Решение о Комплексе совместных мер государств - участников СНГ по предупреждению проникновения и распространения гриппа птиц на территории государств - участников СНГ (Ялта, 25 мая 2007 г.)

Решение
о Комплексе совместных мер государств - участников СНГ по предупреждению проникновения и распространения гриппа птиц на территории государств - участников СНГ
(Ялта, 25 мая 2007 г.)

ГАРАНТ:

См. статус настоящего Решения


Совет глав правительств Содружества Независимых Государств решил:

1. Утвердить Комплекс совместных мер государств - участников СНГ по предупреждению проникновения и распространения гриппа птиц на территории государств - участников СНГ (прилагается).

2. Рекомендовать правительствам государств - участников СНГ использовать основные положения указанного Комплекса совместных мер при разработке и принятии национальных ветеринарно-санитарных правил (инструкций) по предотвращению заноса и распространения гриппа птиц в государствах - участниках СНГ.

3. Настоящее Решение вступает в силу с даты его подписания, а для государств, законодательство которых требует выполнения внутригосударственных процедур, необходимых для его вступления в силу, - с даты сдачи на хранение депозитарию уведомления о выполнении упомянутых процедур.

ГАРАНТ:

Решение вступило в силу для Российской Федерации 25 мая 2007 г.


Совершено в городе Ялте 25 мая 2007 года в одном подлинном экземпляре на русском языке. Подлинный экземпляр хранится в Исполнительном комитете Содружества Независимых Государств, который направит каждому государству, подписавшему настоящее Решение, его заверенную копию.


За Правительство
Азербайджанской Республики

/подпись/

За Правительство
Республики Молдова

/подпись/ (с оговоркой)


За Правительство
Республики Армения

/подпись/

За Правительство
Российской Федерации

/подпись/


За Правительство
Республики Беларуси

/подпись/

За Правительство
Республики Таджикистан

/подпись/


За Правительство
Грузии


За Правительство
Туркменистана

/подпись/


За Правительство
Республики Казахстан

/подпись/

За Правительство
Республики Узбекистан

/подпись/


За Правительство
Кыргызской Республики

/подпись/

За Правительство
Украины

/подпись/


Комплекс совместных мер государств - участников СНГ по предупреждению проникновения и распространения гриппа птиц на территории государств - участников СНГ
(утв. Решением Совета глав правительств Содружества Независимых Государств от 25 мая 2007 года)


Паспорт
Комплекса совместных мер государств - участников СНГ по предупреждению проникновения и распространения гриппа птиц на территории государств - участников СНГ


Наименование документа

Комплекс совместных мер государств - участников СНГ по предупреждению проникновения и распространения гриппа птиц на территории государств - участников СНГ

Дата и основание для принятия решения о разработке

Соглашение о сотрудничестве в области ветеринарии от 12 марта 1993 года

Решение Экономического совета СНГ от 12 октября 2005 года

Решение Межправительственного совета по сотрудничеству в области ветеринарии от 19 апреля 2006 года

Заказчик

Межправительственный совет по сотрудничеству в области ветеринарии

Исполнитель и соисполнители

Департаменты (главные управления) ветеринарии государств-участников СНГ

Разработчики

ФГУ "Федеральный центр охраны здоровья животных" (ФГУ ВНИИЗЖ)

Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор)

Сроки реализации

2007-2010 годы

Основные мероприятия

Создание необходимого нормативно-правового обеспечения для реализации мероприятий ветеринарными службами государств - участников СНГ, включая разработку и утверждение национальных программ по профилактике и борьбе с гриппом птиц в государствах - участниках СНГ и правил (инструкций) по борьбе с гриппом птиц.

Унификация на основе требований Международного эпизоотического бюро (МЭБ) диагностических средств и методов по детекции, изоляции и идентификации возбудителя.

Организация мониторинга поголовья промышленных предприятий, домашних птиц в хозяйствах граждан, диких перелетных и синантропных птиц, прежде всего в зонах высокой степени риска.

Создание и поддержка резерва вакцины, диагностикумов, дезосредств для оперативной ликвидации возможных очагов гриппа птиц.

Организация учебы и стажировки ветеринарных специалистов государств - участников СНГ в целях повышения их квалификации.

Координация совместных действий ветеринарных служб государств - участников СНГ и международных организаций (МЭБ/ФАО/ЕС) по диагностике и контролю гриппа птиц.

Создание информационно-коммуникационной системы взаимодействия ветеринарных служб государств - участников СНГ

Контроль за реализацией

Осуществляет Межправительственный совет по сотрудничеству в области ветеринарии.

Координатором работ и мероприятий по Комплексу совместных мер является ФГУ "Федеральный центр охраны здоровья животных" (ФГУ ВНИИЗЖ)

Наиболее важные целевые показатели

Обеспечение благополучия по гриппу птиц каждого государства и Содружества в целом, минимизация экономического ущерба при возможном возникновении вспышек гриппа птиц путем их быстрой локализации и ликвидации

Ожидаемые конечные результаты

Снижение ущерба от эпизоотии гриппа птиц, вызывающего чрезвычайные ситуации в птицеводстве, и уменьшение опасности возникновения пандемии гриппа путем защиты домашней птицы


Введение


Краткая характеристика современной эпизоотической ситуации и мер борьбы с гриппом птиц в мире и СНГ


Панзоотией гриппа птиц H5N1 в 2006 году охвачено 44 государства Евразии и Африки, причем в 26 странах болезнь зарегистрирована у домашних (или домашних и диких) птиц и в 18 странах - только у диких птиц. Если за период с 1959 по 1999 год в мире отмечено 18 вспышек гриппа птиц и 23 млн. голов птицы погибло и уничтожено, то за период с 2000 по 2005 год произошло более 20 вспышек, и потери составили более 200 млн. голов птицы. С 2003 по 2006 год зарегистрированы 192 случая заболевания и 109 случаев гибели человека (Всемирная организация здравоохранения, 06.04.06). Факты заболевания и гибели других млекопитающих (кошки, тигры, куницы, норки) расцениваются некоторыми исследователями как предвестники пандемии.

В СНГ грипп птиц зарегистрирован в Азербайджане, Грузии, Казахстане, России и Украине. В России в 2005 году заболеванием было охвачено 62 неблагополучных пункта в 8 регионах, пало 26,8 тыс. голов птиц, уничтожено 609,2 тыс. голов.

С начала 2006 года имелось 79 неблагополучных пунктов в 11 субъектах Российской Федерации, из них в 4 субъектах (6 пунктов) грипп обнаружен только у диких птиц. Пало и уничтожено более 1400 тыс. голов птиц. Вспышки гриппа зарегистрированы на 6 птицефабриках.

Не существует универсальных стратегий, одинаково приемлемых для всех стран. В последние годы стало очевидным, что только радикальных мер недостаточно и их нужно сочетать с вакцинацией. Наиболее высоким протективным потенциалом обладают препараты, изготовленные на основе штаммов вируса, гомологичных эпизоотическим. За счет только радикальных мер в Юго-Восточной Азии благополучия по гриппу птиц добились всего три страны: Япония, Корея и Таиланд. Для многих стран такая стратегия является невыполнимой по экономическим причинам. В Российской Федерации принята стратегия целевой ограниченной вакцинации птиц в зонах высокого риска.

Принимая во внимание неизбежность дальнейшего проникновения высокопатогенного вируса гриппа птиц подтипа H5N1 на территорию Российской Федерации и государств - участников СНГ с перелетными птицами, Россельхознадзор считает необходимым выработать скоординированный план мер, намеченных для осуществления на территории государств - участников СНГ.


I. Основные цели и задачи совместных мер


1. Основные цели


Обеспечение благополучия по гриппу птиц каждого государства и Содружества в целом, минимизация экономического ущерба при возникновении вспышек гриппа птиц, координация совместных действий ветеринарных служб государств - участников СНГ в этих направлениях.


2. Задачи


1. Создание необходимого нормативно-правового обеспечения для реализации мероприятий ветеринарными службами государств - участников СНГ, включая разработку и утверждение национальных программ по профилактике и борьбе с гриппом птиц в государствах - участниках СНГ и правил (инструкций) по борьбе с гриппом птиц, используя Типовые правила по борьбе с гриппом птиц (прилагаются).

2. Унификация на основе требований Международного эпизоотического бюро (далее - МЭБ) диагностических средств и методов по детекции, изоляции и идентификации возбудителя.

3. Организация мониторинга поголовья промышленных предприятий, домашних птиц в хозяйствах граждан, диких перелетных и синантропных птиц, прежде всего в зонах высокой степени риска, и оперативного обмена информацией о раннем выявлении зон инфицирования или заболевания дикой перелетной птицы, особенно в период сезонной миграции и других ситуациях.

4. Создание и поддержка резерва вакцины, диагностикумов, дезосредств для оперативной ликвидации возможных очагов гриппа птиц.

5. Организация учебы и стажировки ветеринарных специалистов, государств - участников СНГ в целях повышения их квалификации.

6. Координация совместных действий ветеринарных служб государств - участников СНГ и международных организаций (МЭБ/ФАО/ЕС).

7. Создание информационно-коммуникационной системы взаимодействия ветеринарных служб государств - участников СНГ.

8. Разработка единых требований к неблагополучным по гриппу птиц странам - поставщикам птицеводческой продукции с использованием принципов регионализации.


II. Вероятный прогноз распространения гриппа птиц и обоснование рекомендуемых мер профилактики в государствах - участниках СНГ


Появление всех очагов заболевания в регионах Западной Сибири и Южного Урала в июле - октябре 2005 года было связано с заносом вируса гриппа подтипов H5N1 из Юго-Восточной Азии и первичным возникновением заболевания у диких водоплавающих птиц. При дальнейшем распространении болезни отмечалась четкая зависимость, прежде всего, от двух факторов:

движения миграционных потоков птиц на юг и пересечения этих потоков во время широтных миграций;

наличия восприимчивого поголовья домашних птиц на маршрутах этих потоков и контакта его с дикой птицей.

Наибольшую опасность распространения инфекции на запад представляло пересечение центрально-азиатского и европейских потоков в районе Калмыкии и Астраханской области возможностью заноса инфекции на Ставрополье, Кубань, Северный Кавказ, в Ростовскую область, Центральное Черноземье и далее - на юг Украины и Балканы. Вектор распространения был обусловлен наличием домашней птицы в населенных пунктах, распложенных у озер, где останавливается дикая птица.

Ввиду сезонного перемещения носителей инфекции на юг и ничтожной плотности популяций домашних птиц в северном и восточном направлениях распространения инфекции на север и восток не произошло. В южном направлении вспышки гриппа птиц регистрируют с октября по настоящее время в Китае, Индии, Мьянме, Пакистане, Афганистане, Ближнем Востоке, ряде африканских стран.

В отличие от 2005 года, когда болезнь возникала у молодняка диких уток в зонах гнездования и летних миграций, в 2006 году отмечалась гибель диких птиц на территориях зимовок.

Вследствие объективной невозможности контроля над дикой фауной не исключено возникновение новых очагов заболевания как в ранее неблагополучных регионах, так и на новых территориях. Положительными факторами, позволяющими прогнозировать быстрое купирование и ликвидацию новых вспышек гриппа птиц, являются относительно низкая плотность популяций домашней птицы (по сравнению с Юго-Восточной Азией), значительная удаленность населенных пунктов друг от друга (десятки километров) и приобретенный ранее опыт борьбы с гриппом птиц.

Эпизоотический процесс ограничится в основном личными подворными хозяйствами населения и будет угасать с окончанием миграционных процессов у диких птиц. В связи с тем, что в зарегистрированных очагах инфекции основным и определяющим путем передачи был контакт инфицированных птиц со здоровыми и через инфицированные фекалии, а также учитывая особенности биологии возбудителя, угроза возникновения заболевания на промышленных предприятиях, где подобный контакт исключен, остается невысокой. Причинами заноса вируса на промышленные предприятия являлись и будут являться несоблюдение режима закрытого предприятия и недостаточная эффективность противоэпизоотических мероприятий в целом по региону, в частности, отсутствие компенсационной политики при отчуждении поголовья птиц, непонимание ситуации и отказ от содействия со стороны населения.

Развитие эпизоотической ситуации с учетом проводимых мероприятий по борьбе с гриппом позволит уточнить этот прогноз. Тем не менее с учетом приобретенных знаний можно прогнозировать стационарное эндемическое неблагополучие низкой интенсивности в регионах риска, связанное с формированием природных очагов в дикой фауне.

Таким образом, становится очевидной необходимость введения вакцинопрофилактики гриппа птиц в зонах высокого риска, примыкающих к местам массовых скоплений диких перелетных водоплавающих птиц, для предотвращения распространения инфекции и проникновения возбудителя на промышленные предприятия.


III. Комплекс рекомендуемых совместных мер


Комплекс рекомендуемых совместных мер включает законодательное обеспечение, обмен информацией и изолятами вируса, порядок постановки диагноза, радикальные меры в очагах, возможность введения вакцинации в угрожаемых зонах, диагностические мероприятия по установлению диагноза и отслеживанию циркуляции возбудителя, просветительскую работу с населением - владельцами домашней птицы и лицами, имеющими контакт с домашней и дикой птицей.

Основой для данного комплекса мероприятий являются:

Временная инструкция о мероприятиях по борьбе с гриппом птиц (15 августа 1978 года);

Международный ветеринарный кодекс, глава 2.7.12 (2005 год);

Международное руководство по диагностическим исследованиям (2005 год);

Директива Европейского союза 92/40ЕС и новая Директива 2005/94ЕС.


1. Нормативно-правовое обеспечение


1.1. Способствование принятию в государствах - участниках СНГ нормативных правовых актов об обязательном страховании владельцами (граждане и юридические лица) принадлежащего им поголовья всех видов домашних птиц сельскохозяйственного назначения на случай гибели птиц вследствие заболевания гриппом птиц или их отчуждения при проведении мероприятий по ликвидации заболевания, а также о добровольном страховании упущенной выгоды в связи с вводом ограничений при подозрении на грипп птиц.

1.2. Способствование принятию в государствах - участниках СНГ нормативных правовых актов об ответственности владельцев поголовья всех видов домашних птиц сельскохозяйственного назначения за сокрытие случаев массовой гибели птиц и непринятие мер по оповещению административных органов и/или ветеринарных специалистов о случаях массового падежа (болезни) птиц.

1.3. Утверждение правил (инструкций) по борьбе с гриппом птиц, предусматривающих типовой подход в государствах - участниках СНГ к борьбе с гриппом птиц и учитывающих взаимодействие структур государственных ветеринарных служб, министерств здравоохранения, МЧС и МВД в составе чрезвычайных противоэпизоотических и противоэпидемических комиссий (ЧПК), создаваемых и возглавляемых представителями администраций субъектов государств - участников СНГ.


2. Обмен информацией и изолятами вируса


2.1. Создание прозрачной и эффективной системы надзора и мониторинга, убедительной для государственных ветеринарных служб государств - торговых партнеров и достоверно подтверждающей свободу от инфекции в государстве, регионе или компартменте.

2.2. Незамедлительное уведомление госветслужб государств - участников СНГ о случаях подозрения на грипп птиц и фактах подтверждения диагноза.

2.3. Организация референтной лаборатории СНГ по гриппу птиц и направление в нее всех полученных в государствах - участниках СНГ изолятов вируса.

2.4. Организация станций кольцевания перелетных птиц по путям миграций для выявления видов птиц - носителей вируса и прогнозирования развития эпизоотической ситуации.


3. Порядок постановки диагноза на грипп птиц


3.1. Совместные действия всех ответственных структур должны осуществляться при малейшем подозрении на грипп птиц, не дожидаясь лабораторного подтверждения диагноза. Эти действия предусматривают раннее оповещение и скорейшее проведение мероприятий по уточнению диагноза, купированию инфекции и ликвидации очага заболевания.

3.2. Предварительный диагноз при возникновении подозрения на заболевание птиц гриппом устанавливает главный ветеринарный врач местного учреждения государственной ветеринарной службы на основании клинических, патолого-анатомических и эпизоотологических данных. Предварительный диагноз при подозрении на грипп птиц влечет за собой ввод ограничений на перемещение поголовья и птицеводческой продукции на период времени, необходимый для лабораторного подтверждения диагноза.

Также возможно обнаружение лабораторными методами при проведении мониторинговых исследований циркуляции возбудителя в хозяйстве при отсутствии каких-либо клинических признаков заболевания у птиц. В этих случаях основанием для наложения ограничений на хозяйства на период времени, необходимый для проведения повторного лабораторного исследования, должно служить заключение государственной ветеринарной лаборатории.

3.3. Окончательный диагноз устанавливают по результатам лабораторных исследований проб патологического материала от больных, переболевших и павших птиц. Диагноз о заболевании птиц гриппом считают подтвержденным, если:

выделен и идентифицирован высокопатогенный вирус любого подтипа;

выделен и идентифицирован вирус гриппа подтипов Н5 или Н7 любого, уровня патогенности;

установлено наличие РНК, специфичной для высокопатогенного вируса любого подтипа, или РНК вирусов подтипов Н5 или Н7 любого уровня патогенности в пробах патологического материала;

обнаружены антитела к гемагглютининам подтипов Н5 и Н7, когда достоверно известно, что они не связаны с вакцинацией.


4. Противоэпизоотические мероприятия


4.1. Продолжение принятой стратегии борьбы - карантинирование неблагополучных пунктов и уничтожение инфицированного и восприимчивого поголовья во вновь возникающих очагах. Организация совместных действий ветеринарных служб в случае расположения очага в приграничных районах.

4.2. Совершенствование системы раннего оповещения о возникновении заболевания и проведение противоэпизоотических мероприятий "на опережение", не дожидаясь лабораторного подтверждения диагноза.

4.3. Увеличение размеров компенсаций населению за отчуждаемое поголовье с учетом не только цены мяса, но также затрат и упущенной выгоды для повышения его заинтересованности в выполнении проводимых мероприятий.

4.4. Производство инактивированной вакцины и ее применение в личных хозяйствах граждан в населенных пунктах, примыкающих к природным очагам инфекции. Формирование резерва вакцины для возможного применения в экстренных случаях в угрожаемых зонах.

4.5. Запрет на вакцинацию поголовья предприятий промышленного типа.

4.6. Обеспечение функционирования птицефабрик в режиме предприятий закрытого типа.


5. Диагностические мероприятия


5.1. Продолжение планового вирусологического, серологического и молекулярно-биологического мониторинга во всех государствах - участниках СНГ и увеличение его интенсивности в неблагополучных регионах и регионах риска, связанных с направлениями миграции диких птиц.

5.2. Организация мониторинга для контроля напряженности поствакцинального иммунитета и установления циркуляции вируса в вакцинированном поголовье.


6. Просветительская работа с населением


6.1. Разъяснение значения незамедлительного сообщения обо всех случаях подозрения на заболевание ветеринарным и административным органам.

6.2. Разъяснение ветеринарно-санитарных правил при содержании птиц и правил личной гигиены при уходе за птицей и охоте на пернатую дичь.

6.3. Разъяснение необходимости подачи сведений о численности поголовья птиц, находящегося в собственности, в территориальные органы власти в целях учета поголовья при планировании и проведении мероприятий по профилактике и ликвидации гриппа птиц.

6.4. Разъяснение необходимости исключения контакта домашних птиц и человека с дикой водоплавающей птицей.

6.5. Разъяснение владельцам необходимости обязательного страхования принадлежащего им поголовья домашних птиц на случай гибели птиц от гриппа и желательности добровольного страхования упущенной выгоды в связи с вводом ограничений при подозрении на грипп птиц.


IV. Последовательность и сроки реализации Комплекса совместных мер


Последовательность реализации


Реализация Комплекса совместных мер предполагает:

создание и совершенствование базы нормативно-правового и информационно-коммуникационного обеспечения;

организацию взаимного информационного обеспечения изменения эпизоотической ситуации по гриппу птиц в каждом государстве - участнике СНГ;

осуществление совместных действий в государствах - участниках СНГ по мониторингу, профилактике и ликвидации гриппа птиц.


Сроки выполнения Комплекса совместных мер и их общая продолжительность


Комплекс совместных мер в целом ориентирован на период до 2010 года. Реализация его невозможна без создания нормативно-правовой основы, являющейся базой для его выполнения, и блока первоочередных мероприятий, которые необходимо осуществить в 2007 году. Мероприятия на 2007 - 2010 годы могут уточняться Межправительственным советом по сотрудничеству в области ветеринарии по мере реализации Комплекса совместных мер.


V. Перечень первоочередных совместных мероприятий по созданию общей стратегии контроля гриппа птиц в государствах - участниках СНГ


Комплекс совместных мер в целом рассчитан на постепенное расширение и углубление сотрудничества ветеринарных служб государств - участников СНГ в осуществлении совместных действий по мониторингу, профилактике и ликвидации гриппа птиц.

В течение первого трехлетнего периода предстоит реализовать комплекс первоочередных мероприятий, создающих нормативно-правовой и информационно-коммуникационный базис сотрудничества по мониторингу, профилактике и ликвидации гриппа птиц в интересах каждого государства и Содружества в целом.

При этом должна быть обеспечена гармонизация мероприятий с принципами и требованиями МЭБ, изложенными в Международном ветеринарном кодексе.

Первоочередные мероприятия:

оказание консультативной помощи национальным диагностическим лабораториям со стороны Национальной референтной лаборатории по гриппу птиц (ФГУ ВНИИЗЖ, г. Владимир);

унификация в соответствии с требованиями МЭБ порядка, средств и методов диагностики гриппа птиц в национальных лабораториях;

обеспечение национальных диагностических лабораторий

диагностикумами с учетом антигенных характеристик вируса, циркулирующего в конкретном регионе, диагностическим оборудованием, компьютерными программами;

организация обучения/тренинга ветеринарных специалистов государств -участников СНГ (вирусологов, серологов, эпизоотологов) на базе ВНИИЗЖ по вопросам диагностики гриппа птиц, современным методам контроля болезни в рамках программы учебно-практических семинаров;

идентификация возбудителя с применением молекулярно-биологических методов исследования должна проводиться при каждой новой вспышке заболевания на базе референтных лабораторий МЭБ по гриппу птиц и/или Национальной референтной лаборатории в ФГУ ВНИИЗЖ;

обеспечение и поддержание резерва противогриппозных вакцин государств - участников СНГ;

анализ риска заноса гриппа птиц при экспортно-импортных операциях по унифицированным стандартам МЭБ/ВТО;

районирование территории государств с учетом риска заноса и распространения заболевания;

разработка согласованных планов профилактической иммунизации домашних птиц в зонах высокой степени риска заноса и распространения гриппа птиц и мониторинга привитого поголовья;

оказание взаимной помощи при проведении противоэпизоотических мероприятий, в том числе и с привлечением при необходимости группы быстрого реагирования при ФГУ ВНИИЗЖ;

осуществление взаимной консультационной помощи при организации производства биопрепаратов на биопредприятиях государств - участников СНГ;

участие в комплексных научных программах по изучению циркуляции вирусов гриппа птиц в природе, совершенствование средств и методов диагностики, специфической профилактики и мер борьбы с гриппом птиц, осуществляемых в рамках Координационного совета по научному сотрудничеству при Межправительственном совете по сотрудничеству в области ветеринарии;

осуществление на базе ФГУ ВНИИЗЖ подготовки специалистов по гриппу птиц через аспирантуру и докторантуру;

проведение (при необходимости) координационных совещаний по проблеме гриппа птиц с участием ветеринарных служб, научно-исследовательских учреждений и производственных предприятий, экспертов МЭБ.


VI. Ресурсное обеспечение Комплекса совместных мер


Ресурсное обеспечение Комплекса совместных мер по предупреждению проникновения и распространения гриппа птиц обеспечивается каждым государством - участником СНГ за счет собственных финансовых средств, предусмотренных на противоэпизоотические мероприятия на текущий год, и других финансовых источников в соответствии с национальным законодательством.

При взаимодействии государств, требующем финансовых вложений, используется принятая в международных связях система двусторонних договорных отношений. Для обеспечения совместных действий по мониторингу, профилактике и ликвидации гриппа птиц государства - участники СНГ используют средства в рамках программ оказания технической помощи со стороны международных организаций, в том числе МЭБ/ФАО/ЕС.


VII. Эффективность реализации Комплекса совместных мер


Настоящий Комплекс совместных мер разработан с учетом экономических интересов всех его участников, использующих свое право выбора наиболее приемлемых методов контроля гриппа птиц. Расчет эффективности реализации Комплекса совместных мер будет строиться на определении предотвращенного экономического ущерба, который может быть причинен государствам - участникам СНГ в случае заноса и распространения гриппа птиц.


VIII. Контроль за ходом реализации Комплекса совместных мер


Контроль за ходом реализации Комплекса совместных мер и координация действий ветеринарных служб государств - участников СНГ осуществляются Межправительственным советом по сотрудничеству в области ветеринарии.


Приложение
к Комплексу совместных мер
государств - участников СНГ
по предупреждению проникновения
и распространения гриппа птиц
на территории государств - участников СНГ


Типовые правила
по борьбе с гриппом птиц


1. Область применения


Настоящие Типовые правила по борьбе с гриппом птиц (далее - Типовые правила) регламентируют проведение минимального объема мероприятий по предупреждению, ограничению распространения и искоренению гриппа типа А среди всех видов домашних птиц сельскохозяйственного назначения и других птиц, содержащихся в неволе (спортивные, декоративные, зоопарковые и др.).

Положения настоящих Типовых правил применительны к гриппу птиц типа А, который вызывается любыми высокопатогенными вирусами или вирусами подтипов Н5 и Н7, имеющими любой уровень патогенности, и распространяются на случаи клинического проявления болезни у птиц и на случаи установления факта их инфицирования без проявления клинических признаков.

Настоящие Типовые правила обязательны для выполнения на всей территории страны государственными органами, предприятиями или иными хозяйственными субъектами, учреждениями, организациями, общественными объединениями, независимо от их подчинения и форм собственности, должностными лицами и гражданами.


2. Общие сведения о болезни


2.1. Грипп птиц - болезнь домашних и диких птиц различных видов, способная протекать в форме эпизоотии и причинять большой экономический ущерб. Некоторые вирусы гриппа птиц способны инфицировать млекопитающих, в том числе человека, и вызывать у них болезнь различной степени тяжести, вплоть до смертельной.

2.2. Возбудителем является вирус гриппа птиц типа А, который относится к семейству ортомиксовирусов и обладает значительной антигенной вариабельностью. По степени патогенности вирусы гриппа птиц подразделяются на высоко- и низкопатогенные.

2.3. Болезнь, вызываемая высокопатогенными вирусами, может протекать в подострой, острой или сверхострой форме и часто завершается летальным исходом. При сверхостром течении клинические признаки болезни, как правило, не успевают развиться.

У домашних и диких водоплавающих птиц характерными клиническими признаками являются: дискоординация движений, плавание "по кругу", запрокидывание головы, вращательное движение головой с потряхиванием, искривление шеи, отсутствие реакции на внешние раздражители, отказ от корма и воды, угнетенное состояние; респираторные признаки - синусит, истечение из носовых отверстий, конъюнктивит, помутнение роговицы и слепота; диарея.

У кур отмечаются: повышенная температура тела, угнетенное состояние, резкое снижение яичной продуктивности, взъерошенность оперения, отказ от корма, цианоз кожных покровов, особенно в области глаз и живота, опухание и почернение гребня и сережек, отек подчелюстного пространства, подкожные кровоизлияния на конечностях; диарея, фекалии желто-зеленого цвета.

2.4. При заражении птиц низкопатогенными вирусами вероятно появление атипичных или стертых форм болезни. Возможно носительство вируса без проявления каких-либо клинических признаков, в том числе носительство на иммунном фоне.

2.5. Продолжительность инкубационного периода болезни составляет от 1 до 21 суток.

2.6. Источником возбудителя инфекции являются зараженные гриппом птицы.

2.7. Основные пути передачи возбудителя - алиментарный и воздушно-капельный, которые возможны при контакте восприимчивого поголовья с инфицированной птицей.

2.8. Распространение вируса в эпизоотическом очаге и за его пределами возможно через необеззараженные продукты птицеводства (мясо, яйцо, пух и перо), контаминированные корма, воду, помет, инвентарь, а также транспортными средствами и обслуживающим персоналом.


3. Постановка диагноза на грипп птиц


3.1. Предварительный диагноз при возникновении случаев заболевания и гибели птиц устанавливают на основании клинических, патолого-анатомических и эпизоотологических данных.

3.2. Постановка предварительного диагноза является основанием для принятия решения о проведении мероприятий при подозрении на грипп птиц, изложенных в разделе 7.2 настоящих Типовых правил.

3.3. Окончательный диагноз по факту заболевания и гибели птиц устанавливают по результатам лабораторных исследований проб патологического материала и сывороток крови. Диагноз на грипп птиц считают подтвержденным, если:

выделен и идентифицирован высокопатогенный вирус любого подтипа;

выделен и идентифицирован вирус гриппа подтипов Н5 или Н7 любого уровня патогенности;

установлено наличие РНК, специфичной для высокопатогенного вируса любого подтипа, или РНК вирусов подтипов Н5 или Н7 любого уровня патогенности в пробах патологического материала;

обнаружены антитела к гемагглютининам подтипов Н5 и Н7, когда достоверно известно, что они не связаны с вакцинацией.

3.4. Постановка окончательного диагноза является основанием для принятия решения о проведении мероприятий по ликвидации гриппа птиц, изложенных в разделе 6.3 настоящих Типовых правил.

3.5. Лабораторная диагностика гриппа птиц проводится ветеринарными лабораториями, аттестованными для этой цели соответствующей службой ветеринарного надзора государства - участника СНГ.

3.6. В случае обнаружения вирусов гриппа птиц, относящихся к подтипам Н5 и Н7, патологический материал должен быть немедленно направлен в Национальную референтную лабораторию или в одну из международных референтных лабораторий по контролю за гриппом птиц с нарочным и с соблюдением мер безопасности при транспортировке инфицированного материала.


4. Установление факта инфицирования поголовья


4.1. Установление факта инфицирования поголовья всех категорий хозяйств возбудителями подтипов Н5 или Н7 при отсутствии каких-либо клинических признаков заболевания у птиц требует незамедлительного эпизоотологического обследования хозяйства и повторного проведения всех лабораторных тестов с пробами клоакальных (трахеальных) смывов, пробами внутренних органов убитых с диагностической целью птиц и сыворотками крови согласно пункту 3.3 настоящих Типовых правил.

4.2. Подтверждение факта инфицирования возбудителями подтипов Н5 или Н7 без проявления клинических признаков при повторном исследовании является основанием для принятия решения о проведения мероприятий по ликвидации гриппа птиц, изложенных в разделе 6.5 настоящих Типовых правил.

4.3. Установление факта инфицирования поголовья низкопатогенными вирусами, не относящимися к подтипам Н5 или Н7, при отсутствии каких-либо клинических признаков заболевания у птиц требует повторного проведения исследования сывороток и идентификации подтипа возбудителя серологическими и/или генетическими методами. Специальных мероприятий в хозяйствах при этом не проводится.


5. Обязательные мероприятия по мониторингу гриппа птиц


5.1. Серологический, вирусологический и молекулярно-биологический мониторинг гриппа птиц осуществляется ветеринарными лабораториями, аттестованными для этой цели центральным органом ветнадзора, и распространяется на все категории хозяйств и дикую птицу.

5.2. Программы мониторинга для каждого хозяйства и каждого населенного пункта субъекта государства составляются согласно плану, разрабатываемому ежегодно Центральной ветеринарной лабораторией и утверждаемому Главным государственным ветеринарным инспектором государства.

5.3. Мероприятия по отбору проб для мониторинговых исследований организуются главным государственным ветеринарным инспектором района или города, утверждаются главным государственным ветеринарным инспектором данного субъекта государства и проводятся под его контролем. Программы мониторинга согласуются с руководителем органа государственной власти, уполномоченным для осуществления надзора в области ветеринарии по данному субъекту государства. Разработка таких программ осуществляется вместе с орнитологической службой национальной академии наук, их региональными филиалами с учетом путей миграции перелетных птиц, мест их гнездования и т.д.

5.4. Изоляты вируса гриппа птиц, полученные в лабораториях при проведении мониторинговых исследований, а также информация об обнаружении их циркуляции в популяциях домашних и диких птиц направляются в Национальную референтную лабораторию по гриппу птиц.


6. Мероприятия по ликвидации гриппа птиц


6.1. Общие положения


6.1.1. В случае возникновения гриппа птиц следует определять эпизоотический очаг, неблагополучный пункт, угрожаемую зону и зону наблюдения. Их границы определяют органы государственной власти государства, его субъектов и органы местного самоуправления по представлению главного ветеринарного инспектора района (области, края, республики) с учетом хозяйственных связей, различных экологических и географических условий, а также всех эпизоотологических факторов и особенностей ведения птицеводства.

6.1.2. Эпизоотическим очагом гриппа птиц считают птицеводческое помещение (одно или несколько), бригаду или отделение (производственную площадку) птицефабрики, птицеводческое предприятие в целом в случае компактного размещения птичников на ограниченной территории, отдельный двор, участок пастбища, птицебойню, рынок живой птицы и другие объекты, где находятся больные или подозреваемые в заболевании птицы, а также район обитания, где выявлены больные дикие птицы.

6.1.3. Неблагополучным по гриппу птиц пунктом считают населенный пункт или его часть (улица, квартал), птицеводческое предприятие (бригаду или отделение в случае их обособленного и удаленного расположения от других производственных объектов предприятия) с прилегающими к ним постройками, территориями и водоемами и другие объекты, на территории которых установлен эпизоотический очаг заболевания.

6.1.4. Угрожаемой зоной считают территории с расположенными на них населенными пунктами, хозяйствами, пастбищами (урочищами), непосредственно прилегающими к неблагополучному пункту или имеющими с ним тесные хозяйственные связи, в которых существует угроза возникновения новых случаев заболевания птиц. Минимальный радиус угрожаемой зоны составляет 5 км от границ неблагополучного пункта.

6.1.5. Зоной наблюдения считают территорию, в которой проводят соответствующие мероприятия по мониторингу гриппа птиц. Минимальный радиус зоны наблюдения составляет 10 км от границ неблагополучного пункта.


6.2. Мероприятия при подозрении на заболевание птиц гриппом


6.2.1. Птицеводческие предприятия промышленного типа


При возникновении подозрения на грипп птиц в птицеводческом предприятии промышленного типа руководители и ветеринарные специалисты птицеводческих предприятий обязаны:

немедленно сообщить о подозрении на грипп птиц главному государственному ветеринарному инспектору района (города);

закрыть доступ посторонним лицам и транспорту на предприятие;

запретить посещение неблагополучных птичников (бригад, отделений) работниками предприятия, кроме персонала, непосредственно обслуживающего данные объекты, и дополнительно закрепленных на период проведения мероприятий работников и ветеринарных специалистов;

ограничить передвижение персонала, обслуживающего неблагополучную группу, по территории предприятия и исключить его контакт с другими птицами и ухаживающими за ними лицами;

принять меры, исключающие возможность выноса возбудителя из предполагаемого очага: организовать смену одежды, обуви, прохождение гигиенического душа, оборудовать дезванны на входе в неблагополучные птичники и въезде на территорию неблагополучных бригад (отделений), обеспечить постоянную дезобработку верхней спецодежды и обуви персонала при выходе из птичника и дезинфекцию транспорта при выезде;

организовать бескровный убой больной птицы неблагополучных птичников и непрерывный сбор павшей (убитой) птицы в герметичную тару;

отвести в пределах территории предприятия (бригады, отделения) круглосуточно охраняемый участок для уничтожения трупов птиц путем сжигания или компостирования, обеспечить их транспортировку от неблагополучных птичников, исключающую рассеивание предполагаемого возбудителя во внешней среде;

прекратить перемещение птицы внутри предприятия (бригады, отделения) и вывоз из него птицы, яиц и других продуктов птицеводства, а также вывоз кормов, инвентаря, оборудования, помета;

подготовить отдельное складское помещение для временного хранения яиц из неблагополучных птичников или обеспечить их хранение внутри птичников до установления диагноза;

организовать проведение дезинфекции птичников (включая дезинфекцию в присутствии птицы), прилегающей территории и дорог внутрихозяйственного назначения;

принять меры к защите персонала, контактирующего с подозреваемой в заражении птицы, средствами индивидуальной защиты и организовать ежедневный клинический осмотр персонала с обязательной термометрией.


6.2.2. Личные приусадебные и фермерские хозяйства


При подозрении на грипп птиц, а также при выявлении случаев заболевания и гибели дикой птицы вблизи населенных пунктов владельцы личных приусадебных и фермерских хозяйств обязаны:

немедленно сообщить об этом ветеринарному специалисту, обслуживающему хозяйство (населенный пункт), или в местное учреждение государственной ветеринарной службы, или в орган местного самоуправления;

прекратить доступ посторонних лиц и транспорта на подворье (ферму);

исключить посещение других дворов (ферм), где содержится домашняя птица;

изолировать домашних птиц, не допускать свободного выгула, перегруппировок или перевода в другие помещения;

прекратить вывоз из хозяйства (двора, фермы) птиц всех видов, птицеводческой продукции, кормов, помета, инвентаря, а также других предметов, которые соприкасались с подозреваемой в заболевании птицей и могли быть контаминированы вирусом гриппа птиц;

отвести в пределах территории двора или в непосредственной близости к нему участок для уничтожения трупов птиц путем сжигания или захоронения.


6.2.3. Зоологические сады, виварии, коллекции птицы, питомники спортивной и декоративной птицы


При подозрении на грипп птиц владельцы спортивных, виварных, декоративных и зоопарковых птиц обязаны выполнять условия пункта 6.2.2 настоящих Типовых правил.


6.2.4. Выставки, рынки живой птицы


При подозрении на грипп птиц руководитель (владелец) объекта, ветеринарный врач, обслуживающий данный объект, обязаны:

немедленно сообщить о подозрении на грипп птиц главе муниципального образования или района, на территории которого расположен объект, главному государственному ветеринарному инспектору района (города);

приостановить торговлю птицей, закрыть объект для посетителей и транспорта;

приостановить до установления диагноза вывоз живой птицы, инвентаря, тары, клеток, кормов, оборудования, помета, мусора;

организовать дезинфекцию обуви и автотранспорта при выходе с объекта;

отвести участок для уничтожения трупов птиц путем сжигания или захоронения.


6.2.5. Птицебойни


При возникновении подозрения на грипп птиц руководитель объекта, ветеринарный врач, обслуживающий данный объект, обязаны:

немедленно сообщить о подозрении на грипп птиц главе муниципального образования, на территории которого расположен объект, главному государственному ветеринарному инспектору района (города), руководителю органа санитарно-эпидемиологической службы, обслуживающего данную административную территорию;

приостановить отгрузку продукции убоя;

прекратить посещение птицебойни посторонними лицами и транспортом;

приостановить вывоз инвентаря, оборудования, отходов убоя;

организовать дезинфекцию обуви и прохождение гигиенического душа персоналом при выходе с объекта;

оборудовать дезбарьеры на выходе и выезде с объекта;

обеспечить мойку и дезинфекцию помещений бойни и прилегающей территории;

складировать продукцию убоя, полученную от подозреваемой в инфицировании птицы, в отдельных складских и холодильных помещениях;

отвести участок для уничтожения трупов птиц и отходов убоя путем сжигания;

принять меры к защите персонала, контактирующего с подозреваемой в заражении птицы, средствами индивидуальной защиты и организовать ежедневный клинический осмотр персонала с обязательной термометрией.


6.2.6. Охотничьи хозяйства, заповедники и заказники


При обнаружении признаков болезни и массовой гибели диких птиц руководитель (владелец) объекта обязан:

немедленно сообщить о данных фактах главе административно-территориального образования, на территории которого расположен объект, главному государственному ветеринарному инспектору области (района), руководителю ведомства, в ведении которого находится данный объект;

временно прекратить охоту на территории объекта;

установить на входах и въездах на объект предупреждающие знаки;

организовать сбор павшей птицы и ее уничтожение путем сжигания в пределах территории объекта или вблизи от него.


6.2.7. Действия должностных лиц, получивших извещение о подозрении на грипп птиц


6.2.7.1. Ветеринарный специалист или должностное лицо органа местного самоуправления, получившие извещение о подозрении на грипп птиц, обязаны срочно сообщить об этом соответствующим территориальным государственным ветеринарным органам, территориальным органам санитарно-эпидемиологической службы, территориальному управлению МЧС, главе административно-территориальной единицы государства, в состав которой входит данная территория.

6.2.7.2. Главный государственный ветеринарный инспектор района (города) при получении сообщения о подозрении на заражение поголовья гриппом птиц обязан немедленно прибыть или направить специалиста на место для принятия мер по уточнению диагноза, недопущению распространения болезни и ее ликвидации.

В этих целях он:

устанавливает предварительный диагноз;

оформляет руководителям птицеводческих предприятий или гражданам - владельцам птиц предписание о введении ограничений на перемещение за пределы предприятия (бригады, отделения), личного хозяйства (фермы) и реализацию птиц всех возрастов, инкубационных яиц и всей птицеводческой продукции в связи с подозрением на грипп птиц;

организует отбор патологического материала от больных и подозреваемых в заражении птиц и направляет его с нарочным для исследований в аккредитованную ветеринарную лабораторию;

проводит тщательный эпизоотологический анализ с выяснением возможных путей заноса возбудителя;

определяет границы предполагаемых очага, неблагополучного пункта и угрожаемой зоны;

организует и контролирует проведение дезинфекции птичников, дворов, других объектов и прилегающей территории;

организует и контролирует утилизацию трупов птиц в предполагаемом очаге;

немедленно информирует (в виде представления) о подозрении на грипп птиц должностных лиц субъекта государства: главного госветинспектора, администрацию, территориальный орган ветеринарного надзора, территориальный орган санитарно-эпидемиологического надзора, территориальное управление по делам МЧС, главных госветинспекторов соседних районов.


6.3. Организационные мероприятия при установлении диагноза на заболевание птиц гриппом


6.3.1. При лабораторном подтверждении диагноза главный государственный ветеринарный инспектор района обязан немедленно известить об этом главного государственного ветеринарного инспектора субъекта государства и представить в администрацию района (области) проект решения о наложении ветеринарных ограничений или карантина на неблагополучный пункт и внести на рассмотрение чрезвычайной противоэпизоотической комиссии (ЧПК) план мероприятий по ликвидации гриппа птиц.

6.3.2. Главный государственный ветеринарный инспектор субъекта государства при установлении диагноза на грипп птиц должен немедленно сообщить об этом Главному государственному ветеринарному инспектору государства, администрации субъекта государства, Управлению санитарно-эпидемиологического надзора субъекта государства, территориальному управлению МЧС, главным государственным ветеринарным инспекторам соседних субъектов государства и сопредельных государств.

6.3.3. Главный государственный ветеринарный инспектор субъекта государства организует мониторинг гриппа птиц в угрожаемой зоне и принимает меры к обеспечению административной территории необходимым запасом дезинфицирующих средств и противогриппозной вакцины, а также командирует своего представителя для организации противоэпизоотических мероприятий в неблагополучном пункте.

6.3.4. Администрация района (области), иного субъекта государства либо другой ответственный орган, определенный в соответствии с национальным законодательством государства, в установленном порядке принимает решение о введении в неблагополучном пункте карантина с указанием границ очага, неблагополучного пункта и угрожаемой зоны, утверждает план мероприятий по ликвидации гриппа птиц и контролирует его выполнение.

6.3.5. Главный государственный ветеринарный инспектор государства или его субъекта, главный государственный ветеринарный инспектор района (города), их заместители вносят в органы государственной власти субъекта государства или местного самоуправления предложения об отчуждении всех птиц в неблагополучном пункте. Решение об отчуждении и о размере и порядке выплаты компенсаций владельцам за отчуждаемое поголовье принимает администрация субъекта, орган местного самоуправления района либо другой ответственный орган, определенный в соответствии с национальным законодательством государства. Они же организуют проведение мероприятий по бескровному убою птиц с последующей их утилизацией.


6.4. Мероприятия в эпизоотическом очаге и в неблагополучном пункте


6.4.1. Мероприятия, обязательные для всех видов хозяйств


6.4.1.1. В неблагополучном по гриппу птиц пункте вводят карантин и осуществляют следующие мероприятия:

закрывают все дороги (тропы), ведущие из неблагополучного пункта, выставляют необходимое количество круглосуточных контрольно-пропускных постов, оборудованных дезбарьерами, пароформалиновыми камерами для обработки одежды и дезинфекционными установками, с круглосуточным дежурством и привлечением ветеринарных специалистов и сотрудников силовых структур. На дорогах устанавливают соответствующие указатели: "Карантин", "Проезд и проход запрещен", "Объезд". Посты оборудуют шлагбаумами, дезбарьерами и будками для дежурных, устанавливают связь;

ограничивают передвижение транспорта в зоне карантина, при этом допущенный транспорт подлежит обязательной дезинфекции на въезде и выезде из карантинной зоны;

закрепляют в неблагополучном пункте постоянный транспорт без права выезда за его пределы карантинной зоны, а на контрольно-пропускном пункте оборудуют площадку для перевалки доставляемых грузов;

при входе в птицеводческие помещения (личные хозяйства граждан), расположенные на территории эпизоотического очага, в обязательном порядке устанавливают дезбарьеры и дезковрики для обработки обуви и транспорта, заправленные раствором дезинфицирующих средств (натр едкий, формалин и др.);

учитывают все находящееся в неблагополучном пункте поголовье птиц и доводят до владельцев правила их содержания в условиях карантина;

проводят мероприятия по убою и уничтожению восприимчивого поголовья;

лиц, работающих в очаге, обеспечивают респираторами, двумя комплектами сменной спецодежды и обуви, полотенцами, мылом и дезраствором для обработки рук, а также аптечкой первой медицинской помощи;

проводят ежедневную дезинфекцию птицеводческих помещений и территорий фермы, двора, предметов ухода, оборудования, транспортных средств в соответствии с действующей инструкцией;

трупы птиц, остатки кормов и подстилку регулярно убирают и уничтожают в пределах неблагополучного пункта;

одежду и обувь ежедневно обеззараживают или уничтожают.

6.4.1.2. По условиям карантина категорически запрещаются:

перегруппировка птиц, а также их перемещение за пределы очага;

вынос (вывоз) из эпизоотического очага инвентаря, оборудования, продуктов, фуража и любых других вещей и предметов без обработки дезинфицирующими средствами;

ввоз в неблагополучные пункты и вывоз из них птиц всех видов;

инкубация яиц и прием молодняка птиц на выращивание;

вынос и вывоз из неблагополучного пункта продуктов птицеводства, кормов и кормовых добавок для птиц и иных предметов и материалов, которые могли быть контаминированы возбудителем;

проведение выставок, ярмарок и торговли птицей и продуктами птицеводства, а также других мероприятий, связанных со скоплением животных, людей и транспорта в зоне карантина;

посещение птицеводческих хозяйств и мест содержания птиц посторонними лицами и экскурсантами;

отправка посылок с продуктами и сырьем птицеводческого происхождения;

передвижение людей за пределы неблагополучного пункта без соблюдения порядка, установленного ЧПК.


6.4.2. Мероприятия в птицеводческом предприятии промышленного типа


6.4.2.1. Администрация субъекта или орган местного самоуправления района совместно с администрацией предприятия организуют круглосуточное проведение мероприятий по бескровному убою птиц с последующей их утилизацией силами персонала предприятия и привлекают к этой работе региональные центры МЧС, органы санэпиднадзора и другие органы исполнительной власти.

6.4.2.2. Бескровный убой поголовья в птичниках проводят путем герметизации птичника, полного отключения приточно-вытяжной вентиляции и нагнетания в помещение газовоздушной смеси, обеспечивающей быстрое и безболезненное умерщвление птицы.

6.4.2.3. После гибели поголовья проводят аэрозольную дезинфекцию формалином из расчета 20 с экспозицией 24 часа и последующей нейтрализацией водным раствором аммиака, после чего помещение проветривают в течение времени, необходимого для безопасного входа персонала в помещение для проведения дальнейших работ.

6.4.2.4. Трупы птиц, яйца, остатки кормов и подстилку собирают в герметичную тару и транспортируют на отведенный в пределах неблагополучного пункта круглосуточно охраняемый участок по утилизации для сжигания или биотермического обеззараживания компостированием.

6.4.2.5. Прекращают инкубацию и прием молодняка птиц на выращивание, заложенные на инкубацию яйца уничтожают.

6.4.2.6. Прекращают завоз кормов. Запас кормов и кормовых добавок, имеющийся на кормоскладах в пределах неблагополучного пункта, используют для кормления временно остающегося поголовья, если у предприятия имеется такая возможность, или после полной ликвидации поголовья корма подлежат термическому обезвреживанию на месте в котлах-утилизаторах или утилизируются.

6.4.2.7. Убой на мясо для последующей промпереработки условно здоровой и достигшей убойных кондиций птицы из птичников, не расположенных в эпизоотическом очаге, но находящихся в пределах неблагополучного пункта, допускается только в случае наличия на территории неблагополучного пункта цеха по убою и переработке, оснащенного оборудованием для термической обработки и производства консервов и колбасных изделий.

6.4.2.8. Яйца, полученные от условно здоровых птиц, в неблагополучном пункте подвергают проварке для внутреннего употребления или термической обработке при переработке в яичный порошок. '

6.4.2.9. Возможность вывоза продукции, полученной от условно здоровых птиц из промышленных птицеводческих предприятий, за пределы неблагополучного пункта определяет главный государственный ветеринарный инспектор субъекта государства.


6.4.3. Мероприятия в личных хозяйствах граждан и фермерских хозяйствах


6.4.3.1. Администрация субъекта или орган местного самоуправления района организуют проведение мероприятий по полной ликвидации поголовья птиц в неблагополучном пункте, включающих обязательный бескровный убой птиц в эпизоотическом очаге с последующей их утилизацией в пределах неблагополучного пункта, и привлекают к этой работе региональные центры МЧС, органы санэпиднадзора и другие органы исполнительной власти.

6.4.3.2. Допускается подворный убой на мясо условно здоровой птицы, не, находящейся в эпизоотическом очаге, для внутреннего потребления. Мясо и яйца, полученные от условно здоровых птиц, подвергают проварке и используют в пищу в пределах неблагополучного пункта. Боенские отходы, остатки помета и подстилку владельцы уничтожают путем сжигания в пределах двора.

6.4.3.3. На период проведения мероприятий привлеченный персонал размещают для постоянного проживания в неблагополучном пункте. При отсутствии такой возможности работающему в неблагополучном пункте персоналу, в том числе лицам, занятым на работах по ликвидации гриппа птиц, разрешается выходить из неблагополучного пункта только с обязательным полным переодеванием и принятием санитарно-гигиенического душа.

6.4.3.4. Лиц, работающих в эпизоотическом очаге, включая владельцев личных и фермерских хозяйств, обеспечивают респираторами, двумя комплектами сменной спецодежды и обуви, полотенцами, мылом и дезраствором для обработки рук, а также аптечкой первой медицинской помощи.

6.4.3.5. В эпизоотическом очаге проводят ежедневную дезинфекцию помещений и территорий, двора (фермы), предметов ухода, оборудования, транспортных средств в соответствии с инструкцией по проведению ветеринарной дезинфекции объектов животноводства.

6.4.3.6. Трупы птиц, остатки кормов и подстилку регулярно убирают, складывают в герметичную тару и вывозят из эпизоотического очага в специально отведенное место в пределах неблагополучного пункта для сжигания или обеззараживания биотермическим способом.


6.4.4. Мероприятия на предприятии, осуществляющем убой птиц, хранение и переработку продуктов птицеводства


При обнаружении гриппа птиц предприятие карантинируют и под контролем территориальных органов ветеринарного надзора принимают меры по предотвращению распространения инфекции:

в обязательном порядке устанавливают дезбарьеры и дезковрики для обработки обуви и транспорта, заправленные раствором дезинфицирующих средств (натр едкий, формалин и др.);

запрещают выпуск из предприятия любых продуктов птицеводства, а также вынос (вывоз) за его пределы отходов и любых предметов в необеззараженном виде;

убивают и утилизируют всех птиц, находящихся на птицебойне;

проводят тщательную дезинфекцию, дезинсекцию и дератизацию, затем механическую очистку территории и всех производственных участков предприятия и заключительную дезинфекцию;

в случае поступления или обнаружения инфицированных вирусом гриппа птиц продуктов птицеводства на мясоперерабатывающих предприятиях, складах пухо-перового сырья и т. п. проводят меры, направленные на недопущение выноса возбудителя инфекции за пределы предприятий и скорейшую переработку продуктов птицеводства, инфицированных вирусом гриппа птиц.


6.4.5. Мероприятия в угрожаемой зоне


6.4.5.1. Руководители территориальных органов ветеринарного надзора закрепляют за хозяйствами и населенными пунктами в угрожаемой зоне ветеринарных работников для проведения диагностических мероприятий и осуществления контроля за соблюдением птицеводческими предприятиями и гражданами - владельцами птиц ветеринарно-санитарных правил, направленных на охрану мест содержания птиц от заноса в них возбудителя болезни.

6.4.5.2. В населенных пунктах угрожаемой зоны владельцы обеспечивают содержание домашних птиц, исключающее контакт между стадами и дикой водоплавающей птицей.

6.4.5.3. Органы местного самоуправления и госветинспектора районов (городов) устанавливают строгий ветеринарно-санитарный контроль на автотрассах, предприятиях по убою и переработке птиц, хранению и реализации продуктов птицеводства.

6.4.5.4. При наличии неблагополучного пункта гриппа птиц в районе или субъекте государства межрайонная перевозка птицы и продуктов птицеводства в пределах того же субъекта допускается с разрешения государственного ветеринарного инспектора субъекта государства, между субъектами - с разрешения центрального органа ветеринарного надзора страны.

6.4.5.5. В угрожаемой зоне разрешается:

вывоз домашних птиц для убоя на ближайшем птицекомбинате (убойном пункте), расположенном в пределах угрожаемой зоны;

вывоз всех видов животных, невосприимчивых к гриппу птиц, и полученной от них продукции;

вывоз промышленных товаров, стройматериалов и других грузов из хозяйств, предприятий, организаций угрожаемой зоны при соблюдении условий и порядка, установленных местными органами ветеринарного надзора.

6.4.5.6. В угрожаемой зоне запрещается:

проведение выставок, ярмарок и торговли птицей, а также других мероприятий, связанных со скоплением животных, людей и транспорта;

посещение птицеводческих хозяйств посторонними лицами и экскурсантами.

6.4.5.7. В случае возникновения в угрожаемой зоне заболевания птиц с клиническими и патолого-анатомическими признаками, характерными для гриппа птиц, главный ветеринарный инспектор района (области) определяет границы эпизоотического очага, неблагополучного пункта, отбирает патологический материал, направляет его с нарочным в ближайшую аттестованную центральным органом ветеринарного надзора государства лабораторию и организует проведение мероприятий по ликвидации гриппа птиц, не дожидаясь лабораторного подтверждения диагноза.


6.4.6. Применение вакцинации в угрожаемой зоне


6.4.6.1. Решение о проведении вынужденной или профилактической вакцинации птиц против гриппа в пределах угрожаемой зоны принимает Главный государственный ветеринарный инспектор государства, который определяет зоны проведения иммунизации птиц.

6.4.6.2. Центральный орган ветеринарного надзора государства и подведомственные ему территориальные органы, руководствуясь эпизоотической обстановкой по гриппу птиц и настоящими Типовыми правилами, в отдельных случаях разрабатывают и осуществляют для конкретных территорий и на конкретно определенные сроки планы профилактической иммунизации против гриппа птиц всего восприимчивого поголовья в угрожаемых зонах.

6.4.6.3. Основаниями для введения обязательной вакцинации являются:

тенденция к дальнейшему распространению инфекции, несмотря на принимаемые радикальные меры;

защита ценного племенного поголовья и поголовья промышленных птицеводческих предприятий;

возникновение стационарно неблагополучных пунктов по маршрутам миграции диких перелетных птиц.

6.4.6.4. Применение вакцинации требует проведения дополнительных лабораторных исследований для контроля за циркуляцией полевого вируса:

определения типа антител к нейраминидазе в случае использования гетерологичного вакцинного вируса;

обнаружения антител к неструктурным белкам;

периодического исследования на наличие специфических антител в группах невакцинированных (индикаторных) птиц, оставляемых в привитых стадах;

детекции возбудителя в клоакальных (трахеальных) смывах от вакцинированных и индикаторных птиц.

6.4.6.5. В пределах угрожаемой зоны учитывают всех домашних птиц и иммунизируют их инактивированной вакциной против гриппа с учетом подтипа вируса, циркулирующего в регионе, в соответствии с инструкцией по применению вакцины. Через 28 суток после прививки, а позднее - не реже одного раза в месяц проводят контроль поствакцинального иммунитета у привитого поголовья.

6.4.6.6. Всех вновь поступающих в угрожаемую зону домашних птиц вакцинируют против гриппа птиц, допуская их в общее стадо не ранее чем через 28 суток после иммунизации.

6.4.6.7. В угрожаемой зоне проводят систематический (не реже одного раза в месяц) мониторинг за возможной циркуляцией вируса гриппа птиц с применением молекулярно-биологических и серологических методов.

6.4.6.8. Вывоз за пределы угрожаемой зоны, где проводилась вакцинация птиц против гриппа, птиц различных возрастных групп, мяса птицы и птицепродуктов, инкубационных яиц разрешается только при условии лабораторного подтверждения отсутствия циркуляции вируса в иммунизированном поголовье, но не ранее чем через 28 суток после проведения вакцинации.

6.4.6.9. В случае возникновения среди вакцинированного поголовья заболевания птиц с клиническими и патолого-анатомическими признаками, характерными для гриппа птиц, или обнаружения циркуляции вируса главный ветеринарный инспектор района организует проведение мероприятий при подозрении на грипп птиц, а при лабораторном подтверждении диагноза или факта инфицирования вакцинированного поголовья организует проведение мероприятий по ликвидации гриппа птиц.


6.4.7. Мероприятия в зоне наблюдения


6.4.7.1. В зоне наблюдения проводят строгий учет птицепоголовья, находящегося в личном владении граждан и в промышленном секторе.

6.4.7.2. Запрещается проведение профилактической вакцинации птицепоголовья против гриппа птиц.

6.4.7.3. Главный государственный ветеринарный инспектор района (области) организует проведение регулярного клинического наблюдения и отбор проб для вирусологического мониторинга и исследования сывороток крови птиц на наличие антител к вирусу гриппа с обязательным определением подтипов Н5 и Н7 для установления возможной циркуляции вируса гриппа.


6.5. Мероприятия при подтверждении факта инфицирования птицы в отсутствие признаков болезни


6.5.1. Мероприятия в птицеводческом предприятии промышленного типа


6.5.1.1. При лабораторном подтверждении факта инфицирования поголовья птицеводческого предприятия любого типа и направления продуктивности вирусами подтипов Н5 и Н7 и отсутствия у птиц клинических признаков болезни выполняют мероприятия, изложенные в пунктах 6.4.1 и 6.4.2 настоящих Типовых правил, и осуществляют полную ликвидацию поголовья предприятия (бригады, отделения), при этом допускается содержание и откорм птицы до убойных кондиций в целях последующего убоя на мясо, а также сбор яиц с соблюдением для этих продуктов условий пунктов 6.4.2.7 - 6.4.2.9 настоящих Типовых правил.

6.5.1.2. Комплектование предприятия (бригады, отделения) партиями молодняка птиц возобновляют в соответствии с требованиями раздела 6.6 настоящих Типовых правил.

6.5.1.3. При подтверждении факта инфицирования поголовья птицеводческих предприятий низкопатогенными вирусами любых других подтипов, кроме Н5 и Н7, ограничений на реализацию продукции не вводится.


6.5.2. Мероприятия в личных хозяйствах граждан и фермерских хозяйствах


6.5.2.1. При подтверждении факта инфицирования домашних птиц вирусами подтипов Н5 и Н7 в отсутствие клинических признаков или обнаружении присутствия вируса в районе обитания диких водоплавающих птиц, расположенном на территории населенного пункта или в непосредственной близости от него, государственный ветеринарный инспектор района совместно с органом местного самоуправления проводит разъяснительную работу с владельцами и обеспечивает выполнение ими мероприятий по изоляции домашних птиц в помещениях, исключающих свободный выгул, перегруппировки или перевод в другие помещения и контакт с дикой птицей. Запрещается вывоз живой птицы из населенного пункта.

6.5.2.2. При подтверждении факта инфицирования домашних птиц низкопатогенными вирусами любых других подтипов, кроме Н5 и Н7, ограничений не вводится.


6.6. Снятие карантина и последующие ограничения


6.6.1. Карантин с неблагополучного пункта снимают после проведения всех специальных мероприятий, но не ранее 21 суток со дня уничтожения (утилизации) всего восприимчивого поголовья или убоя и переработки условно здоровых птиц, находившихся в неблагополучном пункте, и проведения заключительной дезинфекции.

6.6.2. Карантин с предприятия, на котором проводили убой поголовья, подозреваемого в заражении гриппом птиц, или перерабатывали и хранили продукты и сырье от таких животных, снимают по истечении 21 суток после проведения заключительной дезинфекции помещений предприятия, его территории, инвентаря, производственного оборудования и окончания переработки мяса птиц.

6.6.3. Главный госветинспектор района (города) проверяет полноту выполнения заключительных ветеринарно-санитарных мероприятий, благополучие птицепоголовья по гриппу птиц, после чего вносит в местные органы самоуправления предложение о снятии карантина.

6.6.4. После снятия карантина в течение трех месяцев для всех категорий хозяйств сохраняется следующее ограничение: не разрешается вывозить инкубационное яйцо и живую птицу всех видов и возрастов в другие хозяйства.

6.6.5. Вакцинация птицепоголовья против гриппа птиц после снятия карантина проводится на территории неблагополучного пункта на протяжении того времени, пока результатами лабораторного мониторинга не будет подтверждено отсутствие циркуляции вируса в вакцинированном поголовье. В период введения вакцинации не разрешается:

вводить в хозяйство поголовье, привитое противогриппозной вакциной соответствующего типа, ранее 28 суток после иммунизации;

вывозить для каких-либо целей, кроме отправки на убой, птиц, иммунизированных против гриппа птиц.

6.6.6. Ответственность за выполнение организационно-хозяйственных мероприятий по предупреждению и ликвидации гриппа птиц, соблюдение карантинных правил, предусмотренных настоящими Типовыми правилами, несут руководители птицеводческих предприятий и владельцы птиц и птицеводческой продукции, а за проведение специальных мероприятий - уполномоченные в области ветеринарии органы исполнительной власти субъектов государства.

6.6.7. За нарушение карантинных правил и уклонение от выполнения противоэпизоотических мероприятий, предусмотренных настоящими Типовыми правилами, виновные привлекаются к ответственности в порядке, предусмотренном действующим законодательством государства - участника СНГ.


7. Техника безопасности


7.1. Клинические исследования больных птиц в очаге и отбор проб патматериала от них должны выполнять специалисты с высшим или средним ветеринарным образованием. При этом специалисты должны руководствоваться Правилами техники безопасности в животноводстве и принимать необходимые меры по недопущению выноса возбудителя инфекции из очага, нанесения травм персоналу и птице.

7.2. Все лица, занятые в проведении специальных мероприятий по ликвидации заболевания птиц гриппом, подлежат обязательному клиническому осмотру медицинскими работниками.

7.3. Для работы с больными птицами специалисты должны быть обеспечены спецодеждой (халатами или комбинезонами, полотенцами, шапочками), сменной обувью, резиновыми перчатками, респираторами, мылом и другими средствами индивидуальной защиты, а также необходимым инструментарием и посудой. По окончании работы одежду и обувь обеззараживают или уничтожают. После клинического обследования животных или отбора от них проб патматериала необходимо умыться и вымыть руки с мылом.

7.4. Для дезинфекции рук, инструментария и посуды используют средства и методы, предписанные санитарными правилами безопасности работы с микроорганизмами III группы патогенности.

7.5. К работе запрещается допускать лиц, перенесших тяжелые заболевания, имеющих болезни дыхательной системы, беременных женщин, лиц в возрасте старше 65 лет и подростков моложе 18 лет.


По состоянию
на 12 июня 2007 года


Текст оговорки Республики Молдова к Решению о Комплексе совместных мер государств - участников СНГ по предупреждению проникновения и распространения гриппа птиц на территории государств - участников СНГ не представлен



Решение о Комплексе совместных мер государств - участников СНГ по предупреждению проникновения и распространения гриппа птиц на территории государств - участников СНГ (Ялта, 25 мая 2007 г.)


Решение вступило в силу для Российской Федерации 25 мая 2007 г.


Текст Решения официально опубликован не был


См. статус настоящего Решения


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение

Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.