Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:
председательствующего судьи Ивановой И.Е,
судей Беспаловой В.В, Решетниковой О.В,
при секретаре Чайка Е.А,
рассмотрела в открытом судебном заседании материалы гражданского дела
по иску Аппарата Губернатора ХМАО-Югры к П.В.Е, П.Д.Н, П.А.Н. о выселении из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения,
по апелляционной жалобе ответчиков
на решение Ханты-Мансийского районного суда от 13 сентября 2017 года, которым постановлено:
"Исковое заявление Аппарата Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры удовлетворить.
Выселить П.В.Е, П.Д.Н, П.А.Н. из квартиры, расположенной по адресу: (адрес) без предоставления другого жилого помещения.
Взыскать с П.В.Е. в местный бюджет государственную пошлину в размере 2 000 рублей.
Взыскать с П.Д.Н. в местный бюджет государственную пошлину в размере 2 000 рублей.
Взыскать с П.А.Н. в местный бюджет государственную пошлину в размере 2 000 рублей".
Заслушав доклад судьи Ивановой И.Е,
объяснения представителя истца Ф.А.В, полагавшей решение суда законным,
заключение прокурора Доценко Ю.В,
судебная коллегия
установила:
Аппарат Губернатора ХМАО-Югры (истец) обратился в суд с иском к П.В.Е, Д.Н, А.Н. (ответчики) о выселении из жилого помещения, расположенного по адресу: (адрес) без предоставления другого жилого помещения.
В обоснование требований указал, что спорная квартира является собственностью ХМАО-Югры, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от (дата). Отнесена собственником к жилищному фонду коммерческого использования и была предоставлена в пользование П.В.Е. на основании договора коммерческого найма от (дата) (номер), на срок с (дата) по (дата).
Дополнительным соглашением от (дата) было установлено, что по истечении срока действия настоящего договора он считается продленным на тех же условиях и на тот же срок, если ни одна сторона не отказалась от его продления, в установленном законом порядке. По сути, является долгосрочным, в связи с чем, к нему применимы правила ст.684 ГК РФ.
(дата) П.В.Е. было направлено уведомление о том, что наймодатель принял решение не сдавать жилое помещение внаём в течение срока, установленного ст. 684 ГК РФ. Просил по истечении срока действия договора квартиру освободить. Названное уведомление ответчица получила (дата). Несмотря на предупреждение, требования об освобождении жилья не выполнены.
Ответчики, считает истец, продолжают проживать в квартире, без законных оснований. Возникшая ситуация нарушает законные права и интересы собственника, который не имеет возможности по своему усмотрению распорядиться жильём. Имеются основания для их принудительного восстановления заявленным в иске способом.
В судебном заседании представитель истца Аппарата Губернатора ХМАО-Югры Ф.А.В. исковые требования поддержала. Ссылалась на то, что договорных отношений на новый срок между сторонами не возникло. Поскольку ответчики проживают без законных оснований, имеются основания для их выселения по мотивам, указанным в иске.
Ответчица П.В.Е. исковые требования не признала. Суду пояснила, что проживает в квартире с 2000 года, является пенсионером по старости, спорное жилое помещение является единственным жильём. Предоставлено ей в пользование по решению Комитета народов севера, как лицу, состоящему на учёте нуждающихся, переселенцу, пострадавшему от наводнения 1998 года в Республике Саха (Якутия), т.е. в порядке улучшения жилищных условий. Справку о наличии статуса переселенца представила. Поскольку пользуется социальными гарантиями для лиц, к категории которых относится, считала, основания для выселения без предоставления другого жилья, отсутствуют.
Кроме того, изначально в решении о предоставлении жилья не было указано, что оно предоставляется на условиях срочного пользования. Поэтому полагала, жильё предоставлялось для постоянного проживания на условиях, определенных договором. В соответствии с ними имеет преимущественное право на заключение договора найма и на продолжение пользования на новый срок. Это исключает возможность выселения по мотивам, на которые ссылается истец.
Учитывая наличие льготного права на обеспечение жильём, полагала, формальное оформление правоотношений договором коммерческого найма не может препятствовать дальнейшему проживанию. Условия договора о сроке действия, пояснила, не оспаривала и значения этому обстоятельству не придавала в связи с некомпетентностью. Он ежегодно перезаключался. Учитывая, что в течение 17 лет проживает в квартире, полагала, это указывает на стабильный и долгосрочный характер правоотношений.
Её представитель К.С.В. названные доводы поддержал. Ссылался на то, что согласно дополнительному соглашению к договору от (дата) стороны внесли в него изменения, предусмотрев условие о том, что договор продлевается на тех же условиях и на тот же срок, т.е. действует до (дата).
Истцом не учитывается тот факт, что ответчица переехала в г. Ханты-Мансийск из Республики Саха, пострадала от стихийного бедствия в результате наводнения в мае 1998 года, и с тех пор проживает в Ханты-Мансийске постоянно. При этом, истец ссылается на то, что в жилом доме в (адрес) (Якутия), её сыну П.Д.Н. принадлежит 1/5 доли в праве собственности. Однако, в нём зарегистрированы и проживают 12 человек. Ответчица с ними в семейных отношениях не состоит. Несмотря на то, что являются родственниками, претендовать на их жильё не может.
Спорная квартира предоставлена на основании решения Комиссии по распределению жилья лицам из числа коренных малочисленных народов Севера от (дата), которая при решении вопроса об обеспечении жильём учитывала вышеуказанные сведения. В решении о предоставлении жилья не было указано, что оно предоставляется из жилищного фонда коммерческого использования на условиях срочного пользования. Условиями договора не предусмотрено, что может быть прекращен по мотивам, на которые ссылается истец.
Кроме того, считал, изначально неправомерно было предложено заключить договор найма на 1 год. Ответчица указанные условия не оспаривала, будучи некомпетентной в таких вопросах. Просил учесть совокупность названных обстоятельств, отказать в удовлетворении иска о выселении её без предоставления другого жилья.
Ответчики П.Д.Н, П.А.Н. в судебное заседание не явились, были извещены своевременно и надлежащим образом.
Суд проверил доводы и представленные истцом доказательства, постановилвышеуказанное решение, об отмене которого в апелляционной жалобе просят ответчики. В обоснование ссылаются на обстоятельства, изложенные при рассмотрении дела. Полагают, суд не дал им надлежащей оценки, в частности тому, что договор заключен на пять лет и действует до (дата). Просят решение суда отменить, постановить новое решение об отказе в удовлетворении иска.
Возражая против доводов апелляционной жалобы, истец полагает, решение суда законное. Ссылаясь на обстоятельства, установленные при рассмотрении дела и изложенные в иске, просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь требованиями ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть материалы гражданского дела без участия лиц, не явившихся в суд.
Суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе и возражениях относительно жалобы (п. 1 ст. 327.1 ГПК РФ).
Проверив материалы дела, выслушав участников процесса, заключение прокурора, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на неё, судебная коллегия считает, решение суда подлежит отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что спор возник в отношении квартиры, которую семья П. занимает на условиях договора коммерческого найма. Наличии оснований для выселения ответчиков по мотиву того, что договор найма прекратил своё действие, на новый срок правоотношения не продлевались в связи с тем, что наймодатель уведомил нанимателей о том, что в течение года спорное жильё в наём сдавать не намерен.
Суд проверил представленные сторонами сведения. Установил, что квартира, расположенная по адресу: (адрес), принадлежит на праве собственности Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре". Отнесена к жилищному фонду коммерческого использования.
В соответствии с решением Комитета по делам народов севера от 2000 года о предоставлении жилья в пользование П.В.Е. Управление делами Губернатора ХМАО-Югры заключил с ней первично договор коммерческого найма на 1 год. Впоследствии правоотношения ежегодно продлевались.
Последний договор найма был заключён (дата) (номер), сроком действия с (дата) по (дата), с правом продления договора на новый срок, согласно заключенному между сторонами дополнительному соглашению.
Уведомлением от (дата), полученным П.В.Е, наниматели были осведомлена об отказе в заключении договора на новый срок, необходимости освобождении занимаемого жилого помещения после окончания срока договора найма. В добровольном порядке ответчики названные требования истца не выполнили, жилое помещение не освобождают. Этим вызвано обращение истца в суд.
Проанализировав названные сведения и представленные сторонами доводы, суд пришел к выводу, что Аппарат Губернатора является компетентным лицом и действует в соответствии с имеющимися полномочиями. Порядок, установленный правилами ГК РФ для расторжения договора коммерческого найма, истцом соблюден. Решение не сдавать его в наём в течение года, имеется.
Об этом уведомление ответчикам направлялось заблаговременно. Их отказом освободить жильё нарушаются права наймодателя. В связи с чем, имеются основания для их принудительного восстановления заявленным в иске способом. Основания для заключения договора коммерческого найма на новый срок отсутствуют. Требования истца признал обоснованными. Иск удовлетворил.
Судебная коллегия считает, выводы суда не подтверждены имеющимися в деле доказательствами, противоречат правилам, установленным законом и регулирующим правоотношения по пользованию спорным жильём.
Согласно ч.1 ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Жильё коммерческого фонда использования округа предоставляется в соответствии с правилами, установленными Законом ХМАО-Югры от 6 июля 2005 года N57-оз "О регулировании отдельных жилищных отношений в ХМАО-Югре" (далее закон). Соответственно решение о том, чтобы не использовании его в дальнейшем по назначению, изначально определенному собственником, не должно быть произвольным.
В пункте 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении жилищного кодекса Российской Федерации" обращено внимание на то, что жилое помещение может выступать объектом как гражданских, так и жилищных правоотношений. Судам следует иметь в виду, что гражданское законодательство в отличие от жилищного регулирует отношения, связанные с владением и распоряжением жилым помещением как объектом экономического оборота, например, сделки с жилыми помещениями, включая передачу в коммерческий наем жилых помещений
Из смысла характера правоотношений сторон следует, что спорная квартира является объектом жилищных и гражданских правоотношений. В связи с этим, имеет значение проверка соблюдения процедуры принятия решений в отношении такого имущества.
Решение Комиссии по распределению жилья лицам из числа коренных малочисленных народов Севера (л.д.46) указывает на то, что ответчица вселилась на основании решения компетентного органа, полномочного распоряжаться жильём, как лицо, состоящее на учёте нуждающихся в обеспечении жильём.
Характерным признаком заключенного сторонами, договора найма, что не отрицали при рассмотрении дела, является долгосрочность и возможность продления на новый срок (л.25). Такие правоотношения подлежат прекращению с соблюдением правил, установленных в ст.684 ГК РФ.
В соответствии с названной нормой юридическое лицо - собственник жилого помещения может отказаться от продления договора коммерческого найма с гражданином при определённых условиях, а именно: в связи с принятием уполномоченным на то органом собственника решения не сдавать в течение 1 года жилое помещение внаём. При этом решение собственника не должно быть произвольным, то есть не должно быть обусловлено целью выселения неугодного лица, проживающего в этом жилом помещении, а может быть принято исключительно при наличии существенных оснований к отказу от предоставления жилого помещения гражданам по договору найма и, соответственно выселению из занимаемых жилых помещение.
Исследование названных обстоятельств имело значение для дела, учитывая целевой характер назначения жилья коммерческого фонда использования округа, а также признаки его социальной направленности.
Из смысла ст.2 вышеназванного закона, следует, что к полномочиям Правительства ХМАО-Югры относятся вопросы:
- принятие решений о предоставлении жилых помещений из жилищного фонда автономного округа и осуществление иных полномочий по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, находящимися в собственности автономного округа (п.4);
- отнесение жилых помещений к специализированному жилищному фонду автономного округа, к жилищным фондам социального и коммерческого использования автономного округа, а также исключение жилых помещений из указанных жилищных фондов автономного округа (п.8);
- установление порядка учета заявлений граждан о предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования в наемном доме или являющихся наемными домами социального использования жилых домов, находящихся в собственности автономного округа (п.9.4).
В статье 13.1. закона определены условия распоряжения жилыми помещениями из жилищного фонда коммерческого использования автономного округа. В соответствии с ч.1. жилые помещения из жилищного фонда коммерческого использования автономного округа могут быть отчуждены, переданы в аренду или вовлечены в иные сделки. Согласно ч.2 - порядок принятия решений по распоряжению жилыми помещениями из жилищного фонда коммерческого использования автономного округа, в том числе, порядок принятия решений о возмездном отчуждении таких жилых помещений, определяется Правительством автономного округа.
Из названных положений закона и нормативных актов, принятых в его исполнение, следует, что соответствующие решения, определяющие условия использования жилья коммерческого фонда должны приниматься собственником либо уполномоченными им органами.
Решение жилищно-бытовой комиссии, либо приказ или распоряжение Аппарата Губернатора, Постановление Правительства по вопросам, отнесенным к их ведению и компетенции, облекается в соответствующую форму в соответствии с общими правилами, регламентирующими деятельность органов власти.
Из уведомления направленного в адрес нанимателей следует, что решение, о котором их уведомляют (л.28) принято. При этом само решение суду не представлено.
Представитель истца ссылался на то, что Департамент не обязан направлять решения нанимателям, по смыслу ст.684 ГК РФ на нем лежит обязанность направить уведомление. Названные требования выполнил. Однако это не освобождало его от обязанности представить необходимые сведения, поскольку судом проверяются обстоятельства, указанные в уведомлении.
Также представитель ссылался на полномочия истца в соответствии с правилами Устава округа и Положения, которым регулируется деятельность Аппарата. А также на то, что Уведомление является решением Аппарата, в чьи полномочия входит решение вопросов, возникающих в процессе владения жильём.
При этом, из положений ст.7 Постановления Губернатора ХМАО-Югры от 30.12.2015 года "Об Аппарате Губернатора ХМАО-Югры" следует, что Аппарат принимает решения и нормативные акты в форме приказов, осуществляет иные функции, в том числе по исполнению поручений и указаний компетентных органов на основании распоряжений.
Кроме того, из смысла п.7.71-7.72 Положения не следует, что Аппарат обладает правом распоряжаться по собственному усмотрению жилищным фондом коммерческого использования и определять условия его использования, прекращения использования, либо изменения назначения. Вправе заключать договоры в порядке и на условиях, установленных актами Российской Федерации и автономного округа.
По смыслу названных правил, а также общих правил, регулирующих деятельность органов власти, решение органа власти в соответствии с правилами, регулирующими его деятельность, должно быть принято в установленном законом порядке компетентным лицом и облечено в надлежащую форму, иметь сведения о дате принятия и другую информацию.
Решение об условиях использовании спорной квартиры на условиях коммерческого найма и решение о предоставления её в пользование ответчицы было принято собственником и компетентным коллегиальным органом. Данных о том, что собственник либо уполномоченное им лицо принял решение не использовать её по назначению, истцом не представлено.
Таким образом, анализ указанных обстоятельств указывает на то, что правоотношения по пользованию квартирой возникли по основаниям, установленным правилами субъекта, в соответствии с законом ХМАО-Югры, которым регулируется порядок предоставления и использования жилья, в том числе коммерческого фонда использования.
Из смысла сведений, регламентирующих деятельность Аппарата, в том числе о его правомочиях следует, что является исполнительно-распорядительным органом. То есть должен действовать в соответствии с решениями собственника. Учитывая, что уведомление не содержит необходимой информации, подтверждающей сведения, которые имеют значение, в частности, о наличии решения собственника не использовать спорное жильё по назначению, доводы истца нельзя признать доказанными.
Проверка и исследование таких обстоятельств, исходя из смысла правил, регулирующих правоотношения по использованию жилищного фонда округа, имело значение для обсуждения спора. Однако названные вопросы не были проверены судом 1 инстанции. В связи с чем, судебной коллегией истцу было предложено представить доказательства в подтверждение доводов о том, что собственником либо уполномоченным им лицом было принято соответствующее решение по спорной квартире.
Тем не менее, соответствующих доказательств не представлено. Соответственно, признать доказанными сведения, на которые ссылается истец, нельзя.
По смыслу правил ст.56 ГПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, на которые ссылается, лежит на стороне, заявляющей о них.
По материалам дела истец доказал лишь то, что обладает властными полномочиями по владению жилищным фондом субъекта, передаёт его в пользование на основании распоряжения компетентного лица, распределяющего жилой фонд, заключает договоры найма и выполняет другие функции. Правомочия по распоряжению жилым фондом, в том числе по изменению условий пользования и назначению, что относится к распорядительным функциям и должно осуществляться не произвольно, а на основании соответствующего решения, не обладает.
Возникшая ситуация указывает на то, что требования истца не соответствует смыслу правил ст.209 ГК РФ, ст. 30 ЖК РФ, ст.671,684 ГК РФ.
Ответчица ссылалась также на то, что возникшие правоотношения не могут быть прекращены по общим правилам, регулирующим правоотношения по договору найма, установленным в ГК РФ, так как носят иной характер и возникли по иным основаниям, а именно: в установленным законом субъекта ХМАО-Югра.
Названные доводы также заслуживали внимания и имели значение для разрешения спора, учитывая социальный характер жилья коммерческого фонда округа, которое предоставляется в порядке очерёдности лицам, нуждающимся в жилье, относящихся к определенной категории лиц, состоящим на учёте и пенсионеров.
При этом истец ссылался при разрешении спора только на правила ГК РФ. Сведений о соблюдении порядка, установленного правилами пользования жилищным фондом округа, не указал.
По общим правилам, установленным в ГК РФ, одностороннее прекращение договора коммерческого найма жилого помещения может иметь место при реализации правового предписания, предусмотренного ст. 684 ГК РФ. Согласно ч. 1 ст. 684 ГК РФ по истечении срока договора найма жилого помещения наниматель имеет преимущественное право на заключение договора найма жилого помещения на новый срок. Такие условия отражены и в договоре найма, заключенном с ответчицей. В связи с чем, доводы истца о незаконности проживания в квартире ответчиков, несостоятельные.
Учитывая, что истец не представил суду решения компетентного лица, принятого с обоснованием причин принятия такового об условиях дальнейшего использования спорного жилья, целевое назначение которого было определено собственником, основания для удовлетворения иска отсутствуют.
Выявленные недостатки свидетельствуют о том, что судом были неверно определены значимые обстоятельства и неправильно применены и не применены нормы права, подлежащие применению. В силу ст. 330 ГПК РФ это является основанием для отмены судебного решения. В дополнительной проверке такие обстоятельства не нуждаются. Стороны давали по ним свои пояснения и представляли доказательства. Суд неправильно определилзначимые обстоятельства, что привело к ошибочным выводам. В связи с чем, имеются основания для постановления нового решения, об отказе в удовлетворении иска.
Руководствуясь статьями 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 13 сентября 2017 года отменить.
Постановить по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований Аппарата Губернатора ХМАО-Югры к П.В.Е, П.Д.Н, П.А.Н. о выселении из жилого помещения, расположенного по адресу: г (адрес), без предоставления другого жилого помещения, отказать.
Определение суда апелляционной инстанции, вынесенное по апелляционной жалобе, вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий: Иванова И.Е.
Судьи: Беспалова В.В.
Решетникова О.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.