Приказ Минсельхоза РФ от 9 июня 2009 г. N 218 "Об отраслевой целевой программе по развитию малых форм хозяйствования"

Приказ Минсельхоза РФ от 9 июня 2009 г. N 218
"Об отраслевой целевой программе по развитию малых форм хозяйствования"

ГАРАНТ:

По заключению Минюста РФ от 16 июля 2009 г. N 01/8166-ДК настоящий приказ не нуждается в государственной регистрации


В целях реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2007 г. N 446 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 31, ст. 4080), приказываю:

1. Утвердить прилагаемую отраслевую целевую программу "Развитие крестьянских (фермерских) хозяйств и других малых форм хозяйствования в АПК на 2009 - 2011 годы" (далее - Программа).

2. Назначить ответственным за реализацию Программы директора Депагроразвития Д.И. Торопова.

3. Контроль за выполнением приказа возложить на статс-секретаря - заместителя Министра А.В. Петрикова.


Министр

Е. Скрынник


Отраслевая целевая программа
Наименование отраслевой целевой программы:
"Развитие крестьянских (фермерских) хозяйств и других малых форм хозяйствования в АПК на 2009-2011 годы"
(утв. приказом Минсельхоза РФ от 9 июня 2009 г. N 218)


Паспорт отраслевой целевой программы


Наименование субъекта бюджетного планирования (главного распорядителя средств федерального бюджета).

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

Наименование программы.

Развитие крестьянских (фермерских) хозяйств и других малых форм хозяйствования в АПК на 2009-2011 годы

Должностное лицо, утвердившее программу, (дата утверждения) или наименование и номер соответствующего нормативного акта.

Министр сельского хозяйства Российской Федерации

Цели и задачи программы.

Повышение производительности и устойчивости крестьянских (фермерских) хозяйств и других малых форм хозяйствования.

Достижение вышеуказанной цели позволит получить следующие результаты:

- Увеличение объемов сельскохозяйственного производства в крестьянских (фермерских) хозяйствах и других малых формах хозяйствования;

- Повышение уровня жизни сельского населения;

- Улучшение социального климата в сельской местности;

- Рост занятости сельского населения и снижение скрытой безработицы.

Для достижения намеченной цели необходимо решение следующих задач:

- Создание условий для развития инфраструктуры сбыта, первичной переработки, хранения и транспортировки сельскохозяйственной продукции;

- Стимулирование инноваций в деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств и других малых форм хозяйствования;

- Повышение привлекательности института крестьянских (фермерских) хозяйств;

- Облегчение доступа крестьянских (фермерских) хозяйств и других малых форм хозяйствования, а также сельскохозяйственным потребительским кооперативам к финансовым ресурсам

Целевые показатели программы

Целевые показатели:

- 10% производимой крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и другими малыми формами хозяйствования продукции реализуется через сельскохозяйственные потребительские кооперативы, в которых состоит более 10% действующих крестьянских (фермерских) хозяйств и других малых форм хозяйствования;

- 20% крестьянских (фермерских) хозяйств и других малых форм хозяйствования используют высокопродуктивные породы животных и высокоурожайные сорта сельскохозяйственных культур;

- Создание и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств

Характеристика программных мероприятий

Комплекс мер, направленных на реализацию целей и задач, включает следующие направления:

- Субсидирование процентных ставок по кредитам на реализацию инвестиционных проектов, направленных на создание инфраструктуры для первичной переработки, хранения и транспортировки продукции крестьянских (фермерских) хозяйств и других малых форм хозяйствования;

- Стимулирование крестьянских (фермерских) хозяйств, применяющих высокопродуктивные породы животных и высокоурожайные сорта сельскохозяйственных культур;

- Оптимизация системы обязательной отчетности крестьянских (фермерских) хозяйств и других малых форм хозяйствования перед органами государственной власти и местного самоуправления;

- Субсидирование части процентной ставки по кредитам, выданным вновь создаваемым крестьянским (фермерским) хозяйствам, а также действующим фермерским хозяйствам на приобретение материально-технических ресурсов, на строительство животноводческих помещений.

Сроки реализации программы

2009-2011 годы

Объем и источники финансирования

Объем финансирования программы на период 2009 - 2011 гг. составляет в ценах соответствующих лет 8528,4 млн. руб. за счет бюджета действующих обязательств, в том числе по годам:

2009 год - 2810,2 млн. руб.,

2010 год - 2822,3 млн. руб.,

2011 год - 2895,9 млн. руб.

Ожидаемые конечные результаты реализации программы и показатели социальной и экономической эффективности

Реализация Программы обеспечит:

- Увеличение стоимости валовой продукции сельского хозяйства, произведенной крестьянскими (фермерскими) хозяйствами в 2011 году - до 251,2 млрд. руб.;

- Обеспеченность крестьянских (фермерских) хозяйств складской инфраструктурой увеличится:

- зернохранилищ - на 50 тыс.т. за 3 года (оценочно на 1,4%);

- картофелехранилищ - на 21,5 тыс.т. за 3 года (оценочно на 41,65%);

- овощехранилищ - на 6 тыс.т. за 3 года (оценочно на 21,1%).

- 20% КФХ используют высокопродуктивные породы животных и высокоурожайные сорта сельскохозяйственных культур.

- количество созданных рабочих мест - на 1,5 тыс. рабочих мест.


Раздел 1. Характеристика проблемы и необходимость ее решения


Отраслевая целевая программа "Развитие крестьянских (фермерских) хозяйств и других малых форм хозяйствования в АПК на 2009-2011 годы" (далее - Программа) должна стать инструментом реализации государственной стратегии устойчивого развития крестьянских (фермерских) хозяйств (далее - КФХ) и малых форм хозяйствования (далее - МФХ) в АПК России. Повышение производительности КФХ и МФХ, а также их устойчивое развитие позволит увеличить долю обрабатываемых земель сельскохозяйственного назначения, увеличить объемы сельскохозяйственного производства, повысить уровень жизни сельского населения, а также решить социально-экономические проблемы развития села, относящиеся к приоритетным целям развития АПК России, на достижение которых направлена деятельность Министерства сельского хозяйства Российской Федерации.

Программа разработана в развитие и дополнение "Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2011 гг.", которая утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2007 года N 446.


Анализ ситуации и потенциал развития КФХ и МФХ


В настоящее время государственная поддержка КФХ осуществляется в рамках постановления Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2009 г. N 90 "О распределении и предоставлении в 2009 - 2011 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах".

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2009 года N 90 крестьянские (фермерские) хозяйства могут получать субсидии по кредитам и займам, полученным:

- после 1 января 2005 г. на срок до 8 лет - на приобретение сельскохозяйственной техники и оборудования, в том числе тракторов и агрегатируемых с ними сельскохозяйственных машин, машин и оборудования, используемых для животноводства, птицеводства, кормопроизводства, оборудования для перевода грузовых автомобилей, тракторов и сельскохозяйственных машин на газомоторное топливо и для хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, в соответствии с перечнем, утверждаемым Минсельхозом России, а также на приобретение племенных сельскохозяйственных животных, племенной продукции (материала), строительство, реконструкцию и модернизацию хранилищ картофеля, овощей и фруктов, тепличных комплексов по производству плодоовощной продукции в закрытом грунте, животноводческих комплексов (ферм), объектов животноводства, кормопроизводства и объектов по переработке льна и льноволокна, строительство и реконструкцию прививочных комплексов для многолетних насаждений и на закладку многолетних насаждений и виноградников, при условии, что общая сумма кредита (займа), полученного в текущем году, не превышает 10 млн. рублей на одно хозяйство;

- после 1 января 2007 г. на срок до 2 лет - на приобретение горючесмазочных материалов, запасных частей и материалов для ремонта сельскохозяйственной техники и оборудования, минеральных удобрений, средств защиты растений, кормов, ветеринарных препаратов и других материальных ресурсов для проведения сезонных работ в соответствии с перечнем, утверждаемым Минсельхозом России, а также на приобретение молодняка сельскохозяйственных животных и уплату страховых взносов при страховании сельскохозяйственной продукции, при условии, что общая сумма кредита (займа), полученного в текущем году, не превышает 5 млн. рублей на одно хозяйство;

- после 1 января 2008 г. на срок до 5 лет - на развитие направлений, связанных с развитием туризма в сельской местности (сельский туризм), включая развитие народных промыслов, торговли в сельской местности, а также с бытовым и социально-культурным обслуживанием сельского населения, заготовкой и переработкой дикорастущих плодов, ягод, лекарственных растений и других пищевых и недревесных лесных ресурсов, в соответствии с перечнем, утверждаемым Минсельхозом России.

Субсидии представляются заемщикам из бюджетов субъектов Российской Федерации ежемесячно в размере 95% от затрат на уплату процентов, но не более 95% от ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату предоставления кредита, при условии своевременного погашения кредита и уплаты заемщиком процентов, начисленных в соответствии с кредитными договорами, заключенными с банками.

За время проведения рыночных реформ КФХ и МФХ стали неотъемлемой частью сельского хозяйства.

К важным отличительным особенностям фермерского хозяйственного уклада в России следует отнести, прежде всего:

принадлежность к малому сельскому предпринимательству;

высокая социально-экономическая мотивация фермеров к труду на земле;

полная экономическая и юридическая ответственность за результаты своей деятельности;

самостоятельность в обеспечении производственными ресурсами;

ограниченное использование наемной рабочей силы.

Несмотря на недостаточную государственную поддержку, слабую социальную защищенность фермеров, в целом фермерство нашло свою социально-экономическую нишу в многоукладном аграрном производстве.

Развитие крестьянских хозяйств - сложный исторический процесс и пока этот процесс происходит неравномерно и противоречиво: сказывается психологическая, нравственная, материально-техническая и правовая неподготовленность общества к многоукладной экономике на селе, а также низкий производственной, сбытовой и социальной инфраструктуры и системы хранения.


Основные факторы, препятствующие развитию КФХ и МФХ


Сектор КФХ и других МФХ в России обладает определенным потенциалом для развития. Но есть определенные проблемы, которые препятствуют повышению производительности и устойчивому развитию КФХ и МФХ.

Поэтому задача государства - создать экономические и институциональные условия, а также снять барьеры, препятствующие повышению производительности КФХ и МФХ.

Необходимость разработки особой программы по МФХ на селе обусловлена следующими факторами:

Во-первых, Россия как самое крупное по размерам территории страна в мире вынуждена иметь многоукладное сельское хозяйство.

Во-вторых - с развитием КФХ и МФХ связана стратегическая задача государства по устойчивому развитию сельских территорий.

В-третьих - малые формы хозяйствования на селе - это не просто бизнес или коммерческая деятельность, это формы социальной организации в сельской местности.

В связи с этим наряду с экономическими целями (повышение производительности и устойчивости КФХ и других МФХ) Программа направлена на решение определенных социальных целей.

Эффективное развитие КФХ и МФХ сталкивается с рядом институциональных проблем, по которым целесообразно разработать механизмы и предложения, обеспечивающие рост данных форм хозяйствования.

1. Одна из наиболее значимых проблем для любого КФХ - невозможность реализовать свою продукцию.

При этом основным ограничителем выступает не отсутствие спроса на сельскохозяйственную продукцию и продовольствие, а отсутствие инфраструктуры сбыта. Поэтому фермер осенью вынужден продавать по себестоимости свою продукцию посредникам. Данная проблема связана как с отсутствием сбытовых структур, действующих в интересах производителей, так и инфраструктуры первичной переработки сельскохозяйственной продукции и инфраструктуры хранения и транспортировки.

2. Применение инноваций в совокупности с такими факторами как высокая квалификация менеджмента, применение высокопродуктивных животных и высокоурожайных сортов сельскохозяйственных культур.

Производительность труда в сельском хозяйстве России в 5-6 раз уступает европейским показателям. Это касается как растениеводства, так и животноводства. Основной фактор высокой производительности сельского хозяйства в европейских странах - инновации.

3. Институциональная база крестьянской (фермерской) деятельности по многим позициям также не соответствуют современным реалиям. Институт КФХ, введенный Гражданским кодексом Российской Федерации в начале 90-х годов и закрепленный Федеральным законом от 11 июня 2003 года N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", не стимулирует сельхозпроизводителей иметь статус крестьянского (фермерского) хозяйства. Как следствие, количество КФХ с середины 90-х годов неуклонно снижается. Многим фермерам выгоднее работать в форме личного подсобного хозяйства (далее - ЛПХ), чем иметь статус КФХ.

Устранение институциональных дефектов за счет совершенствования законодательства было бы выгодно и фермерам (возможность получения кредитов для развития бизнеса), и государству (устранение искажений статистики).

4. Для решения всех выше поставленных задач следует обратить внимание на возможность облегчения доступа МФХ и КФХ к финансовым ресурсам. Решения такого острого вопроса позволит КФХ и МФХ приобрести высокопродуктивные породы животных и высокоурожайных сортов сельскохозяйственных культур.

Выше обозначенные проблемы непосредственно влияют на тенденцию сокращения КФХ. Данные проблемы не могут решаться отдельно сообществом фермеров без участия государства.

Способы и механизмы решения каждой из вышеуказанных проблем составляют содержание данной Программы.

Целью Программы является создание экономических и институциональных условий для повышения производительности и устойчивого развития КФХ и других МФХ.


Раздел 2. Цели и задачи Программы


Цель программы:

Повышение производительности и устойчивости крестьянских (фермерских) хозяйств и других малых форм хозяйствования.

Достижение вышеуказанной цели позволит достичь следующих результатов:

- Увеличение объемов сельскохозяйственного производства в крестьянских (фермерских) хозяйствах и других малых формах хозяйствования;

- Повышение уровня жизни сельского населения;

- Улучшение социального климата в сельской местности;

- Рост занятости сельского населения и снижение скрытой безработицы.

Задачи программы:

Для достижения намеченной цели необходимо решение следующих задач:

- Создание условий для развития инфраструктуры сбыта, первичной переработки, хранения и транспортировки сельскохозяйственной продукции;

- Стимулирование инноваций в деятельности КФХ и других МФХ;

- Повышение привлекательности института КФХ;

- Облегчение доступа КФХ и других МФХ, а также сельскохозяйственным потребительским кооперативам (далее - СПоК) к финансовым ресурсам;

Задача 1: Создание условий для развития инфраструктуры сбыта, первичной переработки, хранения и транспортировки сельскохозяйственной продукции;

Механизм:

- Субсидирование процентных ставок по кредитам полученным КФХ и СПоК на реализацию инвестиционных проектов, направленных на создание инфраструктуры для первичной переработки, хранения и транспортировки продукции КФХ и других МФХ.

Аналитический показатель:

- 10% производимой КФХ и другими МФХ продукции реализуется через сельскохозяйственные потребительские кооперативы, в которых состоит более 10% действующих КФХ и других МФХ;

- Обеспеченность КФХ складской инфраструктурой увеличится:

- зернохранилищ - на 50 тыс. т. за 3 года (оценочно на 1,4%);

- картофелехранилищ - на 21,5 тыс. т. за 3 года (оценочно на 41,65%);

- овощехранилищ - на 6 тыс. т. за 3 года (оценочно на 21,1%).

Задача 2: Стимулирование инноваций в деятельности КФХ и других МФХ;

Механизм:

- Стимулирование КФХ, применяющих высокопродуктивные породы животных и семена сортов сельскохозяйственных культур;

Аналитический показатель:

- 20% КФХ используют высокопродуктивные породы животных и высокоурожайных сортов сельскохозяйственных культур.

Задача 3: Повышение привлекательности института КФХ

Механизм:

- Оптимизация системы обязательной отчетности КФХ и других МФХ перед органами государственной власти и местного самоуправления;

Аналитический показатель:

- внедрение результатов НИР по проведению научных исследований и разработки рекомендаций по стимулированию создания гражданами, ведущими ЛПХ, крестьянских фермерских хозяйств (КФХ).

Задача 4: Облегчение доступа КФХ и других МФХ. а также СПоК к финансовым ресурсам.

Механизм:

- Субсидирование части процентной ставки по кредитам, выданным вновь создаваемым, а также действующим КФХ на приобретение материально-технических ресурсов, на строительство животноводческих помещений.

Аналитический показатель:

- Удельный вес просроченной и безнадежной задолженности в общем объеме выданных кредитов не более 7%.


Раздел 3. Ожидаемые результаты и целевые показатели


Результат реализации Программы определяется количественными показателями, которые отвечают критериям объективности, достоверности, прозрачности, сопоставимости.

В период реализации Программы будут разработаны механизмы и созданы экономические и институциональные условия для повышения производительности и устойчивого развития крестьянских (фермерских) хозяйств и других малых форм хозяйствования в АПК.

Реализация Программы предусматривает увеличение доли и сбалансирование использования имеющихся в России земель сельскохозяйственного назначения, увеличение объемов производства КФХ и других МФХ, улучшение социального климата и повышение уровня жизни сельского населения, технологическое обновление ведения сельского хозяйства в целях повышения устойчивости и конкурентоспособности КФХ и МФХ, более полное использование предпринимательской творческой энергии сельских жителей за счет стимулирования создания КФХ.

При этом будет внесен существенный вклад в решение проблемы развития сельских территорий и рост занятости сельского населения и снижения скрытой безработицы. Научно-технический прогресс в отрасли будет осуществляться через ряд актуальных проектов по кадровому обеспечению отрасли и в сфере НИОКР.

Важнейшую роль в достижении ожидаемых результатов выполняет создание новых и совершенствование имеющихся механизмов финансово-кредитной поддержки КФХ и МФХ, создание условий для развития инфраструктуры сбыта, первичной переработки и хранения сельхозпродукции, а также стимулирование инноваций в деятельности КФХ и МФХ.

Согласно расчетам, при развитии отрасли по инерционному сценарию, то есть при текущем уровне поддержки государства КФХ и МФХ, 2008-2011 гг. в сложившихся социально-экономических условиях количество КФХ будет продолжать снижаться, а площади земель сельхозназначения в их пользовании останутся на прежнем уровне. Улучшение социального климата и внедрение инноваций в деятельность КФХ и МФХ может потребовать десятки лет.

Для дальнейшего и более эффективного использования имеющегося потенциала развития КФХ и МФХ необходима дополнительная государственная поддержка.

По итогам реализации данной программы социально-экономическая ситуация в секторе КФХ и других МФХ должна улучшиться.

Создание условий для развития инфраструктуры сбыта, первичной переработки, хранения и транспортировки сельскохозяйственной продукции позволит решить проблему, связанную с тем, что значительная часть добавленной стоимости сельскохозяйственной продукции, произведенной КФХ и другими МФХ, достается посредническим структурам.

Кроме того, развитие инфраструктуры сбыта, первичной переработки, хранения и транспортировки сельскохозяйственной продукции, произведенной КФХ и других МФХ, станет для них стимулом для наращивания объемов производства, снизит потери, связанные с ее отсутствием.

Стимулирование инноваций должно создать основу для повышения производительности и устойчивости КФХ и других МФХ за счет использования передовых технологий ведения сельскохозяйственного производства, применения более высокопродуктивных пород животных и высокоурожайных сортов сельскохозяйственных культур.

Повышение привлекательности института КФХ станет стимулом для создания крестьянских (фермерских) хозяйств гражданами, желающими вести предпринимательскую деятельность.

Достижение программных целей позволит увеличить в сравнении с уровнем 2008 года:

- увеличение площади сельскохозяйственных угодий, используемых крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и индивидуальными предпринимателями - на 1,9 млн.га (на 9,5%);

- количество созданных рабочих мест - на 1,5 тыс. рабочих мест.

Анализ прогнозной динамики показателей Программы после ее завершения на период до 2011 года показал, что такое количественное изменение ресурсов и повышение стимулов у владельцев КФХ и других МФХ к улучшению их качества, несомненно, приведет к росту и объемов производства.


Порядок расчета индикаторов:


Программа не предусматривает введение новых статистических индикаторов, кроме тех, что на данный момент рассчитываются Росстатом, в частности:

1) Стоимость валовой продукции, произведенной в КФХ:

Данные для расчета индикатора аккумулируются Росстатом, показатель рассчитывается и ежегодно предоставляется Минсельхозу России.

2) Количество КФХ:

Данные для расчета индикатора аккумулируются Росстатом, показатель рассчитывается и ежегодно предоставляется Минсельхозу России.

Предлагаемые Программой индикаторы, не используемые ранее Росстатом:

3) Размер земельных угодий в пользовании КФХ и индивидуальных предпринимателей:

Данные для расчета индикатора аккумулируются Минсельхозом России совместно с подведомственными службами по информации, предоставляемой органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Предоставление указанных данных является обязательным условием участия в мероприятиях Программы. Информация предоставляется ежегодно.

4) Создание новых рабочих мест:

Данные для расчета индикатора аккумулируются Минсельхозом России совместно с подведомственными службами по информации, предоставляемой органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Предоставление указанных данных является обязательным условием участия в мероприятиях Программы. Информация предоставляется ежегодно.

Порядок расчета показателей 2, 3, 4 разрабатывается Минсельхозом России совместно с подведомственными службами и организациями.


Таблица 2


Динамика основных целевых показателей Программы и их значения по годам


Аналитический показатель

Ед. изм.

2008 г.

Уровень поддержки

Значение показателя

2009 г.

2010 г.

2011 г.

факт

в % к 2008 г.

Стоимость валовой продукции сельского хозяйства, произведенной в КФХ и индивидуальными предпринимателями с учетом инфляции

млрд. руб.

237,9

БДО

240,6

247,0

251,2

105,6

Стоимость валовой продукции сельского хозяйства, произведенной в КФХ и индивидуальными предпринимателями без мероприятий Программы

млрд. руб.

237,9

БДО

233,1

237,4

244,1

102,6

Количество КФХ и индивидуальных предпринимателей

тыс. ед.

285,2

БДО

285,2

285,2

285,2

100,0

Размер сельскохозяйственных угодий используемых КФХ и индивидуальными предпринимателями

млн. га

20,1

БДО

21,7

23,1

23,8

109,6

Производительность крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей

Валовая продукция/ колич КФХ, тыс. руб.

834,1

БДО

843,6

866,0

880,8

104,4

Создание новых рабочих мест

тыс. ед.

-

БДО

0,5

0,5

0,5

-

Раздел 4. Перечень и описание программных мероприятий


Система программных мероприятий представлена направлениями, содержащими конкретные механизмы государственного регулирования и поддержки развития МФХ в сельской местности (Приложение 1).


4.1 Создание условий для развития инфраструктуры сбыта, первичной переработки, хранения и транспортировки сельскохозяйственной продукции.


4.1.1 Субсидирование процентных ставок по кредитам полученным КФХ и СПоК на реализацию инвестиционных проектов, направленных на создание инфраструктуры для первичной переработки, хранения и транспортировки продукции КФХ и других МФХ.

С целью ликвидации острого дефицита необходимых инфраструктурных объектов субсидируется 95% ставки рефинансирования на каждый проект (исходя из средней стоимости одного проекта 20 млн. руб.).

Программой предусматривается реализация 500 проектов в 81 регионе.

Распределение объемов бюджетных средств происходит пропорционально доле федерального округа в общем объеме сельскохозяйственного производства:


Федеральный округ

Количество проектов

ЦФО

63

СЗФО

10

ЮФО

204

ПФО

105

УФО

24

СибФО

64

ДФО

30


Ежегодные субсидии на один проект стоимостью 20 млн. руб. составят (20,0 млн. руб. х 13 х 95) 2,47 млн. руб. в год. Таким образом, Программой предусмотрены субсидии в размере 3,705 млрд. руб., (2,47 млн. руб. х 500 проектов) в т.ч.


Период

2009 год

2010 год

2011 год

Объем финансирования, млрд. руб.

1,235

1,235

1,235


По данным Минсельхоза России в настоящие годы около 15% продукции ЛПХ и КФХ реализуется на рынке. В рамках данного мероприятия целесообразно обеспечить реализацию как минимум 20% продукции КФХ и другими МФХ через сельскохозяйственные потребительские кооперативы.

Также необходимо обеспечить условия, привлекательные для вступления большего числа КФХ и других МФХ в кооперативы (20%).

Увеличение обеспеченности КФХ и СПоК складской инфраструктурой будет характеризоваться следующими показателями:

- зернохранилищ - на 50 тыс. т. за 3 года (оценочно на 1,4%);

- картофелехранилищ - на 21,5 тыс. т. за 3 года (оценочно на 41,65%);

- овощехранилищ - на 6 тыс. т. за 3 года (оценочно на 21,1%).


4.2 Стимулирование инноваций в деятельности КФХ и МФХ.


4.2.1 Стимулирование КФХ, применяющих высокопродуктивные породы сельскохозяйственных животных и сорта высокоурожайных сельскохозяйственных культур;

- Субсидии на приобретение КФХ племенного молодняка высокого качества и стимулирование повышения генетического потенциала продуктивности сельскохозяйственных животных.

Размеры субсидий рассчитываются в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2009 года N 79 "Об утверждении Правил распределения и предоставления в 2009 - 2011 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку племенного животноводства" по ставке 22 руб. за один кг живой массы на одну нетель или телку с живой массой в среднем 350 кг. Средний размер субсидий на одну голову нетели/телки будет составлять 7 700 руб.

На основе данных Всероссийской сельскохозяйственной переписи и с учетом роста поголовья КРС на 4% ежегодно в течение 2009-2011 гг. прогнозируется следующая численность голов скота:


Годы

Поголовье КРС в КФХ, тыс. голов

2009

1018,7

2010

1059,4

2011

1101,8


Для обновления 2% имеющейся численности самок крупно-рогатого скота (КРС) и увеличения численности маточного поголовья в племенных хозяйствах требуется ежегодно приобретать нетелей и телок лучших и наиболее перспективных для условий России пород.


Годы

Число обновленных

Субсидии БДО, млн. руб.

Всего

в том числе

БДО

БПО

2009

20,3

156,3

156,3

-

2010

21,2

163,2

163,2

-

2011

22,1

170,2

170,2

-


Общая сумма расходов по данному мероприятию составляет 489,7 млн. руб., в том числе: в 2009 г. - 156,3 млн. руб., в 2010 г. - 163,2 млн. руб., в 2011 г. - 170,2 млн. руб.

- Субсидии на приобретение КФХ семян высокоурожайных элитных сортов сельскохозяйственных культур.

Размеры субсидий рассчитываются в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2009 года N 80 "Об утверждении Правил распределения и предоставления в 2009 - 2011 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку отдельных подотраслей растениеводства" по ставке 3800 руб. на приобретение одной тонны зернобобовых культур.

Норма высева принята 150 кг на один гектар. Посевные площади зерновых культур в КФХ в 2008 г. - 10948,8 тыс.га, из них на фуражные цели 5948,8 тыс.га, на продовольственные цели 5000 тыс.га, из них уже занято посевами элитными семенами приблизительно 50% 2500 тыс.га. Предполагаемая площадь посева элитными семенами от 5000 тыс.га: 2009 г. - 15%, 2010 г. - 15%, 2011 г. - 20%


Годы

Площадь посева

Потребность в элитных

Субсидии БДО, млн. руб.

Всего

в том числе

БДО

БПО

2009

375,0

56,2

213,6

213,6

-

2010

375,0

56,2

213,6

213,6

-

2011

500,0

75,0

285,0

285,0

-


Общая сумма расходов по данному мероприятию составляет 712,2 млн. руб., в том числе в 2009 году - 213,6 млн. руб., в 210 году - 213,6 млн. руб., в 2011 году - 285,0 млн. руб.

4.2.2. Субсидии КФХ на приобретение семени высокоценных пород сельскохозяйственных животных.

Размеры субсидий определяются в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2009 года N 79 "Об утверждении Правил распределения и предоставления в 2009 - 2011 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку племенного животноводства" по ставке на одно плодородное осеменение сельскохозяйственного животного, исходя из затрат на него двух доз семени.

Ставка субсидий на семя высокоценных быков, предназначенных для племзаводов и племрепродукторов, составляет в среднем 26 рублей за дозу, на одно плодотворное осеменение - 52 рублей.

Программой предусмотрено осеменение 10% поголовья КРС. Прогнозируется следующая численность животных:


Годы

Поголовье КРС в МФХ, тыс. голов

2009

1018,7

2010

1059,4

2011

1101,8


Расходы на мероприятие составят по КРС:


Год

Планируется осеменить, тыс. голов

Сумма выплат, млн. руб.

2009

101,9

5,3

2010

106,0

5,5

2011

110,2

5,7


Субсидии на указанные выше мероприятия из бюджета действующих обязательств составят 16,5млн. руб., в том числе по годам: 2009 - 5,3 млн. руб., 2010 г. - 5,5 млн. руб., 2011 г - 5,7 млн. руб.

По различным оценкам в настоящий момент КФХ среднего размера составляют около 20% от общего их количества КФХ в России, в этой связи для повышения производительности целесообразно обеспечить переход как минимум 20% КФХ на использование высокопродуктивных пород животных.

В соответствии с Программой предусмотрено осеменение 10% поголовья коров - 318,1 тыс. голов, а также приобретение 63,6 голов нетелей и телок.


4.3 Повышение привлекательности института КФХ.


4.3.1 Оптимизация системы обязательной отчетности КФХ и других МФХ перед органами государственной власти и местного самоуправления.

В основе этой проблемы, в том числе и создания новых КФХ, лежит решение вопроса низких стимулов для фермеров, а также ряда институциональных затруднений, которые могут быть решены в рамах данной Программы.

В этой связи задача состоит в создании механизмов, повышающих привлекательность института КФХ для ЛПХ. Данной Программой предусмотрен комплекс мероприятий, направленный на повышение привлекательности института КФХ в целом. В частности, возможность привлечения кредитных средств на льготной основе с субсидированием части процентной ставки по кредитам, выданным вновь создаваемым, а также действующим КФХ, на приобретение материально-технических ресурсов, на строительство животноводческих помещений предусмотрено мероприятием, указанным в пункте 4.4.1 данной Программы.

Однако повышение доступности кредитных ресурсов не является единственным фактором, повышающим привлекательность института КФХ. Не менее важным является создание институциональных предпосылок, как облегчающих деятельность существующих КФХ для граждан, желающих вести предпринимательскую деятельность:

- Оптимизация действующего порядка предоставления отчетности КФХ и другими МФХ перед федеральными и региональными органами государственной власти;

- Разработка соответствующей нормативной правовой базы (федеральные и региональные законы)

В целях решения указанных выше институциональных проблем в рамках данного мероприятия планируется:

1) проведение НИР, предусматривающего разработку рекомендаций по стимулированию создания гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство, крестьянских (фермерских) хозяйств;

2) апробацию его результатов в двух субъектах Российской Федерации;

3) внедрение результатов НИР во всех субъектах Российской Федерации в случае положительного опыта апробации разработанного механизма.

На сегодняшний день ЛПХ, не имеют достаточных стимулов для изменения действующей организационно-правовой формы. Однако в результате реализации данного мероприятия, а также мероприятия по повышению доступности кредитных ресурсов для КФХ, предусмотренного пунктом 4.4.1 данной Программы, будут созданы дополнительные стимулы для ЛПХ для создания КФХ.

На проведение НИР и апробацию ее результатов Программой предусмотрено сумма в размере 5 млн. руб., определенная исходя из существующих рыночных цен на аналогичные или близкие по смысловому содержания проекты, заказы на которые размещаются на федеральном Интернет-портале www.zakupki.gov.ru

4.4 Облегчение доступа КФХ и других МФХ, а также СПоК к финансовым ресурсам.


4.4.1 Субсидирование части процентной ставки по кредитам, выданным вновь создаваемым КФХ на приобретение материально-технических ресурсов

Субсидирование части процентной ставки по кредитам, получаемым КФХ и СПоК на приобретение материально-технических ресурсов, на строительство животноводческих помещений позволит создать предпосылки для увеличения количества реально действующих КФХ, повысить потенциальную эффективность и продуктивность их деятельности. Кредитование КФХ и СПоК осуществляется через систему ОАО "Россельхозбанк" и на основании договоров финансовой аренды ОАО "Росагролзинг".

Субсидирование процентной ставки осуществляется в размере 95% ставки рефинансирования на каждый кредит, предоставленный вновь создаваемым, а также действующим КФХ и СПоК на приобретение материально-технических ресурсов, но в сумме, не превышающей 300 тыс. руб. ежегодно на одно КФХ или СПоК за период кредитования. Реализация данного мероприятия позволит:

- Создать импульс для увеличения количества осуществляющих сельскохозяйственную деятельность КФХ за счет снижения затрат на обеспечение хозяйств материально-техническими средствами;

- Повысить эффективность и продуктивность КФХ, в первую очередь за счет повышения возможностей для технического перевооружения и модернизации хозяйств, применения современных эффективных технологий;

- Создать предпосылки для увеличения объема производства сельскохозяйственной продукции в результате расширения производственных помещений (например, строительство новых и модернизация существующих животноводческих помещений), использования более эффективных технологий (современная производительная сельхозтехника, высокопродуктивные породы сельскохозяйственных животных, высокоурожайные сорта сельскохозяйственных культур).

Доля просроченной и безнадежной задолженности не должна превысить 7% в общем объеме выделяемых кредитных ресурсов. Объем просроченной и безнадежной задолженности оценен исходя из существующей статистки ОАО "Россельхозбанк", демонстрирующей динамику невозвратов. Учитывая специфику сельскохозяйственной отрасли (относительная устойчивость цен на сельскохозяйственную продукцию к конъюнктуре рынков и консервативный менталитет крестьян) можно рассчитывать на незначительное изменение существующей динамики невозвратов в условиях мирового финансового кризиса.

Общая сумма затрат на указанное мероприятие составит не более 3 600 млн. руб., определенная исходя из количества 4 тыс. КФХ (с учетом КФХ, создаваемых вновь) которые воспользуются возможностью субсидирования, а также средней величины бюджетных расходов на финансирование субсидий по привлеченным одним КФХ кредитным ресурсам равным 300 000 руб. (4 тыс. КФХ х 3 года х 300 тыс. руб.).

Раздел 5. Обоснование потребности в ресурсах для достижения целей и результатов Программы


Финансирование программных мероприятий будет осуществляться за счет бюджетных ассигнований, ежегодно предусматриваемых Минсельхозу России в федеральном бюджете на указанные цели в размере 8 528,4 млн. руб. При этом все ресурсы на реализацию Программы, предусмотренные в федеральном бюджете, относятся к бюджету действующих обязательств. Расходы на НИОКР составят 5 млн. руб.

Инфляция в программе рассчитывается исходя из данных Минэкономразвития России 2009 год - 15%, 2010 год - 10%, 2011 год - 8%.

Объем средств, необходимых на реализацию запланированных мероприятий по Программе, рассчитан с учетом:

а) среднероссийского уровня урожайности сельскохозяйственных культур и продуктивности животных в 2007 г. и в прогнозе на три последующих года;

б) сложившихся уровня и структуры посевных площадей и поголовья КРС;

в) фактических цен на сельскохозяйственную продукцию в 2007 году;

г) экспертных оценок степени скрытости конечных результатов деятельности МФХ;

д) фактических затрат, возникающих в 2007 г., при реализации рассматриваемых мероприятий и потребности в них МФХ на сегодняшний день.

Объем средств, необходимых на возмещение процентных ставок по кредитам для МФХ, рассчитан с учетом ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации 13,0%.


Раздел 6. Сроки реализации Программы


Программа реализуется в период 2009-2011 годов.

Финансирование всех предусмотренных данной Программой мероприятий осуществляется на протяжении всего срока реализации Программы с некоторой дифференциацией по годам с учетом необходимости в них и последовательного получения результатов.

Следующие организационные вопросы должны быть решены в порядке подготовки в 2009 году:

разработки аналогичных целевых программ субъектами Российской Федерации

подготовка технических заданий по проектам НИОКР;

подготовка согласованных с субъектами Федерации технических заданий - контрактов.

Мероприятия, предусматривающие проведение научно - исследовательских и опытно-конструкторских работ осуществляются в соответствии с календарными планами работ.


Раздел 7. Описание социальных, экономических и экологических последствий реализации Программы


7.1. Общая оценка вклада Программы в достижение цели


Реализация Программы будет способствовать достижению стратегических целей Министерства сельского хозяйства Российской Федерации: повышению конкурентоспособности отечественной сельскохозяйственной продукции на основе финансовой устойчивости и модернизации сельского хозяйства; устойчивому развитию сельских территорий, повышению занятости и уровня жизни сельского населения.

Показателями, отражающими уровень решения тактических и стратегических задач Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, являются увеличение численности субъектов МФХ и рост объемов производства в них.

Реализация Программы создаст предпосылки для устойчивого развития МФХ на селе, в т.ч. отработку опыта и механизмов их государственной поддержки в перспективе до 2020 года.


7.2. Социальные и экономические последствия реализации Программы


В результате реализации программных мероприятий возрастет валовое производство сельскохозяйственной продукции КФХ и к 2011 году достигнет 251,2 млрд. руб.

Также согласно обоснованным целевым показателям Программы произойдет увеличение количества крестьянских (фермерских) хозяйств - на 4 тыс. В случае, если одно КФХ за 3 года обеспечит 3 новых рабочих мест, в целом будут созданы 12 000 рабочих мест.

Для поддержания в рабочем состоянии складских помещений также потребуются создание новых рабочих мест. При расчете, предусматривающем, что для обеспечения небольшого складского помещения как минимум необходимо 3 человек соответствующим мероприятием будет создано 1500 новых рабочих мест. (500 проектов по 3 человек)

Таким образом, реализация Программы также обеспечит создание 13,5 тыс. новых рабочих мест в сельских территориях, уменьшение выплат из бюджета пособий по безработице и увеличение сборов налогов от КФХ и ИП.

Реализация Программы не несет негативных экологических последствий, но будет способствовать сохранению природных ресурсов путем культурно-технических мероприятий по улучшению качества сельскохозяйственных угодий.

ГАРАНТ:

Нумерация подразделов приводится в соответствии с источником


6.3 Оценка рисков реализации Программы


Тип риск

Сущность риска

Оценка риска/важность

Предполагаемые последствия

Ответственный за управление риском

Риски внутренней среды

Риск обеспечения финансирования Программы (ликвидности)

Риск сбоев в реализации Программы в результате недофинансирования

Минимальный/высокая

Невыполнение ряда мероприятий Программы, не достижение поставленной цели

Минсельхоз России, Подразделения администраций регионов, ответственные за развитие сельского хозяйства

Операционный риск:

Риск возникновения сбоев при реализации программы в результате ошибок исполнителей, совершенных правонарушений, неготовности информационной и финансовой инфраструктуры регионов к решению задач, поставленных Программой;

Высокий/средняя


Минсельхоз России, региональные администрации, Ассоциации и объединения малых форм хозяйствования

- Риск

исполнителей;

- вероятность

возникновения проблем в реализации Программы в результате недостаточной квалификации ответственных исполнителей и/или злоупотребления исполнителями своим служебным положением;

- высокий

- Риск нецелевого и/или неэффективного использования бюджетных средств, невыполнения ряда мероприятий Программы

Минсельхоз России, региональные администрации, Ассоциации и объединения малых форм хозяйствования

- Риск несовершенства технологической инфраструктуры

- неготовность инфраструктуры, например ИКЦ, к решению поставленных перед ней задач

- умеренный

- Задержка в реализации или

нереализация отдельных мероприятий Программы

Минсельхоз России, региональные администрации, Ассоциации и объединения малых форм хозяйствования

Институциональный риск

Риск не выполнения Программы в полном объеме в результате задержек с формированием всех необходимых институтов

Умеренный/высокая

Не выполнение отдельны, ключевых мероприятий Программы, в частности решения проблемы обеспечения КФХ и других МФХ землей

Минсельхоз России

Риски внешней среды

Риск недостаточной квалификации, низкой мотивации и плохого психического состояния фермеров

Значительный процент больных алкоголизмом в сельской местности, длительные паузы в повышении квалификации значительным числом потенциальных и действующих участников КФХ может стать сдерживающим фактором в реализации Программы

Высокий/высокая

Возможно возникновения проблем с привлечением КФХ наемных

работников, низкая вовлеченность КФХ и других МФХ в мероприятия, предусмотренные Программой

Исполнители программы, Минсельхоз России

Риск возникновения обстоятельств непреодолимой силы

Риск возникновения различных природных катастроф и катаклизмов, войн, техногенных катастроф и др.

Умеренный/высокая

Невыполнение производственных планов и Программы, недостижение целевых показателей

Органы государственной власти и местного самоуправления, ответственные за борьбу с последствиями указанных природных и техногенных кризисов


Анализ рисков, снижающих вероятность полной реализации программы и достижения поставленной цели позволяет выделить следующие виды присущих рисков:

Эндогенные риски (риски внутренней среды, управление которыми возможно):

1. Риск ликвидности - возникает в результате значительной продолжительности Программы. При этом, учитывая сложившуюся сегодня систему трехлетнего бюджетного планирования и наличие значительных финансовых резервов государства, риск сбоев в реализации Программы в результате недофинансирования можно считать минимальным. В этой связи можно дать следующую качественную оценку риска ликвидности: риск минимальный;

2. Операционный риск - риск возникновения сбоев при реализации Программы в результате ошибок исполнителей, совершенных правонарушений, неготовности информационной и финансовой инфраструктуры регионов к решению задач, поставленных Программой. В рамках данного вида риска можно выделить следующие:

- Риск исполнителей - вероятность возникновения проблем в реализации программы в результате недостаточной квалификации ответственных исполнителей. Также к данному виду риска относится риск злоупотреблений исполнителями своим служебным положением в рамках реализации Программы. Качественная оценка данного риска: риск высокий;

- Риск несовершенства технологической инфраструктуры неготовность инфраструктуры, например информационно-консультационные центры, к решению поставленных перед ней задач может привести к задержкам в реализации Программы. Качественная оценка данного вида риска - риск умеренный. В целях уменьшения данного риска Программой предусмотрены мероприятия и дополнительное финансирование развития технологической инфраструктуры. Снижение данного риска также можно обеспечить за счет более активного привлечения к реализации данной Программы ассоциаций и объединений малых форм хозяйствования.

Таким образом, операционный риск реализации Программы определяется, как высокий. Однако вес операционного риска не является критическим для реализации Программы, при этом Программой предусмотрены мероприятия, направленные на снижение риска;

3. Институциональный риск - вероятность того, что Программа не будет выполнена в полном размере в результате задержек с формированием всех необходимых институтов. Качественная оценка данного риска - риск умеренный. При этом данный риск является критическим для реализации Программы, его осуществление может привести к полному срыву Программы, например это касается мероприятий, направленных на обеспечение переоформления земельных участков в собственность КФХ. Ответственность за минимизацию данного вида рисков, путем оптимизации процесса ведомственных согласований возлагается на Минсельхоз России.

Экзогенные риски (риски внешней среды, управление которыми представляется крайне сложным, и его выделение преследует цель учета при планировании):

1. Риск недостаточной квалификации и низкой мотивации и плохого психического состояния фермеров - значительный процент больных алкоголизмом в сельской местности, длительные паузы в повышении квалификации значительным числом потенциальных и действующих участников КФХ может стать сдерживающим фактором в реализации Программы (необходимо скорректировать, особенно в части алкоголизма; основной риск - недостаточная квалификация и низкая мотивация остальных сельских жителей -> возможные проблемы с наемными работниками);

2. Риск возникновения обстоятельств непреодолимой силы, таких как различный природный катастрофы и катаклизмы, войны и др.

Эффективное управление рисками входит в сферу ответственности исполнителей Программы. Организация системы управления рисками лежит на Минсельхозе России.


Раздел 8. Методика оценки эффективности программы


Количественный метод:

Оценка проводится на основе анализа государственных статистических и ведомственных отраслевых форм отчетности:

Форма - "Среднегодовая численность занятых в экономике по видам экономической деятельности".

Форма - "Парк основных видов техники в сельскохозяйственных организациях".

Форма - "Число крестьянских (фермерских) хозяйств".

Форма - "Посевные площади сельскохозяйственных культур".

Форма - "Поголовье скота".

Форма 10-АПК "Отчет о средствах целевого финансирования сводного годового бухгалтерского отчета".

Форма (код 0503160) из приложения к пояснительной записке квартальной бухгалтерской отчетности: "Сведения о мерах по повышению эффективности расходования федеральных средств" (таблица 3), "Сведения об эффективности бюджетных расходов" (ф. 0503165), "Сведения об использовании целевых программ" (ф. 0503166).

ГАРАНТ:

По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "таблица 2"


Форма П-1-СХ "Сведения о производстве и отгрузке сельскохозяйственной продукции" (ежемесячная).

Форма П-2 "Сведения об инвестиционной деятельности" (квартальная, годовая).

Федеральная программа статистических работ Росстата "Поголовье, продуктивность мясного скота в Российской Федерации" (форма 29-СХ годовая).

Для расчета эффективности расходования бюджетных средств по Программе используются показатели (за каждый год и в целом за три года), приведенные в табл. 1.

ГАРАНТ:

По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "табл.2"

Эффективность расходования бюджетных средств по Программе также рассчитывается по формуле, показывающей соотношение дополнительной валовой прибыли, полученной по Программе, и расходов из средств федерального бюджета (формула приведена в разделе 9).


Раздел 9. Оценка эффективности Программы


Анализ динамики целевых индикаторов программы и индикаторов ее экономической эффективности при условии финансирования в полном объеме показывает реальность значительного увеличения объема производства сельскохозяйственной продукции КФХ (табл. 2).


Таблица 4


Расчет эффективности расходования бюджетных средств по программе


Показатели

Ед. изм.

Годы

Всего за 3 года



2009

2010

2011


Ежегодный прирост валового производства сельскохозяйственной продукции КФХ (ВП КФХ)

млрд. руб.

2,7

6,4

4,2

13,3

Финансирование

всего (Ф)

млрд. руб.

2,8

2,8

2,9

8,5

в т.ч. из федерального бюджета (З)

млрд. руб.

2,8

2,8

2,9

8,5

Показатели эффективности

Эобщ.

%

96,4

2,3 раза

1,4 раза

1,6 раза


Эффективность расходования средств финансирования были определены по соотношению конечных результатов Программы и затрат на ее реализацию по коэффициенту , который показывает соотношение основного индикатора (валового продукта в стоимостном выражении) к общему объему финансирования по формуле:



где - коэффициент общей эффективности расходования финансовых средств,

ВПКФХ - ежегодный прирост стоимости валовой продукции КФХ в стоимостном выражении

Ф - объем финансирования.

Как видно из табл. 2, значение коэффициента : в среднем арифметическом выражении составляет 77,0%. Это означает достаточно высокую степень возмещения общих затрат по программе через прирост валового производства КФХ.

Оценку эффективности реализации Программы целесообразно проводить на основе использования целевых индикаторов, которые обеспечат мониторинг динамики изменения показателей производства сельскохозяйственной продукции, численности КФХ, площади их землепользования, поголовья скота, парка основных видов техники, численность занятых в сельском хозяйстве. Эти индикаторы предлагается сопоставлять с объемами финансирования из федерального бюджета.

Анализ динамики целевых индикаторов и объемов финансирования Программы предлагается проводить по годам.

Раздел 10. Система управления реализацией Программы


Организационно-методическое управление реализацией Программы осуществляет государственный заказчик в лице Министерства сельского хозяйства Российской Федерации.

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации обеспечивает согласованные действия по подготовке и реализации программных мероприятий.


Задача

Мероприятия

Ответственный

Создание условий для развития переработки и сбыта сельхоз продукции

Обеспечение создания инфраструктуры для первичной переработки, хранения и транспортировки продукции КФХ и МФХ

Деппродрынки, Депагроразвитие

Создание новых и совершенствование имеющихся механизмов финансово-кредитной поддержки КФХ и МФХ

Мониторинг за созданием гарантийных фондов для финансового обеспечения возвратности краткосрочных кредитов, привлекаемых для покрытия кассовых разрывов; Субсидирование расходов на приобретение семенного материала для улучшения пород скота и других видов сельскохозяйственных животных; Предоставление единовременных выплат для хозяйственного обзаведения: на приобретение сельскохозяйственной техники и других материально-технических ресурсов.

Компенсация затрат на инженерное обустройство.

Департамент экономики и финансов, Депагроразвитие


Приложение 1


Система программных мероприятий в объемах действующих и принимаемых обязательств (в разрезе ведомственной, функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации) Программы (млн. руб. в ценах соответствующих лет)

ГАРАНТ:

Нумерация граф таблицы приводится в соответствии с источником


N п/п

Наименование мероприятий

На среднесрочную перспективу

2009 г.

2010 г.

2011 г.

Всего

БДО*

БПО**

БДО

БПО

БДО

БПО

БДО

БПО

1

2

9

10

11

12

13

14

15

16

1.

Субсидирование процентных ставок по кредитам на реализацию инвестиционных проектов, направленных на создание инфраструктуры для первичной переработки, хранения и транспортировки продукции КФХ и других МФХ

1235


1235


1235


3705,0


2.

Субсидии на приобретение КФХ и другими МФХ племенного молодняка высокого качества и стимулирование повышения генетического потенциала продуктивности сельскохозяйственных животных

156,3


163,2


170,2


489,7


3.

Субсидии на приобретение КФХ семян высокоурожайных элитных сортов

213,6


213,6


285,0


712,2


4.

Субсидии на приобретение семени высокоценных пород сельскохозяйственных животных

5,3


5,5


5,7


16,5


5.

Субсидирование части процентной ставки по кредитам, выданным вновь создаваемым КФХ и другим МФХ на приобретение материально-технических ресурсов

1200,0


1200,0


1200,0


3600,0


6.

НИР и НИОКР


-

5,0


-


5,0



Итого

2810,2


2822,3


2895,9


8528,4



_____________________________

* - код операции сектора государственного управления (финансирование указанных мероприятий будет осуществляться в пределах средств федерального бюджета, предусмотренных Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2010 годов" Минсельхозу России на соответствующие мероприятия).

** - бюджет действующих обязательств

*** - бюджет принимаемых обязательств


Приложение 2


Перечень тем научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок по Программе


N п/п

Наименование темы

Срок выполнения

Стоимость НИОКР, млн. руб.

Ожидаемая экономическая эффективность

Всего

В т.ч. федеральный бюджет

1.

Проведение научных исследований и разработка рекомендаций по стимулированию создания гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство (ЛПХ) крестьянских (фермерских) хозяйств (КФХ): (методы, рычаги, способы).

2010

5

5

Результаты проведения научных исследований позволят обеспечить увеличение количества КФХ и увеличение количества рабочих мест, что позволит снизить процент безработицы в сельской местности.

Ожидаемые результаты.

Результатом работы станет обеспечение рекомендациями по созданию ЛПХ и КФХ.


В России реализуется госпрограмма развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельхозпродукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг. В ее рамках разработана и утверждена отраслевая целевая программа "Развитие крестьянских (фермерских) хозяйств и других малых форм хозяйствования в АПК на 2009-2011 гг.".

Целью программы является повышение производительности и устойчивости хозяйств. Для этого планируется субсидировать процентные ставки по кредитам на создание инфраструктуры для первичной переработки, хранения и транспортировки сельхозпродукции. Также субсидировать будут часть процентных ставок по кредитам, выданным вновь создаваемым и действующим хозяйствам на приобретение материально-технических ресурсов и строительство животноводческих помещений. Субсидии составят 95% от ставки рефинансирования на каждый кредит, но не более 300 тыс. руб. ежегодно на одно хозяйство.

Кроме того, программой предусмотрены оптимизация системы обязательной отчетности хозяйств перед органами власти и стимулирование хозяйств, применяющих высокопродуктивные породы животных и высокоурожайные сорта растений. Размер субсидий на приобретение животных рассчитываются по ставке 22 руб. за 1 кг живой массы на 1 нетель или телку с живой массой в среднем 350 кг, на приобретение семян - по ставке 3 800 руб. на 1 т. зернобобовых культур.

В результате 10% от производимой хозяйствами продукции должно реализовываться через сельхозпотребкооперативы, в которых должно состоять более 10% от действующих хозяйств. Использовать высокопродуктивные породы животных и высокоурожайные сорта растений должны 20% хозяйств.

Общий объем финансирования программы составляет 8528,4 млн руб.


Приказ Минсельхоза РФ от 9 июня 2009 г. N 218 "Об отраслевой целевой программе по развитию малых форм хозяйствования"


По заключению Минюста РФ от 16 июля 2009 г. N 01/8166-ДК настоящий приказ не нуждается в государственной регистрации


Текст приказа официально опубликован не был


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение