Апелляционное определение СК по гражданским делам Орловского областного суда от 24 января 2018 г. по делу N 33-160/2018

 

Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:

председательствующего Курлаевой Л.И,

судей Коротченковой И.И, Ларионовой С.В,

при секретаре Агибалове В.С,

в открытом судебном заседании рассмотрела гражданское дело по иску Новиковой Татьяны Алексеевны к публичному акционерному обществу "Сбербанк России" о защите прав потребителей,

по апелляционной жалобе Новиковой Татьяны Алексеевны на решение Советского районного суда "адрес" от "дата", которым исковые требования оставлены без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Коротченковой И.И, выслушав представителя Новиковой Т.А. по доверенности Кондрашова С.В, поддержавшего доводы жалобы, возражения представителя публичного акционерного общества "Сбербанк России" Репецкой Ю.В, изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

Новикова Т.А. обратилась в суд с иском к публичному акционерному обществу (далее - ПАО) "Сбербанк России" о защите прав потребителей.

В обоснование заявленных требований указала, что "дата" между ней и Орловским отделением ПАО "Сбербанк России" заключен договор банковского обслуживания дебетовой карты Сбербанк - Maestro Социальная.

В этот же день по условиям договора карта подключена к услуге "Мобильный банк" - по номеру оператора сотовой связи ВымпелКом

+ N.

"дата" истец обратилась с заявлением в Орловское отделение

ПАО "Сбербанк России" о подключении к карте мобильного номера

N оператора сотовой связи МТС.

"дата" на номер мобильного телефона N поступило сообщение о банковских операциях. Из детализации операций по счету ей стало известно о том, что за период с "дата" по "дата" с ее счета были сняты денежные средства в сумме ФИО10 по средствам услуги "Мобильный банк" с телефона + N, которым она несколько лет не пользуется.

Полагая, что она своевременно уведомила ответчика о смене мобильного номера и, соответственно, об отключении услуги "Мобильный банк" от старого номера, просит суд взыскать с ПАО "Сбербанк России" убытки в размере ФИО11 в части незаконно списанных со счета денежных средств, неустойку в сумме ФИО12, штраф в размере 50% от суммы удовлетворенных судом требований, компенсацию морального вреда в размере ФИО13

Судом постановлено обжалуемое решение.

В апелляционной жалобе Новикова Т.А. просит отменить решение суда и вынести новое об удовлетворении заявленных требований.

Указывает, что сотрудниками банка ей не были разъяснены последствия смены номера телефона, а также ей не было предложено написать заявление об отключении ранее подключенного номера от услуги "Мобильный банк".

Полагает, что ответчик предоставил ей информацию не в полном объеме, то есть оказал услугу ненадлежащего качества, тем самым нарушил ее права.

На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы (ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия приходит к выводу об оставлении решения суда без изменения, а апелляционной жалобы без удовлетворения по следующим основаниям.

Согласно п. 1 ст. 845 Гражданского кодекса Российский Федерации (далее - ГК РФ) по договору банковского счета банк обязуется принимать и зачислять поступающие на счет, открытый клиенту (владельцу счета), денежные средства, выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведении других операций по счету.

В соответствии с п. 3 ст. 847 ГК РФ договором может быть предусмотрено удостоверение прав распоряжения денежными суммами, находящимися на счете, электронными средствами платежа и другими документами с использованием в них аналогов собственноручной подписи (п. 2 ст. 160), кодов, паролей и иных средств, подтверждающих, что распоряжение дано уполномоченным на это лицом.

В силу п. 2.3 Положения о правилах осуществления перевода денежных средств (утв. Банком России 19.06.2012 N 383-П) удостоверение права распоряжения денежными средствами при приеме к исполнению распоряжения в электронном виде осуществляется банком посредством проверки электронной подписи, аналога собственноручной подписи и (или) кодов, паролей, иных средств, позволяющих подтвердить, что распоряжение в электронном виде подписано и (или) удостоверено в соответствии с п. 1.24 настоящего Положения.

Согласно п. 1.24 Положения распоряжение плательщика в электронном виде, реестр (при наличии) подписываются электронной подписью (электронными подписями), аналогом собственноручной подписи (аналогами собственноручных подписей) и (или) удостоверяются кодами, паролями и иными средствами, позволяющими подтвердить, что распоряжение (реестр) составлено (составлен) плательщиком или уполномоченным на это лицом (лицами).

По правилам ст. 854 ГК РФ списание денежных средств со счета осуществляется банком на основании распоряжения клиента. Без распоряжения клиента списание денежных средств, находящихся на счете, допускается по решению суда, а также в случаях, установленных законом или предусмотренных договором между банком и клиентом.

Согласно постановления Пленума Верховного Суда РФ N 13, Пленума ВАС РФ N 14 от 08.10.1998 "О практике применения положений Гражданского кодекса Российской Федерации о процентах за пользование чужими денежными средствами" при необоснованном списании, то есть списании, произведенном в сумме большей, чем предусматривалось платежным документом, а также списании без соответствующего платежного документа либо с нарушением требований законодательства, неустойка начисляется со дня, когда банк необоснованно списал средства, и до их восстановления на счете по учетной ставке Банка России на день восстановления денежных средств на счете.

Судом установлено и следует из материалов дела, что 25.03.2008 между Новиковой Т.А. и Орловским отделением ПАО "Сбербанк России" заключен договор банковского обслуживания дебетовой карты Сбербанк - Maestro Социальная, в соответствии с которым на имя Новиковой Т.А. открыт счет (л.д. 39).

По условиям договора карта подключена к услуге "Мобильный банк" - по номеру сотовой связи + N.

Из п.п. 3, 4, 5 заявления следует, что Новикова Т.А. ознакомилась и обязалась соблюдать Условия предоставления услуги "Мобильный банк", получила руководство по использованию Мобильного банка, была согласна с тем, что Сбербанк России может присылать на мобильный номер информацию по указанной банковской карте, о чем свидетельствует ее подпись (л.д. 39).

Пунктом 3.1.6 Условий использования дебетовой карты Сбербанк - Maestro Социальная, предусмотрена обязанность держателя карты письменно информировать банк по месту выдачи карты об изменении данных, указанных в заявлении на получение карты (в том числе дополнительных), в течение семи рабочих дней с даты их изменения (л.д. 39 - оборотная сторона).

Согласно Условиям предоставления услуг "Мобильного банка", услуга "Мобильный банк" по карте предоставляется до отключения от "Мобильного банка" на основании заявления (отключение производится банком в течение трех рабочих дней с даты оформления заявления) (абз. 3 п. 1.6).

В судебном заседании Новикова Т.А. не оспаривала факт того, что она была ознакомлена и получила на руки Условия предоставления услуги "Мобильный банк".

"дата" Новикова Т.А. обратилась в ПАО "Сбербанк России" с заявлением о подключение к дебетовой карте услуги "Мобильный банк" на N (л.д. 7).

Судом установлено, что с "дата" по "дата" с номера

+ N отправлялись смс - распоряжения для оплаты с карты MAES1704 телефона + N следующие дни: "дата" на сумму ФИО14, "дата" на сумму ФИО15, "дата" на сумму ФИО16, "дата" на сумму ФИО17, "дата" на сумму ФИО18, "дата" на сумму ФИО19 (л.д. 33 - 34).

Из сведений сотового оператора БиЛайн от "дата" N следует, что с "дата" по "дата" владельцем номера + N являлся ФИО1 (л.д. 23-24).

Из истории смс - уведомлений следует, что владелец указанного номера осуществлял операции по списанию исключительно в связи с наличием "Мобильного банка" с помощью опции "быстрый платеж"

(л.д. 25-32).

"дата" в адрес ПАО "Сбербанк России" поступило заявление Новиковой Т.А. на отключение услуги "Мобильный банк" с номера телефона + N, в связи с чем, "дата" данная услуга была отключена (л.д. 41).

Из материалов дела следует, что "дата" в адрес ПАО "Сбербанк России" направлена претензия о возврате в добровольном порядке денежных средств незаконно списанных со счета истца (л.д. 8-10).

Установлено, что "дата" в адрес представителя Новиковой Т.А. - Кондрашова С.В. направлен ответ, об отказе в добровольном порядке удовлетворить требования истца, указано, что возмещение ущерба должно быть рассмотрено в рамках уголовного дела (л.д. 43).

Установив изложенные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Новиковой Т.А, так как со стороны ответчика отсутствуют нарушения прав и законных интересов истца как потребителя услуги по банковской карте, поскольку порядок отключения услуги "Мобильный банк" истцом соблюден не был.

Учитывая, что решение постановлено судом с соблюдением норм материального и процессуального права, основано на исследованных в судебном заседании доказательствах, судебная коллегия находит его законным и обоснованным.

Ссылка истца на то, что она своевременно уведомила ответчика о смене мобильного номера и, соответственно, об отключении услуги "Мобильный банк" от старого номера, несостоятельна.

В соответствии с п. 8.4 Порядка предоставления услуг по международным банковским картам по средствам мобильной связи N-р (с учетом изменений N), прекращение предоставления услуг на мобильный телефон, либо отключение карты от мобильного телефона/подключение карты к мобильному телефону производится на основании заявления основного держателя, поданного в любом подразделении Банка.

Как уже указывалось выше "дата" Новикова Т.А. обратилась в ПАО "Сбербанк России" с заявлением о подключение к дебетовой карте услуги "Мобильный банк" на N, при этом заявление об отключении карты от мобильного телефона с номером + N в адрес ответчика не поступало, таким образом услуга "Мобильный банк" продолжала действовать.

Согласно материалам дела, денежные средства со счета истца списаны в период с "дата" по "дата" путем направления электронных сообщений о перечислении денежных средств с использованием телефонного номера истца + N, подключенного к услуге "Мобильный банк".

При таких обстоятельствах действия банка по списанию денежных средств с карты истца нельзя признать нарушающими права истца, поскольку они соответствуют приведенным выше условиям договора на обслуживание карты Сбербанка. Вследствие этого доводы апелляционной жалобы истца о том, что ответчик предоставил услугу ненадлежащего качества, не нашли своего подтверждения предоставленными суду доказательствами.

Другие доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо новых обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда первой инстанции или опровергали выводы судебного решения, направлены на иную оценку собранных по делу доказательств, не влияют на правильность принятого судом решения, в связи с чем, не могут служить основанием к отмене решения суда.

Таким образом, правоотношения сторон и закон, подлежащий применению, определены судом первой инстанции правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании представленных доказательств, оценка которым дана с соблюдением требований ст. 67 ГПК РФ.

При таких обстоятельствах не имеется оснований для отмены вынесенного решения, выводы суда являются законными и обоснованными.

Руководствуясь статьями 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда

определила:

решение Советского районного суда "адрес" от "дата" оставить без изменения, апелляционную жалобу Новиковой Татьяны Алексеевны - без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.