Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия
от 31 марта 2011 г. N 02-03/6-2011
Резолютивная часть решения объявлена 17.03.2011.
Решение в полном объеме изготовлено 31.03.2011.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия (далее - Комиссия) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <_..>, <_..>, <_..>, рассмотрев дело N 02-03/6-2011 по признакам нарушения администрацией МО ГП "п. Таксимо" (далее - администрация, ответчик, организатор аукциона) (671560, Муйский район, п. Таксимо, ул. Советская, 10 а) части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), при участии: заявитель - ООО "БИТ" на заседание Комиссии не явился, о времени и месте проведения заседания извещен надлежащим образом, заявило ходатайство о рассмотрении дела N 02-03/6-2011 в отсутствие представителя ООО "БИТ"; ответчик на заседание Комиссии не явился, о времени и месте проведения заседания извещен надлежащим образом, заявил ходатайство о рассмотрении дела N 02-03/6-2011 в его отсутствие; заинтересованные лица - ООО "Управление домом" и ИП Болтачев на заседание Комиссии не явились, о времени и месте проведения заседания извещены надлежащим образом, установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия (далее - Бурятское УФАС России) поступило заявление общества с ограниченной ответственностью "БИТ" (далее - ООО "БИТ", заявитель) (вх. от 14.12.2010 N 9954) в отношении администрации, указывающее на признаки нарушения антимонопольного законодательства.
В заявлении указано, что администрацией проведен открытый аукцион по определению победителя на право заключения договоров аренды на муниципальное имущество администрации МО ГП "п. Таксимо" (далее - открытый аукцион).
ООО "БИТ" приняло участие в открытом аукционе по лоту N 2 - "Предоставление в аренду комплекса специализированной техники для сбора и вывоза твердых бытовых отходов и жидких бытовых отходов в п. Таксимо" и по лоту N 8 - "Предоставление в аренду специализированной техники в количестве 5 (пять) единиц для обеспечения благоустройства и ремонта дорог в п. Таксимо".
Заявитель считает, что представил все необходимые документы, предусмотренные документацией об аукционе по проведению открытого аукциона по определению победителя на право заключения договоров аренды на муниципальное имущество администрации МО ГП "п. Таксимо" (далее - документация об аукционе) и не согласен с решением аукционной комиссии об отказе в допуске к участию в открытом аукционе по лотам N 2, N 8.
В протоколе рассмотрения заявок на участие в аукционе от 06.12.2010 содержится решение аукционной комиссии, в том числе и по лотам N 2 и N 8.
Основанием для отказа в допуске к участию в открытом аукционе по лотам N 2 и N 8 явилось отсутствие в уставе ООО "БИТ" и в выписке из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - выписка из ЕГРЮЛ) регистрации на такие виды работ как вывоз жидких бытовых отходов и благоустройство и ремонт дорог.
Заявитель ссылается на часть 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ), которая устанавливает, что коммерческие организации вправе заниматься любыми видами деятельности, не запрещенными законом.
Кроме того, заявитель указывает на то, что по лотам N 2 и N 8 аукцион был признан несостоявшимся и в связи с этим у организатора аукциона отсутствует право заключения договора аренды с единственным участником аукциона при несостоявшихся торгах.
Вместе с тем, администрацией 24.12.2010 по лоту N 2 заключен договор аренды муниципального имущества с единственным участником аукциона - ООО "Управление домом", по лоту N 8 - с единственным участником аукциона - ИП Болтачевым.
Заявитель просит отменить решение аукционной комиссии по лотам N 2, N 8, указанное в протоколе рассмотрения заявок на участие в аукционе от 06.12.2010, выдать организатору аукциона предписание о возврате собственнику муниципального имущества, переданного в аренду ООО "Управление домом" и ИП Болтачеву или обратиться в суд с заявлением о расторжении договоров аренды, обязать организатора аукциона объявить повторные торги по лотам N 2 и N 8 с соблюдением требований действующего законодательства Российской Федерации и привлечь виновных лиц к административной ответственности за допущенное нарушение антимонопольного законодательства Российской Федерации.
19.01.2011 Бурятским УФАС России возбуждено дело N 02-03/6-2011 по признакам нарушения администрацией части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Определением от 19.01.2011 о назначении дела N 02-03/6-2011 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению рассмотрение дела назначено на 04.02.2011 в 13:00 часов.
В связи с отсутствием надлежащего уведомления заинтересованного лица ИП Болтачева о дате и времени рассмотрения дела N 02-03/6-2011 Комиссия определила отложить рассмотрение дела N 02-03/6-2011 о нарушении антимонопольного законодательства на 24.02.2011 в 14:00 часов.
24.02.2011 Комиссия приняла решение об отложении рассмотрения дела N 02-03/6-2011 в связи с необходимостью получения разъяснений от Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Бурятия (далее - Управление Росприроднадзора по РБ) по лицензионному законодательству в сфере полномочий Управления Росприроднадзора по РБ.
Ответчик представил письменный отзыв на заявление ООО "БИТ" (исх. от 27.12.2010 N 727) и поясняет следующее:
в соответствии с пунктом 18 Правил проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, утвержденных Приказом ФАС России от 10.02.2010 N 67 (далее - Правила проведения конкурсов или аукционов) участники аукциона должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации к таким участникам.
По мнению ответчика, такие требования предусмотрены только Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов). Кроме того, администрация указывает, что требования к участникам аукциона о том, что такие участники должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, содержатся в документации об аукционе.
Администрация считает, что правомерно отказала ООО "БИТ" в допуске к участию в аукционе по лотам N 2 и N 8 по основанию отсутствия в выписке из ЕГРЮЛ и в уставе ООО "БИТ" таких видов деятельности как вывоз жидких бытовых отходов и благоустройство и ремонт дорог.
Ранее, 30.11.2010 администрацией был проведен открытый аукцион по определению подрядчика в целях заключения с ним муниципального контракта на выполнение работ по благоустройству и ремонту дорог в поселке Таксимо в соответствии с Законом о размещении заказов. Администрация поясняет, что кроме указанного основания для отказа ООО "БИТ" в участии в открытом аукционе по лоту N 8 имеется еще причина, связанная с тем, что муниципальный контракт на выполнение работ по благоустройству и ремонту дорог заключен с единственным участником аукциона - ИП Болтачевым ООО "БИТ" заявку на участие в аукционе на выполнение работ по благоустройству и ремонту дорог в поселке Таксимо не подавало. Техника, выставленная на открытый аукцион по лоту N 8, предназначалась для работ по благоустройству и ремонту дорог, в связи с этим и договор аренды муниципального имущества был заключен с ИП Болтачевым.
Кроме этого, ответчик указывает, что ООО "БИТ" не представило документа из налогового органа, подтверждающего отсутствие задолженности по начисленным налогам, сборам и иным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год, размер которого превышает 25 % балансовой стоимости активов по данным бухгалтерской отчетности.
ООО "Управление домом", являющееся участником аукциона по лоту N 2, представило письменные пояснения по делу N 02-03/6-2011 (исх. от 21.02.2011 N 3).
ООО "Управление домом" не согласно с доводами, изложенными в заявлении ООО "БИТ" по следующим основаниям:
В соответствии со статьей 11 Закона о размещении заказов участник размещения заказа должен соответствовать требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов. Согласно лицензионному законодательству деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов подлежит лицензированию.
В учредительных документах ООО "БИТ" отсутствует вид деятельности по сбору и вывозу твердых и жидких бытовых отходов, в связи с этим ООО "Управление домом" считает, что аукционная комиссия обоснованно отклонила заявку ООО "БИТ" от участия в аукционе по лоту N 2.
ИП Болтачев, являющийся участником аукциона по лоту N 8, представил письменные пояснения по делу N 02-03/6-2011 о нарушении антимонопольного законодательства.
ИП Болтачев считает, что аукционная комиссия обоснованно отказала ООО "БИТ" в допуске к участию в аукционе по лоту N 8, так как ООО "БИТ" не осуществляет деятельность по благоустройству и ремонту дорог.
Кроме того, ИП Болтачев полагает, что поскольку муниципальный контракт на выполнение работ по благоустройству и ремонту дорог заключен с ним, соответственно техника, предназначенная для выполнения указанных работ и выставленная на аукцион по лоту N 8, должна быть передана ему в аренду.
Оценив доказательства и обоснованность доводов, представленных в письменном виде в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, Комиссия пришла к следующим выводам: из анализа представленных документов по открытому аукциону следует, что организатором открытого аукциона является администрация.
Даты начала и окончания подачи заявок на участие в аукционе установлены с 3 ноября 2010 г. по 3 декабря 2010 г.
Дата вскрытия и рассмотрения заявок на участие в аукционе - 6 декабря 2010 года.
Дата проведения аукциона - 6 декабря 2010 года.
Критерии выбора победителя аукциона - наибольший размер ежемесячной арендной платы.
Срок договора аренды недвижимого имущества - с момента заключения договора до 31 декабря 2013 года.
В документации об аукционе указаны следующие требования к участникам аукциона: "участником аукциона может быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения, а также места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, претендующее на заключение договора. Вышеназванные лица не должны находиться в стадии ликвидации, банкротства и их деятельность не должна быть приостановлена в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. Участник аукциона не может иметь задолженности по уплате налогов в бюджеты всех уровней и отчислений в государственные внебюджетные фонды в размере, превышающем 25% от балансовой стоимости его активов".
Открытый аукцион проведен по 11 лотам.
Заявитель - ООО "БИТ" принял участие в аукционе по лотам N 2 и N 8:
- лот N 2 - предоставление в аренду комплекса специализированной техники, в количестве 8 единиц транспортного средства (КО-503В вакуумная для очистки выгребных ям, КО-440-2 мусоровоз с боковой загрузкой - 3 шт., КО-503В-2 вакуумная для очистки выгребных ям, машина илососная КО 507А-2, мусоровоз КО-440-7, машина ГАЗ-3309 мусоровоз КО-440-2 с боковой загрузкой).
Целевое назначение муниципального имущества - сбор и вывоз твердых бытовых отходов (ТБО) и жидких бытовых отходов (ЖБО) в поселке Таксимо.
Начальный размер годовой арендной платы установлен в размере 359 441 руб.;
- лот N 8 - предоставление в аренду специализированной техники в количестве 5 единиц транспортного средства (Бульдозер-погрузчик Амкадор - 113, разбрасыватель песка Л-415, автогрейдер ГС-1001, прицеп-установка для регенерации асфальтобетона ПМ-107, машина универсальная ПМ-3 (прицеп тракторный).
Целевое назначение муниципального имущества - благоустройство и ремонт дорог в поселке Таксимо.
Начальный размер годовой арендной платы составляет 72 913 руб.
В открытом аукционе кроме ООО "БИТ" по лоту N 2 приняло участие ООО "Управление домом", по лоту N 8 - ИП Болтачев.
Открытый аукцион по лотам N 2, N 8 признан несостоявшимся.
24.12.2010 по лоту N 2 заключен договор аренды муниципального имущества N 7 с ООО "Управление домом".
24.12.2010 по лоту N 8 заключен договор аренды муниципального имущества N 11 с ИП Болтачевым.
1. В нарушение пункта 103 и подпункта 5 пункта 114 Правил проведения конкурсов или аукционов администрацией в извещении о проведении открытого аукциона и в документации об аукционе указан срок начала и окончания подачи заявок на участие в аукционе с 03.11.2010 по 03.12.2010, т.е. установлено 30 календарных дней вместо 30 рабочих дней.
Таким образом, организатором аукциона необоснованно и незаконно сокращен срок подачи заявок на участие в открытом аукционе, что потенциально приводит или может привести к снижению количества участников торгов, следовательно, и к ограничению конкуренции.
2. В нарушение подпункта 6 пункта 114 Правил проведения конкурсов или аукционов организатор торгов не установил требования к участнику аукциона, установленные пунктом 18 настоящих Правил.
В соответствии с пунктом 18 Правил проведения конкурсов или аукционов участники конкурсов или аукционов должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации к таким участникам.
Предметом аукциона по лоту N 2 является предоставление в аренду муниципального имущества в виде комплекса специализированной техники для сбора и вывоза ТБО И ЖБО в п. Таксимо.
В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению опасных отходов подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Подпунктом 74 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) установлено, что деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности подлежит лицензированию.
Согласно Федеральному классификационному каталогу отходов, утвержденному приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 02.12.2002 N 786 (с изменениями от 30.06.2003), отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные) соответствуют коду 91100100 01 00 4, т.е. отнесены к отходам IV класса опасности. В соответствии с письмом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 02.02.2010 N 00-07-12/308 "О паспортизации опасных отходов" наименование вида отходов "отходы из выгребных ям жидкие" соответствуют коду 951 001 02 02 01 4 и отнесены к отходам IV класса опасности.
В письме Управления Росприроднадзора по РБ (исх. от 03.03.2011 N ЛМ-04-58) также содержится информация о том, что данные виды деятельности (сбор и вывоз ТБО и ЖБО IV класса опасности) подлежат лицензированию.
Кроме того, Управление Росприроднадзора по РБ указало, что ООО "БИТ" и ООО "Управление домом" такие лицензии не имеют.
Организатор аукциона обязан был предусмотреть в документации об аукционе требование о соответствии участников аукциона требованиям, установленным законодательством Российской Федерации к таким участникам, т.е. о предоставлении соответствующей лицензии от участников аукциона.
В заявке ООО "Управление домом" на участие в аукционе по лоту N 2 отсутствует лицензия, выданная ООО "Управление домом" на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности.
Таким образом, неустановление администрацией требования, предусмотренного пунктом 18 Правил проведения конкурсов или аукционов, привело к необоснованному допуску к участию в аукционе по лоту N 2 ООО "Управление домом" и незаконному заключению с ним договора аренды муниципального имущества.
Следовательно, в действиях администрации содержится нарушение части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
3. Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе от 06.12.2010 аукционная комиссия отказала в допуске ООО "БИТ" к участию в аукционе по лотам N 2, N 8, основанием для отказа послужило то, что в уставе и в выписке из ЕГРЮЛ ООО "БИТ" отсутствует регистрация на данные виды работ - вывоз жидких бытовых отходов и благоустройство и ремонт дорог.
Согласно части 1 статьи 49 ГК РФ коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом, могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом. Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).
Коммерческие организации обладают общей правоспособностью, т.е. вправе заниматься любыми видами деятельности, не запрещенными законом; ограничением может быть только необходимость получения лицензии.
По лоту N 2: В соответствии со статьей 17 Закона о лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности подлежит лицензированию.
Заявка на участие в аукционе ООО "БИТ" по лоту N 2 не содержит соответствующей лицензии.
Кроме того, согласно подпункту "б" пункта 121 Правил проведения конкурсов или аукционов заявка на участие в аукционе должна содержать, в том числе полученную не ранее чем за шесть месяцев до даты размещения на официальном сайте торгов извещения о проведении аукциона выписку из единого государственного реестра юридических лиц или нотариально заверенную копию такой выписки (для юридических лиц), полученную не ранее чем за шесть месяцев до даты размещения на официальном сайте торгов извещения о проведении аукциона выписку из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или нотариально заверенную копию такой выписки (для индивидуальных предпринимателей), копии документов, удостоверяющих личность (для иных физических лиц), надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранных лиц), полученные не ранее чем за шесть месяцев до даты размещения на официальном сайте торгов извещения о проведении аукциона.
Копия выписки из Единого государственного реестра юридических лиц, представленная в составе заявки ООО "БИТ" по лоту N 2, заверена печатью организации в нарушение подпункта "б" пункта 121 Правил проведения конкурсов или аукционов и подпункта "б" пункта 20 документации об аукционе.
Таким образом, аукционная комиссия при проведении аукциона по лоту N 2 должна была отклонить заявку ООО "БИТ" по основанию отсутствия соответствующей лицензии и непредставления в составе заявки на участие в аукционе оригинала или копии нотариально заверенной выписки из ЕГРЮЛ.
По лоту N 8: в соответствии с Законом о лицензировании деятельность по обеспечению благоустройства и ремонта дорог не подлежит лицензированию.
Отсутствие в уставе и в выписке из ЕГРЮЛ ООО "БИТ" указания на вид работ "благоустройство и ремонт дорог" не может являться основанием для отказа ООО "БИТ" в допуске к участию в аукционе по лоту N 8.
Вместе с тем, копия выписки из ЕГРЮЛ, представленная в составе заявки ООО "БИТ" по лоту N 8 заверена печатью организации в нарушение подпункта "б" пункта 121 Правил проведения конкурсов или аукционов и подпункта "б" пункта 20 документации об аукционе.
Правомерным основанием для отказа в допуске ООО "БИТ" к участию в аукционе по лоту N 8 является непредставление в составе заявки на участие в аукционе ООО "БИТ" оригинала или копии нотариально заверенной выписки из ЕГРЮЛ.
Следовательно, заявка ООО "БИТ" по лотам N 2, N 8 не соответствует требованиям действующего законодательства и требованиям документации об аукционе и подлежит отклонению в соответствии с подпунктом 1 пункта 24 Правил проведения конкурсов или аукционов.
4. Довод администрации о непредставлении документа из налогового органа, подтверждающего отсутствие задолженности по начисленным налогам, сборам и иным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год, размер которого превышает 25 % балансовой стоимости активов по данным бухгалтерской отчетности, является несостоятельным.
В соответствии с пунктом 20 Правил проведения конкурсов или аукционов организатор аукциона, аукционная комиссия вправе запрашивать информацию и документы в целях проверки соответствия участника аукциона требованиям, указанным в пункте 18 настоящих Правил, у органов власти в соответствии с их компетенцией и иных лиц, за исключением лиц, подавших заявку на участие в соответствующем аукционе. При этом организатор аукциона, аукционная комиссия не вправе возлагать на участников аукциона обязанность подтверждения соответствие данным требованиям.
В заявке на участие в аукционе на право заключения договора аренды муниципального имущества (форма N 1), подписанной руководителем ООО "БИТ", содержится указание об отсутствии такой задолженности.
В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Таким образом, в действиях администрации содержится нарушение части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, выразившееся в необоснованном и незаконном сокращении сроков подачи заявок на участие в открытом аукционе, а также в отсутствии требования к участникам аукциона о соответствии требованиям, установленным законодательством Российской Федерации к таким участникам, которое привело к необоснованному допуску к участию в аукционе по лоту N 2 ООО "Управление домом" и незаконному заключению с ним договора аренды муниципального имущества, что приводит или может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия решила:
1. Признать администрацию МО ГП "п. Таксимо" нарушившей часть 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции в части необоснованного и незаконного сокращения сроков подачи заявок на участие в открытом аукционе, а также отсутствия требования к участникам аукциона о соответствии требованиям, установленным законодательством Российской Федерации к таким участникам, которое привело к необоснованному допуску к участию в аукционе по лоту N 2 ООО "Управление домом" и незаконному заключению с ним договора аренды муниципального имущества, что приводит или может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
2. Основания для выдачи предписания отсутствуют.
3. Имеются основания для обращения в суд с иском о признании указанного открытого аукциона по лоту N 2 и заключенного по результатам аукциона договора аренды недействительными.
4. Передать соответствующие материалы должностному лицу Бурятского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении.
5. Передать в прокуратуру материалы в отношении ООО "Управление домом" об осуществлении деятельности по сбору и вывозу твердых и жидких бытовых отходов IV класса опасности без специального разрешения (лицензии) для принятия мер прокурорского реагирования.
Председатель Комиссии |
<_> |
Члены Комиссии |
<_> |
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия от 31 марта 2011 г. N 02-03/6-2011
Текст решения размещен на сайте Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия http://buryatia.fas.gov.ru