Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары

Приложение N 1. Программа пилотных проектов в субъектах РФ по формированию федеральной контрактной системы

Приложение N 1
к приказу Министерства экономического развития РФ
от 30 июля 2010 г. N 346

 

Программа
пилотных проектов в субъектах Российской Федерации по формированию федеральной контрактной системы

 

1. Введение

 

Программа пилотных проектов в субъектах Российской Федерации направлена на разработку и апробацию технологий формирования федеральной контрактной системы (ФКС) на региональном уровне.

В итоге её реализации будут созданы различные региональные модели контрактной системы, разработаны и приняты нормативные правовые акты, обеспечивающие их внедрение, работоспособность и эффективность, а также создана современная методическая база и инструменты контрактования. Будут также предложены способы организации необходимых технических, технологических и информационных ресурсов для формирования автоматизированной информационной системы ФКС (АИС ФКС).

В целом, это позволит создать в субъектах Российской Федерации единый технологический цикл закупок для государственных нужд, включающий прогнозирование поставок товаров, работ и услуг, формирование государственными заказчиками планов обеспечения государственных нужд, бюджетирование и размещение заказов на поставку товаров, работ и услуг, исполнение, мониторинг государственных контрактов и оценку результатов обеспечения государственных нужд в интересах планирования будущих периодов.

Будет также осуществлено методологическое руководство и нормативное правовое регулирование процессов использования продукции, закупаемой по государственным контрактам, в частности - управлению гарантийным периодом.

Наряду с развитием в регионах закупочной деятельности, представляется возможным наметить подходы к формированию региональных контрактных систем по продаже движимого и недвижимого государственного имущества, его аренде, лизингу, залогу и др.

Взаимная увязка контрактных процессов по поставкам продукции и обеспечению её жизненного цикла позволит разработать подходы к оптимизации структуры государственного заказа. В дальнейшем накопленный проектный опыт будет востребован для разработки предложений по оптимизации структуры и порядка распоряжения государственным имущественным комплексом в интересах оказания государственных услуг и реализации государственных полномочий.

Кроме того, работа в пилотном режиме станет одной из форм повышения квалификации государственных служащих субъектов Российской Федерации, распространения современных стандартов и передового опыта контрактной деятельности.

2. Цели и принципы пилотных проектов

 

В ходе проектной работы необходимо определить:

- набор обязательных процессов ФКС,

- набор специфических (дополнительных) процессов ФКС,

- виды и способы взаимосвязи и общей координации процессов,

- архитектуру ФКС,

- состав обязательных инструментов ФКС (электронные торговые площадки, библиотека типовых контрактов, реестры закупаемой продукции, цен, добросовестных и недобросовестных поставщиков, контрактов и др.),

- состав дополнительных инструментов ФКС (реестры инновационной продукции (активов),

- органы досудебного разрешения споров, др.,

- потенциал ФКС для целей оптимизации и инновационной модернизации структуры государственного заказа,

- необходимый перечень и модельное содержание нормативно-правовых актов по формированию ФКС,

- объем финансовых, материально-технических, кадровых, информационных, методических ресурсов, необходимых для ФКС,

- потенциал автоматизации ФКС, технические требования к АИС, состав и структуру информационных ресурсов АИС ФКС;

- необходимый перечень и модельное содержание регламентов применения и работы в АИС ФКС.

Проектная работа строится на принципах:

- единства конечных целей пилотных проектов для всех регионов-участников,

- учета различий в состоянии сферы государственных закупок на старте пилотного проекта,

- учета различий в состоянии сферы продажи, аренды и иного использования государственного имущества,

- учета различий в имущественном комплексе регионов, его использовании для оказания государственных услуг,

- самостоятельности регионов в определении этапов и мероприятий по достижению общих целей пилотных проектов,

- обязательности осуществления регионами-участниками проектной работы,

- синхронизации и сопоставления хода проектной работы в регионах-участниках,

- аудита входа регионов в пилотный проект, хода проектной работы и её результатов,

- единого ввода и многократного дальнейшего использования информации и данных в АИС ФКС;

- максимального использования механизмов автоматической генерации информации, данных и электронных документов в АИС ФКС;

- использования в АИС ФКС электронного юридически значимого документооборота.

Для целей реализации пилотных проектов и координации проектной работы в Минэкономразвития России формируется рабочая группа. В состав рабочей группы входят ответственные и заинтересованные в реализации концепции ФКС представители заинтересованных департаментов Минэкономразвития России, Федерального казначейства, Аппарата Правительства Российской Федерации, Минобрнауки России, Минпромторга России, Росстата, поддерживающие концепцию ФКС руководители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, руководители органов, уполномоченных на размещение государственного заказа субъектов Российской Федерации - участников пилотных проектов, эксперты.

3. Порядок проведения пилотных проектов

 

Пилотные проекты проводятся в регионах-участниках в течение 2010-2011 г. в один этап.

Программа пилотных проектов предусматривает проведение регламентированных процедур всесторонней оценки состояния и динамики развития сферы государственных закупок региона-участника. Будут намечены отдельные подходы к анализу продажи, аренды и иных способов распоряжения движимым и недвижимым имуществом, а также формирования в регионе государственного имущественного комплекса.

Для регламентации проектной работы по формированию ФКС между Минэкономразвития России и органом исполнительной власти региона-участника, осуществляющим функции в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд, заключается двустороннее соглашение. За Минэкономразвития России закрепляются функции по координации проектной работы, её научно-методическому и информационному обеспечению.

После заключения указанного соглашения "на входе" в проект проводится аудит состояния сферы закупок региона-участника по установленному перечню критериев. По итогам аудита регион самостоятельно определяет этапы и мероприятия по формированию ФКС, учитывающий выявленную специфику региона и предложения рабочей группы. Такой план проектной работы должен обеспечивать решение задач по формированию ФКС.

Выполнение плана работы является основанием к завершению пилотного проекта в данном регионе-участнике. По завершении проекта проводится аудит состояния сферы закупок регионов-участников по установленному перечню критериев, направленный на анализ и оценку результатов проекта, возможности их использования другими регионами.

На основе обобщения данных "входа" в проект, выполнения регионами-участниками планов проектных работ, анализа и оценки результатов проекта вырабатываются общие рекомендации по технологии формирования ФКС в субъектах Российской Федерации.

В итоге определяются перечень и содержание модельных нормативных правовых актов и необходимая методическая база для формирования ФКС в субъектах Российской Федерации, степень автоматизации, структура информационных ресурсов, функциональные требования к АИС ФКС, а также необходимый перечень и модельное содержание регламентов применения и работы в АИС ФКС.

4. Критерии отбора регионов-участников

 

Регионы-участники отбираются на основе критериев, соответствие которым должно гарантировать достижение ими проектных результатов и определение технологий формирования ФКС на региональном уровне. Состав отбираемых регионов-участников обеспечивает возможность типизации результатов в целях использования технологий формирования ФКС другими субъектами Российской Федерации.

Обязательные критерии:

1. Решение об участии в пилотном проекте должно приниматься на уровне высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации.

2. Руководители региональных органов исполнительной власти, уполномоченных в сфере организации и осуществления закупок и поставок продукции для государственных нужд, должны поддерживать концепцию формирования ФКС в Российской Федерации.

3. В регионах-участниках должны быть созданы отдельные элементы ФКС, получены первые результаты по формированию ФКС.

4. В регионе-участнике должен функционировать протопит автоматизированной информационной системы (АИС) ФКС.

5. Регион-участник должен быть готов предпринять практические действия к модернизации методологии и структуры системы размещения государственного заказа на основе повышения обоснованности, открытости, снижения влияния человеческого фактора, качества обеспечения государственных нужд и увеличения доли инновационных методов размещения государственного заказа.

Регины-участники могут представлять различные по уровню бюджетной обеспеченности и отраслевой специфике субъекты Российской Федерации. Однако в своей совокупности выборка регионов-участников должна быть репрезентативна для обобщения и типизации полученных по итогам проекта результатов.

Дополнительные критерии:

1. В регионах-участниках приняты (находятся на рассмотрении законодательных (представительных) органов государственной власти субъекта Российской Федерации) нормативные правовые акты, устанавливающие порядок реализации отдельных процессов ФКС.

2. В регионах-участниках создана единая интегрированная информационная система или её отдельные элементы.

3. В регионах-участниках разработаны подходы к нормированию обеспечения государственных нужд, обоснованию начальной (стартовой) цены контракта.

4. Регионы-участники готовы предпринять практические действия к модернизации структуры государственного заказа на основе повышения качества обеспечения государственных нужд и увеличения доли инновационной продукции.

5. В регионах-участниках осуществлена централизация государственных закупок (проведение совместных торгов), созданы специализированные организации.

6. В регионах - участниках разработаны детальные классификаторы, реестры и иные базы данных по закупаемой продукции.

7. Регионы - участники имеют опыт развития государственно-частного партнерства в сфере государственных закупок.

5. Процедура "входа" в пилотный проект

 

Процедура "входа" в пилотный проект регламентирована и происходит в два шага.

Первый шаг.

После подписания соглашения регионы-участники направляют пакет законов и подзаконных актов субъекта Российской Федерации, характеризующих действующую нормативно-правовую базу сферы закупок, проекты законов, находящиеся на рассмотрении законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Регионы-участники также представляют:

- описание действующих процессов ФКС (в формате презентации),

- описание информационной системы (информационных систем) ФКС, отражающее, в том числе уровень автоматизации процессов ФКС, справочные системы, аналитические возможности,

- статистические данные за 2008-2010 гг., отражающие объем и структуру государственного заказа, динамику заключения и исполнения контрактов по месяцам, долю малого бизнеса, практически участвующего в реализации государственного заказа, уровень конкуренции при размещении заказов.

Второй шаг.

После консолидации первичных материалов на местах проводится аудит сферы закупок региона-участника с привлечением в состав аудиторской комиссии представителей других регионов-участников.

При обобщении результатов аудита используется формализованная матрица критериев (приведена далее).

6. Регламент аудита региона-участника

 

Аудит регионов-участников на "входе" в процессе реализации проектов и по их итогам проводится по регламенту, который разрабатывается и принимается рабочей группой Минэкономразвития России и входит в состав проектной документации.

Постоянный состав аудиторской комиссии утверждается решением Минэкономразвития России по представлению рабочей группы. К проведению аудиторских проверок привлекаются эксперты из других регионов.

7. Требования к созданию АИС ФКС

 

Для обеспечения АИС ФКС должны быть предложены технические, технологические и информационные решения следующих процедур ФКС:

- формирование, сбор и учет заявок бюджетополучателей на удовлетворение их потребностей в товарах, работах и услугах;

- формирование, сбор и учет заявок на закупку товаров, работ и услуг, необходимых для реализации государственных программ, проектов и планов социального и экономического развития территорий;

- формирование и ведение реестров нужд по номенклатуре товаров, работ и услуг с учетом нормирования их материально-технического обеспечения и планируемой обоснованной стоимости контрактов;

- прогнозирование поставок товаров, работ и услуг по номенклатуре и по объемам финансовых средств;

- формирование заказчиками календарных планов размещения государственного заказа для обеспечения государственных нужд,

- коррекция реестра нужд, прогнозов закупок и планов размещения государственного заказа в зависимости от изменения показателей бюджета;

- подготовка и размещение заказов на поставку товаров, работ и услуг;

- заключение, мониторинг хода исполнения и итогов завершения государственных контрактов;

- сквозной контроль удовлетворения государственных нужд от первичной заявки на закупку до итога выполнения государственного контракта;

- оценка результатов и качества обеспечения государственных нужд в интересах реализации планов и программ социально-экономического развития территорий, а также в интересах планирования будущих периодов.

8. Процедура "выхода" из пилотного проекта

 

По итогам реализации плана проектной работы регион-участник выходит из пилотного проекта. Процедура "выхода" регламентирована и происходит в один шаг.

На основе зафиксированных результатов проектной работы осуществляется аудит состояния сферы государственных закупок региона-участника. Целью аудита является оценка эффективности формирования ФКС и наличия\отсутствия позитивных сдвигов в повышении качества обеспечения государственных нужд. В ходе аудита используется формализованная матрица критериев.

9. Матрица критериев эффективности

 

Матрица критериев эффективности, используемая в процессе аудита, состоит из двух групп показателей.

Первая группа показателей направлена на определение степени продвижения региона-участника в создании обязательного "технологического минимума" ФКС, а также дополнительных опций ФКС. Кроме того, фиксируются общее и особенное в решении задач пилотных проектов по формированию ФКС. Проводится оценка наличия\отсутствия нормативных правовых актов по регламентации процессов ФКС.

Фиксируются изменения в распределении полномочий между участниками ФКС, создание/отсутствие новых структур, внешние и внутренние связи как между процессами ФКС, так и между участниками ФКС, в реализации принципов государственно-частного партнерства.

Отдельно анализируется потенциал централизации государственных закупок и возможность ФКС по проведению совместных торгов с целью нормирования обеспечения государственных нужд и экономии на масштабах.

Проводится описание информационной системы ФКС с определением уровня автоматизации процессов ФКС. Наряду с этим рассматриваются информационно-справочные и аналитические ресурсы информационной системы, в том числе наличие в ней встроенных аналитических инструментов, а также реестра закупаемой продукции, каталогов продукции, мониторинга цен, реестра инновационных предприятий, реестра предприятий, успешно выполнивших государственные контракты на протяжении ряда лет, реестра малых предприятий, др.

Вторая группа показателей определяет качество обеспечения государственных нужд и результативность расходования бюджетных средств.

Оцениваются следующие факторы:

- ритмичность контрактования в течение года,

- экономия бюджетных средств на стадии планирования (по динамике начальных цен, по натуральному и стоимостному объему государственного заказа),

- соответствие результатов государственных контрактов прогнозным оценкам и плановым заданиям,

- соответствие структуры государственного заказа и результатов государственных контрактов заявленным приоритетам развития региона,

- инновационность структуры государственного заказа,

- уровень конкуренции при размещении государственного заказа,

- уровень ресурсной сбалансированности планов государственных закупок,

- доля малого бизнеса в исполнении государственных контрактов,

- уровень арбитражных и внесудебных споров (опрос государственных заказчиков, поставщиков, данные ФАС России и арбитражных судов).

Кроме того, анализируется круг исполнителей государственных контрактов в отраслевом разрезе, по отнесению к малым предприятиям, по объему заключенных контрактов.

Полученные данные сравниваются с данными "входа" в пилотный проект.

10. Обобщение результатов пилотных проектов

 

На основе полученных результатов пилотных проектов вырабатываются технологии формирования ФКС на региональном уровне, апробируются современные стандарты закупочной деятельности и распространяется передовой опыт контрактования.

Результаты пилотных проектов должны быть типизированы в целях последующего использования:

- другими субъектами Российской Федерации,

- муниципальными образованиями,

- федеральными органами исполнительной власти,

- бизнес-сообществом.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.