(Ввод в действие с 1 октября 1986 г.)
1. Общие положения
1. Настоящие Методические указания разработаны в соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР "О мерах по совершенствованию хозяйственного механизма в строительстве" и устанавливают порядок:
определения, согласования и применения договорных цен в строительстве, являющихся основой для заключения договоров подряда, определения объемов строительно-монтажных работ в титульных списках строек, планирования подрядных работ и материально-технических ресурсов, а также для расчетов между заказчиками и подрядчиками; использования средств, образуемых за счет экономии от совершенствования проектных решений.
2. Порядок определения и согласования договорных цен
2.1. В договорную цену включаются:
сметная стоимость строительно-монтажных работ, определенная сводным сметным расчетом стоимости строительства предприятия, здания, сооружения, их очередей, пусковых комплексов или расчетная стоимость этих работ, определенная в составе технико-экономических обоснований (ТЭО) и технико-экономических расчетов (ТЭР);
часть прочих работ и затрат, относящихся к деятельности подрядчика (компенсация разницы в стоимости материалов, учитываемой в сметах, выслуга лет, перевозка работников, аккордная оплата труда, вахтовый метод организации работ и другие затраты, связанные с выполнением работ высокими темпами, и т.п.), а также вызванных организацией строительства во вновь осваиваемых районах;
часть общего резерва средств на непредвиденные работы и затраты, включаемого в сводные сметные расчеты строек или в расчетную стоимость строительства, определяемую в ТЭО и ТЭР, относящуюся к стоимости строительно-монтажных работ и прочих затрат, включаемых в договорную цену, за исключением суммы, приходящейся на стоимость материалов, изделий и конструкций, поставляемых заказчиком.
2.2. Договорная цена определяется заказчиком и подрядчиком с участием генеральной проектной организации и субподрядных организаций в 45-дневный срок со дня передачи проектно-сметной документации подрядчику а соответствии с действующими нормативными документами по определению сметной или расчетной стоимости строительства.
2.3. Договорные цены определяются:
а) по вновь начинаемым стройкам определение договорных цен осуществляется до утверждения проектов, ТЭО и ТЭР на основе сводных сметных расчетов стоимости строительства предприятий, зданий и сооружений или расчетов стоимости, прошедших государственную или ведомственную экспертизу.
Перечень строек, по которым определение договорной цены может производиться на основе расчетной стоимости строительства в ТЭО и ТЭР, определяется соответствующими министерствами и ведомствами-заказчиками и подрядчиками. По стройкам одностадийного проектирования с нормативным сроком продолжительности строительства до 2 лет решения об определении договорной цены на стадии ТЭО и ТЭР принимаются инстанцией, утверждающей проект, и соответствующей подрядной организацией;
б) по переходящим стройкам:
по объектам, на которые рабочая документация не разработана, - на основе локальных и объектных сметных расчетов, входящих в состав сводного сметного расчета, согласованного с генеральным подрядчиком;
по объектам, на которые рабочие чертежи имеются, - на основе объектных смет, составленных по рабочим чертежам, согласованных с генеральным подрядчиком и утвержденных в установленном порядке.
При этом их договорная цена не уменьшается, если подрядными организациями были разработаны и реализованы в проектах предложения по совершенствованию проектных решений.
2.4. При внесении в установленном порядке заказчиком в проектную документацию поправок, изменяющих объем и состав строительно-монтажных работ, договорная цена подлежит уточнению по согласованию с подрядчиком.
2.5. Решения по разногласиям между заказчиком и генеральной подрядной организацией принимаются в 20-дневный срок руководителями министерства-заказчика по согласованию с руководителями министерства-подрядчика.
По несогласованным вопросам окончательные решения принимаются Госстроем СССР, а по стройкам, подведомственным организациям союзных республик, - госстроями союзных республик.
2.6. При строительстве, осуществляемом двумя и более генеральными подрядчиками, договорная цена устанавливается для каждого генерального подрядчика.
2.7. В тех случаях, когда заказчик по согласованию с Госпланом СССР и другими заинтересованными организациями принимает предложения подрядчика по увеличению мощности предприятия, производится уточнение сметной стоимости стройки и договорной цены на основе удельных затрат на принятую единицу мощности по проекту данного предприятия. При этом дополнительные затраты заказчика, связанные с увеличением мощности, финансируются за счет средств, предусматриваемых уточненной сметой.
2.8. Если в процессе согласования договорной цены по ранее утвержденным стройкам выявится необходимость увеличения сметной стоимости строительства, документация подлежит переутверждению с проведением ведомственной или государственной экспертизы в установленном порядке,
2.9. Договорная цена является неизменной для всех участников инвестиционного процесса.
2.10. Определение полной сметной стоимости строительства в проектах предприятий, зданий, сооружений или расчетной стоимости в ТЭО и ТЭР и их утверждение производятся после согласования договорной цены с генеральной подрядной организацией.
2.11. В сводных сметных расчетах стоимости строительства и расчетной стоимости в ТЭО и ТЭР приводится договорная цена по каждому объекту, входящему в состав стройки, с выделением стоимости строительно-монтажных работ.
Полная договорная цена с выделением стоимости строительно-монтажных работ приводится за итогом сводного сметного расчета стоимости строительства или расчета стоимости в ТЭО и ТЭР.
3. Определение экономии от совершенствования проектных решений и ее отражение в показателях деятельности подрядных организаций
3.1. Экономия от совершенствования проектных решений, образуемая как разница между договорной ценой и сметной стоимостью объектов, определенной по сметам к рабочим чертежам, остается в распоряжении соответствующих подрядных организаций и используется в порядке, изложенном в разделе 4 настоящих Методических указаний.
3.2. В случае, когда фактическая стоимость работ и затрат превысит договорную цену, переутверждение этой цены не производится, а дополнительные затраты подрядных и субподрядных организаций-исполнителей относятся на результаты их производственно-хозяйственной деятельности.
3.3. Зачисление экономии от совершенствования проектных решений в стоимость выполненных строительно-монтажных работ производится пропорционально фактически выполненным за отчетный период объемам работ, исчисленным на основе смет к рабочим чертежам.
По крупным и сложным объектам, разработка рабочей документации по которым производятся в течение двух и более лет, экономический эффект от предложений по совершенствованию проектных решений определяется на основании расчетов, выполненных проектными институтами с участием заказчика и подрядчика, включается в объем выполненных работ и подлежит уточнению после выдачи объектной сметы.
4. Порядок использования средств, образуемых за счет экономии от совершенствования проектных решений
4.1. Экономия от совершенствования проектных решений в размере 25% направляется в доход государственного бюджета. Оставшаяся часть экономии в размере 75% распределяется генеральным подрядчиком между строительными, монтажными, проектными организациями, предприятиями и организациями-заказчиками и другими участниками строительства с учетом конкретного вклада каждого из них в снижение стоимости строительства.
4.2. Подрядные организации направляют полученную ими долю средств в фонды экономического стимулирования, в том числе:
до 10% - в фонд материального поощрения;
оставшуюся сумму - на осуществление мероприятий по внедрению достижений научно-технического прогресса, развитие производственной базы, строительство жилых домов и других объектов социального назначения.
4.3. Подрядным и проектно-изыскательским организациям предоставляется право перечислять часть причитающихся им средств на материальное поощрение работников предприятий, учреждений и организаций, принимавших непосредственное участие в разработке предложений по совершенствованию проектных решений или их реализации, а также на оснащение и техническое перевооружение производства и при необходимости - на развитие материально-технической базы указанных организаций. Конкретный размер средств, направляемых на эти цели, устанавливается подрядными и проектно-изыскательскими организациями по согласованию с соответствующими предприятиями, организациями и учреждениями.
4.4. Платежи в государственный бюджет в установленном размере производятся из 60% общей суммы экономии по мере накопления средств. Оставшаяся часть экономии может быть израсходована на цели, указанные в пунктах 4.2 и 4.3..
40% общей суммы экономии распределяется только после утверждения актов государственных комиссий (рабочих комиссий) о вводе мощностей и объектов в эксплуатацию исходя из фактически полученной экономии.
4.5. Экономия от совершенствования проектных решений не учитывается при планировании и оценке деятельности участков старших производителей работ, производителей работ, мастеров, а также бригад рабочих.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Методические указания по определению и применению договорных цен в строительстве (утв. постановлением Госстроя СССР от 15 сентября 1986 г. N 2)
Введены в действие с 1 октября 1986 г.
Текст методических указаний опубликован в Бюллетене строительной техники N 1, 1987 г., в Бюллетене нормативных актов министерств и ведомств СССР, 1987 г., N 3