Приказ Министерства образования и науки РФ от 14 апреля 2010 г. N 348 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального профессионального образования по профессии 261103.01 Контролер качества текстильных изделий" (утратил силу)

Приказ Министерства образования и науки РФ от 14 апреля 2010 г. N 348
"Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального профессионального образования по профессии 261103.01 Контролер качества текстильных изделий"

ГАРАНТ:

Приказом Минобрнауки России от 2 августа 2013 г. N 774 настоящий приказ признан утратившим силу с 1 сентября 2013 г.

В соответствии с пунктом 5.2.8 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004 г. N 280 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 25, ст. 2562; 2005, N 15, ст. 1350; 2006, N 18, ст. 2007; 2008, N 25, ст. 2990; N 34, ст. 3938; N 42, ст. 4825; N 46, ст. 5337; N 48, ст. 5619; 2009, N 3, ст. 378; N 6, ст. 738; N 14, ст. 1662), пунктом 7 Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. N 142 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 9, ст. 1110), приказываю:

Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования по профессии 261103.01 Контролер качества текстильных изделий и ввести его в действие со дня вступления в силу настоящего приказа.


Министр

А. Фурсенко


Зарегистрировано в Минюсте РФ 21 мая 2010 г.

Регистрационный N 17340


Приложение


Федеральный государственный образовательный стандарт
начального профессионального образования
по профессии 261103.01 Контролер качества текстильных изделий
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 14 апреля 2010 г. N 348)

ГАРАНТ:

См. справку о федеральных государственных образовательных стандартах


I. Область применения


1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования (далее - ФГОС НПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных профессиональных образовательных программ по профессии 261103.01 Контролер качества текстильных изделий всеми образовательными учреждениями профессионального образования на территории Российской Федерации, имеющими право на реализацию основной профессиональной образовательной программы по данной профессии, имеющими государственную аккредитацию.

1.2. Право на реализацию основной профессиональной образовательной программы по профессии начального профессионального образования имеют образовательные учреждения начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования при наличии соответствующей лицензии.


II. Используемые сокращения


В настоящем стандарте используются следующие сокращения:

НПО - начальное профессиональное образование;

ФГОС НПО - федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования;

ОУ - образовательное учреждение;

ОПОП - основная профессиональная образовательная программа по профессии;

ОК - общая компетенция;

ПК - профессиональная компетенция;

ПМ - профессиональный модуль;

МДК - междисциплинарный курс.


III. Характеристика подготовки по профессии


3.1. Нормативные сроки освоения основной профессиональной образовательной программы начального профессионального образования при очной форме получения образования и соответствующие квалификации приводятся в таблице 1.


Таблица 1


Образовательная база приема

Наименование квалификации (профессий по Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов) (ОК 016-94)*

Нормативный срок освоения ОПОП при очной форме получения образования

на базе среднего (полного) общего образования

Контролер качества

10 мес.

на базе основного общего образования

2 года 5 мес.**


_____________________________

* ФГОС НПО в части требований к результатам освоения ОПОП ориентирован на присвоение выпускнику квалификации выше средней квалификации для данной профессии.

** Образовательные учреждения, осуществляющие подготовку рабочих на базе основного общего образования, реализуют федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования в пределах основных профессиональных образовательных программ начального профессионального образования, в том числе с учетом профиля получаемого профессионального образования.


3.2. Срок освоения ОПОП НПО по очно-заочной (вечерней) форме получения образования увеличивается:

на базе среднего (полного) общего образования - не более чем на 1 год;

на базе основного общего образования - не более чем на 1,5 года.


IV. Характеристика профессиональной деятельности выпускников


4.1. Область профессиональной деятельности выпускников: контроль качества тканей, трикотажных полотен и готовых изделий в соответствии с государственными стандартами, техническими условиями и инструкциями.

4.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:

оборудование (промерочный стол, промерочная машина, промерочно-разбраковочная машина, универсальная промерочно-разбраковочная машина и т. д.);

ткани из натуральных и химических волокон и их смесей;

трикотажные полотна, купоны, детали изделий из натуральных и химических волокон и их смесей;

трикотажные и текстильные изделия;

нормативная и технологическая документация.

4.3. Обучающийся по профессии Контролер качества готовится к следующим видам деятельности:

4.3.1. Обслуживание и эксплуатация оборудования.

4.3.2. Ведение технологических процессов ткацкого, трикотажного и швейного производств.

4.3.3. Контроль качества сырья, процессов, операций и продукции.


V. Требования к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы


5.1. Выпускник, освоивший ОПОП НПО, должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

5.2. Выпускник, освоивший ОПОП НПО, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности:

5.2.1. Обслуживание и эксплуатация оборудования.

ПК 1.1. Подготавливать оборудование к работе.

ПК 1.2. Проверять исправность оборудования.

ПК 1.3. Работать за оборудованием.

ПК 1.4. Устанавливать необходимые механизмы и приспособления для выполнения технологических операций.

ПК 1.5. Устранять мелкие неполадки (разладки) оборудования.

5.2.2. Ведение технологических процессов ткацкого, трикотажного и швейного производств.

ПК 2.1. Вести технологический процесс ткацкого производства.

ПК 2.2. Вести технологический процесс трикотажного производства.

ПК 2.3. Вести технологический процесс швейного производства.

5.2.3. Контроль качества сырья, процессов, операций и продукции.

ПК 3.1. Контролировать качество сырья, нитей, трикотажных полотен и тканей.

ПК 3.2. Осуществлять контроль и управление хода технологического процесса и технологическими режимами.

ПК 3.3. Контролировать качество полуфабриката и готовой продукции, устранять дефекты продукции.


VI. Требования к структуре основной профессиональной образовательной программы


6.1. Основная профессиональная образовательная программа по профессии НПО предусматривает изучение следующих учебных циклов:

общепрофессионального; профессионального;

и разделов:

физическая культура;

учебная практика (производственное обучение);

производственная практика;

промежуточная аттестация;

государственная (итоговая) аттестация.

6.2. Обязательная часть основной профессиональной образовательной программы должна составлять около 80 процентов от общего объема времени, отведенного на ее освоение. Вариативная часть (около 20 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательным учреждением.

Профессиональный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей в соответствии с основными видами деятельности. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная практика (производственное обучение) и (или) производственная практика.

Обязательная часть профессионального цикла ОПОП НПО должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности". Объем часов на дисциплину "безопасность жизнедеятельности" составляет 2 часа в неделю в период теоретического обучения (обязательной части циклов), но не более 68 часов, из них на освоение основ военной службы - 70 процентов от общего объема времени, отведенного на указанную дисциплину.


Структура основной профессиональной образовательной программы начального профессионального образования


Таблица 2


Индекс

Наименование циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту

Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося

В том числе часов обязательных учебных занятий

Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК)

Коды формируемых компетенций


Обязательная часть циклов ОПОП и раздел "Физическая культура"

864

576



ОП.00

Общепрофессиональный цикл

260

180



В результате изучения обязательной части цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен:

уметь:

проводить анализ травмоопасных и вредных факторов в среде профессиональной деятельности; знать:

особенности обеспечения безопасных условий труда в сфере профессиональной деятельности;

основы охраны труда в организации;

источники негативных факторов и причины их проявления в производственной среде;

методы и средства защиты от опасных и вредных производственных факторов, а именно физических (факторов комплексного характера вибрации, шума, электромагнитных и ионизирующих излучений, механического силового воздействия);

права и обязанности работников в области охраны труда;

перечень и основное содержание нормативных документов по охране труда на производстве



ОП.01. Охрана труда

ОК 1 - 7

ПК 1.1 -1.5

ПК 2.1 - 2.3

ПК 3.1 - 3.3

уметь:

определять вид сырья и материалов;

подбирать материалы по их назначению и условиям эксплуатации для выполнения работ;

применять материалы при выполнении работ:

знать:

общую классификацию материалов;

общие сведения о строении материалов;

общие сведения о прядении, ткачестве, вязании и пошиве изделий;

общие сведения, назначение, виды и свойства различных материалов, используемых в отрасли;

ассортимент тканей, полотен, нетканых и прикладных материалов;

общие сведения о материалах, используемых для скрепления деталей одежды;

влияние свойства тканей, полотен на технологические процессы изготовления одежды



ОП.02. Основы материаловедения

ОК 1 - 7

ПК 1.1 - 1.5

ПК 2.1 - 2.3

ПК 3.1 - 3.3

уметь:

ориентироваться в общих вопросах экономики производства продукции (по видам);

применять экономические знания в конкретных производственных ситуациях;

рассчитывать основные технико-экономические показатели в пределах выполняемой профессиональной деятельности;

производить расчеты заработной платы;

знать:

основные принципы рыночной экономики;

понятия спроса и предложения на рынке товаров и услуг;

особенности формирования, характеристику современного состояния и перспективы развития отрасли;

принцип деятельности, виды, характеристику и основные показатели производственно-хозяйственной деятельности организации;

основные технико-экономические показатели производства (фондоотдачу, фондоемкость, коэффициент оборачиваемости оборотных средств, производительность труда в натуральном и стоимостном выражении, норму выработки, норму времени, сдельную расценку, прибыль. рентабельность);

механизмы ценообразования;

формы оплаты труда



ОП.03. Экономика организации

ОК 1 - 7

ПК 3.1 - 3.3

уметь:

использовать в производственной деятельности средства механизации и автоматизации технологических процессов;

производить настройку и сборку простейших систем автоматизации;

знать:

понятие о механизации и автоматизации производства, их задачи;

принципы измерения, регулирования, контроля и автоматического управления параметрами технологического процесса;

основные понятия автоматизированной обработки информации:

классификацию автоматических систем и средств измерений;

общие сведения об автоматизированных системах управления (АСУ) и системах автоматического управления (САУ);

классификацию технических средств автоматизации;

типовые средства измерений и автоматизации, область их применения;

основные виды электрических, электронных, пневматических, гидравлических и комбинированных устройств, в том числе соответствующие датчики и исполнительные механизмы, интерфейсные, микропроцессорные и компьютерные устройства;

основы техники измерений;

принципы автоматизации рабочего места



ОП.04. Основы автоматизации производства

ОК 1 - 7

ПК 1.1 - 1.5

ПК 2.1 -2.3

ПК 3.1 - 3.3

уметь:

организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;

предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;

использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения; применять первичные средства пожаротушения;

ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной профессии;

применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессией;

владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;

оказывать первую помощь пострадавшим;

знать:

принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;

основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;

основы военной службы и обороны государства;

задачи и основные мероприятия гражданской обороны;

способы защиты населения от оружия массового поражения; меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;

организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;

основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные профессиям НПО;

область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;

порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим


32

ОП.05. Безопасность жизнедеятельности

ОК 1 - 7

ПК 1.1 - 1.5

ПК 2.1 - 2.3

ПК 3.1 - 3.3


П.00

Профессиональный цикл

524

356



ПМ.00

Профессиональные модули

524

356



ПМ.01

Обслуживание и эксплуатация оборудования

В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:

иметь практический опыт:

проверки исправности оборудования;

подготовки оборудования к работе;

наладки и регулирования режимов работы оборудования;

установки необходимых механизмов и приспособлений для проведения технологического процесса;

выявления и устранения причин мелких поломок оборудования;

соблюдения правил техники безопасности при работе с оборудованием;

уметь:

проверять исправность и готовность оборудования к работе;

пользоваться контрольно-измерительными приборами для осуществления операций контроля качества;

выполнять требования техники безопасности при обслуживании и эксплуатации оборудования;

пользоваться техническими инструкциями и регламентами обслуживания и эксплуатации оборудования;

знать:

типы и назначение оборудования (промерочный стол, проверочная машина, промерочно-разбраковочная машина, универсальная промерочно-разбраковочная машина и т.д.):

устройство оборудования, приспособлений и контрольно-измерительных приборов;

назначение конструктивных элементов оборудования и их функциональное влияние на его 'эксплуатацию;

основные приемы работы на оборудовании;

типичные причины возникновения и способы устранения неисправностей оборудования;

правила наладки, обслуживания и эксплуатации оборудования;

правила техники безопасности при работе с оборудованием;

правила оформления служебных документов в сфере профессионально-трудовой деятельности



МДК.01.01. Основы обслуживания и эксплуатации оборудования для количественной и качественной оценки материалов

ОК 1 - 7

ПК 1.1 - 1.5

ПМ.02

Ведение технологических процессов ткацкого, трикотажного и швейного производств

В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:

иметь практический опыт:

выполнения процесса вязания полотен, купонов, изделий;

выполнения средней сложности швейных операций по пошиву текстильной продукции;

выполнения процесса кеттлевки;

проверки качества готовой продукции, предупреждения и устранения дефектов;

выполнения процесса прядения, перематывания и снования основной пряжи, шлихтования, пробирания и снования основ;

выполнения процесса ткачества и получения различных рисунков переплетений на ткацких станках;

уметь:

контролировать качество поступающего сырья и паковки с пряжей и нитями;

заправлять машину пряжей, нитями, производить заработку машины;

производить заработку изделия, полотен после заправки;

ликвидировать обрыв нитей, присучивать концы нитей;

вязать полотно, купоны и детали изделия различными видами переплетений;

разделять и комплектовать купоны и детали изделий;

проверять соответствие размеров, отбирать некачественные изделия;

выполнять операции средней сложности по пошиву текстильных изделий;

заправлять сшивающий механизм машины, ликвидировать обрыв нити, менять шпули;

проверять качество готовой продукции, устранять дефекты;

подготавливать изделия к кеттлевке;

надевать петли изделия на токоля фонтуры кеттельной машины;

заправлять сшивающий механизм машины, менять шпули;

снимать и укладывать изделия в установленном порядке;

определять структуру и виды тканей;

заправлять сырьем мотальное, сновальное и ткацкое оборудование, устранять дефекты;

определять дефекты пряжи и намотки, суровых тканей до и после крашения;

знать:

процесс петлеобразования вязальным и трикотажным способами, виды переплетений;

рабочие приемы по обслуживанию вязального оборудования;

структуру переплетений изготавливаемой продукции;

технологический процесс изготовления полотен, купонов, изделий;

ГОСТы и техническое описание на текстильную продукцию, инструкции по определению сортности;

типы швов;

методы и приемы выполнения швейных и кеттельных операций средней сложности;

причины возникающих неполадок при обслуживании оборудования;

ГОСТы и требования, предъявляемые к качеству выполняемых работ по изготовлению изделий, маркировке и упаковке;

системы прядения, технологический процесс получения пряжи и применяемое оборудование;

технологический процесс ткацкого производства, принцип работы ткацкого станка, построение заправочного рисунка;

сущность процессов крашения и печатания, способы крашения, виды печати и заключительной

отделки:

дефекты пряжи, ткани суровой и после крашения, отходы прядения, ткачества и пути их сокращения



МДК.02.01. Основы ткацкого производства


МДК.02.02. Основы трикотажного производства


МДК.02.03. Основы швейного производства

ОК 1 - 7

ПК 2.1 - 2.3

ПМ.03

Контроль качества сырья, процессов, операций и продукции

В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:

иметь практический опыт:

определения качества сырья;

определения качества ткани, трикотажных полотен, купонов, деталей изделий и готовых изделий;

контроля технологических режимов с помощью приборов и механизмов;

определения сортности ткани, трикотажного полотна, и готовых изделий;

пользования измерительными приборами;

складывания, маркировки и упаковки ткани, полотна и готовых изделий;

определения дефектов тканей, полотен и готовых изделий;

уметь:

фиксировать показания приборов при разбраковке и контроле технологических процессов ткачества, вязания, пошива готовых изделий;

определять сортность сырья, ткани, трикотажного полотна и готовых изделий;

определять качество и ткани, трикотажного полотна и готовых изделий после влажно-тепловой обработки:

определять правильность заполнения бланков сертификатов и выявлять их фальсификацию; анализировать стандарты на их пригодность

для целей обязательной сертификации;

применять правила перевода внесистемных национальных единиц измерения разных стран в системные, а также во внесистемные, принятые в России;

пользоваться измерительными приборами;

знать:

основные понятия, профессиональную значимость знаний по метрологии;

средства и методы измерений, правила проверки, способы подтверждения соответствия средств измерения;

важнейшие международные и региональные организации по стандартизации, их правовой статус, цели,задачи,структуру;

виды нормативных документов, категории и виды стандартов;

правила проведения сертификации и декларирования;

виды и методы испытания и контроля, их общность и различия, особенности проведения государственного контроля;

основные правила разработки и оформления технологической документации;

виды технологического брака ткачества, вязания и пошива изделий и причины их возникновения;

технологию сортировки ткани, трикотажного полотна, готовых изделий;

методы и способы контроля качества сырья, технологических процессов и продукции



МДК.03.01. Основы контроля качества сырья, процессов и готовых изделий

ОК 1 - 7

ПК 3.1 - 3.3

ФК.00

Физическая культура

В результате освоения раздела "Физическая культура" обучающийся должен:

уметь:

использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;

знать:

о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;

основы здорового образа жизни

80

40


ОК 2

ОК 3

ОК 6

ОК 7


Вариативная часть циклов ОПОП (определяется образовательным учреждением)

216

144




Итого по обязательной части ОПОП, включая раздел "Физическая культура", и вариативной части ОПОП

1080

720



УП.00

Учебная практика (производственное обучение)

19 нед.

684


ОК 1 - 7

ПК 1.1 - 1.5

ПК 2.1 - 2.3

ПК 3.1 - 3.3

ПП.00

Производственная практика


ПА.00

Промежуточная аттестация

1 нед.




ГИА.00

Государственная (итоговая) аттестация

1 нед.





Таблица 3


Нормативный срок освоения ОПОП НПО при очной форме получения образования составляет 43 недели, в том числе:


Обучение по учебным циклам и разделу "Физическая культура"

20 нед.

Учебная практика (производственное обучение)

19 нед.

Производственная практика

Промежуточная аттестация

1 нед.

Государственная (итоговая) аттестация

1 нед.

Каникулярное время

2 нед.

Итого

43 нед.


VII. Требования к условиям реализации основной профессиональной образовательной программы


7.1. Образовательное учреждение в рамках действующего законодательства самостоятельно разрабатывает и утверждает ОПОП НПО с учетом потребностей регионального рынка труда и примерной ОПОП.

Перед началом разработки ОПОП образовательное учреждение должно определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта.

Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым готовится обучающийся, должны определять содержание его образовательной программы, разрабатываемой образовательным учреждением совместно с заинтересованными работодателями.

При формировании ОПОП образовательное учреждение:

имеет право использовать объем времени, отведенный на вариативную часть циклов ОПОП, увеличивая при этом объем времени, отведенный на дисциплины и модули обязательной части, либо вводя новые дисциплины и модули в соответствии с потребностями работодателей и спецификой деятельности образовательного учреждения;

обязано ежегодно обновлять основную профессиональную образовательную программу с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках, установленных настоящим федеральным государственным образовательным стандартом;

обязано в рабочих учебных программах всех дисциплин и профессиональных модулей четко формулировать требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям;

обязано обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения;

обязано обеспечивать обучающимся возможность участвовать в формировании индивидуальной образовательной программы;

обязано формировать социокультурную среду, создавать условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности, сохранения здоровья обучающихся, способствовать развитию воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов;

должно предусматривать при реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе активных форм проведения занятий с применением электронных образовательных ресурсов, деловых и ролевых игр, индивидуальных и групповых проектов, анализа производственных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенции обучающихся.

7.2. Обучающиеся имеют следующие права и обязанности:

при формировании своей индивидуальной образовательной траектории обучающийся имеет право на перезачет соответствующих дисциплин и профессиональных модулей, освоенных в процессе предшествующего обучения (в том числе и в других образовательных учреждениях), который освобождает обучающегося от необходимости их повторного освоения;

в целях воспитания и развития личности, достижения результатов при освоении основной профессиональной образовательной программы в части развития общих компетенций обучающиеся могут участвовать в развитии самоуправления, работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов;

обучающиеся обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные основной профессиональной образовательной программой;

обучающимся должна быть предоставлена возможность оценивания содержания, организации и качества образовательного процесса.

7.3. Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной профессиональной образовательной программы.

7.4. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки при очной форме получения образования составляет 36 академических часов в неделю.

7.5. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки при очно-заочной (вечерней) форме получения образования составляет 16 академических часов в неделю.

7.6. Общая продолжительность каникул составляет не менее 10 недель в учебном году при сроке обучения более 1 года и не менее 2 недель в зимний период при сроке обучения 1 год.

7.7. По дисциплине "Физическая культура" могут быть предусмотрены еженедельно 2 часа самостоятельной учебной нагрузки, включая игровые виды подготовки (за счет различных форм внеаудиторных занятий в спортивных клубах, секциях).

7.8. Образовательное учреждение имеет право для подгрупп девушек использовать 70 процентов учебного времени дисциплины "Безопасность жизнедеятельности", отведенного на изучение основ военной службы, на освоение основ медицинских знаний.

7.9. Нормативный срок освоения основной профессиональной образовательной программы по профессии начального профессионального образования при очной форме получения образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования, увеличивается на 73 недели из расчета:


теоретическое обучение (при обязательной учебной нагрузке 36 часов в неделю)

57 нед.

промежуточная аттестация

3 нед.

каникулярное время

13 нед.


7.10. Консультации для обучающихся очной формы получения образования предусматриваются образовательным учреждением в объеме 100 часов на учебную группу на каждый учебный год, в том числе в период реализации среднего (полного) общего образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования. Формы проведения консультаций (групповые, индивидуальные, письменные, устные) определяются образовательным учреждением.

7.11. В период обучения с юношами проводятся учебные сборы* (для сроков обучения 1 год 10 мес.).

7.12. Практика является обязательным разделом ОПОП. Она представляет собой вид учебных занятий, обеспечивающих практико-ориентированную подготовку обучающихся. При реализации ОПОП НПО предусматриваются следующие виды практик: учебная практика (производственное обучение) и производственная практика.

Учебная практика (производственное обучение) и производственная практика проводятся образовательным учреждением при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и могут реализовываться как концентрированно в несколько периодов, так и рассредоточено, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей.

Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются образовательным учреждением по каждому виду практики.

Производственная практика должна проводиться в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся.

Аттестация по итогам производственной практики проводится с учетом (или на основании) результатов, подтвержденных документами соответствующих организаций.

7.13. Реализация основной профессиональной образовательной программы по профессии начального профессионального образования должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими среднее профессиональное или высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Мастера производственного обучения должны иметь на 1 - 2 разряда по профессии рабочего выше, чем предусмотрено образовательным стандартом для выпускников. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального цикла, эти преподаватели и мастера производственного обучения должны проходить стажировку в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.

7.14. Основная профессиональная образовательная программа должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям ОПОП.

Внеаудиторная работа должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение.

Реализация основных профессиональных образовательных программ должна обеспечиваться доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин (модулей) основной профессиональной образовательной программы. Во время самостоятельной подготовки обучающиеся должны быть обеспечены доступом к сети Интернет.

Каждый обучающийся должен быть обеспечен не менее чем одним учебным печатным и/или электронным изданием по каждой дисциплине общепрофессионального цикла и одним учебно-методическим печатным и/или электронным изданием по каждому междисциплинарному курсу (включая электронные базы периодических изданий).

Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы по дисциплинам всех циклов, изданными последние 5 лет.

Библиотечный фонд, помимо учебной литературы, должен включать официальные, справочно-библиографические и периодические издания в расчете 1-2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.

Каждому обучающемуся должен быть обеспечен доступ к комплектам библиотечного фонда, состоящим не менее чем из 3 наименований отечественных журналов.

Образовательное учреждение должно предоставить обучающимся возможность оперативного обмена информацией с отечественными образовательными учреждениями, организациями и доступ к современным профессиональным базам данных и информационным ресурсам сети Интернет.

7.15. Совет образовательного учреждения при введении ОПОП утверждает бюджет реализации соответствующих образовательных программ.

Финансирование реализации ОПОП должно осуществляться в объеме не ниже установленных нормативов финансирования государственного образовательного учреждения**.

7.16. Образовательное учреждение, реализующее основную профессиональную образовательную программу по профессии начального профессионального образования, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторных работ и практических занятий, дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки, учебной практики (производственного обучения), предусмотренных учебным планом образовательного учреждения. Материально-техническая база должна соответствовать действующим санитарным и противопожарным нормам.

Реализация ОПОП должна обеспечивать:

выполнение обучающимся лабораторных работ и практических занятий, включая как обязательный компонент практические задания с использованием персональных компьютеров;

освоение обучающимся профессиональных модулей в условиях созданной соответствующей образовательной среды в образовательном учреждении или в организациях в зависимости от специфики вида профессиональной деятельности.

Образовательное учреждение должно быть обеспечено необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.


Перечень кабинетов, лабораторий, мастерских и других помещений


Кабинеты:

стандартизации и контроля качества продукции;

технологии текстильного производства;

технологии и оборудования вязального производства;

технологии и оборудования швейного производства;

безопасности жизнедеятельности и охраны труда.


Лаборатории:

материаловедения.


Мастерские:

текстильного производства;

вязального производства;

производства по пошиву швейных изделий.


Спортивный комплекс:

спортивный зал;

открытый стадион широкого профиля с элементами полосы препятствий;

стрелковый тир (в любой модификации, включая электронный) или место для стрельбы.


Залы:

библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет;

актовый зал.


VIII. Требования к оцениванию качества освоения основной профессиональной образовательной программы


8.1. Оценка качества освоения основных профессиональных образовательных программ должна включать текущий контроль знаний, промежуточную и государственную (итоговую) аттестацию обучающихся.

8.2. Конкретные формы и процедуры текущего контроля знаний, промежуточной аттестации по каждой дисциплине и профессиональному модулю разрабатываются образовательным учреждением самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первых двух месяцев от начала обучения.

8.3. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ОПОП (текущая и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, позволяющие оценить знания, умения и освоенные компетенции. Фонды оценочных средств для промежуточной аттестации разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением самостоятельно. а для государственной (итоговой) аттестации - разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением после предварительного положительного заключения работодателей.

Образовательным учреждением должны быть созданы условия для максимального приближения программ текущей и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплинам и междисциплинарным курсам профессионального цикла к условиям их будущей профессиональной деятельности - для чего, кроме преподавателей конкретной дисциплины (междисциплинарного курса), в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться работодатели, преподаватели, читающие смежные дисциплины.

8.4. Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников осуществляется в двух основных направлениях:

оценка уровня освоения дисциплин;

оценка компетенций обучающихся.

Для юношей предусматривается оценка результатов освоения основ военной службы.

8.5. Необходимым условием допуска к государственной (итоговой) аттестации является представление документов, подтверждающих освоение обучающимся компетенций при изучении им теоретического материала и прохождении учебной практики (производственного обучения) и производственной практики по каждому из основных видов профессиональной деятельности. В том числе выпускником могут быть предоставлены отчеты о ранее достигнутых результатах, дополнительные сертификаты, свидетельства (дипломы) олимпиад, конкурсов, творческие работы по профессии, характеристики с мест прохождения производственной практики.

8.6. Государственная (итоговая) аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы (выпускная практическая квалификационная работа и письменная экзаменационная работа). Обязательные требования - соответствие тематики выпускной квалификационной работы содержанию одного или нескольких профессиональных модулей; выпускная практическая квалификационная работа должна предусматривать сложность работы не ниже разряда по профессии рабочего, предусмотренного ФГОС.

Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы определяются образовательным учреждением на основании порядка проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников по программам НПО, утвержденного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, определенного в соответствии со статьей 15 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. N 3266-1.

Государственный экзамен вводится по усмотрению образовательного учреждения.


_____________________________

* Пункт 1 статьи 13 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 13, ст. 1475; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 30, ст. 3111; 2007, N 49, ст. 6070; 2008, N 30, ст. 3616).

** Пункт 2 статьи 41 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. N 3266-I (Собрание законодательства Российской Федерации. 1996, N 3, ст. 150; 2002, N 26, ст. 2517; 2004, N 30, ст. 3086; N 35, ст. 3607; 2005, N 1, ст. 25; 2007, N 17, ст. 1932; N 44, ст. 5280).


Утвержден федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования по профессии "Контролер качества текстильных изделий". Стандарт обязателен к применению российскими учреждениями, имеющими государственную аккредитацию и право реализовывать основную образовательную программу.

Приведена характеристика подготовки. Определены требования к результатам освоения основной образовательной программы и к ее структуре.

Федеральный стандарт вводится в действие со дня вступления в силу приказа.


Приказ Министерства образования и науки РФ от 14 апреля 2010 г. N 348 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального профессионального образования по профессии 261103.01 Контролер качества текстильных изделий"


Зарегистрировано в Минюсте РФ 21 мая 2010 г.

Регистрационный N 17340


Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования


Федеральный государственный образовательный стандарт, утвержденный настоящим приказом, вводится в действие со дня вступления в силу настоящего приказа


Текст приказа опубликован в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 28 июня 2010 г. N 26 (без Стандарта)


Приказом Минобрнауки России от 2 августа 2013 г. N 774 настоящий приказ признан утратившим силу с 1 сентября 2013 г.



Актуальный текст документа