Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Габидуллиной А.Г,
судей Моисеевой Н.Н, Шакировой З.И,
при секретаре судебного заседания Мубаракшиной Г.Р,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Моисеевой Н.Н. гражданское дело по апелляционной жалобе Андарьянова И.Ф. на решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 24 октября 2017 года, которым постановлено:
В удовлетворении иска Андарьянова Ильнура Фирузовича к Исполнительному комитету муниципального образования г. Набережные Челны, к Кабинету Министров Республике Татарстан, к Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан о признании право на жилищную субсидию (единовременную денежную выплату) на приобретение жилого помещения, о понуждении предоставить субсидию на приобретение жилого помещения, о понуждении предоставить сведения о нуждаемости в предоставлении жилого помещения по договору социального найма отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Андарьянов И.Ф. обратился в суд с иском к исполнительному комитету муниципального образования г. Набережные Челны, Кабинету Министров РТ, Министерству труда, занятости и социальной защиты РТ о предоставлении субсидии на приобретение жилого помещения. В обоснование иска указано, что Андарьянов И.Ф. является инвалидом второй группы, страдает заболеванием, при котором невозможно совместное проживание граждан в одной квартире. С 13.04.2012 года его семья состоит на учете граждан, нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма, однако до настоящего времени ему, как лицу, страдающему тяжелой формой хронического заболевания, жилое помещение во внеочередном порядке не предоставлено. На обращения истца в исполнительный комитет сообщено, что его семья принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, он как ветеран боевых действий, пользуется правом на льготы; в списке граждан льготной категории он значится за N214, однако предоставить жилье его семье в настоящее время возможности не имеется, в связи с отсутствием в муниципальном жилищном фонде свободных жилых помещений; кроме того, это нарушит права других инвалидов, принятых на учет ранее.
На основании изложенного, истец просил признать за ним право на жилищную субсидию (единовременную денежную выплату) на приобретение жилого помещения в установленном законом размере с учетом права на дополнительную площадь; обязать Кабинет Министров РТ и Министерство труда, занятости и социальной защиты РТ предоставить ему жилищную субсидию (единовременную денежную выплату) на приобретение жилого помещения в установленном законом размере с учетом права на дополнительную площадь; обязать исполнительный комитет муниципального образования г.Набережные Челны предоставить в Министерство труда, занятости и социальной защиты РТ сведения о том, что он признан нуждающимся в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования; взыскать с исполнительного комитета муниципального образования г.Набережные Челны судебные расходы в размере 4 052 руб. и расходы на оплату услуг представителя - 13 000 руб.
Суд вынес решение об отказе в удовлетворении иска, постановив его в вышеприведенной формулировке.
Не согласившись с решением суда, Андарьянов И.Ф. подал апелляционную жалобу, в которой ставит вопрос об отмене обжалуемого судебного акта, просит принять по делу новое решение об удовлетворении иска в полном объеме. Выражает несогласие с выводом суда о том, что истец не имеет права на субсидию и жилье, поскольку он не признан малоимущим, при этом обращая внимание на то, что согласно заключению врачебной комиссии он имеет право на внеочередное предоставление жилья в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006г. N378. Считает, что поскольку он принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, поэтому имеются правовые основания для предоставления ему жилищной субсидии.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца настаивал на доводах апелляционной жалобы, просил ее удовлетворить, представитель ответчиков - Кабинета Министров РТ, Министерства труда, занятости и социальной защиты РТ просил отказать в удовлетворении апелляционной жалобы, решение суда - оставить без изменения.
Проверив законность и обоснованность оспариваемого решения суда по правилам части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
Согласно статье 49 Жилищного кодекса Российской Федерации малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии со статьей 52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.
Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
Согласно части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
Из материалов дела следует, что истец, 30.06.1981 года рождения, является инвалидом второй группы, страдает заболеванием, при котором невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, в связи с чем имеет право на дополнительную жилую площадь.
Постановлением руководителя исполнительного комитета муниципального образования г. Набережные Челны N2003 от 13.04.2012 года Андарьянов И.Ф, как инвалид второй группы, ветеран боевых действия, с составом семьи из четырех человек, принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Из ответов исполнительного комитета муниципального образования г. Набережные Челны от 01.03.2017 года, 27.03.2017 года, 28.03.2017 года следует, что 13.04.2012 года семья Андарьянова И.Ф. принята на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, так как Андарьянов И.Ф. страдает заболеванием, при котором невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, он, как инвалид, ветеран боевых действий, имеет право на внеочередное предоставление жилья. В списке граждан указанной категории он значится за N214.
Из выписки из Единого государственного реестра недвижимости от 18.07.2017 года видно, что Андарьянову И.Ф. (2/5 долей), Арслановой Э.Р. (2/5 долей), Арслановой А.Э. (1/10 доли), Андарьянову Д.И. (1/10 доли) принадлежит на праве общей долевой собственности комната N6 площадью 18,1 кв.м. в квартире "адрес".
Согласно справке с места жительства N3861 от 01.08.2017 года, в данной квартире с 25.12.2012г. зарегистрированы: Арсланова Э.Р, Андарьянов И.Ф, Арсланова А.Э, Арсланов Д.И.
Разрешая заявленные исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что поскольку доказательства о признании истца Андарьянова И.Ф. малоимущим суду не представлены, то оснований для признания за ним право на жилищную субсидию (единовременную денежную выплату) на приобретение жилого помещения, о возложении Исполком обязанности представить в Министерство труда, занятости и социальной защиты РТ о признании нуждающимся в предоставлении жилого помещения по договорам социального найма, о понуждении Кабинет Министров РТ, Министерство труда и занятости и социальной защиты РТ предоставить ему жилищную субсидию на приобретение жилого помещения не имеется.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами городского суда, поскольку материалами дела подтверждаются установленные судом первой инстанции обстоятельства, имеющие значение для дела, при этом отмечает следующее.
Как указывалось выше, в апелляционной жалобе Андарьянов И.Ф. выражает несогласие с выводом суда о том, что он не имеет права на предоставление жилищной субсидии, так как не признан малоимущим, при этом обращает внимание на то, что является инвалидом второй группы и лицом, страдающим тяжелой формой хронического заболевания, при котором невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, при этом он был принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, поэтому его исковые требования подлежат удовлетворению.
Статьей 17 Федерального закона от 24.11.1995г. N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Жилые помещения предоставляются инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств.
Инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии со статьей 8.2 Закона Республики Татарстан от 08.12.2004 N 63-ЗРТ "Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан" порядок определения размера жилищной субсидии (единовременной денежной выплаты) и порядок ее предоставления утверждаются Кабинетом Министров Республики Татарстан.
В целях установления механизма предоставления жилищной субсидии (единовременной денежной выплаты) на приобретение жилого помещения за счет средств бюджета Республики Татарстан (далее - субсидия на приобретение жилья) инвалидам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в Перечне, предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также семьям, имеющим детей-инвалидов, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в данном Перечне, признанным в установленном порядке нуждающимися в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, вставшим на учет после 1 января 2005 года (далее - получатели субсидии), Постановлением Кабинета Министров РТ от 18.04.2016г. N236 утвержден Порядок предоставления субсидии на приобретение жилья.
Из пункта 2 данного Порядка следует, что предоставление субсидий на приобретение жилья гражданам, указанным в пункте 1 настоящего Порядка, производится в порядке очередности согласно сводному списку граждан - получателей субсидии, сформированному Министерством труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан (далее - уполномоченный орган) на основании списков исполнительных комитетов муниципальных образований Республики Татарстан, в которых получатели субсидий были признаны в установленном порядке нуждающимися в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования (далее - нуждающиеся в предоставлении жилых помещений) в срок, указанный в пункте 1 настоящего Положения (далее - сводный список). Указанные списки представляются исполнительными комитетами муниципальных образований Республики Татарстан в уполномоченный орган в течение пяти рабочих дней со дня постановки на учет получателя субсидии в качестве нуждающегося в предоставлении жилых помещений по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку.
С целью регулирования отдельных вопросов предоставления гражданам жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования в Республике Татарстан (далее - договор найма), установления порядка определения дохода граждан и постоянно проживающих совместно с ними членов их семей и стоимости подлежащего налогообложению их имущества, определения порядка установления максимального размера дохода граждан и постоянно проживающих совместно с ними членов их семей и стоимости подлежащего налогообложению их имущества, принят Закон РТ от 16.03.2015 N 13-ЗРТ "О реализации прав граждан на предоставление им жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования".
Согласно статье 2 данного Закона жилые помещения могут быть предоставлены по договорам найма гражданам, признанным по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях, и гражданам, признанным по основаниям, установленным другим федеральным законом, указом Президента Российской Федерации, законом Республики Татарстан или актом представительного органа местного самоуправления, нуждающимися в предоставлении жилых помещений по договорам найма, в случае, если:
1) доход гражданина и постоянно проживающих совместно с ним членов его семьи и стоимость подлежащего налогообложению их имущества не превышают максимальный размер, устанавливаемый в соответствии со статьей 5 настоящего Закона;
2) гражданин не признан и не имеет оснований быть признанным малоимущим в порядке, установленном Законом Республики Татарстан от 13 июля 2007 года N 31-ЗРТ "О реализации прав граждан на предоставление им жилых помещений государственного жилищного фонда Республики Татарстан и муниципального жилищного фонда по договорам социального найма".
В соответствии со статьей 91.3 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения могут быть предоставлены по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, и гражданам, признанным по основаниям, установленным другим федеральным законом, указом Президента Российской Федерации, законом субъекта Российской Федерации или актом представительного органа местного самоуправления, нуждающимися в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, в случае, если:
1) доход гражданина и постоянно проживающих совместно с ним членов его семьи и стоимость подлежащего налогообложению их имущества, которые определяются органами местного самоуправления в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, не превышают максимальный размер, устанавливаемый в соответствии с частью 2 настоящей статьи;
2) гражданин не признан и не имеет оснований быть признанным малоимущим в установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации порядке.
Согласно части 2 статьи 91.13 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие граждан на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования осуществляется на основании представленных данными гражданами заявлений о принятии на учет и необходимых документов, подтверждающих соответствие указанных граждан условиям, установленным частью 1 статьи 91.3 настоящего Кодекса, в орган, осуществляющий учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, по месту их жительства или через многофункциональный центр в соответствии с заключенным в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии между указанным органом и многофункциональным центром. В случаях, установленных нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в соответствии с частью 4 настоящей статьи, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту их жительства. Принятие на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных законными представителями недееспособных граждан.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 91.15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования предоставляются гражданам, которые приняты на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, заявления которых о предоставлении таких жилых помещений были учтены наймодателем в соответствии со статьей 91.14 настоящего Кодекса и которые соответствуют при заключении указанных договоров установленным частью 1 статьи 91.3 или в соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 91.17 настоящего Кодекса условиям, в порядке очередности исходя из времени принятия этих граждан на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, если иное не установлено частью 2 настоящей статьи.
Вне очереди жилые помещения по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования предоставляются гражданам, указанным в части 1 настоящей статьи, из числа граждан, указанных в части 2 статьи 57 настоящего Кодекса.
Исходя из вышеприведенных норм права следует, что предоставление субсидий на приобретение жилья гражданам производится в порядке очередности согласно сводному списку граждан - получателей субсидии, сформированному Министерством труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан (далее - уполномоченный орган) на основании списков исполнительных комитетов муниципальных образований Республики Татарстан, в которых получатели субсидий были признаны в установленном порядке нуждающимися в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования
При этом гражданин может быть признан нуждающимся в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, только в случае, если его доход и постоянно проживающих совместно с ним членов его семьи и стоимость подлежащего налогообложению их имущества, которые определяются органами местного самоуправления в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, не превышают максимальный размер, устанавливаемый в соответствии с частью 2 настоящей статьи; а также если он не признан и не имеет оснований быть признанным малоимущим в установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации порядке.
Из материалов дела и пояснений представителя истца суду апелляционной инстанции следует, что Андарьянов И.Ф. с соответствующими заявлениями о признании его малоимущим и постановке на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования к ответчику не обращался, соответственно, решение о признании его малоимущим либо об отказе в признании его малоимущим не принималось. Однако, согласно вышеприведенным нормам права следует, что жилищная субсидия (единовременная денежная выплата) на приобретение жилого помещения может быть предоставлена только в случае, если гражданин принят на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, при этом для постановки на данный учет требуется установление факта, что данный гражданин не признан и не имеет оснований быть признанным малоимущим.
С учетом вышеизложенных норм права, судебная коллегия считает, что поскольку истцом установленный законом порядок постановки на соответствующий учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования не соблюден, поэтому оснований для удовлетворения иска не имеется.
При указанных обстоятельствах, в отсутствие данных об отказе в признании истца в установленном порядке малоимущим и постановке на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, вывод суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам жалобы не имеется.
Учитывая изложенное, судебная коллегия считает, что судом первой инстанции правильно применены нормы материального права и нормы процессуального права, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, в связи с чем, апелляционная жалоба является необоснованной и не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 24 октября 2017 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Андарьянова И.Ф. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.