Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики в составе:
Председательствующего Макоева А.А.
Судей Жернового Е.И. и Мисхожева М.Б.
при секретаре Узденовой Ф.Р.
с участием прокурора Мокаева А.М, Дударова З.Х, его представителя Жилоковой Т.Х, представителя Минстроя КБР Абазовой А.А,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Мисхожева М.Б. гражданское дело по исковому заявлению Дударова З.Х. к Министерству строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Кабардино-Балкарской Республики о признании приказа об увольнении незаконным, восстановлении на работе, взыскании компенсации морального вреда,
по апелляционной жалобе Дударова З.Х. на решение Нальчикского городского суда КБР от 27 декабря 2017 года,
установила:
Дударов З.Х. обратился в суд с иском к Министерству строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Кабардино-Балкарской Республики (далее по тексту Минстрой КБР), в котором просил признать незаконным приказ ответчика от 9 октября 2017 года N-л/с о расторжении с истцом служебного контракта, восстановлении его в должности начальника отдела выполнения государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан Минстроя КБР с 10 октября 2017 года, взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 30000 рублей.
Также истец просил взыскать с ответчика понесенные им расходы на оплату услуг представителя в размере 20000 рублей, и по оплате государственной пошлины в связи с нотариальным удостоверением доверенности в размере 1500 рублей.
В обоснование иска Дударов З.Х. указал, что с 9 июня 2008 года он замещал должность начальника отдела выполнения государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан Минстроя КБР.
20 июня 2017 года работодателем ему вручено уведомление о том, что замещаемая им должность подлежит сокращению, и он будет уволен с государственной гражданской службы 25 августа 2017 года.
21 июля 2017 года его также уведомили об отсутствии вакантных должностей государственной гражданской службы, которые могут быть ему предложены с учетом его квалификации и профессионального образования, как Минстрое КБР, так и в других органах государственной власти.
Приказом ответчика N-л/с от 9 октября 2017 года заключенный с Дударовым З.Х. служебный контракт расторгнут, и он освобожден от занимаемой должности по основанию, установленному пунктом 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года N79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Полагая, что его увольнение произведено в нарушение требований вышеуказанного Федерального закона, а также Правил предоставления государственному гражданскому служащему в случае отсутствия вакантных должностей в государственном органе, в котором сокращаются должности государственной гражданской службы, или государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантной должности государственной гражданской службы в иных государственных органах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19 сентября 2013 года N, истец указывал, что ответчик при проведении мероприятий по сокращению штата упразднил 3 отдела, в которых работало 12 человек, и создал один отдел со штатной численностью 10 единиц.
Из 10 вакантных должностей во вновь созданном отделе ему не предложена ни одна из должностей, штат отдела ответчиком был укомплектован по своему усмотрению.
При этом ответчиком не был рассмотрен вопрос о наличии у него преимущественного права оставления на работе, поскольку он являлся лицом, имеющим высшее профессиональное образование, ученую степень кандидата экономических наук, неоднократно повышавшим свою квалификацию, и поощрявшимся за добросовестный труд.
Однако, в нарушение вышеуказанных требований действующего законодательства, определяющего порядок проведения мероприятий по сокращению численности или штата организации, ответчик не предложил ему имеющиеся вакантные должности.
Кроме того, у ответчика по состоянию на 28 сентября 2017 года имелась вакантная должность начальника отдела жилищного хозяйства, и по своему уровню образования и квалификации, стажу работы он полностью отвечал требованиям для замещения указанной должности, которая также ему не предлагалась.
Решением Нальчикского городского суда КБР от 27 декабря 2017 года исковые требования Дударова З.Х. оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с решением суда, считая его незаконным и необоснованным, постановленным с нарушением норм материального права, Дударовым З.Х. подана апелляционная жалоба об его отмене.
В обоснование жалобы Дударов З.Х. указал, что судом при разрешении спора не были приняты во внимание допущенные ответчиком нарушения требований статьи 31 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
В частности ответчиком с момента вручения уведомления и до его увольнения не была предложена вакантная должность начальника отдела жилищного хозяйства.
Кроме того, было установлено, что в иных государственных органах имелись вакантные должности, которые также ему предложены не были, что свидетельствует о неисполнении ответчиком обязанности по поиску вакансий в иных органах государственной власти.
Представленные представителем ответчика письма об отсутствии вакантных должностей в иных органах в данном случае значения не имеют, поскольку сведения представлялись по состоянию с 6 по 9 июня 2017 года, тогда как уведомление о предстоящем увольнении ему было вручено 20 июня 2017 года.
Ответчиком также не принималось во внимание наличие у него преимущественного права оставления на работе.
В возражении на апелляционную жалобу Дударова З.Х, помощник прокурора г.Нальчик, полагая, что обжалуемое решение постановлено судом в полном соответствии с требованиями действующего законодательства, просил оставить его без изменения.
Заслушав доклад судьи Мисхожева М.Б, изучив материалы дела, обсудив апелляционную жалобу, возражение прокурора, Судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия считает, что при рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции допущены такого рода нарушения.
Государственная гражданская служба Российской Федерации согласно статье 5 Федерального закона от 27 мая 2003 года N58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" и статье 3 Федерального закона от 27 июля 2004 года N79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" является видом государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации.
Государственным гражданским служащим в соответствии со статьей 13 Федерального закона от 27 июля 2004 года N79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" является гражданин Российской Федерации, взявший на себя обязательства по прохождению государственной гражданской службы. Гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности государственной гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации.
Частью 7 статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что на государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.
В соответствии со статьей 73 Федерального закона от 27 июля 2004 года N79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной данным Федеральным законом.
Из материалов дела следует и судом установлено, что Дударов З.Х. занимал должность начальника отдела выполнения государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан Министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Кабардино-Балкарской Республики.
20 июня 2017 года Дударову З.Х. вручено уведомление о предстоящем увольнении по пункту 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года N79-ФЗ "О государственной гражданской службы Российской Федерации" в связи с сокращением должности государственной гражданской службы.
24 августа 2017 года Дударов З.Х. был уведомлен ответчиком об отсутствии в Минстрое КБР, а также в иных государственных органах Кабардино-Балкарской Республики, вакантных должностей государственной гражданской службы.
В соответствии с приказом ответчика от 9 октября 2017 года N-л/с служебный контракт, заключенный с Дударовым З.Х, был расторгнут и он освобожден от замещаемой должности начальника отдела выполнения государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что увольнение истца с государственной гражданской службы проведено в полном соответствии с установленной законодателем процедуры при сокращении численности штата организации.
С таким выводом суда первой инстанции коллегия согласиться не может.
При этом коллегия исходит из следующего.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункту 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года N "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" следует, что при рассмотрении дел о восстановлении на работе истца, трудовой договор с которым расторгнут по инициативе работодателя, обязанность доказать наличие законного основания увольнения и соблюдение установленного порядка увольнения возлагается на работодателя.
В силу части 2 статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004 года N79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" о предстоящем увольнении в связи с сокращением должностей гражданской службы гражданский служащий, замещающий сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе, предупреждается представителем нанимателя персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения.
Представитель нанимателя государственного органа, в котором сокращаются должности гражданской службы, или государственного органа, которому переданы функции упраздненного государственного органа, обязан в течение двух месяцев со дня предупреждения гражданского служащего об увольнении предложить гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, все имеющиеся соответственно в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы, уровня его квалификации, его специальности, направления подготовки, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, а в случае отсутствия таких должностей в указанных государственных органах может предложить вакантные должности гражданской службы в иных государственных органах в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 сентября 2013 года N утверждены Правила предоставления государственному гражданскому служащему в случае отсутствия вакантных должностей в государственном органе, в котором сокращаются должности государственной гражданской службы, или государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантной должности государственной гражданской службы в иных государственных органах (далее по тексту Правила).
Пунктом 2 названных Правил установлено, что при отсутствии вакантных должностей государственной гражданской службы, отвечающих требованиям части 1 статьи 31 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", в государственном органе, в котором сокращаются должности государственной гражданской службы, или государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, кадровая служба указанных органов не позднее чем за 30 дней до дня предстоящего увольнения государственного гражданского служащего в связи с сокращением должностей государственной гражданской службы или упразднением государственного органа осуществляет поиск вакантных должностей государственной гражданской службы в иных государственных органах, в том числе посредством официального сайта федеральной государственной информационной системы "Единая информационная система управления кадровым составом государственной гражданской службы Российской Федерации", с учетом категории и группы замещаемой государственным гражданским служащим должности государственной гражданской службы, области и вида его профессиональной служебной деятельности, уровня его квалификации, профессионального образования и стажа государственной гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки.
Уведомление о предложении государственному гражданскому служащему вакантных должностей государственной гражданской службы в иных государственных органах с приложением списка этих вакантных должностей, подписанное представителем нанимателя или уполномоченным им лицом, вручается кадровой службой государственному гражданскому служащему под роспись не позднее чем за 25 дней до дня предстоящего увольнения в связи с сокращением должностей государственной гражданской службы в государственном органе, в котором сокращаются должности государственной гражданской службы, или с упразднением государственного органа (пункт 4 Правил).
Государственный гражданский служащий представляет в течение 2 рабочих дней со дня ознакомления с уведомлением, указанным в пункте 4 настоящих Правил, в кадровую службу заявление с просьбой направить его анкету в государственные органы, в которых государственным гражданским служащим выбраны вакантные должности государственной гражданской службы, или отказывается от предложенных кадровой службой вакантных должностей государственной гражданской службы.
В подтверждение доводов о соблюдении установленной законодателем процедуры увольнения гражданского служащего в связи с сокращением штата организации, ответчик представил суду уведомление за N от 24 августа 2017 года, согласно которому Дударов З.Х. был извещен об отсутствии вакантных должностей как в Министерстве строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Кабардино-Балкарской Республики, так и в других государственных органах Республики.
Кроме того, ответчиком в материалы дела представлены запрос, датированный 6 июня 2017 года, направленный ответчиком в органы исполнительной власти Кабардино-Балкарской Республики, о предоставлении информации о наличии в государственных органах Республики вакантных должностей.
Интересующую информацию ответчик просил представить в срок до 12 июня 2017 года.
Согласно содержащимся в деле ответам на указанный запрос, руководители государственных органов в срок до 12 июня 2017 года сообщили об отсутствии в возглавляемых ими организациях вакантных должностей.
Коллегия не может согласиться с доводами ответчика о соблюдении установленной статьей 31 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" процедуры увольнения Дударова З.Х.
По смыслу частей 1 и 5 статьи 31 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в их взаимосвязи с положениями Правил, указанные нормы обеспечивают государственному гражданскому служащему, должность которого подлежит сокращению, возможность продолжить службу в том же либо другом государственном органе при условии, что он соответствует квалификационным требованиям к предоставляемой для замещения должности, позволяя представителю нанимателя прекратить служебный контракт только в случае отказа данного лица от предложенной для замещения иной должности государственной гражданской службы, и направлены на создание эффективно действующего государственного аппарата и обеспечение поддержания высокого уровня отправления государственной гражданской службы.
При этом, при отсутствии вакантных должностей в органе, в котором предстоит сокращение численности или штата, работодатель должен принять меры к поиску вакансий в иных государственных органах с момента вручения уведомления государственному гражданскому служащему о предстоящем увольнении и не позднее чем за 30 дней до дня предстоящего увольнения. И при наличии вакантных должностей, отвечающих уровню квалификации сокращаемого государственного гражданского служащего, его профессионального образования и стажа государственной гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, представитель нанимателя не позднее чем за 25 дней до дня предстоящего увольнения должен предъявить сокращаемому работнику список этих должностей.
В случае отказа сокращаемого работника от предложенных должностей он подлежит увольнению.
Следует отметить, что совершение указанных действий должно иметь место в пределах установленного законодателем двухмесячного срока, исчисляемого с момента уведомления гражданского служащего о предстоящем расторжении служебного контракта и до дня издания приказа об увольнении.
В силу приведенного правового регулирования действия ответчика, направившего запросы в органы исполнительной власти Кабардино-Балкарской Республики о наличии в этих государственных органах вакантных должностей и получении ответов об отсутствии вакансий до вручения Дударову З.Х. уведомления о предстоящем увольнении, нельзя признать основанными на законе.
Указанное нарушение требований вышеприведенных норм материального права не позволили Дударову З.Х. реализовать свое право на выражение согласия либо отказа от предложенных вакантных должностей, имевшихся в период с 20 июня до 9 октября 2017 года в иных государственных органах.
В частности из представленных истцом в материалы дела доказательствам следует, что в средствах массовой информации Министерством земельных и имущественных отношений Кабардино-Балкарской Республики 23 июня 2017 года был объявлен конкурс на замещение вакантной должности начальника отдела экономического анализа обществ и государственных предприятий.
При этом, предъявляемым для замещения указанной должности квалификационным требованиям Дударов З.Х. в полной мере соответствовал.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о соблюдении ответчиком установленной статьей 31 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и положениями Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19 сентября 2013 года N, процедуры увольнения Дударова З.Х, не основан на фактических обстоятельствах дела.
При изложенных обстоятельствах, увольнение Дударова З.Х. в соответствии с приказом от 9 октября 2017 года N-л/с нельзя признать основанным на законе, а потому Дударов З.Х. подлежит восстановлению в ранее замещаемой должности.
Иные доводы апелляционной жалобы, основанные на ошибочном толковании норм материального права, правового значения по делу не имеют, а потому в их обсуждение Судебная коллегия не вступает.
Разрешая требования Дударова З.Х. о взыскании с ответчика компенсации морального вреда, коллегия учитывает требования статьи 237 Трудового кодекса Российской Федерации, а также статей 151 и 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации, устанавливающих обязанность работодателя по возмещению работнику морального вреда, причиненного неправомерными действиями, с учетом степени вины виновного лица, а также иных заслуживающих внимание обстоятельств.
Согласно разъяснению, содержащемуся в пункте 63 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года N "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", в соответствии со статьей 237 названного Кодекса компенсация морального вреда возмещается в денежной форме в размере, определяемом по соглашению работника и работодателя, а в случае спора факт причинения работнику морального вреда и размер компенсации определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба. Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.
Аналогичные критерии определения размера компенсации морального вреда содержатся и в пункте 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 года N "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда".
В настоящем случае, с учетом допущенных ответчиком нарушений, а также длительности периода, в течение которого Дударов З.Х. был лишен гарантированного Конституцией Российской Федерации права на труд, Судебная коллегия определяет компенсацию морального вреда в размере 5000 рублей, что в наибольшей степени отвечает критериям разумности.
Согласно статье 94 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к издержкам, связанным с рассмотрением дела относятся расходы на оплату услуг представителей.
В силу части 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах (статья 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Дударовым З.Х. заявлено о взыскании с ответчика расходы на оказание юридической помощи в размере 20 000 рублей.
Интересы Дударова З.Х. при разрешении настоящего спора представляла Жилокова Т.Х. в соответствии с договором поручения от 27 октября 2017 года.
Пунктом 3.1 названного договора его стороны определили размер вознаграждения за оказание услуг в сумме 20000 рублей.
Факт несения Дударовым З.Х. расходов в указанном размере подтвержден распиской от 27 октября 2017 года.
Учитывая длительность разбирательства по настоящему делу, не представлявшему особую сложность, а также объем выполненной Жилоковой Т.Х. в интересах Дударова З.Х. работы, коллегия признает отвечающими требованиям разумности расходы на оплату услуг представителя, подлежащие взысканию с ответчика в пользу истца, в сумме 10000 рублей.
Таким образом, с учетом допущенных судом при разрешении настоящего спора нарушений, коллегия находит обжалуемое решение подлежащим отмене.
Руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
определила:
Решение Нальчикского городского суда КБР от 27 декабря 2017 года отменить и принять по делу новое решение.
Иск Дударова З.Х. удовлетворить частично.
Признать незаконным приказ Министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Кабардино-Балкарской Республики N-л/с от 9 октября 2017 года о расторжении служебного контракта с Дударовым З.Х. и его увольнении с государственной гражданской службы в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе.
Восстановить Дударова З.Х. в должности начальника отдела выполнения государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан Министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Кабардино-Балкарской Республики.
Взыскать с Министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Кабардино-Балкарской Республики в пользу Дударова З.Х. компенсацию морального вреда в размере 5000 рублей, судебные расходы на оплату услуг представителя в размере 10000 рублей, а всего 15000 (пятнадцать тысяч) рублей.
В удовлетворении остальной части исковых требований Дударова З.Х. и его заявления о возмещении судебных расходов в ином размере, отказать.
Председательствующий А.А.Макоев
Судьи Е.И.Жерновой
М.Б.Мисхожев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.