Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа
от 14 октября 2008 г. N А82-354/2008-99
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Евтеевой М.Ю.,
судей Базилевой Т.В., Башевой Н.Ю.
без участия представителей
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заявителя - открытого акционерного общества "Автоколонна 1138" на решение Арбитражного суда Ярославской области от 14.05.2008 и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 23.07.2008 по делу N А82-354/2008-99, принятые судьями Украинцевой Е.П., Лысовой Т.В., Караваевой А.В., Перминовой Г.Г., по заявлению открытого акционерного общества "Автоколонна 1138" к Управлению по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Ярославской области о признании незаконными действий и установил:
открытое акционерное общество "Автоколонна 1138" (далее - ОАО "Автоколонна 1138", Общество) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Управлению по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Ярославской области (далее - Управление) о признании незаконным отказа в продлении на 2007 год лимитов на размещение отходов производства и потребления, оформленного письмом от 21.02.2007 N 11/219-338, и об обязании продлить эти лимиты.
Решением от 14.05.2008 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением апелляционного суда от 23.07.2008 данное решение оставлено без изменения.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель считает, что апелляционный суд неправильно применил часть 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку не выяснил причины пропуска Обществом срока на обращение в суд; этот срок не является пресекательным и может быть восстановлен.
Управление не согласилось с доводами, изложенными в кассационной жалобе.
Заявитель и заинтересованное лицо, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, представителей в судебное заседание не направили.
Законность принятых Арбитражным судом Ярославской области решения и Вторым арбитражным апелляционным судом постановления проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как видно из материалов дела, для ОАО "Автоколонна 1138" 28.07.2005 утверждены лимиты на размещение отходов производства и потребления сроком действия до 01.01.2007.
Общество 07.02.2007 направило заявку на продление на 2007 год лимитов на размещение отходов производства и потребления, а также технический отчет о неизменности производственного процесса. Управление письмом от 21.02.2007 N 11/219-338 отказало в продлении лимитов по причине отсутствия лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению опасных отходов.
Общество не согласилось с этим действием и обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Руководствуясь статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 22, 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", статьями 1, 9, 11, 18 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", статьями 7, 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", Положением о лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26.08.2006 N 524, Правилами разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2000 N 461, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что у Общества образуются опасные отходы, следовательно, оно осуществляет деятельность в сфере обращения с этими отходами, которая подлежит лицензированию. С учетом этого суд отказал в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционный суд сделал вывод о том, что Общество не осуществляет деятельности в области обращения с опасными отходами, так как эти отходы образуются в результате его основной (производственной) деятельности, в связи с чем у него отсутствует обязанность по получению лицензии; о пропуске срока на обжалование оспариваемого действия (бездействия), установленного в части 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что служит самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявления, поэтому оставил принятое решение в силе.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа счел судебные акты подлежащими отмене по следующим причинам.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления.
В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" в целях обеспечения охраны окружающей природной среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим деятельность в области обращения с отходами, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Лимиты на размещение отходов устанавливают в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую природную среду уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами.
Во исполнение данных положений Правительство Российской Федерации постановлением от 16.06.2000 N 461 утвердило Правила разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее - Правила).
В силу пунктов 4 и 5 Правил индивидуальные предприниматели и юридические лица, приступающие к осуществлению деятельности в области обращения с отходами или осуществляющие такую деятельность, разрабатывают и представляют на утверждение проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
В пункте 7 Правил определено, что для утверждения лимитов на размещение отходов индивидуальные предприниматели и юридические лица представляют в территориальные органы Министерства природных ресурсов Российской Федерации заявление, копию лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов, проект расчета нормативов образования отходов и лимитов на их размещение по форме, установленной Министерством природных ресурсов Российской Федерации, свидетельство о регистрации объекта размещения отходов в государственном реестре объектов размещения отходов.
Лимиты на размещение отходов устанавливаются сроком на пять лет при условии ежегодного подтверждения индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами неизменности производственного процесса и используемого сырья (пункт 11 Правил).
В пункте 13 Правил предусмотрено, что лимиты на размещение опасных отходов для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по размещению опасных отходов, устанавливаются на срок действия лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.
Представленные в дело документы свидетельствуют о том, что в процессе осуществления основных видов деятельности (транспортных и других услуг, связанных с перевозкой грузов; ремонту и техническому обслуживанию автомобилей и т.п.) у Общества образуются опасные отходы (1 - 5 классов опасности), которые накапливаются и временно хранятся в специально обустроенных местах, емкостях до момента передачи их специализированным организациям, имеющим лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению опасных отходов.
Таким образом, отходы образуются в результате основной (производственной) деятельности Общества; какой-либо предпринимательской деятельностью по сбору, транспортировке, утилизации отходов оно не занимается, соответствующей прибыли от этого вида деятельности не получает, поэтому у него отсутствует обязанность по получению лицензии на осуществление деятельности по обращению с опасными отходами.
Следовательно, отказ Управления от продления Обществу на 2007 год лимитов на размещение отходов производства и потребления, содержащийся в письме от 21.02.2007 N 11/219-338, не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя.
При таких обстоятельствах выводы апелляционного суда являются правильными.
Согласно части 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Причины пропуска этого срока суд выясняет в предварительном судебном заседании или в судебном заседании.
Представленные в дело документы свидетельствуют о том, что Общество действительно обратилось в суд за защитой нарушенных прав и законных интересов с пропуском установленного в части 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации срока, однако суд первой инстанции рассмотрел спор по существу заявленных требований, то есть фактически восстановил указанный срок. При таких обстоятельствах апелляционный суд неправильно сослался на пропуск названного срока и необоснованно (по этой причине) отказал в удовлетворении заявления.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции подлежит отмене, как не соответствующее нормам материального права, а постановление апелляционного суда - как принятое с нарушением норм процессуального права, приведших к вынесению неправильного судебного акта. Требования ОАО "Автоколонна 1138" подлежат удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина по первой инстанции в сумме 2 000 рублей, с апелляционной жалобы в сумме 1 000 рублей и с кассационной жалобы в сумме 1 000 рублей (всего 4 000 рублей) подлежит взысканию с Управления в пользу Общества.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 2 части 1), 288 (частями 2 и 3), 289 и 319 (частью 2) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 14.05.2008 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 23.07.2008 по делу N А82-354/2008-99 отменить.
Отказ Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Ярославской в продлении открытому акционерному обществу "Автоколонна 1138" на 2007 год лимитов на размещение отходов производства и потребления, оформленный письмом от 21.02.2007 N 11/219-338, признать незаконным.
Обязать Управление по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Ярославской области продлить на 2007 год открытому акционерному обществу "Автоколонна 1138" лимиты на размещение отходов производства и потребления.
Взыскать с Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Ярославской области в пользу открытого акционерного общества "Автоколонна 1138" государственную пошлину по первой инстанции в сумме 2 000 рублей, с апелляционной жалобы в сумме 1 000 рублей и с кассационной жалобы в сумме 1 000 рублей.
Арбитражному суду Ярославской области выдать исполнительные листы.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
М.Ю. Евтеева |
Н.Ю. Башева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Согласно п. 1 ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" в целях обеспечения охраны окружающей природной среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим деятельность в области обращения с отходами, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
По мнению органа Ростехнадзора, организации правомерно отказано в продлении лимитов на размещение отходов производства, поскольку отсутствовала лицензия на сбор, транспортировку
По мнению суда, позиция контролирующего органа необоснованна.
Так, суд сослался на постановление Правительства РФ от 16.06.2000 N 461, которым установлены правила разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
В п. 13 Правил предусмотрено, что лимиты на размещение опасных отходов для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по размещению опасных отходов, устанавливаются на срок действия лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.
Суд установил, что в процессе осуществления основных видов деятельности (транспортных и других услуг, связанных с перевозкой грузов; ремонту и техническому обслуживанию автомобилей и т.п.) у общества образуются опасные отходы, которые накапливаются и временно хранятся в специально обустроенных местах, емкостях до момента передачи их специализированным организациям, имеющим лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению опасных отходов.
Таким образом, суд пришел к выводу, что отходы образуются в результате основной (производственной) деятельности общества. Какой-либо предпринимательской деятельностью по сбору, транспортировке, утилизации отходов оно не занимается, соответствующей прибыли от этого вида деятельности не получает, поэтому у него отсутствует обязанность по получению лицензии на осуществление деятельности по обращению с опасными отходами.
Следовательно, отказ органа Ростехнадзора от продления обществу лимитов на размещение отходов производства и потребления, не соответствует закону и нарушает права и законные интересы организации.
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 14 октября 2008 г. по делу N А82-354/2008-99
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника