Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Горшунова Д.Н,
судей Сибгатуллиной Л.И, Фахрутдинова И.И,
при секретаре судебного заседания Ворожейкиной Г.Н,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьиГоршунова Д.Н. административное дело по апелляционной жалобе Элькинда Павла Александровича на решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 13 декабря 2017 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления Элькинда П.А. к Управлению Министерства Внутренних дел Российской Федерации по городу Набережные Челны о признании незаконным бездействия администрации изолятора временного содержания Управления Министерства Внутренних дел Российской Федерации по городу Набережные Челны, выразившегося в неоказании медицинской помощи.
Изучив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя административного ответчика Управления МВД России по городу Набережные Челны Гилазову С.Ш, возражавшую ее удовлетворению, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Элькинд П.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению Министерства Внутренних дел Российской Федерации по городу Набережные Челны о признании незаконным бездействия администрации изолятора временного содержания Управления Министерства Внутренних дел Российской Федерации по городу Набережные Челны, выразившегося в неоказании медицинской помощи.
В обоснование заявленных требований указано, что Элькинд П.А. 13 ноября 2017 года через дежурного по изолятору временного содержания Управления Министерства Внутренних дел Российской Федерации по городу Набережные Челны Республики Татарстан (далее - ИВС Управления МВД России по городу Набережные Челны Республики Татарстан) подал два заявления в медицинскую часть и начальнику ИВС Управления МВД России по городу Набережные Челны Республики Татарстан с просьбой о предоставлении ему медикаментов и об организации осмотра врачом-гастроэнтерологом в связи с обострением хронического гастрита. Однако данные заявления были проигнорированы, медицинская помощь предоставлена не была, в результате чего вечером того же дня из-за резких болей в желудке административному истцу была вызвана бригада скорой медицинской помощи, которая диагностировала обострение хронического гастрита.
Далее администрация ИВС Управления МВД по городу Набережные Челны Республики Татарстан не обеспечила административному истцу необходимые условия и лечение, в результате чего он с 13 ноября по 17 ноября 2017 года до отбытия в следственный изолятор испытывал мучения, что, по его мнению, ущемляет его права. На основании изложенного, административный истец просит признать незаконным бездействие администрации ИВС Управления МВД России по городу Набережные Челны Республики Татарстан, выразившееся в неоказании медицинской помощи.
Административный истец о времени и месте судебного заседания извещен, содержится под стражей в следственном изоляторе N 5 Управления ФСИН России по Республике Татарстан в городе Чистополь.
Представитель административного ответчика Управления МВД России по городу Набережные Челны Республики Татарстан Идиятуллина Н.А. в судебном заседании административные исковые требования не признала.
Суд принял решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
С решением суда не согласился Элькинд П.А, в апелляционной жалобе ставит вопрос о его отмене. В обоснование приводится несогласие с рассмотрением административного дела в его отсутствие.
В суде апелляционной инстанции представитель административного ответчика Управления МВД России по городу Набережные Челны Гилазова С.Ш. возражала удовлетворению апелляционной жалобы.
Судебная коллегия приходит к следующему.
На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Кодексом.
Рассмотрение данной категории дел осуществляется в порядке, установленном главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Статьей 4 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" установлено, что содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.
В соответствии с пунктом 9 статьи 17 вышеуказанного Федерального закона, подозреваемые и обвиняемые имеют право получать бесплатное питание, материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение, в том числе в период участия их в следственных действиях и судебных заседаниях.
Согласно статье 16 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", в целях обеспечения режима в местах содержания под стражей утверждаются Правила внутреннего распорядка в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений (далее - Правила внутреннего распорядка).
В силу статьи 24 Федерального закона, порядок оказания медицинской, в том числе психиатрической, помощи подозреваемым и обвиняемым, а также порядок их содержания в медицинских организациях и привлечения к их обслуживанию медицинских работников этих организаций определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
Внутренний распорядок изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел регламентирован Правилами внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденными Приказом МВД России от 22 ноября 2005 года N 950 (далее - Правила).
Кроме того, Приказом МВД России N 1115, Минздрава России N 475 от 31 декабря 1999 года утверждена Инструкция о порядке медико-санитарного обеспечения лиц, содержащихся в изоляторах временного содержания органов внутренних дел (далее - Инструкция).
Согласно пунктам 122-124 Правил, лечебно-профилактическая и санитарно-эпидемиологическая работа в ИВС проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране здоровья граждан и нормативными правовыми актами МВД России. Администрация ИВС обязана выполнить санитарно-гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья подозреваемых и обвиняемых.
Подозреваемые и обвиняемые могут обращаться за помощью к медицинскому работнику, дежурному и начальнику ИВС во время ежедневного обхода камер и опроса содержащихся лиц, а в случае ухудшения состояния здоровья - к любому сотруднику ИВС, который обязан об этом незамедлительно доложить дежурному либо начальнику ИВС. Результаты обхода и оказания медицинской помощи отражаются в журнале медицинских осмотров лиц, содержащихся в ИВС, и в журнале санитарного состояния ИВС.
С целью определения состояния здоровья и наличия телесных повреждений у подозреваемых и обвиняемых при поступлении в ИВС, лиц, освобождаемых из ИВС или передаваемых конвою для этапирования, обязательно проводятся медицинские осмотры, с отражением данных осмотров в медицинских журналах.
При отсутствии медицинского работника медицинский осмотр проводит специально подготовленный сотрудник полиции, с последующим осмотром медицинским работником.
В соответствии с пунктами 1 и 7 Инструкции, медицинские работники изоляторов временного содержания органов внутренних дел организуют и осуществляют медицинскую помощь подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, контроль за выполнением в ИВС государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов. Основными задачами медицинских работников ИВС являются, в том числе и организация и оказание медицинской помощи лицам, содержащимся в ИВС.
Пунктом 10 Инструкции установлено, что в случае отсутствия медицинского работника в период поступления в ИВС вновь прибывших лиц, дежурный по ИВС, а при отсутствии штатного дежурного по ИВС - дежурный (помощник дежурного) по органу внутренних дел, опрашивает их о состоянии здоровья. При наличии жалоб от вновь поступивших лиц на плохое самочувствие или признаках заболевания (травмы) дежурный по ИВС (дежурный, помощник дежурного по органу внутренних дел) обязан немедленно вызвать медицинского работника ИВС либо бригаду скорой медицинской помощи.
Согласно пункту 16 Инструкции, если по заключению медицинского работника ИВС или бригады скорой медицинской помощи подозреваемый или обвиняемый нуждается в стационарном лечении, он направляется в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение государственной или муниципальной системы здравоохранения.
В силу пункта 21 Инструкции, лица, поступившие в ИВС из учреждений уголовно-исполнительной системы, а также осужденные к лишению свободы обеспечиваются медицинской помощью (кроме скорой) в медицинских учреждениях уголовно-исполнительной системы.
Как следует из материалов административного дела, Элькинд П.А. в рамках уголовного дела содержится под стражей в ФКУ СИЗО-5 УФСИН России по Республике Татарстан, расположенном в городе Чистополь.
8 ноября 2017 года административный истец прибыл в ИВС Управления МВД России по городу Набережные Челны Республики Татарстан и убыл в 17 ноября 2017 года.
Из пояснений представителя административного ответчика, а также справки начальника ИВС Управления МВД России по городу Набережные Челны Республики Татарстан Абсатдарова Р.И. следует, что все заявления, обращения жалобы, поступающие от следственно-арестованных, содержащихся в ИВС Управления МВД России по городу Набережные Челны Республики Татарстан, регистрируются в журнале учета подготовленных несекретных документов. За период содержания в ИВС с 8 ноября по 17 ноября 2017 года от Элькинда П.А. в спецчасть ИВС каких-либо жалоб и обращений не поступало.
Из журнала N 6 медицинских осмотров лиц, содержащихся в ИВС, видно, что 13 ноября 2017 года сотрудниками скорой медицинской помощи внесена запись о прибытии и осмотре Элькинда П.А, а также о том, что Элькинд П.А. может содержаться в условиях ИВС.
Из справки фельдшера ИВС Управления МВД России по городу Набережные Челны Республики Татарстан Софеева А.З, а также из журнала N 19 оказания медицинской помощи лицам, содержащимся в ИВС, следует, что за период с 8 ноября по 17 ноября 2017 года Элькинд П.А. за медицинской помощью в медицинскую часть ИВС обращался только 14 ноября 2017 года. При его осмотре острой патологии, требующей экстренной госпитализации, не выявлено, назначено противорецидивное лечение.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в оспариваемый период времени Элькинду П.А. была оказана надлежащая медицинская помощь.
Судебная коллегия с данным выводом суда первой инстанции соглашается, поскольку он сделан при правильном применении норм материального права и основывается на надлежащей оценке представленных доказательств.
Довод апелляционной жалобы о том, что судом первой инстанции было принято незаконное решение ввиду отсутствия непосредственного участия в судебном рассмотрении административного истца, отклоняется судебной коллегией, поскольку данная категория дел не предусматривает обязательного участия административного истца в судебном разбирательстве. Вместе с тем, апеллянтом не указаны те доказательства, которые он имел намерение представить в суд первой инстанции, не представлены доводы в обоснование своей позиции.
Прочие доводы правовых оснований для отмены решения суда не содержат, сводятся к иной трактовке обстоятельств административного дела.
Таким образом, судебная коллегия считает обжалуемое решение правильным, оснований для отмены решения суда и удовлетворения заявленных требований не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 177, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 13 декабря 2017 года по данному административному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Элькинда Павла Александровича - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.