Приказ Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 18 июня 2007 г. N 170 "О совершенствовании организации эколого-просветительской деятельности заповедников и национальных парков, находящихся в ведении Росприроднадзора"

Приказ Федеральной службы по надзору в сфере природопользования
от 18 июня 2007 г. N 170
"О совершенствовании организации эколого-просветительской деятельности заповедников и национальных парков, находящихся в ведении Росприроднадзора"


В целях совершенствования организации и повышения эффективности эколого-просветительской деятельности государственных природных заповедников и национальных парков, в соответствии с Основными направлениями развития системы государственных природных заповедников и национальных парков Российской Федерации на период до 2015 года, утвержденных# приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 22.04.2003 N 342, и п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 400 приказываю:

1. Утвердить прилагаемые Методические рекомендации по организации и ведению эколого-просветительской деятельности в государственных природных заповедниках и национальных парках (далее - Методические рекомендации).

2. Директорам заповедников и национальных парков:

принять к руководству и исполнению Методические рекомендации;

разработать и утвердить паспорта экологических маршрутов - в соответствии с настоящими Методическими рекомендациями до 31.12.2007;

принять меры по обеспечению безопасности посетителей и организовать контроль над посещаемостью экологических маршрутов.

3. Управлению особо охраняемых природных территорий и правового обеспечения (Степаницкий В.Б.) обеспечить руководство и общую координацию работ по применению Методических рекомендаций.

4. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.


Руководитель

С.И. Сай


Методические рекомендации по организации и ведению эколого-просветительской деятельности в государственных природных заповедниках и национальных парках
(утв. приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования
от 18 июня 2007 г. N 170)


1. Общие положения


1.1. Эколого-просветительская деятельность в соответствии со статьями 7 и 13 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ является одной из основных задач, возложенных на государственные природные заповедники (далее - заповедники) и национальные парки.

1.2. Необходимый объем и направления эколого-просветительской деятельности осуществляется каждым заповедником и национальным парком на основании комплексных планов управления (или менеджмент-планов) и годовых планов работ по основной деятельности с учетом природных условий, исторических и социально-экономических особенностей особо охраняемой природной территории (далее - ООПТ) и региона, в котором она расположена.

1.3. Эколого-просветительская деятельность на территориях заповедников, национальных парков и их охранных зон, а также на других ООПТ, находящихся в ведении заповедников и национальных парков, осуществляется методами, не противоречащими установленному на этих территориях режиму особой охраны.

1.4. Координация эколого-просветительской деятельности заповедников и национальных парков, а также контроль за ее ведением осуществляются Росприроднадзором.


2. Цели и задачи эколого-просветительской деятельности заповедников и национальных парков


2.1. Эколого-просветительская деятельность заповедников и национальных парков ведется в целях:

обеспечения поддержки идей заповедного дела широкими слоями населения как необходимого условия выполнения заповедниками и национальными парками своих природоохранных функций;

содействия решению региональных экологических проблем;

участия в формировании экологического сознания и развития экологической культуры населения.

2.2. Эколого-просветительская деятельность заповедников и национальных парков призвана, в первую очередь, формировать у широких слоев российского общества понимание современной роли ООПТ в сохранении биологического и ландшафтного разнообразия как основы биосферы, а также их места в социально-экономическом развитии регионов. Это должно обеспечить действенную общественную поддержку заповедников и национальных парков как объектов национального достояния.

2.3. Системная организация эколого-просветительской работы заповедников и национальных парков возможна при решении следующих задач:

целенаправленная систематическая работа со всеми группами населения в каждом конкретном регионе;

работа с посетителями ООПТ;

тесное сотрудничество с образовательными учреждениями, органами государственной власти и местного самоуправления, средствами массовой информации, другими заинтересованными организациями;

содействие в профессиональной подготовке специалистов соответствующего профиля;

участие в создании единого информационного пространства, обеспечивающего обмен эколого-просветительской информацией и опытом работы, как на российском, так и на международном уровне;

формирование в заповедниках и национальных парках необходимой организационной и материально-технической базы эколого-просветительской деятельности;

развитие и укрепление методической базы для проведения эффективной эколого-просветительской работы на современном уровне: аккумулирование соответствующего отечественного и зарубежного опыта, а также разработка собственных методических материалов.


3. Организация эколого-просветительской деятельности заповедников и национальных парков


3.1. В соответствии со статьями 6 и 12 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" заповедники и национальные парки являются природоохранными, научно-исследовательскими и эколого-просветительскими учреждениями.

3.2. Непосредственная организация и выполнение эколого-просветительской работы осуществляется специализированным структурным подразделением заповедника (национального парка) - отделом экологического просвещения.

В штат отдела экологического просвещения наряду с начальником отдела могут входить методисты и ведущие методисты по экологическому просвещению, специалисты по экологическому просвещению, экскурсоводы, фотографы, художники, таксидермисты, а также технический и рабочий персонал.

Непосредственное руководство отделом экологического просвещения в заповеднике и национальном парке возлагается на заместителя директора заповедника (национального парка) по экологическому просвещению.

Тарифно-квалификационные характеристики по должностям различных категорий работников отделов экологического просвещении заповедников и национальных парков согласованы постановлениями Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 22 февраля 2000 г. N 21 и от 19 июля 2001 г. N 57.

3.3. Эколого-просветительская работа в заповедниках и национальных парках осуществляется:

штатными сотрудниками отделов экологического просвещения;

штатными работниками иных структурных подразделений заповедника (национального парка);

сторонними организациями (в том числе общественными) и отдельными лицами на договорных началах в рамках утвержденного плана эколого-просветительской работы конкретного заповедника (национального парка).

3.4. На отделы экологического просвещения возлагается осуществление следующих функций:

организация и осуществление эколого-просветительской работы по основным направлениям, перечисленным в разделе 4 настоящих Методических рекомендаций;

поиск и реализация иных возможных направлений эколого-просветительской работы;

координация эколого-просветительской деятельности, выполняемой работниками иных структурных подразделений заповедника (национального парка);

участие в обучении работников службы охраны заповедника (национального парка) по вопросам, относящимся к компетенции отдела.

3.5. Персональные должностные инструкции работников отдела экологического просвещения разрабатываются его руководителем, утверждаются директором заповедника (национального парка), доводятся под роспись до сведения работника (с указанием даты ознакомления), один экземпляр персональной должностной инструкции хранится в личном деле работника.

3.6. Администрация заповедника (национального парка) принимает меры и оказывает всемерное содействие работникам отдела экологического просвещения в части повышения их профессиональной квалификации, участия в совещаниях, семинарах и конференциях, обмена опытом, стажировок, учебы в аспирантуре и докторантуре, подготовки и защиты диссертаций.

3.7. Планирование эколого-просветительской деятельности в каждом заповеднике (национальном парке) осуществляется с учетом его специфики, традиций и особенностью природоохранных проблем в данном регионе, а также указаний и поручений Росприроднадзора.

3.8. Проект годового плана эколого-просветительской работы разрабатывается отделом экологического просвещения и обсуждается на заседании научно-технического совета заповедника. План эколого-просветительской деятельности заповедника (национального парка) является составной частью комплексного годового плана работ по основной деятельности заповедника (национального парка), утверждаемого Росприроднадзором и разрабатываемого в порядке, им установленным.

3.9. Планирование и реализация эколого-просветительских мероприятий, их содержание и эффективность, а также своевременное и качественное представление отчетности в данной сфере являются одним из ключевых показателей работы директора заповедника (национального парка) и его заместителя по экологическому просвещению.


4. Основные направления эколого-просветительской деятельности заповедников и национальных парков


4.1. Взаимодействие со средствами массовой информации.

4.1.1. Взаимодействие со средствами массовой информации является одним из традиционных направлений эколого-просветительской деятельности заповедников и национальных парков. При этом особое значение придается сотрудничеству с региональными и местными (районными и городскими) средствами массовой информации, в том числе электронными.

4.1.2. Заповедники и национальные парки обеспечивают ежегодные выступления своих работников в региональной и местной печати, по региональному и местному радио и телевидению.

4.1.3. Заповедники и национальные парки ведут целенаправленную работу по освещению актуальных проблем заповедного дела в средствах массовой информации, подготовку пресс-релизов, подготовку и проведение с редакциями средств массовой информации и журналистами совместных акций, мероприятий и публикаций.

4.1.4. Заповедники и национальные парки при наличии возможностей и в порядке, предусмотренном действующим законодательством о печати, издают самостоятельно или содействуют изданию специализированных газет (бюллетеней) либо приложений к издаваемым местным газетам, посвященных пропаганде идей заповедного дела. Периодичность таких изданий определяется в каждом конкретном случае с учетом местных условий и возможностей издателя.

4.1.5. Изданию специализированных газет (бюллетеней) либо приложений к издаваемым местным газетам предшествует:

создание редакционно-издательской группы из числа работников заповедника (национального парка) и, при необходимости, сторонних организаций;

разработка концепции, формата, рубрикации, стиля и атрибутики печатного издания;

проработка вопросов тиража, технологии, периодичности выпуска и способов распространения издания.

4.2. Рекламно-издательская деятельность.

4.2.1. Рекламно-издательская деятельность заповедников и национальных парков направлена на распространение информации об ООПТ и формированию положительного отношения населения к ним.

4.2.2. В процессе рекламно-издательской деятельности заповедник (национальный парк) обеспечивает разработку, изготовление и тиражирование информационных буклетов, плакатов, листовок, брошюр, фотоальбомов, наборов открыток, календарей, почтовых конвертов, стикеров (наклеивающихся картинок), значков и иных сувениров с изображением символики, природных комплексов и объектов ООПТ.

4.2.3. Важное место в рекламно-издательской деятельности заповедников и национальных парков занимает подготовка и выпуск продукции с использованием современных компьютерных технологий (фильмов и презентаций на компакт-дисках и т.д.).

4.2.4. Распространение и реализация рекламно-издательской продукции осуществляются заповедниками и национальными парками бесплатно либо за плату.

4.2.5. Наименование, дизайн, тираж, пути распространения и особенности реализации рекламно-издательской продукции определяются заповедниками и национальными парками самостоятельно.

4.2.6. Отделом экологического просвещения осуществляется разработка макетов аншлагов и информационных щитов заповедника (национального парка), а также рассмотрение и согласование таких макетов, выполненных работниками иных подразделений заповедника (национального парка) либо сторонних организаций.

4.2.7. Эффективным способом информирования населения и формирования положительного имиджа заповедников и национальных парков является использование возможностей внешней рекламы: информационные щиты, панно, транспаранты, афиши, плакаты, электронные табло экраны, размещаемые на улицах городов и других населенных пунктов, вдоль дорог, на стенах и крышах зданий и сооружений, транспортных средствах. При этом заповедникам и национальным паркам важно использовать имеющиеся возможности бесплатной социальной рекламы.

4.3. Создание аудио-, кино- и видеопродукции.

4.3.1. Создание аудио-, кино- и видеопродукции позволяет демонстрировать широким слоям населения красоту, богатство и разнообразие природного и историко-культурного наследия, а также деятельность заповедников и национальных парков по их сохранению и восстановлению.

Все виды кино- и видеосъемок (далее - съемок) в заповедниках и национальных парках должны проводиться только методами, не вызывающими беспокойство животных и в соответствии с установленным режимом особой охраны.

4.3.2. Аудио-, кино- и видеопродукция, посвященная заповедникам и национальным паркам, создается как сотрудниками самих заповедников и национальных парков, так и сторонними специалистами и съемочными группами, в том числе по заказу заповедников, национальных парков и Росприроднадзора.

4.3.3. Для производства съемок (за исключением любительских) на территории заповедника или национального парка юридические и физические лица должны получить письменное разрешение директора заповедника (национального парка).

Лицо (в том числе представитель юридического лица), непосредственно получающее разрешение на съемку, должно быть ознакомлено под роспись с правилами поведения на ООПТ.

4.3.4. Разрешение на проведение съемок на территории заповедника (национального парка) выдается, как правило, на основании договора между заповедником (национальным парком) и юридическим или физическим лицом, планирующим проведение съемок. В данном договоре определяются условия проведения и оплаты съемок, а также предоставление заповеднику (национальному парку) копий отснятых материалов.

Оплата сервисных услуг (услуги проводников, переводчиков, плата за проживание, питание, использование транспортных средств и др.), предоставляемых в период проведения съемок заповедником (национальным парком) определяется его директором и взимается в соответствии с договором.

4.3.5. Разрешение на проведение съемок на территории заповедников и национальных парков может предоставляться бесплатно:

корреспондентам и съемочным группам российских государственных и муниципальных средств массовой информации;

при проведении съемок сотрудниками заповедников и национальных парков;

при проведении съемок в рамках реализации совместных с заповедником (национальным парком) проектов, а также федеральных целевых программ;

при проведении съемок для благотворительных акций природоохранного характера.

4.3.6. В заповедниках и национальных парках создаются аудио- и видеотеки с образцами звукозаписи, фильмов и иных видеоматериалов, отснятых на их территориях, используемые для звукового оформления экскурсий в музеях и информационных центрах, а также для тиражирования и распространения в эколого-просветительских целях.

4.4. Музейное дело и организация информационных центров для посетителей.

4.4.1. Музейное дело заповедников и национальных парков является традиционным направлением эколого-просветительской работы. Музеи природы и историко-культурного наследия (далее - музеи) и информационные центры для посетителей (далее - визит-центры) заповедников и национальных парков являются базой активной эколого-просветительской работы с посетителями.

4.4.2. Для заповедников и национальных парков, уже имеющих действующие музеи, важнейшей задачей является пополнение и обновление экспозиций с учетом современных теоретических и практических разработок в области музейного дела, а также совершенствование форм и методов работы с посетителями музеев, в том числе и с использованием соответствующих технических средств.

4.4.3. В состав единых комплексов музеев могут также входить создаваемые в заповедниках и национальных парках демонстрационные вольеры с животными, "живые уголки", дендрарии и иные экспозиции "под открытым небом", включая историко-архитектурные и этнографические объекты.

4.4.4. Заповедники и национальные парки сотрудничают с региональными и муниципальными краеведческими музеями, в первую очередь по вопросам организации и обновления в этих музеях постоянно действующих экспозиций, посвященных заповедникам и национальным паркам, а также временных специализированных выставок (фотографий, детских рисунков и др.).

4.4.5. В музеях заповедников и национальных парков организуется работа с музейными фондами, включая актирование, первичную регистрацию и каталогизацию музейных предметов и коллекций.

4.4.6. Посещение посетителями музеев осуществляется за плату или бесплатно, в порядке, определяемом директорами заповедников и национальных парков.

4.4.7. В заповедниках и национальных парках создаются визит-центры (информационные центры для посетителей), которые могут не иметь масштабных экспозиций, характерных для музеев, но при этом специально оборудованы для лекционной и иных форм работы с посетителями.

4.4.8. Содержание и дизайн экспозиций музеев и визит-центров разрабатывается отделом экологического просвещения заповедника (национального парка). Возможность и необходимость привлечения сторонних экспертов и консультантов из числа сотрудников иных подразделений заповедника (национального парка) и других организаций для участия в разработке и обсуждении вышеперечисленных вопросов определяется директором заповедника (национального парка).

4.4.9. Для каждого музея заповедника (национального парка) разрабатывается тематико-экспозиционный план, утверждаемый директором заповедника (национального парка). Тематико-экспозиционный план включает формы показа музейных экспонатов, их описания, цели, задачи, тематику, и содержание экспозиций. Созданию тематико-экспозиционного плана предшествует разработка научной концепции и структуры музейных экспозиций.

4.4.10. Основные требования при оформлении тематической экспозиции: научность (вся экспозиция должна соответствовать современным научным воззрениям);

лаконичность (следует избегать перегрузки экспозиций);

эстетичность;

актуальность (экспозиция должна включать информацию не только о природных объектах, но и о необходимости их охраны и принимаемых для этого мерах);

региональность (пропаганда через экспозиции должна быть конкретной и по возможности проводится на основе местных краеведческих материалов);

историчность (показывать развитие идеи, форм и методов природоохранной работы в историческом контексте).

4.4.11. Заповедники и национальные парки, в целях пропаганды идей заповедного дела среди широких слоев населения, организуют стационарные, временные и передвижные экспозиции (фотостенды, фотовыставки, выставки детских рисунков и иных художественных работ), которые могут быть размещены в школах, библиотеках, клубах, кинотеатрах, залах ожидания железнодорожных и автовокзалов, административных зданиях органов государственной власти и местного самоуправления и т.д.

4.5. Экологические экскурсии.

4.5.1. Экологические экскурсии, составляя элемент познавательного туризма, являются традиционной и высокоэффективной формой эколого-просветительской деятельности, так как возможность соприкоснуться с миром живой природы способна превратить посетителей в активных сторонников развития заповедного дела.

4.5.2. На территории заповедников экскурсии проводятся только на специально выделенных участках (маршрутах), указанных в приложениях к индивидуальным положениям о заповедниках.

4.5.3. Вопросы регламентации экскурсионно-туристической деятельности, установления правил пребывания на маршрутах, установления лимитов посещения, организации и обустройства экскурсионных маршрутов обсуждаются в установленном порядке на заседаниях научно-технических советов заповедников и национальных парков.

4.5.4. Перечень и описания экскурсионных маршрутов, проходящих по территориям заповедников, национальных парков, их охранных зон, находящихся в их ведении государственных природных заказников (далее - заказники) и памятников природы, рассматриваются в установленном порядке на заседаниях научно-технических советов заповедников и национальных парков и утверждаются директорами заповедников и национальных парков. Примерная форма паспорта экскурсионного маршрута приведена в приложении.

4.5.5. При развитии настоящей формы эколого-просветительской работы заповедники и национальные парки должны обеспечить максимальную сохранность охраняемых природных комплексов, в том числе путем:

научно обоснованного выделения посещаемой части территории;

организации специально обустроенных экологических троп и маршрутов;

оборудования экологических троп и маршрутов информационными стендами и аншлагами, установленными в правильно выбранных местах и несущими необходимую информационную и эмоциональную нагрузку;

установления специальных правил поведения посетителей на ООПТ, введения при необходимости специальных ограничений (в том числе сезонных) при посещении отдельных участков;

разработки допустимых норм посещения и определения путей минимизации негативных воздействий на природные экосистемы;

обеспечение постоянного контроля за соблюдением установленных норм и правил посещения, а также за состоянием посещаемой территории.

Заповедники, имеющие охранные зоны, биосферные полигоны, а также находящиеся в их ведении заказники и памятники природы, пригодные и перспективные для развития познавательной экскурсионно-туристической деятельности, осуществляют эту деятельность преимущественно на вышеперечисленных территориях.

4.5.6. Заповедники и национальные парки разрабатывают комплекс экскурсионных программ для различных категорий посетителей, уделяя приоритетное внимание демонстрации диких животных в состоянии естественной свободы.

4.5.7. Для экскурсантов, посещающих обустроенные экологические тропы и маршруты (далее - тропы), заповедники и национальные издают специальные буклеты-путеводители, содержащие:

общие сведения (название тропы, ее местонахождение, основное предназначение, длина и средняя продолжительность пути, сроки функционирования, оптимальное количество человек в группе, возможность прохождения тропы без экскурсовода, маркировка тропы, необходимое снаряжение и правила поведения экскурсантов);

графические материалы (схема тропы с указанием основных ориентиров, абсолютных высот, дорог, границ лесных массивов, масштаба и сторон света, интересных природных объектов, памятников истории и культуры, маршрута движения, мест отдыха и другой существенной информации);

детальное описание тропы, включая тематические рассказы по точкам-остановкам.

4.5.8. Оформление экологических троп включает:

маркировку (обозначение тропы на местности);

обустройство тропы, в том числе укрепление грунта в эрозионно-опасных местах, устройство специальных настилов, мостов и т.д.;

рекреационное благоустройство (оборудование на тропе мест отдыха, туалетов, мусоросборников, ограждений на опасных участках и т.д.);

информационное обеспечение (установку панно, аншлагов, указателей, информационных знаков и т.д.);

устройство наблюдательных пунктов, смотровых и демонстрационных площадок и иных объектов для учебно-познавательной работы.

4.5.9. Экскурсионная деятельность заповедников имеет исключительно познавательную направленность, посещение территорий заповедников в спортивных и иных развлекательных целях (включая "приключенческий" туризм) не осуществляется. В необходимых случаях исключения из этого правила устанавливаются по разрешению Росприроднадзора и в порядке, предусмотренном индивидуальным Положением о заповеднике.

4.6. Работа со школьниками.

4.6.1. Работа со школьниками является одним из важнейших направлений эколого-просветительской деятельности всех заповедников и национальных парков и осуществляется в целях формирования у подрастающего поколения представления об уникальной ценности ООПТ, развития бережного и ответственного отношения к живой природе.

4.6.2. Работа со школьниками в заповедниках и национальных парках направлена на:

формирование системных представлений об ООПТ как объектах национального достояния;

формирование позитивного отношения ко всему разнообразию живой природы;

расширение экологического кругозора и развитие соответствующих знаний;

формирование практических экологических умений и навыков;

привлечение школьников к природоохранной деятельности путем участия в практических мероприятиях на ООПТ;

содействие профессиональной ориентации учащихся.

4.6.3. Основными формами работы со школьниками в заповедниках и национальных парках являются:

организация и проведение детских экологических лагерей и экспедиций;

организация работы школьных лесничеств;

создание и организация работы детских экологических и юннатских кружков;

содействие проведению полевых практик и экспедиций детских экологических школ и юннатских кружков в заповедниках и национальных парках;

проведение для школьников полевого практикума и/или экскурсий на ООПТ;

проведение тематических занятий со школьниками, в том числе с использованием интерактивных методов обучения, включая экологические игры;

проведение детских и юношеских экологических фестивалей, соревнований, конкурсов, олимпиад, конференций;

привлечение школьников к участию в экологических праздниках и акциях.

4.7. Взаимодействие с педагогами образовательных учреждений и органами образования.

4.7.1. Эффективность эколого-просветительской работы в заповедниках и национальных парках усиливается, если ведется в тесном сотрудничестве с образовательными структурами, прежде всего, с педагогами муниципальных и региональных образовательных учреждений.

4.7.2. Основными формами взаимодействия с учителями и органами образования являются:

организация и проведение тематических семинаров для учителей, в первую очередь для преподавателей биологии, географии и краеведения;

участие в организации и проведении курсов повышения профессиональной квалификации преподавателей;

создание учебных программ и проектов с участием учительского корпуса и их реализация;

предоставление школам справочной и иной специальной литературы по вопросам заповедного дела, сохранения биологического и ландшафтного разнообразия и историко-культурного наследия, а также различных наглядных материалов (фотографий, видеофильмов и т.д.);

проведение методических консультаций для преподавателей;

оказание содействия в оборудовании тематических школьных классов.

4.8. Экологические праздники и акции.

4.8.1. Экологические праздники и акции являются эффективным средством привлечения внимания широких слоев населения, а также органов государственной власти и местного самоуправления к современным проблемам охраны природы.

4.8.2. Заповедники и национальные парки готовят и проводят специальные праздничные природоохранные мероприятия, в том числе массовые, приуроченные:

к официальным календарным природоохранным датам (Всемирный день охраны окружающей среды, День работника леса и др.);

к праздничным датам, объявленным природоохранными государственными и общественными организациями, в том числе международными (День птиц, День Земли, Международный день биологического разнообразия, Международный день водно-болотных угодий, Всемирный день моря и др.);

к юбилеям заповедников и национальных парков;

к иным событиям, важным для развития пропаганды идей заповедного дела в регионе.

4.8.3. Особенности и масштабы проведения экологических праздников и акций, участие в них конкретных работников заповедников и национальных парков (как отделов экологического просвещения, так и других подразделений) определяются директорами заповедников и национальных парков с учетом местных условий.

4.8.4. Планы и сценарии соответствующих праздничных акций и мероприятий своевременно разрабатываются отделом экологического просвещения и утверждаются директором заповедника (национального парка).

4.8.5. Планирование и проведение экологических праздников и акций осуществляются заповедниками и национальными парками во взаимодействии с территориальными органами Росприроднадзора, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, образовательными учреждениями и средствами массовой информации.

4.9. Создание, информационное и техническое сопровождение Интернет-сайтов заповедников и национальных парков.

4.9.1. Интернет-сайт заповедника (национального парка) - это комплекс цифровых произведений и электронных документов, объединенных общим адресом, оформлением и авторством, размещенный заповедником (национальным парком) в глобальной компьютерной сети Интернет и обеспечивающий доступ граждан и организаций к информации о деятельности соответствующего федерального государственного учреждения.

Создание и обеспечение функционирование Интернет-сайтов заповедников и национальных парков строятся на принципах доступности, достоверности, полноте и своевременности предоставления информации.

4.9.2. Интернет-сайт должен отражать специфику конкретного заповедника (национального парка), в том числе содержать:

официальное наименование заповедника (национального парка) и его официальные реквизиты (почтовый адрес, номера телефонов и факсов, адрес электронной почты);

выходные данные правоустанавливающего документа о создании заповедника (национального парка);

сведения о площади, конфигурации (наличии кластерных участков) и географическом положении заповедника (национального парка), наличия у него охранной зоны, биосферного полигона, а также находящихся в его ведении заказников и памятников природы;

карту-схему и описание границ ООПТ;

информацию о международном статусе заповедника (национального парка);

текст действующего индивидуального положения о заповеднике (национальном парке) с приложениями к нему;

организационную структуру учреждения (руководство, отделы и иные подразделения);

территориальную структуру (филиалы, лесничества и другие территориальные подразделения);

информацию о руководстве заповедника (национального парка) - директоре и его заместителях;

сведения об истории организации и деятельности заповедника (национального парка);

информацию об особенностях физико-географических условий ООПТ, ее растительном и животном мире, современном состоянии экосистем, историко-культурном потенциале;

сведения об основных результатах природоохранной, эколого-просветительской и научно-исследовательской деятельности, в том числе по ведению Летописи природы за очередной год;

информацию о возможностях и условиях посещения особо охраняемой природной территории, экологических тропах и маршрутах, музеях, визит-центрах и иных рекомендуемых объектах посещения, правилах поведения для посетителей,

новостную информацию о деятельности учреждения, обновляемую не реже одного раза в неделю;

электронные версии изданных заповедником (национальным парком) книг и брошюр (при их наличии);

интерактивные сервисы (форумы, распределенные обсуждения), связанные с диалогом между представителями заповедника (национального парка) и пользователями, на Интернет-сайте;

ссылки к информации и сервисам, расположенным на Интернет-сайтах Росприроднадзора и иных государственных и общественных природоохранных организаций.

4.9.3. Функции по созданию и сопровождению Интернет-сайта возлагаются на отдел экологического просвещения заповедника (национального парка) либо, по решению директора заповедника (национального парка), могут быть возложены на другие подразделения, а также переданы на договорных условиях сторонним организациям, оказывающим подобные услуги на договорной основе.

4.10. Развитие института волонтеров для работы в заповедниках и национальных парках.

4.10.1. Развитие института волонтеров для работы в заповедниках и национальных парках предусматривает участие российских и иностранных граждан в выполнении практических работ и мероприятий на ООПТ, проводимом на добровольной и безвозмездной основе.

4.10.2. Оказание волонтерской помощи заповедникам и национальным паркам осуществляется в форме:

организации и проведения сезонных волонтерских лагерей и экспедиций;

проведения разовых массовых волонтерских акций;

выполнения отдельных работ группой или одиночными волонтерами.

4.10.3. Волонтеры в соответствии с их профессиональной квалификацией могут привлекаться к любым работам, выполняемым заповедником или национальным парком (в том числе путем оказания консультационно-методической помощи), включая:

проведение учетов диких животных;

геоботаническое, геоморфологическое и иное картирование;

инвентаризационные работы зоологического и ботанического характера;

экскурсионное обслуживание посетителей;

проектирование, маркировка и обустройство экологических троп и маршрутов;

работы в питомниках по разведению редких и исчезающих видов животных;

проведение биотехнических мероприятий;

ремонтные, строительные и реставрационные работы;

изготовление лесной мебели, аншлагов и информационных щитов;

благоустройство территории и ее очистка от мусора;

создание музейно-выставочных экспозиций;

проведение противопожарных мероприятий;

оказание консультационно-методической помощи по вопросам юриспруденции, налогообложения, финансово-хозяйственной деятельности, компьютеризации и т.д.

4.10.4. Информация о заинтересованности в волонтерской помощи распространяется заповедниками и национальными парками через средства массовой информации и в сети Интернет.

4.10.5. Одним из ключевых путей получения волонтерской помощи является взаимодействие заповедников и национальных парков с общественными организациями, осуществляющими организацию и координацию волонтерской деятельности, включая специализированные волонтерские центры.

4.10.6. Каждый заповедник и национальный парк, заинтересованный в привлечении волонтеров, должен разработать собственную программу привлечения волонтеров, включающую перечень конкретных работ, предлагаемых волонтерам, с указанием сроков выполнения, ожидаемых результатов, формы отчетности, курирующего сотрудника, обеспеченности материалами и техникой, а также вопросы размещения и проживания волонтеров. Программа должна быть дополнена требованиями к волонтерам: квалификация, состояние здоровья, необходимые прививки, наличие полевого и специального снаряжения и др.


5. Финансирование эколого-просветительской деятельности заповедников и национальных парков


5.1. Финансирование эколого-просветительской деятельности заповедников и национальных парков осуществляется за счет средств:

выделяемых в установленном порядке из федерального бюджета;

выделяемых из региональных и муниципальных бюджетов и внебюджетных фондов;

полученных в виде иностранных благотворительных грантов;

полученных в виде безвозмездной помощи от российских и зарубежных коммерческих и некоммерческих организаций;

полученных заповедниками и национальными парками от собственной деятельности.

5.2. Директора заповедников и национальных парков и их заместители по экологическому просвещению организовывают и осуществляют необходимую работу по финансовому обеспечению эколого-просветительской деятельности заповедников и национальных парков.


Приложение


Примерная форма Паспорта экскурсионного экологического маршрута


УТВЕРЖДАЮ

Директор ФГУ

"Государственный природный

заповедник "....."

______________________Ф.И.О.

"____"_______________2007 г.


ПАСПОРТ ЭКСКУРСИОННОГО МАРШРУТА N...
по территории ...заповедник, национальный парк


1. Название государственного природного заповедника.

2. Наименование экскурсионного экологического маршрута.

3. Протяженность маршрута (км).

4. Предполагаемое время прохождения маршрута.

5. Способ передвижения посетителей по маршруту.

6. Сезонность использования маршрута.

Круглый год или в конкретный сезон (например - с мая по сентябрь), или круглый год, кроме мая - июня (гнездовой сезон) и т.п.

7. Предельно допустимые нагрузки на экскурсионную тропу.

Рассчитывается максимальное число посетителей на маршруте,

например: не более 2х групп в месяц, не более 15 чел в группе.

8. Требования к режиму пребывания на маршруте.

Общие правила пребывания на маршрутах и дополнительные ограничения на данном маршруте.

9. Краткое описание маршрута.

Где проходит, по каким точкам, основные объекты осмотра посетителями (кратко).

10. Рекомендуемая целевая аудитория посетителей (школьники, любители птиц и т.д.).

11. Обустройство и оборудование маршрута.

Лавочки, беседки, кострища, мостики, аншлаги и т.д. и т.п.

Принято на заседании НТС, протокол от... N...

Прилагается схема экскурсионного маршрута N... (на лист форматом А4).


Утверждены методические рекомендации по организации и ведению эколого-просветительской деятельности в государственных природных заповедниках и национальных парках.

Цели эколого-просветительской деятельности заповедников и национальных парков - содействовать решению региональных экологических проблем, участвовать в формировании экологического сознания и развития экологической культуры населения.

Эколого-просветительская работа выполняется специализированными структурными подразделениями.

Указаны основные направления эколого-просветительской деятельности заповедников и национальных парков.

Заповедникам и национальным паркам необходимо разработать и утвердить паспорта экологических маршрутов.


Приказ Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 18 июня 2007 г. N 170 "О совершенствовании организации эколого-просветительской деятельности заповедников и национальных парков, находящихся в ведении Росприроднадзора"


Текст приказа официально опубликован не был


Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.