Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 29 апреля 2009 г. N А32-18480/2008-56/286-13АЖ "Суды правомерно исходили из наличия в действиях предпринимателя объективной стороны административного правонарушения по статье 14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях и вины предпринимателя в его совершении" (извлечение)

Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа
от 29 апреля 2009 г. N А32-18480/2008-56/286-13АЖ
"Суды правомерно исходили из наличия в действиях предпринимателя
объективной стороны административного правонарушения по статье 14.5
Кодекса РФ об административных правонарушениях и вины предпринимателя
в его совершении"
(извлечение)

 

Индивидуальный предприниматель Тарабрин В.В. (далее - предприниматель) обратился с заявлением об отмене постановления Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Новороссийску (далее - налоговая инспекция) от 25.08.2008 N 364 о привлечении к административной ответственности по статье 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) в виде 3 тыс. рублей штрафа и прекращении производства по делу.

Решением суда от 14.10.2008, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 02.02.2009, восстановлен пропущенный процессуальный срок, отказано в удовлетворении заявленных требований. Судебный акт мотивирован тем, что в действиях предпринимателя имеется состав вменяемого ему правонарушения, процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении налоговой инспекцией не допущено.

Предприниматель обратился в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить судебные акты и удовлетворить заявленные требования. Податель жалобы считает, что не обязан применять контрольно-кассовую технику, а имеет право выдавать билет на проезд. Водитель выдал билет, который изготовлен типографским способом, стоимость проезда вписана от руки.

В отзыве на кассационную жалобу налоговая инспекция считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными и просит кассационную жалобу оставить без удовлетворения.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, отзыва, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.

Как видно из материалов дела, налоговая инспекция провела проверку маршрутного такси Газель, государственный номер Н 644 НК, принадлежащего предпринимателю и осуществляющего перевозку пассажиров по маршруту N 20, по вопросам соблюдения Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон N 54-ФЗ).

В ходе проверки установлено, что водитель маршрутного такси при осуществлении денежного расчета с пассажиром выдал бланк строгой отчетности серии ЛЖ N 007707, в котором не указана стоимость (цена) услуги пассажирской перевозки, не указан код формы бланка по ОКУД, не представил билетно-учетный лист. По данному факту составлены акт проверки от 18.08.2008 N 1190 и протокол от 18.08.2008 N 006182 об административном правонарушении по статье 14.5 Кодекса.

По итогам рассмотрения материалов проверки налоговая инспекция вынесла постановление от 25.08.2008 N 364 о привлечении предпринимателя к административной ответственности в виде 3 тыс. рублей штрафа на основании статьи 14.5 Кодекса, которое обжаловано в арбитражный суд.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из наличия в действиях предпринимателя объективной стороны административного правонарушения по статье 14.5 Кодекса и вины предпринимателя в его совершении.

Выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам и нормам права.

В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Закона N 54-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели согласно порядку, определенному Правительством Российской Федерации, в случае оказания услуг населению могут осуществлять наличные денежные расчеты без применения контрольно-кассовой техники при условии выдачи бланков строгой отчетности.

Поскольку перевозка пассажиров является одним из видов услуг, оказываемых населению, она может осуществляться с использованием бланков строгой отчетности (билетов) без применения контрольно-кассовой техники. Допустимость применения бланков строгой отчетности (контрольных билетов) при оказании услуг по перевозке пассажиров, исходя из положений Закона N 54-ФЗ, не поставлена в зависимость от того, являются соответствующие транспортные средства транспортом общего пользования или нет.

На дату проведения проверки в отношении предпринимателя порядок осуществления организациями и индивидуальными предпринимателями наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи документа, оформленного на бланке строгой отчетности, приравненного к кассовому чеку, а также порядок утверждения, учета, хранения и уничтожения таких бланков установлен положением, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2008 N 359 "О порядке осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники" (далее - Положение).

Согласно пункту 2 указанного Положения, на бланках строгой отчетности оформляются предназначенные для осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению квитанции, билеты, проездные документы, талоны, путевки, абонементы и другие документы, приравненные к кассовым чекам.

В силу пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2008 N 359, пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 31.03.2005 N 171 на территории Российской Федерации при оказании услуг по перевозке пассажиров при проведении расчетов за эти услуги вместо ККТ могли применяться документы строгой отчетности по форме, утвержденной письмом Минфина Российской Федерации от 23.10.1996 N 16-00-30-58, с соблюдением при этом изложенных в пункте 3 постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2008 N 359, пункте 6 постановления Правительства Российской Федерации от 31.03.2005 N 171 требований об обязательных реквизитах этих документов. К числу обязательных реквизитов пункт 3 Положения относит стоимость услуги в денежном выражении.

Как следует из материалов дела и правильно установлено судами, в выданном водителем пассажиру при расчетах за оказанную услугу по перевозке билете N 007707, указанный обязательный реквизит документа строгой отчетности отсутствовал - не указана стоимость оказанной услуги по перевозке.

По смыслу пункта 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.07.2003 N 16 выдача такого чека не свидетельствует о применении бланка строгой отчетности на сумму, уплаченную клиентом, и расценивается как неприменение бланка строгой отчетности.

Довод жалобы о том, что в билете стоимость проезда вписана от руки, противоречит материалам дела.

В соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Судебные инстанции данные требования закона выполнили надлежащим образом, выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам. У суда кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о пределах его компетенции, отсутствуют правовые основания для переоценки выводов судов и учета доводов кассационной жалобы, направленных на переоценку доказательств по делу.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 14.10.2008 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2009 по делу N А32-18480/2008-56/286-13АЖ оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 29 апреля 2009 г. N А32-18480/2008-56/286-13АЖ "Суды правомерно исходили из наличия в действиях предпринимателя объективной стороны административного правонарушения по статье 14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях и вины предпринимателя в его совершении"


Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве


Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника


Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело