Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Кураповой З.И,
судей Тимошенко Е.Г,
Мостовенко Н.Р.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Могильной А.С, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым на решение Бахчисарайского районного суда Республики Крым от 29.11.2017г. по делу N2а-1261/2017 по административному исковому заявлению ФИО3 к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, специалисту Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Вальчук Р.В, заинтересованные лица: ФИО1, ФИО2, о признании действий незаконными и понуждении совершить определенные действия,
заслушав доклад судьи ФИО9,
УСТАНОВИЛА:
Пьянова Е.А. обратилась в Бахчисарайский районный суд Республики Крым с административным исковым заявлением о признании незаконными действий административного ответчика, выразившиеся в постановке на государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером N, площадью 239671 кв.м, расположенный по адресу: "адрес" возложить обязанность на административного ответчика снять с государственного кадастрового учета указанный земельный участок.
Вышеуказанное заявление мотивировано тем, что административный истец является собственником 1/1032 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок земель сельскохозяйственного назначению общей площадью 1604,4074 га, расположенный по адресу: "адрес". Данный земельный участок является многоконтурным, состоящим из 78 лотов (контуров) ранее учтенный с присвоенным в соответствии с законодательством Украины кадастровым номером. В соответствии с законодательством Российской Федерации многоконтурному земельному участку присваивается единый кадастровый номер, однако административный ответчик поставил на учет отдельный лот с присвоением кадастрового номера данному лоту в качестве самостоятельного земельного участка без взаимосвязи и неотъемлемо принадлежности к многоконтурному земельному участку, частью которого он является, в связи с чем образуются самостоятельные земельные участки, что влечет нарушение права административного истца на выдел земельной доли в натуре на местности из исходного многоконтурного земельного участка.
Решением Бахчисарайского районного суда Республики Крым от 29.11.2017г. по делу N2а-1261/2017 исковые требования Пьяновой Е.А. удовлетворены в полном объеме; признаны незаконными действия Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, выразившиеся в постановке на государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером N, площадью 239671 кв.м, расположенный по адресу: "адрес" Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым возложена обязанность снять с государственного кадастрового учета указанный земельный участок в качестве самостоятельного земельного участка.
Не согласившись с указанным решением, Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым обратился в Верховный Суд Республики Крым с апелляционной жалобой, в которой просит отменить вышеуказанное решение, принять новое решение об отказе удовлетворении административных исковых требований.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что 11.09.2015 г. в Госкомрегистр поступило заявление Отмахова Н.В. о внесении сведений об указанном выше ранее учтенном земельном участке, к которому приложен государственный акт на право собственности на земельный участок от 23.11.2006 г, согласно которому земельный участок был ранее сформирован в качестве земельного участка единого землепользования, состоявшего из 78 лотов и имеет кадастровый номер N площадью 1604,4074 га, без присвоения единого кадастрового номера. С учетом изложенного Госкомрегистр сформировал кадастровый паспорт и земельному участку присвоен кадастровый номер N без установления границы земельного участка. Фактически указанный земельный участок не был поставлен на кадастровый учет, а был внесен как ранее учтенный.
Стороны в судебное заседание 26.02.2018 г. суда апелляционной инстанции явку свою и своих представителей не обеспечили, о дне, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили.
Судебная коллегия, руководствуясь положениями ч. 2 ст. 150, ч. 6 ст. 226 КАС РФ, считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие неявившихся лиц по имеющимся письменным доказательствам в материалах дела.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав доклад судьи Кураповой З.И, суд приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела и было установлено судом первой инстанции, согласно государственному акту на право собственности на земельный участок серии ЯГ N от ДД.ММ.ГГГГ, Пьянова Е.А. является собственником 1/1032 доли земельного участка общей площадью 1604,4074 га, расположенного по адресу: "адрес" (л.д. 12), оспаривает действия Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, выразившиеся в постановке на государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером N, площадью 239671 кв.м, расположенный по адресу: "адрес" поскольку такие действия влекут нарушение права административного истца на выдел земельной доли в натуре на местности из исходного многоконтурного земельного участка.
Согласно представленным Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым материалам регистрационного дела, 11.09.2015 г. Отмахов Н.В. обратился в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым с заявлением о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, а именно земельного участка, расположенного по адресу: "адрес" (л.д. 64-65), приложив государственный акт на право собственности на земельный участок от 23.11.2006 г. серии ЯГ N на имя Пендак Н.А, согласно которому последний является собственником 1/1032 доли земельного участка площадью 1604,4074 га. в границах согласно плану, расположенного на территории Угловского "адрес" (л.д. 66).
Согласно кадастровому паспорту от 25.09.2015 г. N, земельный участок площадью 239671 кв.м, расположенный по адресу: "адрес" поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера N (л.д. 68).
Суд первой инстанции, признавая действия Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, выразившиеся в постановке на государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 90:01:180301:15, площадью 239671 кв.м, расположенный по адресу: "адрес" незаконными, исходил из того, что в представленном административному ответчику правоустанавливающем документе (государственном акте) сведения о площадях участка и о том, что последний является конкретно указанным лотом, отсутствуют, при этом исходный многоконтурный земельный участок, составной частью которого является лот 61, на кадастровом учете не стоит.
Судебная коллегия считает данные выводы суда первой инстанции обоснованными исходя из следующего.
Так, в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.07.2014 г. N1335-р "Об утверждении Соглашения между Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии и Советом министров Республики Крым о передаче осуществления части полномочий в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастрового учета" осуществление полномочий по государственному учету на территории Республики Крым переданы Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, созданному Постановлением Совета Министров Республики Крым от 27.06.2014 г. N164.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 г. N221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее Закон N221-ФЗ), в редакции, действовавшей на момент постановки на государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером N, площадью 239671 кв.м, расположенный по адресу: "адрес", государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признавались действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждали существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально определенной вещи, или подтверждали прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных сведений о недвижимом имуществе.
Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 16 Закона N221-ФЗ кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 9, 11 - 21.1, 25 - 30 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
Постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 13 - 20, 25 - 29 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений (далее также - учет изменений объекта недвижимости), кадастровый учет в связи с изменением сведений, указанных в пункте 9 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (далее - учет части объекта недвижимости), или сведений, указанных в пунктах 21, 21.1 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (далее - учет адреса правообладателя), осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия (далее - необходимые для кадастрового учета документы). Форма указанного заявления устанавливается органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
В соответствии с ч. 1 ст. 20 Закона N221-ФЗ с заявлением о кадастровом учете вправе обратиться, в том числе собственники объекта недвижимости или их представители, действующие в силу полномочий, основанных на нотариально удостоверенной доверенности.
В соответствии с ч. 18 ст. 45 Закона N221-ФЗ сведения об объектах недвижимости, права на которые возникли до дня вступления в силу Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и не прекращены и государственный кадастровый учет которых не осуществлен, вносятся в государственный кадастр недвижимости по правилам, предусмотренным настоящей статьей для внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости.
Так, согласно ч.ч. 1, 7 ст. 45 Закона N221-ФЗ государственный кадастровый учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе технический учет, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 настоящего Федерального закона особенностей, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с настоящим Федеральным законом (далее - ранее учтенные объекты недвижимости). При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы и не прекращены и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - объекты недвижимости с условными номерами), также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.
В случае отсутствия в государственном кадастре недвижимости сведений об объекте недвижимости, в том числе при поступлении предусмотренных статьей 14 настоящего Федерального закона запроса о предоставлении сведений государственного кадастра недвижимости, межведомственного запроса о представлении сведений государственного кадастра недвижимости, заявления о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, орган кадастрового учета, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, в срок, установленный статьей 17 настоящего Федерального закона для постановки на учет объекта недвижимости, со дня получения органом кадастрового учета соответствующих документов обеспечивает включение документов и сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости на основании:
имеющейся в его распоряжении документации о ранее учтенном объекте недвижимости;
документа (копии документа, заверенной в порядке, установленном частью 2 статьи 22 настоящего Федерального закона), устанавливающего или подтверждающего право на объект недвижимости, в том числе документа, указанного в п. 9 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 г. N137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", п. 2 ст. 25.2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и представленного заинтересованным лицом при его обращении с соответствующим заявлением в орган кадастрового учета;
документов, подтверждающих ранее осуществленный государственный учет указанного объекта недвижимости или государственную регистрацию права на него либо устанавливающих или подтверждающих право на него и представленных соответствующими органами государственной власти (в том числе органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним), органами местного самоуправления либо органами и организациями по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, в орган кадастрового учета по его запросам, если документы и сведения о ранее учтенном объекте недвижимости отсутствуют в составе государственного земельного кадастра, в составе учетно-технической документации об объектах государственного технического учета и технической инвентаризации или иной имеющейся в распоряжении органа кадастрового учета документации о ранее учтенном объекте недвижимости.
В соответствии с пп. 1 п. 1 Перечня документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества и необходимых для государственной регистрации, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Крым от 11.08.2014 г. N264 "Об утверждении перечня документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества и необходимых для государственной регистрации" документом, подтверждающим наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества и необходимыми для государственной регистрации, является изданный (выданный) в установленном порядке на территории Республики Крым до 16 марта 2014 года государственный акт на право собственности на землю (земельный участок).
При этом в соответствии с разъяснениями Министерства экономического развития Российской Федерации, изложенными в письме от 16.01.2009 г. N266-ИМ/Д23 "О многоконтурных земельных участках", в целях государственного кадастрового учета и последующей государственной регистрации прав под многоконтурным земельным участком понимается объект недвижимости (земельный участок), граница которого представляет собой несколько замкнутых контуров. В связи с этим отдельные контуры границы земельного участка не являются земельными участками, входящими в состав многоконтурного земельного участка, либо его частями.
Сведения о многоконтурных земельных участках и ранее учтенных единых землепользованиях предоставляются органом кадастрового учета в форме кадастрового паспорта и кадастровой выписки, оформленных в отношении объекта недвижимости. Предоставление кадастрового паспорта или кадастровой выписки, оформленных в отношении земельного участка, входящего в состав единого землепользования, недопустимо.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что часть земной поверхности в пределах отдельного контура границы (лота) ранее учтенного многоконтурного земельного участка не является земельным участком (самостоятельным объектом недвижимости), в связи с чем, не может быть поставлена на государственный кадастровый учет, Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым не вправе был осуществлять кадастровый учет земельного участка площадью 239671 кв.м, расположенного по адресу: "адрес".
Довод апелляционной жалобы о том, что указанный земельный участок не был поставлен на кадастровый учет, а был внесен как ранее учтенный, судебная коллегия отклоняет как несостоятельный, поскольку к заявлению о внесении сведений об указанном выше ранее учтенном земельном участке, приложен государственный акт на право собственности на земельный участок от 23.11.2006 г, согласно которому Пендак Н.А. является собственником 1/1032 доли земельного участка площадью 1604,4074 га. в границах согласно плану, расположенного на территории "адрес", тогда как Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым был поставлен на кадастровый учет земельный участок иной площадью, а именно: 239671 кв.м, расположенный по адресу: "адрес"
При этом каких-либо документов, предусмотренных ч. 7 ст. 45 Закона N221-ФЗ, либо указанных в Перечне документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества и необходимых для государственной регистрации, утвержденном постановлением Совета Министров Республики Крым от 11.08.2014 г. N264, подтверждающих, что у Пендак Н.А. ранее возникло право на поставленный на кадастровый учет земельный участок, расположенный по адресу: "адрес" с площадью 239671 кв.м, и что указанный земельный участок является ранее учтенным, материалы дела не содержат и административным ответчиком представлено не было.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что действия Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, выразившиеся в постановке на государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером N, площадью 239671 кв.м, расположенный по адресу: "адрес" являются незаконными, в связи с чем также обоснованно возложил обязанность на Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым снять с государственного кадастрового учета указанный земельный участок в качестве самостоятельного земельного участка.
С учетом изложенного, решение Бахчисарайского районного суда Республики Крым от 29.11.2017г. по делу N2а-1261/2017 является обоснованным, оснований для его отмены не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия, -
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Бахчисарайского районного суда Республики Крым от 29.11.2017г. по делу N2а-1261/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым - без удовлетворения.
Председательствующий подпись З.И. Курапова
Судьи подпись Е.Г. Тимошенко
подпись Н.Р. Мостовенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.