Интернет-конференция заместителя Председателя Правительства Ивановской области, руководителя Комплекса внутренней политики Ивановской области Кабанова Андрея Юрьевича


Дата проведения: 27.06.2014

Место проведения: ООО "Гарант-Инфо"

Участник: Заместитель Председателя Правительства Ивановской области, руководитель Комплекса внутренней политики Ивановской области Кабанов Андрей Юрьевич

Ведущая: Екатерина Мясникова


Ведущая: Добрый день, уважаемая интернет-аудитория, уважаемые гости.

Разрешите представить участника нашей интернет-конференции - Заместителя Председателя Правительства Ивановской области, руководителя Комплекса внутренней политики Ивановской области Кабанова Андрея Юрьевича. Прежде всего я хотела бы поблагодарить вас за то, что вы нашли время прийти сегодня к нам. Мы начинаем нашу интернет-конференцию.


Ведущая: Когда построят дороги ул. Солнечная, ул. Луговая в д. Афанасово Ивановского района? Когда проведут газ на ул. Луговая в д. Афанасово Ивановского района? Когда Коньков ответит на мое письмо от 02 апреля 2014 года?


Кабанов А.Ю.: Я разговаривал по этому вопросу с Администрацией Ивановского района, проблема там следующая: большинство домов по этой улице - новые дома коттеджного типа и на сегодняшний день они не введены владельцами в эксплуатацию. По каким причинам - это не совсем понятно, люди там не встали на регистрационный учет, поэтому эта улица считается незаселенной и прокладывать там асфальт сейчас в условиях дефицита районного бюджета Администрация считает нецелесообразным. Владельцы этих коттеджей должны озаботиться тем, чтобы дома ввести в эксплуатацию, чтобы туда заселиться, тогда там будет дорога.

Что касается газификации, вопрос тот же самый. Конечно, Администрация не сидит и не ждет в вопросе газификации, потому что необходимо заранее готовиться к таким мероприятиям. В связи с тем, что есть такой юридический казус, документы готовятся, заявка в программу газификации, но ждать, что газ там будет раньше 2016 - 2017 гг. не представляется возможным.

Что касается ответа, естественно, он гражданке будет направлен, видимо наши службы здесь сработали не очень правильно.


Ведущая: Почему в Ивановской области не выполняется Указ Президента РФ от 24.06.2009 N 715 (ред. от 30.09.2012) "Об общероссийских обязательных общедоступных телеканалах и радиоканалах" в части обязательного присутствия в эфире радиостанции "Вести FM"?


Кабанов А.Ю.: Здесь на самом деле проблема следующая: "Вести FM" работают в цифровом режиме, а у нас большинство радиостанций работает в аналоговом. Действительно, Указ Президента есть. Не только радиостанции, но и большинство радиослушателей у нас пользуется аналоговым стандартом. Сейчас Роскомнадзор готовит Конкурс на вещание на цифровых частотах, будем надеяться, что "Вести FM" его выиграют, но для этого они должны подать соответствующую заявку. Но повторяю, большинство жителей Ивановской области не смогут ее слушать, пока не перейдут на цифровой стандарт получения радиоинформации. С другой стороны, через несколько лет все равно аналоговое радио будет ликвидировано и мы перейдем на цифровые частоты, поэтому думаю, что скоро все будем слушать "Вести FM".

Ведущая: Вы являетесь кандидатом исторических наук, как это влияет на Вашу деятельность, принимаемые решения?


Кабанов А.Ю.: Наверное, прежде всего здесь вопрос не в статусе кандидата наук, а в навыках, которые были приобретены в процессе написания кандидатской диссертации. Естественно, это оказывает серьезную помощь в плане принятия решений, они приобретают более структурный, законченный вид. Также добавился системный подход, умение обобщать материал. Безусловно, было бы неплохо, если бы люди, которые занимаются управлением, сами написали кандидатские диссертации.


Ведущая: Вы - специалист по Смутному времени, повлияло ли такое глубокое погружение на Ваш характер?


Кабанов А.Ю.: На самом деле оно, наверное, опосредованно повлияло. Изучение такой трагической страницы нашей истории, как Смута начала 17 века, добавило в мой характер такие черты как терпимость, миролюбие, умение искать компромисс. Как раз Смута и показывает, что для того, чтобы разрушить государство, при том, что люди друг друга не понимают, друг на друга нападают, достаточно какой-то маленькой искры. Изучение этой темы весьма полезно с точки зрения установления у нас гражданского мира.

Ведущая: Нет ли в планах написать книгу об истории Иванова?


Кабанов А.Ю.: Книг об истории Иванова написано достаточно много. Мне трудно что-то новое добавить после таких работ, которые написали К.Е. Балдин, А.М. Тихомиров, недавно совсем вышла книга А.М. Семененко. Практически во всех этих работах я принимал участие в качестве консультанта, научного редактора либо члена редакционной коллегии. Вообще хочется написать какую-то неформальную историю Иванова, рассказать о людях интересных, но забытых нашей официальной историей, о некоторых эпизодах деятельности многих ивановцев. Но это все-таки вопрос более далекой перспективы, наверное, займусь этим, когда уйду на пенсию.


Ведущая: Что предпринимается для поддержки малого бизнеса сейчас? Планируются ли в дальнейшем дополнительные меры и какие?


Кабанов А.Ю.: Естественно, прямая помощь, например, из бюджета, малому бизнесу невозможна. Она может быть либо в форме каких-то преференций, либо в форме субсидирования процентных ставок, либо кредитования через фонд малого предпринимательства. У нас в регионе действует соответствующая программа, на которую было заложено не очень много средств, 10 миллионов. Совсем недавно на заседании Правительства эта тема обсуждалась и руководитель региона Павел Алексеевич Коньков дал поручение добавить средства в эту программу, еще 20 миллионов. Сейчас эти вопросы решаются.

Также активно работает Фонд поддержки малого предпринимательства, где с начала года трудится С.Г. Колесов - человек, который хорошо известен как защитник наших предпринимателей, ему дан шанс проявить себя уже не в критике властей, а непосредственно самому поучаствовать в этом вопросе. Кроме того, у нас можно получить субсидирование по кредитам. В том числе и Фонд малого предпринимательства выдает субсидированные кредиты.

Действуют правила, по которым предприниматели могут по льготной цене, если они долго пользовались помещением, его выкупить, причем в рассрочку. Список таких помещений, конечно, может быть и ограничен, только тот предприниматель, кто долго там работал и вкладывал, имеет на это право, но это льгота существенная. Наверное, нужно двигаться в сторону дифференцированных ставок арендной платы на помещения. Кроме того, есть отдельные программы поддержки предпринимателей производственного, сельскохозяйственного малого бизнеса. Нельзя сказать, что мы здесь впереди планеты всей, потому что наш регион дотационный и нам достаточно сложно даются эти моменты, но все-таки по всем показателям наша область относится не к числу аутсайдеров по развитию малого бизнеса. Делается немало, но этих мер недостаточно и надо двигаться дальше.


Ведущая: Когда уменьшатся очереди в детские сады?


Кабанов А.Ю.: Очередь в детские сады уменьшается постоянно, есть Указ Президента о том, что очередь для детей в возрасте 3-7 лет должна к 2016 году быть ликвидирована, мы получаем федеральные деньги и строим детские сады. Другое дело, что если сохранится такая тенденция к росту рождаемости, то Федерация должна выделять нам больше денег, потому что построим для этих - родятся новые. Есть решение суда, по которому очередь в городе Иванове должна быть ликвидирована в 2015 году. Мы такую задачу ставим и скорее всего в эти сроки регион уложится.

Другая проблема в том, что у нас трудно будет без федеральной помощи решить самую важный на сегодняшний день вопрос - обеспечение детей с 2 до 3 лет. Немало делается не только в Федерации, открываются дополнительные группы в школах, появляются государственно-частные и частные детские сады. Но с учетом высоких требований, которые предоставляют надзорные органы, все-таки это маленькие дети, проблема эта остается и говорить, что она легко решаема, было бы безответственно.

Добавлю, что у нас возникает и другая сложность, потому что дети после детского сада должны получать образование. В городских округах уже возникает проблема со школами, тем более есть Указание на то, что школьники должны учиться в одну смену. Все школы в центре и все престижные школы учатся в две смены, они крайне перегружены. Детей их них переводить на окраины не получится, родители категорически против. Нам сейчас надо думать о том, что либо строить новые школы, либо делать пристройки - это очень серьезные деньги и очень важный пласт работы.


Ведущая: Какая помощь сейчас оказывается молодым специалистам?


Кабанов А.Ю.: Во-первых, сейчас действует серьезная программа помощи молодым специалистам на селе, где готовы их принять, предоставить жилье. Оно, конечно, не всегда с удобствами, в том смысле, что ряд районов не газифицирован, то есть отопление там может быть либо угольное либо печное, но есть и благоустроенное жилье. Например, Верхне-Ландеховский район готов хоть завтра предоставить квартиру со всеми удобствами молодому врачу-педиатру, если он поедет туда на работу. Кроме того, молодые специалисты получают денежные средства в размере 1 миллиона рублей и целый ряд льгот.

Что касается муниципалитетов, у каждого из них тоже есть программы поддержки молодых специалистов. Я знаю, что в городе Иванове сейчас решается вопрос с предоставлением служебного жилья. В медицине также действует такая программа. Этих мер, наверное, недостаточно, но, опять же, это предмет нашей дальнейшей работы.


Ведущая: Когда в Иванове ликвидируют последнюю ЧУ, то есть квартиру с неполным перечнем удобств?


Кабанов А.Ю.: Прежде всего это вопрос не только к властям, но и к правообладателям этих квартир, потому что у нас все-таки в различных муниципалитетах, в Иванове 2/3 или ? жилья находится в частной собственности. До тех пор, пока весь дом, в котором находится подобная квартира, не придет в аварийное состояние, сделать власти ничего не могут. Если такое случится, его будут сносить либо реконструировать. Если это вдруг памятник истории или культуры, решение будет принимать Департамент культуры. Проблема эта общая, то есть граждане тоже должны озаботиться. У нас было огромное количество таких квартир, например, на улице Громобоя, но жители ухищрялись, даже на кухнях делали души, ванные. Нужен процесс движения навстречу друг другу. Конечно, для 21 века, для областного центра наличие подобного жилищного фона не очень хорошо, это говорит о том, что мы все-таки страна догоняющая. Тем не менее в Иванове даже на такие квартиры стоит гигантская очередь людей, которые готовы и там проживать, лишь бы иметь крышу над головой.


Ведущая: Когда в Иванове прекратится строительство торговых центров и начнется развитие промышленности?


Кабанов А.Ю.: Вы знаете, мировые тренды таковы, что из таких городов как Иваново, крупных региональных центров, во всем мире промышленность уходит, они становятся центром логистики, транспортной, торговой, центром инноваций, науки, культуры, туризма. Предприятия в таких городах если и существуют, то в специальных промышленных зонах.

Я бы не сказал, что промышленность в Иванове совсем не развивается. Во-первых, она сейчас не в центре, не каждый ивановец может ее увидеть. Появилось прекрасное производство на бывшем Ивтекмаше - ООО "Профессионал", мировой лидер по производству ковшей для экскаваторов, где производятся ковши размером с двухэтажный дом. У нас абсолютно современный завод "Полет", он переехал, прекрасно развивается и работает. Плюс по всему Ивановскому району сейчас промышленность передвигается на окраину города, где стоимость аренды земли дешевле и бизнесу, соответственно, выгоднее. Там строятся и успешно функционируют предприятия, туда удобно и ездить на работу. С точки зрения развития промышленности мы на самом деле растем. При этом ряд старых предприятий сохраняется, так завод "Автокраны" наращивает сейчас свои обороты и очень серьезно подходит к инновациям, начинает также развиваться индустриальный парк "Иваново-Вознесенск". Мы надеемся, что он войдет в число успешно работающих индустриальных парков.

Что касается текстильных фабрик, к сожалению, в этой промышленности очень небольшой уровень рентабельности. Ивановский текстиль сохранился - как мы вырабатывали 2/3 российских тканей, так и продолжается. Но мы их вырабатываем в основном в области. В Иванове за такие деньги, как платят на текстильном предприятии, мы сейчас уже не найдем желающих работать.

Можно сколько угодно спорить о том, много или мало торговых центров, на самом деле они решают целый ряд очень сложных вопросов и то, что они у нас такие большие, привлекает людей из других регионов. Мы сохранили статус столицы российского текстиля и к нам едут предприниматели со всей страны. В выходные даже дороги не справляются с количеством автобусов, которые к нам приезжают, весь текстиль Центральная Россия покупает в Иванове - это очень серьезный драйвер развития нашего города.

Кроме того, это рабочие места. Другое дело, что налоговая политика нашего государства такова, что с промышленными предприятиями удобнее работать, потому что у них четкое количество рабочих, строгая уплата налога. Гораздо сложнее работать с большим количеством мелких арендаторов в торговых центрах, которые могут где-то зарегистрироваться, а могут быть не зарегистрированы. Но я повторю, что это мировой тренд и, если мы говорим о постиндустриальной экономике, то Иваново здесь продвинулось гораздо дальше, чем наши соседи, мы этот болезненный процесс прошли чуть раньше. Сейчас для тех, кто будет проходить подобный процесс, это будет болезненнее, потому что мы это сделали в 90-е годы на фоне общего падения, общей депрессии, общих нищенских зарплат, а сейчас, когда доходы россиян больше, любое закрытие предприятия в том же Ярославле, будет иметь очень серьезные социальные издержки.

На мой взгляд, у нас не все хорошо с промышленной политикой, но в целом экономика именно Иванова развивается в правильном направлении, доля малого бизнеса здесь очень высока и это придает городу устойчивость, в том числе и для стабилизации населения. Если из районных центров очень многие ездят на работу в Москву, то из Иванова если уж и уезжают в Москву, то на постоянную работу, а временную гастарбайтерскую работу ивановцы в Москве не ищут, у нас есть, где работать.


Ведущая: Планируется ли упростить процедуру согласования реконструкции объектов культурного наследия, имеющихся в собственности у граждан?


Кабанов А.Ю.: Понимаете, проблема сохранения культурного наследия гораздо более сложная, чем наше с вами комфортное проживание. Памятники архитектуры, истории - это то, что нельзя создать второй раз, каждый из них по-своему уникален. Это принадлежало нашим предкам, сейчас принадлежит нам и должно принадлежать носителям нашего национального культурного кода в дальнейшем. Упрощать здесь вряд ли что-то возможно.

Другое дело, что к большому сожалению, несколько десятков лет наш Департамент культуры этими вопросами не занимался и многие граждане, приобретая в собственность помещение, не подозревали, что оно является памятником и имеет такой статус. Во всем мире есть ограничения на перепланировки, реконструкцию подобных объектов. Внутренние перепланировки Департамент, как правило, согласовывает, если, конечно, это не уникальная лепнина, фасады. Например, Областная Дума находится в особняке Маракушева. Может быть, они и хотели бы по-другому переделать кабинеты, но это невозможно, поскольку там сохранились внутренние интерьеры, их важно оберегать. В большинстве помещений, которые занимают граждане, такого нет. Как правило, Департамент культуры идет навстречу в этих вопросах, но что касается фасадов, окон, крыш - здесь очень серьезная проблема.

Мы граждан понимаем, но федеральное законодательство совершенно четко здесь стоит прежде всего в интересах охраны именно памятника. Например, получилось так, что бабушка живет в старейшем деревянном доме и ей по решению суда указано делать ремонт, тут нужно ей помочь. Но в целом, если граждане чувствуют, что они не могут справиться с охраной этого памятника, то лучше от этого помещения избавиться и переехать в другое жилье. Такая же история с домом Дюрингера, это один из символов города. Конечно, непонятно, как его вообще приватизировали когда-то и под жилье отдали. На мой взгляд, в таком уникальном здании можно было музейную экспозицию организовать или что-то еще, но это было принято в тот момент, когда в церквях были клубы, а в особняках селили рабочих. Эти проблемы тяжелы и для граждан и для государства, особенно с точки зрения недофинансирования со стороны государства реставрации этих памятников.

Хотя подвижки, если вы заметили, есть. После очень долгой борьбы реставрируется деревянная церковь, это уникальнейший объект и по собранию там предметов и по истории этого здания, по времени и технологии его создания, все-таки деревянные постройки 17 века - это достаточно большая редкость даже в рамках страны. Также выделены деньги на реставрацию Шуйской колокольни - одного из символов Ивановской области. Достаточно серьезная сумма была выделены на эти цели для Плеса.

Процесс идет, но он, конечно, крайне недостаточен для того, чтобы содержать наше культурное наследие в достойном виде. Плюс пробелы в законодательстве. Наверное, правильно бы было, если бы государство софинансировало особенно многоквартирные дома, которые являются памятниками. У нас есть Дом-подкова, Дом-корабль, целый ряд домов в стиле конструктивизма, которые реально представляют ценность, люди приезжают из других регионов, чтобы просто увидеть эти здания, потому что конструктивизм в Иванове представлен как ни в одном другом городе, это совершенно уникальные объекты, которые надо сохранять. Но по нынешнему законодательству, поскольку это жилищные дома, об этом должны заботиться собственники квартир. Естественно, жители Дома-корабля, например, никогда его в порядок не приведут. Это проблема большая, ее мы не можем решить без помощи федеральных законодателей, мы работаем с нашими депутатами и Госдумы и Совета Федерации и эти сигналы пытаемся передать в Правительство РФ. Надеемся, что с учетом того, что в последнее время культуре уделяется большее значение, все сдвинется в правильную сторону и это поможет гражданам выходить из таких сложных ситуаций.


Ведущая: Местными депутатами были внесены изменения в закон о выборах. Не помешает ли свободе волеизъявления граждан то, что в бюллетене будет ограничено число политических партий?


Кабанов А.Ю.: Изменения приняты не совсем местными депутатами, а Государственной Думой. По закону все политические партии могут принимать участие в выборах, никаких ограничений нет и не предвидится. Другое дело, что ряд партий имеет преференции, то есть они не собирают подписи избирателей. Речь идет о 4 партиях, которые парламентские, партиях, которые имеют депутатов в региональном парламенте, а на муниципальных выборах это еще и партии, которые имеют хотя бы одного депутата в представительном органе местного самоуправления этого муниципального образования. Кроме того, еще партии, которые набрали на выборах в Госдуму более 3% избирателей. То есть получается, что у нас 4 парламентских всем известных партии, "Яблоко" освобождена как набравшая 3%, также "Пенсионеры за справедливость" - у нас представлен депутат в областном парламенте, также еще ряд партий, которые у нас представлены в муниципалитетах. Они просто освобождены от сбора подписей, их должны зарегистрировать по решению их органов, остальные просто должны собрать в свою поддержку подписи избирателей. Я не думаю, что то количество подписей, которое в законе предусмотрено, составит серьезную проблему для того, чтобы зарегистрировать кандидатов от партии в список для избрания. Другое дело, что последние выборы показывают, что большинство из тех партий, которые возмущаются, набирают в целом от 0,01% до 1% голосов избирателей.


Ведущая: Приветствуете ли Вы создание на фабрике НИМ творческого кластера? Можно ли назвать положительной тенденцией то, что в Иванове на базе фабрик появляются не ТЦ, а культурные кластеры?


Кабанов А.Ю.: Я не могу этого не приветствовать хотя бы по той причине, что, как мы уже с вами говорили, практически все ивановские фабрики - это тоже объекты культурного наследия и, естественно, любые подобные вещи хороши. По этому пути идет целый ряд городов и Западной Европы, и Америки. Вопрос - приживется ли у нас эта идея, потому что не совсем я понимаю экономику этого кластера, но мне понятна его концепция. Если получится, это будет здорово и со своей стороны обещаю, что мы окажем максимальное содействие разработчикам и реализаторам этой прекрасной идеи.


Ведущая: В каком состоянии сейчас украинские беженцы? Как и какую помощь им может оказать население?


Кабанов А.Ю.: У нас беженцы разделены на две группы. Первая группа - 75 человек, которые прибыли к нам организованно и располагаются сейчас в Комсомольске. Там открыт пункт временного проживания, граждане получили кров над головой, возможность отдохнуть, питание, оформленные медицинские полисы. Мы сейчас работаем над культурной программой, чтобы немножко их отвлечь от мрачных, к сожалению, мыслей. Сейчас идет, если так можно сказать, их сортировка.

Значительное количество выразило желание переехать в другие регионы или даже в другую страну, потому что у них там есть родственники, знакомые, они здесь с ними наладили связь и сейчас начали потихоньку отбывать. Есть группа граждан, которая хочет вернуться после боевых действий на Украину. Сейчас они сомневаются, писать ли заявление на предоставление убежища, потому что опасаются, что при таком статусе у них будут проблемы с возвращением на родину. К сожалению, это обязательное условие их нахождения. Любые граждане Украины могут 90 суток без визы спокойно пребывать на территории России, но тогда они должны это делать за свой счет, на свой страх и риск. Если они рассчитывают на помощь государства, они должны оформить хотя бы временное убежище, это нам дает основание оказывать им помощь.

Есть небольшая группа граждан, которая хочет подать документы на временное пребывание и в дальнейшем связать себя с нашей областью, проживать, получать гражданство. Мы сейчас собрали с муниципалитетов заявки на трудоустройство, запросили у Федерации увеличение квоты на использование иностранной рабочей силы и создали банк жилья, который мы можем предоставить. К сожалению, наш регион в свое время отказался от участия в программе переселения соотечественников, посчитали, что они будут давить на внутренний рынок труда, хотя эта программа в небольших объемах у нас когда-то работала, несколько десятков людей прибыло, достаточно высококвалифицированные специалисты. Они получили жилье, приватизировали, то есть сейчас жилья по этой программе у нас нет. Есть некоторые возможности в муниципалитетах, в основном в сельской местности, нам пришли заявки, какие требуются специалисты - и врачи, и учителя, очень много специалистов требуется в сельское хозяйство прежде всего с высшим образованием, и агрономы, и ветеринары. Сейчас смотрим, насколько их устроят предложенные варианты.

У нас есть еще одна проблема - по оценкам УФМС около 1000 граждан Украины, прибывших самостоятельно, сейчас находится на территории региона. Часть из них не обращаются, живут у родственников, знакомых. Правда, у некоторых начинает истекать 90 дней, но есть указание УФМС, что им продлят этот период в виде исключения. Но есть люди, которые думали, что все решится быстро, у них сейчас либо кончились деньги, либо родственники уже недовольны долгим проживанием. Для этой категории создан транзитный пункт на Окуловой на базе учреждения для несовершеннолетних, куда можно обратиться. Там будет и первичная консультативная помощь оказана, а если необходимо - гуманитарная. Там же есть банк людей, которые готовы принять в свой частный жилой фонд таких граждан. Хотел бы отдельно поблагодарить сотрудников МЧС, которые взяли беженцев с Украины в свои семьи. Кроме того, активно включился в эту работу "Красный крест", у нас есть пункт сбора гуманитарной помощи на ул. Марии Рябининой. Также открыт благотворительный счет для перечисления денег, которые прежде всего нужны на экстренную помощь гражданам, которые в частном порядке прибыли и оказались в такой ситуации. Тем более сейчас еще и гривны не меняют в банках, эту проблему пытаемся решить.

Есть также проблема для граждан, которые прибыли в Комсомольск, но хотят покинуть его и уехать в другие регионы. Мы их кормим, поим, но билеты купить сложнее. Сейчас пока, что называется, скинулись члены Правительства, отправляем таким образом. Этой суммы, боюсь, не хватит, потому что в ближайшее время, наверное, к нам еще направят беженцев, и в Ростове и в Брянске уже творится невообразимое, их количество таково, что регионы просто не справляются с обработкой.


Ведущая: Как решается вопрос безопасности в связи с ситуацией на Украине?


Кабанов А.Ю.: Вопросы безопасности у нас решаются на постоянной основе, есть оперативный штаб, который этим занимается. Также постоянно действует координационное совещание по обеспечению правопорядка, руководителем которого является Губернатор Ивановской области, мы постоянно собираемся. Одним из последних вопросов, который обсуждался, был вопрос обеспечения безопасности на транспорте, нас крайне не устраивала сложившаяся ситуация, ряд мер был принят. Другое дело, что достаточно сложно работать с такими монстрами, как, например, РЖД, потому что несмотря на все предпринимаемые нами меры, на все наши грозные заявления, их активности хватает, как правило, на месяц - два, то есть включают металлоискатели, а потом все. Но в целом, с учетом оперативной работы, которую проводят наши органы охраны правопорядка, и в связи с тем, что, Слава Богу, у нас никаких террористических актов на территории региона не происходит, мы в этом направлении серьезно и системно работаем. Граждане Ивановской области могут спать спокойно.


Ведущая: Как Вы считаете, мэр города должен быть выборной должностью или назначаемой? И насколько оправдано разделение должностей главы города и главы Администрации города?


Кабанов А.Ю.: Вообще тут две части вопроса. Я лично, Кабанов Андрей Юрьевич, сторонник выборности мэра. Другое дело, что сейчас неплохо себя зарекомендовала та модель, которая есть. Глава города, во-первых, является по должности Председателем Думы, то есть разделение безусловно нужно, депутаты должны контролировать исполнительную власть. Когда мэр Иванова в одном лице, он же и председательствует в Думе, при нынешней политической структуре, мне кажется, это будет неправильно, вся власть будет сконцентрирована в руках одного человека.

Кроме того, есть вопросы, которые Глава Администрации никогда не решит, в том числе и поощрение общественных инициатив. У любого Главы Администрации прежде всего бюджет, он стоит на его защите, а Дума все-таки аккумулирует общественное мнение, то есть появляются инициативы, дополнительные моменты. Можно сейчас по-разному относиться к арт-объекту Туфля, который стоит у ХимАкадемии, но нельзя отрицать, что "движуха" есть, это привлекает внимание. У Сити-менеджера никогда не дойдут руки до подобных вещей, может я не совсем удачный привел сначала пример, но у него никогда не дойдут руки до памятника Бурылину, потому что у него всегда - школы, больницы, детские сады, дороги.

Самое главное - контроль за исполнительной властью, депутаты должны контролировать, а как они могут контролировать своего начальника. Мне кажется, что эта модель сейчас рабочая. И потом - в случае неудачи все-таки должен кто-то отвечать. Как показывала жизнь, выборного мэра, вот хоть 90% к нему через год относится плохо, сменить практически невозможно. Если создалась угроза гражданам, если Сити-менеджер систематически нарушает законодательство, то его, вот мэра, например, областного центра, может отстранить губернатор за такие вещи, а также депутаты могут ему выразить вотум недоверия. На мой взгляд для нынешней стадии развития России, это все-таки правильно, тем более мы вернулись к выборам губернатора, высшего должностного лица, то есть он наделен полностью народной поддержкой, а Сити-менеджера назначают депутаты и представители губернатора на основе конкурса. Пока к этой модели каких-то серьезных претензий нет. Поверьте, что без учета мнения, в том числе и блоггерства и общественного и просто социологических опросов, никаких таких назначений не производится.


Ведущая: Действительно ли поправки в закон об авторском праве повлияют на социальные сети, а конкретно - на ретвиты и перепосты?


Кабанов А.Ю.: Если примут в такой редакции, как сейчас, абсолютно не продуманной, это действительно повлияет. И, как всегда, у нас правоприменительная практика будет выборочной, то есть если процитирую я - побоятся, а если кто-то не очень лояльный к властям, то вполне возможно преследование. Насколько мне известно, дискуссия по этому вопросу не закончена. У Министерства культуры совсем другой взгляд и, конечно, в таком виде принимать этот закон нельзя. Там также совершенно нечетко обозначен объем разрешенного цитирования, каким образом можно рассчитать, сколько в книжке можно процитировать предложений. Авторское право безусловно надо защищать, потому что люди интеллектуальным трудом зарабатывают на жизнь, но не таким образом. Хотя моя кандидатская диссертация висит в Интернете и я неоднократно встречал рефераты, где слово в слово повторены ее слова и не указан автор. Мне, например, это, может быть, и неприятно, но никаких проблем я все-таки не вижу. Надо прежде всего защищать реальные продукты, использование которых может нанести серьезный ущерб. Ну если уж студент смахнул на реферат часть моей диссертации, это не такая уж серьезная проблема.


Ведущая: Как Вы оцениваете состояние муниципальных образований Ивановской области?


Кабанов А.Ю.: На самом деле, этот вопрос не так прост, как кажется. В свое время, когда проводилась реформа местного самоуправления, примерно в 2004 году, мы сделали достаточно серьезную ошибку, сохранили практически то административное деление, которое осталось от советской власти и первых годов перестройки. В результате количество муниципальных образований, которое сейчас есть, неоправданно велико. Я говорю это прежде всего о сельских поселениях. Сельсоветы сделали сельскими поселениями. В итоге мы имеем муниципальные образования с количеством жителей 300-400 человек, на которые положено 5-6 сотрудников Администрации и бюджет 3-4 миллиона рублей, которого хватает ровно на содержание Администрации.

Конечно, сейчас вступает в силу новый закон, по которому полномочия сельских поселений значительно сокращаются. Мы можем их расширить, передав им ряд полномочий муниципальных районов. Сейчас этот вопрос изучается. Если мы сможем обойтись без укрупнения поселений, соответственно пойдем по этому пути, но в целом количество муниципальных образований, управленческие и прочие расходы с этим связанные для нашего бюджета представляют серьезную проблему, которую каким-то образом надо решать.

Есть еще ряд проблем, связанных с нашими муниципалитетами. Например, невозможность строить проектное планирование развития региона при нынешнем состоянии муниципалитетов. Возьмем Иваново и его окрестности, это фактически должен быть один организм - Иваново, Ивановский район, Шуя, все это часть сформировавшейся исторически городской агломерации. Но сейчас это целая проблема по нашему законодательству. Кто отвечает за транспорт: до границы города Иваново - это городской округ Иваново, дальше - Ивановский район, каждый решает проблемы, которые стоят перед ним. Практически все жители Иванова имеют в Ивановском районе либо дачу, либо еще что-то, у нас-то все увязано, а вот во власти это совершенно разные муниципальные образования, которые имеют свои бюджеты, свои обязательства и каждый по-своему смотрит, что ему выгоднее. Та же ситуация с застройкой. Вопрос также про границы - сложно понять, где Ивановский район, а где Иваново, также и в Коляново, Ново-Талицах.

Мы в стратегии социально-экономического развития региона уже разбили область на 4 таких территориальных комплекса. Первый - Ивановская агломерация, Ивановско-Шуйская так сказать, второй - Кинешма с тянущимися к ней муниципалитетами; крайний запад области - Ильинское и Гав-Посад и депрессивный, к сожалению, сейчас восток области - Лух, Пестяки, Палех, Верхний Ландех. Сейчас мы разрабатываем подходы к экономике, к развитию этих территорий и исходя из этого будем смотреть уже и на структуру муниципального управления. Другое дело, что есть горячие головы, которые говорят, что надо объединить где-то муниципалитеты, на самом деле это вопрос граждан, любой из этих вопросов решается только на референдуме. Наверное, все ивановцы проголосовали бы за то, чтобы Кохму присоединить к Иванову, а вот кохомчане - сомневаюсь. Здесь 400 тысяч ивановцев и 30 тысяч кохомчан имеют равные права, то есть должно проголосовать большинство и там и там, то есть в Кохме большинство может проголосовать против, как они уже сделали однажды, не захотев жить в Ивановском районе. Вот в связи с этим у Ивановского района реальная проблема, потому что большинство предприятий бюджетной и коммунальной сферы Ивановского района находятся либо в Иванове либо в Кохме и налоги они платят не в бюджет Ивановского района, а в бюджет Кохмы и города Иваново. Вот такая парадоксальная ситуация.


Ведущая: Мы слышали, что в Иванове планируют возобновить праздник "Открытое небо". Правда ли это и что нам можно от него ждать?


Кабанов А.Ю.: Да, 9 августа область будет праздновать "Открытое небо". Считаю, что это была очень правильная традиция, собиралось на этот праздник до 100 тысяч человек. Другое дело, что к организации этого мероприятия надо подходить серьезно. Естественно, там будет и традиционный набор для этого праздника, знакомый ивановцам, то есть и показ военной техники, причем современной, многие, кто служил в армии, очень удивятся, что сейчас она совершенно другая техника, изменилась буквально за два года. Естественно, будет демонстрации оружия, боя, искусства десантников, парашютистов.

"Открытое небо" было всегда привлекательно тем, что была изюминка. Пока открою секрет - была достигнута предварительная договоренность, что в празднике примет участие группа высшего пилотажа ВВС "Соколы России", это единственная группа, которая кроме фигур пилотажа на низких высотах показывает тактику воздушного боя. Поверьте, это будет абсолютно уникальное зрелище. Естественно, мы сейчас работаем и над культурной программой, чтобы группы, которые выступят, были прежде всего привлекательны для молодежи, ведем переговоры и надеемся, что праздник получится очень содержательным и хорошим.


Ведущая: В твиттере Вы призываете людей быть более активными и самостоятельными. Есть ли прогресс в этом направлении? Действительно ли гражданская позиция может повлиять на власть?


Кабанов А.Ю.: Не просто может, а реально влияет. Сейчас драйверами этого процесса являются журналисты, то есть их принципиальная позиция в целом ряде случаев действительно приводит к положительным результатам. Например, строительство торгового центра напротив Красной церкви в сквере не состоялось только из-за того, что журналисты подняли эту тему и совместно с жильцами отстояли, заставили власть идти на неординарные меры: отсуживать у человека, которому они же предоставили этот участок, обратно, вести переговорные процедуры с застройщиками. Я полагаю, это правильно. Тут же вопросы помощи ветеранам по жилью и так далее - это все решается с помощью общественности. Так в Лухе уже добились принципиального решения по сооружению памятника братьям Чернецовым. Всегда общественность должна понимать, что не просто нужно "горлопанить", обличать, процесс должен быть переговорным, чиновники категория достаточно консервативная и загруженная всякой бумажной нужной и ненужной работой, к ним тоже нужен подход. Методом "Вы - козлы" ничего не получится, нужно серьезно прорабатывать вопросы, действительно тратить на общественную инициативу свое личное время. Тогда, я уверен, все получится.


Ведущая: По каким вопросам и куда к Вам можно обратиться?


Кабанов А.Ю.: Как и любой член Правительства Ивановской области, я провожу личные приемы граждан и не сказал бы, что они отличаются малолюдством. График есть на сайте Правительства или его можно уточнить в Управлении по работе с обращениями граждан. С письменными обращениями работаем постоянно, в Комплекс внутренней политики расписываются письма, которые приходят на имя Главы региона П.А. Конькова и касаются нашей компетенции. Мы сейчас ведаем вопросами культуры, молодежи, средств массовой информации, муниципальных образований, межнациональных отношений и так далее. Граждане знают, как ко мне обратиться и делают это регулярно через твиттер, фэйсбук, одноклассники.


Ведущая: Какие направления сейчас выделяете как приоритетные?


Кабанов А.Ю.: Сейчас у нас переходный момент, сменилась исполнительная власть, происходит процесс постоянной замены и формирования новой команды и все это накладывается на целый ряд обязательств. Многие вопросы, прозвучавшие сегодня, безусловно являются приоритетными. Сейчас мы активно участвуем в выработке стратегии социально-экономического развития области, там появился новый блок - территориальное планирование, за которое отвечает наш Комплекс. Мы должны встроить территориальное развитие нашей области в общую канву социально-экономического развития. Естественно, это также реформа местного самоуправления, которой от нас требует федеральное законодательство. Перед всеми органами власти Ивановской области стоят задачи оптимизации расходов в связи со сложным состоянием бюджета, мы должны отбросить то, без чего можем обойтись, но то, что запланировано, должно быть в любом случае сделано. Прежде всего П.А. Коньков нам ставит задачу, что все вопросы, которые он наметил к решению в визитах в муниципальные образования, должны быть решены. Это самый главный сейчас приоритет.


Ведущая: Большое спасибо вам за подробные и исчерпывающие ответы.

От лица компании Гарант-Инфо я благодарю Вас за участие. Мы желаем Вам успехов в профессиональной деятельности и новых побед. Еще раз огромное спасибо!

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Интернет-конференция заместителя Председателя Правительства Ивановской области, руководителя Комплекса внутренней политики Ивановской области Кабанова Андрея Юрьевича


Сайт Интернет-конференции:

http://www.garantinfo.ru/


Организатор Интернет-конференции:

Компания Гарант