Рекомендация Международной Организации Труда от 12 мая 1944 г. N 67 об обеспечении дохода

Рекомендация Международной Организации Труда от 12 мая 1944 г. N 67
об обеспечении дохода

 

Генеральная Конференция Международной Организации Труда, созванная в Филадельфии Административным Советом Международного Бюро Труда и собравшаяся 20 апреля 1944 года на свою двадцать шестую сессию, постановив принять ряд предложений об обеспечении дохода, что является частью четвертого пункта повестки дня сессии, решив придать этим предложениям форму рекомендации,

принимает сего двенадцатого дня мая месяца тысяча девятьсот сорок четвертого года нижеследующую Рекомендацию, которая может именоваться Рекомендацией 1944 года об обеспечении дохода:

принимая во внимание, что в Атлантической хартии предусматривается "самое полное сотрудничество между всеми странами в экономической области с целью обеспечить для всех лучшие условия труда, экономическое развитие и социальное обеспечение",

принимая во внимание, что Конференция Международной Организации Труда в Резолюции, принятой 5 ноября 1941 года, одобрила этот принцип Атлантической хартии и провозгласила полное сотрудничество Международной Организации Труда в его осуществлении,

принимая во внимание, что обеспечение дохода является существенным элементом социального обеспечения,

принимая во внимание, что Международная Организация Труда содействовала развитию обеспечения дохода:

путем принятия Международной Конференцией Труда конвенций и рекомендаций о компенсации трудящимся за несчастные случаи и профессиональные заболевания, о страховании по болезни, об охране материнства, о пенсиях по старости, инвалидности и пенсиях вдовам и сиротам и об обеспечении в случае безработицы;

путем принятия Первой и Второй конференциями труда американских государств резолюций, составляющих Межамериканский кодекс социального страхования, путем участия делегации Административного Совета на Первой межамериканской конференции по социальному обеспечению, принявшей Декларацию Сант-Яго (Чили), а также путем утверждения Административным Советом Устава Межамериканской конференции по социальному обеспечению, учрежденной в качестве постоянного органа сотрудничества между администрациями и учреждениями социального обеспечения, действующими а контакте с Международным Бюро Труда;

путем участия Международного Бюро Труда в консультативном качестве в разработке систем социального страхования в ряде стран, а также путем других мероприятий;

принимая во внимание, что некоторые Члены Организации не приняли мер, которые входят в их компетенцию, с целью содействия повышению благосостояния и развитию своих народов, хотя потребности этих народов в улучшении условий труда, экономическом развитии и улучшении социального обеспечения являются огромными,

принимая во внимание, что в настоящее время в высшей степени желательно, чтобы такие Члены Организации как можно скорее приняли все необходимые меры, для того чтобы достигнуть принятых международных минимальных норм и развить такие нормы,

принимая во внимание, что уже в настоящее время желательно предпринять дальнейшие шаги для достижения обеспечения дохода с помощью унификации или координации систем социального страхования, распространения таких систем на всех трудящихся и их семьи, включая сельское население и лиц, работающих на свой счет, а также для устранения несправедливых ненормальностей,

принимая во внимание, что выработка некоторых общих принципов, которых в этом отношении должны придерживаться Члены Организации при разработке своих систем обеспечения дохода на основе существующих конвенций и рекомендаций до унификации и расширения положений указанных конвенцией и рекомендаций, будет способствовать достижению этой цели,

Конференция:

a) рекомендует Членам Организации постепенно осуществить нижеследующие общие руководящие принципы в кратчайший совместимый с существующими в стране условиями срок при разработке своих систем обеспечения дохода с целью осуществления пятого принципа Атлантической хартии и по запросу Административного Совета представлять Международному Бюро Труда доклады о мерах, принятых для проведения в жизнь указанных общих руководящих принципов;

b) обращает внимание Членов Организации на предложения относительно применения этих общих руководящих принципов, представленные Конференции и содержащиеся в приложении к настоящей Рекомендации.

 

Руководящие принципы

 

Общие положения

 

1. Системы обеспечения дохода должны уменьшать нуждаемость и предотвращать нищету путем восстановления до приемлемых размеров дохода, утраченного по причине нетрудоспособности (включая старость) или в связи с неспособностью получить оплачиваемую работу, или по причине смерти кормильца.

2. Обеспечение дохода по возможности должно быть организовано на основе обязательного социального страхования, посредством которого лица, удовлетворяющие установленным требованиям, имеют право с учетом уплаченных ими в страховое учреждение взносов на пособия, выплачиваемые в размерах и случаях, определяемых законом.

3. Обеспечение потребностей лиц, не охваченных обязательным социальным страхованием, должно производиться системой социального вспомоществования; определенные категории лиц, в особенности находящиеся на иждивении дети и нуждающиеся инвалиды, престарелые лица и вдовы, должны иметь право на пособия в приемлемых размерах в соответствии с установленной шкалой.

4. Социальное вспомоществование, соответствующее потребностям каждого случая, должно применяться к другим нуждающимся лицам.

 

Социальное страхование

 

5. Область случаев, охватываемых обязательным социальным страхованием, должна включать в себя все случаи, в которых застрахованному лицу препятствует зарабатывать средства к жизни нетрудоспособность или неспособность получить оплачиваемую работу или в которых это лицо умирает, оставляя находившуюся на его иждивенки семью, а также должна включать определенные связанные с этим общераспространенные случаи крайней необходимости, вызывающие чрезвычайное напряжение для ограниченного дохода, поскольку в этих случаях не предусмотрена компенсация каким-либо другим путем.

6. Компенсация должна предусматриваться в случаях нетрудоспособности и смерти, связанных с работой.

7. Для того чтобы пособия, предоставляемые по системе социального страхования, могли быть лучше приспособлены к разнообразию потребностей, охватываемые этой системой случаи должны классифицироваться следующим образом:

a) болезнь;

b) материнство;

c) инвалидность;

d) старость;

e) смерть кормильца;

f) безработица;

g) расходы в связи с чрезвычайными обстоятельствами;

h) производственные травмы.

Предусматривается, что пособия не должны выплачиваться одновременно в связи с более чем одним из следующих случаев: инвалидность, старость и безработица.

8. Ко всем пособиям, выплачиваемым в связи с потерей заработка, на каждого из первых двух детей должна выплачиваться надбавка при условии, что на всех следующих детей пособия должны выплачиваться из государственных фондов или по системам, предусматривающим уплату взносов.

9. Случаем, в котором должно выплачиваться пособие по болезни, является потеря заработка в связи с отсутствием на работе, вызванным тяжелым с медицинской точки зрения состоянием, ввиду болезни или травмы, требующей медицинского лечения или наблюдения.

10. Случаем, в котором должно выплачиваться пособие по материнству, является потеря заработка в связи с отсутствием на работе в течение установленных периодов до и после рождения ребенка.

11. Случаем, в котором должно выплачиваться пособие по инвалидности, является неспособность поступить на какую-либо существенно оплачиваемую работу по причине хронического состояния в связи с болезнью или травмой или по причине потери конечности или какой-либо функции.

12. Случаем, в котором должно выплачиваться пособие по старости, является достижение установленного возраста, который должен быть таким, в котором люди обычно становятся неспособными к эффективному труду, характер заболеваний и инвалидности становится тяжелым, а безработица, если она имеет место, вероятно, становится постоянной.

13. Случаем, в котором должно выплачиваться пособие в связи со смертью кормильца, является предполагаемая потеря материальной поддержки, понесенная находившимися на иждивении лицами в результате смерти главы семьи.

14. Случаем, в котором должно выплачиваться пособие по безработице, является потеря заработка в связи с безработицей застрахованного обычно работающего лица, способного к систематической работе по какой-либо профессии и ищущего подходящую работу, или в связи с частичной безработицей.

15. Должны выплачиваться пособия в связи с особыми расходами, оплата которых не предусмотрена другим путем, вызванными болезнью, материнством, инвалидностью и смертью.

16. Случаем, в котором должна выплачиваться компенсация за производственную травму, является травматическое повреждение или заболевание, связанное с работой и имевшее место не в результате преднамеренных действий и не в результате серьезного преднамеренного проступка пострадавшего и приведшее к временной или постоянной нетрудоспособности или смерти.

17. Социальное страхование должно предоставлять защиту в случаях риска, которым они подвергаются, всем лицам, работающим по найму или на свой собственный счет, а также их иждивенцам, в отношении которых является осуществимым:

a) сбор взносов без чрезмерных административных расходов;

b) выплата пособий при необходимом сотрудничестве медицинской службы и службы занятости и при соблюдении надлежащих мер предосторожности против злоупотреблений.

18. Работодатель должен нести ответственность за сбор взносов со всех работающих у него лиц и должен иметь право удерживать из заработной платы этих лиц в момент ее выплаты причитающиеся с них суммы.

19. С целью облегчения правильного назначения пособий должны быть приняты меры для ведения ведомостей уплаты взносов, для обеспечения удобных средств проверки наличия страховых случаев, вызывающих уплату пособий, и для параллельной организации медицинской службы и службы занятости с профилактическими и лечебными функциями.

20. Лица, работающие за вознаграждение, должны быть застрахованы от всей совокупности случаев, охватываемых социальным страхованием, как только сможет быть организован сбор взносов за них и смогут быть приняты необходимые меры для назначения пособий.

21. Лица, работающие на свой собственный счет, должны быть застрахованы на случай инвалидности, старости и смерти на тех же условиях, что и лица, работающие по найму, как только сможет быть организован сбор их взносов. Следует предусмотреть возможность их страхования также на случай болезни и материнства, вызывающих госпитализацию, на случай болезни, продолжающейся в течение нескольких месяцев, и на случай особых расходов, вызванных болезнью, материнством, инвалидностью и смертью.

22. Пособия должны заменять утраченный заработок, с надлежащим учетом семейных обязанностей, до такого предела, который возможен без ослабления стремления возобновить работу, если это возобновление возможно, и без возложения на группы производителей такого тяжелого бремени расходов, которое мешало бы выпуску продукции и занятости.

23. Пособия должны соответствовать предшествующему заработку застрахованного лица, на основе которого последнее уплачивало взносы; однако любое превышение заработка над заработком, преобладающим среди квалифицированных трудящихся, может не приниматься во внимание в целях определения размера пособия или частей его, выплачиваемых из источников, не складывающихся из взносов застрахованного лица.

24. Пособия по единой ставке могут быть целесообразными для стран, в которых население располагает достаточными экономическими средствами для обеспечения дополнительной защиты путем добровольного страхования. Такие пособия должны быть соразмерными заработку неквалифицированного трудящегося.

25. Право на пособия, кроме компенсации за производственные травмы, должно зависеть от условий уплаты взносов, имеющих целью подтвердить, что нормальным положением заявителя является положение лица, работающего по найму или на свой собственный счет, и поддержать приемлемую регулярность уплаты взносов; однако никто не должен лишаться пособия по причине неправильного сбора предпринимателем взносов, подлежащих уплате за данного работника.

26. Расходы по пособиям, включая затраты на администрацию должны быть распределены между застрахованными лицами, предпринимателями и налогоплательщиками таким образом, чтобы это было справедливо для застрахованных лиц и чтобы можно было избежать чрезмерного бремени для застрахованных лиц, располагающих небольшими средствами, или какого-либо нарушения производства.

27. Управление делом социального страхования должно быть объединено или координировано в рамках общей системы служб социального обеспечения, и лица, делающие страховые взносы, через свои организации должны быть представлены в органах, которые определяют административную политику или дают советы в отношении этой политики и предлагают законодательство или разрабатывают правила.

 

Социальное вспомоществование

 

28. Общество должно обычно сотрудничать с родителями путем проведения общих мероприятий по оказанию помощи с целью обеспечить благосостояние детей, находящихся на иждивении родителей.

29. Инвалиды, престарелые лица и вдовы, не получающие пособий по социальному страхованию потому, что они или их мужья, в зависимости от обстоятельств, не подлежали обязательному страхованию, и доход которых не превышает установленного размера, должны иметь право на специальные пособия на содержание в установленном размере.

30. Соответствующие денежные пособия или пособия частично деньгами и частично натурой должны выдаваться всем нуждающимся лицам не требующим помещения в исправительные учреждения.

 


Рекомендация Международной Организации Труда от 12 мая 1944 г. N 67 об обеспечении дохода


Текст Рекомендации опубликован в сборнике "Конвенции и рекомендации, принятые Международной Конференцией труда. 1919 - 1956. Т. I". Женева, Международное бюро труда, 1991