Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 19 апреля 2010 г. N А12-3156/2010
(извлечение)
Именем Российской Федерации
Индивидуальный предприниматель глава крестьянского фермерского хозяйства З.О.П. обратилась в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании незаконным решения Филиала N 11 Государственного учреждения - Волгоградское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации от 04.03.2010 N 273 о непринятии к зачету расходов, произведенных страхователем - плательщиком единого социального налога на цели обязательного социального страхования в сумме 71926 рублей 80 копеек, как несоответствующего статьям 3, 4, 8, Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", статьям 132, 135 Трудового кодекса Российской Федерации; об обязании территориального органа Фонда социального страхования Российской Федерации выделить средства в размере 71926 рублей 80 копеек (с учетом изменений в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Государственное учреждение - Волгоградское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации не признает заявленные требования, считая их необоснованными.
Изучив представленные документы, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, оценив их доводы, арбитражный суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Из представленных документов усматривается, что 08.12.2006 в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей внесена запись о зарегистрированном до вступления в силу части первой Гражданского кодекса Российской Федерации крестьянском (фермерском) хозяйстве), главой которого является З.О.П. (свидетельство серии 34 N 002890473).
Работодателем - главой крестьянского (фермерского) хозяйства З.О.П. заключен трудовой договор от 01.10.2009 N 3 с Л.М.Ю. (до регистрации брака - З.М.Ю.), принятой на должность бухгалтера с 01.10.2009 по совместительству с установлением заработной платы в размере 20000 рублей в месяц.
Муниципальным учреждением здравоохранения "Клиническая больница N 5" Л.М.Ю. был выдан больничный листок от 01.12.2009 серии ВХ N 1459373, причина нетрудоспособности - отпуск по беременности и родам сроком с 01.12.2009 по 19.04.2010.
По указанному листку нетрудоспособности главой крестьянского (фермерского) хозяйства З.О.П. было начислено и выплачено Л.М.Ю. пособие по беременности и родам в размере 91802 рубля 20 копеек, что подтверждается платежной ведомостью от 11.12.2009 N 11.
Материалами дела установлено, что 25.12.2009 в Филиал N 11 Государственного учреждения - Волгоградское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации поступило заявление главы крестьянского (фермерского) хозяйства З.О.П. на выделение средств по беременности и родам в сумме 91802 рублей 80 копеек, назначенных по больничному листку серии ВХ N 1459373 по совместительству с 01.12.2009 по 19.04.2010 и выплаченное по платежной ведомости от 11.12.2009 N 11 бухгалтеру Л.М.Ю.
При обращении страхователя главы крестьянского (фермерского) хозяйства З.О.П. за выделением денежных средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на сумму 91802 рублей 20 копеек сотрудниками Филиала N 11 Государственного учреждения - Волгоградское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации проведена камеральная проверка по выделению средств на осуществление (возмещение) расходов по обязательному социальному страхованию или обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Решением Филиала N 11 Государственного учреждения - Волгоградское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации от 01.02.2010 N 273 главе крестьянского (фермерского) хозяйства З.О.П. на осуществление расходов на цели обязательного социального страхования, произведенных страхователем - плательщиком единого социального налога в счет погашения начисленного единого социального налога, подлежащего зачислению в Фонд, выделены средства в сумме 19875 рублей 40 копеек.
Согласно решению Филиала N 11 Государственного учреждения - Волгоградское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации от 04.03.2010 N 273 не приняты к зачету расходы, произведенные страхователем - плательщиком единого социального налога - главой крестьянского (фермерского) хозяйства З.О.П., в сумме 71926 рублей 80 копеек (за декабрь 2009 года).
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ (в ред. от 24.07.2009) "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора.
Согласно подпункту 7 пункта 2 статьи 8 Закона N 165-ФЗ пособие по беременности и родам является одним из видов страхового обеспечения.
В силу статьи 4 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (далее - Закон N 81-ФЗ) выплата пособия по беременности и родам производится за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.
Размеры и порядок обеспечения пособиями по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию, предусмотрены статьями 10, 11 и 14 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ (в ред. от 24.07.2009 "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ).
В силу пункта 7 статьи 14 Закона N 255-ФЗ особенности порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, в том числе для отдельных категорий застрахованных лиц, определяются Правительством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 14 Закона N 255-ФЗ Правительство Российской Федерации постановлением от 15.06.2007 N 375 утвердило Положение об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (в ред. от 19.10.2009).
Пунктом 3 частью 1 статьи 11 Закона N 165-ФЗ предусмотрено, что страховщики вправе не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации.
Из существа вышеуказанных нормативных актов и пункта 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды" следует, что возмещение средств из Фонда социального страхования является восстановительной мерой, направленной на компенсацию реальных затрат страхователя, а создание предпринимателем искусственной, экономически необоснованной ситуации для получения средств Фонда является основанием для отказа в удовлетворении требования о возмещении таких расходов.
Глава крестьянского фермерского хозяйства З.О.П. вправе принять на работу любое лицо и установить ему вознаграждение в любом размере, что не противоречит статьям 132, 135 Трудового кодекса Российской Федерации, регламентирующих вопросы установления заработной платы. Однако в рассматриваемом случае спор возник о правомерности предъявления к зачету расходов, произведенных в пользу застрахованного лица, и разрешение его не может ставиться в зависимость только от наличия у заявителя полномочий в сфере гражданско-правовых отношений.
Суд считает, что в данном случае необходимо исходить из положений статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, которой установлен запрет на действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах.
Из материалов дела следует, что расчет пособия по беременности и родам страхователем произведен исходя из ставки бухгалтера согласно штатному расписанию за полный день работы - 20000 руб., однако в табелях учета рабочего времени указано, что Л.М.Ю. работала по 4 часа в день.
В то же время статьей 282 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) определено, что совместительство - это выполнение работником другой регулярно оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время.
Статьей 284 ТК РФ установлено, что продолжительность рабочего времени при работе по совместительству не должна превышать четырех часов в день. В дни, когда по основному месту работы работник свободен от исполнения трудовых обязанностей, он может работать по совместительству полный рабочий день (смену). В течение одного месяца (другого учетного периода) продолжительность рабочего времени при работе по совместительству не должна превышать половины месячной нормы рабочего времени (нормы рабочего времени за другой учетный период), установленной для соответствующей категории работников.
Согласно статье 285 ТК РФ оплата труда лиц, работающих по совместительству, производится пропорционально отработанному времени, в зависимости от выработки либо на других условиях, определенных трудовым договором.
Изменения в штатное расписание о введении с 01.10.2009 штатной единицы должности бухгалтера внесены З.О.П. 30.09.2009, в день издания приказа N 2 о принятии на работу Л.М.Ю. и за два месяца до наступления страхового случая (временной нетрудоспособности по беременности и родам).
При этом следует учесть, что ранее в крестьянском (фермерском) хозяйстве), главой которого является З.О.П., должность бухгалтера в штатном расписании отсутствовала, доплата за исполнение обязанностей бухгалтера никому не начислялась, после ухода Л.М.Ю. должность бухгалтера не замещена.
Кроме того, Л.М.Ю. зарегистрирована и проживает в Волгограде. Основное место работы Л.М.Ю. - общество с ограниченной ответственностью "Р.", находящееся в Волгограде. Страхователь глава крестьянского фермерского хозяйства З.О.П. зарегистрирована за пределами города Волгограда - в х. Новомаксимовский Суровикинского района Волгоградской области.
Из табелей учета рабочего времени, составленных главой крестьянского фермерского хозяйства З.О.П., следует, что Л.М.Ю. за период с 01.10.2009 по 31.10.2009, с 01.11.2009 по 31.11.2009 исполняла обязанности бухгалтера в течение 43 рабочих дней (по 4 часа в день).
В табеле учета рабочего времени по основному месту работы в обществе с ограниченной ответственностью "Р." указано, что Л.М.Ю. с 06.10.2009 по 20.11.2009 не являлась на работу в связи с болезнью, что подтверждается листком нетрудоспособности серии ВХ N 1459000 (период освобождения от работы - с 06.10.2009 по 21.10.2009, режим - стационарный), листком нетрудоспособности серии ВХ N 1458479 (период освобождения от работы - с 22.10. по 05.11.2009, режим - амбулаторный), листком нетрудоспособности серии ВХ N 1459962 (период освобождения от работы - с 06.11.2009 по 20.11.2009).
В листках нетрудоспособности указана причина нетрудоспособности - заболевание, а также лечебно-охранительный режим: стационарный, амбулаторный. Если пациент нарушает указанный режим, то в соответствующей строке указывают его вид: несоблюдение предписанного режима, выход на работу без выписки, самовольный уход из стационара, выезд на лечение в другой административный район без разрешения лечащего врача, и другое. Если нарушений режима не было, данная графа не заполняется. В представленных листках нетрудоспособности серии ВХ N 1459000, серии ВХ N 1458479, серии ВХ N 1459962 отсутствуют отметки о нарушении Л.М.Ю. лечебно-охранительного режима.
Нормами действующего законодательства не предусмотрено, что лицо, освобожденное от работы на основании листка нетрудоспособности вправе в этот период выполнять трудовые функции и получать одновременно заработную плату и пособие по временной нетрудоспособности.
Таким образом, Л.М.Ю., находясь на амбулаторном и стационарном лечении, в период освобождения от работы в связи с заболеванием не имела возможности исполнять трудовые обязанности бухгалтера в крестьянском фермерском хозяйстве З.О.П.
Учитывая изложенные обстоятельства, а также то, что оформление сотрудницы на должность бухгалтера произведено непосредственно перед наступлением страхового случая, суд делает вывод о необоснованном исчислении пособия исходя из оклада бухгалтера и представлении З.О.П. документов об этом в фонд социального страхования. Действия главы крестьянского фермерского хозяйства в данном случае направлены на неправомерное возмещение за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации пособия по беременности и родам.
Рассмотрев представленные документы, оценив их во взаимосвязи и в совокупности, суд пришел к выводу о злоупотреблении заявителем - главой крестьянского фермерского хозяйства З.О.П. своим правом, выразившимся в преднамеренном введении в штатное расписание должности бухгалтера, которая после ухода Л.М.Ю. не была замещена, и в установлении застрахованному лицу завышенного должностного оклада, то есть о направленности указанных действий на неправомерное возмещение средств за счет Фонда социального страхования. При таких обстоятельствах суд применяет к рассматриваемой правовой ситуации статью 10 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В данном случае глава крестьянского фермерского хозяйства З.О.П. не может считаться добросовестным лицом, так как целью ее действий является искусственное создание условий для получения возмещения из средств Фонда социального страхования.
Суд считает, что оспариваемое решение соответствует статьям 3, 4, 8, Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", статьям 132, 135 Трудового кодекса Российской Федерации.
Права и охраняемые законом интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности оспариваемым решением не нарушаются.
При таких обстоятельствах отсутствуют основания для удовлетворения заявленных требований.
Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
Отказать в удовлетворении требований индивидуального предпринимателя главы крестьянского фермерского хозяйства З.О.П. о признании незаконным и не соответствующим статьям 3, 4, 8, Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", статьям 132, 135 Трудового кодекса Российской Федерации решения Филиала N 11 Государственного учреждения - Волгоградское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации от 04.03.2010 N 273 о непринятии к зачету расходов, произведенных страхователем - плательщиком единого социального налога на цели обязательного социального страхования в сумме 71926 рублей 80 копеек, об обязании Государственного учреждения - Волгоградское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации выделить индивидуальному предпринимателю главе крестьянского фермерского хозяйства З.О.П. средства в размере 71926 рублей 80 копеек.
Решение может быть обжаловано в месячный срок в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 19 апреля 2010 г. N А12-3156/2010
Текст решения официально опубликован не был