Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа
от 13 ноября 2007 г. N А11-13963/2006-К2-21/874/18
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Забурдаевой И.Л.,
судей Базилевой Т.В., Радченковой Н.Ш.
при участии представителя
от заявителя: Кузина А.В. (доверенность от 03.05.2007)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заинтересованного лица - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Владимирской области на решение от 13.03.2007 Арбитражного суда Владимирской области и на постановление от 29.08.2007 Первого арбитражного апелляционного суда по делу N А11-13963/2006-К2-21/874/18, принятые судьями Устиновой О.В., Москвичевой Т.В., Захаровой Т.А., Протасовым Ю.В., по заявлению общества с ограниченной ответственностью научно-производственное предприятие "Изолан" о признании недействительными постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Владимирской области от 20.09.2006 N 5 и действий должностного лица налогового органа по выполнению данного постановления и установил:
общество с ограниченной ответственностью научно-производственное предприятие "Изолан" (далее ООО НПО "Изолан", Общество) обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением о признании недействительными постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Владимирской области (далее Инспекция, налоговый орган) от 20.09.2006 N 5 о выемке документов и действий старшего государственного налогового инспектора, референта налогового службы первого ранга Кудряшова В.Н. по выемке документов.
Решением от 13.03.2007 заявленные требования удовлетворены: оспариваемые акт налогового органа и действия должностного лица Инспекции признаны незаконными; налоговый орган обязан возвратить Обществу изъятые документы.
Постановлением от 29.08.2007 Первого арбитражного апелляционного суда решение суда оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми решением и постановлением, Инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить данные судебные акты.
По мнению заявителя жалобы, суды неправильно применили подпункт 3 пункта 1 статьи 31, пункт 1 статьи 94 Налогового кодекса Российской Федерации.
Инспекция считает, что вывод судов первой и апелляционной инстанций об отсутствии у налогового органа оснований полагать, что изъятые документы будут уничтожены, не соответствует представленным в материалы дела доказательствам. Так, контрагенты ООО НПО "Изолан", по счетам-фактурам которых заявлены налоговые вычеты, не располагаются по юридическому адресу, руководитель этих организаций является учредителями еще ряда юридических лиц, изъятые документы данных организаций имеют сходство в оформлении. Подробно доводы налогового органа изложены в кассационной жалобе.
Общество возразило в отзыве на кассационную жалобу против доводов Инспекции, посчитав вынесенные судебные акты законными и обоснованными.
Налоговый оран# надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы.
Представитель ООО НПО "Изолан" в судебном заседании подтвердил позицию по делу, изложенную в отзыве на кассационную жалобу.
Законность судебных актов Арбитражного суда Владимирской области и Первого арбитражного апелляционного суда проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Инспекция на основании решения от 19.04.2006 N 19 провела выездную налоговую проверку ООО НПО "Изолан" по вопросам правильности исчисления и уплаты налогов и сборов за период с 01.01.2003 по 31.12.2005.
В рамках данной проверки налоговый орган принял постановление от 20.09.2005 N 5 о производстве выемки у Общества документов (договоров, товарных накладных и счетов-фактур), имеющих явное сходство в оформлении, по взаимоотношениям налогоплательщика с ООО "Амикон", ООО "Дарт Опт", ООО "Европласт", ООО "Крейтон", ООО "Сантэкс", ООО "ТК" "Универсалконтракт", ООО "Техимпекс" для дальнейшего проведения контрольных мероприятий, а также во избежание уничтожения, сокрытия, исправления или замены подлинных документов.
Данное постановление исполнено 21.09.2005 должностным лицом Инспекции Кудряшовым В.Н.
ООО НПО "Изолан" обжаловало указанные постановлении и действия налогового органа в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, Арбитражный суд Владимирской области руководствовался подпунктом 3 пункта 1 статьи 31, пунктом 1 статьи 94 Налогового кодекса Российской Федерации. Суд исходил из того, что оспариваемое постановление не было мотивировано налоговым органом.
Первый арбитражный апелляционный суд согласился с данным выводом.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с положениями статей 31, 82 - 101 Налогового кодекса Российской Федерации (далее Кодекс) обнаружение и выявление налогового правонарушения происходит в рамках налогового контроля и фиксируется при оформлении результатов налоговых проверок.
Выездная налоговая проверка проводится в том числе с применением таких процедур, как осмотр, истребование документов, выемка документов и предметов, экспертиза, участие понятых и допрос свидетелей.
Согласно статье 93 Кодекса должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента необходимые для проверки документы. Лицо, которому адресовано требование о представлении документов, обязано направить или выдать их налоговому органу в пятидневный срок. Документы представляются в виде заверенных должным образом копий.
В случае отказа в представлении документов должностное лицо налогового органа, проводящее проверку, производит выемку необходимых документов.
В соответствии с положениями подпункта 3 пункта 1 статьи 31 и статьи 89 Кодекса при проведении налоговых проверок налоговые органы вправе производить выемку у налогоплательщика или налогового агента документов, свидетельствующих о совершении налоговых правонарушений, в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены.
Порядок выемки (изъятия) налоговыми органами документов и предметов у налогоплательщика регламентируется статьей 94 Кодекса и Инструкцией о порядке изъятия должностным лицом государственной налоговой инспекции документов, свидетельствующих о сокрытии (занижении) прибыли (дохода) или сокрытии иных объектов от налогообложения, у предприятий, учреждений, организаций и граждан, утвержденной письмом Министерства финансов РСФСР от 26.07.1991 N 16/176.
В пункте 1 статьи 94 Кодекса установлено, что выемка документов и предметов производится на основании мотивированного постановления должностного лица налогового органа, осуществляющего выездную налоговую проверку.
Таким образом, налоговый орган в постановлении о производстве выемки документов должен обосновать наличие реальной угрозы уничтожения, сокрытия, изменения или заменены этих документов.
Арбитражный суд Владимирской области на основании всестороннего и объективного исследования постановления налогового органа от 20.09.2006 N 5 установил, что Инспекция не указала в этом постановлении достаточных оснований полагать, что документы будут уничтожены.
Переоценка данных фактических обстоятельств в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
С учетом изложенного суд сделал правильный вывод о незаконности оспариваемых постановления и действий Инспекции, поэтому правомерно удовлетворил заявленные Обществом требования.
Довод налогового органа о том, что угроза уничтожения искомых документов была реальной со ссылкой на отсутствие контрагентов ООО НПО "Изолан" по юридическому адресу и на учреждение руководителями этих организаций еще ряда юридических лиц, суд кассационной инстанции признал несостоятельным, поскольку оспариваемое постановление не содержит приведенных мотивов в качестве оснований для его принятия.
Суды первой и апелляционной инстанций правильно применили нормы материального права. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены вынесенных судебных актов, не установлено.
На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине с кассационной жалобы в сумме 1 000 рублей подлежат взысканию с налогового органа.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1), 289 и 319 (частью 2) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение от 13.03.2007 Арбитражного суда Владимирской области и постановление от 29.08.2007 Первого арбитражного апелляционного суда по делу N А11-13963/2006-К2-21/874/18 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Владимирской области - без удовлетворения.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Владимирской области государственную пошлину с кассационной жалобы в сумме 1 000 рублей.
Арбитражному суду Владимирской области выдать исполнительный лист.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
И.Л. Забурдаева |
Н.Ш. Радченкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 13 ноября 2007 г. N А11-13963/2006-К2-21/874/18
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника