Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Шаповалова Д.В.,
судей Тиханской А.В, Гордеевой О.В,
при секретаре Воробьевой О.Ю,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Гордеевой О.В. административное дело по апелляционной жалобе административного истца Седовой Л.И. на решение Гагаринского районного суда г. Москвы от 2 марта 2018 года, которым постановлено:
В удовлетворении административных исковых требований Седовой Л.И. к Гагаринскому отделу судебных приставов УФССП России по Москве о признании действий незаконными - отказать,
УСТАНОВИЛА:
Седова Л.И. обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просила признать незаконными действия судебного пристава-исполнителя Гагаринского ОСП УФССП России по Москве Джумаева Д.А, выразившиеся в списании денежных средств, обязании возвратить денежные средства в размере 3 386 руб. 04 коп.
В обоснование требований административный истец указала, что 27 июня 2017 года со счета банка **, без предупреждения списана сумма 3 386 руб.04 коп. Гагаринским ОСП УФССП России по Москве. Указанные денежные средства были предназначены для уплаты кредита, в связи с их списанием Банком начислялись пени ежедневно. Возместить изъятую сумму у административного истца не было возможности, так как она является пенсионером по возрасту и свободных денежных средств не имеет. Списание денежных средств произведено в нарушение постановления Гагаринского ОСП УФССП России по Москве об окончании исполнительного производства от 20.02.2017 года. Указанные действия нарушают права административного истца как потребителя и гражданина России.
В судебное заседание суда первой инстанции административный истец Седова Л.И, представитель административного ответчика Гагаринского ОСП УФССП России по Москве не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит административный истец Седова Л.И, считая решение суда незаконным и необоснованным.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, сочтя возможным в соответствии с правилами, установленными статьями 150 и 152 КАС РФ, рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не сообщивших об уважительных причинах неявки и не просивших об отложении слушания, проверив решение, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения обжалуемого судебного акта в апелляционном порядке; решение суда является законным и обоснованным, постановленным в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и при правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, без нарушения норм процессуального права.
Согласно ст. 360 КАС РФ постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта (главного судебного пристава субъектов) Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Частями 9, 11 статьи 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 названной статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 статьи 226 КАС РФ, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Применительно к названным нормам процессуального права и предписаниям ст. 62 КАС РФ суд правильно распределил бремя доказывания между сторонами и установилследующие обстоятельства, имеющие значение для дела.
Судом установлено, что на основании судебного приказа N 2-147/2015 от 10.06.2015 выданного мировым судьей судебного участка N 50 района Черемушки г. Москвы о взыскании с Седовой Л.И. задолженности по кредитным платежам в размере 49 684 руб. 75 коп, судебным приставом-исполнителем Гагаринского отдела судебных приставов УФССП России по Москве Булычевой Е.Б. возбуждено исполнительное производство N 30422/15/77006-ИП от 10.07.2015. В постановлении должнику установлен срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.
Согласно представленному в материалы дела реестру отправленной корреспонденции от 28.08.2015 постановление о возбуждении исполнительного производства было направлено в адрес Седовой Л.И. 3 сентября 2015 года, однако письмо вернулось в адрес Гагаринского ОСП УФССП России по Москве, в связи с истечением срока хранения.
20 февраля 2017 года судебным приставом-исполнителем Гагаринского ОСП УФССП России по Москве Джумаевым Д.А. вынесено постановление об окончании исполнительного производства N 30422/15/77006-ИП от 10.07.2015 года, ввиду фактического исполнения исполнительного документа. Взыскание денежных средств подтверждается следующими документами: платежное поручение от должника N 4081 от 13.02.2017, платежное поручение от должника N 4077 от 13.02.2017, платежные документы о погашении долга. Поскольку исполнительный документ исполнен по истечении срока, установленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, 20 февраля 2017 года судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора.
22 февраля 2017 года судебным приставом исполнителем Гагаринского ОСП УФССП России по Москве возбуждено исполнительное производство N18091/17/77006-ИП в отношении должника Седовой Л.И. с предметом исполнения: исполнительский сбор в размре 3 386 руб. 04 коп. В рамках исполнения постановления о взыскании исполнительного сбора, 15 июня 2017 года судебным приставом-исполнителем Гагаринского ОСП УФССП России по Москве Джумаевым Д.А. было вынесено постановление об обращении взыскания на денежные средства должника, находящиеся в банке или иной кредитной организации, на сумму 3 386 руб. 04 коп.
15 июня 2017 года ** в рамках исполнения указанного постановления судебного пристава-исполнителя Гагаринского ОСП УФССП России по Москве перечислило со счета Седовой Л.И. на счет УФК по г. Москве (Гагаринский ОСП УФССП России по Москве) сумму в размере 104 руб. 63 коп, что подтверждается платежным поручением N 14444 от 15.06.2017 года, а также 27 июня 2017 года ** в рамках исполнения указанного постановления судебного пристава-исполнителя Гагаринского ОСП УФССП России по Москве перечислило со счета Седовой Л.И. на счет УФК по г. Москве (Гагаринский ОСП УФССП России по Москве) сумму в размере 3 281 руб. 41 коп, что подтверждается платежным поручением N 14444 от 27.06.2017 года.
Также из материалов дела следует, что постановлением от 28 июня 2017 года отменены меры по обращению взыскания на денежные средства, находящиеся на счете должника.
28 июня 2017 года постановлением судебного пристава-исполнителя Гагаринского ОСП УФССП России по Москве исполнительное производство N18091/17/77006-ИП окончено.
Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований, поскольку действия судебного пристава-исполнителя соответствуют требованиям действующего законодательства; установленные по делу фактические обстоятельства объективно опровергают утверждения административного истца о нарушении ее прав; при этом суд исходил из того, что требования исполнительного документа не было исполнено в срок указанный для добровольного исполнения, в результате чего постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 3 386 руб. 04 коп. является законным и обоснованным, также как и действия судебного пристава-исполнителя по списанию денежных средств.
Данные выводы суда мотивированы, подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами и оснований для признания их незаконными по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Так, исходя из содержания главы 22 КАС РФ, для признания действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя незаконными суду необходимо установить их несоответствие закону и факт нарушения оспариваемыми действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Статьей 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.
Согласно статье 2 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Статьей 4 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" установлено, что исполнительное производство осуществляется на принципах: 1) законности; 2) своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения; 3) уважения чести и достоинства гражданина; 4) неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи; 5) соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.
В силу статьи 12 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 118-ФЗ "О судебных приставах" в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 118-ФЗ "О судебных приставах" судебный пристав обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.
Согласно частей 11, 12 статьи 30 Федерального закона N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" следует, что если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона. Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
В силу статьи 112 вышеуказанного Закона исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет (ч. 1). Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом (ч. 2). Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации (ч. 3).
Согласно части 1 статьи 64 Федерального закона N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе, примерный перечень которых содержится в данной статье.
Мерами принудительного исполнения являются действия, указанные в исполнительном документе, или действия, совершаемые судебным приставом-исполнителем в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащего взысканию по исполнительному документу ( часть 1 статьи 68 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве"). При этом меры принудительного исполнения применяются судебным приставом-исполнителем после возбуждения исполнительного производства. Если в соответствии с настоящим Федеральным законом устанавливается срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, то меры принудительного исполнения применяются после истечения такого срока. Мерами принудительного исполнения являются среди прочего обращение взыскания на имущество должника, в том числе на денежные средства и ценные бумаги ( части 2 и 3 названной статьи).
Исходя из правил статей 68 и 69 Федерального закона "Об исполнительном производстве"; взыскание на имущество должника по исполнительным документам обращается в первую очередь на его денежные средства в рублях и иностранной валюте и иные ценности, в том числе находящиеся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях, за исключением денежных средств должника, находящихся на залоговом, номинальном, торговом и (или) клиринговом счетах.
Судебная коллегия считает, что, разрешая спор, суд правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку по правилам статьи 84 КАС РФ и постановилзаконное и обоснованное решение. Выводы суда являются мотивированными, соответствуют обстоятельствам дела, содержанию исследованных судом доказательств и нормам материального права, подлежащим применению по настоящему делу. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Оснований согласиться с доводами апелляционной жалобы не имеется; в основном, они направлены на переоценку доказательств, установленных по делу фактических обстоятельств, и при этом не содержат в себе обстоятельств, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного акта либо опровергали выводы суда.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов решения суда и потому не могут служить основанием к отмене этого решения. По делу отсутствуют предусмотренные статьей 310 КАС РФ основания для отмены решения суда в апелляционном порядке.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 177, 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Гагаринского районного суда г. Москвы от 2 марта 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца Седовой Л.И. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.