Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда
в составе:
председательствующего Вишняковой С. Г.
судей Бусиной Н. В, Ромашовой Т. А,
при секретаре Сафронове Д. В,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя истца Михеева Олега Александровича - Торони Андрея Васильевича
на решение Железнодорожного районного суда г. Барнаула Алтайского края от 22 декабря 2017года п делу по иску Михеева Олега Александровича к ФСИН России, УФСИН России по Алтайскому краю о признания решения об отказе в постановке на учет на получение единовременной социальной выплаты незаконным, признании права и возложении обязанности поставить на учет для получения единовременной социальной выплаты.
Заслушав доклад судьи Бусиной Н. В, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
В пеирод с 01.11.2004 по 23.10.2013 Михеев О. А. проходил службу в ФКУ ЛИУ-8 УФСИН России по Алтайскому краю, имея выслугу 14 лет 01 мес. и 14 дней на день увольнения со службы.
В период прохождения службы, а именно 02.10.2013 Михеев О. А. обратился в ФКУ ЛИУ-8 с рапортом на предоставление единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения как сотрудник учреждения уголовно - исполнительной системы, не обеспеченный жилым помещением, указав состав семьи 2 человека.
Из направленного 03.10.2013 в адрес Михеева О. А. ответа ФКУ ЛИУ-8 следовало, что данное учреждение не осуществляет постановку лиц на очередь для получения вышеуказанной единовременной социальной выплаты в связи с отсутствием нормативного документа, регламентирующего указанные действия.
28.02.2014 Михеев О. А. направил в территориальную подкомиссию УФСИН России по Алтайскому краю по предварительному рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты документы.
Согласно выписке из протокола УФСИН России по Алтайскому краю от 27.03.2014 N 4 территориальная подкомиссия приняла решение о направлении в комиссию УФСИН России поданных Михеевым О. А. документов.
08.08.2017 комиссией ФСИН России принято решение об отказе Михееву О. А. в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с тем, что на подачу заявления он не являлся сотрудником уголовно- исполнительной системы и не был в установленном порядке признан нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Полагая данное решение незаконным Михеев О. А. обратился с иском к к ФСИН России, УФСИН России по Алтайскому краю, признать незаконным решение комиссии ФСИН России об отказе в постановке на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья, признать право истца быть поставленным на учет на получение единовременной социальной выплаты, обязать ответчиков поставить истца на учет на получение единовременной социальной выплаты.
В обоснование заявленных требований, ссылаясь на положения Федерального закона от 30.12. 2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 283-ФЗ), а также Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 N 369, истец указал на своевременное, а именно в период прохождение службы, обращение с рапортом о постановке на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, в связи с чем, имел право быть поставленным на соответствующий учет на получение единой социальной выплаты.
Решением Железнодорожного районного суда г. Барнаула от 22 декабря 2017 года исковые требования Михеева Олега Александровича оставлены без удовлетворения в полном объеме.
В апелляционной жалобе представитель истца Михеева О. А. - Торони А. В. просит об отмене решения суда первой инстанции и принятии нового судебного акта.
В обоснование доводов жалобы, излагая обстоятельства, явившиеся основанием для обращения в суд, указано на то, что при подаче истцом рапорта 01.10.2013 о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения также были представлены все необходимые документы. Обращение в ФКУ ЛИУ-8 с данным рапортом вызвано отсутствием иных структурных подразделений, уполномоченных принимать рапорта о постановке на соответствующий учет сотрудников уголовно - исполнительной системы. Повторное обращение истца с рапортом о постановке на учет последовало 28.02.2014, в удовлетворении которого отказано.
По мнению подателя жалобы, несвоевременность создания рабочих органов в системе ФСИН для реализации Закона N 283-ФЗ не могут являться основанием для отказа в реализации законных прав или защите нарушенного права.
Кроме того, при рассмотрении дела не добыто, а ответчиком не представлено доказательств, свидетельствующих о несвоевременном обращении Михеева О. А. с рапортом о постановке на учет, а также в связи с непредоставлением необходимого пакета документов.
В суде апелляционной инстанции представитель ответчиков просила решение суда оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены, не явились, ходатайств об отложении судебного заседания не заявили, что является основанием для рассмотрения дела в отсутствии неявившихся лиц в соответствии с требованиями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы согласно ч.1 ст. 327-1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия, обсудив доводы жалобы, не находит оснований для ее удовлетворения.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных истцом требований, суд первой инстанции исходил из того, что истец с рапортом о постановке на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с предоставлением всех необходимых документов после увольнения со службы, а именно 28.02.2014, а также из того, что Михеев О. А, не был принят на учет лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.03.2005г. Судом принят во внимание факт обращения Михеева О. А. с рапортом о постановке на вышеназванный учет в ФКУ ЛИУ-8 в период прохождения службы -01.10.2013 и отсутствие доказательств, подтверждающих подачу необходимого пакета документов.
Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с данными выводами суда по следующим основаниям.
Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы регулируются Федеральным законом от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее Федеральный закон от 30.12.20112 N 283-ФЗ).
Частью 1 ст. 4 указанного Федерального закона установлено, что сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).
Право сотрудника учреждений и органов уголовно-исполнительной системы на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в части 3 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ.
Согласно пункту 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30.12. 2012 N 283-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии установления нуждаемости сотрудника в жилом помещении по основаниям, названным в части 3 статьи 4 Федерального закона от 30.12. 2012 N283-ФЗ.
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи (часть 5 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ).
Согласно части 7 названной нормы право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в учреждениях и органах с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу части 6 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ определяются Правительством Российской Федерации.
Во исполнение данной нормы Правительством РФ принято Постановление от 24.04.2013 N 369, которым утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации.
В силу пункта 1 названных Правил они устанавливают порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, имеющим специальные звания и проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, а также в установленных Федеральным законом "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" случаях - членам семей сотрудников и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации.
Пунктом 5 названных Правил предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись. Данный пункт также содержит перечень документов, представляемых в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения.
На основании заявления и документов, поименованных в пункте 5, комиссия в 3-месячный срок со дня их подачи принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты по одному из условий, определенных частью 3 статьи 4 Федерального закона от 30.12. 2012 N 283-ФЗ, либо об отказе в постановке на указанный учет. О принятом комиссией решении сотрудник уведомляется в письменном виде в течение 1 месяца со дня принятия указанного решения (пункт 7 Правил предоставления единовременной социальной выплаты).
В соответствии с пунктом 14 Правил предоставления единовременной социальной выплаты право на получение единовременной социальной выплаты сохраняется за гражданами Российской Федерации, принятыми на учет для получения единовременной социальной выплаты в качестве сотрудников и уволенными со службы в учреждениях и органах с правом на пенсию, с учетом сохранения за ними права, указанного в пункте 19 этих правил, имевшегося у них на день увольнения.
Из содержания приведенных нормативных положений следует, что право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения у сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы возникает при наличии обязательных условий, предусмотренных частями 1 и 3 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ. В целях реализации этого права сотрудники принимаются на учет для получения единовременной социальной выплаты, и такое право за ними сохраняется при увольнении со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы с правом на пенсию.
При этом нормами Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ и Правилами предоставления единовременной социальной выплаты приобретение сотрудником учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, обратившимся в период прохождения службы с заявлением о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, права на получение указанной меры социальной поддержки не поставлено в зависимость от даты рассмотрения заявления сотрудника (подлежит рассмотрению в 3-месячный срок со дня подачи) комиссией ФСИН России - до или после его увольнения со службы в органах и учреждениях уголовно-исполнительной системы.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела истец в период прохождения службы обратился с рапортом о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Вместе с тем, доказательств, свидетельствующих о представлении необходимого пакета документов, перечень которых установлен п. 5 Правил, одновременно с подачей 01.10.2013 рапорта в нарушение требований ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела стороной истца не представлено. Судебная коллегия также учитывает, что истцу 03.10.2013 дан ответ по вопросу постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Повторное обращение истца с заявлением и приложением необходимого пакета документов последовало 28.02.2014, то есть после увольнения со службы.
При указанных обстоятельствах, суд пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении требований.
Поскольку выводы суда основаны на правильном применении и толковании норм материального права, регулирующих возникшие между сторонами правоотношения, у судебной коллегии отсутствуют основания для отмены решения суда по доводам жалобы, не опровергающим выводы суда. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения суда, не допущено.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Железнодорожного районного суда г. Барнаула Алтайского края от 22 декабря 2017года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя истца Михеева Олега Александровича - Торони Андрея Васильевича - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.