Судья Камчатского краевого суда Горн В.Ф. при секретаре Ткаченко А.В., рассмотрев жалобу ООО "Корякморепродукт" на постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Тихоокеанского морского Управления Росприроднадзора от 17 августа 2017 года по делу об административном правонарушении в отношении ООО "Корякморепродукт" по ст. 8.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Тихоокеанского морского Управления Росприроднадзора от 17 августа 2017 года, оставленным без изменения решением судьи Карагинского районного суда Камчатского края от 27 октября 2017 года, общество с ограниченной ответственностью "Корякморепродукт" (далее - Общество), привлечено к административной ответственности по ст. 8.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 200000 руб.
В жалобе, поданной в Камчатский краевой суд, законный представитель Общества Абакумов В.Н. просит постановление о назначении административного наказания отменить. В обоснование приводит доводы об отсутствии состава вмененного административного правонарушения, ссылаясь на то, что нормами российского законодательства и международного права сброс измельченных отходов переработки водных биоресурсов в акваториях водных объектов в пределах 12 морских миль от берега разрешен.
Проверив материалы дела, заслушав объяснения защитника Деминой Д.А, нахожу постановление должностного лица и решение судьи подлежащими отмене.
Административной ответственности по ст. 8.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях подлежат лица, допустившие самовольное либо с нарушением правил захоронение с судов и иных плавучих средств, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений отходов и других материалов во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации.
Из материалов дела усматривается, что в соответствии с разрешением на право осуществления промышленного рыболовства Общество в Карагинской промысловой подзоне осуществляло добычу водных биологических ресурсов, для чего использовало судно "данные изъяты" под командованием капитана ФИО1.
Проведенным Тихоокеанским морским Управлением Росприроднадзора административным расследованием установлено, что в период со 2 по 4 июня 2017 года в территориальном море РФ в месте с географическими координатами, указанными в постановлении должностного лица от 17 августа 2017 года, с борта судна были сброшены измельченные отходы обработки рыбы-сырца и выпуска рыбной продукции в общем количестве 45990 кг.
Приведенные обстоятельства положены в основу протокола об административном правонарушении от 4 августа 2017 года и вынесения 17 августа 2017 года старшим государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды Тихоокеанского морского Управления Росприроднадзора постановления о назначении Обществу административного наказания по ст. 8.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Юридическому лицу вменено нарушение ч. 2 ст. 55, ч. 1 ст. 56 Водного кодекса РФ, ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", п. 13.1.8, 13.1.9 Наставления по предотвращению загрязнения с судов флота рыбного хозяйства Российской Федерации (утв. приказом Госкомрыболовства РФ от 27 мая 1999 года N 134), выразившееся в самовольном захоронении в территориальном море отходов рыбного производства.
С таким выводом согласился судья Карагинского районного суда Камчатского края, оставив без удовлетворения жалобу Общества на постановление должностного лица от 17 августа 2017 года о назначении административного наказания.
Нахожу состоявшиеся по делу постановление должностного лица и решение судьи подлежащими отмене с прекращением производства по делу.
Объективную сторону вмененного состава административного правонарушения образуют действия по захоронению отходов и других материалов во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации.
Согласно основным понятиям, приведенным в ст. 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" под захоронением отходов понимается изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.
Из буквального содержания приведенной выше правовой нормы следует, что захоронение отходов имеет своей целью исключение попадания вредных веществ в окружающую среду.
Отходы, сброс которых осуществлен с борта "данные изъяты" образованы в результате обработки на судне уловов водных биоресурсов. Правоотношения, связанные с добычей (выловом) водных биологических ресурсов являются предметом правового регулирования Федерального закона от 20 декабря 2004 года N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов".
В силу ст. 43.1 этого Федерального закона правила рыболовства являются основой осуществления рыболовства и сохранения водных биоресурсов, они утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства для каждого рыбохозяйственного бассейна.
Правила рыболовства обязательны для исполнения юридическими лицами и гражданами, осуществляющими рыболовство и иную связанную с использованием водных биоресурсов деятельность.
В развитие данной нормы закона приказом Минсельхоза России от 21 октября 2013 года N 385 утверждены Правила рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна, в соответствии с пунктами 11.7, 31.8 которых при осуществлении добычи водных биологических ресурсов во внутренних морских водах Российской Федерации, а также в территориальном море, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации измельченные отходы переработки уловов водных биоресурсов могут сбрасываться за пределами 3 морских миль от ближайшего берега, за исключением такого сброса в акваториях водных объектов, предоставленных в пользование юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и/или гражданам на основании договора водопользования, в зонах санитарной охраны водных объектов, в портовых акваториях и на рейдах судов.
Установленная Правилами рыболовства процедура сброса отходов переработки уловов водных биоресурсов, необходимость их предварительного измельчения, со всей очевидностью не предполагает их хранение в условиях, исключающих попадание в окружающую среду. Следовательно, установленная п. 11.7, 31.8 Правил рыболовства процедура не является захоронением отходов в значении, придаваемом Федеральным законом "Об отходах производства и потребления".
Из материалов дела следует, что сброс с судна "данные изъяты" измельченных отходов переработки уловов водных биологических ресурсов выполнен за пределами 3-мильной зоны от ближайшего берега. Данных о том, что указанная в постановлении о назначении административного наказания акватория предоставлена в пользование юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям или гражданам на основании договора водопользования, материалы дела не содержат.
Вопреки требованиям ст.ст. 24.1, 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях должностным лицом Росприроднадзора и судьей приведенным обстоятельствам не дана надлежащая правовая оценка, вследствие чего вынесенные по делу постановление и решение не могут быть признаны законными и обоснованными, подлежат отмене с прекращением производства по делу на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Руководствуясь ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Тихоокеанского морского Управления Росприроднадзора от 17 августа 2017 года и решение судьи Карагинского районного суда Камчатского края от 27 октября 2017 года отменить.
Производство по делу об административном правонарушении в отношении общества с ограниченной ответственностью "Корякморепродукт" по ст. 8.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Судья В.Ф. Горн
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.