Постановление Администрации г. Переславля-Залесского
Ярославской области от 14 октября 2009 г. N 1134
"Об утверждении Ведомственной целевой программы "Духовно-нравственное воспитание детей и подростков в образовательных учреждениях г. Переславля-Залесского на 2010 - 2011 годы"
24 июня 2010 г., 11, 28 марта 2011 г.
В соответствии с Законом Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании", распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р "О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года", постановлением Губернатора Ярославской области от 22.07.2007 N 572 "О Стратегии социально-экономического развития Ярославской области до 2030 года", решением Переславль-Залесской городской Думы от 23.04.2009 N 57 "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития городского округа город Переславль-Залесский на 2009 - 2020 годы", Администрация города Переславля-Залесского постановляет:
1. Утвердить Ведомственную целевую программу "Духовно-нравственное воспитание детей и подростков в образовательных учреждениях г. Переславля-Залесского на 2010 - 2011 годы".
2. Опубликовать Ведомственную целевую программу "Духовно-нравственное воспитание детей и подростков в образовательных учреждениях г. Переславля-Залесского на 2010 - 2011 годы" в газете "Переславская неделя" и разместить на официальном сайте Администрации города.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Главы Администрации города В.Н. Кочеву.
Мэр города Переславля-Залесского |
А.В. Охапкин |
Ведомственная целевая программа
"Духовно-нравственное воспитание детей и подростков в образовательных учреждениях г. Переславля-Залесского на 2010 - 2011 годы"
24 июня 2010 г., 11, 28 марта 2011 г.
Постановлением Администрации г. Переславля-Залесского Ярославской области от 28 марта 2011 г. N 437 в Паспорт настоящей программы внесены изменения
Паспорт
Характеристика проблемы
Сегодня в нашем обществе вновь растёт интерес к отечественной истории, к нашим корням, к тому, что дорого нам всем. Это, без сомнения, начало нового духовного подъёма.
Одним из основных направлений государственной социальной политики является формирование самосознания личности и на национальных основах, и в тесной связи с общечеловеческими ценностями. Именно в настоящее время возрождение и развитие национально-культурных традиций приобретает особую актуальность, что, по сути, является стремлением сохранить систему национальных ценностей и нравственно-этнических понятий, национального сознания и поведения. Формированию национального самосознания, являющегося одним из основных факторов становления и развития свободной, творчески самостоятельной личности с чувством собственного достоинства, во многом способствует изучение духовных ценностей народа, национальной культуры в тесной связи с общечеловеческими ценностями.
И в связи с этим переосмысливается роль православия в истории России и по-новому оценивается его принципиальное влияние на духовно-нравственное развитие человека.
Процесс духовно-нравственного воспитания есть по природе своей процесс живой и непрерывный, осуществляемый в определённой культурно-исторической среде, и рассматривать этот процесс необходимо в конкретной культурно-исторической традиции, в гармоничном синтезе её составляющих констант: государственной, религиозной, этнической.
Духовно-нравственное формирование, становление и развитие личности происходит путём освоения ею культурно-исторического опыта. Внутреннюю основу нашего общества должны составить духовные нормы, традиции и ценности.
Для раскрытия содержания духовно-нравственного воспитания у детей и подростков необходима единая трактовка понятий "духовность", "нравственность", "культура".
Понятием "культура" (в переводе с латинского - возделывание, воспитание, развитие) обозначается среда обитания человека, представленная в виде продуктов человеческой деятельности.
Традиционно культура делится на материальную и духовную. Если культура материальная включает в себя бытовую и производственную сферы, то духовная представлена философией, искусством и религией, утверждающими определенную систему духовных ценностей, социальных норм и отношений человека к Богу как Высшему Началу, миру, людям. Духовная сфера определяет направленность культуры.
Русской национальной культуре присущи свои особенности. Прежде всего, это высокая нравственная направленность российской идеи; преданность своей вере в сочетании с веротерпимостью; соборность и взаимопомощь; общность и потребность населения в коллективной жизни; особая любовь к родной природе.
Культура России сыграла исключительную роль в жизнеустройстве общества, государства, семьи и человека, в формировании основ нашей нравственности и духовности, и особое значение в её становлении и развитии имело и имеет православие (при всём уважении к другим религиям, составляющим неотъемлемую часть исторического наследия народов России). Православие в нашей стране приняли далеко не одни только этнические русские, но и подавляющее большинство наций и народностей, населяющих Великую Русь. Поэтому в процессе воспитания необходимо учесть, что каждый соотечественник - во всяком случае, тот, кто считает себя гражданином России, даже если он атеист - всё равно остаётся культурным наследником тысячелетней православной традиции.
Понятием "духовность" обозначалось все относящееся к человеческой душе, духу, Богу, Церкви, вере (В.И. Даль).
Духовность проявляется в стремлении человека строить свои отношения с окружающим миром на основе добра, истины, красоты, строить свою жизнь на основе гармонии с окружающим миром. Одним из сильнейших источников духовности является совесть, а проявлением духовности - любовь.
Нравственность - это компонент духовности, содержанием которого выступают этические ценности, составляющие основу сознания.
Нравственность - это способность человека действовать, думать и чувствовать в соответствии со своим духовным началом, это способы и приемы передачи во вне своего внутреннего духовного мира. Духовность и нравственность - понятия существующие в неразрывном единстве. При их отсутствии начинается распад личности и культуры.
Нравственность принято понимать как совокупность общих принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу в обществе. Нравственность регулирует чувства, желания и поведение человека в соответствии с моральными принципами определенного мировоззрения. В основе нравственности лежит безусловное и внеисторическое религиозное начало.
Духовно-нравственное воспитание содействует формированию у детей и подростков:
- нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма);
- нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости);
- нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний);
- нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).
В России духовно-нравственное воспитание традиционно содействовало становлению человека на основе православной культуры во всех формах ее проявления (религиозной, политической, научной, художественной, бытовой).
Важнейшими нравственными заповедями являлись трудолюбие и равенство между людьми, а также требования любить, воспитывать, учить ремеслу и рукоделию: матери - дочерей, отцу - сыновей. Воспитание детей заключалось не только в передаче им трудовых знаний и навыков, но и в освоении понятий и ценностей человеческой жизни, своеобразного кодекса "жития русского человека", в котором ведущими являются любовь к земле, родному дому, уважительное отношение к родителям и старым людям, забота о маленьких, слабых и больных, милосердие, соборность, доброта, справедливость, честь, достоинство.
Духовно-нравственное воспитание формирует ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие.
Основные цели и задачи программы
Цель - повышение интереса обучающихся школ города к
мероприятиям духовно-нравственной направленности.
Задачи:
- формирование бережного отношения к культурному наследию народов России; природе края; истории и традициям Переславского края;
- сохранение исторической преемственности поколений;
- изучение географии и истории своей местности;
- изучение, охрана и восстановление культурного наследия Переславля.
Описание ожидаемых результатов реализации программы и целевые показатели
В результате реализации программных мероприятий планируется повысить интерес учащихся школ города к мероприятиям духовно-нравственной направленности. Для этого используются следующие показатели и индикаторы:
N п/п |
Наименование показателей |
Единица измерения |
Плановый показатель |
|
|
|
|
2010 |
2011 |
1 |
Доля образовательных учреждений, которые используют в учебно-воспитательном процессе видео-цикл "Уроки нравственности" |
% |
40 |
60 |
2 |
Доля образовательных учреждений, обучающиеся которых приняли участие в конкурсах детского творчества на православную тематику |
% |
80 |
100 |
3 |
Доля образовательных учреждений, которые совместно с родителями проводят семейные праздники и конкурсы |
% |
90 |
100 |
4 |
Доля образовательных учреждений, проводящих акции милосердия, благотворительные акции по благоустройству территорий храмов |
% |
50 |
70 |
5 |
Доля образовательных учреждений, которые проводят экскурсии, походы, поездки по родному краю |
% |
90 |
100 |
6 |
Доля образовательных учреждений, которые проводят недели книги, театра, музыки, кино для детей и подростков |
% |
90 |
100 |
Постановлением Администрации г. Переславля-Залесского Ярославской области от 28 марта 2011 г. N 437 в раздел "Перечень и описание программных мероприятий" настоящей программы внесены изменения
Перечень и описание программных мероприятий
N |
Мероприятия |
Период реализации |
Ответственный исполнитель |
Финансирование тыс. руб. |
Источник финансирования |
||
год |
год |
2010 |
2011 |
||||
1 |
Осуществление взаимодействия с представителями Православной Церкви по оказанию помощи в благоустройстве храмов и проведению занятий с детьми |
2010 |
2011 |
ОУ |
|
- |
- |
2 |
Участие в Рождественских чтениях |
2010 |
2011 |
УО, ОУ |
|
- |
- |
3 |
Освещение в средствах массовой информации вопросов духовно- нравственного воспитания подрастающего поколения |
2010 |
2011 |
УО, ММЦ, ОУ |
|
- |
- |
4 |
Разработка программ элективных, факультативных курсов по изучению культурологических дисциплин |
2010 |
2011 |
ОУ |
|
- |
- |
5 |
Рецензирование программ элективных, факультативных курсов по изучению культурологических дисциплин |
2010 |
2011 |
УО, ММЦ |
|
|
- |
6 |
Включение в программу учебно-воспитательного процесса культурологический курс "Православие и русская культура" |
2010 |
2011 |
ОУ |
|
- |
- |
7 |
Использование в учебно-воспитательном процессе видео-цикла занятий "Уроки нравственности" |
2010 |
2011 |
ОУ, УДО |
|
- |
- |
8 |
Включение в программы занятий методических объединений вопросов по духовно-нравственному воспитанию учащихся: - "Православные традиции в воспитании"; - "Духовное краеведение"; - "Интеграция основ православной культуры в практику учебно-воспитательного процесса"; для следующих категорий педагогических работников: -руководителей образовательных учреждений, -заместителей директоров по учебно-воспитательной работе; - заведующих ДОУ; - учителей гуманитарных дисциплин. |
2010 |
2011 |
УО, ММЦ, ОУ, руководители МО |
|
- |
- |
9 |
Проведение семинаров для учителей-предметников и руководителей групп дополнительного образования на темы, связанные с проблемами духовно-нравственного воспитания. |
2010 |
2011 |
ММЦ |
|
- |
- |
10 |
Проведение конкурса проектов на лучшую организацию работы классных руководителей, руководителей групп дополнительного образования, воспитателей по духовно-нравственному воспитанию учащихся. |
|
2011 |
ММЦ |
|
- |
- |
11 |
Включение в программу родительского всеобуча вопросов по духовно-нравственному воспитанию учащихся. |
2010 |
2011 |
ОУ |
|
- |
- |
12 |
Проведение родительских собраний на тему "Роль семьи в духовно-нравственном воспитании ребенка" |
2010 |
2011 |
ОУ |
|
- |
- |
13 |
Проведение семейных праздников, игровых семейных конкурсов |
2010 |
2011 |
ОУ, УДО, ДОУ |
|
- |
- |
14 |
Информация об изменениях:См. текст пункта 14 |
|
|
|
|
|
|
15 |
Информация об изменениях:См. текст пункта 15 |
|
|
|
|
|
|
16 |
Организация благотворительной деятельности |
2010 |
2011 |
ОУ, УДО |
5,3 |
3,3 |
ГБ |
17 |
Проведение городских мероприятий |
2010 |
2011 |
ММЦ, ОУ, УДО, ДОУ |
20,188 |
19,7 |
ГБ |
18 |
Создание экспозиций "Россия соборная, духовная, православная" в школьных музеях и проведение экскурсионных программ для различных категорий обучающихся |
2010 |
2011 |
Школьные музеи |
3,0 |
- |
ГБ |
19 |
Организация поездок школьников по святым местам |
2010 |
2011 |
ОУ |
15,0 |
- |
ГБ |
20 |
Организация консультативной психологической помощи детям, родителям и педагогам по проблемам детско-родительских отношений |
2010 |
2011 |
ЦДК "Доверие" |
|
- |
ГБ |
21 |
Информация об изменениях:См. текст пункта 21 |
|
|
|
|
|
|
22 |
Приобретение и разработка методических пособий и рекомендаций для различных категорий педагогических работников по проблемам семейного воспитания в области духовно-нравственного воспитания и формирования здорового образа жизни |
2010 |
2011 |
ММЦ, ЦДК "Доверие" |
2,3 |
- |
ГБ |
23 |
Комплектование фондов школьных библиотек культурологической литературой |
2010 |
2011 |
ОУ |
10,2 |
- |
ГБ |
|
Итого : |
|
|
|
55,988 |
23,0 |
ГБ |
Срок реализации программы
Срок реализации программы "Духовно-нравственное воспитание детей и подростков в образовательных учреждениях г. Переславля-Залесского" расcчитан на два года (2010 - 2011 гг.).
Описание социальных, экономических и экологических последствий реализации программы
Реализация мероприятий программы позволит сделать духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения приоритетным в образовательной политике города.
Изучение духовных ценностей народа, национальной культуры в тесной связи с общечеловеческими ценностями будет способствовать формированию национального самосознания, являющегося одним из основных факторов становления и развития свободной, творчески самостоятельной личности.
Постановлением Администрации г. Переславля-Залесского Ярославской области от 28 марта 2011 г. N 437 в раздел "Обоснование потребности в необходимых ресурсах и оценка эффективности их расходования из бюджетных средств" настоящей программы внесены изменения
Обоснование потребностей в необходимых ресурсах и оценка эффективности их расходования из бюджетных средств
Ресурсы программы обосновываются необходимостью изучения детьми географии и истории Переславского края путем проведения экскурсий, поездок, походов по родному краю.
Развитию интереса детей и подростков к мероприятиям духовно-нравственной направленности способствует разнообразие их форм и методов проведения.
Потребность в финансировании 78,988 тыс.руб. рассчитана с учетом коэффициента инфляции.
Механизм реализации программы
Управление образования г. Переславля-Залесского:
- Осуществляет оперативное руководство по реализации программы и ее мероприятий;
- Разрабатывает нормативные правовые акты, необходимые для выполнения программы;
- Координирует работу по организации массовых мероприятий для детей;
- Оказывает методическую помощь по организации отдельных мероприятий программы;
- Анализирует выполнение мероприятий программы, своевременно вносит коррективы;
- Предоставляет отчеты о ходе реализации программы.
Организация и контроль выполнения программы
Координация и контроль выполнения программы духовно-нравственного воспитания детей и подростков на 2010 - 2011 годы осуществляется Управлением образования Администрации г. Переславля-Залесского.
Список используемых сокращений
УО - управление образования
ОУ - образовательные учреждения
ММЦ- Межшкольный методический центр
ГБ - городской бюджет
ЦДК "Доверие" - центр диагностики и консультирования "Доверие"
ЦВР "Ювента" - центр внешкольной работы "Ювента"
ДОУ - дошкольные образовательные учреждения
УДО - учреждения дополнительного образования
СДЮТиЭ - станция детского и юношеского туризма и экскурсий
ЦРТДиЮ "Романтик" - центр развития творчества детей и юношества
Приложение 1
к Ведомственной целевой программе
"Духовно-нравственное воспитание детей
и подростков в образовательных учреждениях
г. Переславля-Залесского на 2010 - 2011 годы"
Методика оценки результативности реализации программы
Оценка результативности программы происходит путем суммирования весовых значений результативности каждого индикатора. При низкой результативности индикатору присваивается весовое значение 0, при средней - 0,5, при высокой - 1. Общая результативность программы признается низкой при сумме весовых значений менее 4; средней - при сумме весовых значений от 4 до 5, высокой - при сумме весовых значений от 5 до 6. Для оценки результативности программы используются следующие показатели:
N |
Показатель |
год |
низкая результативность |
средняя результативность |
высокая результативность |
1 |
Доля образовательных учреждений, которые используют в учебно-воспитательном процессе видео-цикл "Уроки нравственности" |
2010 2011 |
Ниже 20% ниже 35% |
20-35% 35-55% |
выше 35% выше 55% |
2 |
Доля образовательных учреждений, обучающиеся которых приняли участие в конкурсах детского творчества на православную тематику |
2010 2011 |
Ниже 60% ниже 75% |
60-75% 75-95% |
выше 75% выше 95% |
3 |
Доля образовательных учреждений, которые совместно с родителями проводят семейные праздники и конкурсы |
2010 2011 |
Ниже 70% ниже 80% |
70-85% 80-95% |
выше 85% выше 95% |
4 |
Доля образовательных учреждений, проводящих акции милосердия, благотворительные акции по благоустройству территорий храмов |
2010 2011 |
Ниже 30% ниже 45% |
30-45% 45-65% |
выше 45% выше 65% |
5 |
Доля образовательных учреждений, которые проводят экскурсии, походы, поездки по родному краю |
2010 2011 |
Ниже 70% ниже 80% |
70-85% 80-95% |
выше 85% выше 95% |
6 |
Доля образовательных учреждений, которые проводят недели книги, театра, музыки, кино для детей и подростков |
2010 2011 |
Ниже 70% ниже 80% |
70-85% 80-95% |
выше 85% выше 95% |
Приложение 2
к Ведомственной целевой программе
"Духовно-нравственное воспитание детей
и подростков в образовательных учреждениях
г. Переславля-Залесского на 2010 - 2011 годы"
Методика оценки эффекивности# реализации программы
Эффективность реализации программы оценивается путем суммирования текущих оценок значений индикаторов в интегральный показатель, который показывает степень выполнения задачи и соотносится с показателями финансирования мероприятий по решению данной задачи
, где:
- плановое значение показателя;
- текущее значение показателя;
- плановая сумма финансирования по программе;
- сумма финансирования на текущую дату;
- весовой коэффициент приоритетности параметра.
При значении комплексного показателя эффективности Rпрог 100 % и более эффективность реализации Программы признается высокой, при значении 95 % и менее - низкой.
Целевые индикаторы и их весовое значение
N |
Наименование целевого показателя |
Значение весового коэффициента |
1 |
Доля образовательных учреждений, которые используют в учебно-воспитательном процессе видео-цикл "Уроки нравственности" |
0,1 |
2 |
Доля образовательных учреждений, обучающиеся которых приняли участие в конкурсах детского творчества на православную тематику |
0,2 |
3 |
Доля образовательных учреждений, которые совместно с родителями проводят семейные праздники и конкурсы |
0,2 |
4 |
Доля образовательных учреждений, проводящих акции милосердия, благотворительные акции по благоустройству территорий храмов |
0,2 |
5 |
Доля образовательных учреждений, которые проводят экскурсии, походы, поездки по родному краю |
0,2 |
6 |
Доля образовательных учреждений, которые проводят недели книги, театра, музыки, кино для детей и подростков |
0,1 |
|
ВСЕГО: |
1 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации г. Переславля-Залесского Ярославской области от 14 октября 2009 г. N 1134 "Об утверждении Ведомственной целевой программы "Духовно-нравственное воспитание детей и подростков в образовательных учреждениях г. Переславля-Залесского на 2010 - 2011 годы"
Текст постановления опубликован в газете "Переславская неделя" N 51 от 23 декабря 2009 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Администрации г. Переславля-Залесского Ярославской области от 28 марта 2011 г. N 437
Постановление Администрации г. Переславля-Залесского Ярославской области от 11 марта 2011 г. N 307
Постановление Администрации г. Переславля-Залесского Ярославской области от 24 июня 2010 г. N 826