Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего Насретдиновой Д.М,
судей Гаянова А.Р. и Сахиповой Г.А,
при секретаре судебного заседания Хакимовой Л.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Насретдиновой Д.М. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан Штанько Ю.С. на решение Ново-Савиновского районного суда г. Казани от 20 декабря 2017 года, которым постановлено:
иск Барейчевой Н.П. к Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан о признании права на присвоение звания "Ветеран труда" удовлетворить.
Признать право Барейчевой Н.П. на присвоение звания "Ветеран труда".
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя ответчика Штанько Ю.С, поддержавшего жалобу, объяснения истца Барейчевой Н.П. и ее представителя Верхова О.А, возражавших против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Барейчева Н.П. обратилась с иском к Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан о признании права на присвоение звания "Ветеран труда".
Свои требования истец мотивировала тем, что как лицо, награжденное Почетной грамотой Министерства здравоохранения Российской Федерации, она обратилась в органы социальной защиты с заявлением о присвоении звания "Ветеран труда". Однако решением от 16 июня 2017 года N 74-40/76 в этом ей было отказано со ссылкой на отсутствие для этого соответствующих правовых оснований. По мнению Барейчевой Н.П, данный отказ является необоснованным и нарушает ее право на получение мер социальной поддержки, в связи с чем она просила суд возложить на ответчика обязанность по присвоению ей указанного выше звания.
Представитель ответчика иск не признал.
Суд исковые требования удовлетворил и вынес решение в приведенной выше формулировке.
В апелляционной жалобе представитель Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан, выражая несогласие с постановленным по делу решением, просит его отменить как незаконное и необоснованное. При этом в жалобе он приводит те же доводы, что и в возражениях на иск при рассмотрении дела в суде первой инстанции, настаивает на своей правовой позиции по делу, в силу которой считает, что оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика апелляционную жалобу поддержала по изложенным в ней основаниям.
Истец и ее представитель с доводами жалобы не согласились, считая их необоснованными.
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного решения по правилам части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2015 года N 388-ФЗ, действующей с 1 июля 2016 года) ветеранами труда являются лица:
1) имеющие удостоверение "Ветеран труда";
2) награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и награждения указанными знаками отличия определяется Правительством Российской Федерации. Порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", иными федеральными государственными органами, государственными корпорациями и награждения указанными знаками отличия определяется указанными органами, организациями, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В рамках реализации своих полномочий Республикой Татарстан принят Закон Республики Татарстан от 30 июня 2011 года N 33-ЗРТ "О порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" (далее также - Закон Республики Татарстан N 33-ЗРТ).
Подпунктом 1 части 1, частью 2 статьи 1 Закона Республики Татарстан N 33-ЗРТ установлено, что звание "Ветеран труда" присваивается лицам, награжденным орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенным почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденным почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенным благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденным ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющим трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.
Под ведомственными знаками отличия, дающими право на присвоение звания "Ветеран труда", в настоящем Законе понимаются ведомственные награды за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики), учрежденные федеральными органами исполнительной власти, иными федеральными государственными органами, государственными корпорациями, и награждение которыми осуществлялось в порядке, установленном указанными органами и организациями.
Из материалов дела следует, что приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 7 ноября 2016 года N 956-п Барейчева Н.П, являющаяся заведующей отделом, врачом-методистом Республиканского центра медицины катастроф государственного автономного учреждения здравоохранения "Республиканская клиническая больница Министерства здравоохранения Республики Татарстан", была награждена Почетной грамотой Министерства здравоохранения Республики Татарстан за заслуги в области здравоохранения, многолетний добросовестный труд и в связи с 25-летием со дня основания в Республике Татарстан Службы медицины катастроф.
В связи с наличием требуемого стажа работы Барейчева Н.П. обратилась в территориальный орган ответчика с заявлением о присвоении звания "Ветеран труда".
Решением Отдела социальной защиты Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан в Пестречинском муниципальном районе от 16 июня 2017 года N 74-40/76 истцу отказано в присвоении звания "Ветеран труда" со ссылкой на то, что награждение ее Почетной грамотой Министерства здравоохранения Российской Федерации было произведено после внесения изменений в действующее законодательство и до вступления в силу приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации "О ведомственном знаке отличия Министерства здравоохранения Российской Федерации, дающем право на присвоение звания "Ветеран труда".
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что полученная истцом Почетная грамота является ведомственной наградой Министерства здравоохранения Российской Федерации, в связи с чем отказ ответчика в присвоении ей звания "Ветеран труда" противоречит нормам действующего законодательства.
Судебная коллегия, соглашаясь с указанным выводом суда первой инстанции, признает доводы апелляционной жалобы представителя ответчика несостоятельными, исходя из следующего.
Так, с 1 июля 2016 года вступил в силу Федеральный закон от 29 декабря 2015 года N 388-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости". Данным законом внесены изменения в статью 7 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", в соответствии с которыми были определены новые критерии для присвоения звания "Ветеран труда".
В соответствии с данными изменениями, ветеранами труда являются лица, награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.
При этом порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и награждения указанными знаками отличия определяется Правительством Российской Федерации.
Во исполнение указанных положений Правительством Российской Федерации было принято постановление от 25 июня 2016 года N 578 "О порядке учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и награждения указанными знаками отличия" (вместе с Положением об учреждении ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и о награждении указанными знаками отличия (далее - Положение), вступившее в законную силу с 1 июля 2016 года.
Согласно разделу I указанного Положения оно устанавливает порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда" (далее - знаки отличия), федеральными министерствами, федеральными службами и федеральными агентствами, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации (далее - федеральные органы исполнительной власти), а также порядок награждения знаками отличия.
Федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные федеральным министерствам, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, не вправе учреждать знаки отличия.
Знаки отличия являются видом награждения федеральными органами исполнительной власти лиц за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики).
Федеральный орган исполнительной власти вправе учредить один знак отличия.
Вид знака отличия определяется федеральным органом исполнительной власти самостоятельно с учетом требований настоящего Положения.
Пунктом 4 Положения установлено, что знак отличия учреждается нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти в соответствии с настоящим Положением.
Порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", иными федеральными государственными органами, государственными корпорациями и награждения указанными знаками отличия определяется указанными органами, организациями, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
За гражданами, которые по состоянию на 30 июня 2016 года награждены ведомственными знаками отличия в труде, сохраняется право на присвоение звания "Ветеран труда" при наличии трудового (страхового) стажа, учитываемого для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслуги лет, необходимой для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении (Федеральный закон от 29 декабря 2015 года N 388-ФЗ).
Таким образом, с 1 июля 2016 года установлен новый правовой порядок присвоения звания "Ветеран труда", в соответствии с которым каждое федеральное министерство своим нормативным актом должно установить только один ведомственный знак отличия, дающий право на присвоение звания "Ветеран труда".
В связи с внесением изменений в действующее законодательство, регулирующее порядок присвоения звания "Ветеран труда", приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 февраля 2017 года N 54н ведомственным знаком отличия Министерства здравоохранения Российской Федерации, дающим право на присвоение звания "Ветеран труда", установлена Почетная грамота Министерства здравоохранения Российской Федерации.
Также приложением к указанному приказу утверждено Положение о почетной грамоте и требования, которым должны соответствовать лица, представляемые к награждению, в том числе по стажу не менее 15 лет в сфере здравоохранения и в органе (организации), представляющем ходатайство, не менее 3 лет.
Ранее действовавшим приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 10 августа 2012 года N 78н "О ведомственных наградах Министерства здравоохранения Российской Федерации" к числу ведомственных наград Министерства здравоохранения Российской Федерации также, в том числе, была отнесена Почетная грамота Министерства здравоохранения Российской Федерации.
Как видно из материалов дела, Барейчева Н.П. была награждена Почетной грамотой Министерства здравоохранения Российской Федерации на основании приказа от 7 ноября 2016 года N 956-п.
Следовательно, на момент награждения истца Почетная грамота Министерства здравоохранения Российской Федерации была отнесена к числу ведомственных наград, ее награждение произведено от имени Министерства здравоохранения Российской Федерации, в связи с чем довод апелляционной жалобы об отсутствии у истца права на присвоение звания "Ветеран труда" в по мотиву ее награждением в период отсутствия нормативного акта, относящего указанную выше награду к числу ведомственных знаков отличия, является несостоятельным.
В целом доводы апелляционной жалобы представителя ответчика не опровергают выводов суда и не содержат оснований к отмене решения, поскольку по своей сути направлены на иную оценку установленных судом обстоятельств, для чего достаточных оснований не имеется.
Поскольку неправильного применения норм материального права, а также нарушений норм процессуального права, в том числе влекущих безусловную отмену судебных актов, не установлено, то основания для отмены обжалуемого решения и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ново-Савиновского районного суда г. Казани от 20 декабря 2017 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан Штанько Ю.С. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.