Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Сокол В.С,
судей Онищенко Т.С, Пономаренко А.В,
при секретаре Сухачевой А.А,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Карпенко Леси Николаевны, действующей в своих интересах и в интересах своих несовершеннолетних детей ФИО2, ФИО3, к администрации города Феодосии Республики Крым, Федеральному государственному казенному учреждению "Крымское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации о признании права пользования квартирой, об обязательстве заключить договор социального найма, третьи лица: Карпенко Александр Валерьевич, Государственное унитарное предприятие Республики Крым "Крым БТИ",
по апелляционной жалобе Карпенко Леси Николаевны, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО2, ФИО3 на решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 16 июля 2018 года,
УСТАНОВИЛА:
в марте 2018 года Карпенко Л.Н. действующая в своих интересах, и в интересах несовершеннолетних детей ФИО5 Д.А, ФИО5 А.А, в лице представителя по доверенности ФИО12 обратилась в суд с указанным иском, в котором просит признать за ней и несовершеннолетними ФИО5 Д.А. и ФИО5 А.А. право пользования на условиях социального найма квартирой, расположенной по адресу: ФИО6, г. "адрес", обязать администрацию г. Феодосия Республики Крым заключить с ними договор социального найма указанного жилого помещения.
Исковые требования мотивированы тем, что спорная квартира жилой площадью "данные изъяты" кв.м. была предоставлена Приморским поселковым советом г. ФИО6 06.05.2008 года супругу истца Карпенко А.В. на состав семьи - жену ФИО5 Л.Н. и сына ФИО5 Д.А. "данные изъяты" года рождения на основании служебного ордера N, квартира принадлежала Министерству обороны Украины и была предоставлена Карпенко А.В. в связи с прохождением службы в Вооруженных Силах Украины, Карпенко А.В, Карпенко Л.Н. и несовершеннолетние ФИО5 Д.А. "данные изъяты" года и ФИО5 А.А. "данные изъяты" года рождения зарегистрированы и постоянно проживают в спорном жилом помещении, на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий не состоят и право на бесплатную приватизацию занимаемого жилого помещения не реализовали.
В последующем спорная квартира была передана в собственность муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым и утратила статус служебной, однако администрация города Феодосии Республики Крым письмом от 20.11.2017 года отказала истцу в заключении договора социального найма на указанное жилое помещение в связи с тем, что указанная квартира не передавалась в муниципальную собственность, а исключительное право на пользование жилым помещением возложено на территориальное отделение ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения Минобороны РФ в г. Севастополе.
Считая указанный отказ органа местного самоуправления незаконным, Карпенко Л.Н. обратилась в суд с настоящим иском в защиту жилищных прав истца и несовершеннолетних детей.
Протокольным определением Феодосийского городского суда Республики Крым от 21.05.2018 года к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Федеральное государственное казенное учреждение (далее-ФГКУ) "Крымское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ, ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ (л.д. 121).
Решением Феодосийского городского суда Республики Крым исковые требования Карпенко Л.Н. оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Карпенко О.Н. просит решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении иск, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права.
Указывает, что суд не принял во внимание доводы истца, фактические обстоятельства дела и представленные письменные доказательства, не проверил надлежащим образом информацию о принадлежности спорного жилого помещения, что привело к постановлению необъективного решения
на непроверенных и недостоверных доказательствах.
Судом немотивированно отдан приоритет одних доказательств перед другими, причина противоречий в официальных сведениях относительно статуса спорного жилого помещения судом не установлена.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель администрации города Феодосии Республики Крым Нетреба А.А. просит оставить решение суда без изменений, отказать в удовлетворении жалобы.
Истец ФИО5 Л.Н, ответчики администрация города Феодосии Республики Крым, ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ, третьи лица в судебное заседание Верховного Суда Республики Крым не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в связи с чем, с учетом ст.ст. 167, 327 ГПК РФ судебная коллегия определиларассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
В соответствии с частью 1 ст. 327.1 ГПК РФ, апелляционное производство, как один из процессуальных способов пересмотра не вступивших в законную силу судебных постановлений, предполагает проверку законности и обоснованности решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. Суд оценивает имеющиеся в деле, а также дополнительно представленные доказательства, если признает, что они не могли быть представлены стороной в суд первой инстанции; подтверждает указанные в обжалованном решении суда факты и правоотношения или устанавливает новые факты и правоотношения.
Заслушав доклад судьи, пояснения представителя истца Карпенко Л.Н. Кадышевой М.Л, поддержавшей апелляционную жалобу и просившей ее удовлетворить, представителя ФГКУ "Крымское территориальное управление имущественных отношений" МО РФ Шаньгиной Е.А, возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, проверив материалы дела, законность и обоснованность обжалуемого решения в соответствии с частью 1 ст. 327.1 ГПК РФ, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что обжалуемое решение суда подлежит оставлению без изменений, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что 06.05. 2008 года Карпенко А. В. с составом семьи: жена Карпенко Л. Н, сын ФИО5 Д.А, Приморским поселковым советом г. ФИО6 выдан служебный ордер N на право занятия служебной двухкомнатной "адрес"] в "адрес".
Ордер выдан на основании решения исполнительного комитета Приморского поселкового совета N от 23.04.2008 года "О предоставлении служебного жилья", согласно которого спорная квартира признана служебной и закреплена за Министерством обороны Украины в лице КЭЧ "адрес", распределена капитану Карпенко А.В. с членами семьи Карпенко Л.Н. и ФИО5 Д.А. согалсно протокола жилищной комиссии N от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 153).
ДД.ММ.ГГГГ у Карпенко А.В. и Карпенко Л.Н. родилась дочь ФИО5 А.А.
На имя Карпенко А.В. как нанимателя квартиры открыт лицевой счет N, Карпенко JI.H. зарегистрирована по адресу: г. "адрес", Карпенко А.В. является гражданином ФИО5 и состоит на регистрационном учете в "адрес".
Согласно сведений Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым и Филиала ГУП РК "Крым БТИ" в г. Феодосии право собственности на "адрес" не зарегистрировано. Право собственности на дом зарегистрировано за Территориальной Громадой в лице Приморского поселкового совета на основании свидетельства на право собственности, выданного Приморским поселковым советом ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 44-47).
В соответствии с информацией, предоставленной ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения", спорное жилое помещение, расположенное по адресу: г. "адрес", являлось служебным жильем Министерства обороны Украины и после проведения инвентаризации жилищного фонда вошла в перечень квартир для передачи в федеральную собственность Минобороны России. Данное жилое помещение было предоставлено в качестве служебного военнослужащему Вооруженных Сил Украины Карпенко А.В. на состав семьи 3 человека согласно заседания жилищной комиссии Феодосийского гарнизона от ДД.ММ.ГГГГ и ордера N от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 73).
Из писем ФГКУ "Крымское территориальное управление имущественных отношений" МО РФ от 11.05.2018 года, 13.07.2018 года следует, что в соответствии с распоряжением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N N "О передаче имущества из государственной собственности Республики Крым в федеральную собственность" квартира, расположенная по адресу: г. "адрес" "адрес", передана в федеральную собственность, закреплена на праве оперативного управления за ФГКУ "Крымское территориальное управление имущественных отношений" МО РФ. Указанная квартира относится к специализированному жилищному Фонду Министерства обороны Российской Федерации (л.д. 116, 134).
Аналогичная информация содержится в письме Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым от 14.05.2018 года (л.д. 132).
В суде апелляционной инстанции представитель ФГКУ "Крымское территориальное управление имущественных отношений" МО РФ пояснила, что спорная квартира указана в приложении N к уточненному акту приема-передачи имущества из государственной в федеральную собственность от 20.07.2016 года на основании вышеуказанного распоряжения Совета министров Республики Крым как недвижимое имущество военных городков.
Отказывая в удовлетворении заявления Карпенко Л.Н. в предоставлении муниципальной услуги в виде заключения договора социального найма спорного жилого помещения, администрация города Феодосии Республики Крым в письме N от ДД.ММ.ГГГГ сослалась на то, что данное жилое помещение не относится к муниципальному жилищному фонду и в муниципальную собственность Феодосийского городского округа не передавалась (л.д.23).
В соответствии с Положением о Министерстве обороны РФ, утвержденным Указом Президента РФ от 16.08.2004 г. N 1082, и Постановлением Правительства РФ от 29.12.2008 г. N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" Министерство обороны Российской Федерации является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики в области обороны. В целях выполнения возложенных на него функций оно непосредственно либо через свои органы и учреждения осуществляет правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными силами Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст. 60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.
Согласно подпункта 1 пункта 1 ст. 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся служебные жилые помещения.
Специализированные жилые помещения не подлежат отчуждению, передаче в аренду, внаем, за исключением передачи таких помещений по договорам найма, предусмотренным настоящим разделом (пункт 3 ст. 92 ЖК РФ).
В силу положений статей 99-100 ЖК РФ специализированные жилые помещения предоставляются по договорам найма специализированных жилых помещений, которые заключаются между собственником специализированного жилого помещения (действующим от его имени уполномоченным органом государственной власти или уполномоченным органом местного самоуправления) или уполномоченным им лицом (наймодатель) и гражданином (наниматель) за плату во владение и пользование для временного проживания в нем, на основании решения о предоставлении такого помещения. Наниматель специализированного жилого помещения не вправе осуществлять обмен занимаемого жилого помещения, а также передавать его в поднаем. К пользованию специализированными жилыми помещениями по договорам найма таких жилых помещений применяются правила, предусмотренные статьей 65, частями 3 и 4 статьи 67 и статьей 69 настоящего Кодекса, за исключением пользования служебными жилыми помещениями, к пользованию которыми по договорам найма таких помещений применяются правила, предусмотренные частями 2 - 4 статьи 31, статьей 65 и частями 3 и 4 статьи 67 настоящего Кодекса, если иное не установлено другими федеральными законами (в ред. Федерального закона от 28.06.2014 N 182-ФЗ)
Разрешая заявленные исковые требования Карпенко Л.Н, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей ФИО5 Д.А. и ФИО5 А.А, суд первой инстанции на основании анализа совокупной оценки доказательств и установленных обстоятельств, исходя из вышеприведенных законоположений, пришел к правильному выводу о том, что спорное жилое помещение относится к специализированному жилищному фонду, является служебным и находится в собственности Министерства обороны РФ, что является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований о признании права пользования спорной квартирой на условиях договора социального найма.
При этом суд обоснованно указал на отсутствие доказательств изменения статуса спорного жилого помещения, которое выбыло из состава специализированного жилищного фонда и относится к жилищному фонду социального использования.
Решение о предоставлении истцу жилого помещения, о котором возник спор, на условиях социального найма уполномоченным органом не принималось, спорная квартира была предоставлена Карпенко А.В. и членам его семьи, включая супругу Карпенко Л.Н, как военнослужащему во временное пользование на период службы.
Ссылка в апелляционной жалобе на выписку из реестра муниципального имущества N от ДД.ММ.ГГГГ, в которой указана спорная квартира и правообладатель Муниципальное образование городской округ Феодосия Республики Крым на основании свидетельства о праве собственности на недвижимое имущество от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 21) не принимается во внимание судебной коллегией и не влияет на правильность принятого судом решения, поскольку согласно письма Филиала ГУП РК "Крым БТИ" в г. Феодосии от ДД.ММ.ГГГГ N свидетельство о праве собственности выдано Приморским поселковым советом ДД.ММ.ГГГГ на жилой "адрес" (л.д.47), принадлежность спорного жилого помещения к специализированному жилому фонду подтверждается вышеприведенными доказательствами и стороной истца не опровергнуто.
Довод апелляционной жалобы об отсутствии государственной регистрации права собственности в отношении спорного жилого помещения с учетом установленных по делу обстоятельств правового значения для разрешения спора не имеет и не опровергает выводы суда.
Отказывая в удовлетворении апелляционной жалобы, судебная коллегия считает, что суд первой инстанции правильно применил нормы материального права, постановилзаконное и обоснованное решение, процессуальных нарушений, являющихся безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции, не допущено, что в силу пункта 1 части 1 ст. 328 ГПК РФ является основанием для оставления апелляционной жалобы без удовлетворения, а обжалованного решения суда - без изменений.
Доводы апелляционной жалобы не нуждаются в дополнительной проверке, направлены на иную оценку доказательств и обстоятельств дела, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами ст. 12, 56 и 67 ГПК РФ и сводятся к оспариванию правильности выводов обжалуемого судебного акта относительно установленных обстоятельств по делу.
Несогласие истца с произведенной судом первой инстанции оценкой представленных доказательств и сформулированными на ее основе выводами по фактическим обстоятельствам не является основанием для отмены в апелляционном порядке правильного судебного решения.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, коллегия судей судебной палаты по гражданским делам,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 16 июля 2018 года оставить без изменений, апелляционную жалобу Карпенко Леси Николаевны, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО2, ФИО3, - без удовлетворения.
Председательствующий судья:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.