Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа
от 12 февраля 2001 г. N А69-298/00-3-Ф02-93/01-С1
(извлечение)
Тувинская лицензионно-регистрационная палата обратилась в Арбитражный суд Республики Тыва с иском к Управлению Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Республике Тыва (УМНС РФ по РТ) о признании недействительным решения N 17-12-11 от 18.06.2000 о привлечении к налоговой ответственности: о взыскании налога с продаж, перечисленного при взыскании платы за выдачу лицензий, взыскание пени по этому налогу, штрафа по статье 122 Налогового кодекса Российской Федерации за непредставление документов.
Решением Арбитражного суда Республики Тыва от 1 августа 2000 г. по делу N А69-298/00-3 в удовлетворении иска было отказано по тем основаниям, что плата, взимаемая Тувинской лицензионно-регистрационной палатой за лицензирование на свой расчетный счет, не является целевым ресурсом бюджета, а является источником их хозрасчетного содержания, поэтому подлежит налогообложению.
Постановлением апелляционной инстанции от 13 ноября 2000 г. Арбитражного суда Республики Хакасия решение от 1 августа 2000 г. Арбитражного суда Республики Тыва по делу N А69-298/00-3 отменено. Иск удовлетворен. Признано недействительным решение УМНС РФ по РТ N 17-12-11 от 18.06.2000, принятое в отношении Тувинской лицензионно-регистрационной палаты.
В кассационной жалобе УМНС РФ по РТ просит отменить постановление апелляционной инстанции ввиду неправильного применения норм материального права. По мнению заявителя кассационной жалобы, судом не учитывалось, что в соответствии со статьей 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации доходы бюджетов образуются, в том числе за счет налоговых и неналоговых доходов. К налоговым доходам относятся, в том числе доходы от платных услуг, оказываемых соответствующими органами.
В статьях 15 и 16 Закона N 158-ФЗ от 25.09.98 "О лицензировании отдельных видов деятельности" закреплено, что суммы лицензионных сборов за выдачу лицензий зачисляются в соответствующие бюджеты и финансирование лицензирования производится в пределах средств, выделяемых на содержание лицензирующих органов из соответствующих бюджетов.
В п. 5.2 Положения о Тувинской лицензионно-регистрационной палате также закреплено, что финансирование деятельности палаты осуществляется за счет бюджета Республики Тыва.
Дело рассматривается в порядке, установленном главой 21 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В рассмотрении дела объявлялся перерыв на основании статьи 117 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации до 12.02.2001.
Тувинская лицензионно-регистрационная палата и УМНС РФ по РТ о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (почтовые уведомления NN 58-59 от 15.01.01), однако представители сторон на судебное заседание не явились, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие.
Рассмотрев материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения норм материального права и норм процессуального права по данному делу, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает, что оснований для удовлетворения кассационной жалобы нет.
Из материалов дела следует, что УМНС РФ по РТ проведена выездная налоговая проверка Тувинской лицензионно-регистрационной палаты, по результатам которой составлен акт N 17-12-11 от 30.05.2000 и вынесено решение N 17-12-11 от 18.06.2000 о привлечении к налоговой ответственности. При проведении проверки было установлено, что, осуществляя лицензирование различных видов деятельности и взимая с организаций и физических лиц лицензионный сбор, Тувинская лицензионно-регистрационная палата в 1999 году и 1 квартале 2000 г. не исчисляла и не уплачивала с полученных сумм налог с продаж и не представляла расчеты по данному налогу в налоговый орган.
Решением УМНС РФ по РТ с Тувинской регистрационно-лицензионной палаты взыскан налог с продаж в сумме 48678 руб., начислена пеня за задержку уплаты указанного налога в сумме 16166 руб., а также штраф в размере 20% от начисленной суммы налога - 9736 руб. (на основании п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации) и штраф за непредставление расчетов по налогу с продаж (на основании п. 1 ст. 126 Налогового кодекса Российской Федерации) в размере 250 руб.
Констатируя наличие у Тувинской лицензионно-регистрационной палаты обязанности по уплате налога с сумм полученных лицензионных сборов, налоговый орган исходил из того, что Тувинская лицензионно-регистрационная палата не перечисляла в полном объеме в бюджет суммы полученных лицензионных сборов, используя их часть на покрытие расходов на собственное содержание согласно утвержденной сметы. По мнению налогового органа, указанное обстоятельство лишает Тувинскую лицензионно-регистрационную палату права на льготу, предусмотренную статьей 3 Закона Республики Тыва "О налоге с продаж", согласно которой не являются объектом налогообложения по налогу с продаж стоимость услуг, оказываемых уполномоченными органами государственной власти и органами местного самоуправления, за которые взимаются соответствующие виды пошлин и сборов.
Принимая решение, суд апелляционной инстанции правомерно руководствовался следующей нормативной базой.
В соответствии со статьей 3 Закона Республики Тыва N 126 от 18.01.99 "О налоге с продаж" (в редакции Закона Республики Тыва от 12.03.99 N 168) объектом налогообложения указанным налогом является стоимость товаров (работ, услуг), реализуемых в розницу или оптом за наличный расчет. При этом п.2 статьи 3 данного закона определяет, что не является объектом налогообложения указанным законом стоимость услуг, оказываемых уполномоченными органами государственной власти и органов местного самоуправления, за которые взимаются соответствующие виды пошлин и сборов.
Статья 15 Федерального закона N 158-ФЗ от 25.09.98 "О лицензировании отдельных видов деятельности" за выдачу лицензии взимается лицензионный сбор, размер которого устанавливается Правительством Российской Федерации в положениях о лицензировании конкретных видов деятельности.
В соответствии с п. 1 Постановления Правительства Республики Тыва от 17.09.97 N 478 и п.1.3 Положения о Тувинской регистрационно-лицензионной палате, утвержденного названным постановлением, Тувинская регистрационно-лицензионная палата является государственным органом при Правительстве Республики Тыва, уполномоченным на лицензирование отдельных видов деятельности на территории Республики Тыва. Таким образом, взимая лицензионный сбор, Тувинская лицензионно-регистрационная палата осуществляет функции, возложенные на нее законом.
Доводы кассационной жалобы не могут служить основанием считать, что постановление апелляционной инстанции не соответствует нормам права.
Как правильно указал суд апелляционной инстанции, в соответствии со статьей 15 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" предусмотрена обязанность лицензирующих органов зачислять суммы лицензионных сборов за выдачу лицензий в соответствующие бюджеты.
Неисполнение обязанности лицензирующего органа по зачислению лицензионного сбора в бюджет не изменяет природы лицензионного сбора как бюджетного платежа, является предметом не налоговых, а бюджетных правоотношений.
Пункт 1 статьи 6 Закона Республики Тыва "О налоге с продаж" устанавливает, что при реализации товаров (работ, услуг) сумма налога определяется как соответствующая налоговой ставке процентная доля цены товара без учета налога с продаж и включается в цену товара, предъявляемую к оплате покупателю. Иного способа расчета налога закон не устанавливает. Самостоятельное же установление лицензирующим органом размера лицензионного сбора Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности" не допускается.
Статья 3 Закона Российской Федерации N 126 от 18.01.99 "О налоге с продаж" не содержит законодательных условий освобождения лицензионных сборов от налогообложения.
Таким образом, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает, что постановление апелляционной инстанции, принятое в соответствии с нормами материального и процессуального права, законно и обоснованно, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 175-177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
Постановление апелляционной инстанции от 13 ноября 2000 г. Арбитражного суда Республики Хакасия по делу N А69-298/00-3 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Решением УМНС РФ по РТ с Тувинской регистрационно-лицензионной палаты взыскан налог с продаж в сумме 48678 руб., начислена пеня за задержку уплаты указанного налога в сумме 16166 руб., а также штраф в размере 20% от начисленной суммы налога - 9736 руб. (на основании п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации) и штраф за непредставление расчетов по налогу с продаж (на основании п. 1 ст. 126 Налогового кодекса Российской Федерации) в размере 250 руб.
...
Статья 15 Федерального закона N 158-ФЗ от 25.09.98 "О лицензировании отдельных видов деятельности" за выдачу лицензии взимается лицензионный сбор, размер которого устанавливается Правительством Российской Федерации в положениях о лицензировании конкретных видов деятельности.
...
Как правильно указал суд апелляционной инстанции, в соответствии со статьей 15 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" предусмотрена обязанность лицензирующих органов зачислять суммы лицензионных сборов за выдачу лицензий в соответствующие бюджеты."
Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 12 февраля 2001 г. N А69-298/00-3-Ф02-93/01-С1
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании