Отметить, что за пять лет проведения реформы пройдены первые важные этапы преобразований в аграрном секторе.
На селе реально сложилась многоукладная экономика. Воссоздан институт частной собственности на землю, около 12 млн. селян стали обладателями земельных долей (паев), до 44 млн. семей имеют землю в частной собственности.
Развиваются коллективные, кооперативные, акционерные и другие частные сельскохозяйственные предприятия. В стране функционирует 280 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств. Заметно возросла роль личных подсобных хозяйств населения, которые производят 43% всей валовой продукции сельского хозяйства.
Осуществлены преобразования в отраслях, обслуживающих сельское хозяйство.
Ведется работа по созданию сети оптовых продовольственных рынков и служб аграрного маркетинга.
Положительно сказалась и поддержка государства, особенно покупка горюче-смазочных материалов по товарному кредиту для проведения весенне-полевых работ, приобретение сельскохозяйственной техники, племенного скота и элитных семян на условиях лизинга, компенсация части затрат на приобретение минеральных удобрений, использование электроэнергии.
Вместе с тем реформы на селе проходят в условиях кризиса, обусловленного как давними, ранее не решенными проблемами, так и общим тяжелым положением всей экономики страны.
Обострился диспаритет цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию. Существенно сократились капиталовложения в аграрную сферу. Государственная финансовая поддержка осуществляется недостаточно и с большим опозданием.
В результате производство валовой продукции сельского хозяйства сократилось по сравнению с 1990 годом на 33 процента. По многим видам продукции снизилась товарность, ухудшилось большинство других показателей, характеризующих аграрную экономику.
Спад производства в аграрном секторе не остановлен. В 1995 году показатели интенсивности ведения хозяйства (урожайность, надои, привесы), численность скота и птицы продолжали снижаться. Стало меньше вноситься удобрений, стареет машинно-тракторный парк, ощущается нехватка горючесмазочных материалов. Заработная плата на селе самая низкая среди других отраслей народного хозяйства.
В целях стабилизации экономического положения в агропромышленном комплексе, дальнейшего углубления аграрной реформы коллегия постановляет:
1. Департаментам, главным управлениям и управлениям Министерства совместно с организациями, взаимодействующими с Министерством, территориальными органами управления агропромышленным комплексом направить усилия на поддержку сельских товаропроизводителей, в том числе крестьянских (фермерских) хозяйств, их ассоциаций и кооперативов, личных подсобных хозяйств граждан, садоводческих и огородных товариществ, пищевых и перерабатывающих предприятий, на создание им благоприятных условий для производства, сбыта и переработки сельскохозяйственной продукции. Содействовать развитию кооперативных отношений в агропромышленном комплексе, поддержке создания сельскохозяйственными товаропроизводителями перерабатывающих, агросервисных, кредитных и других видов кооперативов.
2. Главэкономики, Главагрополитике, Управлению аграрного предпринимательства, Пищепромдепартаменту, территориальным органам управления агропромышленным комплексом субъектов Российской Федерации оказывать помощь в реформировании экономически слабых и убыточных хозяйств, их реорганизации и созданию на их базе эффективных хозяйственных структур и крестьянских (фермерских) хозяйств. Совершенствовать экономический механизм внутрихозяйственных отношений, оказывать поддержку становлению малого бизнеса в области производства, сбыта и переработки сельскохозяйственной продукции, способствовать устранению монополии и формированию конкурентной сферы в агропромышленном комплексе.
3. Главфинуправлению, Главэкономики, Главводхозу, Главинвестстрою, Управлению ценовой политики погасить в 1996 году задолженность предприятиям и организациям агропромышленного комплекса за выполненные работы по мелиорации земель и строительству объектов, финансирование которых осуществлялось за счет средств федерального бюджета, погасить задолженность средних специальных учебных заведений за 1996 год по заработной плате в размере 4 млрд. рублей и по коммунальным услугам - 97,5 млрд. рублей. Создать систему краткосрочного и долгосрочного кредитования и страхования сельских товаропроизводителей.
4. Главэкономики, Главвнешсвязям принять меры по защите отечественных товаропроизводителей от экспансии импортного продовольствия.
5. Главвнешсвязям, Управлению по разработке и финансированию международных инвестиционных проектов совместно с заинтересованными подразделениями Министерства:
продолжить работу по формированию договорно-правовой базы сотрудничества с зарубежными странами и международными организациями в области АПК в целях использования этого сотрудничества для повышения эффективности агропромышленного производства и проведения аграрной реформы;
принять меры к привлечению иностранных инвестиций, займов и технической помощи международных финансовых организаций и форм в сферу АПК для реализации приоритетных проектов и программ.
6. Главкадрам, Главвузам, Управлению средних специальных учебных заведений совместно с департаментами, главными управлениями и управлениями Министерства, территориальными органами управления агропромышленным комплексом субъектов Российской Федерации продолжить работу по выполнению приказа Минсельхозпрода России от 17 января 1995 г. N 12 "Об организации работы по реализации Программы кадрового обеспечения аграрной реформы в условиях перехода к рынку". Считать одной из приоритетных задач в предстоящий период подготовку и повышение квалификации кадров для работы в условиях рыночной экономики, укрепление кадровых служб, поддержку высшего, среднего профессионального и дополнительного образования.
7. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителей Министра.
Министр |
В.Н.Хлыстун |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Минсельхозпрода РФ от 21 июня 1996 г. N 4-6 "О ходе аграрной реформы и стабилизации агропромышленного производства в соответствии с Программой стабилизации и развития агропромышленного производства на 1996 - 2000 годы, Указами Президента Российской Федерации от 7 марта 1996 г. N 337 "О реализации конституционных прав граждан на землю" и от 16 апреля 1996 г. N 565 "О мерах по стабилизации экономического положения и развитию реформ в агропромышленном комплексе"
Текст постановления официально опубликован не был