Конституционный суд Республики Тыва в составе председательствующего О.Л-С. Салчака, судей С.О. Монгуш, А.П. Саая, О.Н. Дубровского, с участием представителя стороны, направившей запрос в Конституционный суд Республики Тыва, - начальника Государственно-правового управления Председателя Правительства Республики Тыва А.А. Язева; а также приглашенных в заседание субъектов законодательного процесса: представителя Палаты представителей Великого Хурала Республики Тыва - начальника правового управления Аппарата Палаты представителей Великого Хурала Республики Тыва К.С. Монгуш; представителя Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва К.А. Бичелдея - депутата Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва; руководствуясь частью 3 статьи 119 Конституции Республики Тыва, частями 2-4 статьи 3, статьей 90 Конституционного закона Республики Тыва "О Конституционном суде Республики Тыва", рассмотрел в открытом судебном заседании дело о толковании частей 5 и 6 статьи 96, части 8 статьи 98 Конституции Республики Тыва.
Поводом к рассмотрению дела явился запрос Председателя Правительства Республики Тыва о толковании частей 5 и 6 статьи 96, части 8 статьи 98 Конституции Республики Тыва.
Основанием к рассмотрению дела согласно пункту "б" части второй статьи 36 Конституционного закона Республики Тыва "О Конституционном суде Республики Тыва" явилась обнаружившаяся неопределенность в понимании указанных конституционных положений, закрепленных в частях 5 и 6 статьи 96, части 8 статьи 98 Конституции Республики Тыва.
Заслушав выступление судьи-докладчика О.Н. Дубровского, объяснение представителя Председателя Правительства Республики Тыва, выступления приглашенных, исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный суд Республики Тыва установил:
1. Председатель Правительства Республики Тыва обратился в Конституционный суд Республики Тыва с запросом (исх. N 3/572-ШО от 23 июня 2005 г.) о толковании положений частей 5 и 6 статьи 96, части 8 статьи 98 Конституции Республики Тыва.
Основанием для обращения в Конституционный суд Республики Тыва послужила обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, является ли официально не опубликованный регламент Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва (принятый Постановлением от 14 октября 2002 года N 19 ЗП-1, в редакции Постановления от 26 января 2005 г. N 1177 ЗП-1) нормативным правовым актом, подлежит ли согласно части 6 статьи 96 Конституции Республики Тыва обязательному исполнению органами государственной власти Республики Тыва, иными государственными органами, органами местного самоуправления, организациями, должностными лицами и гражданами, а также подлежит ли он официальному опубликованию.
Позиция заявителя заключается в том, что согласно части 6 статьи 96 Конституции Республики Тыва, нормативные правовые акты, принятые Великим Хуралом Республики Тыва в пределах его компетенции и вступившие в законную силу обязательны для исполнения органами государственной власти Республики Тыва, иными государственными органами, органами местного самоуправления, организациями, должностными лицами и гражданами.
Вместе с тем, в части 8 статьи 98 Конституции Республики Тыва установлено, что порядок деятельности палат Великого Хурала Республики Тыва определяется регламентами палат. Однако в соответствии с частью 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации, любые нормативно-правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
В связи с изложенным заявитель просит Конституционный суд Республики Тыва дать толкование по следующим вопросам:
1) Является ли регламент Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва нормативным правовым актом, подлежащим обязательному официальному опубликованию?
2) Является ли регламент Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва обязательным для исполнения органами государственной власти Республики Тыва, иными государственными органами, органами местного самоуправления, организациями, должностными лицами и гражданами?
По мнению Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва регламент является правовым актом ненормативного характера, так как определяет основы деятельности Законодательной палаты и, следовательно, не подлежит официальному опубликованию и вступает в силу со дня его подписания.
2. Согласно части 3 статьи 72 Конституционного закона Республики Тыва "О Конституционном суде Республики Тыва" Конституционный суд Республики Тыва принимает постановления только по предмету, указанному в обращении, и при этом не связан основаниями и доводами, изложенными в обращении.
Предметом настоящего дела о толковании будет разъяснение вопроса, является ли регламент Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва, определяющий порядок ее деятельности (часть 8 статьи 98 Конституции Республики Тыва), нормативным правовым актом, подлежащим опубликованию и обязательному исполнению органами государственной власти Республики Тыва, иными государственными органами, органами местного самоуправления, организациями, должностными лицами и гражданами.
В соответствии с частью 3 статьи 72 Конституционного закона Республики Тыва "О Конституционном суде Республики Тыва" Конституционный суд Республики Тыва принимает решение по делу о толковании норм Конституции Республики Тыва, оценивая как буквальный смысл толкуемых норм, так и смысл, придаваемый им официальным и иным толкованием или сложившейся правоприменительной практикой, а также исходя из их места в системе правовых актов.
3. В части 1 статьи 96 Конституции Республики Тыва установлено, что Великий Хурал Республики Тыва является постоянно действующим и единственным законодательным (представительным) органом государственной власти Республики Тыва. Согласно части 5 указанной статьи Великий Хурал реализует свои полномочия посредством принятия законов, постановлений, заявлений, обращений и осуществления контрольной деятельности.
Анализ указанных конституционных положений в их системной связи с иными положениями статьи 96, а также положениями статей 98, 102, 103, 104, 105, 106, 108 Конституции Республики Тыва показывает, что основным в списке полномочий Великого Хурала Республики Тыва является законотворческая деятельность. При этом Законодательная палата Великого Хурала Республики Тыва наделена полномочиями по принятию поправок в главы 2-15 Конституции Республики Тыва, конституционных законов Республики Тыва, законов Республики Тыва, внесения в них изменений и дополнений (пункты "а", "б" статьи 104 Конституции Республики Тыва, правовая позиция Конституционного суда Республики Тыва по делу о толковании части 1 статьи 142 Конституции Республики Тыва, выраженная в постановлении от 18 марта 2004 года N 4-П).
Основы организации и деятельности палат Великого Хурала Республики Тыва, устанавливаются Конституцией Республики Тыва. Порядок деятельности палат Великого Хурала Республики Тыва определяется регламентами палат (часть 8 статьи 98 Конституции Республики Тыва).
Конституционные нормы, в силу своего учредительного характера, предназначены для регулирования наиболее важных правоотношений, вместе с тем они не могут регулировать весь объем правоотношений, связанных с порядком деятельности Законодательной палаты. Согласно части 8 статьи 98 Конституции Республики Тыва регламент развивает конституционные положения, определяет порядок законодательного процесса и иной парламентской деятельности. При этом регламент Законодательной палаты не может противоречить Конституции Республики Тыва.
Так, положения Конституции Республики Тыва, устанавливающие основы законодательного процесса (пункты "а", "б" статьи 104, статьи 105, 106, 108), конкретизированы в главах 12-15 раздела IV "Законодательные процедуры" регламента Законодательной палаты, определяющих порядок внесения законопроектов в Законодательную палату и их предварительное рассмотрение; порядок рассмотрения законопроектов Законодательной палаты Великого Хурала; повторное рассмотрение Конституционных законов и законов Республики Тыва, отклоненных Палатой представителей и Правительством Республики Тыва.
Следовательно, на основании установленных в Конституции Республики Тыва положений о статусе Законодательной палаты (статьи 96, 98, 104), а также требований к порядку принятия законов, конкретизированных в разделе IV регламента Законодательной палаты, можно сделать вывод, что соблюдение законодательной процедуры является существенным процессуальным элементом порядка принятия законов и гарантирует соответствие их содержания реальному волеизъявлению законодательного органа государственной власти. Этим обуславливается необходимость нормативно-правового закрепления в регламенте соответствующих законодательных процедур.
В соответствии с положениями пункта "а" части 2 статьи 119 Конституции Республики Тыва во взаимосвязи с пунктом 3 части 1 статьи 84 "Пределы проверки" Конституционного закона Республики Тыва "О Конституционном суде Республики Тыва" Конституционный суд Республики Тыва рассматривает дела о соответствии Конституции Республики Тыва конституционных законов Республики Тыва, законов Республики Тыва и иных нормативных правовых актов, в том числе по порядку их принятия.
Несоблюдение процедурных правил, имеющих существенное значение и влияющих на законодательный процесс, может поставить под сомнение их соответствие Конституции Республики Тыва.
Аналогичное мнение о несоблюдении процедурных правил принятия законов, вытекающих из Конституции Российской Федерации и регулируемых регламентом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, отражено в правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в пункте 13 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 20 июля 1999 года N 12-П.
Регламент Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва обладает всеми признаками нормативного правового акта: издается в установленном порядке управомоченным на то органом государственной власти, устанавливает правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитан на неоднократное применение, действует независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом.
Анализ положений статьи 108 Конституции Республики Тыва, статьи 81 регламента Законодательной палаты показывает, что в число субъектов, обладающих правом законодательной инициативы, входит и неопределенный круг лиц, а именно: группы граждан численностью не менее чем 1000 человек.
Исходя из вышеизложенного, Конституционный суд Республики Тыва приходит к выводу, что регламент Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва носит нормативно правовой характер, поэтому является обязательным для исполнения органами государственной власти Республики Тыва, иными государственными органами, органами местного самоуправления, организациями, должностными лицами и гражданами.
4. Анализ сложившейся правоприменительной практики показывает, что порядок вступления в законную силу регламентов законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации различен: с момента официального опубликования, со дня их принятия или подписания постановления об утверждении регламента.
Особую значимость своих регламентов признают Совет Федерации и Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации, при их принятии соблюдаются все требования, предъявляемые к принятию нормативного правового акта. Так, постановления об утверждении регламентов, а также вносимых в них поправок официально публикуются в Собрании законодательства Российской Федерации.
Учитывая то, что регламент Законодательной палаты является нормативно-правовым актом, Конституционный суд Республики Тыва приходит к выводу, что регламент Законодательной палаты должен быть официально опубликован в соответствии с требованиями статей 1, 6 Закона Республики Тыва от 29 декабря 2001 года N 1277 "О порядке опубликования и вступления в силу Конституционных законов Республики Тыва, законов Республики Тыва, иных нормативных правовых актов Республики Тыва", согласно которым на территории Республики Тыва применяются только те нормативные правовые акты Республики Тыва, которые официально опубликованы, если не установлен другой порядок вступления их в силу. В этом случае под "другим порядком вступления их в силу" следует понимать определение конкретного срока вступления в законную силу нормативного правового акта после его официального опубликования.
Статья 4 упомянутого закона Республики Тыва определяет, что официальным опубликованием конституционного закона Республики Тыва, закона Республики Тыва, иного нормативного правового акта Республики Тыва считается первая публикация его полного текста в газетах "Шын", "Тувинская правда" или периодическом издании - "Собрание законодательства Республики Тыва".
Таким образом, настоящим толкованием выявлено, что регламент Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва является нормативным правовым актом, подлежащим официальному опубликованию в официальных изданиях и обязательным для исполнения органами государственной власти Республики Тыва, иными государственными органами, органами местного самоуправления, организациями, должностными лицами и гражданами. Вместе с тем в силу презумпции действительности решений органов государственной власти, решения Законодательной палаты принятые в соответствии с ее регламентом до его официального опубликования, пересмотру не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь частью 3 статьи 119 Конституции Республики Тыва, частью 1 статьи 1, статьями 71-73, 76, 77 и 91 Конституционного закона Республики Тыва "О Конституционном суде Республики Тыва", Конституционный суд Республики Тыва постановил:
1. Из положений статей 5, 6 статьи 96, части 8 статьи 98 Конституции Республики Тыва во взаимосвязи с положениями статей 104, 105, 106, 108 Конституции Республики Тыва следует, что Регламент Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва является нормативным правовым актом, подлежащим официальному опубликованию и обязательному исполнению органами государственной власти Республики Тыва, иными государственными органами, органами местного самоуправления, организациями, должностными лицами и гражданами.
Законодательной палате Великого Хурала Республики Тыва привести свой регламент в соответствие с настоящим Постановлением на ближайшем заседании Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва.
2. В связи с данным толкованием решения Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва, принятые вплоть до официального опубликования Регламента Законодательной палаты, пересмотру не подлежат.
3. Настоящее толкование является официальным и обязательным для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления.
4. Настоящее Постановление окончательно, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после его провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.
5. Настоящее Постановление подлежит незамедлительному опубликованию в газетах "Шын", "Тувинская правда" и "Собрании законодательства Республики Тыва".
Конституционный суд
Республики Тыва
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Конституционного Суда Республики Тыва от 19 июля 2005 г. N 4-П "По делу о толковании частей 5 и 6 статьи 96, части 8 статьи 98 Конституции Республики Тыва в связи с запросом Председателя Правительства Республики Тыва"
Текст постановления опубликован в газете "Тувинская правда" от 26 июля 2005 г. N 87