Соглашение о взаимодействии органов Минприроды России и Роскомнедра в части государственного контроля за охраной окружающей природной среды на объектах недропользования (утв. Минприроды РФ и Роскомнедра 27 марта 1995 г.)

Соглашение
о взаимодействии органов Минприроды России и Роскомнедра в части государственного контроля за охраной окружающей природной среды на объектах недропользования
(утв. Минприроды РФ и Роскомнедра 27 марта 1995 г.)


Настоящее соглашение составлено на основании Законов Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды" и "О недрах", Положения о Министерстве охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации, Положения о Комитете Российской Федерации по геологии и использованию недр и Положения об органах государственного геологического контроля в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 09.09.93 N 899, Постановления Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 N 943 "О специально уполномоченных государственных органах Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды".

ГАРАНТ:

Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 1998 г. N 1594 установлено, что специально уполномоченными государственными органами РФ в области охраны окружающей природной среды являются Госкомэкология РФ и его территориальные органы, которые в пределах своей компетенции координируют деятельность специально уполномоченных государственных органов РФ в области охраны окружающей природной среды и их территориальных органов, осуществляющих эти функции в соответствующих сферах управления


Соглашение устанавливает основные направления и принципы взаимодействия Минприроды России и Роскомнедра и их территориальных органов при осуществлении государственного контроля за охраной окружающей среды на объектах недропользования.

При осуществлении контрольной деятельности на объектах недропользования компетенция Минприроды России и Роскомнедра и их территориальных органов распределяется следующим образом:

- Минприроды России осуществляет государственный экологический контроль за воздействием недропользования на состояние атмосферного воздуха, поверхностных вод, почв, естественных ландшафтов, растительного и животного мира, а также на состояние водной среды и дна внутренних водоемов, территориального моря, морей исключительной экономической зоны Российской Федерации, континентального шельфа Российской Федерации за границей исключительной экономической зоны и участков Мирового океана, закрепленных за Российской Федерацией;

- Роскомнедра осуществляет государственный контроль за рациональным использованием недр при недропользовании ниже подошвы слоя почвы и донного ила до глубины, доступной для геологического изучения и освоения. Контроль осуществляется на площадках, определенных лицензиями на право пользования недрами, а также на площадях региональных и других геологических работ, осуществляемых без лицензии.

Настоящее соглашение может быть расторгнуто, изменено или дополнено только по согласованию сторон.

1. Государственный экологический контроль и контроль за рациональным использованием и охраной недр осуществляется на следующих объектах недропользования:

- геологического изучения недр;

- добычи полезных ископаемых и использования отходов горнодобывающего и связанного с ним перерабатывающего производств;

- строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

- особо охраняемых геологических объектах, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение (научные и учебные полигоны, геологические заповедники, памятники природы, пещеры и другие подземные полости).

2. Основными направлениями взаимодействия Минприроды России и Роскомнедра в части государственного контроля на объектах недропользования является контроль за:

- соблюдением недропользователями требований закона Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды";

- выполнением недропользователями условий охраны окружающей среды, установленных в лицензиях на право пользования недрами и согласованных Минприроды России или его территориальными органами;

- выполнением при осуществлении работ по геологическому изучению недр требований регламентов, методических руководств и иных нормативных документов в части охраны недр, утвержденных Роскомнедра, и в части охраны окружающей природной среды - Минприроды России;

- соблюдением недропользователями условий размещения извлекаемых из недр горных пород и полезных ископаемых, обеспечивающих выполнение требований охраны окружающей природной среды;

- соблюдением требований охраны окружающей природной среды в пределах участков недр, представляющих особую научную и культурную ценность в части соблюдения условий содержания природных геологических заповедников стратотипических и опорных резервов, отдельных геологических памятников природы, уникальных скоплений ископаемой фауны и флоры.

3. Распределение функций Минприроды России и Роскомзема при осуществлении государственного контроля за рациональным использованием, охраной недр и окружающей природной среды.

Роскомнедра Минприроды России
1 2
В рамках государственного
контроля за рациональным ис-
пользованием и охраной недр
осуществляет контроль за:
- соблюдением всеми пользова-
телями недр, независимо от ве-
домственной подчиненности и
форм собственности, требований
законодательства о недрах;
- выполнением государственных
и региональных программ разви-
тия и использования минераль-
но-сырьевой базы, а также соб-
людением при производстве гео-
логических работ, выполняемых
за счет государственных
средств, требований, методичес-
ких указаний и иных документов,
регламентирующих их проведение;
- полнотой изучения геологи-
ческого строения недр, горно-
технических, гидрогеологичес-
ких и других условий разработ-
ки разведанных месторождений
полезных ископаемых, строитель-
ства и эксплуатации подземных
сооружений, не связанных с до-
бычей полезных ископаемых;
- соблюдением недропользовате-
лями установленного законода-
тельством о недрах порядка
пользования недрами, требований
(правил, норм) и обязанностей
по рациональному использованию
по охране недр, условий пользо-
вания недрами, определенных в
лицензиях;
- работами по охране от заг-
рязнения и истощения подземных
вод всех типов;
- правильностью разработки
месторождений в части выемки
запасов и комплексности исполь-
зования полезных ископаемых;
- правильностью разработки и
охраны минеральных ресурсов,
залегающих в недрах под дном
внутренних водоемов, территори-
ального моря, морей исключи-
тельной экономической зоны Рос-
сийской Федерации, континен-
тального шельфа Российской Фе-
дерации за границами исключи-
тельной экономической зоны и
участков Мирового океана, зак-
репленных за Российской Фе-
дерацией;
- учетом состояния движения
запасов и потерь полезных иско-
паемых и содержащихся в них це-
нных компонентов при их добыче,
недопущением порчи разрабатыва-
емых и расположенных рядом мес-
торождений полезных ископаемых
в результате проводимых горных
работ, соблюдением очередности
отработки выемочных единиц, не-
допущением выборочной отработки
месторождений;
- сохранением и учетом попутно
добываемых, временно не исполь-
зуемых полезных ископаемых, ра-
циональным использованием вскрыш-
ных пород, отходов горного и
перерабатывающего производств и
правильным их размещением;
- предотвращением самовольного
пользования недрами, необосно-
ванной и самовольной застройки
площадей залегания полезных ис-
копаемых, работами по предотв-
ращению негативных последствий,
связанных с пользованием недра-
ми и отрицательно влияющих на
сохранность эксплуатируемых и
находящихся на консервации гор-
ных выработок и буровых скважин,
а также подземных сооружений;
- достоверностью и обоснован-
ностью представляемых недро-
пользователями материалов для
списания с учета предприятий
запасов полезных ископаемых,
утративших промышленное значе-
ние, потерянных в процессе до-
бычи и не подтвердившихся при
разработке месторождений;
- соблюдением установленного
порядка расчета и правильностью
исчисления размеров платежей за
право пользования недрами;
- соблюдением установленных
норм и правил ликвидации и кон-
сервации предприятий по добыче
полезных ископаемых и объектов
недропользования, не связанных
с добычей полезных ископаемых.
1. В рамках координации дея-
тельности специально уполномо-
ченных органов в области охраны
окружающей природной среды на
объектах недропользования осу-
ществляет:
- рассмотрение результатов
контрольной деятельности Госге-
олконтроля на объектах недро-
пользования в части охраны ок-
ружающей природной среды;
- внесение предложений по про-
ведению внеплановых проверок
состояния окружающей среды на
объектах недропользования, ока-
зывающих негативное воздействие
на природную обстановку;
- привлечение специалистов
госгеолконтроля, в пределах их
компетенции, для работы в сос-
таве комиссий по нештатным си-
туациям и др.
2. Осуществляет государствен-
ный экологический контроль за:
- выполнением недропользовате-
лями экологических требований
законодательства Российской Фе-
дерации на объектах недрополь-
зования;
- соблюдением владельцами ли-
цензий на недропользование эко-
логических условий, определен-
ных в лицензиях, а также лими-
тов выбросов, сбросов загрязня-
ющих веществ в окружающую сре-
ду;
- соблюдением норм качества
водной среды и донных отложений
и сохранением биологических ре-
сурсов внутренних водоемов,
территориального моря, морей
исключительной экономической
зоны Российской Федерации при
разведке и разработке минераль-
ных ресурсов в недрах под этими
водными объектами и в недрах
континентального шельфа Рос-
сийской Федерации за границами
исключительной экономической
зоны, а также участков дна Ми-
рового океана, закрепленных за
Российской Федерацией;
- соблюдением норм экологи-
ческой безопасности при разме-
щении (складировании, хранении)
попутно добываемых, временно
неиспользуемых полезных ископа-
емых, вскрышных пород, отходов
горного и перерабатывающих про-
изводств, а также норм других
вредных воздействий, оказывае-
мых недропользователями на ок-
ружающую природную среду как в
границах горного отвода, так и
за его пределами;
- порядком проведения наблюде-
ний в рамках деятельности еди-
ной системы экологического мо-
ниторинга;
- правильностью исчисления
сумм платежей за загрязнение
окружающей среды выбросами,
сбросами, размещением отходов
недропользования и соблюдением
установленного порядка внесения
платежей.
3. Участвует в комиссиях по:
- приемке выполненных работ по
ликвидации и консервации пред-
приятий по добыче полезных иско-
паемых и объектов недропользо-
вания, не связанных с добычей
полезных ископаемых;
- приемке в эксплуатацию
предприятий, осуществляющих до-
бычу полезных ископаемых и ис-
пользование недр в целях, не
связанных с добычей полезных
ископаемых.
4. Согласовывает материалы по
созданию и устанавливает эколо-
гические требования по содержа-
нию природных геологических за-
поведников, стратотипических и
опорных разрезов, отдельных ге-
ологических памятников природы,
уникальных скоплений ископаемой
фауны и флоры и осуществляет
государственный экологический
контроль за их соблюдением.

4. Порядок реализации Соглашения.

4.1. Взаимодействие осуществляется путем:

- разработки планов совместных проверок и их проведения на объектах недропользования;

- разработки нормативных документов, регламентирующих порядок проведения государственного экологического и геологического контроля на объектах недропользования;

- создания совместных комиссий и проведения оперативных проверок состояния окружающей среды при возникновении нештатных ситуаций на объектах недропользования;

- обмена оперативной информацией о выявленных нарушениях в части охраны окружающей среды и недр при проведении поверок, выполненных контрольными органами сторон.

4.2. Взаимодействие в области государственного контроля Минприроды России и Роскомнедра осуществляется:

на уровне центральных аппаратов в части:

- организации совместных проверок на объектах федерального значения и по поручениям Правительства Российской Федерации;

- совместной подготовки законопроектов, разработки и пересмотра нормативных документов по вопросам государственного экологического и государственного геологического контроля;

- обмена сводной информацией о результатах контрольной деятельности в области охраны окружающей природной среды на объектах недропользования;

на уровне территориальных (региональных) органов Минприроды России и Роскомзема в части:

- организации и проведения на объектах недропользования совместных проверок по направлениям и функциям, перечисленным в пп. 2 и 3 настоящего соглашения;

- обмена информацией о результатах контрольной деятельности в области охраны окружающей природной среды на объектах недропользования;

- выполнения поручений Минприроды России и Роскомнедра, в том числе проведение совместных оперативных проверок при возникновении нештатных ситуаций.

4.3. Сроки проведения совместных проверок и перечень рассматриваемых вопросов определяются согласованным годовым планом работ Минприроды России и Роскомнедра.

4.4. Контрольные органы Минприроды России и Роскомнедра обязуются бесплатно обеспечивать друг друга действующими ведомственными инструкциями, методическими указаниями, другими регламентирующими контрольную деятельность документами, необходимыми для проведения проверок.


Начальник Главного управления
нормативно-правового
регулирования Минприроды России

Ю.Л. Максименко


Начальник Управления
Госгеолконтроля Роскомнедра
Член коллегии Роскомнедра

А.В. Есипов



Соглашение о взаимодействии органов Минприроды России и Роскомнедра в части государственного контроля за охраной окружающей природной среды на объектах недропользования (утв. Минприроды РФ и Роскомнедра 27 марта 1995 г.)


Текст соглашения официально опубликован не был





Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.