Постановление Правительства РФ от 12 октября 2010 г. N 814 "Об утверждении правил и методов исследований (испытаний) и измерений, необходимых для применения и исполнения технического регламента о безопасности колесных транспортных средств и осуществления оценки соответствия" (утратило силу)

Постановление Правительства РФ от 12 октября 2010 г. N 814
"Об утверждении правил и методов исследований (испытаний) и измерений, необходимых для применения и исполнения технического регламента о безопасности колесных транспортных средств и осуществления оценки соответствия"

ГАРАНТ:

Постановлением Правительства РФ от 10 февраля 2015 г. N 109 настоящее постановление признано утратившим силу

В соответствии со статьей 7 Федерального закона "О техническом регулировании" Правительство Российской Федерации постановляет:

Утвердить прилагаемые правила и методы исследований (испытаний) и измерений, необходимые для применения и исполнения технического регламента о безопасности колесных транспортных средств и осуществления оценки соответствия.


Председатель Правительства
Российской Федерации

В. Путин


Москва

12 октября 2010 г.

N 814


Правила и методы
исследований (испытаний) и измерений, необходимые для применения и исполнения технического регламента о безопасности колесных транспортных средств и осуществления оценки соответствия
(утв. постановлением Правительства РФ от 12 октября 2010 г. N 814)


1. Настоящий документ устанавливает правила и методы исследований (испытаний) и измерений, необходимые для применения и исполнения технического регламента о безопасности колесных транспортных средств, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2009 г. N  720 (далее - технический регламент), и осуществления оценки соответствия отдельных объектов технического регулирования, в отношении которых такие правила и методы исследований (испытаний) и измерений полностью или частично отсутствуют в документах в области стандартизации (далее соответственно - исследования (испытания) и измерения, объекты технического регулирования).

2. При осуществлении оценки соответствия объектов технического регулирования применяются следующие методы исследований (испытаний) и измерений:

а) визуальная оценка;

б) инструментальные измерения геометрических параметров;

в) измерение скорости движения транспортного средства;

г) измерение сил;

д) оценка функционирования;

е) экспертиза документации;

ж) проверка непрерывности электрической цепи и измерение электрического сопротивления;

з) проверка отсутствия утечки газа через соединения деталей свечи при разнице давлений мегапаскаля;

и) проверка скорости нагрева оболочки свечи.

3. Отбор образцов объектов технического регулирования, в отношении которых проводятся исследования (испытания) и измерения (далее - образцы), осуществляется в соответствии с техническим регламентом.

4. При проведении визуальной оценки:

а) образец находится в состоянии, обеспечивающем возможность его функционирования в соответствии с его прямым назначением (визуальная оценка может проводиться при неподвижном состоянии образца либо в случае необходимости при его функционировании, в том числе и при движении);

б) снятие и разборка образца не производится;

в) оцениваются характеристики образца, требования к которым содержатся в техническом регламенте;

г) средства измерений и испытательное оборудование не используются.

5. Инструментальные измерения геометрических параметров образца проводятся при его неподвижном состоянии с помощью соответствующих инструментов.

Тип используемого инструмента определяется особенностями измеряемой величины (рулетка, линейка, штангенциркуль, калибр и другие).

6. Измерение скорости движения транспортного средства, отобранного в качестве образца, проводится на мерном участке дороги, уклон которой не превышает 0,5 процента.

Перед проведением измерений агрегаты и шины транспортного средства должны быть прогреты до рабочей температуры пробегом по дороге с асфальтобетонным или булыжным покрытием протяженностью 10 - 20 километров со скоростями, соответствующими эксплуатационным скоростям движения.

При проведении испытательных заездов с целью проверки показаний спидометра проводятся заезды по испытательному участку протяженностью не менее 1 километра с постоянной скоростью, обеспечивающей безопасность движения.

Выполняются 5 заездов со скоростями от 30 километров в час до максимальной технически возможной скорости движения, измеряемыми по спидометру.

Время прохождения испытательного участка измеряется с точностью до 0,1 секунды. Расчетная скорость транспортного средства определяется с точностью до 0,1 километра в час и сравнивается с показаниями скорости по спидометру.

7. Измерение сил применяется для определения массы люка транспортного средства посредством проверки усилия, необходимого для его открытия.

Измерение сил производится путем приложения к образцу либо сил, значения которых известны, либо сил, непосредственно измеряемых измерительными устройствами (динамометрами). Точность измерения составляет 0,5 ньютона.

Измерение сил, проводимое в отношении аварийного люка транспортного средства, предназначенного для перевозки лиц, находящихся под стражей, применяется для проверки усилия, которое выдерживает люк с сохранением работоспособности. Для проведения испытания люк закрывается замковыми устройствами. Испытательная нагрузка величиной  ньютонов прикладывается снизу люка вертикально вверх на стальные пластины размером 330х100х20 миллиметров. Пластины располагают около замковых устройств. Широкая сторона пластины располагается параллельно узкой стороне люка. Первая пластина располагается на расстоянии 30 миллиметров от края люка, а вторая - на расстоянии 100 миллиметров от первой. Нагрузка повышается дискретно через  ньютонов. Под действием нагрузки, достигшей максимального значения, люк выдерживается 5 минут. Испытания повторяют при расположении пластин около петель.

При необходимости измеренное значение силы умножают на длину плеча ее приложения и получают расчетное значение крутящего момента.

8. Оценка функционирования образца производится путем его приведения в действие способом, предусмотренным инструкцией по эксплуатации. Для этого выполняются операции, описанные в техническом регламенте и подлежащие проверке.

При выполнении указанных операций или после их окончания (в зависимости от конкретных требований) проводится сравнение результатов операций с требованиями технического регламента.

9. Экспертиза документации, касающейся образца, предусматривает ее анализ с целью установления соответствия требованиям технического регламента конкретных технических параметров, результатов расчетов и другой информации, представленной заявителем в соответствии с требованиями технического регламента.

10. Для проверки непрерывности электрической цепи и измерения электрического сопротивления, проводимых в отношении цистерны, предназначенной для перевозки нефтепродуктов, устанавливаемой на транспортном средстве, используется омметр с погрешностью измерения не более 5 процентов измеряемой величины.

Измерения электрического сопротивления осуществляется между болтом заземления и точками на корпусе, оборудовании и деталях цистерны транспортного средства, предназначенного для перевозки нефтепродуктов. Отдельно измеряется электрическое сопротивление заземляющего устройства.

11. Проверка отсутствия утечки газа через соединения деталей свечи при разнице давлений  мегапаскаля проводится на стенде с пневматическим давлением указанной величины в течение 15 секунд.

12. Проверка скорости нагрева оболочки свечи проводится на установке, оборудованной устройством охлаждения, которое поддерживает в месте герметизации корпуса температуру ниже 30 градусов Цельсия.

13. Испытательные лаборатории (центры) самостоятельно определяют методики выполнения измерений, исходя из целей получения объективных характеристик свойств образцов, требования к которым содержатся в техническом регламенте.

Методики выполнения измерений, применяемые испытательными лабораториями (центрами), соответствуют национальному стандарту ГОСТ Р 8.563-2009, оформляются документально и обеспечивают воспроизводимость результатов измерений.

14. Для проведения исследований (испытаний) и измерений назначается ответственное лицо, которое несет ответственность за безопасность людей и оборудования. Лицо, ответственное за проведение исследований (испытаний) и измерений, контролирует и требует четкого соблюдения всех правил и инструкций по безопасности, а также разъясняет каждому участнику исследований (испытаний) и измерений его задание и обязанности и указывает рабочее место, которое необходимо занимать во время исследований (испытаний) и измерений.

При проведении дорожных испытаний необходимо соблюдать законодательство Российской Федерации в области безопасности дорожного движения, за исключением испытаний, проводимых на специально выделенных участках.

К проведению дорожных испытаний допускаются только опытные инженеры-испытатели и водители-испытатели, имеющие водительские удостоверения на право управления транспортным средством соответствующей категории.

Исследования (испытания) и измерения прекращаются при обнаружении неисправностей образца или испытательного оборудования либо при изменении их состояния (например, смещение или ослабление крепления образца к испытательному оборудованию), влияющих на безопасность исследований (испытаний) и измерений.

15. В процессе проведения исследований (испытаний) и измерений используются испытательное оборудование и средства измерений, способные обеспечить требуемый уровень точности.

Погрешность измерений должна составлять не более 3 процентов номинального значения измеряемой величины.

Указанные средства измерений должны быть утвержденного типа и поверены в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений.

16. Исследования (испытания) и измерения проводятся при следующих условиях:

а) образец полностью укомплектован согласно технической документации;

б) внешние условия (температура, давление, влажность, фоновый шум и другие) не выходят за пределы, предусмотренные техническими условиями и инструкцией по эксплуатации;

в) регулировочные параметры соответствуют требованиям технической документации изготовителя;

г) масса транспортного средства, в случае если ее величина может повлиять на результаты оценки соответствия, имеет максимальное значение.

17. Обработка результатов исследований (испытаний) и измерений проводится в соответствии с общетехническими правилами и процедурами.

18. Результаты оценки соответствия оформляются протоколом исследований (испытаний) и измерений (в произвольной форме), в котором указываются:

а) наименование испытательной лаборатории (центра), местонахождение, телефон, факс и адрес электронной почты;

б) идентификационные параметры образца;

в) условия проведения исследований (испытаний) и измерений;

г) описание методики проведения исследований (испытаний) и измерений со ссылкой на настоящий документ;

д) используемое испытательное (измерительное) оборудование и средства измерений;

е) перечень разделов (пунктов и подпунктов) технического регламента, содержащих требования, соответствие которым устанавливается, и результаты оценки соответствия в отношении каждого отдельного требования технического регламента;

ж) заключение о соответствии образца требованиям технического регламента;

з) должность, фамилия и подпись лица, проводившего исследования (испытания) и измерения;

и) должность, фамилия и подпись руководителя испытательной лаборатории (центра), заверенная печатью испытательной лаборатории (центра);

к) дата проведения исследований (испытаний) и измерений, дата оформления и регистрационный номер протокола.

19. В протоколе исследований (испытаний) и измерений могут указываться:

а) возможная погрешность измерений;

б) математические доказательства возможности применения формул, ранее не применявшиеся при аналогичных расчетах и не содержащиеся в справочной технической литературе, в случае если при обработке результатов использованы такие формулы;

в) возможность распространения результатов исследований (испытаний) и измерений на другие типы и модификации объекта технического регулирования, в отношении образца которого проведены исследования (испытания) и измерения.


Определены правила и методы исследований (испытаний) и измерений для применения и исполнения техрегламента о безопасности колесных транспортных средств. Они используются для оценки соответствия объектов, в отношении которых такие правила и методы не установлены документами в области стандартизации.

Применяются следующие методы исследований (испытаний) и измерений: визуальная оценка; инструментальные измерения геометрических параметров; измерение скорости движения транспортного средства; измерение сил; оценка функционирования; экспертиза документации; проверка непрерывности электрической цепи и измерение электрического сопротивления; проверка отсутствия утечки газа через соединения деталей свечи при разнице давлений 4+(-)0,05 мегапаскаля; проверка скорости нагрева оболочки свечи.

Приведена характеристика указанных методов. Испытательные лаборатории (центры) сами определяют методики измерений. Они должны соответствовать ГОСТ Р 8.563-2009, оформляться документально и обеспечивать воспроизводимость результатов измерений. Используются прошедшие поверку средства измерений утвержденного типа. Погрешность - не более 3% номинального значения измеряемой величины.

По результатам оценки составляется протокол.


Постановление Правительства РФ от 12 октября 2010 г. N 814 "Об утверждении правил и методов исследований (испытаний) и измерений, необходимых для применения и исполнения технического регламента о безопасности колесных транспортных средств и осуществления оценки соответствия"


Настоящее постановление вступает в силу по истечении 7 дней после дня его официального опубликования


Текст постановления опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 25 октября 2010 г. N 43 ст. 5505


Постановлением Правительства РФ от 10 февраля 2015 г. N 109 настоящее постановление признано утратившим силу


Актуальный текст документа