• ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

ЗАМЕЧАНИЕ НА ПРОЕКТ ФЗ ОТ 19.02.97 Г. N 2.2-15/1380

Федеральное Собрание

- Парламент Российской Федерации

Аппарат Государственной Думы
Правовое Управление
от 19.02.97 г. N 2.2-15/1380

Председателю Комитета
Государственной Думы
по законодательству и

судебно-правовой реформе

А.И.Лукьянову

на N 53.1-134 от 13.02.97г.


Уважаемый Анатолий Иванович!


Направляю заключение на проект федерального закона "О порядке досрочного прекращения исполнения полномочий Президента Российской Федерации в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия", внесенный депутатом Государственной Думы Ю.М.Нестеровым.


Приложение: на 2 листах.


Начальник управления

В.Б.Исаков


Замечание на проект федерального закона "О порядке досрочного
прекращения исполнения полномочий Президента Российской Федерации",
внесенный депутатом Государственной Думы Ю.М.Нестеровым
(первое чтение)


Указанный законопроект направлен на конкретизацию порядка досрочного прекращения исполнения полномочий Президента Российской Федерации в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 92 Конституции Российской Федерации. В этом отношении название законопроекта не противоречит положениям Конституции Российской Федерации. Однако содержание отдельных положений проекта Федерального закона вызывает следующие замечания.

1. Название главы I проекта находится в противоречии с указанной статьей Конституции Российской Федерации, с названием законопроекта. Конституция Российской Федерации не предусматривает прекращения полномочий ни Президента Российской Федерации, ни органов законодательной, исполнительной или судебной власти. Их полномочия не прекращаются. Они установлены на неопределенный срок без их прекращения. Что касается полномочий Президента, то в Конституции Российской Федерации допускается возможность досрочного прекращения исполнения принадлежащих ему полномочий, но не прекращения полномочий как таковых. По названной причине нуждается в приведении в соответствие с Конституцией Российской Федерации и абзац пятый статьи 1 проекта.

В последнем абзаце этой статьи имеется неоправданная отсылка к Федеральному закону, не вступившему в силу.

2. Положение части первой статьи 3 законопроекта сформулировано абсолютно не логично, юридически неправильно: конкретное действие Президента Российской Федерации - досрочное прекращение исполнения его полномочий - подменено осуществлением такого действия Президиумом Верховного Суда Российской Федерации. Ошибочность такого положения не вызывает сомнения.

3. Что касается других положений законопроекта, касающихся полномочий, порядка деятельности Верховного Суда Российской Федерации и его Президиума (статьи 3, 10), то определенная степень их несогласованности с частью 3 статьи 128 Конституции Российской Федерации имеет место. В заключительных и переходных положениях законопроекта (глава III проекта) даже не предполагается действие данного федерального закона до вступления в силу Федерального конституционного закона, устанавливающего согласно статье 128 (части 3) Конституции Российской Федерации полномочия, порядок образования и деятельности Верховного Суда Российской Федерации.

4. Допустимость употребления в статьях 8, 9, 10 принудительного действия в отношении Президента Российской Федерации - его медицинское обследование вряд ли согласуется со смыслом оценки состояния здоровья Президента, признания у него стойкой неспособности осуществлять принадлежащие ему полномочия. Как следует из Конституции предметом (объектом) обследования (исследования) может быть не Президент Российской Федерации, а его состояние здоровья.

Предоставление Государственной медицинской комиссии права привлекать к своей работе зарубежных специалистов в области медицины (часть третья статьи 8 проекта) без указания на их согласие может рассматриваться в качестве декларативной меры, не влекущей их обязанности зарубежных специалистов (как впрочем и российских) участвовать в работе этой комиссии.

5. В противоречии со статьей 12 Конституции Российской Федерации находятся предлагаемые в статье 8 (часть четвертая) проекта обязанности органов местного самоуправления, их должностных лиц.


Отдел правовой экспертизы законопроектов

по конституционному законодательству

и правам человека


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.