Апелляционное определение СК по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда Ростовской области от 28 февраля 2018 г. по делу N 33а-283/2018

 

Судебная коллегия по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда в составе:

председательствующего Потапченко И.Н,

судей: Патланя В.А, Тогубицкого В.А,

при секретаре судебного заседания Стецурине Е.Ю,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного ответчика на решение Ростовского-на-Дону гарнизонного военного суда от 19 декабря 2017 г, которым удовлетворены заявленные требования командира войсковой части - полевая почта N о признании незаконными отдельных положений акта проверки финансово-хозяйственной деятельности войсковой части - полевая почта N, проведённой по поручению начальника Межрегионального управления ведомственного финансового контроля и аудита Министерства обороны Российской Федерации (по Южному военному округу) 2 отделом (проверок) указанного Управления.

Заслушав доклад судьи Патланя В.А, изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда, доводы апелляционной жалобы и поступивших относительно неё возражений, объяснения представителей административных ответчиков - Лемешко Е.В. и Осминкиной Е.А. в обоснование жалобы, судебная коллегия

установила:

командир войсковой части - полевая почта N обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным решение начальника 2 отдела (проверок) Межрегионального управления ведомственного финансового контроля и аудита Министерства обороны Российской Федерации (по Южному военному округу), содержащееся в акте контрольных мероприятий отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности указанной воинской части от 21 августа 2017 г. N 31 о необходимости занесения в книгу учета недостач сведений об установлении ущерба в размере 20 080 619 руб. 14 коп, в связи с использованием средств федерального бюджета на оплату коммунальных услуг, оказанных сторонним потребителям, без возмещения расходов воинской части.

Кроме того, административный истец просил суд возложить на начальника 2 отдела (проверок) Межрегионального управления ведомственного финансового контроля и аудита Министерства обороны Российской Федерации (по Южному военному округу) обязанность исключить из данного Акта вышеуказанные сведения и переформулировать требование о внесении суммы ущерба в книгу учета недостач на необходимость проведения командованием военной базы мероприятий, позволяющих установить причины, достоверный размер причиненного ущерба и виновных лиц, соответственно.

Решением гарнизонного военного суда административное исковое заявление командира войсковой части - полевая почта N удовлетворено.

В апелляционной жалобе административный ответчик просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

В обоснование автор жалобы указывает на то, что суд не принял во внимание то обстоятельство, что истцом в ходе судебного разбирательства был подтверждён факт наличия ущерба, что в силу ст. 65 КАС Российской Федерации доказыванию не подлежит, отмечает, что на момент проведения проверочных мероприятий отсутствовали сведения по введению в эксплуатацию имеющихся в наличии приборов учёта, а также утверждает, что произведённый управлением финансового контроля и аудита расчёт стоимости потреблённых сторонними потребителями коммунальных услуг в военном городке, является верным и соответствующим как требованиям законодательства, устанавливающего тарифы потребления, так и тем, что были определены командиром воинской части. При этом истцом не представлено собственных расчётов задолженности жильцов общежитий, что не позволяло суду сравнить суммы ущерба.

В возражениях административный истец просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Рассмотрев материалы административного дела, обсудив приведённые в апелляционной жалобе доводы, судебная коллегия находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным.

По делу установлено, что по результатам проведённой 2 отделом (проверок) Межрегионального управления ведомственного финансового контроля и аудита Министерства обороны Российской Федерации (по Южному военному округу) проверки финансово-хозяйственной деятельности войсковой части - полевая почта N составлен соответствующий Акт, согласно которому в проверяемый период с мая 2014 года по апрель 2017 года, расположенные на территории военных городков указанной воинской части жилые помещения, эксплуатировались в интересах жильцов, без заключения договоров служебного найма и без взимания платы за коммунальные услуги.

В соответствии с расчётами начальника домоуправления названной воинской части, отраженными в приложении N 19 Акта, на основании заключённых договоров на обеспечение всеми видами коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение, вода, водоотведение и электричество) по действующим тарифам в регионе за вышеприведённый период, использование средств федерального бюджета на оплату коммунальных услуг, оказанных сторонним потребителям без возмещения расходов, составило 20 080 619 руб. 14 коп.

Вместе с тем, государственным контрактом от 31 декабря 2013 г. N 320/2/2/19047 на поставку электрической энергии (мощности) потребителям Министерства обороны Российской Федерации определено, что государственным заказчиком по данному контракту выступает Министерство обороны Российской Федерации в лице руководителя Департамента эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций Министерства обороны Российской Федерации, поставщиком - ОАО "Оборонэнергосбыт".

Из дополнительного соглашения к этому государственному контракту от 13 октября 2014 г. N 3 видно, что в него внесен отдельный пункт, предусматривающий, что командиры воинских частей выступают в качестве потребителей.

Кроме того, согласно государственному контракту от 28 февраля 2013 г. N 196/ЗК/2013/ДРГЗ на оказание услуг по организации комплексного эксплуатационно-технического обслуживания казарменно-жилищного фонда, коммунальных объектов и инженерных сетей военных городков Министерства обороны Российской Федерации, находящихся на территории иностранных государств, исполнитель (ОАО "Славянка") обязуется, в том числе, обеспечивать коммунальными услугами - оказание услуг в виде холодного водоснабжения, водоснабжения, водоотведения, газоснабжения и отопления.

Цена контракта определяется из ежемесячного тарифа за комплексное эксплуатационно-техническое обслуживание и составляет 76 руб. в месяц за 1 кв. метр, обслуживания казарменно-жилищного фонда военных городков Министерства обороны Российской Федерации.

Государственным контрактом от 26 июня 2015 г. N 319/ЭА/2015/ДГЗ/3 предусмотрено, что на оказание услуг по организации и проведению комплексного обслуживания казарменно-жилищного фонда военных городков Министерства обороны Российской Федерации, расположенных на территории Республики Южная Осетия 2015-2016 годах, предметом государственного контракта является в том числе, оказание исполнителем (ООО "Экобалт") услуг по обеспечению заказчика коммунальными услугами - оказание услуг в виде холодного водоснабжения, водоотведения и отопления.

Из заключения специалиста видно, что указанный в Акте размер ущерба, связанный с использованием средств федерального бюджета на оплату коммунальных услуг, оказанных сторонним потребителям без возмещения расходов, произведен неверно, поскольку проверяющим органом не принят во внимание заключённый 31 декабря 2013 г. государственный контракт N 320/2/2/19047, согласно которому для нужд военных городков войсковой части - полевая почта N в период с мая 2014 г. по апрель 2017 г. должна осуществляться поставка лишь электрической энергии, без поставки отопления, воды и горячего водоснабжения.

При этом вода добывалась из скважин, расположенных на территории военной базы, которая впоследствии нагревалась с помощью котельных станций, расположенных на территории военной базы, и подавалась в жилые городки в качестве горячего водоснабжения и отопления, в связи с чем, чтобы посчитать размер причиненного Министерству обороны Российской Федерации ущерба, необходимо рассчитать стоимость затрат, произведенных на добычу, транспортировку и нагрев воды, а не применять усредненные месячные тарифы за коммунальные услуги, исходя из площади жилых помещений с учетом действующих тарифов на коммунальные услуги.

Кроме того, в 2014 г. и 2015 г. топливо для работы котельных станций на территории войсковой части - полевая почта N поставлялось за счёт средств исполнителя по государственному контракту на оказание услуг по организации комплексного обслуживания казарменно-жилищного фонда.

В силу п. 46 приказа Министра обороны Российской Федерации от 17 февраля 2017 г. N 100дсп, если в процессе контрольных мероприятий не представляется возможным установить размер ущерба, причиненного Вооруженным Силам Российской Федерации выявленными нарушениями, в Акт вносится предложение о проведении мероприятий, позволяющих установить причины, размер такого ущерба, а также виновных лиц.

Таким образом, принимая решение на основании п. 5 Методических рекомендаций по проведению контрольных мероприятий финансово-экономической и хозяйственной деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, о необходимости внесения в книгу учёта недостач сведений об установлении ущерба в размере 20 080 619 руб. 14 коп, в связи с использованием средств федерального бюджета на оплату коммунальных услуг, оказанных сторонним потребителям, без возмещения расходов, воинской части, проверяющий орган не учёл вышеизложенные обстоятельства, тем самым не применил положения п. 46 приказа Министра обороны Российской Федерации от 17 февраля 2017 г. N 100дсп.

В связи с этим утверждение в жалобе о том, что произведённый управлением финансового контроля и аудита расчёт стоимости потреблённых сторонними потребителями коммунальных услуг в военном городке, является правильным, нельзя признать обоснованным.

Учитывая то, что административным истцом наличие ущерба не отрицается, на что обращено внимание в жалобе, а фактически оспариваются действия административного ответчика по неверному внесению в Акт соответствующего предложения, в частности о проведении мероприятий, позволяющих установить причины, размер такого ущерба, а также виновных лиц, то приведение командованием части собственного расчёта ущерба, не требуется.

Довод апелляционной жалобы о том, что на момент проведения проверочных мероприятий отсутствовали сведения по введению в эксплуатацию имеющихся в наличии приборов учёта, не влияет на правильность вывода суда первой инстанции о необходимости возложения на административного ответчика обязанность внести в Акт контрольных мероприятий отдельных вопросов финансово-экономической и хозяйственной деятельности войсковой части - полевая почта N от 21 августа 2017 г. N 31 предложения о необходимости проведения командованием войсковой части - полевая почта N мероприятий, позволяющих установить причины, достоверный размер причиненного ущерба и виновных лиц.

Таким образом, апелляционная жалоба административного ответчика удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст. 309, 311 КАС Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Ростовского-на-Дону гарнизонного военного суда от 19 декабря 2017 г. по административному исковому заявлению командира войсковой части - полевая почта N оставить без изменения, а апелляционную жалобу административного ответчика - без удовлетворения.

 

Председательствующий И.Н. Потапченко

 

Судьи: В.А. Патлань

В.А. Тогубицкий

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.