Московский городской суд в составе председательствующего судьи Баталовой И.С. при секретаре Головкиной Е.В. с участием прокурора Слободина С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-3111/2017 по административному исковому заявлению ООО "Мостранскомплект" об оспаривании отдельных положений постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость",
УСТАНОВИЛ:
В соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации 28 ноября 2014 года Правительством Москвы принято постановление N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", которое опубликовано 28 ноября 2014 года на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru и 2 декабря 2014 года в "Вестнике Мэра и Правительства Москвы" N 67.
Пунктом 1 постановления (в первоначальной редакции) утвержден Перечень объектов недвижимого имущества (зданий, строений и сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2015 год и последующие налоговые периоды в соответствии со статьей 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" (приложение 1) (далее - Перечень на 2015 год).
Постановлением Правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N 789-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП", перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, изложен в новой редакции и определен по состоянию на 1 января 2017 года.
В пункт *** перечня в редакции Постановления Правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N 789-ПП (по состоянию на 1 января 2017 года) включено здание с кадастровым номером *** по адресу: ***.
В пункт *** перечня в редакции Постановления Правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N 789-ПП (по состоянию на 1 января 2017 года) включено здание с кадастровым номером ***по адресу: ***.
В пункт *** перечня в редакции Постановления Правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N 789-ПП (по состоянию на 1 января 2017 года) включено здание с кадастровым номером ****** по адресу: ***.
В пункт *** перечня в редакции Постановления Правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N 789-ПП (по состоянию на 1 января 2017 года) включено здание с кадастровым номером ****** по адресу: ***.
В пункт *** перечня в редакции Постановления Правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N 789-ПП (по состоянию на 1 января 2017 года) включено здание с кадастровым номером ****** по адресу: ***.
В пункт *** перечня в редакции Постановления Правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N 789-ПП (по состоянию на 1 января 2017 года) включено здание с кадастровым номером ****** по адресу: ***.
В пункт *** перечня в редакции Постановления Правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N 789-ПП (по состоянию на 1 января 2017 года) включено здание с кадастровым номером *** по адресу: *** Все здания принадлежат административному истцу на праве собственности.
Административный истец обратился в Московский городской суд с требованиями о признании недействующими указанных выше пунктов постановления Правительства Москвы N 700-ПП от 28 ноября 2014 года, указывая, что здания расположены на земельных участках, вид разрешенного использования которых не предусматривает размещение на них административно-деловых, офисных, торговых зданий; фактически здания не используются для осуществления торговой деятельности, деятельности по оказанию услуг общественного питания и бытового обслуживания.
В судебном заседании представители административного истца Егорова Т.В, Ушаков П.П. административные исковые требования поддержали в полном объеме, правомочия Правительства Москвы на принятие обжалуемого нормативного правового акта не оспаривал.
Представитель Правительства Москвы Снегирева А.И. в судебном заседании возражала против удовлетворения требований по доводам, изложенным в письменном отзыве.
Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, оценив оспариваемые административным истцом положения нормативного правового акта на соответствие федеральным законам и иным нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Слободина С.А, полагавшего заявленные требования подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.
В судебном заседании стороны полномочия Правительства Москвы по изданию оспариваемого в части нормативного правового акта не оспаривали.
Проанализировав положения действующего законодательства, суд полагает, что Правительство Москвы является органом, который обладал достаточной компетенцией для принятия названного нормативного правового акта.
Так, подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Статьей 14 и пунктом 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено, что налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с Кодексом законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации должен не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определить на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база будет определяться как кадастровая стоимость, и направить перечень в электронной форме в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества, а также разместить перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" ( пункт 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).
Состав сведений, подлежащих включению в соответствующий перечень, определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в сфере налогов и сборов ( пункт 1 статьи 4 Федерального закона от 2 ноября 2013 года N 307-ФЗ).
Таким уполномоченным органом на основании пункта 1 статьи 44 Устава города Москвы, утвержденного Московской городской Думой 28 июня 1995 года, пунктом 9 статьи 11 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 года N 65 "О Правительстве Москвы" является Правительство Москвы, в связи с чем суд приходит к выводу, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах компетенции Правительства Москвы.
В соответствии с требованиями Закона г. Москвы от 8 июля 2009 года N 25 "О правовых актах города Москвы" оспариваемое постановление N 700-ПП подписано Мэром Москвы, опубликовано на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru 28 ноября 2014 года и в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 67, 2 декабря 2014 года, его форма соответствует требованиям статьи 19 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 года N 65 "О Правительстве Москвы".
Таким образом, суд считает, что постановление Правительства Москвы N 700-ПП от 28 ноября 2014 года введено в действие и опубликовано в установленном порядке.
Оспариваемый нормативный правовой акт затрагивает права административного истца в части уплаты налога на имущество организаций, объектом налогообложения по которому в силу пункта 1 статьи 374 Налогового кодекса РФ является движимое и недвижимое имущество, а налоговая база отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость.
На основании статьи 383 Налогового кодекса РФ и статьи 3 Закона г. Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" на административном истце лежит обязанность по уплате налога на имущество за 2017 год в отношении спорных зданий исходя из их кадастровой стоимости.
Соответственно, оспариваемым нормативным правовым актом затрагиваются права административного истца как налогоплательщика, и он вправе обращаться в суд с соответствующим административным иском.
Согласно пункту 1 и 2 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" (в редакции, действующей с 01 января 2017 года) налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении:
1) административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешенного использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) общей площадью свыше 1000 кв. метров и помещений в них, фактически используемых в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
На основании приведенных выше норм федерального закона и закона города Москвы налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении нежилых зданий (строений, сооружений) и помещений в них, которые отвечают хотя бы одному из следующих условий:
- здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
- здание (строение, сооружение) предназначено для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения;
- здание (строение, сооружение) фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом под фактическим использованием признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры.
При наличии одного из приведенных условий объект недвижимости признается административно-деловым центром, уплата налога в отношении него осуществляется исходя из кадастровой стоимости.
Судом установлено, что административному истцу на праве собственности принадлежат следующие объекты недвижимого имущества: здание с кадастровым номером *** по адресу: ***, здание с кадастровым номером ***по адресу: ***, ***, здание с кадастровым номером ******по адресу: ***, здание с кадастровым номером *** по адресу: ***, здание с кадастровым номером *** по адресу: ***, здание с кадастровым номером *** по адресу: ***, здание с кадастровым номером ***1020 по адресу: ***, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права (л.д.44-50).
Здания включены в оспариваемый Перечень под пунктами ***
Согласно акту обследования недвижимости N 9045370/1, составленному Госинспекцией по недвижимости 15.06.2015г. здания используются под склады, одно из зданий используется как насосная станция (л.д.42-43).
Здания расположены на земельном участке с кадастровым номером ***62.
В результате раздела данного земельного участка были образованы земельные участки с кадастровыми номерами ***4555, ***4557, ***4552.
21.12.2016г. сведения об указанных земельных участках внесены в кадастр недвижимости ЕГРН.
Представитель административного ответчика в судебном заседании пояснил, что здания внесены в оспариваемый Перечень в соответствии с пунктом 1 статьи 1.1 Закона г. Москвы "О налоге на имущество организаций" исходя из вида разрешенного использования земельного участка на которых они расположены.
Как указал представитель административного ответчика, согласно данным публичной кадастровой карты, земельный участок с кадастровым номером ***62, на котором расположены здания, имеет вид разрешенного использования "участки смешанного размещения общественно-деловых и производственных объектов" (1.2.3, 1.2.7, 1.2.9, 1.2.13), что предполагает возможность размещения на данном участке общественно-деловых объектов.
В ходе рассмотрения дела по существу судом сделан запрос в филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Москве с целью установления в границах каких земельных участков расположены здания административного истца.
Согласно ответу филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Москве по состоянию на 01.01.2017г. здания с кадастровыми номерами ***1226, ***1019, ***1020 расположены в границах земельного участка с кадастровым номером ***4555.
Земельный участок с указанным выше кадастровым номером предоставлен административному истцу по договору аренды от 17.03.2017г. (л.д.210). Пунктом 1.1. договора предусмотрено, что участок предоставлен для целей эксплуатации здания насосной и складских зданий.
Приложением к договору аренды является выписка из ЕГРН, в которой указаны виды разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером ***4555. В отношении указанного земельного участка установлены следующие виды разрешенного использования: склады (6.9)(земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (1.2.9)); коммунальное обслуживание (3.1).
Таким образом, данный вид разрешенного использования земельного участка не предполагает размещение на нем офисных, торгово-деловых зданий, зданий общественного питания и бытового обслуживания.
Согласно ответу филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Москве по состоянию на 01.01.2017г. здания с кадастровыми номерами ***1228, ***1259, ***1020 расположены в границах земельного участка с кадастровым номером ***4552.
Земельный участок с указанным выше кадастровым номером предоставлен административному истцу по договору аренды от 16.03.2017г. (л.д.196). Пунктом 1.1. договора предусмотрено, что участок предоставлен для целей эксплуатации зданий под склады.
Приложением к договору аренды является выписка из ЕГРН, в которой указаны виды разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером ***4552 (л.д.205). В отношении указанного земельного участка установлены следующие виды разрешенного использования: склады (6.9)(земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (1.2.9)).
Данный вид разрешенного использования земельного участка не предполагает размещение на нем офисных, торгово-деловых зданий, зданий общественного питания и бытового обслуживания.
В силу пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 3 Закона города Москвы от 19 декабря 2007 г. N 48 "О землепользовании в городе Москве" до утверждения правил землепользования и застройки в городе Москве полномочиями по установлению видов разрешенного использования земельных участков наделено Правительство Москвы.
Порядок установления вида разрешенного использования земельного участка применительно к городу Москве в период до принятия правил землепользования и застройки, установлен в постановлении Правительства Москвы от 28 апреля 2009 г. N 363-ПП "О мерах по обеспечению постановки на государственный кадастровый учет земельных участков в городе Москве".
Федеральным законом от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору (часть 11 статьи 34).
Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденными приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15 февраля 2007 года N 39 (далее также Методические указания), определены виды разрешенного использования земельных участков, в том числе: земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (1.2.5) ; земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (1.2.7) ; земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (1.2.9) ; земельные участки, предназначенные для размещения административных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии (1.2.17).
По смыслу пунктов 3 и 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, вид разрешенного использования земельных участков, который предполагает расположение на них офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, а также торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, соответствует предусмотренной Методическими указаниями группе видов разрешенного использования: земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (1.2.7) ; земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (1.2.5).
В данном случае вид разрешенного использования земельных участков, на котором расположены здания с кадастровыми номерами ***1019, ***1020, ***1226, ***1228, ***1259 установлен в соответствии с кодом 1.2.9 "земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок", что не соответствует ни коду 1.2.7, ни коду 1.2.5 по классификации групп видов разрешенного использования.
Таким образом, поскольку вид разрешенного использования земельных участков, на котором расположены здания с кадастровыми номерами ***1019, ***1020, ***1226, ***1228, ***1259 не соответствует критериям, установленным п.п. 3, 4 ст. 378.2 НК РФ и ст. 1.1 Закона город Москвы "О налоге на имущество организаций", включение указанных зданий в оспариваемые п.п. 10916, 10917, 10972, 10974, 10982 противоречит положениям законодательства, имеющего большую юридическую силу.
Согласно ответу филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Москве по состоянию на 01.01.2017г. здание с кадастровым номером *** расположено в границах земельных участков с кадастровыми номерами ***4552 и ***62; здание с кадастровым номером ***1225 расположено в границах земельных участков с кадастровыми номерами ***4557 и ***62.
Таким образом, указанные здания расположены в границах двух земельных участков: ***4552 (для здания по п. 10928) ***4557 (для здания по п. 10971) с видом разрешенного использования у каждого - "склады (6.9) (земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (1.2.9))"; а также оба здания пересекают земельный участок с кадастровым номером ***62 с видом разрешенного использования - "участки смешанного размещения общественно-деловых и производственных объектов (1.2.3/1.2.7/1.2.9/1.2.13)".
Как пояснил представитель административного ответчика, вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером ***62 явился основанием для включения трех вышеназванных объектов недвижимости в оспариваемый перечень.
В данном случае, вид разрешённого использования, установленный для земельного участка с кадастровым номером ***62, однозначно не свидетельствует о возможности размещения на нём офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения и решение вопроса о правомерности включения здания в Перечень должно быть выяснено с учётом фактического использования такого объекта недвижимости.
Постановлением Правительства Москвы 14.05.2014 N 257-ПП утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения.
В силу п. 1.2 названного Порядка и п. 4.6 Положения о Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 25.04.2012 N 184-ПП, уполномоченным органом города Москвы по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения независимо от прав собственности является Государственная инспекция по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы (далее - Госинспекция).
В материалы дела представлены сведения о проведенных обследованиях Госинспекцией в отношении зданий административного истца, с кадастровыми номерами ***1225, ***. Госинспекция пришла к выводу, что указанные здания не используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Таким образом, с учетом положений Методических указаний, неопределенность вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером ***62 и установленного вида фактического использования спорных зданий, рассматриваемые объекты недвижимого имущества, включенные в п.п. 10928, 10971 не соответствуют критериям п. 3 ст. 378.2. НК РФ и п. 1 ст. 1.1 Закона г. Москвы "О налоге на имущество организаций".
На основании изложенного, все оспариваемые п.п. 10916, 10917, 10928, 10971, 10972, 10974, 10982 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28.11.2014 N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (в ред. постановления Правительства Москвы от 29.11.2016 N 789-ПП) подлежат признанию недействующими с момента вступления в силу Перечня, с 01.01.2017.
На основании статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд, разрешая вопрос о распределении судебных расходов, понесенных по делу, взыскивает с Правительства Москвы в пользу административного истца расходы по уплате государственной пошлины в размере 4 500 рублей.
Излишне уплаченная истцом госпошлина в размере 27 000 руб. подлежит возврату истцу.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 КАС РФ сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании Правительства Москвы - "Вестник Мэра и Правительства Москвы".
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Московский городской суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление ООО "Мостранскомплект" об оспаривании отдельных положений постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" - удовлетворить.
Признать недействующими с 1 января 2017 года пункты *** приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции постановления Правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N 789-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП".
Взыскать с Правительства Москвы в пользу ООО "Мостранскомплект" расходы по уплате госпошлины в размере 4 500 руб.
Возвратить ООО "Мостранскомплект" излишне уплаченную госпошлину в размере 27 000 руб.
Сообщение о принятии настоящего решения подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в "Вестнике Мэра и Правительства Москвы". Если опубликование решения суда или сообщения о его принятии невозможно в установленный срок в связи с определенной периодичностью выпуска официального печатного издания, решение суда должно быть опубликовано по истечении установленного срока в ближайшем номере такого издания.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме через Московский городской суд.
Судья
Московского городского суда И.С. Баталова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.