Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
к распоряжению Комитета по образованию
от 20.01.2014 N 37-р
Положение
о Санкт-Петербургской региональной системе оценки качества образования
1 июня 2015 г.
I. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о Санкт-Петербургской региональной системе оценки качества образования (далее - Положение) определяет цели, задачи, принципы функционирования региональной системы оценки качества в системе образования Санкт-Петербурга (далее - СПб РСОКО), ее организационную и функциональную структуру, функции субъектов.
1.2. Положение разработано в соответствии с:
- Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- Национальной образовательной инициативой "Наша новая школа", утвержденной Президентом Российской Федерации от 4 февраля 2010 года N Пр-271;
- Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 N 1662-р;
- Государственной программой Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 N 792-р;
- постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2013 N 662 "Об осуществлении мониторинга системы образования";
- Федеральным государственным стандартом начального образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 N 373, в ред. приказов от 26 ноября 2010 N 1241, от 22 сентября 2011 N 2357);
- Федеральным государственным стандартом основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 N 1897);
- Федеральным государственным стандартом среднего (полного) образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 N 413);
- Федеральной целевой программой развития образования на 2011 - 2015 годы (утверждена постановлениями Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 N 61 и от 20 декабря 2011 N 1034);
- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 марта 2010 N 10 "О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений";
- Концепцией и планом мероприятий общероссийской системы оценки качества общего образования (ОСОКОО) на 2014 - 2016 годы (проект);
- Законом Санкт-Петербурга от 17.06.2013 года N 461 -83 "Об образовании в Санкт-Петербурге";
- распоряжением Правительства Санкт-Петербурга от 23.04.2013 N 32-рп "Об утверждении Плана мероприятий ("дорожной карты") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности сферы образования и науки в Санкт-Петербурге на период 2013 - 2018 годов";
- распоряжением Правительства Санкт-Петербурга от 10.09.2013 N 66-рп "О программе "Развитие образования в Санкт-Петербурге на 2013 - 2020 годы".
1.3. Результаты СПб РСОКО, как источник объективной и достоверной информации о качестве образовательных услуг могут использовать:
- исполнительные органы государственной власти Санкт-Петербурга;
- территориальные органы федеральных органов государственной власти, осуществляющие государственный контроль;
- учреждения и организации Санкт-Петербурга, осуществляющие деятельность в сфере образования, подведомственные Комитету по образованию;
- отделы образования администраций районов Санкт-Петербурга;
- органы государственно-общественного управления образованием;
- учредители образовательных организаций и образовательные организации различных форм собственности;
- обучающиеся и их родители (законные представители);
- научные и методические организации;
- работодатели и их объединения;
- общественные организации (объединения);
- средства массовой информации;
- иные граждане и организации, заинтересованные в оценке качества образования.
1.4. Основные процедуры СПб РСОКО:
- итоговая аттестация обучающихся;
- мониторинг качества обучения (подготовки) обучающихся по результатам федеральных и региональных обследований, всероссийских и региональных олимпиад и конкурсов;
- мониторинговые исследования достижений обучающихся по направлениям дополнительного образования детей;
- мониторинговые исследования здоровья обучающихся и работников системы образования, обеспечения здоровьесберегающих условий реализации образовательных программ;
- международные сравнительные исследования качества образования (PISA, PIRLS, TIMSS и другие);
- процедуры аттестации педагогических работников, руководителей и кандидатов на должность руководителей образовательных организаций;
- контрольно-надзорные процедуры;
- лицензирование и аккредитация образовательной деятельности;
- анализ баз данных о системе образования Санкт-Петербурга;
- социологические исследования в системе образования;
- анализ результатов независимой оценки (педагогической экспертизы).
II. Цель и основные задачи
Распоряжением Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 1 июня 2015 г. N 2648-р в пункт 2.1 настоящего приложения внесены изменения
2.1. Целью СПб РСОКО является получение и распространение субъектами СПб РСОКО достоверной информации о состоянии и результатах образовательной деятельности, тенденциях изменения качества общего образования, дополнительного образования детей и среднего профессионального образования и причинах, влияющих на его уровень, для формирования информационной основы принятия управленческих решений.
Распоряжением Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 1 июня 2015 г. N 2648-р в пункт 2.2 настоящего приложения внесены изменения
2.2. Основными задачами СПб РСОКО являются:
- определение перечня критериев качества образования с учетом социально-экономических особенностей Санкт-Петербурга;
- осуществление оценки качества образования и образовательных достижений обучающихся по уровням общего образования: дошкольное образование, начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование; на уровне профессионального образования: среднее профессиональное образование; по подвиду дополнительного образования: дополнительное образование детей, включая независимую оценку, общественную и педагогическую экспертизу;
- оценка условий осуществления образовательной деятельности по уровням общего образования: дошкольное образование, начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование; на уровне профессионального образования: среднее профессиональное образование; по подвиду дополнительного образования: дополнительное образование детей;
- оценка результативности педагогической и управленческой деятельности в системе образования Санкт-Петербурга для повышения эффективности управления на основе системного (сравнительного) анализа;
- формирование экспертного сообщества, участвующего в различных формах профессиональной и независимой оценки качества образования;
- информационное, методическое и техническое сопровождение процедур оценки качества образования;
- информирование населения Санкт-Петербурга о качестве образования.
III. Функции субъектов СПб РСОКО
3.1. Организационная структура СПб РСОКО предусматривает три уровня СПб РСОКО: региональный, районный и уровень образовательной организации. Оценка качества образования на каждом уровне включает инвариантную составляющую, закрепленную в требованиях законодательства, и вариативную составляющую, определяемую, специальными потребностями субъектов СПб РСОКО и особенностями оценочных процедур.
Распоряжением Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 1 июня 2015 г. N 2648-р в подпункт 3.1.1 пункта 3.1 настоящего приложения внесены изменения
3.1.1. Субъектами регионального уровня СПб РСОКО являются:
- Комитет по образованию;
- общественные организации (объединения);
- Совет по образовательной политике при Комитете по образованию;
- Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Центр повышения квалификации специалистов Санкт-Петербурга "Региональный центр оценки качества образования и информационных технологий" (далее - ГБОУ ДПО ЦПКС СПб РЦОКОиИТ);
- Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) Санкт-Петербургская Академия постдипломного педагогического образования (далее - ГБОУ ДПО (ПК) СПб АППО);
- Государственное бюджетное нетиповое образовательное учреждение "Санкт-Петербургский городской Дворец творчества юных" (далее - ГБНОУ "СПб ГДТЮ").
3.1.2. Субъектами регионального уровня СПб РСОКО являются:
- отделы образования администраций районов Санкт-Петербурга;
- информационно-методические центры районов Санкт-Петербурга;
- общественные организации (объединения).
3.1.3. Уровень образовательные организации в СПб РСОКО представлен образовательными организациями.
3.2. Предметы оценочной деятельности в СПб РСОКО по уровням управления:
Уровень СПб РСОКО |
Результаты |
Процессы |
Условия |
Образовательная организация |
- Индивидуальные достижения учащихся; |
- Образовательный процесс в учебном коллективе; |
- Условия организации образовательного процесса (педагог, учебный кабинет, предмет и др.); |
- Индивидуальные результаты профессиональной деятельности педагогических работников |
- Образовательный процесс, организуемый отдельным педагогическим работником |
- Управление образовательной организацией |
|
Самоанализ образовательного учреждения (результаты, процессы и условия деятельности образовательной организации) | |||
Независимая оценка качества образования (далее - НСОК) (результаты и условия деятельности образовательной организации) | |||
Районный |
- Результаты деятельности образовательных организаций и групп образовательных организаций; |
- Образовательный процесс в образовательных организациях |
- Условия организации образовательного процесса в образовательных организациях; |
- Индивидуальные результаты профессиональной деятельности педагогических и руководящих работников |
- Управление образовательными организациями |
||
Самоанализ районной образовательной системы (результаты и условия деятельности образовательных организаций и групп образовательных организаций) | |||
НСОК (результаты и условия деятельности образовательных организаций и групп образовательных организаций) | |||
Региональный |
- Результаты деятельности образовательных организаций; |
- Образовательный процесс в образовательных организациях и группах образовательных организаций |
- Условия организации образовательного процесса в образовательных организациях и группах образовательных организаций; |
- Результаты деятельности групп (кластеров) образовательных организаций; | |||
- Индивидуальные результаты профессиональной деятельности педагогических и руководящих работников |
- Управление образовательными организациями и группами (кластерами) образовательных организаций |
||
Самоанализ образовательной системы Санкт-Петербурга (результаты и условия деятельности групп образовательных организаций) | |||
НСОК (результаты и условия деятельности образовательных организаций и групп образовательных организаций) |
Распоряжением Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 1 июня 2015 г. N 2648-р в пункт 3.3 настоящего приложения внесены изменения
3.3. Распределение функций между субъектами СПб РСОКО:
Комитет по образованию:
- формирование модели СПб РСОКО, регламентация ее функционирования;
- подготовка и принятие (внесение в Правительство Санкт-Петербурга) правовых актов по вопросам функционирования и развития СПб РСОКО;
- финансовое обеспечение СПб РСОКО;
- разработка, корректировка и утверждение критериев СПб РСОКО;
- постановка задач по аналитическому обеспечению СПб РСОКО перед подведомственными учреждениями (организациями) и/или привлечение для этой работы экспертов;
- принятие на основе аналитических материалов управленческих решений для повышения качества образования;
- обеспечение образовательных организаций, органов государственно-общественного управления в сфере образования, общественных организаций, средств массовой информации, граждан и организаций, заинтересованных в оценке качества образования, предусмотренной законодательством информацией о состоянии качества образования в образовательной системе Санкт-Петербурга;
- обеспечение повышения квалификации педагогических кадров образовательных организаций Санкт-Петербурга по вопросам управления и оценки качества образования;
- составление и публикация рейтингов образовательных организаций;
- контрольно-надзорные процедуры: контроль соблюдения образовательными организациями лицензионных требований, контроль содержания и качества результатов подготовки обучающихся образовательных организаций, в том числе в ходе процедур федерального государственного контроля качества и государственной (итоговой) аттестации (далее - ГИА), а также уровня и направленности образовательных программ, реализуемых в аккредитованных образовательных организациях;
- стимулирование развития независимой системы оценки качества образования.
ГБОУ ДПО ЦПКС СПб РЦОКОиИТ:
- разработка и корректировка критериев СПб РСОКО;
- информационное и аналитическое обеспечение СПб РСОКО;
- ресурсное, техническое и организационно-технологическое сопровождение СПб РСОКО;
- организационное сопровождение федеральных и региональных мониторинговых исследований и оценочных процедур;
- разработка контрольно-измерительных материалов;
- разработка и адаптация программных средств для проведения оценки качества образования;
- организационно-технологическое сопровождение ГИА обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего и среднего общего образования, в том числе в форме ЕГЭ;
- организационно-технологическое сопровождение процедур лицензирования, государственной аккредитации, федерального государственного контроля качества образования в образовательных организациях Санкт-Петербурга;
- формирование методик и проведение рейтингов образовательных систем, образовательных организаций;
- сбор, хранение, статистическая обработка информации о состоянии и динамике качества образования в Санкт-Петербурге;
- подготовка информационных материалов о состоянии качества образования в Санкт-Петербурге;
- ведение и совершенствование баз данных: АИС БД "ПараГраф"; базы данных экспертов при проведении процедур лицензирования, аккредитации, государственного контроля качества; разработчиков тестовых заданий; баз данных экспертов ЕГЭ и ГИА, баз тестовых заданий, баз результатов ЕГЭ и ГИА, международных сравнительных исследований качества образования;
- ведение баз данных о результатах самообследований и внешних оценок качества образования;
- ведение баз данных о результатах аттестации педагогических и руководящих кадров образовательных организаций.
ГБОУ ДПО (ПК) СПб АППО:
- научно-методическое и научно-организационное обеспечение СПб РСОКО;
- создание контрольно-измерительных материалов, аттестационно-педагогических измерительных материалов и компетентностно-ориентированных заданий для процедур контроля качества образования, государственного контроля качества образования;
- разработка критериев СПб РСОКО, методик оценивания и рейтингования;
- анализ данных и подготовка рекомендаций по повышению качества образования, эффективности работы образовательных организаций;
- организация и/или проведение дополнительных обследований (мониторингов по запросам Комитета по образованию;
- сбор и обработка информации об организациях-участниках независимой оценки качества образования, общественной и общественно-профессиональной экспертизы, предоставление информации по запросу Комитета по образованию.
ГБНОУ "СПб ГДТЮ":
- методическое и организационное обеспечение СПб РСОКО по дополнительному образованию детей;
- организация мониторинговых исследований и сбор образовательной статистики по дополнительному образованию детей;
- анализ данных и подготовка рекомендаций по повышению качества образования и эффективности работы образовательных организаций по дополнительному образованию детей.
Отделы образования администраций районов Санкт-Петербурга:
- регламентация районного уровня СПб РСОКО;
- ведение и предоставление сведений на основе действующих в Санкт-Петербурге баз данных;
- организация сбора образовательной статистики;
- содействие в проведении мониторинговых, контрольно-оценочных процедур социологических исследований по вопросам качества образования;
- обеспечение информационной открытости в соответствии действующим законодательством;
- создание механизмов участия образовательных организаций в независимой системе оценки качества образования.
Информационно-методические центры районов Санкт-Петербурга:
- информационно-методическое сопровождение СПб РСОКО.
Образовательные организации:
- обеспечение функционирования внутренней системы оценки качества образования в образовательной организации;
- сбор, ведение и предоставление данных, корректировка, внесение изменений в базы данных;
- контроль качества представляемой информации;
- обеспечение информационной открытости в соответствии действующим законодательством;
- проведение самообследования и включение в независимую систему оценки качества образования.
Общественные организации (объединения):
- общественный контроль качества образования и деятельности образовательных организаций в формах общественного наблюдения, общественной экспертизы;
- участие в формировании информационных запросов пользователей СПб РСОКО;
- подготовка предложений в адрес Комитета по образованию и отделов образования администраций районов Санкт-Петербурга по вопросам развития СПб РСОКО;
- участие в обсуждении системы критериев, характеризующих состояние и динамику развития образовательной организации, систем образования районов Санкт-Петербурга и системы образования Санкт-Петербурга;
- участие в оценке качества образования по стандартизированным процедурам, в том числе при лицензировании и аккредитации образовательных организаций, аттестации педагогических и руководящих работников образовательных организаций, проведении итоговой аттестации обучающихся.
Совет по образовательной политике при Комитете по образованию:
- участие в разработке, изменении модели и Положения о СПб РСОКО;
- предложения по разработке и изменению критериев СПб РСОКО;
- предложения и рекомендации по направлениям мониторинговых исследований;
- взаимодействие с общественными организациями в рамках СПб РСОКО;
- привлечение экспертов к реализации мероприятий и процедур СПб РСОКО.
IV. Организация и технология оценки качества образования
Распоряжением Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 1 июня 2015 г. N 2648-р в пункт 4.1 настоящего приложения внесены изменения
4.1. Организация СПб РСОКО предусматривает:
- оценку достижений обучающихся;
- оценку результатов профессиональной деятельности педагогических и руководящих работников образовательных организаций;
- оценку качества деятельности образовательных организаций и групп образовательных организаций;
- оценку качества образовательной системы Санкт-Петербурга по уровням общего образования: дошкольное образование, начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование; на уровне профессионального образования: среднее профессиональное образование; по подвиду дополнительного образования: дополнительное образование детей.
4.2. Оценка достижений обучающихся осуществляется посредством следующих процедур:
- итоговая аттестация учащихся в различных формах;
- мониторинговые исследования, включая международные, общероссийские и общегородские обследования; мониторинги соответствия требованиям ФГОС;
- федеральный государственный контроль качества образования;
- аккредитация образовательных организаций, в части тестирования обучающихся;
- анализ материалов региональных баз данных о системе образования Санкт-Петербурга;
- региональные олимпиады и конкурсы;
- анализ результатов независимых и педагогических экспертиз, результатов общественной оценки;
- мониторинговые исследования удовлетворенности участников образовательного процесса.
4.3. Оценка результатов профессиональной деятельности педагогических и руководящих работников образовательных организаций осуществляется посредством аттестации на квалификационные категории, участия в профессиональных педагогических конкурсах.
4.4. Оценка качества деятельности образовательных организаций и групп образовательных организаций Санкт-Петербурга осуществляется в соответствии с системами оценки качества, утвержденными соответствующими локальными актами и нормативными документами. Дополнительными основаниями для формирования систем оценки качества в образовательных организациях являются формы самообследования образовательных организаций, утверждаемые Министерством образования и науки Российской Федерации, и примерные показатели эффективности, утверждаемые Комитетом по образованию.
Оценка условий осуществления образовательной деятельности образовательными организациями производится через процедуры лицензирования и аккредитации.
Распоряжением Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 1 июня 2015 г. N 2648-р в пункт 4.5 настоящего приложения внесены изменения
4.5. Оценка качества образования в образовательной системе Санкт-Петербурга по уровням общего образования: дошкольное образование, начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование; по уровню профессионального образования: среднее профессиональное образование; по подвиду дополнительного образования: дополнительное образование детей осуществляется в соответствии с настоящим Положением.
4.6. СПб РСОКО включает системы сбора и первичной обработки данных, анализа и оценки качества образования, адресного обеспечения статистической и аналитической информацией. СПб РСОКО регламентируется соответствующими документами (постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации и Санкт-Петербурга, приказы и письма Министерства образования и науки Российской Федерации, распоряжения Комитета по образованию, модель СПб РСОКО, настоящее Положение, нормативные и локальные акты, методические рекомендации).
4.7. Оценка качества образования осуществляется на основе системы критериев, характеризующих качество результатов, качество условий и качество процессов. Перечень критериев качества образования в Санкт-Петербурге, их количественные характеристики устанавливаются Комитетом по образованию.
4.8. Процедуры оценки качества образования, мониторинговые исследования осуществляются в соответствии с планом работы Комитета по образованию.
Распоряжением Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 1 июня 2015 г. N 2648-р в пункт 4.9 настоящего приложения внесены изменения
4.9. Информация, полученная в результате экспертиз и измерений, подлежит анализу и интерпретации для принятия управленческих решений. Информация общего доступа размещается на официальном сайте Комитета по образованию в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, портале "Петербургское образование", сайтах ГБОУ ДПО ЦПКС СПб РЦОКОиИТ, ГБОУ ДПО (ПК) СПб АППО, ГБНОУ "СПб ГДТЮ".
Информирование заинтересованных сторон о качестве образования в Санкт-Петербурге осуществляется через Публичный доклад Комитета по образованию о состоянии и перспективах развития образовательной системы Санкт-Петербурга, иные общественно-профессиональные мероприятия, проводимые Комитетом по образованию, отделами образования администраций районов Санкт-Петербурга и образовательными организациями.
V. Независимые процедуры экспертизы и оценки качества
5.1. Общественная и профессиональная экспертиза качества образования, общественная аккредитация организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и профессионально-общественная аккредитация образовательных программ рассматриваются как независимые процедуры СПб РСОКО, осуществляются общественными организациями, профессиональными сообществами и отдельными экспертами в соответствии со ст. 94 - 96 ФЗ N 273 от 29.12.2012 "Об образовании в Российской Федерации".
5.2. Указанные в п. 5.1 процедуры могут быть организованы как по инициативе образовательной организации, так и по инициативе общественной организации, профессионального сообщества или эксперта. Организаторы процедур, указанных в п. 5.1, для их осуществления должны пользоваться открытыми данными, опубликованными, в том числе на сайтах образовательных организаций в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
5.3. Порядок учета результатов, указанных в п. 5.1 процедур, определяется Комитетом по образованию, отделами образования администраций районов Санкт-Петербурга и образовательными организациями самостоятельно.
VI. Финансовое обеспечение СПб РСОКО
6.1. Финансовое обеспечение СПб РСОКО осуществляется в рамках финансирования деятельности исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга и образовательных организаций за счет средств федерального бюджета и бюджета Санкт-Петербурга.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.