстоянии м от порога ВПП, в количестве не менее пяти огней с каждой стороны.

7.3.33. Интервалы между огнями знака приземления, а также между ближайшим к ВПП огнем знака приземления и линией боковых огней ВПП, должны быть равными и составлять м.

7.3.34. Огни знака приземления являются направленными огнями белого цвета с излучением в направлении ВС, заходящего на посадку.


7.4. Системы ОВИ-2 и ОВИ-3


Подсистема огней приближения


7.4.1. Подсистемы огней приближения устанавливаются по схемам, приведенным на рисунках 7.9 и 7.10.

7.4.2. Подсистема огней приближения состоит из огней центрального ряда, установленных на продолжении осевой линии ВПП на протяжении 900 м от порога ВПП (но не менее 870 м). Кроме этого, система имеет два боковых ряда огней на протяжении 270 м от порога ВПП и два световых горизонта, расположенных на расстояниях 150 м и 300 м от порога ВПП.

Протяженность в 900 м основана на обеспечении полетов в условиях I, II и III категорий. Уменьшенные протяженности могут обеспечивать полеты в условиях II и III категорий, но будут исключать полеты в условиях категории I.

7.4.3. Огни, образующие центральный ряд, располагаются с продольным интервалом в м, при этом ближайший огонь располагается на расстоянии м от порога ВПП. Продольный интервал между огнями центрального ряда следует устанавливать таким образом, чтобы линейный огонь находился в центре каждого светового горизонта, а промежуточные огни центрального ряда располагались, по возможности, равномерно между соседними световыми горизонтами или порогом ВПП.

7.4.4. Огни, образующие боковые ряды, размещаются по обе стороны от осевой линии с такими же продольными интервалами, как и огни центрального ряда, причем ближайший огонь располагается на расстоянии м от порога ВПП. Поперечный интервал между внутренними огнями боковых рядов составляет не менее 18 м и не более 22,5 м (предпочтительнее 18 м), но в любом случае поперечный интервал равняется расстоянию между рядами огней зоны приземления.

7.4.5. Световой горизонт, предусмотренный на расстоянии м от порога ВПП, заполняет разрывы между огнями центрального ряда и огнями бокового ряда.

7.4.6. Световой горизонт, предусмотренный на расстоянии м от порога ВПП, продолжается по обе стороны от огней центрального ряда на расстоянии м от продолженной осевой линии ВПП.

7.4.7. Если осевая линия за пределами 300 м от порога ВПП состоит из огней, указанных в пункте 7.4.14, предусматриваются дополнительные световые горизонты на расстоянии 450, 600 и 750 м от порога ВПП.

7.4.8. Там, где в подсистему включены дополнительные световые горизонты, указанные в пункте 7.4.7, их внешние огни лежат на двух прямых линиях, сходящихся на осевой линии ВПП в точке, расположенной на расстоянии 300 м за порогом ВПП.

7.4.9. Середины сдвоенных или линейных огней центрального ряда устанавливаются на продолжении осевой линии ВПП.

7.4.10. Световые горизонты и линейные огни следует располагать перпендикулярно центральному ряду системы огней приближения.

7.4.11. В системе огней приближения не допускается отсутствие более одного огня центрального ряда (одиночного или линейного), при этом отсутствие огня, ближайшего к порогу ВПП, и огня в начале линии огней приближения не допускается.

7.4.12. На ВПП со смещенным порогом подсистема огней приближения устанавливается по таким же схемам, что и на ВПП, где порог совпадает с ее торцом.

7.4.13. Огни центрального ряда подсистемы огней приближения на первых 300 м от порога ВПП представляют собой линейные огни белого цвета.

7.4.14. За пределами 300 м от порога ВПП каждый блок огня центрального ряда состоит из линейного огня, подобного тем, которые расположены на первых 300 м от порога ВПП или сдвоенных источников света на среднем участке осевой линии длиной 300 м и строенных источников света на дальнем от ВПП участке осевой линии длиной 300 м.

Все огни являются огнями белого цвета.

7.4.15. Длина линейного огня составляет не менее 4 м. Одиночные источники света (огни) в линейном огне располагаются с одинаковыми интервалами, не превышающими 1,5 м.

7.4.16. Если устанавливаются импульсные огни приближения, то они должны располагаться у каждого линейного огня приближения за пределами 300 м от порога ВПП и производить вспышки белого цвета в установленной последовательности в направлении от самого дальнего огня до самого ближнего к порогу ВПП огня.

7.4.17. Боковой ряд состоит из линейных огней красного цвета. Длина линейного огня, количество в нем огней и интервал между ними такие же, как и у линейных огней зоны приземления.

7.4.18. Огни, образующие световые горизонты, представляют собой огни белого цвета. Интервал между равномерно размещаемыми огнями не превышает 2,7 м.


РИС. 7.9. СХЕМА РАСПОЛОЖЕНИЯ ОГНЕЙ ПРИБЛИЖЕНИЯ СИСТЕМ ОВИ-2 И ОВИ-3

Рис. 7.9. Схема расположения огней приближения систем ОВИ-2 и ОВИ-3.


РИС. 7.10. СХЕМА РАСПОЛОЖЕНИЯ ОГНЕЙ ПРИБЛИЖЕНИЯ СИСТЕМ ОВИ-2 И ОВИ-3

Рис. 7.10. Схема расположения огней приближения систем ОВИ-2 и ОВИ-3.


Боковые огни ВПП


7.4.19. Боковые огни ВПП устанавливаются по схемам, приведенным на рисунках 7.11 и 7.12.

7.4.20. Боковые огни располагаются вдоль всей длины ВПП двумя параллельными рядами на одинаковом удалении от осевой линии ВПП на расстоянии не более 3 м от края ВПП.

7.4.21. Боковые огни располагаются с одинаковыми интервалами не более 60 м. Огни, располагаемые по обе стороны от оси ВПП, находятся на линиях, проходящих под прямым углом к этой оси. На пересечениях ВПП, ВПП и РД и уширениях ВПП огни могут располагаться неравномерно или не устанавливаться.

7.4.22. Боковые огни являются огнями белого цвета за исключением того, что:

а) огни у конца ВПП на участке протяженностью 600 м или в одну треть длины ВПП, в зависимости от того, что меньше, являются огнями желтого цвета и излучают свет в направлении ВС, заходящего на посадку или взлетающего с ВПП;

б) при наличии смещенного порога ВПП огни между началом ВПП и смещенным порогом являются огнями красного цвета с излучением в направлении ВС, заходящего на посадку.

7.4.23. Если в качестве боковых огней используются прожекторы, они должны быть дополнены огнями кругового обзора.


Огни уширений ВПП


7.4.24. Расположение и характеристики огней уширений ВПП должны соответствовать пунктам. 7.2.16, 7.2.17.


Входные огни ВПП и фланговые входные огни


7.4.25. Если порог совпадает с торцом ВПП входные огни располагаются в ряд под прямым углом к оси ВПП, как можно ближе к торцу ВПП, во всех случаях не далее 3 м от него. При этом крайние входные огни устанавливаются на продолжении линии боковых огней ВПП (рисунок 7.11).

7.4.26. При наличии смещенного порога ВПП входные огни размещаются в ряд под прямым углом к оси ВПП у смещенного порога (рисунок 7.12).

7.4.27. Входные огни состоят из огней, равномерно расположенных между рядами боковых огней с интервалом не более 3 м.

7.4.28. Фланговые входные огни располагаются двумя группами, симметрично осевой линии, у порога ВПП. Каждая группа образуется, по крайней мере, пятью огнями, устанавливаемыми на линии длиной не менее 10 м с внешней стороны от линии боковых огней ВПП и под прямым углом к последней, при этом ближайший к ВПП огонь каждого светового горизонта находится на одной линии с боковыми огнями ВПП (рисунок 7.12).


РИС. 7.11. СХЕМА РАСПОЛОЖЕНИЯ ОГНЕЙ ВПП СИСТЕМ ОВИ-2 И ОВИ-3

Рис. 7.11. Схема расположения огней ВПП систем ОВИ-2 и ОВИ-3.


РИС.7.12. СХЕМА РАСПОЛОЖЕНИЯ ОГНЕЙ СИСТЕМ ОВИ-2 И ОВИ-3

Рис. 7.12. Схема расположения огней систем ОВИ-2 и ОВИ-3 при смещённом пороге ВПП.


7.4.29. Входные огни ВПП и входные огни фланговых горизонтов являются однонаправленными огнями зеленого цвета с излучением в направлении ВС, заходящего на посадку.


Ограничительные огни ВПП


7.4.30. Ограничительные огни ВПП располагаются на прямой линии под прямым углом к оси ВПП, как можно ближе к ее торцу, и во всех случаях не далее 3 м с внешней стороны от торца ВПП (рисунки 7.11 и 7.12).

7.4.31. Ограничительные огни должны состоять не менее, чем из шести огней, и расположенных:

а) с одинаковыми интервалами между рядами боковых огней; или

б) двумя группами симметрично осевой линии ВПП, при этом в каждой группе огни устанавливаются с одинаковыми интервалами и разрыв между этими группами должен составлять не более половины расстояния между рядами боковых огней ВПП.

7.4.32. Ограничительные огни ВПП являются однонаправленными огнями красного цвета с излучением в направлении ВПП.


Осевые огни ВПП


7.4.33. Осевые огни ВПП располагаются по осевой линии ВПП, за исключением случаев, когда огни могут быть смещены на одинаковое расстояние в одну сторону от осевой линии ВПП как правило до 60 м, но не более 75 м, если невозможно практически разместить их по осевой линии.

7.4.34. Осевые огни ВПП располагаются в пределах от порога до конца ВПП с одинаковыми продольными интервалами, равными 1/4 интервала между боковыми огнями ВПП, что составляет м. В системах ОВИ-2 при обеспечении уровня эксплуатационной надежности допускается увеличение продольного интервала между огнями до 30 м (рисунок 7.11).

Необходимый уровень эксплуатационной надежности обеспечивается в том случае, если в любое время работает не менее 95% осевых огней ВПП.

7.4.35. Осевые огни являются огнями белого цвета на участке от порога ВПП до точки, расположенной на расстоянии 900 м от конца ВПП, чередующимися (попарно) красными и белыми - в пределах от 900 м до 300 м от конца ВПП; и красными - от точки, расположенной на расстоянии 300 м от конца ВПП, до ее конца.


Огни зоны приземления


7.4.36. Огни зоны приземления устанавливаются на протяжении м, начиная от порога ВПП, по схеме, образуемой парами линейных огней, расположенных симметрично осевой линии ВПП. Поперечное расстояние между внутренними огнями пары линейных огней равняется поперечному расстоянию, выбранному для маркировочных знаков зоны приземления. Продольное расстояние между линейными огнями равно либо 1/2 интервала между боковыми огнями ВПП, (не более 30 м), либо равно интервалу между боковыми огнями ВПП (не более 60 м) (рисунок 7.11).

7.4.37. Линейный огонь должен состоять по крайней мере из трех огней с интервалом между ними не более 1,5 м и иметь длину м.

7.4.38. Огни зоны приземления являются однонаправленными огнями белого цвета.


7.5. Система ССП-1


7.5.1. Светосигнальное оборудование системы ССП-1 устанавливается по схеме, приведенной на рисунке 7.13.


Огни импульсной линии


7.5.2. Огни импульсной линии устанавливаются на продолжении оси ВПП через каждые () м и боковом смещении от оси ВПП до 1,5 м. Цвет излучения первых 14 огней - желтый, последующих 7 огней - красный.


Огни приближения


7.5.3. Огни приближения состоят из трех рядов огней. Огни центрального ряда располагаются на продолжении оси ВПП через каждые м. Огни боковых рядов устанавливаются симметрично относительно центрального ряда на интервале м. Цвет излучения огней - желтый.


Огни светового горизонта


7.5.4. Огни светового горизонта включают две группы из пяти огней, устанавливаемых на линии, перпендикулярной оси ВПП, в м от начала ВПП. Удаление каждой группы от огней приближения и расстояние между огнями в группе м. Цвет излучения огней - желтый.


Входные огни ВПП


7.5.5. Входные огни устанавливаются на расстоянии 3 м от начала ВПП на линии, перпендикулярной оси ВПП. Расстояние между огнями м, при этом третий огонь (нумерация от оси ВПП) устанавливается на продолжении линий огней ВПП. Цвет излучения огней - зеленый.


Огни ВПП


7.5.6. Огни взлетно-посадочной полосы устанавливаются вдоль боковых границ ВПП на удалении не более 3 м от последних. Расстояние между огнями не более м, а между огнями, обозначающими последние 600 м ВПП, м. Режим работы огней, обозначающих 600 м, проблесковый с частотой 45 проблесков в минуту. Цвет излучения всех огней - желтый.


Ограничительные огни ВПП


7.5.7. Ограничительные огни (постоянного горения) устанавливаются на одной линии с входными огнями группами по два огня с левой и правой стороны оси ВПП. Расстояние между огнями и удаление от линий огней ВПП м. Цвет излучения огней - красный.


7.6. СИСТЕМА ССП-0


7.6.1. Светосигнальное оборудование системы ССП-0 устанавливается по схеме, приведенной на рисунке 7.14.

7.6.2. Схема ССП-0 представляет собой упрощенный вариант схемы ССП-1 и предназначена для развертывания на оперативных аэродромах.


РИС. 7.13. СХЕМА РАСПОЛОЖЕНИЯ ОГНЕЙ СИСТЕМЫ ССП-1

Рис. 7.13. Схема расположения огней системы ССП-1


РИС.7.14. СХЕМА РАЗМЕЩЕНИЯ ОГНЕЙ СИСТЕМЫ ССП-0

Рис. 7.14. Схема размещения огней системы ССП-0


7.7. Системы СП-1 И СП-2


7.7.1. Светосигнальное оборудование систем СП-1 и СП-2 устанавливается по схеме, приведенной на рисунке 7.15.


Огни импульсной линии


7.7.2. Огни импульсной линии устанавливаются:

19 огней на продолжении оси ВПП со стороны захода воздушных судов на посадку через каждые м при боковом смещении от оси до 1,5 м. Цвет излучения первых 8 огней - белый, последующих 8 - желтый и 3 - красный;

3 огня в линии посадочного светового горизонта: два из них в левой группе этих огней в 1,5 м слева от четвертого и пятого огней постоянного горения соответственно (нумерация от продолжения оси ВПП) и один в правой группе в 1,5 м справа от четвертого огня. Цвет излучения огней - красный;

3 огня в полосе приближения: два из них через 10 м в 1,5 м слева от пятого огня левого ряда и один в 1,5 м справа от пятого огня правого ряда огней приближения. Цвет излучения огней - красный.


Огни подхода


7.7.3. Огни подхода постоянного горения устанавливаются на продолжении оси ВПП через каждые м в количестве 8 шт., причем первый огонь устанавливается в м от линии огней посадочного светового горизонта, боковым смещением огней от оси ВПП не более 2 м. Цвет излучения огней - красный.


Огни посадочного горизонта


7.7.4. Огни посадочного светового горизонта устанавливаются на расстоянии 850-1200 м от начала ВПП, как правило, в створе с БПРМ на линии, перпендикулярной продолжению оси ВПП, с допустимыми отклонениями:

от горизонта по вертикали - не более 0,1 м;

от перпендикуляра к оси ВПП - не более 0,2 м.

Расстояние от продолжения оси ВПП до первых огней светового горизонта м, между огнями м.

В отдельных случаях в зависимости от условий местности допускается переносить линию огней светового горизонта от БПРМ на расстояние до 150 м в сторону ВПП и на расстояние до 100 м в противоположную сторону. Цвет излучения огней - желтый.


Огни приближения


7.7.5. Огни приближения устанавливаются между началом ВПП и БПРМ параллельно продолжению оси ВПП, с двух сторон на одинаковом расстоянии от оси (40-50 м). В каждом ряду устанавливается по девять огней, расстояние между ними 85-120 м (в зависимости от удаления БПРМ от ВПП). Цвет излучения огней - красный.


Входные огни ВПП


7.7.6. Огни разрешения, запрещения посадки (входные огни) устанавливаются на расстоянии не более 3 м от начала ВПП на линии, перпендикулярной оси ВПП. Расстояние между огнями м. Режим работы проблесковый, с частотой 90 проблесков в минуту. Цвет излучения огней разрешения посадки - зеленый, запрещения - красный.


Огни ВПП


7.7.7. Огни взлетно-посадочной полосы устанавливаются вдоль боковых границ ВПП на удалении не более 3 м от последних. Расстояние между огнями для стационарных систем м, для подвижных м, а между огнями, обозначающими последние 600 м ВПП, м. Цвет излучения огней ВПП - белый, но огни последних 600 м должны излучать желтый свет в направлении посадки.


Ограничительные огни ВПП


7.7.8. Ограничительные огни устанавливаются на линии огней разрешения, запрещения посадки, удаление первого огня м от продолжения линии огней ВПП, а второго м. Режим работы проблесковый, с частотой 45 проблесков в минуту. Цвет излучения огней - красный.


Огни направления взлета


7.7.9. Огни направления взлета устанавливаются на продолжении оси ВПП в м от линии огней взлетного горизонта. Расстояние между огнями м. Цвет излучения огней - красный.


Огни взлетного горизонта


7.7.10. Огни взлетного светового горизонта устанавливаются в соответствии с пунктом 7.7.4. Цвет излучения огней - желтый.


7.8. Система СП-2-0


7.8.1. Светосигнальное оборудование системы СП-2-0 устанавливается по схеме, приведенной на рисунке 7.16.

7.8.2. Схема СП-2-0 представляет собой упрощен# вариант схемы СП-2 и предназначена для развертывания на оперативных аэродромах.


РИС. 7.15. СХЕМА РАЗМЕЩЕНИЯ ОГНЕЙ СИСТЕМ СП-1 И СП-2

Рис. 7.15. Схема размещения огней систем СП-1 и СП-2


РИС. 7.16. СХЕМА РАЗМЕЩЕНИЯ ОГНЕЙ СИСТЕМЫ СП-2-0

Рис. 7.16. Схема размещения огней системы СП-2-0


РИС. 7.17. СХЕМА РАССТАНОВКИ ПРОЖЕКТОРОВ

Рис. 7.17. Схема расстановки прожекторов


Условные обозначения светосигнального оборудования


УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ СВЕТОСИГНАЛЬНОГО ОБОРУДОВАНИЯ

7.9. Кодовые (импульсные) маяки


7.9.1. На аэродромах со светосигнальным оборудованием, развернутым по схемам ССП-1, ССП-0, СП-1 и СП-2 на продолжении оси ВПП в районе БПРМ устанавливаются кодовые (импульсные) маяки.

Допускается отклонение кодового маяка от места установки БПРМ по оси ВПП до 100 м с боковым смещением 15 м.

7.9.2. На аэродромах со светосигнальным оборудованием, развернутым по схемам ССП-1, ССП-0 кодовые маяки устанавливаются с обоих направлений посадки (допускается применение импульсных маяков). Режим работы кодового маяка - кодовый, двухбуквенным сигналом опознавания, аналогичному сигналу опознавания ДПРМ. Режим работы импульсного маяка - импульсный, 30-60 проблесков в минуту. Цвет излучения - белый.

7.9.3. На аэродроме со светосигнальным оборудованием, развернутым по схемам СП-1, СП-2, устанавливается кодовый маяк типа КНС (только на основном направлении). КНС должен работать в кодовом режиме двухбуквенным сигналом опознавания, аналогичным сигналу опознавания ДПРМ основного направления посадки. Цвет излучения - красный.


7.10. Аэродромные прожекторные станции


7.10.1. На аэродромах со светосигнальным оборудованием, развернутым по схемам ССП-1, ССП-0, СП-1, СП-2, СП-2-0 вдоль одной из сторон ВПП устанавливаются 3-4 прожекторные станции. Первая по заходу на посадку устанавливается с углом рассеивания в горизонтальной плоскости 15 град, а остальные - с углом рассеивания 55 град.

Места установки аэродромных прожекторных станций определяются в зависимости от типов ВС и особенностей аэродрома. Рекомендуемые варианты размещения аэродромных прожекторных станций приведены на рисунке 7.17.

Во время дневных полетов в сложных метеоусловиях при необходимости аэродромные прожекторные станции устанавливаются со снятыми рассеивателями и их лучи направляются навстречу самолетам, идущим на посадку, под углом 3 град к горизонту.

7.10.2. Установленные на аэродроме прожекторные станции не должны выходить за условные плоскости ограничений препятствий.


7.11. ОГНИ РД


Боковые огни РД


7.11.1. Боковые огни РД на прямолинейном участке РД устанавливаются с одинаковым продольным интервалом, не превышающим 60 м. На поворотах РД с радиусом до 400 м огни устанавливаются с интервалами, не превышающими 15 м, а с радиусом более 400 м - с интервалом не более 30 м.

На аэродромах со светосигнальным оборудованием, развернутым по схемам ССП-1, ССП-0, СП-1, СП-2, СП-2-0 допускается установка боковых огней РД с интервалами м на прямолинейных участках. В местах поворота РД и примыкания к ВПП устанавливаются сдвоенные рулежные огни на расстоянии 3 м один от другого.

7.11.2. Боковые огни РД устанавливаются на расстоянии не более 3 м от края РД и являются огнями синего цвета.

На аэродромах со светосигнальным оборудованием, развернутым по схемам ССП-1, ССП-0, СП-1, СП-2, СП-2-0 допускается установка боковых огней РД на удалении до 5 м от края РД.


Стоп-огни


7.11.3. Стоп-огни располагаются поперек РД в месте ожидания при рулении у ВПП с интервалом в 3 м в количестве не менее четырех. На каждом конце линии стоп-огней допускается устанавливать по паре дополнительных надземных огней красного цвета, расположенных на расстоянии не менее 3 м от края РД.

7.11.4. Стоп-огни являются однонаправленными огнями красного цвета с излучением в направлении ВС, приближающегося к ВПП.

7.11.5. Стоп-огни с выборочным включением работают совместно, по крайней мере, с тремя осевыми огнями РД, удаленными от стоп-огней на расстояние не менее 90 м в направлении продолжения движения ВС от стоп-огней.


Огни мест ожидания у ВПП


7.11.6. Огни мест ожидания у ВПП устанавливаются на пересечении РД/ВПП у маркировки места ожидания при рулении с каждой стороны РД и располагаются на расстоянии не более 7 м от установленного края искусственного покрытия РД.

7.11.7. Огни мест ожидания у ВПП являются сдвоенными огнями красного цвета и излучают свет в направлении ВС, приближающегося к ВПП.


Светофоры


7.11.8. На аэродромах со светосигнальным оборудованием, развернутым по схемам ССП-1, ССП-0, СП-1, СП-2, СП-2-0 на РД устанавливаются светофоры на расстоянии 10-12 м от левой границы РД и до 30-50 м в сторону ВПП от линии предварительного старта.


7.12. Аэродромные знаки


7.12.1. Знаки, содержащие обязательные для исполнения инструкции, включают в себя знаки обозначения ВПП (магнитных курсов посадки), знаки мест ожидания у ВПП I, II или III категории, знаки места ожидания у ВПП и знаки "Въезд запрещен".

7.12.2. Указательные знаки включают в себя знаки направления движения, знаки местоположения, знаки места назначения, знаки освобождения ВПП.

7.12.3. Требования пунктов 7.12.23., 7.12.26. не означают, что указанное оборудование должно устанавливаться в обязательном порядке.

7.12.4. Аэродромные знаки (далее - знаки) должны быть с внутренним подсветом. Допускается применение знаков только со светоотражающим покрытием для необорудованных ВПП и ВПП захода на посадку по приборам.

7.12.5. Знаки, располагаемые вблизи ВПП и РД, устанавливаются достаточно низко, чтобы обеспечить достаточный запас расстояния до винтов и гондол двигателей воздушных судов. Высота установленного знака не превышает 1,1 м для ВПП класса I, II, III и 0,9 м для ВПП класса IV.

7.12.6. Аэродромные знаки, кроме знаков обозначения ВПП и знаков места ожидания I, II, III категории, должны быть размещены на расстоянии 10-21 м от края РД и 8-15 м от края ВПП классов I, II, III и на расстоянии 5-12 м от края РД и 3-12 м от края ВПП классов IV, с левой стороны РД. В случае невозможности установки знаков с левой стороны, они устанавливаются с правой стороны РД.

Знаки обозначения ВПП и знаки места ожидания I, II, III категории устанавливаются на расстоянии 10-21 м от края РД для ВПП классов I, II, III и 5-12 м от края РД для ВПП классов IV.

7.12.7. Указательный знак, кроме знака местоположения, не располагается совместно со знаком, содержащим обязательные для исполнения инструкции.

7.12.8. Знаки, содержащие обязательные для исполнения инструкции, и указательные знаки располагаются лицевой стороной в направлении ВС или транспортного средства, приближающегося к знакам.

7.12.9. Знаки, содержащие обязательные для исполнения инструкции, состоят из надписи белого цвета на красном фоне и располагается с каждой стороны РД или ВПП.

7.12.10. Указательные знаки, кроме знака местоположения, состоят из надписи черного цвета на желтом фоне.

7.12.11. Знак местоположения состоит из надписи желтого цвета на черном фоне, и там, где установлен только один этот знак, он имеет окантовку желтого цвета.

7.12.12. Место ожидания у ВПП должно обозначаться устанавливаемыми у маркировки с обеих сторон РД знаками обозначения ВПП, совместно с которыми могут использоваться знаки местоположения.

На действующих аэродромах до реконструкции рулежного оборудования, допускается вместо знаков обозначения ВПП применение сдвоенных огней, устанавливаемых с обеих сторон РД не далее 7 м от края (огни должны быть постоянного излучения красного цвета и видны при приближении к ВПП) или знаков с символами PMC (ILS), CAT I, CAT II, CAT III. В этом случае кроме вышеуказанных знаков и огней устанавливаются знаки магнитных курсов согласно требованиям пункта 7.12.3.

7.12.13. Знаки "Въезд запрещен" устанавливаются в начале зоны, въезд в которую запрещен.

7.12.14. Надпись на знаке обозначения ВПП состоит из обозначения магнитных курсов посадки.

Если знак обозначения ВПП устанавливается вблизи конца ВПП, то надпись может состоять из обозначения магнитного курса только данного конца ВПП. При наличии на аэродроме двух параллельных ВПП надпись на знаке обозначения ВПП может быть дополнена номером ВПП или обозначением левой или правой ВПП.

7.12.15. Надпись на знаке места ожидания у ВПП I, II или III категории или совместно II/III категории в соответствующих случаях состоит из букв и цифр CAT I, CAT II, CAT III или CATII/III.


Указательные знаки


7.12.16. В местах пересечения или разветвления РД и в местах примыканий РД к РД должны быть установлены совместно знаки местоположения и направления движения, располагаемые на расстоянии 30-35 м от начала поворота.

На действующих аэродромах до реконструкции рулежного оборудования, допускается вместо устанавливаемых совместно знаков местоположения и направления движения применение знаков обозначения РД и направления движения.

7.12.17. Указательные знаки располагаются с левой стороны РД. При отсутствии такой возможности знаки допускается устанавливать с правой стороны РД. Знак направления движения на пересечении типа "Т" допускается располагать на противоположной стороне пересечения, лицевой стороной к РД.

7.12.18. Знак направления движения при сходе с ВПП располагается на стороне схода.

7.12.19. Знаки местоположения устанавливаются на РД, выходящих с перрона.

7.12.20. При совместном использовании знака местоположения и знаков направления движения все знаки направления движения, относящиеся к левым поворотам или движению по прямой, располагаются с левой стороны от знака местоположения, а все знаки, относящиеся к правым поворотам, располагаются с правой стороны от знака местоположения. Когда место примыкания включает в себя одну пересекающую РД, знак местоположения может быть расположен с левой стороны.

7.12.21. При совместном использовании знака местоположения со знаком обозначения ВПП знак местоположения РД устанавливается с внешней стороны.

7.12.22. Надпись на знаке направления движения состоит из буквенного, цифрового или буквенно-цифрового сообщения, указывающего РД, а также соответствующим образом ориентированной стрелки или стрелок.

7.12.23. Надпись на знаке места назначения состоит из буквенного, буквенно-цифрового или цифрового сообщения, указывающего место назначения, а также стрелки, указывающей направление движения.

7.12.24. Стрелка в знаках направления движения и места назначения должна находиться в левой части знака, если необходимо выполнить левый поворот или продолжить движение по прямой, и в правой части знака, если необходимо выполнить правый поворот.

7.12.25. Надпись на знаке местоположения состоит из обозначения местоположения РД, ВПП или другого искусственного покрытия, на котором находится или на которое выходит воздушное судно, и не содержит стрелок.

7.12.26. Условное обозначение на знаке освобождения ВПП отображает маркировку места ожидания у ВПП.


7.13. Углы установки огней


7.13.1. Углы установки огней в системах ОМИ, ОВИ-1, ОВИ-2 и ОВИ-3, ССП-1, СП-1, СП-2 приведены в таблицах 7.4, 7.5, 7.6 и 7.7.


Таблица 7.4


Углы установки огней в системах ОМИ


N п/п

Наименование огней

Углы установки огней в вертикальной плоскости, град.

Сходимость, град.

1

Огни приближения центрального ряда и светового горизонта, расположенные на расстоянии от порога ВПП:

порог ВПП - 315 м

4,0 (4,0)

0


316 м - 475 м

5,0 (5,0)

0


476 м - 640 м

6,0 (5,0)

0


641 м - 805 м

7,0 (6,0)

0


806 м и более

8,0 (6,0)

0

2

Огни ВПП (боковые, входные, фланговые входные, ограничительные, знака приземления, огни светового горизонта при смещенном пороге ВПП)

3,0 (4,0)

3,0

При установке огней учитываются угол возвышения и сходимость световых пучков, определяемые конструкцией огней.

В скобках приведены значения углов установки огней, используемых в качестве дополнительных огней в системах ОВИ-1, ОВИ-2, ОВИ-3.


Таблица 7.5


Углы установки огней в системах ОВИ-1, ОВИ-2


N п/п

Наименование огней

Углы установки огней в вертикальной плоскости, град.

Сходимость, град.

1

Огни приближения центрального ряда и световых горизонтов, расположенные на расстоянии от порога ВПП:




порог ВПП - 300 м

4,5

0


301 м - 450 м

5,0

0


451 м - 600 м

5,5

0


601 м и более

6,0

0

2

Огни приближения бокового ряда

5,5

2,0

3

Боковые огни ВПП при ширине ВПП:




до 60 м

3,5

3,5


60 м и более

3,5

4,5

4

Входные огни ВПП

3,5

2,0

5

Фланговые входные огни

3,5

2,0

6

Ограничительные огни ВПП

2,5

0

7

Осевые огни ВПП, расположенные с интервалом:




15 м

4,5

0


30 м

3,5

0

8

Огни зоны приземления

3,0

1,5

9

Огни знака приземления

3,0

2,0

При установке линзовых или углубленных огней учитываются угол возвышения и сходимость световых пучков, определяемые конструкцией огней.

Огни в световых горизонтах, расположенные дальше 22,5 м от осевой линии, имеют сходимость 2°.


Таблица 7.6


Углы установки огней в системах ОВИ-3


N п/п

Наименование огней

Углы установки огней в вертикальной плоскости, град.

Сходимость, град.

1

Огни приближения центрального ряда и световых горизонтов, расположенные на расстоянии от порога ВПП:




порог ВПП - 315 м

5,5

0


316 м - 475 м

6,0

0


476 м - 640 м

7,0

0


641 м и более

8,0

0

2

Огни приближения бокового ряда, расположенные на расстоянии от порога ВПП:




порог ВПП - 115 м

5,5

2,0


116 м - 215 м

6,0

2,0


216 м и далее

6,5

2,0

3

Боковые огни ВПП при ширине ВПП:




до 60 м

3,5

3,5


60 м и более

3,5

4,5

4

Входные огни ВПП

5,5

3,5

5

Фланговые входные огни

5,5

2,0

6

Ограничительные огни ВПП

2,5

0

7

Осевые огни ВПП

4,5

0

8

Огни зоны приземления

5,5

4,0

При установке линзовых или углубленных огней учитываются угол возвышения и сходимость световых пучков, определяемые конструкцией огней.

Огни в световых горизонтах, расположенные дальше 22,5 м от осевой линии, имеют сходимость 2°.


Таблица 7.7


Углы установки огней в системах ССП-1, СП-1, СП-2


N п.п.

Наименование огней

Установочные углы огней схем СП-1, 2,

[град]

Установочные углы огней схем ССП-1,

[град]

N огня

в горизонтальной плоскости

в вертикальной плоскости

N огня

в горизонтальной плоскости

в вертикальной плоскости

1

Огни подхода постоянного горения

1-2

0

9




3-4

0

8




5-6

0

7




7-8

0

6




2

Огни импульсной линии

1-4

0

9

1-11

0

6

5-8

0

8

12-15

0

5

9-12

0

7

16-19

0

4

13-16

0

6

20-21

0

3

17-19

0

5




3

Огни приближения постоянного горения

1-2

3

6

1-2

0

6

3-4

3

5

3-4

0

Б

5-6

3

4

5-6

0

4

7-8

3

3

7-8

0

3

9

3

2

9

0

2

4

Огни посадочного светового горизонта

1

1

6

1-10

0

3

2-3

2

6

4-5

3

6

6

4

6

5

Входные огни

-

0

2,5

-

2,5

2,5

6

Огни ВПП

-

2,5 к оси ВПП

2,5

-

2,5 к оси ВПП

2,5

7

Ограничительные огни

-

2,5 к оси ВПП

1

-

0

0

8

Огни взлётного светового горизонта

1

2-3

4-5

6

1

2

3

4

0

0

0

0

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

9

Огни направления взлёта

1-

0

0

-

-

-


7.13.2. Нумерация огней производится по направлениям захода на посадку. В посадочном и взлётном горизонтах (схемы СП-1, СП-2) от продолжения оси ВПП.

7.13.3. Угол разворота осевых огни РД и стоп-огней линии на прямолинейных участках составляет 0°; на криволинейных участках световые пучки указанных огней должны быть развернуты внутрь на 15,75° по отношению к касательной к криволинейному контуру. Углы установки осевых огней РД и огней линии "стоп" в вертикальной плоскости определяются конструкцией огней.


7.14. Высота и опорная конструкция огней


7.14.1. Высота огней ВПП (боковых, входных, ограничительных и уширения), а также огней РД надземного типа не должна превышать 45 см. Допускается увеличение высоты указанных огней при условии, что обеспечивается запас расстояния до винтов и гондол двигателей воздушных судов.

7.14.2. Основание опорной конструкции огней, указанных в пункте 7.14.1, не должно выступать над поверхностью земли или покрытия. При этом ослабленное сечение ломкой муфты должно находиться всегда на уровне поверхности.


7.15. Электропитание огней


7.15.1. В системах ОМИ, ОВИ-1, ОВИ-2 и ОВИ-3 применяется последовательное электропитание от стабилизированных источников (регуляторов яркости). В системах ОМИ допускается параллельное электропитание.

7.15.2. Электропитание должно осуществляться не менее чем по двум кабельным линиям от двух источников питания для следующих огней:

а) огней приближения центрального ряда и световых горизонтов в системах ОВИ-1, ОВИ-2 и ОВИ-3;

б) боковых огней приближения;

в) боковых огней ВПП в системах ОВИ-1, ОВИ-2, ОВИ-3;

г) входных огней ВПП и фланговых входных огней в системах ОВИ-1, ОВИ-2, ОВИ-3;

д) ограничительных огней в системах ОВИ-1, ОВИ-2, ОВИ-3;

е) осевых огней ВПП;

ж) огней зоны приземления;

при этом может осуществляться совместное электропитание следующих огней:

з) огней приближения центрального ряда и световых горизонтов, входных огней ВПП и фланговых входных огней в системах ОВИ-1, ОВИ-2, ОВИ-3;

и) боковых, входных и ограничительных огней ВПП, фланговых входных огней, огней знака приземления в системах ОВИ-1, ОВИ-2 и ОВИ-3;

Вышеуказанные требования не означают, что для электропитания иных подсистем огней требуется более одной кабельной линии.

7.15.3. Сопротивление изоляции кабельных линий последовательного питания огней должно быть не менее 1 МОм, а для кабельных линий напряжением до 1000 В - не менее 0,5 МОм.

7.15.4. Выходные токи или напряжение источников электропитания огней должны обеспечивать ступени яркости огней, указанных в таблицах 7.8 и 7.9.


7.16. Регулирование яркости огней


7.16.1. В системах ОВИ-1, ОВИ-2, ОВИ-3 должно быть предусмотрено регулирование яркости огней не менее чем пятью ступенями в соотношении 1:3: 100%, 30%, 10%, 3% и 1% от номинального значения средней силы света.

7.16.2. В системах ОМИ, установленных на оборудованных ВПП, а также для глиссадных огней должно быть предусмотрено регулирование яркости огней не менее чем тремя ступенями: 100%, 30% и 10%. В системах ОМИ, в которых используются боковые огни ВПП с силой света в направлении захода на посадку или взлета от 200 кд до 500 кд, должно быть предусмотрено регулирование яркости огней не менее чем двумя ступенями: 100% и 30%.

7.16.3. В системах ОМИ, установленных на необорудованных ВПП, а также в системах ОМИ, в которых используются боковые огни ВПП с силой света в направлении захода на посадку или взлета до 200 кд, регулирование яркости не требуется.

7.16.4. Для боковых огней РД и аэродромных знаков должно быть предусмотрено регулирование яркости не менее, чем двумя ступенями: 100% и 30%.

7.16.5. В системах ОМИ яркость огней должна регулироваться в соответствии с таблицей 7.8.

7.16.6. В системах ОВИ-1, ОВИ-2, ОВИ-3 яркость огней должна регулироваться в соответствии с таблицей 7.9.


Таблица 7.8


Регулирование яркости огней системы ОМИ


Метеорологическая дальность видимости, км (время суток)

Ступени яркости огней (% силы света)

Огни приближения и ВПП

Боковые огни РД и знаки*,**

Глиссадные огни

Огни ВПП высокой интенсивности***

> 4 (ночь)

3-4 (10-30)

4 (30)

3 (10)

1 (1)

4 - > 2 (ночь)

4-5 (30-100)

4 (30)

4 (30)

2 (3)

<= 2 (день и ночь)

5 (100)

5 (100)

5 (100)

3 (10)


* Допускается совместное регулирование яркости боковых огней РД (и знаков) и огней ВПП.

** В графе указаны рекомендуемые значения ступеней яркости. При использовании рулежных огней с силой света более 10 кд могут использоваться ступени яркости на одну ступень ниже.

*** Указаны ступени яркости огней ВПП из систем с огнями высокой интенсивности при их совместном использовании с огнями приближения из системы ОМИ.


Таблица 7.9


Регулирование яркости огней систем ОВИ-1, ОВИ-2, ОВИ-3


Метеорологическая дальность видимости, км (время суток)

Номер группы (кнопки)

Ступени яркости огней, %

Огни приближения

Огни ВПП (входные, боковые, ограничительные)

Огни зоны приземления

Осевые огни ВПП

Глиссадные огни

Боковые огни РД и знаки*(1)

КО

ПО

КО

ПО

линзовые

> 6 (ночь)

1

30

-(1)*(2)

10

-(1)*(3)

1

1

1

10

30

6 - > 4 (ночь)

> 8 (сумерки)

2

100

-(1)*(2)

30

-(3)*(3)

3

1

1

10

30

4 - > 2 (ночь)

8 - > 5 (сумерки)

3

100

3

30

3

3*(4)

3

3

30

30

2 - > 1 (ночь)

5 - > 1 (сумерки)

4

-

10

30

10

10

10

10

30

100












<= 1 (ночь,

сумерки)

2 - > 1 (день)

5

-

30

30

30

30

30

30

100

100

<= 1 (день)

6

-

100

30

100

100

100

100

100

100


*(1) В графе указаны рекомендуемые значения ступеней яркости. При использовании рулежных огней с силой света более 10 кд могут использоваться яркости на одну ступень ниже.

*(2) В скобках указаны ступени яркости прожекторных огней приближения при отсутствии огней кругового обзора.

*(3) В скобках указаны ступени яркости прожекторных входных и ограничительных огней ВПП при отсутствии огней кругового обзора.

*(4) При схеме расположения огней приближения по центральному ряду (рисунки 7.5, 7.9) допускается использование линзовых огней в 3-й группе на 10%-й ступени яркости.


7.16.7. В системах ОМИ, в которых сила света боковых огней ВПП составляет более 1000 кд, должны сохраняться следующие соотношения силы света огней различного назначения к силе света боковых огней ВПП:

а) центральный ряд огней приближения и светового горизонта: 1,5-2,0;

б) входные огни ВПП и фланговые входные огни: 1,0-1,5;

в) ограничительные огни ВПП: 0,25-0,5.

В случае совместного использования огней малой интенсивности с огнями высокой интенсивности (например, центрального ряда огней приближения и световых горизонтов системы ОМИ с боковыми огнями ВПП системы ОВИ-I и т.д.) сбалансированность системы должна обеспечиваться соответствующей регулировкой яркости огней высокой интенсивности.


7.17. Аппаратура дистанционного управления светосигнальным оборудованием


7.17.1. Органы управления (панели или пульты) светосигнальными средствами посадки и руления размещаются на рабочих местах диспетчеров в соответствующих пунктах УВД.

7.17.2. При регулировании яркости огней с панели оперативного управления диспетчера посадки должна обеспечиваться непрерывная работа огней без их погасания или мигания.

7.17.3. Аппаратура дистанционного управления защищается от несанкционированного вмешательства.


Системы ОМИ


7.17.4. Аппаратура дистанционного управления должна обеспечивать:

а) выбор направления посадки;

б) выбор режима работы светосигнального оборудования: "Посадка" - "Взлет";

в) раздельное или групповое управление и регулирование яркости системы огней приближения, огней ВПП, боковых огней РД в соответствии с таблицей 7.8, а также сигнализацию их состояния (включено, выключено);

г) аварийную световую и звуковую (отключаемую) сигнализацию.


Системы ОВИ-1, ОВИ-2, ОВИ-3


7.17.5. Аппаратура дистанционного управления обеспечивает:

а) набор светосигнальных средств посадки (руления) в группы и регулировку яркости огней в соответствии с таблицей 7.9;

б) световую сигнализацию о состоянии управляемых светосигнальных средств на устройствах отображения информации соответствующих диспетчеров;

в) общую световую и звуковую (отключаемую) аварийную сигнализацию у дежурного персонала и соответствующего диспетчера;

г) возможность управления светосигнальными средствами посадки и руления с рабочего места дежурного персонала после передачи управления от соответствующего диспетчера;

д) сохранение командной информации при пропадании напряжения на КДП, обрыве линий связи, выходе из строя оборудования на КДП, кратковременном исчезновении напряжения в ТП.

Требование подпункта "д" не распространяется на оборудование, управляемое с пульта диспетчера старта.

7.17.6. С панели управления диспетчера посадки аппаратура обеспечивает:

а) выбор направления посадки;

б) выбор режима работы светосигнального оборудования: "Посадка" - "Взлет";

в) групповое включение огней;

г) возможность индивидуального управления (независимо от операций, указанных в подпунктах "б" и "в") огнями зоны приземления и осевыми огнями ВПП;

д) управление импульсными огнями;

е) световую сигнализацию операций, указанных в подпунктах "а"-"д".

7.17.7. С панели управления диспетчера руления аппаратура должна обеспечивать:

а) включение всех стоп-огней одновременно;

б) выбор и включение маршрутов руления по аэродрому;

в) регулировку яркости рулежных огней и/или осевых огней РД;

г) включение всех рулежных огней и аэродромных знаков независимо от включения маршрутов руления.

7.17.8. С панели управления диспетчера старта аппаратура должна обеспечивать индивидуальное включение (выключение) осевых огней при выходе на ВПП с выключением (включением) соответствующих стоп-огней.

7.17.9. Требования пунктов 7.17.7, 7.17.8 касаются средств руления, необходимых для системы ОВИ-3. Состав аппаратуры для систем ОВИ-1 и ОВИ-2 определяется индивидуально для каждого конкретного аэродрома.


Актуальный текст документа