Разъяснения Управления технормирования Госстроя РФ по наиболее часто задаваемым вопросам, касающимся строительных норм от 16 декабря 2003 г.

Разъяснения Управления технормирования Госстроя РФ
по наиболее часто задаваемым вопросам, касающимся строительных норм от 16 декабря 2003 г.


Предуведомление. Действующие нормативные документы по строительству, к сожалению, не всегда содержат прямые однозначные ответы на сложные вопросы, возникающие в практической деятельности. Публикуемые ответы на вопросы отражают позицию Управления технормирования Госстроя России и базируются на современном толковании нормативных положений с учетом действующего законодательства, затрагивающего строительную деятельность.


Вопросы пожарной безопасности


"О согласовании отступлений от противопожарных требований действующих норм"


Управление технормирования рассмотрело вопросы, поставленные в обращениях, связанных с согласованием отступлений от противопожарных требований действующих норм, и сообщает.

В общем случае, в соответствии с установленным порядком (СНиП 21-01-97*, НПБ 03-93), разрешение (согласование) на отступление от требований норм дает орган, утверждавший эти нормы, при наличии обоснования и дополнительных мероприятий, компенсирующих такие отступления, согласованных с заинтересованными органами надзора.

Вместе с тем, как считает Управление и как показывает практика обращений проектных и строительных организаций за согласованием Госстроя России отступлений от требований СНиП, в отдельных случаях такое согласование представляется излишним, так как носит чисто формальный характер, и где достаточно только рассмотрения и согласования проектных решений и дополнительных противопожарных мероприятий, разработанных организациями, имеющими соответствующую лицензию ГУГПС МЧС России, с органами надзора.

К ним могут быть отнесены:

- разработка дополнительных противопожарных мероприятий при проектировании мансардных этажей по защите несущих и ограждающих конструкций до нормативных параметров (КО, REJ 45, R 45) как в существующих, так и в проектируемых зданиях, в том числе и в случае невозможности по каким-то причинам их выполнения, а также при решении о возможности использования лестничных клеток жилой части дома для эвакуации по п.1.38 СНиП 2.08.01-89*;

- устройство каминов в квартирах жилых зданий, расположенных выше 2-го этажа, учитывая наличие в Санкт-Петербурге территориальных норм пожарной безопасности "Камины. Общие технические требования. Методы испытаний" (ТНПБ 6-01-99), регламентирующих требования пожарной безопасности при проектировании каминов в зданиях, которыми и можно руководствоваться (в соответствии с п.1.4* СНиП 21-01-97*), а для разработанных при этом дополнительных противопожарных мероприятий также достаточно только согласования органов пожарного надзора;

- разработка дополнительных мероприятий при переводе квартир в нежилой фонд и размещение в них помещений общественного назначения (по защите перекрытий, межквартирных стен и перегородок, отделяющих эти помещения от жилых квартир, вынужденное использование лестничных клеток жилой части здания для организации эвакуационных выходов с учетом требований п.1.38 СНиП 2.08.01-89*). Следует иметь в виду, что решение о переводе квартир в нежилой фонд, в соответствии с законодательством, принимается органами исполнительной власти без участия Госстроя России при наличии положительного заключения органов государственного надзора (пожарного, санитарного, экологического и пр.);

- разработка дополнительных мероприятий при реконструкции, реставрации, ремонту# и приспособлении к использованию (изменении функционального назначения) зданий, являющихся памятниками истории и культуры, когда по требованиям КГИОП возникает необходимость сохранения существующих конструктивных, объемно-планировочных решений здания и его отдельных элементов (фасадов, интерьеров), как например: лестниц (деревянных, чугунных, металлических), ширины и уклонов маршей, расстояния между маршами, количества и параметров ступеней, дверей, выходов из подвального и цокольного этажей, и невозможности устройства в них окон с приямками и т.п.

В этом случае можно руководствоваться письмом Госстроя СССР от 28.06.1988 N 28-Д, которым установлено, что "строительные нормы и правила могут применяться при проектировании работ по реконструкции, реставрации, консервации, ремонту и приспособлению к использованию памятников истории и культуры в тех случаях, когда они не входят в противоречие с интересами сохранности историко-архитектурной ценности памятника, что определяется государственными органами охраны памятников истории и культуры";

- разработка дополнительных противопожарных мероприятий при реконструкции и строительстве зданий в исторически сложившихся районах города, компенсирующих ограничение доступа пожарных подразделений в их помещения;

- разработка дополнительных мероприятий при проектировании котельных и трансформаторных подстанций (в связи с отсутствием возможности присоединения зданий к действующим инженерным сетям в районах старой застройки Санкт-Петербурга) с учетом требований СНиП 11-35-76* и ПУЭ. При совмещении в одном здании технологического оборудования по выработке тепла и электроэнергии (так называемых мини-ТЭЦ ограниченной мощности) его необходимо рассматривать как энергетический комплекс (энергоблок), являющийся, по сути, производственным корпусом вспомогательного назначения, и разработки специальных технических условий на такой комплекс не требуется, поскольку технологическая часть энергоблока разрабатывается в зависимости от применяемого технологического оборудования, строительная часть здания должна проектироваться в соответствии с требованиями СНиП 31-03-2001, размещение с учетом СНиП II-89-80* или СНиП 2.07.01-89*, а разрабатываемые противопожарные мероприятия, в том числе вызываемые требованиями технологии корпуса, подлежат согласованию только с органами пожарного надзора.

В практике строительства нередки также обращения по вопросам отступления от ряда нормируемых в СНиП параметров зданий, помещений и их отдельных элементов: площади пожарного отсека, общей площади квартир на этаже секции жилого дома (500м2), минимальной ширины марша лестниц, высоты и ширины эвакуационных выходов (дверей), высоты и ширины горизонтальных путей эвакуации, расстояний между зданиями в зависимости от их степени огнестойкости, табличных расстояний по путям эвакуации до выхода в лестничные клетки и т.п. Необходимо иметь в виду, что такого рода параметры установлены большей частью эмпирическим путем и в результате взаимных договоренностей. Поэтому, по мнению Управления, возникающие отклонения от них в пределах до 3-5% в принципе не имеют достаточно существенного значения и могут согласовываться противопожарной службой без дополнительного обращения в Госстрой России.


"Об огнестойкости незащищенных стальных конструкций"


Пунктом 5.18* СНиП 21-01-97* установлено, что "в случаях, когда минимальный требуемый предел огнестойкости конструкций указан R 15 (RE 15, REI 15), допускается применять незащищенные стальные конструкции независимо от их фактического предела огнестойкости, за исключением случаев, когда предел огнестойкости несущих элементов здания по результатам испытаний составляет менее R 8". Аналогичное требование содержалось и в СНиП 2.01.02-85*, п.1.1.

По вопросу уточнения конструкций, имеющих предел огнестойкости менее R 8, разъясняется следующее:

"Как показывает практика и результаты испытаний, предел огнестойкости менее R 8 имеют конструкции, выполненные из тонкостенных гнутых профилей, изготавливаемых из стального листа толщиной менее 1-1,2 мм, а также алюминиевые конструкции. Стальные конструкции, выполненные из обычных прокатных профилей (двутавры, швеллеры, уголки) или из сварных профилей при толщине листа 0,5 см и более имеют предел огнестойкости заведомо более R 8 и для них дополнительных испытаний не требуется. При этом также можно ориентироваться на показатели огнестойкости, приведенные в "Пособии по определению пределов огнестойкости конструкций, пределов распространения огня по конструкциям и групп возгораемости материалов. ЦНИИСК им. Кучеренко (к СНиП II-2-80), Москва, Стройиздат, 1985 г."


"О "Пособии по определению пределов огнестойкости конструкций, пределов распространения огня по конструкциям и групп возгораемости материалов
(к СНиП II-2-80)"


"Пособие по определению пределов огнестойкости конструкций, пределов распространения огня по конструкциям и групп возгораемости материалов (к СНиП II-2-80)" Москва, Стройиздат, 1985 г. разработано в свое время по заданию Госстроя СССР рядом ведущих организаций: ЦНИИСК им. Кучеренко, НИИЖБ, ВНИИПО, ЦНИИпромзданий и предназначено для инженерно-технических работников проектных, строительных организаций и органов государственного пожарного надзора, поскольку содержит справочные данные о пределах огнестойкости и распространения огня по строительным конструкциям из железобетона, металла, древесины, асбоцемента и других строительных материалов на основе стандартных испытаний, проведенных этими организациями.

Учитывая, что суть методик испытаний (СТ СЭВ 1000-78, ГОСТ 30247-94) принципиально не изменилась, Управление рекомендует пользоваться пособием при проектировании. Приведенные в нем конструктивные решения со схемами (сечениями) конструкций и пожарно-технические характеристики позволяют принимать их как проектировщиками, так и контролирующими органами госпожнадзора без проведения дополнительных испытаний однотипных конструкций. Этой же цели служит и сборник "Техническая информация (в помощь инспектору Государственной противопожарной службы)", ежегодно издающийся ВНИИПО МЧС России.


"О размещении в жилых зданиях помещений общественного назначения"


Строительные нормы и правила не запрещают размещение на одном этаже жилых помещений (квартир) и нежилых (для учреждений общественного назначения), указанных в п.1.36 СНиП 2.08.01-89. При этом должны быть выполнены противопожарные и санитарные требования СНиП и СанПиН (изолированность входов и эвакуационных выходов помещений общественного назначения от жилой части здания, отделенное противопожарными преградами, шумозащищенность и пр.).

При проектировании нового строительства многоквартирных жилых зданий необходимость размещения в жилом доме тех или иных предприятий общественного назначения (по п.1.36) определяется местным органом власти населенного пункта с учетом его генплана и устанавливается в задании на проектирование и архитектурно-планировочном задании, утверждаемом этим органом и согласованном с соответствующими органами надзора (пожарным, санитарным, экологическим и пр.).

В существующем жилом доме решение о переоборудовании действующих помещений или изменении их функционального назначения находится также в компетенции местных органов власти, определяющих в том числе и допустимое время работы предприятия, и необходимость согласия жильцов. При этом должен быть также разработан соответствующий проект, согласованный с заинтересованными органами надзора.


"О степени огнестойкости блок-контейнерных зданий для систем водоснабжения, канализации и трансформаторных подстанций"


СНиП 2.04.02-84* "Водоснабжение. Наружные сети и сооружения", СНиП 2.04.03-85* "Канализация. Наружные сети и сооружения", "Правила устройства электроустановок" (ПУЭ) требуют для многих зданий и сооружений систем водоснабжения, канализации и электроснабжения применения II степени огнестойкости. Следует иметь ввиду, что требования этих документов основаны на положениях СНиП II-2-80 "Противопожарные нормы проектирования зданий и сооружений", согласно которым (п. 2.6) в производственных зданиях II степени огнестойкости допускалось применять незащищенные стальные конструкции.

Учитывая это, в связи с введением с 01.01.1998 г. СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений" и новой классификации зданий по степени огнестойкости, Управление технормирования считает возможным применять (проектировать и изготавливать) для сооружений хозяйственно-производственного и противопожарного водоснабжения, перечисленных в табл.41 СНиП 2.04.02-84* (за исключением относящихся к I категории по степени обеспеченности подачи воды и I классу ответственности), канализации (п.8.4 СНиП 2.04.03-85*), а также трансформаторных подстанций (РУ, КРУ, КТП) здания в комплектно-блочном исполнении заводского изготовления IV степени огнестойкости и классов конструктивной пожарной опасности СО, С1 по классификации СНиП 21-01-97* (или IIIa по классификации СНиП 2.01.02-85* "Противопожарные нормы") с учетом требований СНиП 31-03-2001 "Производственные здания" и СНиП 31-04-2001 "Складские здания".


"О проектировании котельных"


СНиП II-35-76* "Котельные установки" требует для зданий и сооружений котельных, как правило, II степени огнестойкости. Необходимо иметь в виду, что согласно действовавшему в тот период СНиП II-А.5-70* "Противопожарные нормы проектирования зданий и сооружений" в производственных зданий# II степени огнестойкости допускалось применять незащищенные стальные конструкции для каркаса и ограждающих конструкций. Аналогичное требование содержалось и в последующем СНиП II-2-80, а в СНиП 2.01.02-85* "Противопожарные нормы" для таких зданий были введены две новые степени огнестойкости IlIa и IVa (с учетом применения в ограждающих конструкциях того или иного утеплителя).

Учитывая эти обстоятельства, в 1997 г. Управление стандартизации, технического нормирования и сертификации Госстроя России и Главное управление государственной противопожарной службы МВД России направили территориальным органам архитектуры и строительства и органам противопожарной службы совместное письмо от 16.12.1997 NN 13-803 и 20/2.2/2897 (соответственно) "О проектировании котельных IIIа и IVa степеней огнестойкости".

В связи с введением с 01.07.1999 в СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений" (изменение N 1) новой классификации зданий по степеням огнестойкости и классам конструктивной пожарной опасности возможно в настоящее время предусматривать отдельно стоящие котельные (в том числе блок-модульные заводского изготовления) в зданиях IV степени огнестойкости и классов конструктивной пожарной опасности СО, С1 по СНиП 21-01-97* (вместо IIIa степени огнестойкости по СНиП 2.01.02-85*) и IV степени огнестойкости классов С2, С3 (вместо IVa) с ограничениями и допущениями, установленными указанным письмом, и с учетом требований СНиП 31-03-2001 "Производственные здания".


Вопросы лицензирования строительной деятельности


"О лицензировании строительной деятельности в свете Федерального Закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании"


Согласно Положению о лицензировании деятельности по строительству зданий и сооружений I и II уровней ответственности в соответствии с государственным стандартом, одним из лицензионных условий является "выполнение лицензируемой деятельности в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, соответствующих государственных стандартов и нормативно-технических документов в строительстве". При этом имеются в виду только обязательные требования действующих строительных норм и правил и стандартов. Что это за требования?

У государства есть два инструмента нормативного регулирования - приказ и совет.

Обязательные государственные требования по строительству (приказ) были еще в древнем Вавилоне и есть во всех странах, в том числе и у нас. В России до введения в действие Федерального закона о техническом регулировании они излагались в государственных нормативных документах - СНиП, ГОСТ и ТСН. Рекомендуемые положения (совет) содержались в сводах правил (СП). Государственные нормативные документы также содержат рекомендуемые положения, которые не всегда четко выделены. Федеральный закон о техническом регулировании не ликвидировал государственные нормативные документы, а просто изменил их форму. В будущем во всех отраслях народного хозяйства, в том числе и в строительстве, будет применяться единый типаж нормативных документов - обязательные технические регламенты (общие и специальные), правила и методы исследований (испытаний), измерений и отбора образцов, необходимых для применения технических регламентов, утверждаемые Правительством Российской Федерации. Кроме того, закон предусматривает также рекомендуемые документы - национальные стандарты, предназначенные исключительно для добровольного применения. На замену нормативной базы законом отведено 7 лет.

Федеральный закон о техническом регулировании отнял у министерств и ведомств, в том числе и у Госстроя России, право выпускать обязательные нормативные документы. В связи с этим среди строителей распространилось мнение о необязательном соблюдении требований действующих СНиП. Это мнение неосновательно. Закон (статья 46) говорит об этом следующее.

"Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти (в том числе СНиПы), подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям:

защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;

охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;

предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей".

Принятые Госстроем России СНиПы на 70 - 80% направлены именно на эти цели. Поэтому особых трудностей с их применением в новых условиях до принятия соответствующих технических регламентов не ожидается.

Таким образом, при проверке выполнения вышеуказанного лицензионного требования следует руководствоваться требованиями технических регламентов, а до их появления - обязательными требованиями утвержденных Госстроем России нормативных документов, постольку, поскольку эти требования соответствуют целям Федерального закона о техническом регулировании. При этом следует помнить, что среди документов Госстроя России есть и рекомендуемые документы, например, своды правил (СП), а также рекомендуемые положения в составе обязательных нормативных документов.


Вопросы нормирования площади помещений в жилых зданиях


"О неправомочности отказов в регистрации постройки или приватизации жилых помещений в связи с несоответствием требованиям СНиП 2.08.01-89* "Жилые здания"


В Госстрой России часто обращаются граждане с жалобами на местные органы градостроительства и архитектуры в связи с отказом в регистрации постройки или в приватизации пользуемых ими жилых помещений на основании того, что эти постройки и жилые помещения не соответствуют требованиям СНиП 2.08.01-89* "Жилые здания" по площади комнат и кухонь, высоте потолков и др. Ниже приводятся наиболее характерные обращения.

Пример 1: Письмо из г. Новосибирска от гр. Фатеевой Т.В в связи с отказом ей в приватизации квартиры из-за несоответствия площади жилых помещений требованиям СНиП 2.08.01-89*.

Управление технического нормирования Госстроя России рассмотрело это письмо и сообщило следующее:

"Нормы, установленные в СНиП 2.08.01-89* "Жилые здания", распространяются на вновь строящиеся и реконструируемые жилые здания и являются обязательными для юридических и физических лиц, осуществляющих проектирование и строительство домов. В СНиП не устанавливаются правила по приватизации жилых помещений и на другие действия, не связанные с проектированием и строительством.

Приватизация жилых помещений должна осуществляться в соответствии с Законом Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации". Статья 2 первой главы этого Закона связывает возможность приватизации помещений с признанием их жилыми, вхождением в состав государственного или муниципального жилищного фонда и пользованием их на условиях социального найма.

Основанием для отказа гражданам в приватизации пользуемых ими жилых помещений (статья 4 первой главы указанного Закона) являются: аварийное состояние помещений, размещение их в общежитии, закрытом военном городке, а также отнесение их (помещений) к категории служебных.

Площадь жилого помещения не может служить основанием для отказа гражданам в его приватизации в силу Закона.

Наличие ордера, выданного на вселение в помещение (статья 47 Жилищного кодекса РСФСР), означает признание его жилым, отнесение его к муниципальному жилищному фонду и возможность пользования им на условиях социального найма.

При наличии таких обстоятельств Управление не усматривает законных оснований для отказа гражданам в приватизации жилого помещения.

В соответствии с частью третьей Статьи 8 вышеупомянутого Закона, граждане вправе обжаловать действия органов местного самоуправления и их должностных лиц в части отказа им в приватизации жилого помещения в судебном порядке, либо обратиться в органы прокуратуры на основании Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" с заявлением о принятии мер по защите прав и законных интересов".

Пример 2: Обращения жителей г.Пензы, а также Главного управления градостроительства и архитектуры г.Пензы с просьбой разрешить отступления от норм СНиП 2.08.01-89*. Суть вопроса состояла в следующем.

В администрацию г.Пензы резко возросло число обращений граждан по вопросу регистрации самовольно возведенных индивидуальных жилых домов, пристроек к ним, самовольно выполненных перепланировок квартир в жилых домах старой застройки.

При самовольном строительстве часто нарушаются требования пп. 2.4*, 2.7 СНиП 2.08.01-89* "Жилые здания" в части площади жилых комнат, а также ширины жилых и подсобных помещений квартир. Иногда площадь гостиной в однокомнатных квартирах составляет менее 14,0 кв.м, с числом комнат две и более - менее 16,0 кв.м, других жилых комнат и кухни - менее 8,0 кв.м. В большинстве случаев другого жилья у заявителя не имеется, а признать жилыми помещения, площадь и габариты которых не отвечают действующим строительным нормам, не представляется возможным.

На основании изложенного Главное управление градостроительства и архитектуры г.Пензы убедительно просило разъяснить: допускается ли эксплуатация помещений в самовольно возведенных индивидуальных жилых домах, самовольно перепланированных квартирах в жилых домах старой застройки, площадь и габаритные размеры которых не отвечают требованиям п.2.4*, п.2.7 СНиП 2.08.01-89* "Жилые здания" в качестве жилых, при условии письменного согласия совершеннолетних членов семьи; какой при этом может быть минимальная площадь жилой комнаты, кухни.

Управление технормирования в пределах своей компетенции дало следующие рекомендации:

1) при определении минимальной площади жилых комнат и кухни в индивидуальных жилых домах необходимо руководствоваться правилами, изложенными в СНиП 31-02-2001 "Дома жилые одноквартирные";

2) учитывать, что жилые дома старой застройки проектировались по нормам того времени, а не по СНиП 2.08.01-89, и при этом руководствоваться принципом, установленном в п.8.5 СНиП 10-01;

3) на основании статьи 6, пункта 2, подпунктов: 5, 9, 10 федерального# Закона РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" описанные проблемы отнести к вопросам местного значения;

4) разработать свои региональные распорядительные документы, учитывающие особенности местных факторов.

Пример 3: Письмо главного архитектора г.Кемерово, суть которого состояло в следующем.

В г.Кемерово в 70 - 80-е годы различными предприятиями были построены 9-этажные общежития по ТП 1.464Д-82, в которые заселяли молодых специалистов и рабочих. Общежития состояли из 189 жилых комнат по 17,91 м2 с прихожей 2,21 м2, совмещенным санузлом 2,40 м2 и 180 жилых комнат по 11,91 м2 с прихожей 2,21 м2, совмещенным санузлом 2,40 м2.

В настоящее время практически в каждой комнате живет семья, не имеющая возможности приватизировать комнату, так как она не имеет статус квартиры и на нее не выписывался ордер.

Администрация города, не имея экономической возможности предоставить проживающим квартиры или реконструировать общежития в жилые дома с частичным отселением, выразила намерение перевести общежития в жилые дома с предоставлением жильцам права дооборудования комнат до однокомнатных квартир с последующей приватизацией.

С учетом требований СНиП 2.08.01-89* "Жилые здания" к основным элементам жилых зданий предполагалось перевести большие комнаты в однокомнатные квартиры, что составило бы 60% общей площади жилых комнат зданий, при этом в малых комнатах для соблюдения нормативных требований п.2.4.* СНиП не хватало 37% площади.

Учитывая вышеизложенное, главный архитектор г.Кемерово выразил просьбу согласовать, в виде исключения, отступление от нормы СНиП 2.08.01-89* в части снижения площади в однокомнатной квартире: жилой комнаты с 14 м2 до 8 м2 и кухни-ниши с 5 м2 до 2,9 м2.

Управление технормирования в своем ответе обратило внимание на то, что в данном случае вопрос об отступлении от требований СНиП не может рассматриваться, так как имеет место нарушение статьи 4 первой главы Закона "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", в которой записано: "не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся... в общежитии".

Пример 4: Письмо из г.Пензы от гр.Пикачевой Т.Н. в связи с отказом в регистрации самовольной пристройки к жилому дому, осуществленной в 1982 г. Основание для отказа - несоответствие площади жилых комнат в пристройке нормам СНиП 2.08.02-89* "Жилые здания".

ГАРАНТ:

По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер СНиП "Жилые здания" следует читать "СНиП 2.08.01-89*"


Ответ Управления технормирования содержал рекомендацию применять норму жилой площади к жилым помещениям в домах государственного и муниципального жилищных фондов.

Что касается домов, построенных на собственные средства, то на них распространяются правила СНиП 31-02-2001 "Дома жилые одноквартирные", но только с момента их введения в действие - с 01.01.2002 г., и к данному случаю не применяются.



Разъяснения Управления технормирования Госстроя РФ по наиболее часто задаваемым вопросам, касающимся строительных норм от 16 декабря 2003 г.


Текст разъяснений опубликован в Информационном бюллетене "Нормирование, стандартизация и сертификация в строительстве", 2003 г., N 6


Актуальный текст документа