Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Муртазина А.И.
судей Мелихова А.В. и Садыковой Э.И.
при секретаре судебного заседания Назмутдиновой Л.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Мелихова А.В. гражданское дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Бугульминском районе и городе Бугульме Республики Татарстан на решение Бугульминского городского суда Республики Татарстан от 21 декабря 2017 года, которым постановлено:
иск Айсулова Рафаила Назаровича удовлетворить частично.
Включить в общий и специальный страховой стаж Айсулова Рафаила Назаровича период его работы с 01 декабря 1991 года по 01 мая 1996 года на горных работах по добыче угля открытым способом на разрезе "Ангренский" ПО "Средазуголь".
Признать за Айсуловым Рафаилом Назаровичем право на досрочную страховую пенсию по возрасту в связи с работой в тяжелых условиях труда, обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Бугульминском районе и г. Бугульма РТ назначить ему досрочную страховую пенсию с 16 июля 2017 года.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя ответчика Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Бугульминском районе и городе Бугульма Республики Татарстан - Зайдуллиной Е.В. в поддержку доводов апелляционной жалобы, объяснения представителя истца Айсулова Р.Н. - Абдуллиной Э.И, полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Айсулов Р.Н. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Бугульминском районе и городе Бугульма Республики Татарстан о признании права на досрочную страховую пенсию.
В обоснование требований указал, что 06 июня 2017 года подал в пенсионный орган заявление о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с работой во вредных условиях труда.
Решением ответчика от 18 октября 2017 года ему было отказано в назначении досрочной страховой пенсии в связи с отсутствием требуемой продолжительности стажа продолжительностью 12 лет 6 месяцев.
В специальный стаж не включены периоды работы с 01 декабря 1991 года по 16 июня 2004 года на разрезе "Ангренский" производственного объединения "Средазуголь", открытом акционерном обществе "Узбеккумир"
С указанным решением истец не согласен, считает его незаконным, просил включить в специальный стаж вышеуказанные периоды, признать за ним право на досрочное назначение страховой пенсии и обязать ответчика назначить ему пенсию с 16 июля 2017 года.
В судебном заседании истец и его представитель исковые требования поддержали, суду пояснили, что стаже истца на тяжелых работах подтвержден документально.
Представитель ответчика иск не признал, пояснив, что до настоящего времени от компетентного органа Республики Узбекистан не поступили ответы на запросы о стаже истца. Наличие у истца страхового стажа продолжительностью 25 лет пенсионным органом не отрицается.
Суд исковые требования удовлетворил частично и вынес решение в вышеприведенной формулировке.
В апелляционной жалобе ответчик ставит вопрос об отмене принятого судом решения по мотиву его незаконности и необоснованности. При этом указывает, что материалами дела стаж истца на работах с тяжелыми условиями труда не подтверждается.
В суде апелляционной инстанции представитель ответчика апелляционную жалобу поддержал по изложенным в ней доводам.
Представитель истца в суде апелляционной инстанции просил в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, полагая решение законным и обоснованным.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции с учетом доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно статье 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее Федеральный закон N 400-ФЗ) право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В силу пункта 2 части 1 статьи 30 вышеуказанного закона страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.
В случае если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 Закона (60 лет), на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Стаж на соответствующих видах работ, с учетом которого застрахованные лица приобретают право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 32 Федерального закона "О страховых пенсиях", представляет собой суммарную продолжительность периодов работы в определенных производствах, профессиях, должностях и учреждениях, на отдельных видах работ.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (пункт 2 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона "О страховых пенсиях", засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов согласно законодательству, действовавшему в период выполнения такой работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях"). Такие периоды могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Аналогичные положения содержались в статье 27 ранее действовавшего Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ.
Из материалов дела видно, что 06 июля 2017 года Айсулов Р.Н. обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии в связи с осуществлением работы в тяжелых условиях труда.
Решением пенсионного органа от 18 октября 2017 года за N 682047 ему отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием необходимого стажа на соответствующих видах работ продолжительностью 12 лет 6 месяцев.
В специальный стаж не включены периоды работы истца с 01 декабря 1991 года по 01 мая 1996 года в унитарном предприятии "Разрез Ангренский", с 24 сентября 1996 года по 31 декабря 2001 года в акционерном обществе "Уголь" разрез Ангренский", с 01 января 2002 года по 16 июля 2004 года в Акционером обществе "Уголь" разрез "Ангренский" в Республике Узбекистан.
В бесспорном порядке в специальный стаж зачтено 8 лет 2 месяца 25 дней.
Разрешая спор и частично удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из наличия для этого правовых оснований.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда.
Согласно части 2 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Согласно статье 66 Трудового кодекса Российской Федерации трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.
Из трудовой книжки истца видно, что с 01 февраля 1991 года истец работал в должности машиниста экскаватора в унитарном предприятии "Разрез Ангренский".
Указанное обстоятельство подтверждается также справкой N 21-02-23/73 от 13 июля 2012 года, уточняющей особый характер работы или условий труда, необходимых для назначения льготной пенсии и подтверждающей постоянную занятость на льготной работе, подтверждающей полную занятость истца в указанный в ней период на горных работах по добыче угля открытым способом "данные изъяты".
Пунктом 2 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 года N 258н (далее - Порядок), предусмотрено, что в соответствии с настоящим порядком подтверждению, в числе прочих, подлежат периоды работы с тяжелыми условиями труда.
Из пункта 4 указанного Порядка следует, что в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о занятости на подземных работах, о выполнении работ определенным способом, о работе с вредными веществами определенных классов опасности, о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении, о статусе населенного пункта, о выполнении нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) и др, для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
Согласно подпункту "б" пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, применяются:
Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 года.
Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение".
В соответствии со Списком N 2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденных Постановлением Совета Министров от 22 августа 1956 года N 1173, в разделе I "Горные работы", предусмотрены "Машинисты экскаваторов (экскаваторщики) и их помощники"
В Списке N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденном Постановлением Кабинета Министров СССР N 10 от 26 января 1991 года предусмотрены:
позиция 20100000а-14388 машинисты экскаваторов
Довод апелляционной жалобы ответчика о том, что факт выдачи работодателем истца справок о льготном характере его работы не подтвержден компетентными органами Республики Узбекистан основанием для отмены решения суда являться не может.
13 марта 1992 года между государствами - участниками СНГ: Республикой Армения, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Республикой Кыргызстан, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан, Туркменистаном, Республикой Узбекистан, Украиной было подписано Соглашение "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" (далее Соглашение), статьей 1 которого предусматривалось, что пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Таким образом, данным Соглашением регулируется пенсионное обеспечение граждан Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана, Украины.
Как следует из содержания пункта 2 статьи 6 названного Соглашения, для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.
Статьей 11 Соглашения предусмотрено, что необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, входивших в состав СССР или до 1 декабря 1991 года, принимаются на территории государств - участников Содружества без легализации.
Каких-либо оснований не доверять уточняющим справкам, выданным на территории государства Республика Узбекистан у суда не имелось.
Отказывая в удовлетворении исковых требований в остальной части, суд первой инстанции обоснованно указал, что периоды работы истца в тяжелых условиях труда после 01 мая 1996 года документально не подтверждены.
В этой части решение сторонами не обжаловалось.
Таким образом, оснований для изменения либо отмены решения суда первой инстанции не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 199, 328, 329, Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Бугульминского городского суда Республики Татарстан от 21 декабря 2017 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Бугульминском районе и городе Бугульме Республики Татарстан без удовлетворения.
Апелляционное определение суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.