Решение Иркутского областного суда от 18 декабря 2008 г.
(извлечение)
Иркутское областное отделение Коммунистической партии Российской Федерации (далее - ИРОО КПРФ) обратилось в суд с заявлением об отмене Постановления Временной избирательной комиссии Иркутской области по выборам депутатов Законодательного Собрания Иркутской области первого созыва от 17 октября 2008 г. N 22/190 "О результатах выборов депутатов Законодательного Собрания Иркутской области первого созыва по единому избирательному округу" о признании выборов депутатов Законодательного Собрания Иркутской области первого созыва по единому избирательному округу состоявшимися и действительными.
В обоснование заявителем приведены следующие доводы.
В ходе проведения 12 октября 2008 г. голосования по выборам депутатов Законодательного Собрания Иркутской области первого созыва на всей территории Иркутской области (единого избирательного округа) допущены массовые нарушения, не позволяющие достоверно установить результаты волеизъявления избирателей.
11 октября 2008 г. Временной избирательной комиссией Иркутской области по выборам депутатов Законодательного Собрания Иркутской области первого созыва (далее - ВИК) принято Постановление N 21/187 "О недопущении проведения предвыборной агитации в день голосования на выборах депутатов Законодательного Собрания Иркутской области первого созыва и предшествующий ему день".
Данным Постановлением установлено, что Акция "Народный бюджет" позиционируется как проект партии "Единая Россия". Цель проекта выяснить мнение населения Иркутской области относительно финансирования за счет средств областного бюджета приоритетных проектов, при этом способствуя повышению явки "потенциальных сторонников "Единой России". Материалы акции "Народный бюджет" способствуют созданию положительного отношения к избирательному объединению, и, следовательно, являются агитационными.
При этом организаторам акции: некоммерческой организации "Ассоциация муниципальных образований Иркутской области", а также Иркутскому региональному отделению Всероссийской политической партии "Единая Россия" (далее - ИРО ВПП "Единая Россия") было указано на недопустимость проведения в день голосования на выборах депутатов Законодательного Собрания Иркутской области первого созыва 12 октября 2008 г. и предшествующий ему день любых агитационных мероприятий, связанных с акцией "Народный бюджет".
В нарушение требований законодательства Российской Федерации о выборах и Постановления ВИК от 11.10.2008 N 21/187 Некоммерческой организацией "Ассоциация муниципальных образований Иркутской области" и ИРО ВПП "Единая Россия" на всех территориях Иркутской области осуществлялись публичные акции с использованием наглядных материалов, содержащих сведения об акции "Народный бюджет".
Указанные акции представляли собой пикетирование, непосредственно приближенное к местам проведения голосования по выборам депутатов Законодательного Собрания Иркутской области, при котором осуществлялось голосование опросными листами "Народный бюджет".
Проведение пикетов "Народный бюджет" было зафиксировано доверенными лицами, избирателями и кандидатами, о чем составлены соответствующие жалобы в участковые, территориальные избирательные комиссии, а также в органы внутренних дел и прокуратуры.
В городе Иркутске на территории избирательных участков NN 548, 598, 600, 601, 602, 605, 617, 619, 647, 656, 657, 658, 659, 892.
В городе Ангарске на территории избирательных участков NN 4, 9, 11, 22, 23, 24, 25, 37, 45, 46, 55, 57, 76, 77, 78, 79, 82.
В городе Братске на территории избирательных участков NN 208, 281, 229, 225, 238, 233, 237.
В городе Усолье-Сибирское на территории избирательных участков NN 1337, 1342, 1369.
В поселке Белореченский Усольского района на территории избирательного участка N 1305.
В городе Зима на территории избирательных участков NN 399, 400, 401, 402, 403, 404, 405, 406, 407, 408, 409, 410, 411, 412, 413, 414, 415, 416, 417.
В городе Саянске на территории избирательных участков NN 1047, 1048, 1059, 1050, 1051, 1052, 1053, 1054, 1055, 1056, 1057, 1058, 1059, 1060, 1061, 1062, 1063.
В городе Тайшете на территории избирательных участков NN 1180, 1185, 1186, 1187.
В городе Нижнеудинске на территории избирательных участков NN 946, 934, 953.
В поселке Качуг Качугского района на территории избирательного участка N 743.
В поселке Улькан Казачинско-Ленского района на территории избирательного участка N 714.
Помимо проведения акции "Народный бюджет" в городах Иркутск, Ангарск, Братск, в день голосования ИРО ВПП "Единая Россия" осуществляла подкуп избирателей, который выражался в предоставлении избирателям льготы при приобретении товаров (дисконтные скидки на товары), бесплатных развлекательных услуг (бесплатных билетов в ночные клубы и на концерты). Подкуп избирателей осуществлялся теми же лицами, которыми осуществлялась предвыборная агитация в виде проведения акции "Народный бюджет".
Вышеперечисленные нарушения избирательного законодательства не позволяют выявить действительную волю избирателей, поскольку воздействие на решение избирателей об участии в голосовании и выборе между избирательными объединениями имело массовый характер на всей территории Иркутской области, что привело к обоснованному получению дополнительных голосов избирателей одним избирательным объединением ИРО ВПП "Единая Россия". Тем самым нарушения привели к изменению соотношения полученных избирательным объединением голосов избирателей и незаконному распределению мандатов между избирательными объединениями в пользу ИРО ВПП "Единая Россия", что нарушило права ИРО КПРФ.
С учетом изложенного заявитель просил отменить Постановление Временной избирательной комиссии Иркутской области по выборам депутатов Законодательного Собрания Иркутской области первого созыва от 17 октября 2008 г. N. 22/190 "О результатах выборов депутатов Законодательного Собрания Иркутской области первого созыва по единому избирательному округу" о признании выборов депутатов Законодательного Собрания Иркутской области первого созыва по единому избирательному округу состоявшимися и действительными.
В судебном заседании представитель заявителя Сухорученко В.Н. поддержал доводы заявления.
Представители заинтересованного лица: Временной избирательной комиссии Иркутской области по выборам депутатов Законодательного Собрания Иркутской области первого созыва Штурнева М.В. и Шведа В.В. с заявлением не согласились, ссылаясь на следующее.
При проведении 12 октября 2008 г. выборов депутатов Законодательного Собрания Иркутской области первого созыва нарушений установлено не было.
17 октября 2008 г. в ВИК от уполномоченного представителя ИРО КПРФ Куперта А.В. поступило заявление о признании выборов недействительными. В обоснование указывалось, что на территории Иркутской области осуществлялись публичные акции "Народный бюджет", ИРО ВПП "Единая Россия" осуществлялся подкуп избирателей в форме предоставления избирателям льготы при приобретении товаров (скидки на товары), бесплатных развлекательных услуг (бесплатные билеты в ночные клубы и на концерты).
Данное обращение было рассмотрено на заседании ВИК и 17.10.2008 принято постановление ВИК N 22/188, которым в удовлетворении заявления Куперта А.В. отказано.
Также в ВИК поступили несколько заявлений о проведении акции "Народный бюджет" и осуществлении подкупа избирателей. По фактам, изложенным в данных обращениях, Управлением внутренних дел по г.Иркутску была проведена соответствующая проверка, по результатам которой основания для привлечения к ответственности не установлены.
Сведения о поступивших в день голосования жалобах и обращениях отражаются в протоколах N 2. По указанным в заявлении избирательным участкам жалоб и обращений о нарушениях избирательного законодательства, выражающихся в проведении незаконной предвыборной агитации и осуществлении подкупа избирателей, в данные участковые избирательные комиссии не поступало.
17.10.2008 ВИК рассмотрела жалобы, поступившие с 12 по 17.10.2008, и не установила нарушений, не позволяющих с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей по единому избирательному округу.
Помимо этого отсутствуют данные о том, что лица, проводившие мероприятия по проекту "Народный бюджет" и осуществлявшие распространение среди избирателей льгот при приобретении товаров (скидки на товары), бесплатных развлекательных услуг (бесплатные билеты в ночные клубы и на концерты), действовали в интересах и по поручению ИРО ВПП "Единая Россия". Отсутствуют данные о причинно-следственной связи между указанными действиями и волеизъявлением избирателей, конкретным влиянием этих действий на результаты волеизъявления; отсутствуют данные о том, что действия по распространению среди избирателей льгот при приобретении товаров (скидки на товары), бесплатных развлекательных услуг (бесплатные билеты в ночные клубы и на концерты) являются подкупом избирателей.
Таким образом, доказательств нарушений избирательного законодательства, не позволяющих выявить действительную волю избирателей, заявителем не представлено, его доводы являются предположительными.
Выслушав объяснения представителя заявителя, представителей заинтересованного лица, допросив свидетелей, изучив материалы гражданского дела, просмотрев аудио-видеозапись, заслушав заключение прокурора Валеевой Ю.Р., считавшей заявление о признании выборов недействительными необоснованным, суд не находит оснований для признания оспариваемого решения незаконным.
В соответствии с пунктом 2 статьи 77 Федерального закона N 67-ФЗ обстоятельствами, являющимися основанием для отмены судом решения избирательной комиссии о результатах соответствующих выборов после определения результатов выборов предусмотрены следующие установленные судом обстоятельства:
а) кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, израсходовали на проведение своей избирательной кампании помимо средств собственного избирательного фонда средства в размере, составляющем более чем 10 процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом;
б) кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, осуществляли подкуп избирателей, и указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей;
в) кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, при проведении агитации вышли за рамки ограничений, предусмотренных пунктом 1 статьи 56 настоящего Федерального закона, что не позволяет выявить действительную волю избирателей;
г) кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, использовали преимущества должностного или служебного положения, и указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей.
Согласно пункта 3 статьи 77 Федерального закона N 67-ФЗ суд может отменить решение избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов на избирательном участке, территории, в избирательном округе, в муниципальном образовании, в субъекте Российской Федерации, в Российской Федерации в целом также в случае нарушения правил составления списков избирателей, порядка формирования избирательных комиссий, порядка голосования и подсчета голосов (включая воспрепятствование наблюдению за их проведением), определения результатов выборов, незаконного отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов, признанного таковым после дня голосования, других нарушений избирательного законодательства, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей.
Пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 12.06.2002 N. 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ) предусмотрено, что предвыборная агитация - это деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них).
Пунктом 2 статьи 48 Федерального закона N 67-ФЗ и пунктом 1 главы 27 Положения о выборах депутатов Законодательного Собрания Иркутской области, утвержденного указом Президента РФ от 29.02.2008 N 286 (далее - Положение о выборах депутатов), предусмотрено, что в период избирательной кампании предвыборной агитацией признаются:
а) призывы голосовать за кандидата, кандидатов, областной список кандидатов, областные списки кандидатов либо против него (них);
б) выражение предпочтения какому-либо кандидату, избирательному объединению, в частности указание на то, за какого кандидата, за какой областной список кандидатов, за какое избирательное объединение будет голосовать избиратель (за исключением случая опубликования (обнародования) результатов опроса общественного мнения;
в) описание возможных последствий в случае, если тот или иной кандидат будет, избран или не будет избран, тот или иной список кандидатов будет допущен или не будет допущен к распределению депутатских мандатов;
г) распространение информации, в которой явно преобладают сведения о каком-либо кандидате (каких-либо кандидатах), избирательном объединении в сочетании с позитивными либо негативными комментариями;
д) распространение информации о деятельности кандидата, не связанной с его профессиональной деятельностью или исполнением им своих служебных (должностных) обязанностей;
е) деятельность, способствующая созданию положительного или отрицательного отношения избирателей к кандидату, избирательному объединению.
Согласно статье 49 Федерального закона N 67-ФЗ агитационный период начинается со дня выдвижения кандидата, списка кандидатов... Агитационный период прекращается в ноль часов по местному времени за одни сутки до дня голосования (пункт 1 статьи 49). Проведение предвыборной агитации в день голосования и в предшествующий ему день запрещается (пункт 3 статьи 49).
Указанным нормам Федерального закона соответствуют и правила, установленные пунктами 1 и 3 главы 28 Положения о выборах депутатов в отношении сроков предвыборной агитации.
Ссылаясь на нарушения правил предвыборной агитации, не позволяющие выявить достоверную волю избирателей, заявитель указывает на то, что 12 октября 2008 г., в день голосования, на всей территории Иркутской области Некоммерческой организацией "Ассоциация муниципальных образований Иркутской области" и ИРО ВПП "Единая Россия" осуществлялись публичные акции "Народный бюджет", позиционирующейся как проект партии "Единая Россия".
Судом установлено, что действительно, 11 октября 2008 г. ВИК принято постановление N 21\187 "О недопущении проведения предвыборной агитации в день голосования на выборах депутатов Законодательного Собрания Иркутской области первого созыва и в предшествующий ему день" (л.д. 17). Данным постановлением ВИК обратила внимание руководителей ИРО ВПП "Единая Россия" и Некоммерческой организации "Ассоциация муниципальных образований Иркутской области" на недопустимость проведения в день голосования на выборах депутатов Законодательного Собрания Иркутской области первого созыва 12 октября 2008 г. и предшествующий ему день любых агитационных мероприятий, связанных с акцией "Народный бюджет".
В подтверждение того, что вопреки постановлению ВИК 12 октября 2008 г. на территории единого избирательного округа, в местах, приближенных к местам проведения голосования, осуществлялись публичные акции (пикетирование), с использованием наглядных материалов, содержащих сведения об акции "Народный бюджет", производилось голосование посредством опросных листов "Народный бюджет", заявитель сослался на показания свидетелей, ролик с аудио-видеозаписью под названием "по проекту "Народный бюджет", письменные доказательства, представленные в дело.
Давая оценку представленным заявителем доказательствам, суд считает, что эти доказательства не подтверждают факт нарушения правил предвыборной агитации.
В силу пункта 3 статьи 54 Федерального закона N 67-ФЗ обязательным условием распространения агитационных материалов является выполнение кандидатом, избирательным объединением обязанности по предварительному представлению экземпляров этих материалов либо их копий или фотографий в избирательную комиссию. Печатные агитационные материалы должны содержать соответствующие сведения, перечисленные в пункте 2 статьи 54. Помимо этого в избирательную комиссию должны быть также представлены сведения об организации (лице), изготовившей и заказавшей эти материалы (пункт 3 статьи 54),
Судом установлено, что 25.09.2008 Уполномоченным представителем ИРО ВПП "Единая Россия" Дикусаровой Н.И. в ВИК представлен экземпляр агитационной продукции: буклета "Народный бюджет, тираж которого составил 300 000 шт., дата выпуска 03.10.2008.
03.10.2008 Уполномоченным представителем ИРО ВПП "Единая Россия" Дикусаровой Н.И. в ВИК представлен экземпляр агитационной продукции: газета, тираж 400 000 шт., дата выпуска 01.10.2008, на стр. 2 которой, в рубрике "Народный бюджет" размещено выступление Валентина Межевича.
09.10.2008 Уполномоченным представителем ИРО ВПП "Единая Россия" Дикусаровой Н.И. в ВИК представлен экземпляр агитационной продукции: газета формата 8A3, тираж 400 000 шт., дата выпуска 07.10.2008, на стр.5 которой размещена статья под названием "Сформируем народный бюджет".
Таким образом, вышеназванные печатные материалы представлены как агитационная продукция ИРО ВПП "Единая Россия".
Вместе с тем, суд считает, представленные заявителем в суд опросные листы под названием "Народный бюджет. Выбирай, решай! Город Иркутск Свердловский округ (город Иркутск Правобережный округ) (город Братск Центральный округ) Карта проектов 12 октября 2008 года" не могут расцениваться как агитационная продукция.
Из текста опросных листов следует, что гражданам предлагается поставить любой знак только в одном пустом квадрате слева от проекта, который они выбрали (например, "новый дом" - реконструкция многоквартирных домов первых серий в г.Иркутске; "социальное жилье" - строительство социального жилья для малоимущих граждан и пр.). Если мнение респондента изменилось, а также при утрате карты, предложено 12 октября на месте голосования по "Народному бюджету" получить новую и заполнить ее.
Из содержания опросных листов не усматриваются призывы голосовать за кандидатов, выдвинутых ИРО ВПП "Единая Россия", выражения предпочтения какой-либо политической партии, описание возможных последствий допуска партий к распределению мандатов, а также распространение информации, в которой явно преобладают сведения о какой-либо политической партии, имеющие целью побудить или побуждающие избирателей голосовать за какую-либо политическую партию.
Допрошенные судом по ходатайству представителя заявителя свидетели не подтвердили, что в день голосования 12 октября 2008 г. при вручении вышеуказанных опросных листов неустановленными лицами гражданам предлагалось проголосовать за партию "Единая Россия".
Так, свидетель Чехов А.Н. показал, что он являлся наблюдателем, в день выборов, примерно в 8 час. 05 мин. в помещении избирательного участка N 1337 (школа N. 8) он увидел незнакомую женщину, которая назвалась как лицо, представляющее акцию "Народный бюджет", при ней были листовки с акцией "Народный бюджет". Что она с ними делала, он не понял. По его требованию женщина ушла. О происшедшем он составил акт.
Свидетель Старостин А.В. показал, что на улице, рядом с избирательным участком, расположенным в здании Иркутского лингвистического университета, он наблюдал трех девушек, которые предлагали гражданам проголосовать в бюллетене с названием акции "Народный бюджет" и бросить его в урну, которая находилась при них же. Они вручали бюллетень со словами "Проголосуйте за Ваш выбор". Они не говорили, за какую партию нужно голосовать. О данном факте он с участием Гашина Е.А. составил акт, который передал в штаб ИРОО КПРФ.
Свидетель Швайкин В.А. показал, что он являлся доверенным лицом депутата и посетил несколько избирательных участков, где в день голосования проводилась акция "Народный бюджет". У агитаторов были урны для голосования в виде небольших ящиков, оклеенных логотипом акции "Народный бюджет". То, что акция проводилась от партии "Единая Россия" он понял по символике, атрибутике - триколору, квадрату с красной галочкой. Агитаторы не предлагали голосовать за партию "Единая Россия", предлагали участвовать в акции "Народный бюджет". В его присутствии бюллетени были вручены двум гражданам.
Свидетель Бренюк С.А. показал, что в день выборов он как наблюдатель присутствовал на многих избирательных участках и видел, что акция "Народный бюджет" активно проводилась. 12 октября 2008 г., утром, в 10 часу, в холле школы N 7 расположились молодые люди с символикой "Народный бюджет", у них были урна для голосования, плакаты, флаги. Председатель избирательной комиссии и сотрудник милиции вывели их из помещения школы.
На избирательном участке в помещении Межрегионального учебного центра также находились агитаторы данной акции, которые пояснили, что акция "Народный бюджет" это проект партии "Единая Россия".
На избирательном участке в школе N 32 ребята, несмотря на то, что их вывели из участка, стали проводить акцию на улице.
В бюллетенях для голосования в акции "Народный бюджет" содержались различные экономические предложения для ангарчан.
Партия "Единая Россия" представлялась проведением акции "Народный бюджет" в выгодном свете. В его присутствии агитаторы говорили о том, что действуют от имени партии "Единая Россия" и акция "Народный бюджет" - это инициатива данной партии.
После проведения выборов он с коллегами составил письменное заявление в областную избирательную комиссию о проведении акции.
Свидетель Антонов Д.В. показал, что он по поручению Надымова Д.В., экс-кандидата в депутаты, проводил видеосъемку процесса сбора социальных данных при проведении акции "Народный бюджет". Они с Надымовым объехали около 30 избирательных участков.
На каждом из избирательных участков стояли девушки с урнами для голосования по "Народному бюджету". Агитаторы говорили, что они действуют от имени партии "Единая Россия" и это зафиксировано на пленку. Свидетель Надымов Д.В. показал, что он заключил с Антоновым Д.М. договор о видеосъемке, и они объехали с ним около 30 избирательных участков, зафиксировали, как агитаторы акции "Народный бюджет" вручали гражданам бюллетени для голосования за соответствующий проект "Народного бюджета". У девушек-агитаторов имелась урна для голосования, оформленная символикой акции, синего цвета, с логотипом, в центре с белым квадратом с красной галочкой внутри. Агитаторы говорили, что акция "Народный бюджет" проводится от имени партии "Единая Россия". Конкретно они не предлагали проголосовать именно за партию "Единая Россия".
Судом просмотрена аудио-видеозапись, произведенная на диск с названием "Ролик по проекту "Народный бюджет" 4", представленная в суд представителем заявителя.
Аудио-видеозапись, суд считает, не подтверждает факты нарушения правил предвыборной агитации в день голосования 12 октября 2008 г., а именно то, что при вышеуказанных обстоятельствах имели место призывы голосовать за список кандидатов, выдвинутых ИРО ВПП "Единая Россия", распространялась информация, в которой явно преобладали сведения о каком-либо кандидате (каких-либо кандидатах), избирательном объединении в сочетании с позитивными либо негативными комментариями и что осуществлялась деятельность, способствующая созданию положительного или отрицательного отношения избирателей к кандидату, избирательному объединению.
Данная аудио-видеозапись не подтверждает и показания свидетелей Бренюк, Антонова и Надымова о том, что неустановленные лица (агитаторы) поясняли, что они действуют от имени партии "Единая Россия". Показания указанных свидетелей в этой части не подтверждаются и их жалобой от 14.10.2008, адресованной во Временную избирательную комиссию по выборам депутатов Законодательного Собрания Иркутской области первого созыва (л.д. 65).
Не подтверждают факты нарушения правил предвыборной агитации 12 октября 2008 г. и представленные акты от 12.10.2008 о нарушении избирательного законодательства (л.д. 54-56, 58, 62-64).
Обстоятельства, связанные с проведением неизвестными лицами на территории г.Иркутска 12 октября 2008 г. агитации по проекту "Народный бюджет", проверялись Управлением внутренних дел по городу Иркутску, в результате установлено, что в действиях участников мероприятия "Народный бюджет" отсутствуют признаки административного правонарушения - нарушение порядка и условий проведения предвыборной агитации, так как фактов незаконной агитации зафиксировано не было (л.д. 196).
По жалобам уполномоченного представителя ИРОО КПРФ Куперта А.В., уполномоченного представителя ИРО "Справедливая Россия: Родина/ Пенсионеры/ Жизнь" Перова А.И., уполномоченного представителя ИРОО "ЛДПР" Зенина А.И., уполномоченного представителя "Аграрная партия России" Заботиной Н.Н. и граждан Сущенко Д.С., Колесниковой Т.А., Рябинина B.C. на осуществление на территории Иркутской области публичных акций "Народный бюджет" в нарушение правил предвыборной агитации приняты постановления Временной избирательной комиссией от 17 октября 2008 г. N 22/188 и N 22/189 (л.д. 204 и 214).
Временной избирательной комиссией нарушений избирательного законодательства, которые не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей по единому избирательному округу, не выявлено.
Не подтверждаются факты нарушения правил предвыборной агитации в день голосования 12 октября 2008 г. и письмом начальника Управления по информационной политике, связям со средствами массовой информации и общественностью администрации г.Иркутска Леньшиной И.В. от 10.10.2008 в адрес организатора публичного мероприятия Гнатко С.Ф. с приложением N 1 (л.д. 37-38), так как данные документы не содержат сведений о проведении конкретных публичных мероприятий, дате их проведения и цели.
Таким образом, суд считает, заявителем не представлены доказательства нарушения в день голосования правил предвыборной агитации, которые не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей по единому избирательному округу.
Также заявителем не представлено доказательств того, что на территории городов Иркутск, Ангарск и Братск 12 октября 2008 г. ИРО ВПП "Единая Россия" осуществлялся подкуп избирателей.
В обоснование этого довода заявитель указывает, что подкуп избирателей выражался в том, что 12 октября 2008 г. лицами, осуществлявшими предвыборную агитацию в виде проведения акции "Народный бюджет", избирателям предоставлялись льготы при приобретении товаров (дисконтные скидки на товары), бесплатные развлекательные услуги (бесплатные билеты в ночные клубы и на концерты).
В подтверждение заявителем представлены 2 купона под названием "Акция !!! 12 октября приди на участок с 11 до 15 часов 12 октября получи скидку! 5 % действительно только 12 октября". На одном из купонов имеется оттиск штампа со словами: "Булочная ул. Наймушина. Колосок ул. Солнечная, 3. м-н на тер. Падунхлеб. "Лиза" Мечтателей, 7". На втором купоне оттиск штампа со словами: "Минимаркет ул. Мира, 5А".
Помимо этого представлены 2 купона под названием "Акция!!!. Скидка 5 %. Действительно только 12 октября" и 2 пригласительных билета: один в ночной клуб Пирамида, второй - в ночной клуб Formula. В левом верхнем углу пригласительных билетов имеются слова: "Молодая гвардия Единой России".
Купоны на приобретение товаров со скидкой не содержат каких-либо сведений, подтверждающих, что они изготовлены партией "Единая Россия" либо по ее поручению.
Два пригласительных билета в ночной клуб имеют изображение медведя и надпись: "Молодая гвардия Единой России". Однако, заявителем не представлены доказательства, что пригласительные билеты, как и купоны на приобретение товаров со скидкой, раздавались избирателям от имени и по поручению ИРО ВПП "Единая Россия".
Письменные жалобы Островской В.И., Орловой B.C., Кивчик В.Н., Шаньперова Ю.Г., Воронцова А.В., Часовитиной Г.Н. в окружную избирательную комиссию (л.д. 28-33), представленные заявителем в доказательство подкупа избирателей, бесспорно не подтверждают этот факт.
Жалобы указанных лиц не содержат конкретных сведений о том, неизвестные лица, выдававшие 12 октября 2008 г. пригласительные билеты в ночной клуб "Формула" и талон на предоставление 5 % скидки при приобретении хлеба, действовали от имени и по поручению партии "Единая Россия". Об осуществлении подкупа избирателей в пользу ИРО ВПП "Единая Россия" в жалобах перечисленных лиц указано, как об установленном факте. Между тем, доказательств того, что талоны на хлеб и пригласительные билеты раздавались от имени партии "Единая Россия", заявителем не представлено.
Обстоятельствами, имеющими существенное значение, подлежащими доказыванию по настоящему делу, являются не любые нарушения законодательства, а только такие нарушения избирательного законодательства, которые существенно отразились на избирательном процессе, повлияли на свободу выборов и не позволяют выявить их действительную волю.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что таких нарушений избирательного законодательства, которые не позволяют выявить действительную волю избирателей, и являются основанием для отмены оспариваемого постановления ВИК, не было допущено.
По итогам голосования выдвинутый ИРО ВПП "Единая Россия" областной список кандидатов получил 357 477 голосов избирателей, что составляет 49,45% от числа избирателей, принявших участие в голосовании.
Областной список кандидатов, выдвинутый ИРОО КПРФ, получил 95 822 голоса избирателей, что составляет 13,25 % от числа избирателей, принявших участие в голосовании (л.д. 217 оборот).
При таких данных оснований для удовлетворения заявления ИРОО КПРФ суд не усматривает.
Руководствуясь ст.ст. 194-198, ч.2 ст.261 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд решил:
Заявление Иркутского областного отделения Коммунистической партии Российской Федерации об отмене Постановления Временной избирательной комиссии Иркутской области по выборам депутатов Законодательного Собрания Иркутской области первого созыва от 17 октября 2008 г. N 22/190 "О результатах выборов депутатов Законодательного Собрания Иркутской области первого созыва по единому избирательному округу" о признании выборов депутатов Законодательного Собрания Иркутской области первого созыва по единому избирательному округу состоявшимися и действительными оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РФ через Иркутский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий судья |
О.Н.Степанова. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Иркутское областное отделение Коммунистической партии Российской Федерации (ИРОО КПРФ) обратилось в суд с заявлением об отмене постановления Временной избирательной комиссии Иркутской области по выборам депутатов Законодательного собрания Иркутской области первого созыва от 17 октября 2008 г. N 22/190 "О результатах выборов депутатов Законодательного Собрания Иркутской области первого созыва по единому избирательному округу" о признании выборов депутатов Законодательного собрания Иркутской области первого созыва по единому избирательному округу состоявшимися и действительными, поскольку не установлено нарушений, не позволяющих с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей по единому избирательному округу.
Из содержания опросных листов не усматриваются призывы голосовать за кандидатов, выдвинутых ИРО ВПП "Единая Россия", выражения предпочтения какой-либо политической партии, описание возможных последствий допуска партий к распределению мандатов, а также распространение информации, в которой явно преобладают сведения о какой-либо политической партии, имеющие целью побудить или побуждающие избирателей голосовать за какую-либо политическую партию.
Также заявителем не представлено доказательств того, что ИРО ВПП "Единая Россия" осуществлялся подкуп избирателей. Отсутствуют данные о том, что неизвестные лица, выдававшие пригласительные билеты в ночной клуб и талон на предоставление скидки 5 % при приобретении хлеба, действовали от имени и по поручению партии "Единая Россия".
Решение Иркутского областного суда от 18 декабря 2008 г. (извлечение)
Текст решения опубликован в журнале "Вестник Избирательной комиссии Иркутской области" N 4(106)
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании