Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 5 ноября 2002 г. N Ф08-4119/02-1421А "Отказывая инспекции в привлечении предпринимателя Кузиной Л.А. к административной ответственности по ч.2 ст.14.1 Кодекса об административных правонарушениях, суд, применив нормы действующего законодательства, обоснованно сделал вывод о том, что налоговые органы не являются государственными органами, осуществляющими лицензирование деятельности по розничной торговле алкогольной продукцией и контроль за соблюдением условий вышеназванных лицензий..." (извлечение)

Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа
от 5 ноября 2002 г. N Ф08-4119/02-1421А
"Отказывая инспекции в привлечении предпринимателя Кузиной Л.А.
к административной ответственности по ч.2 ст.14.1 Кодекса
об административных правонарушениях, суд, применив нормы действующего
законодательства, обоснованно сделал вывод о том, что налоговые органы
не являются государственными органами, осуществляющими лицензирование
деятельности по розничной торговле алкогольной продукцией и контроль
за соблюдением условий вышеназванных лицензий и, следовательно, не имеют
права на возбуждение производства об административном правонарушении,
предусмотренном ч.2 ст.14.1 КоАП РФ"
(извлечение)

 

Инспекция МНС РФ по Апшеронскому району обратилась в арбитражный суд с заявлением о привлечении к административной ответственности предпринимателя Кузиной Л.А. по ст.14.1 КоАП РФ (протокол N 05-400 от 16.07.02).

Решением арбитражного суда в привлечении предпринимателя к административной ответственности отказано, поскольку возбуждение административного производства в связи с отсутствием лицензии на право осуществления розничной торговли алкогольной продукцией не относится к компетенции налоговых органов.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В Федеральный арбитражный суд с кассационной жалобой на решение суда обратилась инспекция и просит его отменить. Заявитель считает, что согласно статье 28.3 КоАП РФ налоговый орган вправе составлять протоколы как орган, осуществляющий лицензирование отдельных видов деятельности.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, рассмотрев материалы дела и выслушав доводы предпринимателя, считает, что решение суда подлежит отмене ввиду следующего.

Как видно из материалов дела, 16.07.02 работниками ИМНС РФ по Апшеронскому району была проведена проверка деятельности предпринимателя Кузиной Л.А.. Проверкой был установлен факт реализации алкогольной продукции без лицензии на право торговли алкогольной продукцией. Указанный факт был зафиксирован в протоколе об административном правонарушении от 16.07.02, протоколом осмотра N 05399. Протоколы подписаны предпринимателем в присутствии понятых, с соблюдением требований Кодекса об административных правонарушениях.

Отказывая инспекции в привлечении предпринимателя Кузиной Л.А. к административной ответственности по ч.2 ст.14.1 Кодекса об административных правонарушениях, суд, применив нормы действующего законодательства, обоснованно сделал вывод о том, что налоговые органы не являются государственными органами, осуществляющими лицензирование деятельности по розничной торговле алкогольной продукцией и контроль за соблюдением условий вышеназванных лицензий и, следовательно, не имеют права на возбуждение производства об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.14.1 КоАП РФ.

Протоколы о нарушениях ч.2 ст.14.16 Кодекса РФ об административных правонарушениях вправе составлять должностные лица органов внутренних дел (п.п. 1 п.2 ст. 28.3), федеральных органов налоговой полиции (п.п. 6 п.2 ст. 28.3), а также органов, осуществляющих государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (п.п. 64 п.2 ст. 28.3).

Довод налоговой инспекции о том, что ее должностные лица вправе были составить протокол на основании п.п. 64 п.2 ст. 28.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях является необоснованным, так как в соответствии с п.п. 5 п.2 ст. 28.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях должностными лицами налоговых органов составляются протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 15.3 - 15.9, 15.11, частью 1 статьи 19.4, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7 настоящего Кодекса, то есть компетенция должностных лиц налоговых органов определена четко и однозначно и налоговые органы не могут быть отнесены к органам, осуществляющим государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, которые указаны в п.п. 64 п.2 ст. 28.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, поскольку, в данном случае, законодателем установлена компетенция органов, указанных Законом РФ от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", статья 23 которого предусматривает, что государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется специально уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в пределах их компетенции.

В соответствии со статьей 29.4 КоАП РФ при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении разрешаются следующие вопросы, по которым в случае необходимости выносится определение:

4) о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами.

Исходя из норм административного законодательства, суд, установив, что материал об административном правонарушении составлен неправомочными лицами, должен был принять определение о возвращении материала об административном правонарушении. При таких обстоятельствах, суд кассационной инстанции считает, что решение суда подлежит отмене, а материал следует возвратить налоговой инспекции.

Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 29.4 КоАП РФ, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:

решение от 22.08.2002 г. Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-12708/2002-45/5 АП отменить.

Возвратить ИМНС РФ по Апшеронскому району материалы дела об административном правонарушении в отношении предпринимателя Кузиной Людмилы Алексеевны о привлечении к административной ответственности по ст.14.1 КоАП РФ.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 5 ноября 2002 г. N Ф08-4119/02-1421А "Отказывая инспекции в привлечении предпринимателя Кузиной Л.А. к административной ответственности по ч.2 ст.14.1 Кодекса об административных правонарушениях, суд, применив нормы действующего законодательства, обоснованно сделал вывод о том, что налоговые органы не являются государственными органами, осуществляющими лицензирование деятельности по розничной торговле алкогольной продукцией и контроль за соблюдением условий вышеназванных лицензий и, следовательно, не имеют права на возбуждение производства об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.14.1 КоАП РФ"


Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве


Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника


Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело