Проект федерального Закона N 97700191-2
"О государственном долге Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
справку о состоянии законодательства
перечень законов и нормативных правовых актов
финансово-экономическое обоснование
Статья 1. Предмет и сфера регулирования
Настоящий Федеральный Закон определяет понятие, формы и состав государственного долга Российской Федерации, принципы управления им и контроля за его состоянием, устанавливает порядок его обслуживания, а также определяет соответствующие полномочия органов государственной власти и иных учреждений.
Статья 2. Понятие государственного долга Российской Федерации
Государственным долгом Российской Федерации являются долговые обязательства Правительства Российской Федерации, выраженные в валюте Российской Федерации, а также в иностранной валюте (далее - долговые обязательства Российской Федерации), перед российскими и иностранными юридическими (физическими) лицами, иностранными государствами и международными организациями, если иное не установлено законодательными актами Российской Федерации.
Государственный долг Российской Федерации обеспечивается всеми активами. находящимися в распоряжении Правительства Российской Федерации: средствами федерального бюджета, а также имуществом, находящимся в собственности Российской Федерации.
Статья 3. Формы государственного долга Российской Федерации
Долговые обязательства Российской Федерации могут быть в форме:
- кредитов, полученных Правительством Российской Федерации от кредитных учреждений, иностранных государств, международных организаций;
- государственных займов, осуществляемых посредством выпуска ценных бумаг от имени Правительства Российской Федерации в порядке установленном федеральным законом;
- долговых обязательств юридических лиц, переоформленных в государственный долг на основе федерального закона;
- других долговых обязательств, гарантированных Правительством Российской Федерации.
Статья 4. Состав государственного долга Российской Федерации
Государственный долг Российской Федерации состоит из долга бывшей Российской Империи, в части принятой на себя Российской Федерацией, долга бывшего Союза ССР, в части принятой на себя Российской Федерацией, и вновь возникшей задолженности Российской Федерации.
Включение в состав государственного долга Российской Федерации отдельных видов долговых обязательств бывшей Российской Империи и определение настоящей стоимости указанных обязательств осуществляется путем принятия соответствующего федерального конституционного закона.
Долговые обязательства бывшего Союза ССР, в части принятой на себя Российской Федерацией, и выраженные в иностранной валюте или в инвалютных рублях. составляют государственный долг типа А.
Долговые обязательства бывшего Союза ССР, в части принятой на себя Российской Федерацией, и выраженные в рублях, составляют государственный долг типа Б.
Вновь возникающая, в порядке и при условиях определяемых федеральными законами, задолженность Российской Федерации, связанная с восстановлением и защитой сбережений граждан Российской Федерации, составляет государственный долг типа И.
Прочая вновь возникающая задолженность Российской Федерации составляет государственный долг типа К.
Отнесение вновь возникающей задолженности Российской Федерации на государственный внутренний или внешний долг происходит в зависимости от влияния операции по привлечению заемных средств на платежный баланс Российской Федерации вне зависимости от валюты возникающих обязательств. Отнесение государственных гарантий на внутренний или - внешний долг происходит в зависимости от влияния возможных выплат Российской Федерации, наступающих при неисполнении гарантированного обязательства, на платежный баланс Российской Федерации.
Статья 5. Срочность государственных долговых обязательств Российской Федерации
Долговые обязательства Российской Федерации могут носить краткосрочный (до 1 года), среднесрочный (от 1 года до 5 лет) и долгосрочный (от 5 до 30 лет) характер.
Любые долговые обязательства Российской Федерации погашаются в сроки, которые определяются конкретными условиями займа и не могут превышать 30 лет.
Изменение условий выпущенного в обращение государственного займа, в том числе сроков выплаты и размера процентных платежей, а также срока обращения, не допускается.
Долговые обязательства Российской Федерации перед физическими лицами, составляющие государственный долг типа Б, подлежат погашению в первую очередь.
Статья 6. Предоставление государственных гарантий Российской Федерации
Государственные гарантии Российской Федерации предоставляются иностранным государствам. международным организациям, субъектам Российской Федерации. муниципальным образованиям и юридическим лицам для обеспечения их обязательств перед третьими лицами.
Российская Федерация не несет ответственности по долговым обязательствам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, если они не были гарантированы Правительством Российской Федерации.
Форма долговых обязательств субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и условия их выпуска (выдачи) определяются соответствующими органами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 7. Единая система учета и регистрации государственных заимствований Российской Федерации
В Российской Федерации действует единая система учета и регистрации государственных заимствований Российской Федерации. которая находится в ведении Правительства Российской Федерации.
Порядок учета и регистрации указанных заимствований определяется Государственной долговой книгой Российской Федерации.
Статья 8. Государственная долговая книга Российской Федерации
Государственная долговая книга Российской Федерации организует систему учета и регистрации в структуре Казначейства Российской Федерации всех государственных заимствований. произведенных Российской Федерацией (государственный долг типа К), и их условий, а также ведет реестр государственного долга типа И в разрезе всех кредиторов (физических лиц).
Государственная долговая книга Российской Федерации безвозмездно предоставляет владельцам долговых обязательств Российской Федерации. выпущенных в форме ценных бумаг, услуги по учету прав и хранению принадлежащих им федеральных ценных бумаг и целевых долговых обязательств всех видов и в любой форме выпуска.
Статья 9. Полномочия Федерального Собрания Российской Федерации в отношении государственного долга Российской Федерации
Федеральное Собрание Российской Федерации осуществляет определение политики в отношении государственного долга Российской Федерации на основе предложений, представляемых Правительством Российской Федерации совместно с Центральным банком Российской Федерации.
При утверждении федерального бюджета Российской Федерации на предстоящий финансовый год Федеральным Собранием Российской Федерации устанавливается:
- верхний предел государственного долга типа Б;
- верхний предел и порядок формирования государственного долга типа И. Если это предусмотрено федеральным законом, данный показатель может быть установлен в специальных денежных единицах:
- верхний предел государственного долга типа К;
- верхний предел на предоставление гарантий Правительства Российской Федерации третьим лицам на очередной финансовый год;
- программа государственных заимствований Российской Федерации на очередной финансовый год, включающая программу государственных внешних заимствований с выделением займов, каждый из которых превышает сумму, эквивалентную 100 млн. долларов США;
- оценочные (в зависимости от курса национальной валюты и рыночной конъюнктуры) объемы внутренних и внешних заимствований на очередной финансовый год.
Объем государственных заимствований Российской Федерации на очередной финансовый год не может превышать суммарной величины годовых платежей по обслуживанию и выплате основной суммы государственного долга Российской Федерации и расходов на государственные инвестиции. запланированные в федеральном бюджете.
Статья 10. Внесение изменений в предельный размер государственных заимствований Российской Федерации. Международные договоры о займах, подлежащие ратификации
Международные договоры и гражданско-правовые соглашения, включая предоставление гарантий по займам. выполнение которых требует увеличения предельных размеров, утвержденных согласно статье 9 настоящего Федерального закона, могут быть заключены только после внесения соответствующих изменений в федеральный закон, которым утверждены эти предельные размеры.
Международный договор о получении государственного кредита, в том числе о предоставлении гарантий по такому кредиту, подлежит ратификации в случае, если:
- предусмотренный этим договором кредит не включен в программу, указанную в статье 9 настоящего Федерального закона, а привлекаемые или предоставляемые по нему финансовые средства превышают сумму, эквивалентную 100 млн. долларов США;
- или исполнение такого договора требует увеличения предельных размеров, утвержденных в соответствии со статьей 9 настоящего Федерального закона;
- ратификация необходима по другим основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
Статья 11. Управление государственным долгом Российской Федерации
Управление государственным долгом Российской Федерации, в том числе определение Основных условий выпуска и размещения долговых обязательств Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации. Порядок и процедура эмиссии. а также механизм принятия решения об эмиссии долговых обязательств Российской Федерации регулируются федеральным законом.
При составлении проекта федерального бюджета Правительство Российской Федерации разрабатывает программу государственных заимствований Российской Федерации на очередной финансовый год, с учетом которой совместно с Центральным Банком Российской Федерации производит расчет основных агрегатов платежного баланса Российской Федерации на конец очередного финансового года. который представляет в Федеральное Собрание Российской Федерации в составе материалов к проекту федерального бюджета.
Текущее управление всеми типами государственного долга, кроме типа Л, в рамках их верхних пределов и в соответствии с программой государственных заимствований осуществляет Казначейство Российской Федерации.
Текущая задолженность федерального бюджета перед негосударственными учреждениями может быть списана на государственный долг Российской Федерации только путем принятия соответствующего федерального закона, при условии. что данная задолженность образовалась в условиях исполнения федерального бюджета в режиме секвестра.
Статья 12. Обслуживание государственного долга Российской Федерации
Обслуживание государственного долга Российской Федерации типов Б, К, оформленного в государственные ценные бумаги, производится Центральным банком Российской Федерации, его учреждениями либо иными кредитными учреждениями в порядке установленном Основными условиями выпуска и обращения долговых обязательств Российской Федерации, посредством осуществления операций по размещению долговых обязательств Российской Федерации, их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним или в иной форме.
Обслуживание государственного долга типа А осуществляет специализированный государственный банк Российской Федерации на основе агентских соглашений и отдельных поручений Правительства Российской Федерации. По согласованию с Правительством Российской Федерации специализированный государственный банк Российской Федерации может привлекать к обслуживанию государственного долга типа Л иные кредитные учреждения.
Обслуживание государственного долга типа И. в том числе оформленного в целевые долговые обязательства, а также части долговых обязательств типа Е. по которым учет прав владельцев ведет Государственная долговая книга Российской Федерации, может осуществлять Государственная долговая книга Российской Федерации.
Затраты по размещению, рефинансированию, выплате доходов и погашению долговых обязательств Российской Федерации осуществляются за счет средств федерального бюджета Российской Федерации.
Статья 13. Контроль за состоянием государственного долга Российской Федерации
Контроль за состоянием государственного долга Российской Федерации осуществляется Федеральным Собранием Российской Федерации посредством:
- получения от органов исполнительной власти необходимых документов и материалов в процессе регулярного контроля за ходом исполнения федерального бюджета;
- рассмотрения отчета об исполнении федерального бюджета;
- поручений Счетной палате Российской Федерации о проведении плановых и внеочередных проверок Казначейства Российской Федерации. Государственной долговой книги Российской Федерации и специализированного государственного банка - агента Правительства Российской Федерации по обслуживанию государственного долга типа А;
- вынесения оценки деятельности исполнительных органов по исполнению отдельных показателей федерального бюджета.
Статья 14. Передача долговых обязательств Российской Федерации в дар Российской Федерации в счет сокращения государственного долга Российской Федерации
В целях обеспечения для граждан Российской Федерации и юридических лиц, зарегистрированных на территории Российской Федерации, возможности передачи в дар Российской Федерации долговых обязательств Российской Федерации и сокращения государственного долга, Главный Казначей Российской Федерации имеет право от имени Правительства Российской Федерации принимать в дар долговые обязательства, включенные в состав государственного долга Российской Федерации. с условием их изъятия из обращения и последующего уничтожения.
Факт передачи долговых обязательств Российской Федерации в дар Российской Федерации фиксируется в Государственной долговой книге.
Статья 15. Опубликование данных о государственном долге Российской Федерации
Данные о состоянии государственного долга типа К, ежемесячно публикуются Казначейством Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации ежегодно не позднее мая текущего года публикует отчет о состоянии государственного долга Российской Федерации за предыдущий финансовый год, подготовленный на основе данных предоставленных Государственной долговой книгой Российской Федерации.
Статья 16. Вступление в силу
Настоящий закон вступает в силу с 1 января 1998 года.
Президент Российской Федерации |
Б.Н.Ельцин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.