Судебная коллегия апелляционной инстанции Московского городского суда в составе председательствующего Семченко А.В.,
судей Егоровой Ю.Г, Шаровой О.В,
при секретаре Чудиной А.А,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Егоровой Ю.Г.административное дело по апелляционной жалобе представителя Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы Шатихина Н.В.на решение Московского городского суда от 03 октября 2017 года, которым постановлено:
Административное исковое заявление закрытого акционерного общества "Индустриально-технологический центр" об установлении кадастровой стоимости нежилых помещений, равной их рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2016 года, удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером ****, площадью 1143,10 кв.м, расположенного по адресу: ****, равной рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2016 года в размере 61 254 000 (шестьдесят один миллион двести пятьдесят четыре тысячи) рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером ****, площадью 316,10 кв.м, расположенного по адресу: ****, равной рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2016 года в размере 16 942 000 (шестнадцать миллионов девятьсот сорок две тысячи) рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером ****, площадью 256,5 кв.м, расположенного по адресу: ****, равной рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2016 года в размере 13 756 000 (тринадцать миллионов семьсот пятьдесят шесть тысяч) рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером ****, площадью 947,7 кв.м, расположенного по адресу: ****, равной рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2016 года в размере 151 873 000 (сто пятьдесят один миллион восемьсот семьдесят три и тысячи) рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером ****, площадью 2852,80 кв.м, расположенного по адресу: ****, равной рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2016 года в размере 179 780 000 (сто семьдесят девять тысяч семьсот восемьдесят) рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером ****, площадью 2510,10 кв.м, расположенного по адресу: ****, равной рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2016 года в размере 385 791 000 (триста восемьдесят пять миллионов семьсот девяносто одна тысяча) рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером ****, площадью 1723,20 кв.м, расположенного по адресу: ****, равной рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2016 года в размере 270 131 000 (двести семьдесят миллионов сто тридцать одна тысяча) рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером ****, площадью 1061,40 кв.м, расположенного по адресу: ****, равной рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2016 года в размере 169 308 000 (сто шестьдесят девять миллионов триста восемь тысяч) рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером ****, площадью 489,20 кв.м, расположенного по адресу: ****, равной рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2016 года в размере 84 266 000 (восемьдесят четыре миллиона двести шестьдесят шесть тысяч) рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером ****, площадью 1057,20 кв.м, расположенного по адресу: ****, равной рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2016 года в размере 169 058 000 (сто шестьдесят девять миллионов пятьдесят восемь тысяч) рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером ****, площадью 137 кв.м, расположенного по адресу: ****, равной рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2016 года в размере 8 131 451 (восемь миллионов сто тридцать одна тысяча четыреста пятьдесят один) рубль.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером ****, площадью 692,30 кв.м, расположенного по адресу: ****, равной рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2016 года в размере 41 077 245 (сорок один миллион семьдесят семь тысяч двести сорок пять) рублей.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости нежилых помещений с кадастровыми номерами ****, **** в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Сведения о кадастровой стоимости, установленной настоящим решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1января 2017 года и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученной при проведении очередной государственной кадастровой оценки.
Датой обращения с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости нежилых помещений с кадастровыми номерами ****, **** считать дату обращения закрытого акционерного общества "Индустриально-технологический центр" в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости -29 мая 2017 года,
УСТАНОВИЛА:
ЗАО "Индустриально-технологический центр" обратилось в Московский городской суд с административным иском об установлении кадастровой стоимости нежилых помещений, расположенных по адресу: ****, равной их рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2016 года, а именно: в отношении помещения с кадастровым номером ****, площадью 1143,1 кв.м - в размере 61 254 000 рублей; в отношении помещения с кадастровым номером ****, площадью 316,1 кв.м - в размере 16 942 000 рублей; в отношении помещения с кадастровым номером ****, площадью 256,5 кв.м - в размере 13 756 000 рублей; в отношении помещения с кадастровым номером ****, площадью 947,7 кв.м - в размере 151 873 000 рублей; в отношении помещения с кадастровым номером ****, площадью 2852,8 кв.м - в размере 179 780 000 рублей; в отношении помещения с кадастровым номером ****, площадью 2510,1 кв.м - в размере 385 791 000 рублей; в отношении помещения с кадастровым номером ****, площадью 1723,2 кв.м - в размере 270 131 000 рублей; в отношении помещения с кадастровым номером ****, площадью 1061,4 кв.м - в размере 169 308 000 рублей; в отношении помещения с кадастровым номером ****, площадью 489,20 кв.м - в размере 84 266 000 рублей; в отношении помещения с кадастровым номером ****, площадью 1057,2 кв.м - в размере 169 068 000 рублей. Кроме того, истец просит установить кадастровую стоимость нежилых помещений, расположенных по адресу: ****, равной их рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2016 года, а именно: в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ****, площадью 137 кв.м - в размере 8 131 451 рубль; нежилого помещения с кадастровым номером ****, площадью 692,3 кв.м - в размере 41 077 243 рубля, в соответствии с отчетами об оценке, выполненными оценщиком ЗАО "Российская оценка".
Требования ЗАО "Индустриально-технологический центр" мотивированы тем, что административный истец является собственником указанных нежилых помещений, по итогам государственной кадастровой оценки кадастровая стоимость которых утверждена в размере 244 086 817,43 рублей, 72 116 125,58 рублей, 59 151 777,93 рублей, 204 325 882,72 рубля, 581 136 470,72 рублей, 514 706 848,63 рублей, 360 260 497,82 рублей, 227 508 478,96 рублей, 109 125 844 рубля, 226 654 492,93 рубля, 35708106,07 рублей, 166000649,37 рублей, соответственно. По мнению административного истца, кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества является существенно завышенной, что нарушает права общества как собственника, поскольку влечет увеличение размера налога на имущество организаций, налоговая база которого определяется как кадастровая стоимость объектов недвижимости.
В судебном заседании первой инстанции представители административного истца ЗАО "Индустриально-технологический центр" по доверенности Баранов С.А, Семенова Н.В. поддержали административные исковые требования, просили установить кадастровую стоимость принадлежащих истцу нежилых помещений равной рыночной стоимости в соответствии с представленным обществом отчетом об оценке, признанным заключением судебной оценочной экспертизы обоснованным.
Представитель Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы по доверенности Агафонова С.С. в судебном заседании первой инстанции просила в удовлетворении требований отказать, поддержала ранее представленные письменные пояснения по делу.
Представители Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" и Управления Росреестра по Москве, извещенные о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в судебное заседание первой инстанции не явились.
Судом постановлено вышеприведенное решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит представитель Правительства Москвы и Департамента городского имущества города МосквыШатихин Н.В.
В судебное заседание апелляционной инстанции представитель административного истца ЗАО "Индустриально-технологический центр", а также представители Правительства Москвы, Департамента городского имущества города Москвы и иные лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте судебного заседания извещены, в связи с чем судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела,обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями закона.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что ЗАО "Индустриально-технологический центр" на праве собственности принадлежат нежилые помещения, расположенные в здании с кадастровым номером ****по адресу: ****, с кадастровыми номерами ****, ****, ****, ****, ****, ****, ****, ****, ****, ****, а также нежилые помещения, расположенные в здании с кадастровым номером ****по адресу: ****, с кадастровыми номерами ****, ****.
Нежилые здания с кадастровыми номерами ****, **** включены в утвержденный постановлением Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2017 год.
По итогам государственной кадастровой оценки объектов недвижимости в городе Москве по состоянию на 01 января 2016 года, результаты которой утверждены постановлением Правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N 790-ПП "Об утверждении кадастровой стоимости и удельных показателей кадастровой стоимости объектов капитального строительства в городе Москве по состоянию на 1 января 2016 г.", установлена кадастровая стоимость спорных нежилых помещений в размере 244 086 817,43 рублей, 72 116 125,58 рублей, 59 151 777,93 рублей, 204 325 882,72 рубля, 581 136 470,72 рублей, 514 706 848,63 рублей, 360 260 497,82 рублей, 227 508 478,96 рублей, 109 125 844 рубля, 226 654 492,93 рубля, 35708106,07 рублей, 166000649,37 рублей, соответственно.
Согласно требованиям главы 30 Налогового кодекса Российской Федерации и Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" уплата налоговых платежей в отношении принадлежащих административному истцу объектов недвижимости осуществляется исходя из их кадастровой стоимости.
Таким образом, результаты определения кадастровой стоимости названных нежилых помещений влияют на права и обязанности ЗАО "Индустриально-технологический центр".
Судом первой инстанции установлено, что истец воспользовался предоставленным статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ правом на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости нежилых помещений и обратился с соответствующим заявлением о пересмотре кадастровой стоимости в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной при Управлении Росреестра по Москве.
Решением Комиссии от 22 июня 2017 года N 51-10983/2017 отказано в удовлетворении заявления ЗАО "Индустриально-технологический центр" о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости вышеуказанных нежилых помещений.
Оспаривая установленную кадастровую стоимость нежилых помещений ЗАО "Индустриально-технологический центр" представленыотчеты об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости N17 НЕ 048 МАВ-2А от 22 мая 2017 года и N17 НЕ 048 МАВ-2А от 23 мая 2017 года, выполненные оценщиком ЗАО "Российская оценка", согласно которым по состоянию на 1 января 2016 года рыночная стоимость нежилых помещений, расположенных в здании по адресу: г. Москва, ул. Правды, д.8, корп.13, составила: в отношении помещения с кадастровым номером **** - 61 254 000 рублей, в отношении помещения с кадастровым **** - 16 942 000 рублей, в отношении помещения с кадастровым номером ****- 13756000 рублей, в отношении помещения с кадастровым номером ****- 151 873 000 рублей, в отношении помещения с кадастровым номером ****- 149 780 000 рублей, в отношении помещения с кадастровым номером ****-385 791 000 рублей, в отношении помещения с кадастровым номером ****-270 131 000 рублей, в отношении помещения с кадастровым номером ****- 169 308 000 рублей, в отношении помещения с кадастровым номером ****- 84 266 000 рублей, в отношении помещения с кадастровым номером ****- 169 058 000 рублей. Рыночная стоимость нежилых помещений, расположенных в здании по адресу: **** составила: в отношении помещения с кадастровым номером **** - 8 131 451 рубль, в отношении помещения с кадастровым номером ****- 41 077 245 рублей.
Возражая против удовлетворения заявленных требований Правительство Москвы и Департамент городского имущества города Москвы представили письменные замечания на вышеуказанные отчёты, в которых указали на недостатки представленных административным истцом отчетов об оценке, выразили сомнения в обоснованности и достоверности определенной в них величины рыночной стоимости объектов недвижимости ввиду несоответствия отчетов требованиям Федерального закона N 135-ФЗ от 29 июля 1998 года "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и федеральным стандартам оценки.
Определением суда от 31 июля 2017 года по ходатайству представителей административного истца назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено экспертам ООО "БСГ-Консалтинг групп".
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы, представленные административным истцом отчеты об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости N17 НЕ 048 МАВ-2А от 22 мая 2017 года и N17 НЕ 048 МАВ-2А от 23 мая 2017 года, выполненные оценщиком ЗАО "Российская оценка", соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, требованиям стандартов и правил оценочной деятельности саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, составивший отчет.
Суд первой инстанции, оценив по правилам статей 82 и 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заключение судебной экспертизы, пришел к выводу, что оно соответствует требованиям Федерального закона от 31 мая 2001 года N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", Федеральным стандартам оценки N 1, 2, 3, 7, утверждённым приказами Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, в части подлежащей применению при производстве судебных экспертиз, отвечает требованиям статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, основывается на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных; заключение судебной экспертизы содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости объектов недвижимости.
В экспертном заключении приведен подробный анализ отчетов об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости N17 НЕ 048 МАВ-2А от 22 мая 2017 года и N17 НЕ 048 МАВ-2А от 23 мая 2017 года, выполненных оценщиком ЗАО "Российская оценка", по результатам которого эксперт пришел к выводу о соответствии отчетов требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки.
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 3 части 11 названной статьи является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции счел возможным положить в основу решения отчёты об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости N17 НЕ 048 МАВ-2А от 22 мая 2017 года и N17 НЕ 048 МАВ-2А от 23 мая 2017 года, выполненные оценщиком ЗАО "Российская оценка", достоверность и обоснованность которых подтверждена экспертным заключением ООО "БСГ-Консалтинг групп", и установить кадастровую стоимость, принадлежащих административному истцу нежилых помещений в размере их рыночной стоимости, определенной в представленных ЗАО "Индустриально-технологический центр" отчетах.
Судебная коллегия находит указанные выводы суда законными и обоснованными, соответствующими нормам законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, и представленным доказательствам.
Как разъяснено в пункте 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении ( статьи 79, 80 ГПК РФ, статьи 77, 78 КАС РФ).
Из материалов дела следует, что при назначении судебной оценочной экспертизы суд первой инстанции исходил из необходимости определения рыночной стоимости указанных объектовнедвижимости в целях установления юридически значимых обстоятельств по делу.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, оснований не доверять представленному заключению экспертизы, подтвердившему достоверность предоставленных истцом отчетов, у судебной коллегии не имеется.
Экспертное заключение выполнено в соответствии с законодательством об экспертной и оценочной деятельности, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости принадлежащих истцу объектов оценки. Экспертом в заключении дан ответ на поставленный судом вопрос и приведены выводы о размере рыночной стоимости объектов недвижимости.
Эксперт предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения, имеет соответствующее высшее профессиональное образование, длительный стаж экспертной работы.
Доводы апелляционной жалобы о допущенных, по мнению заявителя апелляционной жалобы, нарушениях экспертом при проведении судебной экспертизы, не свидетельствуют о том, что такие возможные нарушения повлияли или могли повлиять на итоговые выводы экспертного заключения.
Выражая несогласие с решением суда, представитель Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы в апелляционной жалобе также указал, что расхождение кадастровой и рыночной стоимостей не свидетельствует о недостоверности первой, заявитель имеет своей целью уменьшить императивно установленный, обязательный, платеж, что недопустимо в рамках судебного разбирательства без согласования с органами исполнительной власти, его установившими.
Судебная коллегия не согласна с указанными доводами, исходя из следующего.
В силу пункта 3 ст. 3 Налогового кодекса РФ налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав. Связанные с кадастровой стоимостью обязательные платежи, составляющие доходную часть бюджетов различных уровней должны отвечать требованиям экономической обоснованности.
Таким образом, несоответствие внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости нежилых помещений их рыночной стоимости нарушает права заявителя, являющегося их собственником как плательщика налога, который рассчитывается, исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости. При этом выбранный заявителем способ защиты нарушенного права соответствует действующему законодательству.
Доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо новых обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда первой инстанции, направлены на переоценку доказательств и выводов судебного решения, в связи с чем, не могут служить основанием к отмене решения суда, поскольку согласно положениям ст.ст.60-62, 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права судом применены верно. Оснований для отмены решения суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Московского городского суда от 03 октября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобупредставителя Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы Шатихина Н.В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.