Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 13 июня 2002 г. N А78-520/02-С2-24/30-Ф02-1474/02-С1 Суд признал решение Лицензионно-аккредитационной комиссии при Комитете здравоохранения Администрации об отказе предпринимателю в осуществлении фармацевтической деятельности недействительным (извлечение)

Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа
от 13 июня 2002 г. N А78-520/02-С2-24/30-Ф02-1474/02-С1
(извлечение)

 

 

Предприниматель Жидков Андрей Алексеевич обратился в Арбитражный суд Читинской области с иском к Лицензионно аккредитационной комиссии при Комитете здравоохранения Администрации Читинской области и к Комитету здравоохранения Администрации Читинской области о признании недействительным решения N 36 от 16.01.2002 N А004147 об отказе в выдаче лицензии.

Решением от 22 марта 2002 года предпринимателю Жидкову А.А. в иске отказано.

В апелляционном порядке законность и обоснованность решения не проверялись.

Не согласившись с решением суда, предприниматель Жидков А.А. обратился в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой он просит отменить решение суда, признать отказ в выдаче лицензии недействительным.

По мнению заявителя кассационной жалобы, вывод суда о том, что для получения лицензии на фармацевтическую деятельность требуется наличие высшего фармацевтического образования и сертификата специалиста не основан на законе.

В отзыве на кассационную жалобу Лицензионно-аккредитационная комиссия при Комитете здравоохранения Администрации Читинской области считает решение суда законным и обоснованным и просит оставить его без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 21 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Представители сторон поддержали в судебном заседании свои доводы и возражения.

Проверив доводы кассационной жалобы, исследовав письменные материалы дела, выслушав представителей сторон, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа полагает, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению.

Как следует из материалов дела, Жидков А.А. был зарегистрирован в качестве предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица 10.12.98.

24.12.98 Лицензионно-аккредитационная комиссия при Комитете здравоохранения Администрации Читинской области выдала частному предпринимателю Жидкову А.А. лицензию Б 468923, которой разрешила ему осуществление фармацевтической деятельности.

Срок действия лицензии был продлен до 30.01.2002 года. Истец обратился с заявлением о выдаче лицензии.

Решением N 36 от 16.01.2002 года Лицензионно аккредитационной комиссии при Комитете здравоохранения Администрации Читинской области в выдаче лицензии как право занятия фармацевтической деятельности было отказано.

Данное решение было обжаловано предпринимателей в арбитражный суд.

Отказывая предпринимателю Жидкову А.А. в иске, Арбитражный суд Читинской области исходил из того, что соискатель лицензии на право занятия фармацевтической деятельностью должен иметь фармацевтическое образование.

Однако данный вывод суда не основан на законе.

Как видно из материалов дела, предприниматель Жидков А.А. осуществляет предпринимательскую деятельность - торговлю лекарственными средствами через принадлежащие ему аптечные учреждения (аптечные пункты, аптечные магазины, аптечные киоски), решение об открытии которых принимают местные органы самоуправления (подпункт 5 статьи 32 Закона Российской Федерации "О лекарственных средствах").

Статьей 34 Закона Российской Федерации "О лекарственных средствах" и статьей 17 Закона Российской Федерации "О лицензировании отдельных видов деятельности" предусмотрена обязанность соискателя лицензии (лица, претендующего на организацию торговли лекарственными средствами) получить лицензию (разрешение) на торговлю лекарственными средствами.

Согласно пункту 1 статьи 34 Закона Российской Федерации "О лекарственных средствах" лицензия (разрешение) на фармацевтическую деятельность (торговлю лекарственными средствами) выдается аптечному учреждению.

Поскольку предприниматель Жидков А.А. является собственником ряда аптечных учреждений, то он в соответствии с Законом, как владелец этих аптечных учреждений, обратился за получением лицензии на фармацевтическую деятельность в принадлежащих ему аптечных учреждениях.

Для этого он представил в Комитет все необходимые для получения лицензии документы, исчерпывающий перечень которых, изложен в пункте 4 постановления Правительства Российской Федерации "О лицензировании:" и статье 34 Закона Российской Федерации "О лекарственных средствах", в частности, о принадлежащих ему аптечных учреждениях, данное обстоятельство подтверждено материалами дела и ответчиком не оспаривается.

Непосредственно торговлю лекарствами в принадлежащем предпринимателю аптечном учреждении осуществляли и осуществляют физические лица.

Статья 33 Закона Российской Федерации "О лекарственных средствах", на которую ссылается Комитет в обосновании своих возражений, как усматривается из ее названия, "Фармацевтическая деятельность физических лиц в аптечных учреждениях" устанавливает требования к физическим лицам в аптечных учреждениях (по смыслу работающим в аптечных учреждениях), а именно: обязанность иметь специальное фармацевтическое образование.

Этой норме корреспондирует предусмотренная подпунктом "ж" пункта 4 постановления Правительства "О лицензировании:" обязанность соискателя лицензии представить в числе документов, необходимых для получения лицензии, и сертификаты специалистов, то есть физических лиц работающих в аптечных учреждениях, положение не требует предоставление документа, подтверждающего у соискателя наличие фармацевтического образования.

Перечень документов, которые представляет соискатель для получения лицензии исчерпывающий.

Следовательно, статья 33 Закона Российской Федерации "О лекарственных средствах", устанавливает требования исключительно к физическим лицам работающих в аптечных учреждениях.

Изложенный выше вывод о том, что требования о наличии специального фармацевтического образования закон устанавливает исключительно в отношении физических лиц, работающих в аптечных учреждениях, также подтверждается положениями статьи 54 Основ законодательства об охране здоровья, расположенной в 10 разделе Основ регулирующем "Права и социальную защиту медицинских и фармацевтических работников", то есть физических лиц, работающих в аптечных учреждениях.

Таким образом, статья 33 и статья 34 Закона Российской Федерации "О лекарственных средствах" устанавливают различные требования к разным видам фармацевтической деятельности:

- Фармацевтическая деятельность - как деятельность (работа) физических лиц в аптечных учреждениях (по найму) (статья 33);

- фармацевтическая деятельность (предпринимательская деятельность по торговле лекарственными средствами) аптечных учреждений (статья 34);

Соответственно для фармацевтической деятельности физических лиц в аптечных учреждениях закон предусматривает обязательность наличия специального фармацевтического образования.

Для осуществления фармацевтической деятельности (предпринимательской деятельности по торговле лекарственными средствами) аптечных учреждений закон устанавливает иные требования - получение лицензии специальным субъектом которое именуется уже не "физическим лицом", а "соискателем лицензии".

Урегулированные нормами статьи 34 Закона Российской Федерации "О лекарственных средствах" и пункта 4 постановления Правительства "О лицензировании:" отношения по выдаче лицензии на фармацевтическую деятельность (деятельность по торговле лекарственными средствами) имеют своего специального субъекта - который именуется "соискателем лицензии".

К "соискателем лицензии" согласно пункту 1 постановления Правительства "О лицензировании:" относятся юридические лица, а также лица, занимающиеся предпринимательской деятельности без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели).

Требования о наличии специального фармацевтического образования, изложенные в статье 33 Закона Российской Федерации "О лекарственных средствах", установлены в отношении иных лиц - " физических лиц в аптечных учреждениях" - которые не являются и не могут быть субъектами отношений по выдаче лицензии, поскольку ими могут быть только "соискатели лицензии".

Таким образом, понятия "физические лица в аптечных учреждениях" и "соискатели лицензии" различны.

Из этого следует, что к "соискателям лицензии", как субъектам отношений по выдаче лицензии, не могут применяться или на них не могут распространяться требования, установленные законом для отношений с участием "физических лиц в аптечных учреждениях", в частности, требования о наличии специального фармацевтического образования.

При таких обстоятельствах ссылки Комитета и суда на правила статьи 33 Закона Российской Федерации "О лекарственных средствах", как основание вывода об обязанности предпринимателя иметь специальное фармацевтическое образование не соответствует закону.

Поэтому кассационная инстанция полагает необходимым отменить решение суда.

В связи с тем, что в материалах дела имеется достаточно доказательств для принятия решения Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа полагает возможным принять новое решение.

Исковые требования предпринимателя Жидкова А.А. удовлетворить.

Признать решение N 36 от 16.01.2002 Лицензионно-аккредитационной комиссии при Комитете здравоохранения Администрации Читинской области об отказе в осуществлении фармацевтической деятельности - недействительным.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 162, 174 - 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

постановил:

Решение от 22 марта 2002 года Арбитражного суда Читинской области по делу N А78-520/02-С2-24/30 - отменить.

Принять новое решение.

Исковые требования предпринимателя Жидкова Андрея Алексеевича - удовлетворить.

Признать решение N 36 от 16.01.2002 Лицензионно-аккредитационной комиссии при Комитете здравоохранения Администрации Читинской области об отказе в выдаче лицензии предпринимателю Жидкову А.А. на осуществлению фармацевтической деятельности - недействительным.

Возвратить предпринимателю Жидкову Андрею Алексеевичу из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 120 рублей.

Выдать справку на возврат государственной пошлины.

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

"Требования о наличии специального фармацевтического образования, изложенные в статье 33 Закона Российской Федерации "О лекарственных средствах", установлены в отношении иных лиц - " физических лиц в аптечных учреждениях" - которые не являются и не могут быть субъектами отношений по выдаче лицензии, поскольку ими могут быть только "соискатели лицензии".

Таким образом, понятия "физические лица в аптечных учреждениях" и "соискатели лицензии" различны.

Из этого следует, что к "соискателям лицензии", как субъектам отношений по выдаче лицензии, не могут применяться или на них не могут распространяться требования, установленные законом для отношений с участием "физических лиц в аптечных учреждениях", в частности, требования о наличии специального фармацевтического образования.

При таких обстоятельствах ссылки Комитета и суда на правила статьи 33 Закона Российской Федерации "О лекарственных средствах", как основание вывода об обязанности предпринимателя иметь специальное фармацевтическое образование не соответствует закону."

Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 13 июня 2002 г. N А78-520/02-С2-24/30-Ф02-1474/02-С1


Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве


Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника