Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары

Глава 7. Особенности банкротства отдельных категорий должников - юридических лиц (ст.ст. 122 - 145)

Глава 7. Особенности банкротства отдельных категорий должников - юридических лиц

 

§ 1. Общие положения

 

Статья 122. Общие положения

 

К отношениям, связанным с несостоятельностью (банкротством) градообразующих, сельскохозяйственных, страховых организаций, а также банков и иных кредитных организаций применяются правила настоящего Закона, регулирующие несостоятельность (банкротство) должников юридических лиц, если иное не предусмотрено настоящей главой.

 

§ 2. Банкротство градообразующих организаций

 

Статья 123. Регулирование банкротства градообразующих организаций

 

1. В целях настоящего Закона градообразующими организациями признаются юридические лица, работники которых с учетом членов их семей составляют не менее половины населения соответствующего населенного пункта.

2. Правила, предусмотренные настоящим параграфом, применяются также к иным организациям, численность работников которых превышает (десять) тысяч человек, независимо от наличия признаков градообразующей организации.

Статья 124. Рассмотрение дела о банкротстве градообразующих организаций

 

1. При рассмотрении дела о банкротстве градообразующей организации в качестве лица, участвующего в деле, признается соответствующий орган местного самоуправления.

2. В качестве лиц, участвующих в деле, судом могут быть также привлечены иные органы исполнительной власти.

3. Доказательства, подтверждающие статус градообразующей организации или наличие соответствующей численности работников, должны быть представлены суду должником.

Статья 125. Введение внешнего управления под поручительство

 

1. Если собранием кредиторов не принято решение о введении внешнего управления суд вправе ввести внешнее управление по основаниям, предусмотренным настоящим Законом, по ходатайству органа местного самоуправления либо привлеченного к участию в деле соответствующего органа исполнительной власти при условии представления поручительства по обязательствам должника.

Поручительство по обязательствам должника может быть дано государством, административно-территориальной единицей, муниципальным образованием.

2. Орган местного самоуправления либо привлеченный к участию в деле соответствующий орган исполнительной власти, представивший поручительство по обязательствам должника, вправе предложить суду кандидатуру внешнего управляющего.

3. В случаях, когда внешнее управление введено в порядке, предусмотренном настоящей статьей, поручитель несет субсидиарную ответственность по обязательствам должника перед его кредиторами.

Статья 126. Продление внешнего управления по ходатайству органа местного самоуправления

 

1. Внешнее управление может быть продлено судом на срок не более (одного) года при наличии ходатайства органа местного самоуправления или иного органа исполнительной власти.

2. Основанием для продления внешнего управления на срок, предусмотренный пунктом 1 настоящей статьи, может служить план финансового оздоровления градообразующей организации путем инвестирования в ее деятельность, трудоустройства работников, создания новых рабочих мест и иными способами восстановления платежеспособности.

Статья 127. Погашение требований кредиторов в порядке санации

 

1. Государство, административно-территориальная единица, муниципальное образование в лице их уполномоченных органов вправе в любое время до окончания внешнего управления рассчитаться со всеми кредиторами либо погасить иным способом, предусмотренным законом, требования кредиторов по денежным обязательствам и обязательным платежам.

2. Удовлетворение требований кредиторов осуществляется в порядке очередности, установленной в статье 99 настоящего Закона.

3. В случае удовлетворения требований кредиторов в порядке, предусмотренном пунктами 1 и 2 настоящей статьи, производство по делу о банкротстве должника подлежит прекращению.

Статья 128. Продажа предприятия должника

 

1. В целях удовлетворения требований кредиторов в процессе внешнего управления может быть осуществлена продажа предприятия должника.

2. При наличии ходатайства органа местного самоуправления либо привлеченного к участию в деле соответствующего органа исполнительной власти продажа предприятия должника производится путем проведения конкурса.

3. Обязательными условиями конкурса являются:

- сохранение рабочих мест для не менее, чем (семидесяти) процентов работников, занятых на предприятии на момент его продажи;

- обязанность покупателя в случае изменения профиля деятельности предприятия произвести переобучение или трудоустройство указанных работников.

Иные условия конкурса могут быть установлены исключительно с согласия собрания кредиторов в порядке, предусмотренном статьей 13 настоящего Закона.

4. Если ходатайство, предусмотренное пунктом 2 настоящей статьи, не было подано или предприятие должника не было продано на условиях конкурса, оно подлежит продаже на аукционе.

Статья 129. Продажа имущества (активов) ликвидируемого должника

 

1. При продаже имущества должника, признанного банкротом, конкурсный управляющий должен предложить к продаже на первых торгах предприятие как единый имущественный комплекс.

2. Если имущество должника не было продано в порядке, предусмотренном пунктом 1 настоящей статьи, продажа имущества (активов) должника осуществляется по правилам, предусмотренным статьей 80 настоящего Закона.

 

§ 3. Банкротство сельскохозяйственных организаций

 

Статья 130. Общие положения

 

В целях настоящего Закона под сельскохозяйственными организациями понимаются юридические лица, основным видом деятельности которых является выращивание (производство) сельскохозяйственной продукции.

Статья 131. Наблюдение и внешнее управление

 

1. В период наблюдения при анализе финансового состояния сельскохозяйственной организации должна учитываться сезонность производства и его зависимость от природно-климатических условий, а также возможность удовлетворения требований кредиторов за счет доходов, которые могут быть получены сельскохозяйственной организацией по окончании соответствующего периода сельскохозяйственных работ.

2. Внешнее управление сельскохозяйственной организацией вводится на срок до окончания соответствующего периода сельскохозяйственных работ с учетом времени, необходимого для реализации полученной сельскохозяйственной продукции. Указанный срок не может превышать сроков, установленных пунктом 1 статьи 66 настоящего Закона, более, чем на три месяца.

 

§ 4 Банкротство банков и иных кредитных организаций

 

Статья 132. Регулирование банкротства банков

 

К отношениям, возникающим при неспособности должника - банка и иной кредитной организации (далее - банк) удовлетворить требования кредиторов, настоящий Закон применяется в части, не урегулированной правилами настоящего параграфа.

Статья 133. Основания признания банка банкротом

 

Заявление о признании банка банкротом принимается к рассмотрению судом только после отзыва Национальным банком лицензии на осуществление банковской деятельности.

Статья 134. Предупреждение банкротства банков

 

В целях предотвращения банкротства банков Национальным банком осуществляются следующие мероприятия: финансовое оздоровление банка; введение временной администрации; предложение учредителям (участникам) банка о его реорганизации.

Статья 135. Временный и конкурсный управляющие

 

1. Для осуществления процедуры банкротства временным или конкурсным управляющим может быть назначено лицо, имеющее законченное высшее экономическое или юридическое образование и проработавшее не менее трех лет в банковской системе или в аудиторских организациях, осуществляющих банковский аудит.

2. Лицензирование деятельности временного и конкурсного управляющего осуществляется Национальным банком.

3. Национальный банк осуществляет функции и полномочия в отношении временного а также конкурсного управляющего, предусмотренные настоящим Законом для государственного органа по делам о банкротстве в отношении управляющих при банкротстве.

Статья 136. Временная администрация по управлению банком

 

Национальный банк вправе назначить временную администрацию орган специального управления банком с целью осуществления мероприятий по предупреждению банкротства банка путем приостановления и (или) ограничения полномочий органов управления банка.

Функции Национального банка, предусмотренные настоящим параграфом, могут быть возложены на иной орган государства, принимающего Закон.

Статья 137. Прекращение деятельности временной администрации

 

1. В случае восстановления платежеспособности банка деятельность временной администрации прекращается с момента восстановления органов управления банка.

2. При недостижении целей, для которых была назначена временная администрация, Национальный банк отзывает лицензию и обращается в суд с заявлением о банкротстве банка.

3. Временная администрация продолжает деятельность до назначения конкурсного управляющего.

Статья 138. Реорганизация банка

 

1. При наличии признаков неплатежеспособности Национальный банк или временная администрация предлагают учредителям (участникам) принять решение о реорганизации банка путем присоединения (слияния) с иным платежеспособным банком.

2. Требование о реорганизации должно быть рассмотрено учредителями (участниками) банка в десятидневный срок.

3. Отказ учредителей (участников) от реорганизации банка или нерассмотрение предложения о реорганизации в срок, предусмотренный пунктом 2 настоящей статьи, является основанием для отзыва лицензии и предъявления в суд заявления о банкротстве банка.

Статья 139. Основания возбуждения дела о банкротстве банка

 

1. Дело о банкротстве банка возбуждается судом по заявлению:

1) Национального банка;

2) кредитора банка, за исключением граждан - вкладчиков;

3) организации, на которую возложено гарантирование (обязательное страхование) вкладов граждан;

4) прокурора - в защиту интересов неопределенного числа вкладчиков;

5) налогового или иного уполномоченного органа.

2. Лица, указанные в подпунктах 2 - 5 пункта 1 настоящей статьи, вправе обратиться в суд с заявлением при условии предварительного обращения в Национальный банк с заявлением об отзыве лицензии банка в связи с его неплатежеспособностью. Такое заявление должно быть рассмотрено Национальным банком в [месячный] срок.

3. Отзыв лицензии Национальным банком по результатам рассмотрения заявления либо нерассмотрение заявления в срок, предусмотренный пунктом 2 настоящей статьи, являются основанием для обращения с заявлением в суд о банкротстве банка.

4. Нарушение требований настоящей статьи является основанием для возвращения судом заявления без рассмотрения.

5. В случае, если заявление о банкротстве банка подано кредитором в связи с нерассмотрением Национальным банком заявления в установленный срок, Национальный банк обязан в трехдневный срок после запроса суда, возбудившего дело о банкротстве, сообщить суду об отзыве либо отсутствии оснований для отзыва лицензии. Неисполнение Национальным банком указанной обязанности влечет наложение штрафа в размере до тысячи минимальных размеров оплаты труда, предусмотренных законом. Сумма штрафа зачисляется на депозит суда и расходуется для покрытия судебных издержек.

6. В случае получения сообщения Национального банка об отзыве лицензии суд выносит определение о назначении даты рассмотрения дела. Сообщение об отсутствии оснований для отзыва лицензии влечет оставление заявления без рассмотрения.

Статья 140. Особенности рассмотрения дела о банкротстве банка

 

1. Процедура наблюдения вводится судом с момента возбуждения дела, если Национальным банком до этого момента не была назначена временная администрация.

2. Внешнее управление банком не вводится.

3. Лицами, участвующими в деле, помимо предусмотренных настоящим Законом, являются Национальный банк а также организация по гарантированию (страхованию) вкладов граждан.

По результатам рассмотрения заявления о признании банка банкротом судом могут быть приняты решения о признании банка банкротом и открытии конкурсного производства или об отказе в признании банка банкротом.

Статья 141. Банкротство ликвидируемого банка

 

1. В случаях, если банк ликвидируется добровольно или в связи с отзывом лицензии Национальным банком и при проведении ликвидации по мотивам, не связанным с неплатежеспособностью банка, выявляется недостаточность имущества для погашения требований всех кредиторов, ликвидационная комиссия обязана в [десятидневный] срок обратиться с заявлением в суд о признании банка банкротом.

2. Если при проведении принудительной ликвидации по мотивам, не связанным с неплатежеспособностью банка, выявляется недостаточность имущества для погашения требований всех кредиторов, Национальный банк обязан в [десятидневный] срок обратиться с заявлением в суд о признании банка банкротом.

3. Добровольное объявление банка - должника о своем банкротстве не допускается.

 

§ 5. Банкротство страховых организаций

 

Статья 142. Рассмотрение дела о банкротстве страховой организации

 

1. При рассмотрении дела о банкротстве должника - страховой организации лицом, участвующим в деле, признается государственный орган по надзору за страховой деятельностью.

2. Заявление о признании страховой организации банкротом может быть подано в суд должником или конкурсным кредитором.

В защиту интересов неопределенного круга кредиторов-страхователей по договорам обязательного страхования граждан заявление о признании страховой организации банкротом может быть подано в суд прокурором или государственным органом по надзору за страховой деятельностью.

Статья 143. Продажа имущественного комплекса страховой организации

 

1. Решение о продаже имущественного комплекса страховой организации в ходе внешнего управления или конкурсного производства принимается в соответствии с правилами, установленными настоящим Законом, с согласия государственного органа по надзору за страховой деятельностью.

2. Покупателем имущественного комплекса страховой организации может выступать только страховая организация.

3. В случае продажи имущественного комплекса страховой организации в ходе внешнего управления к его приобретателю переходят все права и обязанности по договорам страхования, по которым на дату продажи имущества страховой организации страховой случай не наступил.

Статья 144. Право требования страхователей в случае банкротства страховых организаций

 

1. В случае принятия судом решения о признании страховой организации банкротом и открытии конкурсного производства все договоры, заключенные такой организацией в качестве страховщика, по которым страховой случай не наступил до даты принятия указанного решения, прекращаются.

2. Страхователи (выгодоприобретатели) по страховым договорам, прекратившимся по основаниям, предусмотренным пунктом 1 настоящей статьи, имеют право требовать возврата части уплаченной страховщику страховой премии, пропорционально сроку фактического действия договора, если иное не предусмотрено публичными страховыми правилами.

3. Страхователи (выгодоприобретатели) по страховым договорам, по которым страховой случай наступил до даты принятия решения о признании страховой организации банкротом и открытии конкурсного производства, имеют право требовать выплаты страховой суммы.

Статья 145. Удовлетворение требований кредиторов пятой очереди

 

В случае принятия судом решения о признании страховой организации банкротом и открытии конкурсного производства, требования кредиторов пятой очереди подлежат удовлетворению в следующем порядке:

- в первую очередь - требования кредиторов по договорам личного обязательного страхования;

- во вторую очередь - требования кредиторов по иным договорам обязательного страхования;

- в третью очередь - требования иных кредиторов - страхователей;

- в четвертую очередь - требования прочих кредиторов.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.